Поступки и мотивы поведения обломова. Трагичен ли образ Обломова? Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова

Русская литература подарила миру много прекрасных образов. Изнеженный Онегин и страдающий эгоист Печорин, рассудительный Болконский и эмоциональный Безухов, индивидуалист Раскольников и нигилист Базаров - вот далеко не полный перечень имен любимых нами героев. В один ряд с ними можно поставить Илью Ильича Обломова, героя великолепного романа И. А. Гончарова.

Обломов в равной степени заслуживает уважения и негодования, доброй улыбки и злого смеха. Положительные качества этого человека гораздо ярче, чем плюсы в характере Онегина или Печорина. Даже внешность Обломова производит не просто приятное впечатление, но и настраивает на спокойный лад. Гончаров подчеркивает мягкость, которая была «господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души» главного героя. Илья Ильич очень добр и благороден. Он совершенно неспособен творить подлые дела. Это хорошо понимают те, кто любит главного героя романа. Его старый друг Штольц говорит об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа!».

По мнению Ольги Ильинской, Илья Ильич своей нежностью и кротким нравом напоминает голубя. Стоит только вспомнить, как искренне радуется Обломов неожиданному приезду Штольца. Герой очень трепетно относится к чувствам любимой девушки. Когда он приходит к мысли о том, что не принесет Ольге счастья, Обломов решает отказаться от своей любви ради счастья Ильинской. Илья Ильич кричит себе: «Я похищаю чужое! Я - вор!» Это поступок чуткого человека, испытавшего глубокое чувство. Илью Ильича взволновала не внешность Ольги, а ее душа. Герой влюбился в Ильинскую тогда, когда она пела. На Обломова огромное влияние оказывает музыка, он понимает по-настоящему большое искусство. В юности Илья Ильич плакал, глядя на картины итальянских художников. Его можно назвать образованным и культурным человеком. Обломов выгодно отличается от светского бездельника Волкова и карьериста Судьбинского. В сравнении с негодяем Тарантьевым ярче видна честная и беззлобная натура главного героя. Обломов вызывает огромную симпатию, любовь у таких же умных и порядочных, как он, людей. Поэтому Штольц и Ильинская так долго пытаются спасти Обломова, так сильно сопереживаем главному герою мы.

Однако уже в первом описании Ильи Ильича, когда Гончаров дает подробный портрет своего героя, нас настораживает потрясающая беспечность, полная безмятежность Обломова. Он целый день лежит на диване, на его лице не видно признака какой-либо идеи. Постепенно перед нами раскрывается образ ленивого и безвольного человека. Обломов ничем не занимается, он не может самостоятельно позаботиться о себе. Удивительно, что даже самые неотложные дела не вызывают у героя прилива энергии. Илья Ильич хочет прожить жизнь так, как будто ее счастливо проспал. Ему даже «во сне хочется спать». Обломов сознательно отдаляется от большой жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры. Такое существование Штольц называет словом «обломовщина». Илья Ильич сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Это явление имеет глубокие корни. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями - еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким. Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел. Поэтому жизнь героя оказалась серой и незаметной. Попав в дом Пшеницыной, Обломов нашел там сытую и спокойную жизнь, когда можно много спать и ни о чем не заботиться. Илья Ильич достоин сочувствия и жалости, но нельзя не согласиться со словами Штольца: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».

Обломов продолжает галерею «лишних» людей в русской литературе, начатую Онегиным и Печориным. Он не смог реализовать свои лучшие качества, воплотить мечты в жизнь. Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.

Разделы: Литература

Пока останется хоть один русский – до тех пор
будут помнить Обломова.
И.С. Тургенев.

История души человеческой едва ли не любопытнее
и не полезнее истории целого народа.
М.Ю. Лермонтов.

Среди произведений И.А.Гончарова: “Фрегат “Паллада”, “Обрыв”, “Обыкновенная история” – роман “Обломов” занимает особенное место, он – самый знаменитый. Произведение написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права, поэтому история героя отражает конфликт, вызванный тем, что дворянство переставало быть передовым сословием и утрачивало значимое место в общественном развитии. Особенностью романа является то, что И. Гончаров впервые в русской литературе рассмотрел жизнь человека “от колыбели до могилы”. Его жизнь, он сам – главная тема произведения, поэтому оно названо “Обломов”, хотя в истории русской литературы не так много произведений называются по имени главного героя. Его фамилия относится к разряду “говорящих”, т. к. он “родов дряхлеющих обломок ”, имя Илья напоминает нам былинного героя, который до 33 лет лежал на печи, но мы знаем, что потом Илья Муромец столько добрых дел сделал, что в народной памяти жив до сих пор. А наш герой так и не поднялся с дивана (когда мы знакомимся с Обломовым, ему 32–33 года, но в его жизни ничего не меняется). Кроме того, автором использован прием повторения имени и отчества: Илья Ильич. Этим подчеркивается, что сын повторяет судьбу отца, жизнь идет по заведенному порядку.

Как только роман И.А.Гончарова вышел в свет, его героя русские критики записали в разряд “лишних” людей, где уже “числились” Чацкий, Онегин, Печорин. Литература ХIХ века описывала, в основном, судьбы неудачников, очевидно, их в среде дворян было не так много, это было удивительно, об этом и писали. Русские писатели ХIХ века пытались понять, как же на всем готовом (в то время, когда герои западной литературы жизнь свою выстраивают как борьбу за выживание, за материальное благополучие), русские герои – дворяне оказывались неудачниками и при этом были людьми очень богатыми, например, Онегин – “наследник всех своих родных ”. Или, на самом деле, “не в деньгах счастье ”? Русские герои и русские произведения до сих пор вызывают интерес, их пытаются понять зарубежные читатели и среди них школьники. А что интересно нашим десятиклассникам? В конце года был проведен опрос, какое произведение из прочитанных показалось самым интересным. Большинство десятиклассников назвали роман Гончарова “Обломов”, а по программе он изучается обзорно, в течение нескольких уроков.

Что же может быть интересного в лежебоке? Когда произносят имя Илья Обломов, в воображении появляются существенные дополнения: диван и халат, который, как раб, покорялся движению тела. Давайте вслед за автором вглядимся в черты лица его героя. “Это был человек …приятной наружности, с темно-серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с тою неопределенною задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился…” Но во всем облике Обломова открыто и ясно “светилась душа”. Эта светлая душа покоряет сердца двух женщин: Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Свет его души притягивает и Андрея Штольца, который, объездив Европу, специально приезжает посидеть на широком диване Обломова и в беседе с ним успокоить душу. Еще не было в русской литературе героя, который в течение одиннадцати глав не встает с дивана. Только приезд Штольца поднимает его на ноги.

В первых главах автор знакомит нас с посетителями Обломова, мы видим, что гостей у нашего героя бывает много. Волков забежал похвастать новым фраком и новой влюбленностью, он радовался тому и другому, а чему больше – сказать трудно, у него посещениями расписан весь день, среди посещений – приезд к Обломову. Судьбинский, бывший сослуживец, приезжает похвастать продвижением по службе (“у вице-губернатора обедаю ”), скорой выгодной женитьбой. Пенкин просит поехать с ним на гулянье, т.к. ему надо написать статью о гулянье, “вместе наблюдать будем, чего бы не заметил я, вы бы сообщили мне ”. Алексеев и Тарантьев – “два самые усердные посетителя Обломова ” – ходили к нему “пить, есть, курить хорошие сигары ”. Автор неслучайно описывает гостей Обломова во второй главе, сразу после того, как познакомил читателя с главным героем и его слугой. Он сравнивает героя с его знакомыми, и создается впечатление, что симпатии автора на стороне Ильи Обломова: он по своим человеческим качествам лучше гостей, он щедр, снисходителен, искренен. А то, что он не служит в государственном учреждении, И.А. Гончаров объясняет тем, что его герою не надо зарабатывать на хлеб насущный: “у него есть Захар и еще триста Захаров ”.

Автор находит в своем герое много странного, отталкивающего, но почему-то трудно согласиться с мнением критиков о том, что Илья Ильич Обломов – “лишний” человек. Как может быть “лишним” тот, кого любят все окружающие? Ольга Ильинская после смерти Обломова посадит на его могиле сирень в знак того, что помнит о нем. К его могиле часто приходит безутешная Агафья Матвеевна. Помнят о нем сын Андрей и Штольц. За что же все они любили Обломова? И было ли за что его любить? Автор называет душу героя светлой. Этот эпитет встречается в романе еще раз в описании Обломовки, где текла светлая река. Может быть, светлая река детства одарила его душу теплом, лучистостью? Какой любовью дышат строчки, посвященные детским воспоминаниям. Мы видим, “как небо жмется к земле, обнимая ее с любовью”, “дождь походит на слезы внезапно обрадованного человека”. У самого Обломова слезы вызывают воспоминания о матери. Он чувствителен, добр, умен, но совершенно не приспособлен к жизни, он не может управлять имением, его легко можно обмануть. “Отчего я такой?” – мучается сам герой. И находит ответ, что всему виной “обломовщина”. Этим словом Илья Ильич называет пассивность, неумение управлять мужиками, неспособность подсчитать доходы от имения. Диван и халат – это тоже символы “обломовщины ”. Очень ярко об этом говорит А.Штольц: “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Почему же он так изменился, ведь в детстве он только и ждал того часа, когда засыпала вся деревня послеобеденным сном, а он “был как будто один в целом мире ”, “он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которого начиналась его самостоятельная жизнь ”. Как же сам герой объясняет нежелание принять активное участие в жизни? Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества. Что водит ими в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя? А наша молодежь? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя?”

Очень интересно высказывание М.М. Пришвина по поводу Обломова: “…его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя”.

Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов – образы людей талантливых, ярких, умных, но судьба их складывается трагично, и это их сближает. Почему-то в переломные моменты жизни именно такие люди оказываются ненужными обществу, оно как бы “выдавливает” их, не нуждается в их уме, таланте, им не находится места в обществе.

Современная жизнь подтверждает то, что когда-то заметили А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Гончаров. И не их вина, что придуманных ими героев критики назвали “лишними” людьми.

Изучение романа И.А.Гончарова в 10 классе закономерно, т.к. в это время перед подростком стоит проблема выбора жизненного пути.

Конспект урока литературы в 10 классе

Характеристика главного героя и определение приемов создания образа

(анализ экспозиции)

Цели урока:

  • Познавательная: составить характеристику героя; проследить приемы создания образа; выразительные средства, при помощи которых создается образ; выделить элементы сюжета на примере первой главы романа.

  • Развивающая: сравнить описания в первой главе романа с картинами художников-фламандцев начала ХVII века (развитие образного мышления).

  • Воспитательная: подчеркнуть национальные черты в образе главного героя, обращая внимание на их типичность и актуальность.

Ход урока

1. Повторение.

Вспомнить, что включает в себя характеристика героя (косвенная и прямая).

2. Чтение и анализ первой главы романа “Обломов”.

Выписки, их систематизация.

– Что можно отметить в первой главе?

– Мастерство автора. Читаем первое предложение первой главы: “В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”.

Первое предложение содержит семь единиц информации:

  • В Гороховой улице
  • в одном из больших домов
  • народонаселения которого хватило бы на целый уездный город
  • утром
  • в постели
  • на своей квартире
  • лежал И.И.Обломов

Во втором предложении автор указывает возраст Обломова: “человек лет тридцати двух-трех от роду”. Случайно это или нет? В тридцать три года Иисус стал служить людям, пожертвовал собой, “тридцать лет и три года” Илья Муромец просидел на печи, но потом столько добрых дел сделал и подвигов совершил, что его помнят до сих пор. А что же Обломов?

Портрет героя.

Автор сам дает описание портрета своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано много выразительных средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный , неопределенная задумчивость, холодный человек. Это и олицетворения: с глазами, гулявшими беспечно по стенам; с лица беспечность переходила в позы всего тела; ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя метафоры: на лицо набегала туча заботы , начиналась игра сомнений . Использован также перенос явлений природы на человека: взгляд туманился.

Что же выделяется в описании внешнего вида? Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат, настоящий восточный халат,…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу ”. Илья Ильич Обломов “любил простор и приволье ”.

Посмотрим на интерьер. Сразу возникает вопрос: почему одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной?

  • Чтобы не убирать.
  • Герой практически не движется.
  • Мы можем его спокойно рассмотреть.

Что стояло в комнате?

  • Бюро красного дерева.
  • Два дивана, задок у одного дивана осел вниз.
  • Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.
  • Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
  • Неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки.

“Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил все это?”

В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание, здесь очень много деталей. Гончаров сам себя называл рисовальщиком. В.Г. Белинский отмечал: “Он увлекается своим умением рисовать”. А.В. Дружинин пишет: “Подобно фламандцам, Гончаров национален, поэтичен в мельчайших подробностях, подобно им, он ставит перед нашими глазами целую жизнь данной эпохи и данного общества”.

Что общего между описаниями Гончарова и натюрмортами голландских художников? – Прорисованы даже мелкие детали.
Почему можно их сравнивать? Мастерски выполнено каждое произведение.

Подтверждение этому найти в тексте первой главы – “занавесы из шелка ”, рисунок на ткани “с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами”; "на столе…тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да хлебные крошки”.

И.А. Гончаров при описании использует множество деталей, добиваясь правдоподобия картины.

Поступки героя.

  • Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа.
  • Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее.
  • Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать.
  • “Прочту письмо, потом встану”.
  • “Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”.
  • Он повернулся на спину.
  • Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери.

Что особенного в поведении Обломова? – Мысль – угасание, желание – угасание.

Отношение к жизни.

Если вы думаете, что Обломов не знает, как можно изменить кардинально свою жизнь, то вы глубоко заблуждаетесь. Вот его рассуждения: “С чего начать?...набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы…И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,…когда же жить ?”

Что можно сказать об отношении автора к своему герою? Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум еще не явился на помощь ”. “Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен ”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии.

  • Описание (портрет, внешний вид, интерьер).
  • Акцент на деталях.
  • Ирония.
  • Дополнение одного образа другим (Захар похож на своего хозяина).
  • Прием угасания.
  • Выделение типичных черт (герой Гончарова сразу похож и на Манилова, и на кого-то очень знакомого из нашей жизни).

3. Домашнее задание.

"...холодная красавица, выдерживает свой характер”. (Стр. 96)

“Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского”. (Стр.168)

Это какая-то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум, …когда же"

  • И.И.Обломов – герой своего времени, но и нашего времени тоже. “Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить Обломова” (В.Г. Белинский). Ваши мысли по этому поводу.
  • Обломов “стоит беспредельной любви”, сам его творец предан Обломову, его обожают все герои в романе (Штольц, Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна, Захар). За что?
  • Прочитать вторую главу. Сравнить Обломова с его посетителями.
  • Прочитать письмо Обломова к Ольге Ильинской (вторая часть, глава IХ, стр. 221–223). Что можно дополнить к характеристике Обломова, судя по этому письму?
  • По ходу чтения сделать выписки понравившихся фраз.

Десятиклассники выписали такие фразы И.А. Гончарова:

  • Хитрость – все равно, что мелкая монета, на которую не купишь многого ” (Стр. 231)
  • Где напасешься на каждый миг оглядки?” (Стр. 221)
  • Самолюбие – соль жизни” (Стр. 166)
  • Зима, как неприступная пожить ?” (Стр. 168)
  • “Вытащил из угла книгу и в один час хотел прочесть, написать, передумать все, что не прочел, не написал и не передумал в десять лет”. (Стр. 168)

Литература:

И.А. Гончаров. Избранные сочинения.– М.: Художественная литература, 1990 – 575 стр. (Б-ка учителя).

Введение

Произведение «Обломов» Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя – Ильи Ильича Обломова – человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни. Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность. Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье – Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности. Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому. На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице. Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе «Обломов» Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот. И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева. Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.
Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком. С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества – душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из «болота обломовщины», ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье. Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать. И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом «обломовской» женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь. Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал. Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Подробный анализ образа героя романа Гончарова пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Образ Обломова в романе «Обломов»».

Тест по произведению

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...