Презентация на тему "александр порфирьевич бородин". Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях. Переход на распевание

Александр Порфирьевич Бородин – химик и композитор Подготовили ученицы 8«А» класса МБОУ «Школа №24»г.Рязани Макарова Виктория и Желудева Ксения Руководитель проекта учитель химии В.А.Бучкова «…Может собственных Платонов И пылких разумом Невтонов Российская земля рождать» М.В.Ломоносов «Музыка – моя забава, химия – мое дело» А.П.Бородин Александр Порфирьевич Бородин (12.11.1833 – 27.02.1887) Русский композитор и талантливый химик, ученый и профессор медицины дирижер и музыкальный критик, активный общественный деятель 3 Детские годы - Царское Село – 12 ноября 1833 г Незаконнорожденный, отец – князь Гедианов Саша записан сыном слуги своего отца Отец – князь Гедианов Детские увлечения: … фортепиано В 14-летнем возрасте …и химия Первые успехи в музыке Обучение музыке – флейта, фортепиано «Полька Элен» - сочинил в 9 лет Концерт для флейты в сопровождении фортепиано – сочинил в 13 лет 5 Первые успехи в учебе I Петербургская гимназия, экзамен на аттестат зрелости – 1850 г. Вольнослушатель Медико-хирургической академии 6 Медико-хирургическая академия знакомство камерно-инструментальной музыкой, музыкой М.И.Глинки 1856 г. – окончание на «отлично» МХА. Диссертация 1858 г. – защита диссертации пишет романсы (романс «Море») 7 Н.Н.Зинин, русский химик-органик, академик Петербургской АН «…господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На Вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а Вы все думаете о музыке и о двух «зайцах» 8 Гейдельберг – 1859 год Русские ученые-химики в Гейдельберге (в центре – А.П.Бородин и Д.И.Менделеев Гейдельбергский университет Вид Гейдельберга 9 Гейдельберг – 1859 год 10 Знакомство с Д.И.Менделевым Синтез новых органических соединений: C3H7COOAg + Br2 C3H7Br + CO2 + AgBr C4H9COOAg + Br2 C4H9Br + CO2 + AgBr (C2H5)2Zn + 2C6H5COOC2H5 2C4H10 +(C6H5COO)2Zn Съезд химиков в Карлсруэ (Германия) Д.И.Менделеев Н.Н.Бекетов «… на конгрессе приятно было видеть, что новые начала, которым все молодые русские химики следуют, взяли верх над рутинными понятиями, господствующими в массе химиков» Д.И.Менделеев А.П.Бородин 11 Работа в химической лаборатории г.Пизы (Италия) 1862 г. Получил фтористый бензоил: KF, HF C6H5COCl C6H5COCF В настоящее время это вещество используется в качестве добавки к пластмассам для предотвращения их старения 12 Знак об окончании ЖВК 13 Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом "женском вопросе". Более горячего и деятельного поборника женского образования трудно было найти. Для него это было "sancta sanctorum", ради защиты которого он готов был жертвовать всем. В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром же на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин врачей десяти курсов 1872 1887". Преподаватели ЖВК – 1872 г. 14 «Могучая кучка» М.П.Мусоргский М.А.Балакирев – основатель кружка Ц.А.Кюи Н.А.РимскийКорсаков А.П.Бородин II симфония «Богатырская» «… И никто не знает, скоро ль час ударит пробужденья» Песня «Спящая княжна» Опера «Князь Игорь» 1890 год – премьера оперы «Князь Игорь» Ария князя Игоря Половецкие пляски 27 февраля 1887 года Похоронен в Александрово-Невской лавре. На памятнике – 4 формулы полученных им соединений и музыкальные темы из оперы «Князь Игорь» «Единственным мерилом времени является память» … он жив в своих научных трудах …а еще более жив в музыке – она его обессмертила Юбилейная медаль к 160-летию А.П. Бородина От природы ему досталось: могучий разум ученого гениальность композитора литературное дарование Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал людям

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Презентацию на тему "Александр Порфирьевич Бородин. Биография" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 8 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Слайд 3

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте ифортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Слайд 4

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Слайд 5

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

Слайд 6

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Слайд 7

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторыНиколай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Введение.

    Данный план урока подходит для проведения открытого урока, на котором присутствуют ученики с 4 по 10 классы, но он может быть использован и для проведения урока с одним классом.

    Цель: популяризация имени великого композитора, учёного-химика А. П. Бородина.

    Задачи:

    1. Познакомить с музыкальным творчеством композитора, пробудить интерес к музыке и химии.
    2. Воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма и гордости за отечественную историю и искусство.
    3. Развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся.

    Оборудование: слайд-презентации, портреты современников А. П. Бородина, музыкальные произведения Бородина, ТСО.

    Перед уроком учащимися 6–10 классов под руководство учителя готовится музыкально-литературная композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”. Ученики из класса выбирают себе персонажей оперы (князь Игорь, его жена Ярославна, половецкий хан Кончак и прочие) и получают на руки тексты соответствующих стихов и песен, которые или учат наизусть, или используют в процессе исполнения композиции.

    Участвующие обязательно должны быть знакомы с сюжетом “Слова о полку Игореве” и добровольно согласиться на участие в той или иной роли. Учителю необходимо заранее подготовить каждого ученика к выступлению, ответить на все интересующие учеников вопросы по этой теме.

    Выступления учеников в композиции происходят под заранее подготовленные музыкальные записи или под живое исполнение учителя на фортепиано. Также по ходу повествования показываются слайды специально заготовленной презентации, повествующей о сюжете оперы, и звучит пересказ сюжета учителем.

    Ход мероприятия

    Учитель музыки: Сегодня мы познакомимся с жизнью и музыкальным творчеством Александра Порфирьевича Бородина. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель.

    По ходу урока ученикам показываются отдельные слайды презентации о Биографии Бородина (Презентация 1).

    Слайды 1–4. Великий химик и композитор А. П. Бородин.

    Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и музыке.

    В. В. Стасов, музыкальный критик говорил о Бородине: “А. П. Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…”

    Д. И. Менделеев писал о Бородине: “Первоклассный химик, которому многим обязана химия”.

    Слайды 5–7. Семья и детство А. П. Бородина. Царское Село.

    31 октября (12 ноября) 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чём в церковной книге появилась запись: “Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа… у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр”. Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр. Настоящим отцом Саши был князь Лука Степанович Гедианов, из древнего рода Имеретинских, мать – солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. Князю было, без малого 60 лет и в Москве у него существовала законная семья. Ни на что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца. Лука Степанович всегда мечтал о сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы.

    Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне и не жалела средств на его обучение. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мать в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте.

    Музыкальная страничка: учитель исполняет на блок-флейте небольшую песенку.

    Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу “Полька Элен”, в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.

    Музыкальная страничка: учитель исполняет “Польку” Бородина; учитель и ритмический оркестр 4 и 5 классов исполняют “Мазурку” Бородина. Приложение 3, Приложение 4.

    Слайды 8–9. Учёба в Медико-хирургической академии.

    Летом 1850 года Александр Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце ХVIII века, представляла собой самое крупное высшее учебное заведение России. А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера, концерты.

    Слайды 10–11. Бородин – профессор медицины.

    В 1856 году Бородин на “отлично” закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале. Он стал профессором медицины.

    Слайды 12–17. Бородин – талантливый химик.

    К своему любимому занятию химией он смог вернуться только после сдачи экзамена на степень доктора медицины – его диссертация имела химическую направленность. В ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гельдейберг.

    Учитель: Какие черты характера вы угадываете в человеке, сочетавшем в себе и любовь к музыке, и интерес к науке?

    Ответ учащихся: Талантливость, ум, образованность, любознательность, любовь к труду…

    Учитель: Всё это так, Бородин был именно таким выдающимся человеком. Благодаря этим качествам русская интеллигенция заслужила уважение не только в России, но и во всём мире.

    Слайд 18. Встреча с Прототоповой.

    Музыкальная страничка: по ходу повествования учитель музыки исполняет фрагмент до-диез минорного вальса Шопена (после слов “произведения Шопена”) и фрагмент Марша Мендельсона (после слов “они поженились”).

    Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Вот как это произошло.

    В Гейдельберге Александр Порфирьевич находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Боткин и другие учёные. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из таких вечеров происходит знакомство с русским писателем Тургеневым.

    Однажды присутствовала на вечере недавно приехавшая специально по этому поводу пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. “Пока я играла, – вспоминала она, – Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал “ярым мендельсонистом”. Вскоре они поженились.

    Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене, называют жемчужиной русской классики. Композитор первую часть квартета назвал “Ноктюрн”.

    Также необыкновенно поэтичен ноктюрн Бородина из фортепианной сюиты. Его мы и послушаем в исполнении учителя музыки.

    Музыкальная страничка: учитель просит ученика прочитать на фоне музыки текст: “Ноктюрн в переводе с французского – ночной. Ноктюрном называют лирические и мечтательные пьесы, навеянные образами ночи”.

    Небесный свод, горящий славой звездной,
    Таинственно глядит из глубины, –
    И мы плывём, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены,
    Ф. Тютчев.

    Слайды 20–21. “Могучая кучка”.

    Решающим в музыкальной биографии Бородина стал 1862 год, когда он познакомился и подружился с Милием Балакиревым и его кружком “Могучая кучка”, в которую входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Это были богатыри, которые прославили русскую музыку. Под их влиянием Бородин начал работу над 1 симфонией.

    Слайды 22–23. Симфонии.

    Всего Бородиным написано три симфонии и одна из них называется “Богатырская”.

    Учитель: Давайте вспомним музыку этой симфонии. Посмотрите на картину Васнецова “Три богатыря” (ученикам показывается фотография картины). Послушайте начало симфонии, глядя на эту картину, и подберите слова к характеру музыки. Какая музыка?

    Музыкальная страничка: звучит короткий фрагмент симфонии № 2.

    Ответ учащихся : Сильная, мужественная, суровая, могучая, энергичная, смелая, богатырская…

    Учитель: Молодцы. Так композитор хотел изобразить величие своей страны, крепость духа и мужество её защитников.

    Находясь в Йене (Германия), Бородин посетил театр, концерт из произведений Ф. Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что приехал Бородин Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: “Вы написали превосходную симфонию”. Впоследствии Бородин описал эту встречу в своём музыкальном очерке.

    Слайд 24. Бородин – лирик.

    Бородин обладал даром поэта и иногда сочинял стихи.

    Я спросил у свободного ветра:
    “Что мне делать, чтоб быть молодым?”
    Мне ответил играющий ветер:
    “Будь воздушным, как ветер, как дым”.
    Л спросил у могучего моря:
    “В чём великий завет бытия?”
    Мне ответило звучное море:
    “Будь всегда полнозвучным, как я!”
    Я спросил у высокого солнца:
    “Как мне вспыхнуть светлее зари?”
    Ничего не ответило солнце.
    Но душа услыхала: “Гори!”

    Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, и собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения, как “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота”, “Море” и другие.

    Слайды 25–26. Песни и романсы Бородина на стихи знаменитых поэтов.

    Музыкальная страничка: учитель исполняет песню-романс “Красавица-рыбачка” на слова Г. Гейне. Приложение 5

    Слайды 27–30. Опера “Князь Игорь”.

    В 1869 году Бородина увлекает сюжет “Слово о полку Игореве”, предложенный В. В. Стасовым. Эпос XII века “Слово о полку Игореве” описывает неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Композитор при участии Стасова создаёт либретто для новой оперы – “Князь Игорь”.

    В 1887 году случается скоропостижная смерть этого замечательного учёного и талантливого композитора. Его тело хоронят в Александро-Невской лавре рядом с телом друга Бородина, композитором М. П. Мусоргским.

    Работа над оперой “Князь Игорь”, затянувшаяся на 18 лет, так и не была завершена автором. После смерти Бородина его друзья, Римский-Корсаков и Глазунов закончили оперу. Опера состоит из четырёх действий с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

    Учитель: сейчас вы увидите музыкально-литературную композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”, подготовленную учащимися 6–10 классов.

    По ходу исполнения композиции показываются отдельные слайды презентации об опере Бородина “Князь Игорь” (Презентация 2).

    Слайды 1–6. Введение.

    В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина – опера “Князь Игорь”, являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.

    Опера “Князь Игорь” развивает традиции эпической оперы Глинки “Руслан и Людмила”. Либретто оперы написал сам композитор Бородин. Источником для либретто послужил замечательный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

    Учитель представляет заранее подготовившихся учеников, называя их роли в композиции:

    Слайд 7. Главные герои оперы: Игорь Святославович, князь северский. Баритон.

    Слайд 8. Ярославна, его жена. Сопрано.

    Слайд 9. Кончак, половецкий хан. Бас.

    Слайд 10. Владимир Игоревич (сын князя Игоря); Кончаковна (дочь половецкого хана).

    Слайд 11. Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях – в городе Путивле, во втором и третьем действиях – в половецком стане в 1185 году.

    Слайд 12. Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы.

    Слайд 13. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим “Божьим знаменьем” и советуют Игорю отложить поход.

    Слайд 14. Однако Игорь уверен в правоте своего дела – он идёт защищать Русь.

    Слайд 15. Хор.

    Под аккомпанемент учителя ученики поют хором:

    Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!

    Слайд 16. Один ученик исполняет мелодекламацию из трех строк, затем опять поёт хор:

    С Дону великого до лукоморья
    Слава звенит по степям половецким.
    В землях незнаемых славу поют вам!
    Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!
    Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси!

    Ученикам показывается видео. Видеофильм можно получить у автора статьи.

    Слайд 17. Действие первое. Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

    Слайд 18. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии Галицкого:

    Только б мне дождаться чести,
    На Путивле князем сести,
    Л б не стал тужить,
    Я бы знал, как жить!

    Всем чинил бы я расправу.
    Как пришлось бы мне по нраву.
    Всем бы суд чинил,
    Всех вином поил. Пей, пей, пей, гуляй!

    Слайд 19. Ученики (девочки и мальчик) разыгрывают сценку:

    Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Княгиня высказывает Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

    Слайд 20. Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце.

    Слайд 21. Под аккомпанемент учителя ученица читает слова Ярославны:

    Полечу кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

    Слайд 22. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену.

    Слайд 23. Под аккомпанемент учителя все ученики (мальчики) исполняют фрагмент хора бояр:


    Тебе мы несём, княгиня.

    Слайд 24.

    Мужайся, княгиня, недобрые вести
    Тебе мы несём, княгиня.

    Слайд 25. Ученик бьёт в гонг – изображает звон колокола.

    Звон набатного колокола возвещает об опасности – половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

    Слайд 26. Действие второе. В половецком стане томится в плену князь Игорь.

    Слайд 27. Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга – Ярославну.

    Слайд 28. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии князя Игоря: Приложение 7.

    О, дайте, дайте мне свободу,
    Я свой позор сумею искупить;
    Спасу я честь свою и славу,
    Я Русь от недруга спасу!

    Ты одна, голубка, лада.
    Ты одна винить не станешь.
    Сердцем чутким всё поймешь ты,
    Всё ты мне простишь.

    Слайд 29. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается.

    Слайд 30. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем – лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати.

    Слайд 31. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии хана Кончака:

    Я храбр, я смел, страха я не знаю,
    Все боятся меня, всё трепещет кругом.
    Но ты меня не боялся, пощады не просил, князь.

    Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
    А другом надёжным, а братом твоим
    Мне хотелося быть, ты поверь мне!

    Слайд 32. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами.

    Слайды 33–34. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками – то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

    Слайд 35. Ученицы вместе с учительницей исполняют хор половецких девушек-невольниц:

    Улетай на крыльях ветра
    Ты в край родной, родная песня наша,
    Туда, где мы тебя свободно пели,
    Где было так привольно нам с тобою.

    Там, под знойным небом.
    Негой воздух полон,
    Там под говор моря,
    Дремлют горы в облаках.

    Слайды 37–38.

    Там так ярко солнце светит,
    Родные горы светом заливая,
    В долинах пышно розы расцветают,
    И соловьи поют в лесах зелёных.

    Слайды 39–40.

    Там так ярко солнце,
    Сладкий виноград растёт.
    Там тебе привольней, песня.
    Ты туда и улетай!

    Слайд 41. Действие третье. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей – для князя, княжича и себя.

    Слайд 42. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

    Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: “Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей”. Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: “Вот тебе жена, Владимир!”

    Показ слайдов приостанавливается.

    Действие четвёртое. В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа – где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг – на выжженные сёла, заброшенные пашни.

    Ученикам показывается видео. Видеофайл можно получить у автора статьи.

    Слайд 43. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней!

    Слайды 44–46. Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря, колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть – вернулся князь! Народ величает князя Игоря.

    Показ слайдов останавливается.

    Учитель: дорогие ученики! Вы познакомились с оперой “Князь Игорь” великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Это одно из известнейших произведений русской культуры, эпос, повествующий об исторических событиях нашей страны, происходивших в далёком прошлом.

    Б. В. Асафьев говорил: “Князь Игорь” – опера высокого гражданского звучания. Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.

    Конец плана урока.

    А в 1859 году Александр Бородин был послан изучать химию в немецкий город Гейдельберг в лабораторию профессора Эмиля Эрленмейера. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у друзей и предавались своему любимому занятию - музыке.

    В Германии Александр Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой и в 1863 году она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, Екатерина Сергеевна имела на его творчество самое благотворное влияние.

    Все свое время Александр Бородин делил между научным трудом, профессурой, музыкой и общественной деятельностью и всему этому он отдавался с одинаковым увлечением и любовью. В 1862 году, вернувшись в Россию, Бородин был назначен профессором по кафедре химии в медико-хирургической академии, а с 1863 года профессором кафедры химии Лесной академии. С 1864 года - он ординарный профессор. С 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

    Разделы: Музыка

    «Россия – единственная страна,
    в которой можно сделать все, несмотря ни на что».
    Н.Н. Зинин

    Цели и задачи.

    1. Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии.
    2. На примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности.
    3. На примере разностороннего творчества А.П.Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.
    4. Демонстрация того, что наука и искусство на самом деле не так уж и далеки друг от друга.

    Методы :

    • стимулированияи мотивации учебно-познавательной деятельности,
    • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    Наглядные пособия и ТСО:

    • презентация Microsoft Power Point «А.П.Бородин – великий химик и композитор»;
    • коллекция портретов композиторов «Могучей кучки»;
    • видеосюжет оперы «Князь Игорь»;
    • фонограмма,
    • магнитофон.

    Музыкальный материал:

    • А.П.Бородин (ария князя Игоря);
    • музыка в записи:
      «Улетай на крыльях ветра» – из оперы «Князь Игорь»,
      «Чем тебя я огорчила» – романс,
      фрагмент из I струнного квартета;
    • раздаточный материал для учащихся о Бородине «Занимательные факты».

    Раздаточный материал:

    • занимательные факты из жизни А.П. Бородина
    • цветные карандаши, краски, фломастеры
    • викторина по опере «Князь Игорь»

    Ход урока

    I. Организационный момент:

    1) Приветствие, перекличка;
    2) Эмоциональная настройка;
    3) Обеспечение учащихся наглядными пособиями и раздаточными материалами;
    4) Информация о теме и задачах урока.

    II. Проверка домашнего задания; проверка ранее изученного материала: заполнить таблицу, чья музыка легла в основу литературного содержания – приложение №1 ;

    III. Изучение нового материала: Мы завершили проверку домашнего задания, Хорошо, что вы помните многое из ранее изученного материала. Посчитаем, сколько очков заработал каждый из вас. При дальнейшей активной работе на уроке вы сможете улучшить свои показатели.

    Разминка: вопросы и ответы - приложение №2

    Учитель.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося педагога, создателем органической химии и гениальным композитором.

    Кто же он композитор или химик?

    Александр Порфирьевич Бородин

    Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Занимательные факты

    (раздаточный материал) ученики заранее знакомятся с фактами из жизни композитора и рассказывают об этом на уроке.

    1-й ученик. Рассеянность Бородина.

    Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция...»

    2-й ученик. За меня не волнуйтесь...

    Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

    – Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез...

    Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты... Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

    – Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.

    – Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

    3-й ученик. Высказывания о Бородине

    «Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.

    «А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники.

    «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.

    «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

    4-й ученик. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.

    – Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному из своих дьявольских сосудов, что-то бросил в него, и дым из серого стал желто-зеленым.

    Динь-динь-динь – сама собой зазвенела какая-то склянка, через трубку из другой опрокинутой и горбатой посудины что-то закапало – значит, сейчас еще что-нибудь закипит или взорвется.

    – А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

    – На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

    – Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

    – Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

    – В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

    Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед. Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

    5-й ученик.

    Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока.

    У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

    Учитель.

    В духовом оркестре три группы инструментов: медные, деревянные и ударные.

    Пример - звучание оркестра.

    Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано ,

    а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток».

    В 17 лет Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при, Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

    В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

    Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой .

    Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

    Перед Бородиным встал вопрос выбора . Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.

    Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

    Учитель : сейчас вы услышите «Струнный квартет №1» фрагмент.


    Мне бы хотелось, чтобы вы, в своих тетрадях используя, различные цветовые гаммы нарисовали, музыкальный образ покоя и тишины.

    Слушание. «Струнный квартет№1» (анализ прослушанного произведения)

    Разминка. Динамическая пауза.

    Учитель.

    Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей.

    Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь».

    Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бородина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен князем Николаем.

    Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор».

    Сейчас в классе прозвучит ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь», (вспомним - что такое ария?). Ответы ребят. В этой арии князь Игорь переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем.

    Анализ прослушанного произведения.

    Он умер мгновенно , от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

    Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония... И все-таки как много он сделал!

    Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством:

    Х и м и я

    • Реакция альдольной конденсации.
    • Опера «Князь Игорь»
    • Получение бензидина.
    • «Реакция Бородина».
    • Реакция уплотнения альдегидов.
    • 42 научные работы.

    Музыка

    • Опера «Князь Игорь»
    • Три Симфонии
    • Два квартета
    • Сюита для фортепиано
    • Опера-фарс «Богатыри»
    • 18 романсов

    Учитель.

    Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования- ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

    Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.

    Хор «Славься» на доске фото большого хора

    Переход на распевание

    Задача: формирование певческих навыков, четкой артикуляции, дикции, правильного дыхания, умение петь хором, соло.

    Песня «Ты - человек» композитор Е. Крылатов.

    Учитель.

    Итог:

    • сегодня на уроке мы познакомились с выдающимся композитором и учёным Александром Порфирьевичем Бородиным,
    • узнали его заслуги перед Отечеством и музыкой,
    • прослушали музыкальные фрагменты творчества композитора,
    • познакомились с симфоническим оркестром.

    Узнали, что химия и музыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Оценка эффективности урока.

    Перед объяснением нового материала, я объяснила учащимся, что за каждый правильный ответ учащиеся получают индивидуальную карточку с рисунком музыкального инструмента из симфонического оркестра. Учащийся, набравший наибольшее количество карточек оценивается в пять баллов.

    Дом, задание: найти фамилии композиторов, чья музыка была связана с наукой, медициной, военным делом.

     
    Статьи по теме:
    Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
    Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
    Значение птицы при гадании
    Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
    Рыба, тушенная в майонезе
    Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
    Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
    Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...