Презентация авторской сказки. Сравнение сказок - прототипов

Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.

-«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут.

Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?»

Слайд 2

Цель:

Слайд 3

Литературная сказка как жанр эпоса

Литературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: вымышленные, невероятные события и сказочные герои Повествование от лица рассказчика: Он повествует о том, что видит и слышит

Слайд 4

Зависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.

Слайд 5

Герои народных и литературных сказок

Слайд 6

Цель:

сравнить героев народных сказок и литературных.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Вывод

Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».

Слайд 13

От сказки народной к сказке авторской

Проект учащихся 4 В класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №63» г.Пензы

Слайд 14

Цель исследования

Найти сказки - прототипы Сравнить в одной паре сказок –прототипов названия сказок, их сюжет, имена героев, количество героев и волшебств в сказке, концовки, форму написания сказок, идею Написать свою сказку на сюжет народной сказки

Слайд 15

А также ответить на вопросы

Нужны ли сказки в жизни? Чему учат сказки? Авторские сказки - это самостоятельные сказки или только обработанный повтор народных сказок?

Слайд 16

Поиск сказок-прототипов

  • Слайд 17

    Поиск сказок - прототиповк сказкам Г. Х. Андерсена.200-летию со дня рождения посвящается

    Народные «Огниво» «Принцесса на горошине» «Одиннадцать лебедей» «Нищий» По мотивам арабских сказок Авторские «Огниво» «Принцесса на горошине» «Дикие лебеди» «Свинопас» «Сундук-самолет»

    Слайд 18

    Плансравнения сказок

    Сюжет - одинаковый. Имена героев - разные. Форма написания сказок: народная - в прозе, авторская - в стихах, в прозе. Концовки - разные. Идея сказок - разная.

    Слайд 19

    Сравнение сказок - прототипов

  • Слайд 20

    Сравнение сказок «Белоснежка и семь гномов»и Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

    Слайд 21

    Композиция авторской сказки

    © МОУ СОШ №15, г. Ярославль, 2007

    Слайд 22

    Цель:

    выяснить, имеют ли определенную композицию авторские сказки. Художник Юрий Сперанский

    Слайд 23

    Композиция народной сказки

    Зачин Экспозиция Завязка Развязка Исход Кульминация Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается

    Слайд 24

    Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.

    Слайд 25

    Зачин

    В некотором царстве, в некотором государстве был... Ещё в давние времена жил... Давным-давно в старину зимы были холодные...

    Слайд 26

    Концовка

    Обвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься... На том пиру и я был, мед - вино пил, по усам текло, да в рот не попало... Стали жить - поживать, добра наживать да медок попивать...

    Слайд 27

    Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: - наличие традиционных формул зачина и концовки; - наличие повторяющихся конструкций; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета.

    Слайд 28

    Литературная сказка, чтобы называться таковой, в большинстве своем заимствует у народной ее стилистические особенности. Но только от воли автора зависит речь героев сказки.

    Слайд 29

    Сказка Андерсена «Русалочка» начинается словами: «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых цветов, и прозрачная, как чистое стекло, – но зато и глубокая там».

    Слайд 30

    В народной сказке преобладает повествование. В сказке литературной, уделяющей большое значение характерам героев, важное место отводится описаниям и рассуждениям.

    Слайд 31

    Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.

    Слайд 32

    Вывод

    В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе.

    Слайд 33

    Домашнее задание

    1) Сочинить свою сказку на основе сказки «Колобок» «курочка Ряба» «Теремок» «Репка»

    Слайд 34

    Проба пера«Хитрая парочка». Аторская сказка ученицы 4 В класса Машенцевой Натальи (прототип народной сказки «Кот и лиса»)

    Жил-был в лесу Сибирский кот. Был он хитёр, Нос лапкой потёр, На охоту побрёл. Встретил в лесу Котик рыжую лису. И так её испугался, Что убежать от неё Он собрался. Но лиса была Уж больно хитра, Быстро спросила у кота: «Кто ты? И идёшь куда?» Ласково ей котик отвечает: «Я души в тебе не чаю, Где я только не бывал А красу такую не видал!» Лиса уши развела, Жениха себе нашла, Под венец повела. Жили в доме у кота: После вкусного обеда Спать улегся непоседа, А лиса, всё прибирая, Сладко песню напевая, Не спросивши муженька, Гулять по лесу пошла одна. Волка встретила она. Говорит ей волк: «Привет! Выслушай меня, мой свет: Холост я и ты девица, Вот надумал на тебе жениться». «Опоздал ты, серый волк, От тебя какой же толк! Вышла замуж я вчера За сибирского кота». «Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» «Ты поймай козлёнка мне, Котофеевой жене, Положи позадь забора, Сделай воздуха глоток, Да и прячься под кусток. Как заметит он тебя, Так беги как от огня! А не-то он загрызёт, Поколотит и побьёт!»

    Слайд 35

    Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут. Послав зайку за лисой, Стали прятаться гурьбой. Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.

    Посмотреть все слайды

    Литературная сказка как жанр эпоса Литературная сказка – это эпическое произведение, созданное автором. В ней изображаются: a) вымышленные, невероятные события и сказочные герои b) Повествование от лица рассказчика: c) Он повествует о том, что видит и слышит


    Авторские сказки Зависят от авторской фантазии. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки.








    Народная сказкаЛитературная сказка Постоянство функций Русалка – существа вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы. Непостоянство функций Русалка в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка» добрая, отзывчивая, спасает возлюбленного.


    Народная сказкаЛитературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек.


    Народная сказкаЛитературная сказка Лаконичность характеристик персонажей Баба-Яга – нос крючком, нога костяная. Развернутые характеристики персонажей Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя.




    Вывод Герои литературных сказок отличаются от героев народных сказок. В литературных сказках мир добра и зла не разграничен. Так характер героев может изменяться в ходе сказки, например, как царь Салтан и Матвей в сказках «Спящая царевна» и «Сказка о царе Салтане».








    Поиск сказок-прототипов НародныеАвторские «Морозко»«Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский «Царевич Нехитер- Немудер» «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкин «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро, «Шиповничек» в обработке братьев Гримм. «Сказка о спящей царевне.» В.А.Жуковский


    Поиск сказок - прототипов к сказкам Г. Х. Андерсена. 200-летию со дня рождения посвящается Народные «Огниво» «Принцесса на горошине» «Одиннадцать лебедей» «Нищий» По мотивам арабских сказок Авторские «Огниво» «Принцесса на горошине» «Дикие лебеди» «Свинопас» «Сундук-самолет»




    Сравнение сказок - прототипов таблица Сказка «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро Сказка «Спящая царевна» Жуковского 1. Имена героев Имена не упоминаютсяРусское имя царя – Матвей (Жуковский сразу вводит читателя в русскую среду) 2. Сюжет Сюжет практически одинаковый Сюжет практически одинаковый 3. Детали быта 1) королевский дворец-замок со множеством комнат 2) кровать красавицы с пологом царский терем-чудо старины с винтовой лестницей 4. Речевой колорит Рыцари, латники, фея, залыЦаревич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир» - русские фразеологизмы 5. Концовки Концовка, характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню Концовка, характерная для русских народных сказок 6. Форма Сказка в прозеСказка в стихах










    Предписание или запрет нарушение отъезд героя встречи с дарителями появление противника борьба победа испытания по пути домой узнавание героя свадьба Определенный комплекс мотивов или повторяющихся элементов-функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.




    Обвенчался Иван с Царь-девицей, стали они жить-поживать и добра наживать. Видно и старики бывают полезны, без них тоже не обойдёшься... На том пиру и я был, мед - вино пил, по усам текло, да в рот не попало... Стали жить - поживать, добра наживать да медок попивать... Концовка


    Так, фольклорной сказке, как представителю эпического жанра, присущи следующие особенности: - наличие традиционных формул зачина и концовки; - наличие повторяющихся конструкций; - разговорная речь, - повторяющиеся приемы повествования, - трехступенчатое строение сюжета.








    Художественное время не совпадает с временем реальным. Таким образом, в народной сказке оно убыстряется (например, не описывается дорога героя, ведущая к цели, а просто сообщается факт отправления и факт прибытия). В литературной сказке писатель волен убыстрить одни события и задержать другие, нарушить их последовательный ход, по-своему переставить их во времени.


    Вывод В авторских сказках отсутствует зачин, присущий фольклорным сказкам. Используется лишь элементы традиционной схемы, большое значение имеет авторская фантазия. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает идеи, свойственные эпохе. Проба пера «Хитрая парочка». Аторская сказка ученицы 4 В класса Машенцевой Натальи (прототип народной сказки «Кот и лиса») Жил-был в лесу Сибирский кот. Был он хитёр, Нос лапкой потёр, На охоту побрёл. Встретил в лесу Котик рыжую лису. И так её испугался, Что убежать от неё Он собрался. Но лиса была Уж больно хитра, Быстро спросила у кота: «Кто ты? И идёшь куда?» Ласково ей котик отвечает: «Я души в тебе не чаю, Где я только не бывал А красу такую не видал!» Лиса уши развела, Жениха себе нашла, Под венец повела. Жили в доме у кота: После вкусного обеда Спать улегся непоседа, А лиса, всё прибирая, Сладко песню напевая, Не спросивши муженька, Гулять по лесу пошла одна. Волка встретила она. Говорит ей волк: «Привет! Выслушай меня, мой свет: Холост я и ты девица, Вот надумал на тебе жениться». -«Опоздал ты, серый волк, От тебя какой же толк! Вышла замуж я вчера За сибирского кота». -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай козлёнка мне, Котофеевой жене, Положи позадь забора, Сделай воздуха глоток, Да и прячься под кусток. Как заметит он тебя, Так беги как от огня! А не-то он загрызёт, Поколотит и побьёт!»


    Волк помчался за козлом, Чтоб увидеться с котом. А лисица всё гуляла И медведя повстречала: -«Здравствуй, девица-лисица, -Разреши мне поклониться, Может быть, с тобой вдвоём Вечерком ко мне зайдём?» -«Знай, медведь, я вышла замуж, -«Изменять ему не стану. Ты не приставай Котофеевой жене! А не то тебя мой кот Поколотит и побьёт!» Удивился наш медведь – Тут ты рыжей не перечь: -«Как увидеть-то его, Муженька-то твоего?» -«Ты поймай, медведь, быка, Да очисть ему бока, Сам же спрячься в кусты И сиди ты там, покуда Не увидишь моё чудо!» Тут пошла лиса к герою Приготовить мужа к бою. Вот пришла она домой, Ну, а муж всё спит порой. Разбудила, накормила Рассказать всё не забыла, -«Ой, послушай, милый мой, Ты посуду уж домой, Гости скоро к нам придут, Мясо гости принесут». Перекрасила кота Она в разные цвета, Чтоб страшнее волку было. А медведя жуть взяла. Ну, а звери ждут - пождут И гостинцы стерегут. Послав зайку за лисой, Стали прятаться гурьбой. Сели звери под кусты И зарылися в листы. Ждут – пождут, а пары нету, Зайка ищет их по свету. Вот нашёл их и ведёт, А зверей-то страх берёт. Кот придвинулся к мясцу, Волк зашебуршил листву. Кот подумал: «Это мышка!» Да как прыгнет в лапы мишке, А медведь так испугался, Что на дерево взобрался. Волк помчался со всех ног, Со всех ног, как только мог. Бросив котика с лисой, Звери кинулись домой. А кот с лисой всё жили, Ели мясо, не тужили. И сейчас они живут: Лиса – плутовка и Кот – плут.

    Цели проекта:

    1. Знакомиться с писателями – создателями сказок.
    2. Знакомиться с художниками – иллюстраторами сказок.
    3. Знакомиться с театральными постановками на сюжет авторских сказок.
    4. Сравнивать художественные и мультипликационные фильмы, в основе которых лежит сказочный сюжет.
    5. Познакомиться с композиторами, создававшими свои произведения на сюжеты авторских сказок.

    Оборудование:

    1. Презентации:

    2. Выставка книг.
    3. Выставка рисунков.
    4. Приложение 1 (задания к проекту “Авторские сказки”)

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Чему учат сказки?
    - Нужны ли сказки в жизни?

    3. Выступление ученика.

    Сравнение сказки А. Аксакова “Аленький цветочек” и сказки Лепренс де Бомон “Красавица и Чудовище”.

    “Аленький цветочек”.

    Сказка ключницы Пелагеи.

    Сказку “Аленький цветочек” записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести “Детские годы Багрова-внука”:

    “Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве...”

    Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?

    На другой же день выслушал я в другой раз повесть об “Аленьком цветочке”. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я “Царь-девицу”, “Иванушку-дурачка”, “Жар-птицу” и “Змея Горыныча”.

    В последние годы жизни, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука”, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку “Аленький цветочек” и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

    Лепренс де Бомон. Красавица и Чудовище

    Иностранный вариант Аленького цветочка. Тот же вопрос: Что же важнее: красота телесная или душевная?

    4. Выступления учеников в соответствии с планом, составленным коллективно во время подготовки проекта:

    * Рассказать о писателе по плану:

    Какие русские писатели создавали сказки?
    - Какие сказки они сочинили?
    - Что ты знаешь о жизни и творчестве?

    * Рассказать на тему:

    Какие анимационные или игровые фильмы были созданы на сюжеты авторских сказок?
    - Какие художники- аниматоры, композиторы, режиссёры создавали их?
    - Какие актёры играли в кинофильмах?
    - Какие фильмы тебе наиболее понравились? Объясни.

    * Рассказать о театральном спектакле по плану:

    Какой театральный спектакль поставлен на сюжет авторской сказки?
    - В каком театре ты видел его?
    - Сравни спектакль и сказку, на сюжет которой он поставлен.
    - Кто из героев спектакля особенно тебе запомнился и почему?

     
  • Статьи по теме:
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
    Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
    * Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме