Приподнимала неизбежны сказать. Речевые ошибки: виды, причины, примеры. Примеры и причины возникновения речевых ошибок

2. За-да-ние 2 № 5495. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Ко-роль-ков сам не вме-шал-ся в кон-фликт жены и до-че-ри?»

1) По-то-му что он не по-ни-мал сути кон-флик-та.

2) По-то-му что Ко-роль-ков по-ни-мал, что в кон-флик-те ви-но-ва-ты обе сто-ро-ны.

3) По-то-му что Ко-роль-ков по-ни-мал, что в кон-флик-те ви-но-ва-та мать.

4) По-то-му что Ко-роль-ков любил дочь и по-та-кал ей во всём.

(1)По дому пла-ва-ли за-па-хи и крики. (2)На-деж-да на-кры-ва-ла стол и ру-га-лась с Ок-са-ной, ко-то-рая на-хо-ди-лась в ван-ной и от-ве-ча-ла через стену. (3)Слов не было слыш-но, но Ко-роль-ков улав-ли-вал смысл кон-флик-та. (4)Кон-фликт со-сто-ял в том, что На-деж-да хо-те-ла си-деть за сто-лом вме-сте с молодёжью, а Ок-са-на имен-но этого не хо-те-ла и при-во-ди-ла в при-мер дру-гих ма-те-рей, ко-то-рые не толь-ко не сидят за сто-лом, но даже ухо-дят из дома. (5)На-деж-да кри-ча-ла, что она по-тра-ти-ла не-де-лю на при-го-тов-ле-ние празд-нич-но-го стола и всю про-шлую жизнь на вос-пи-та-ние Ок-са-ны и не на-ме-ре-на си-деть на кухне, как при-слу-га. (6)Ко-роль-ков лежал у себя в ком-на-те на ди-ва-не и думал о том, что Ок-са-на не умеет раз-го-ва-ри-вать с ма-те-рью, а На-деж-да — с до-че-рью. (7)Она ко-ман-ду-ет, уни-жая её. (8)И они за-жи-га-ют-ся друг о друга, как спич-ка о ко-ро-бок. (9)Ко-роль-ков знал по себе: от него тоже можно чего-то до-бить-ся толь-ко ле-стью. (10)Лесть как бы при-под-ни-ма-ла его воз-мож-но-сти, и он стре-мил-ся под-нять себя до этого но-во-го и при-ят-но-го ему пре-де-ла.

(11)От-во-ри-лась дверь, и вошла Ок-са-на в длин-ной новой кофте в стиле «ретро», или, как она на-зы-ва-ла, «ре-тру-хи».

- (12)Пап, ну скажи ей, — гром-ко по-жа-ло-ва-лась Ок-са-на. — (13)Чего она мне нервы мо-та-ет?

- (14)Как ты раз-го-ва-ри-ва-ешь с ма-те-рью? — одёрнул Ко-роль-ков.

- (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в на-пряжёнке. (18)Она вечно что-ни-будь ляп-нет, и всем не-удоб-но…

- (19)Что зна-чит «ляп-нет»?

- (20)Ну, не ляп-нет. (21)Про-из-несёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт об-ра-щать на меня вни-ма-ние… (23)Или начнёт всем на-кла-ды-вать на та-рел-ки, как будто голод…

- (24)До-воль-но-таки про-тив-но тебя слу-шать, — объ-явил Ко-роль-ков. — (25)Ты го-во-ришь, как за-кон-чен-ная эго-ист-ка.

- (26)Но ведь мой день рож-де-ния. (27)Мне же шест-на-дцать лет. (28)По-че-му в этот день нель-зя сде-лать так, как я хочу?

(29)Ко-роль-ков по-смот-рел с тос-кой на её чи-стень-кое но-вень-кое ли-чи-ко с но-вень-ки-ми ярко-бе-лы-ми зу-ба-ми и по-ду-мал, что её пе-ре-лю-би-ли в дет-стве и те-перь придётся жать то, что по-се-я-ли. (30)Он по-ни-мал, что нужен был до-че-ри не тогда, когда носил её на руках и по-се-щал в оздо-ро-ви-тель-ном дет-ском ла-ге-ре. (31)А имен-но те-перь, в шест-на-дцать лет, когда за-кла-ды-ва-ет-ся фун-да-мент всей даль-ней-шей жизни. (32)И не ам-бу-ла-тор-но, как го-во-рят врачи, — пришёл, ушёл. (33)А ста-ци-о-нар-но. (34)Каж-дый день. (35)Чтобы не про-пу-стить воз-мож-ных ослож-не-ний. (36)А ослож-не-ния, как он по-ни-мал, не-из-беж-ны.

(37)По-зво-ни-ли в дверь. (38)Ок-са-ну как вет-ром сдуло вме-сте с её не-удо-воль-стви-ем, и через се-кун-ду по-слы-шал-ся её голос — тугой и звон-кий, как струя, пу-щен-ная под на-по-ром. (39)С ней было всё в по-ряд-ке. (40)Впе-ре-ди празд-ник, и жизнь — как празд-ник.

3. За-да-ние 3 № 5833. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм?

1) (5) На-деж-да кри-ча-ла, что она по-тра-ти-ла не-де-лю на при-го-тов-ле-ние празд-нич-но-го стола и всю про-шлую жизнь на вос-пи-та-ние Ок-са-ны и не на-ме-ре-на си-деть на кухне, как при-слу-га.

2) (36) А ослож-не-ния, как он по-ни-мал, гря-дут.

3) (38) Ок-са-ну как вет-ром сдуло вме-сте с её не-удо-воль-стви-ем, и через се-кун-ду по-слы-шал-ся её голос - тугой и звон-кий, как струя, пу-щен-ная под на-по-ром.

4) (40) Впе-ре-ди празд-ник, и жизнь — как празд-ник.

4. За-да-ние 4 № 4740. Из пред-ло-же-ний 6—10 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние при-став-ки опре-де-ля-ет-ся её зна-че-ни-ем — «не-пол-но-та дей-ствия».

5. За-да-ние 5 № 4770. Из пред-ло-же-ний 31—38 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние суф-фик-са опре-де-ля-ет-ся пра-ви-лом: «В крат-кой форме имени при-ла-га-тель-но-го пи-шет-ся столь-ко Н, сколь-ко и в пол-ной форме этого при-ла-га-тель-но-го».

6. За-да-ние 6 № 3416. За-ме-ни-те про-сто-реч-ное слово «ляп-нуть» в пред-ло-же-нии 18 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

7. За-да-ние 7 № 3910. За-ме-ни-те сло-во-со-че-та-ние «в дет-ском ла-ге-ре» (пред-ло-же-ние 30), по-стро-ен-ное на ос-но-ве со-гла-со-ва-ния, си-но-ни-мич-ным сло-во-со-че-та-ни-ем со свя-зью управ-ле-ние. На-пи-ши-те по-лу-чив-ше-е-ся сло-во-со-че-та-ние.

8. За-да-ние 8 № 3935. Вы-пи-ши-те грам-ма-ти-че-скую ос-но-ву пред-ло-же-ния 21.

9. За-да-ние 9 № 3912. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те пред-ло-же-ние с обособ-лен-ным об-сто-я-тель-ством, вы-ра-жен-ным де-е-при-част-ным обо-ро-том. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

10. За-да-ние 10 № 5204. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые при ввод-ной кон-струк-ции.

От-во-ри-лась дверь,(1) и вошла Ок-са-на в длин-ной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она на-зы-ва-ла,(4) «ре-тру-хи».

— Пап,(5) ну скажи ей,(6) — гром-ко по-жа-ло-ва-лась Ок-са-на. — Чего она мне нервы мо-та-ет?

11. За-да-ние 11 № 3937. Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 28. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

12. За-да-ние 12 № 5189. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Слов не было слыш-но,(1) но Ко-роль-ков улав-ли-вал смысл кон-флик-та. Кон-фликт со-сто-ял в том,(2) что На-деж-да хо-те-ла си-деть за сто-лом вме-сте с молодёжью,(3) а Ок-са-на имен-но этого не хо-те-ла и при-во-ди-ла в при-мер дру-гих ма-те-рей, (4) ко-то-рые не толь-ко не сидят за сто-лом,(5) но даже ухо-дят из дома.

13. За-да-ние 13 № 3977. Среди пред-ло-же-ний 5—8 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

14. За-да-ние 14 № 3905. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

Клише к написанию сочинения ОГЭ по структуре 15.2

Первый абзац: вступление (объяснение значения данной фразы): Данная (Предложенная) фраза, я считаю, говорит о …

ИЛИ: Приведённая фраза выражает основную мысль текста: … (или обозначает следующее:...)

Третий абзац – 2 аргумент (тоже из текста) : Рассуждая над или о (поступком героя… или качествах мальчика/девочки) повествователь приводит пример его храбрости/трусости и т.д в предложениях …-…

Четвёртый абзац – вывод

ИЛИ: Таким образом, … является качественным показателем духовности человека, его нравственного уровня.

Клише к написанию сочинения ОГЭ по структуре 15.3

Первый абзац: вступление (объяснение понятия): Что такое…? … - это….

Второй абзац – 1 аргумент (из текста) : Именно о … говорится в тексте ….

Третий абзац – 2 аргумент (из жизненного опыта) : В своей жизни мне тоже часто приходилось сталкиваться с…. (или ещё не приходилось сталкиваться, но я читала об этом в газете… смотрела телепередачу на эту тему. В ней рассказывалось (обсуждалось)….) Помню случай, когда…

ИЛИ: Ярким проявлением … в моей жизни я считаю участие в … Пусть это очень маленький вклад в…, но из малого вырастает большое.

Четвёртый абзац – вывод : Таким образом, .. важное качество человека (человеческой личности).

ИЛИ: Таким образом, … является качественным показателем духовности человека.

Предварительный просмотр:

Вариант 3 (1319)

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К.Г. Паустовскому)*

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке гравюрные доски?»

1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.

2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.

3) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

4) Старушка считала Лёньку ненадёжным человеком.

просторечная лексика .

1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3) Эти доски и пригодятся.

4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

4. Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

5. Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

6. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

9. Среди предложений 14–19 найдите предложение с распространённым приложением

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

– Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, (1) – продолжил Лёня.

– Нечем, (2) говорит, (3) чинить то, (4) что требуется, (5) потому давайте колокола снимать.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я пришёл к Пожалостиным, (1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник.

13. Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

14. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите номер этого предложения.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! – повторил Лёня громче. – Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4 (1310)

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

(По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.

2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.

3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4. Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

5. Из предложений 2–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

9. Среди предложений 18–22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, (1) как только открыла глаза, (2) вспомнила про Андрея, (3) вспомнила, (4) что сегодня, (5) как обычно, (6) приедет он, (7) Хохолок.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Надо было хорошенько обдумать, (1) как сказать ему, (2) что она, (3) Динка, (4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, (5) не поедет с ним кататься.

13. Среди предложений 3–10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:

Клише к заданиям ОГЭ (сочинения)

1 вариант. 15.2.

Финальная фраза текста говорит о великой силе музыкального искусства, о его воздействии на эмоциональное состояние (или на чувства) героини.

Именно поэтому Динка перестала бояться, услышав чарующие звуки скрипки (предложение 24).

Также воздействие искусства музыки на человека мы видим в предложениях..., где говорится о…

1 вариант. 15.3.

Что такое настоящее искусство? Словосочетание «настоящее искусство» обозначает подлинный (или истинный) талант, которым владеет творческий человек.

Таким талантливым человеком в тексте является Яков Ильич, играющий на скрипке. Его искусство музыкальной игры настолько велико, что Динка перестала бояться строго портрета да и самих хозяев, о чём говорится в предложении 24.

На меня подобное влияние оказывает музыка Чайковского. Слушая его «Времена года», я оказываюсь словно в сказке, забывая обо всём на свете.

Действительно, настоящее искусство способно творить чудеса с душами людей.

2 вариант. 15.2.

Финальная фраза текста говорит о великой силе искусства слова, о его воздействии на эмоциональное состояние (или на чувства) человека, на его фантазию и воображение.

Именно это случается с героем данного текста в предложениях..., где говорится о…

«Жителем» книжной страны герой оказывается не единожды. Например, в предложениях… рассказывается о его полёте фантазии после прочтения разных произведений.

2 вариант. 15.3.

Что такое настоящие книги? Словосочетание «драгоценные книги» обозначает интересные, увлекательные и дорогие (не по цене!) для героя печатные издания.

Книги для героя были драгоценны ещё тем, что их в библиотеке было мало и они были в очень плачевном состоянии, о чём говорится в предложении 1.

На меня подобное влияние оказывают произведения Астафьева (Ю.Яковлева ). Читая его автобиографические повести и рассказы (произведения о подростках), я сам (сама ) оказываюсь участником описываемых событий, забывая обо всём на свете.

Действительно, книги поистине талантливых писателей способны творить чудеса с внутренним миром человека.

Предварительный просмотр:

притихший

приходят

приходит

примчался

приделал

настороженно

нарисованной

вырезано

длинной

порезана

пугало

требовалось\

следовало

вероятно/кажется

ложь

носил

шарф из кружев/с кружевами

сражений в Париже

ночей без сна

ржаных колосьев

подушка от дивана

сыграйте

я улыбался, утирал

понимать надо

тревожно

всё повторилось

1,2,9,10

рассказывал

присох

приподнялся

прибрежном

расхватали

решено

взбешённый

торжественной

рождённые

заброшенной

проблема/затруднение/

препятствие/помеха

вероятно/кажется

решила

взлетит

упал

пароходный гудок

будни школы

в дорожках воды

на песке у берега

жужжание шмелей

есть студия

знай, не любят

нравилось бежать

охватила тьма

13,14

испортил

бескорыстных

восхваляют

бесследно

приходят

необыкновенно

продана

принесённые

отгорожен

болезненно

деталями

рассказать

ударил

глупые

казались

хора студентов

магазин книг

говорит с радостью

гусиная стая

совесть Голубкина

хотелось учиться

книга была дорогой

не ругают

надо иметь

не верить

23,26

12,15,16

расспросами

рассыпаются

возник

пришёл

рассказал

удивленно

завязанная

посрамлены

клюквенного

одновременно

какой

письмо

помощь/одолжение/

услуга/милость/

покровительство

хороший/

необыкновенный/

замечательный

побили

рычаг из железа

сказала с насмешкой

власть Глебова

цвета стали

собачья пасть

не вышло

начало

шла жизнь

не нужен пиджак

поколотили

11,14

20,21

1,5,6

3,10

3,4,5

бесспорным

приедет

притворив

расхотел

прищуривается

жертвенному

сосредоточенно

сонный

решено

картонной

легко

худой/хилый/

худощавый

неужели

разговаривали

лучше /получше

красотой Ляли

языка собак/

языка собаки

жизнь человека

голубей из бумаги

хвост ракеты

не сулили

три окошка темнели

заходите

я расхотел пускать

прихоть дороже

приостановился

рассказывая

пришёл

развалин

бессловесными

письменными

жизненную

написано

ремесленное

созданы

толпа

отказаться

зашептались

воспитанники

вмешиваться

к воротам из железа

читал с увлечением

в вазе из хрусталя

корабельная палуба

собаки из фарфора

нужно было внести

это было следствием

он взял, пошёл

текли слёзы

многое изменилось

19,21

26,27

приподнять

прищурив

вспоминает

притихший

прищурив

стеклянных

решено

сделано

медленно

осеннему

некрасивый /

невзрачный

странно /

необычно

спасти/выручить/

вытащить/

помочь/освободить

впредь /

впоследствии

проговорил/сказал

гладит с нежностью

домик из бревен

колодезное дно

фронтовые известия

к дому Алки

купили

не думают, живут

светает

это было

смешно

24,25

3,4,8,9

принаряженных

присел

раздумывая

рассердиться

вздрогнул

5

деревянные

оловянные

задано

постепенно

изжёванный

6

страх

украл /

своровал

обижаться /сердиться

бросил /

кинул

высокий /

худощавый

7

сиденья из дерева

одеялом из сукна

отнестись с юмором

материнских слёз

вера человека

8

гасят

это случилось

не было, я болел

не было

не было

9

8,10

25

21

38

7

10

2,3

4,5

4,5

4,5

5,6

11

3

1

2

2

2

12

6

1,2,5

2

3

2

13

25,26

13

3

6

25

14

9

16

8

9

30

41

42

43

44

45

2

4

4

2

1

2

3

1

1

3

2

1

4

приподнимал

раскроем

приподнимала

присылают

прикрыла

5

стеклянные

устроены

неизбежны

подстриженными

написано

6

случайно /

неожиданно

начали

сказать

походил

ПРИТЧИ

Примиритесь с неизбежным

Я приведу вам мудрый совет одного из моих самых любимых философов - Уильяма Джеймса : «Согласитесь принять то, что уже есть, - сказал он. - Примирение с тем, что уже случилось, - первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья». Элизабет Коннли убедилась в этом на своем горьком опыте. Недавно я получил от нее следующее письмо: «В день, когда вся Америка праздновала победу наших вооруженных сил в Северной Африке, - говорится в письме, - я получила телеграмму из военного министерства: мой племянник - которого я любила больше всего на свете, - пропал без вести. Вскоре пришла другая телеграмма, извещавшая о его смерти.

Я была убита горем. До этого я была удовлетворена своей жизнью. У меня была любимая работа. Я помогала воспитывать племянника. Он олицетворял для меня всё самое прекрасное, что свойственно молодости. Я чувствовала, что мои усилия были вознаграждены сторицей!.. И вдруг эта телеграмма. Для меня рухнул весь мир. Я почувствовала, что жизнь потеряла для меня смысл. Я утратила интерес к работе, забыла о своих друзьях. Мне стало всё безразлично. Я ожесточилась. Почему убит этот самый дорогой мальчик, перед которым была открыта вся жизнь? Я не могла примириться с этим. Мое горе настолько захватило меня, что я решила уйти с работы, скрыться от людей и провести всю оставшуюся жизнь в слезах и горе.

Я наводила порядок в своем письменном столе, готовясь уйти с работы. И вдруг мне попалось письмо, о котором я давно забыла, - письмо моего убитого племянника. Он написал его мне несколько лет назад, когда умерла моя мать. «Конечно, мы будем тосковать о ней, - говорилось в письме, - и особенно ты. Но я знаю, что ты выдержишь это. Твоя личная философия заставит тебя держаться. Я никогда не забуду о прекрасных мудрых истинах, которым ты учила меня. Где бы я ни был, как бы далеко мы ни были друг от друга, я всегда буду помнить, что ты учила меня улыбаться и мужественно принимать всё, что может случиться».

Я несколько раз перечитала это письмо. Мне казалось, что он стоит рядом и говорит со мной. Казалось, он говорил мне: «Почему ты не выполняешь то, чему учила меня? Держись, что бы ни случилось. Скрывай свои переживания, улыбайся и держись».

Я снова начала работать. Я перестала раздражаться и сетовать на жизнь. Я снова и снова говорила себе: «Это произошло. Я не могу ничего изменить. Но я могу и буду держаться, как он советовал мне». Я полностью отдалась работе, вложив в нее все свои моральные и физические силы. Я писала письма солдатам - чьим-то сыновьям и родственникам. Я поступила на вечерние курсы для взрослых. Я хотела, чтобы у меня появились новые интересы и новые друзья. Мне трудно поверить, как изменилась моя жизнь. Я перестала оплакивать невозвратимое прошлое. Сейчас я каждый день живу с радостью, как желал мне мой племянник. Я примирилась с жизнью. Сейчас я живу более радостной и полноценной жизнью, чем когда-либо прежде».

— Прекратите рассказывать нам страшные истории, — сказал Федя. — Вы все время рассказываете нам страшные истории. Вы могли бы хотя бы в такой ужасный день, как сегодня, не рассказывать нам страшные истории. Вы все время рассказываете всем страшные истории, поэтому вас никто не любит.

Я очень обиделась. Не за то, что меня никто не любит — я трезвый человек, а за «страшные истории». На самом деле все происходит ровно наоборот — это мне все постоянно рассказывают страшные истории, а я ровным счетом ничего для этого не делаю. Я человек веселый, бодрый и окружающим тоже всегда стараюсь поднять настроение. Мне кажется, это моя миссия на Земле — поднимать окружающим настроение.

Помню, однажды мой гинеколог, зажав в кулаке какую-то латунную хрень, локтем этой самой руки вытирал слезы, рассказывая мне, как он еще студентом погубил щеночка: в общаге его позвали к щеночку, которому было очень-очень плохо, и ему надо было уколоть в сердце адреналин, и мой гинеколог взял шприц, но тут одна девочка… В общем, это захватывающая история, очень позитивная: о том, что человек даже после такого ужасного случая со щеночком может взять себя в руки и все-таки стать врачом. Не понимаю, почему мои знакомые сочли эту историю грустной и расстроились. В любом случае, гинеколог первый начал. Я просто сказала, что у его жены на фотографии лицо женщины, с которой должно быть очень страшно разводиться. Имея в виду, конечно, похвалить гинеколога за то, что он с ней не разводится. Я сделала это просто для того, чтобы поднять гинекологу настроение, — мне из моей позы были видны только фотография и вентилятор, и я не нашлась, что бы такое позитивное сказать про вентилятор.

Помню, когда я жаловалась своему психоаналитику на странную реакцию своего гинеколога, он неожиданно разрыдался и сказал, что в молодости он любил одну девушку, и они пошли гулять на горку, и она случайно уронила с горки сумочку, а в это время водитель автобуса… Ну, словом, рассказал очень позитивную историю: про то, как эта девочка потом научилась ходить на руках, так что ноги ей, может быть, с самого начала были ни к чему. Я так и сказала своему психоаналитику, чтобы поднять ему настроение. Странно, что после этого он переехал в Питер и перестал отвечать на мои звонки. Не понимаю, что человеку с хорошим настроением делать в Питере.

* * *

Словом, в тот вечер я твердо намеревалась поднять своим друзьям настроение. Тем более что это был вечер после выборов.

— Дураки, — сказала я. — Вы дослушайте до конца. Это офигенно позитивная история, она прямо создана для того, чтобы рассказывать ее вечером после выборов. Понимаете, он живет в России уже много лет подряд. Совершенно один. Взаперти! И у него никогда не будет пары, никогда. И семья у него вся за сто пятьдесят миллионов тысяч километров, в Новой Гвинее, и он их вовеки не увидит. Потому что если попытаться отправить его домой, то он умрет в дороге. А если попытаться привезти их сюда, то они умрут в дороге. Понимаете? Потому что у него такая судьба. Родина или смерть.

— Я не буду это слушать, — сказал Саша. — Я не обязан это слушать, у меня трое детей, и если я повешусь, они сведут свою бедную мать с ума. Они уже вчера планировали вывернуть кота наизнанку, чтобы посмотреть, что такое гонады. Я не могу это слушать, я должен беречь себя ради кота.

Я сказала, что это очень разумно с его стороны.

— Поэтому, — сказала я, — ты должен не только дослушать эту историю, но и рассказать ее своим детям. Твои дети понимают про выборы?

— Они понимают, что папа вчера нажрался и кричал: «Россия — наше отечество! Смерть неизбежна!» — сказал Саша скромно.

— Вот! — сказала я. — Вот тем более ты должен рассказать им эту историю. Она сразу поднимет им настроение! Понимаете, вся его еда — мерз­кие червяки. И даже эти червяки не очень хорошо проходят ему в рот, потому что рот у него очень маленький, и червяка надо всасывать, а червяк упирается, и исход этого боя каждый раз непредсказуем. Представляете себе? И он даже не может пойти искать себе другого червяка, потому что он живет в специальной комнате, и там все червяки знакомы друг с другом и делятся опытом, как от него увернуться. Такая чисто московская ситуация.

— Я понял, почему Таня легла в больницу с аппендицитом, — сказал Федя. — Она знала, что вы придете, и, наверное, специально проглотила пачку булавок, чтобы увернуться. Это важный опыт, и я надеюсь, что Таня им поделится на будущее.

Я сказала, что утром ходила к Тане в больницу и рассказывала ей эту прекрасную позитивную историю. Ну просто, чтобы поднять ей настроение после выборов. Это очень хорошая история для «после выборов», вы сейчас поймете. К сожалению, посреди истории Таня случайно нажала кнопку «тревога», и эта кнопка как-то странно залипла. Мне пришлось уйти, но я обещала Тане вернуться завтра и все дорассказать. Особенно человека с аппендицитом должна взбодрить та часть истории, которая про смерть от полиэтилена.

— Представляете, — сказала я, — он, дурень, совсем недавно чуть не умер, потому что наелся полиэтилена.

— После выборов? — спросил Федя.

— Зачем после выборов? — удивилась я. — Это же позитивная история, вы сейчас поймете. Правда, не понятно, как ему удалось съесть этот полиэтилен, — сказала я. — Потому что он может втягивать в себя только узкие полосочки, а нарвать полиэтилен на узкие полосочки он не может — у него лапки не сходятся. Очень короткие то есть лапки. Вдобавок ко всему. Но он все равно наелся полиэтилена, хотя вообще-то он очень разборчивый. И ветеринары считают, что он его наелся аж год назад, и с тех пор все хирел и хирел.

— А опекаете вы его как давно? — осторожно спросил Федя.

— Двенадцать месяцев, — сказала я. — Так что нехиреющим я его как бы даже и не знала, представляете?

— Нет, — сказал Федя. — Не представляем.

* * *

У Феди была какая-то странная интонация. Я вспомнила, что ровно такая же интонация была у него как раз год назад, когда я объясняла ему, что именно заставило меня стать опекуном проехидны в Московском зоопарке. Правда, Федя все время называл мою проехидну то «псевдоежиком», то «протовыхухолью». Когда я повторила слово «проехидна» раз десять, Федя полез в поисковик.

— Подождите, оно что, бедняжечка, одновременно сумчатое и клоачное? — спросил Федя, тычась то в одну страницу, то в другую.

— Вроде того, — нехотя согласилась я.

— И ходит со скоростью один километр в час, — сказал Федя.

— Мы тоже не быстрые, — сказала я обиженно.

— И препятствия не умеет обходить, говорят, — сказал Федя, внимательно что-то читая. — Говорят, увидит препятствие — лезет, бедняжка, прямо через него. Со скоростью один километр в час.

— Может, он умеет, но не хочет! — разозлилась я. — Может, он себя так воспитывает! Может, постоянными тренировками он заглушает в себе щемящее чувство одиночества!

— Слушайте, — вдруг спросил Федя, — а имя у него есть?

— Да, — сказала я. — Его зовут Смол.

— Жалко, — сказал Федя. — Я б его, бедняжку, назвал Кася.

— Почему Кася? — спросила я, уже ничего не соображая.

— Потому что до сих пор Господь обходился так жестоко только с поляками, — сказал Федя назидательно.

— Зато теперь у него есть я, — сказала я. — Я хожу к нему в гости.

— Вот именно, — сказал Федя.

— Перестаньте, — сказала я. — Это позитивная история, в отличие от истории поляков. Например, когда он прилетел в Москву, его же выходили? Выходили. И он выжил, даже понимая, что теперь ему предстоит жить в Москве.

— А он тогда уже знал, что вы будете ходить к нему в гости? — спросил Федя.

Иногда мои друзья отличаются удивительной бесчувственностью.

— Его кормили через трубочку, — сказала я, пытаясь пробудить в этих остолопах чувство уважения к подвигу сотрудников зоопарка. — И давали ему человеческие антидепрессанты. Потому что у него была депрессия.

— От чего? — спросил Федя.

— От всего, — сказала я.

— Я начинаю верить, что Господь недаром свел вас вместе, — сказал Федя. — Может, он даже сделал это в рамках программы воссоединения семей. И заодно спас от вашего покровительства какую-то птичку. Я начинаю верить, что вы рассказываете позитивную историю. Вот для птички она, скажем, точно позитивная.

* * *

Вообще-то это правда, изначально я хотела опекать в зоопарке птичку. Мне было довольно все равно, какую именно птичку, — ну любую птичку. Я планировала превратить опекунст­во в художественную акцию: выбрать первую попавшуюся птичку, желательно недорогую, а на табличке вместо положенных имени-фамилии спонсора написать: «Птичка такая-то. Не сеет, не жнет, не собирает в житницы». Ну, словом, Матф. 6:26. Очень позитивно и жизнеутверждающе. Я даже была готова спонсировать несколько таких птичек, для полноты картины. И отправилась выбирать себе опекаемое в специальном разделе зоопаркового сайта. И там обнаружился Смол.

Когда через пять минут мы с моей помощницей Ирой стали звонить в зоопарк и спрашивать про него, зоопарк проявил похвальную осмотрительность.

Сначала нас осторожно спросили, откуда мы знаем, что он существует.

— У вас на сайте написано, — сказали мы.

Они очень удивились.

— Мы в своем уме, вы не думайте, — сказали мы. — Мы понимаем, что он не экспонируется.

Они удивились еще сильнее и осторожно спросили:

— А вы его видали вообще?

— Ну, на картинках, — сказали мы.

— И что? — спросили они осторожно.

— Нам кажется, он… эээ… хорошенький, — сказали мы, тщательно подбирая слова.

Трубка молчала.

— Вы им еще раз напомните, что вы в своем уме, — ласково сказал Федя, сидевший в кресле и чесавший себе живот щеткой от пылесоса. — Они, наверное, вытеснили эту информацию.

Мы повторили:

— Честное слово, мы в своем уме.

В трубке хмыкнули, а потом сказали очень строго:

— Но вы понимаете, что таблички не будет?

— Мы не хотим табличку, — сказали мы. — Мы так, по любви.

— Объявления не будет, — сказали в трубке строго. — Таблички не будет, вообще ничего не будет. Он не экспонируется.

— Мы понимаем, — сказали мы.

— Мы не уверены, — сказали в трубке.

* * *

Но мы правда понимали. Смол не экспонировался, потому что никто не знал, как его экспонировать. Вернее, зоопарк успел рассмотреть три проекта экспозиции для Смола, и один такой проект даже планировали реализовать к 2014 году, но теперь отложили на неопределенный срок. Дело было в том, что Смол прибыл в зоопарк, можно сказать, в коробке из-под другого животного — почти как Чебурашка в коробке из-под апельсинов. Смол был проехидной, а зоопарк ждал ехидну. А проехидны — они очень неж­ные, нежнее ехидн. И Смол тоже оказался очень нежный, нежнее некоторых, которые могут чесать себе живот грязной щеткой от пылесоса — и ничего. Собственно, именно то, какой Смол нежный, заставило меня думать о нем в этот мрачный вечер после выборов.

— Он чуть не умер от перевозки, — сказала я. — Поэтому его нель­зя отправить обратно. А поскольку проехидн изначально запрещено вывозить из Новой Гвинеи, то к нему никого нельзя привезти. Но зоопарк очень старается это организовать. Понимаете?

— Хотите посмотреть, где у меня гонады? — вдруг спросил Саша. — Потому что я сейчас наизнанку вывернусь от этой позитивной истории.

— Зоопарк старается найти ему самку через МИД, уже восемь лет, — сказала я.

— Я начинаю понимать, почему это история про выборы! — вдруг обрадовался Саша. — Потому что теперь все опять будут пытаться найти себе самку через МИД! Где-нибудь в Новой Гвинее. Найти себе самку в Новой Гвинее и свалить туда к чертовой матери. Правильно?

— Нет, — сказала я. — Во-первых, МИД ищет самку не в Новой Гвинее, а в Индонезии…

— Представляю себе, — перебил Федя. — Представляю себе: МИД, люди там меняются, передают дела, то, се, какие-нибудь секретные ракеты, или, скажем, место заточения Людмилы Путиной, или еще что, а потом кладут на стол папку и говорят: «Да, Вася, и еще одно дель­це есть у тебя на новом ответственном посту: ты должен трахнуть проехидну…»

И тут я все-таки не выдержала.

— Знаете, мальчики, — сказала я. — Вот из-за этого мы проиграли выборы.

— Это все гонады, — сказал Саша.

— Нет, — сказала я. — Нет, правда, это все наше нежелание видеть позитивное в окружающей действительности. Я пытаюсь в этот тяжелый вечер рассказать вам духоподъемную историю, которая… От которой мы… Ну, словом, от которой у нас поднимется дух. Потому что иначе мы сядем, понимаете, опять же, набухаемся и начнем это самое: «Смерть неизбежна!.. Смерть неизбежна!..»

— У этой цитаты, кстати, позитивное начало, — сказал Саша. — «Дуб — дерево, роза — цветок». Духо­подъемное.

— Вот, — сказала я, — вот об этом я и говорю.

Тогда Саша прокашлялся и даже пнул Федю ногой.

— Линор, — сказал он. — Извините нас. Мы больше не будем перебивать. Пожалуйста, доскажите нам про прото… инфра… нет, нет, я помню! Про проехидну. Мы очень нуждаемся в поднятии духа. Нам же завтра на работу идти. Детей, там, воспитывать. Кота кормить. Несмотря на выборы. Спасите нас.

— Короче, — сказала я. — Вот животное. Редкое, неловкое животное. У которого в шерсти иголки растут. У которого в жизни телки не было, и не известно, когда будет. У которого весь мир — одна комната. И ему даже червяки сопротивляются. И скорость у него — один километр в час. И родители у него умерли. И руки у него крюки. И соседи у него — летучие мыши. И само оно одновременно сумчатое и клоачное. И МИД его не трахает. И никакого просвета в его жизни не предвидится, ни в 2014 году, ни, может, даже в 2016 году, ни даже после, может быть. Можете себе представить?

Это они могли себе представить, чего там. Это мы все вполне можем себе представить.

— И знаете, что? — сказала я. — Мне кажется, оно счастливо. Ест с аппетитом, людям радуется, в ванне плавает, спит хорошо. Червяков ест, вопреки сопротивлению. Справляется. И так каждый. Божий. День. Каждый. Божий. День. Каждый. Божий. День. Каждый. Божий. День.

— Почему? — шепотом спросил Федя.

И тогда я честно сказала:

— Потому у него теперь тут Родина, мать вашу.

подня ть(ся) , -ниму (сь), -ни мет(ся) и (разг .) подыму (сь), поды мет(ся); прош . по дня л, подня лся , -яла (сь), по дня ло, подня ло сь

ПОВАЛИТЬ — ПОДНЯТЬ
несов. валить — поднимать
Свалить — поднять
Повалить на землю — поднять с земли. Повалить забор — поднять забор. Ο Потемкин буркнул: — Все стоящее повалю, все упавшее подниму. Пикуль. Фаворит.
Ср. Бросать — поднимать. Поднимать — опускать. Поднимать — спускать. Уронить — поднять

ПОВЫШАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. повысить — понизить
Повышать уровень воды — понижать уровень воды. Повышать цены — понижать цены. Повышать голос — понижать голос. Ο Такая деятельность предполагает своеобразную работу мозга, пониженную активность первой сигнальной системы и повышенную активность второй сигнальной системы. С. Антонов. Я читаю рассказ. — Циклон, думала она без всякой связи, — это, кажется, область пониженного давления. Антициклон — повышенного. Г. Семенов. Земные пути. — Не будь жаден! — говорили ему [народу] и все повышали аренду на землю, все понижали плату за труд. М. Горький. Заметки о мещанстве. Старший лейтенант повышал тон и понижал, но наиболее весомо почему-то прозвучали слова «приведение себя в надлежащий вид». О. Смирнов. Обещание жить. — Серьезно, моя бы воля, пошел бы с тобой комиссаром. Одна беда: раз уж повысили, теперь, пока не согрешу, обратно не понизят. К. Симонов. Живые и мертвые.
ПОВЫШАТЬ — СНИЖАТЬ
сов. повысить — снизить
Повышать требования снижать требования. Ο Произвели обычное уточнение [планов] по отдельным культурам — по одним план снизили, по другим повысили. Рыбаков. Дети Арбата.
ПОДНИМАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. поднять — понизить
Поднять цены — понизить цены. Ο Смута произвела большую переборку служилых фамилий, подняла одни, понизила другие. Ключевский. Курс русской истории.
ВОЗВЫШАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. возвысить — понизить
Говорил он мерно, отчеканивая каждое слово, не возвышая и не понижая голоса. Чехов. Цветы запоздалые. Вот толпа расходится с лестниц по квартирам, — ахают, спорят, перекликаются, то возвышая речь до крику, то понижая до шепота. Достоевский. Преступление и наказание.

ПОДНИМАТЬ и ПОДЫМАТЬ — ОПУСКАТЬ
сов. поднять — опустить
Подниматься — опускаться
поднятие — опускание
Поднять руку — опустить руку. Поднять глаза — опустить глаза. Ο Егор Алексеевич должен был откинуть назад голову и расставить ноги в виде опрокинутой ижицы, то поднимать руки, то опускать. Чехов. Тайный советник. Жеребец поднимет ногу, Опустит другую, Будто пробует дорогу, Дорогу степную. Багрицкий. Дума про Опанаса. Никита торопливо опустил лампу, направив сноп лучей под ноги, но тут же опять поднял ее. Игишев. Шахтеры. [Водолаз] только приказывал по телефону, чтобы его... передвигали лебедкой в стороны, поднимали вверх и опускали. Куприн. Листригоны. Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужой для себя красавицей, какой он видел ее каждый день прежде. Л. Толстой. Война и мир. Приказчик поднимал и опускал курки, дышал на стволы, прицеливался и делал вид, что задыхается от восторга. Чехов. Мститель. Не поднимай меня высоко, да и не опускай низко. Пословица.
ВЗДЫМАТЬ — ОПУСКАТЬ
Вздыматься — опускаться
Жаркое легкое девичье дыхание чуть вздымало и опускало шелковую ткань на груди. Нагибин. О ты, последняя любовь!..
ВОЗНОСИТЬ — ОПУСКАТЬ
сов. вознести — опустить
Начиная фразу, ораторски возносил правую руку с палочкой расщепленного зеленого сельдерея, заканчивая, опускал сельдерей, макал в подливу и отправлял в рот. С. Кондратов. В чужой стихии.
ВОЗНОСИТЬ — НИЗВЕРГАТЬ
сов. вознести — низвергнуть
Наполеон пал потому же, почему и восстал: та же могучая десница низвергла, которая и вознесла его. Белинский. Менцель, критик Гете.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме