Поэтесса петрушевская. Российская писательница Людмила Петрушевская: биография, личная жизнь, творчество. Пушкинская премия фонда Альфреда Топфера

26 мая писатель, драматург, художник, музыкант, артистка и просто один из самых ярких и талантливых людей современности отмечает 80-летие. К ее юбилею в здании ММОМА на Гоголевском бульваре куратор и художник сделали выставку «Петрушествие». О деде-лингвисте, письмах Лигачеву и Горбачеву и персональном аде Людмилы Петрушевской куратор экспозиции Анна Наринская рассказала обозревателю Наталье Кочетковой.

: Ситуация с этой выставкой выглядит примерно так. Есть писатель, которому исполняется 80 лет, который всю жизнь пишет истории. И тут к нему приходят люди и говорят: «Знаете, у нас есть свой взгляд на вас. Мы тут вас сейчас будем немного препарировать. Возможно, вы сами про себя не знаете, про что вы. А мы знаем и сейчас объясним это публике». С нашей стороны это была страшная наглость, поэтому мы были готовы к тому, что Людмила Стефановна скажет: «Простите, но я этого всего не хочу».

И то, что она так не сказала, говорит о ее невероятной широте.

Сначала я хотела назвать выставку «Петрушевскость», потому что она в первую и основную очередь про атмосферу ее текстов. И на этой выставке посетителю должно быть тревожно, странно, потому что в текстах Петрушевской конца 1970-х - начала 1980-х, таких как «Три девушки в голубом» или «Чинзано», людям тревожно, неудобно, плохо.

Эта выставка во многом посвящена тому абсурду, который царит в ее произведениях. И как здорово написала Лена Рыбакова, автор настенных текстов выставки, которые получились прямо полноценными литературоведческими исследованиями, герои Петрушевской, их квартиры и коммунальные кухни стоят ровно на том перекрестке, где сидят те парни, что ждут Годо. И мы хотели, чтобы выставка это отражала.

Людмила Стефановна сама много раз говорила, что она - писатель города: ее интересуют переживания городских людей, она видит в горожанах отдельную касту. Когда ее не печатали, а Твардовский выкинул ее тексты из «Нового мира», она говорила ему: «Вы же печатаете деревенщиков, главный плюс которых в том, что они дали голос жителям деревни. А жителям города голоса никто не дал. Они немы. И все их страдания, их разговоры уходят в небытие». Это была ее осознанная позиция.

Поэтому все пространство выставки - это большая квартира-трансформер. Каждая ее комната может быть чем-то другим, но все вместе они все равно составляют квартиру.

Эта комната - краеведческий музей. Надо сказать, что если бы мы решили сделать о Людмиле Стефановне полноценную архивную выставку, у нас бы ничего не получилось. Она - настоящий интеллигент-семидесятник: дико много переезжала, жила в маленькой квартире с тремя детьми, крохотный архив, все куда-то запихано, заброшено. Она без пиетета относилась к своим бумажкам.

И эта комната - краеведческий музей имени «широко жил партизан Боснюк». Здесь, как в провинциальном краеведческом музее, фоточки, подписи. Вот, например, это - ее дед, великий лингвист Яковлев, тот самый, который дал письменность союзным республикам, у которых ее не было.

Для меня главная здесь - эта витрина, посвященная 1991 году, когда она написала письмо Горбачеву. Она не смогла вынести ввода танков в Литву. Это ее дневник, открытый на этом месте.

Мне кажется, трудно представить слова, более адекватные сегодняшнему дню: «Можно ли думать, что сапожник борется за счастье человечества, тачая хорошие сапоги? Не бросает тачать сапоги, не идет на площадь с лозунгами, а сидит и шьет?» Она в 1991 году это пишет, и этот вопрос продолжает быть актуальным.

Это комната, которую мы называем «Уголок драматурга». Это все вещи Людмилы Стефановны, из ее квартиры. Пианино, стол, стул, полка, кресло - и так далее. Когда она жила в дикой бедности, то на уголке этого пианино она писала свои произведения. Поэтому это пианино и этот стул ее дети называли «Уголок драматурга».

Все картины, которые здесь есть, - это картины из ее коллекции. Ей их дарили художники. В частности вот Рогинский.

Это Затуловская. Это портрет Норштейна, а это, собственно, Петрушевская и есть. Прекрасный совершенно Пивоваров. Это , жена Норштейна.

А вся эта стена - ее собственные рисунки, здесь она рисует свою семью и оформляет в прекрасные рамы, большинство из которых она, по ее собственным словам, нашла на помойке.

Этот автопортрет имеет такую историю. Когда МХАТ должен был ехать с пьесой Петрушевской на гастроли во Францию, то театр уехал, а ее с собой не взяли. И она нарисовала себя в таком вот обиженном виде.

Эта комната - цитата из ее жизни. Скажем, вот это блюдо с штучками у нее так и стоит на столе.

Это работа . Она не была сделана специально для нас, но мы сочли ее подходящей.

Эта комната называется «Собрание сочинений». Как Бродский говорил, величие замысла все извиняет. И здесь как раз о величии замысла. Людмила Стефановна всю жизнь составляет свое собрание сочинений, потому что полноценного все еще не вышло. И она составляет списки рассказов, меняет их местами. Это писатель, который знает себе цену и видит свое творчество in total.

А вот на этих ленточках поместился полноценный рассказ.

Это первый драфт «Московского хора», который тогда еще назывался «Седьмой вальс». Датируется концом 1970-х. Писала она его семь лет. Это много говорит о том, как вообще она пишет. При довольно большой плодовитости она очень к себе строга.

В этой комнате идет худсовет. Комната называется «Квартира Коломбины», а это - реально взятая из дебрей архивов стенограмма худсовета, который заседал по поводу спектакля «Квартира Коломбины» и вообще спектаклей Петрушевской. Их не ставили. Единственный спектакль, который шел три дня, был «Три девушки в голубом» в Ленкоме. Были такие аншлаги, что им заинтересовался Лигачев: лично пошел посмотреть, что это. После его визита спектакль сразу сняли.

Людмила Стефановна пишет письма правительству и в этом смысле наследует Булгакову, Солженицыну. Это письмо Лигачеву. Отчаяннейшее письмо, в котором она говорит, что она мать троих детей, рассказывает, как ей трудно живется и просит вернуть спектакль.

Брусникин сделал для нас целый аудиоспектакль - он читает здесь эту стенограмму. Это очень интересное чтение. Скажем, Шатров говорит, что Петрушевская «занижает моральный облик советского человека».

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

View this post on Instagram

Писательница Людмила Петрушевская

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская в детстве

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Странствия по поводу смерти»

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Подарок принцессе. Рождественские истории»

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» - это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» - автобиографический роман.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Нас украли»

«Время ночь» - жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» - отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» - это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру , всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» - Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Дата рождения: 26.05.1938

Драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской - одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.

Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене - пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). И тут же пьессы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г. по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая "Сказка сказок" Ю. Норштейна.

Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая "профессию" сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную "студию": Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве. Вдова, муж директор Галереи «на Солянке» Борис Павлов (умер 19 сентября 2009).

Торе детей. Двое сыновей (Кирилл Харатьян и Фёдор Павлов-Андреевич) известные журналисты. Дочь (Наталья Павлова) занимается музыкой.

Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. "Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком", - говорит писательница.

Мультипликационный фильм "Сказка сказок" по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.

Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна "источником вдохновения" при создании главного персонажа "Сказки-сказок" Ёжика.

В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.

Награды писателя

(Гамбург, 1991)
Дважды номинирована на « » (1992 и 2004)
Премии журнала «Октябрь» (1993, 1996, 2000)
Премия журнала «Новый мир» (1995)
Премия журнала «Знамя» (1996)
Премия «Москва-Пенне» (Италия, 1996)
Премия им. С. Довлатова журнала «Звезда» (1999) (2002)
(2002)
Премия фестиваля «Новая драма» (2003)
Театральная премия имени Станиславского (2004)
Номинирована на (2008)
в номинации "Сборник" (2010)

Библиография

Л. Петрушевская - автор большого числа пьес, рассказов, повестей, сказок и т.д. Произведения писательницы собраны в следующих сборниках:
Бессмертная любовь (1988)
Песни XX века (1988)
Три девушки в голубом (1989)
Свой круг (1990)
Лечение Василия и другие сказки (1991)
По дороге бога Эроса (1993)
Тайна дома (1995)

Сказка про азбуку (1997)

Дом девушек (1998)
Карамзин: Деревенский дневник (2000)
Найди меня, сон (2000)
Королева Лир (2000)
Реквиемы (2001)
Время ночь (2001)
Мост Ватерлоо (2001)
Чемодан чепухи (2001)
Счастливые кошки (2001)
Где я была: Рассказы из иной реальности (2002)
Такая девочка (2002)
Черное пальто: Рассказы из иной реальности (2002)
Случай в Сокольниках: Рассказы из иной реальности (2002)
…как цветок на заре (2002)
Завещание старого монаха: Рассказы из иной реальности (2003)
Дом с фонтаном (2003)
Невинные глаза (2003)
Незрелые ягоды крыжовника (2003)
Милая дама (2003)
Девятый том (2003)
Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи Бятые (2003)

Богиня Парка (2004)
Измененное время (2005)
Город Света: Волшебные истории (2005)

    - (р. 1938) русская писательница. В пьесах (Любовь, постановка 1975; Чинзано, День рождения Смирновой, обе постановки 1977; Уроки музыки, постановка 1979), повестях и рассказах (Свой круг, 1988; Песни восточных славян, 1990; Время ночь,… … Большой Энциклопедический словарь

    Петрушевская, Людмила Стефановна - ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна (родилась в 1938), русская писательница. В пьесах (“Любовь”, постановка 1975; “Чинзано”, “День рождения Смирновой”, обе постановки 1977; “Уроки музыки”, постановка 1979), повестях и рассказах (“Свой круг”, 1988;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1938), русская писательница. В пьесах («Любовь», постановка 1975; «Чинзано», «День рождения Смирновой», обе постановки 1977; «Уроки музыки», постановка 1979), повестях и рассказах («Свой круг», 1988; «Песни восточных славян», 1990; «Время… … Энциклопедический словарь

    ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна - (р. 1938), русская советская писательница. Пьесы «Любовь» (пост. 1975), «Чинзано», «День рождения Смирновой» (обе — пост. 1977), «Чемодан чепухи» (1978), «Уроки музыки» (пост. 1979). Рассказы. Киносценарии. Переводы.■ Пьесы, М., 1983 (в… … Литературный энциклопедический словарь

    Прозаик, драматург; родилась в 1938 г.; окончила факультет журналистики МГУ; автор пьес "Любовь", "Чинзано", "День рождения Смирновой", "Уроки музыки", "Стакан воды", "Три девушки в… … Большая биографическая энциклопедия

    Людмила Петрушевская 1 февраля 2009 г. на 25 летии рок группы «Звуки Му» Имя при рождении: Людмила Стефановна Петрушевская Дата рождения: 26 мая 1938 Место рождения: Москва, СССР Гражданство: Росси … Википедия

    Людмила Стефановна Петрушевская - Юбилей Людмилы Петрушевской, которой в понедельник исполняется 70 лет, будет отмечен специальным "Петрушевским фестивалем", который растянется почти на месяц и представит писательницу в необычном для нее амплуа. Прозаик, драматург… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Петрушевской Людмилы Стефановны

Петрушевская Людмила Стефановна – российская писательница.

Детство и юность

Людмила Петрушевская родилась в Москве 26 мая 1938 года. Ее отец был ученым, доктором философии, мать – редактором. Когда Люда была еще совсем малюткой, началась война. Некоторое время девочка провела в детском доме в Уфе, а затем ее забрал на воспитание дедушка Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, и бабушка Валентина. Важно отметить, что Николай Яковлев был против того, чтобы внучку рано учили читать. Но у Люды страсть к литературе была в крови – она научилась различать буквы тайком от деда, будучи еще совсем крохой.

В 1941 году Люду и ее бабушку и дедушку эвакуировали из Москвы в Куйбышев. Там Петрушевкая провела несколько лет своей жизни. После окончания войны она вернулась в Москву, закончила школу, а потом стала студенткой Московского государственного университета, факультета журналистики.

Работа

После успешной защиты дипломной работы Людмила Петрушевская некоторое время работала корреспондентом в различных газетах Москвы, сотрудничала с разными издательствами. В 1972 году Людмила стала редактором на Центральной студии телевидения.

Писательский труд

Писать стихи и прозу Людмила начала еще в юности. Во времена студенчества она сочиняла сценарии для капустников и творческих вечеров, получала от этого истинное удовольствие, однако о том, чтобы быть серьезной писательницей, даже не мечтала. Все получилось как-то само собой – естественно, плавно, непринужденно.

В 1972 году на страницах журнала «Аврора» появился рассказ Петрушевской «Через поля». Это был писательский дебют Людмилы, после которого она пропала лет так на десять. Лишь во второй половине 1980-х годов ее произведения вновь начали публиковаться. Очень скоро ее пьесы были замечены театральными режиссерами. Сначала постановки по ее текстам попали на сцены маленьких и самодеятельных театров, а со временем и именитые храмы искусства начали с удовольствием ставить спектакли по Петрушевской. Так, в Театре-студии ДК «Москворечье» поставили ее пьесу «Урок музыки», в театре «Гаудеамус» во Львове – «Чинзано», в Театре на Таганке – «Любовь», в «Современнике» – «Квартиру Коломбины», во МХАТе – «Московский хор». Людмила Петрушевская была довольно востребованным и популярным автором, и это при том, что долгое время ей приходилось писать «в стол», так как многие редакции не могли печатать ее творения, смело рассказывающие о теневых аспектах жизни.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Людмила Петрушевская писала рассказы и пьесы разных форматов (шутки, диалоги, монологи), романы, повести и сказки как для детей, так и для взрослых. По некоторым сценариям Людмилы Стефановны были сняты фильмы и мультфильмы – «Краденое солнце», «Кот, который умел петь» и другие.

Отдельно стоит отметить книги Людмила Петрушевской о приключениях Поросенка Петра, созданные ею в 2002 году: «Поросенок Петр и машина», «Поросенок Петр и магазин», «Поросенок Петр едет в гости». В 2008 году по этой истории был снят мультфильм. А в 2010 году Поросенок Петр стал интернет-мемом после того, как в сети появилось видео на песню «Поросенок Петр съе…», созданную пользователями Lein (текст и музыка) и Артемом Чижиковым (видеоряд). Однако не только интернет-слава делает Поросенка Петра особенным персонажем Петрушевской. Дело в том, что в 1943 году американская писательница Бетти Хоу опубликовала свою книгу под названием «Поросенок Питер и его авиапутешествие». Истории Петрушевской и Хоу очень похожи многими деталями, включая основную идею и имя главного героя.

Иная деятельность

Параллельно с созданием литературных произведений Людмила Петрушевская сделала «Студию ручного труда», в которой и сама стала мультипликатором. Также писательница в рамках проекта «Кабаре одного автора» исполняла популярные песни ушедшего века, читала свои стихи и даже записывала сольные альбомы («Не привыкай к дождю», 2010; «Сны о любви», 2012).

Людмила Стефановна, помимо всего прочего, еще и художница. Она часто устраивала выставки-аукционы, где продавала свои картины, а полученную прибыль жертвовала детским домам.

Семья

Супругом Людмила Петрушевской был Борис Павлов, директор Галереи на Солянке. Муж и жена провели вместе много счастливых лет. Родили троих детей – сыновей Кирилла и Федора и дочь Наталью. Кирилл – журналист, экс-заместитель шеф-редактора ИД «Коммерантъ», экс-заместитель главного редактора газеты «Московские новости», заместитель главного редактора газеты «Ведомости». Федор – журналист и художник-перформансист, режиссер театра. Наталья – музыкант, создатель фанк-группы Clean Tone (Москва).

В 2009 году Людмила Стефановна похоронила любимого мужа.

Награды и премии

В 1991 году Людмила Петрушевская получила Пушкинскую премию фонда Тепфера. В 1993 году писательнице присудили премию журнала «Октябрь». Такое же признание от этого же журнала она получила также в 1996 и 2000 годах. В 1995 году Петрушевская стала лауреатом премии журнала «Новый мир», в 1996 – лауреатом премии журнала «Знамя», в 1999 – журнала «Звезда». В 2002 году Людмила Стефановна получила премию «Триумф» и Государственную премию Российской Федерации. В 2008 году Петрушевская стала лауреатом Бунинской премии. В том же году ей присвоили Литературную премию имени

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме