Проблемы в произведении булгакова мастер и маргарита. Вот она, вечная проблема-роман мастер и маргарита. Тест по произведению

В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

Предпосылки

Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

Начало пути русской рати

Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

Краткое описание

Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

Ход событий

В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

Окружение

Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

Последствия поражения

Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

Выводы

Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

Заключение

Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.

Удельный князь Игорь, возглавляющий Новгород - Северское княжество, храбрый воин, в 1185 году совершил поход против половцев. Хан Кончак окружил его полки на берегу речки Каялы и разгромил их. Полководец был взят в плен, но сумел сбежать. Про поход Игоря на половцев идет речь в выдающемся светском литературном произведении XII века «Слово о полку Игореве». Главным бедствием Руси стала ее слабость. «Слово…» дополняет летописи важными подробностями. Из него мы узнаем, что происходило на юге Руси «когда редко пахари перекрикивались, зато часто вороны каркали, деля трупы». Автор произведения описывает вооружение, движение войска, тактику боя.

Опасные враги русских княжеств – половцы

В XII столетии самыми опасными врагами древнерусских земель становятся половцы. Этот кочевой народ преобладал в степной зоне, долинах рек Днепра и Дона. Данный период отмечен постоянными нападениями кочевников во главе с энергичным ханом Кончаком. Русские летописи называют его «окаянный и безбожный разоритель».
Войны являлись частым явлением. Военные походы были не только способом расширить свою территорию, а поднять авторитет и славу.
Князю Игорю во время военного похода было 35 лет. Он ранее поддерживал с ханом Кончаком дружеские отношения и использовал половцев в междоусобных войнах с соседними князьями. В 1180 году князь и половецкий хан вместе предприняли поход на Киев, закончившийся неудачей. С 1183 года Игорь начинает воевать с половецким ханом и осуществляет самостоятельные походы против кочевников. В упомянутом литературном произведении перед читателями предстает храбрый и мужественный князь, но он безрассуден и недальновиден, заботится больше о своей славе и чести, нежели о родине.
За год до известного трагического похода киевский князь Святослав вместе с военными силами других князей разбил войско половцев. Казалось, что опасность отступила. Игорю не удалось присоединиться к войскам киевского князя, поскольку весенняя гололедица помешала его коннице прибыть вовремя.

Начало похода

К весне 1185 года относится начало похода, в нем приняли участие князья: Всеволод Курский (приходился братом Игорю), Ольгович Рыльский (племянник), Владимир Путивльский (сын). Черниговским правителем, Ярославом, был отправлен отряд куев (полукочевые народы, жившие на южных границах черниговского княжества), во главе которого был поставлен боярин Ольстин Олексич. Возле русских рубежей русские воины увидели затмение солнца. Но такой предостерегающий знак не испугал князя, он продолжил движение вперед. Воины, отправленные в разведку («ловить языка») донесли о большом количестве половцев и о том, что враг готовится к бою. Разведчики рассказали князьям, что нужно поспешить напасть на врага или вернуться домой. Игорь был уверен, что возвращаться домой будет позором хуже смерти.
В мае началась кровавая битва с половцами, завершившаяся разгромом войска князя Игоря. В этой битве, как показывают исторические источники, принимали участие все известные племенные группы половцев. Сам полководец и другие князья попадают в плен, небольшой группе воинов удалась прорваться через окружение, остальные полегли на поле битвы. Игорь смог выбраться из плена. Но в руках половцев остался его сын. Владимиру пришлось жениться на дочери Кончака. Он позже так же возвращается из плена.

3-дневная битва

В первый день столкновения с половцами Игорю удалось одержать победу. В обеденное время, в пятницу, русская дружина настигла врага. Кинули кочевники свои шатры и собрались на противоположном берегу речки Сюурлий. У русских было выставлено шесть полков: в центре находился полк Игоря, справа – князя Вселовода, слева – племенника Святослава, это были главные силы. Перед ними сын Владимир находился со своими воинами и Полк черниговцев, состоящий из куоев. Шестой полк, стоящий впереди, был сборный, в него входили стрельцы, посланные из всех пяти отрядов.
Князь призвал свое войско к битве. воины были защищены железными кольчугами, красными щитами, стояли под своими стягами, что развевались на ветру. когда они приблизились до Сюурлия, навстречу выехали половецкие стрельцы, выпустили на русских свои стрелы и пустились бежать. Дальше от реки стояли основные силы половцев, они пустились в бегство. Святослав и Владимир с воинами и стрельцы погнались за ордой, Игорь с братом двигались медленно, не распуская свои полки. Во вражеском лагере была захвачена большая добыча: золото, шелковые ткани, различная одежда, были захвачены в плен девушки.
Между тем половцы успели стянуть свои орды к месту битвы.
В субботу на рассвете началось наступление огромного количества половецких полков, русские воины попали в окружение. Князьями было принято решение пробиваться из окружения. Чтобы не оставить врагам пеших воинов дружинники слезли с коней и начали отступать, сражаясь с врагами. Особую храбрость проявил Всеволод. Во время битвы князь Игорь получил рану в левую руку. В майскую жару воины оказались отрезанными от воды, и людям, и коням приходилось страдать от жажды.
Битва продолжалась на протяжении целого дня, было убито и поранено множество русских воинов. В воскресенье коуи стали оставлять поле битвы. Игорь бросился вслед за ними, пытаясь остановить, но ему не удалось этого сделать. На обратном пути, князь попадает в плен. Лучшие дружинники остались стоять насмерть, пример воинам показывал своим мужеством князь Всеволод. Игорь был взят в плен, он наблюдал, как обороняется Всеволод. Тяжело ему было видеть гибель брата.
Этот поход, который возглавили четыре князя, старшему правителю было 35 лет, произвел большое впечатление в русских землях.
После победы над Игорем половцы подвергли разорению русские земли. Князья в это время были заняты междоусобицами. Кочевники продвигались в двух направлениях: на Переяслав и вдоль побережья Сейма. В Переяславе оборону возглавив Владимир Глебович. Киевский князь прислал помощь, половцы решили не ждать столкновения, они покинули русские территории, спалив город Римов.
Поражение князя Игоря показало, что одно княжество не в силах преодолеть кочевников. Причины неудач следует искать в отсутствии единения сил русских княжеств. Неудачная битва с половцами оставила открытыми границы Руси со степью, позволила врагам нападать не только на пограничные территории, но вторгаться вглубь Киевского государства. Автор «Слова о полку Игоревым» пламенно обращается к русским князьям с призывом объединиться, что еще долго оставалось актуальным и после 1185 года.

Произведение под названием «Мастер и Маргарита» затрагивает множество актуальных для любого времени тем. В этом романе в одной точке пересеклись прошлое и настоящее. Автор погружает читателя в мир исторических событий и поднимает те вопросы, которые время от времени мучают каждого. Роман переполнен мистикой и фантастическими элементами, но они использованы для другой цели. Более того, на них не стоит ровняться. Михаил Афанасьевич поднимает проблему добра и зла, проблему нравственных вопросов, проблему выбора правильного или неправильного пути, проблему любви, проблему одиночества и отвержения, проблему творчества и безответственности.

Первая и самая актуальная проблема. Добро и зло.

Борьба добра и зла является вечной проблемой, с которой сталкивается каждый человек. Мир переполнен грязью, скверной, грубостью, горечью и боль. Однако, это не единственное, что в нем существует. Всегда есть нечто большее, что противопоставляет себя злу – это добро. Примером воплощения добра и чистоты в произведении является Иешуа, его оппонентом выступает Воланд, который исполняет роль дьявола. Две стороны всегда находятся в состоянии вражды, однако, единоличная власть на земле не установлена. По этой причине идет бесконечная война. Человек тоже не оказался в стороне от этой войны, ведь каждый грешен, но и совершал хорошие поступки. Однако, выбор на чью сторону встать, остается за человеком.

Проблема выбора .

Каждый человек в своей жизни сталкивается с подобной проблемой. То же самое характерно и для героев произведения. От выбора человека зависит его жизненный сценарий или же судьба. Наша судьба складывается из суммы наших ежедневных выборов. Порой бывает, жизнь ставит человека перед таким выбором, который может повлиять или даже определить чью-то судьбу. Пилат оказался в подобной ситуации. От его выбора зависела жизнь Иешуа. Однако, на другой стороне была разъяренная толпа, требующая его смерти. Маргарита была замужней женщиной: перед ней стал выбор остаться с мужем или уйти к мастеру.

Проблема нравственных вопросов.

Каждый человек знает нравственные устои, которые разделяют добро и зло. Говорят, что есть хорошо, а что плохо. Далее, каждый человек сам решает на какой путь встать. Остаться верным своим принципам или предать их. Маргарита встала на очень сложный путь. Будучи замужней, она допустила чувства к другому человеку. В итоге, получила наказание одиночеством и страданиями. Ведь ее поведение можно рассматривать, как предательство по отношению к мужу. Она уже сочитана с ним и не должна думать о других мужчинах.

Вариант 2

С самого детства взрослые твердят, что классика плохим вещам не научит, что её нужно читать, необходимо все время анализировать. Действительно ли это на самом деле?

Возьмём на рассмотрение роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Перед глазами читателя раскрывается целые миры, в каждом из которых есть свои действующие персонажи.

Проблема взаимоотношений

Первый мир - это мир людей, в котором господствует обыденность и серость. Вокруг все алчны и лицемерны. Зачем писатель преподносит читателям подобный мир? Чтобы все те, кто решил прочесть его творение, задумались над глобальной проблемой. Проблемой взаимоотношения людей и проблемой привязанности индивидуумов к материальным ценностям. Разве это не требует внимания? Классика дает не лучший урок? Что ж, если так, двинемся дальше...

В этом мире среди этой серости есть двое возлюбленных, чья любовь прекрасна и блаженна, но так недоступна... Такой любовью уже никто не любит, таким взглядом уже никто не смотрит, такой страстью уже никто не обладает... Считает Булгаков. И здесь на первый план выходит проблема любви. А вот чувства всегда считались интересующей ветвью в литературе. О любви думают все, и взрослые, и дети. И классика, чтобы не наступать на собственные грабли, дает возможность получения опыта других людей.

Несправедливость

Второй мир, который рисует Булгаков, - это мир Воланда и его свиты. Здесь он, сатана, его подданные - кот Бегемот, демон Азазелло и Коровин, стараются бороться с несправедливостью. Они посланы на эту землю, чтобы восторжествовала справедливость и порядок. И главная проблема, что явно бросается в глаза, - это проблема несправедливости этого бренного мира. Как с ней бороться, если не будет этой торжествующей силы, никто не знает... И для этого писатели и создают свои произведения. Чтобы все читающие задавались вопросами. А задаваясь вопросами, приходили к выводам, которые не изменят жизнь человека. Они лишь поменяют взгляд индивидуума на окружающую действительность, а это, в свою очередь, сможет поспособствовать улучшению жизнедеятельности прочитавшего книгу.

Проблема власти

Третий мир - это мир вымышленный, придуманный главным героем Мастером. Здесь центральные персонажи - это глава Иерусалима - Понтий Пилат и насильно приведенный к нему странник - Иешуа. Из-за боязни потерять собственный статус властная личность приговорила ни в чем не повинного человека к смерти... И здесь поднимается проблема власти. Люди порой слишком трясутся за свое положение, забывая при этом об обычном человеческом отношении... И это страшно...

Проблем в романе много, и ни каждый читатель видит их в полном количестве. Зато любой выносит из книги ровно столько, сколько изначально хочет найти. В этом и состоит польза классики, да и любых других книг, которые человек осмелится открыть.

Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» - одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы

Вопрос 47. Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. «Мастер и Маргарита» - философский роман.

2. Тема выбора.

3. Ответственность за свой выбор.

4. Совесть - высшая форма наказания человека.

5. Интерпретация библейских мотивов в романе.

1. Роман «Мастер и Маргарита» - вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Сначала Булгаков назвал его «Инженер с копытом», но в 1937 году он дает книге новое название - «Мастер и Маргарита». Роман этот - творение необыкновенное, исторически и психологически достоверная книга о том времени. Это соединение сатиры Гоголя и поэзии Данте, сплав высокого и низкого, смешного и лирического. В романе царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Основа сюжета романа - противопоставление истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь мессию, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь литературе. «Мастер и Маргарита» - лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве.

2. Несмотря на комизм и сатиру, это роман философский, в котором одной из главных тем является тема выбора. Эта тема позволяет раскрыть многие философские вопросы, показать на конкретных примерах их решение. Выбор - это тот стержень, на котором держится весь роман. Любой герой проходит через возможность выбирать. Но у всех героев разные мотивы выбора. Одни делают выбор после долгих раздумий, другие - не раздумывая и не могут переложить ответственность за свои поступки на кого-нибудь другого. В основе выбора Мастера и Понтия Пилата лежат их отрицательные человеческие качества; они приносят страдания не только себе, но и другим людям. Оба героя выбирают сторону зла. Пилат оказался перед трагической дилеммой: выполнить долг, заглушив в себе пробудившуюся совесть, или поступить по совести, но потерять власть, богатство, а может быть, и жизнь. Его мучительные раздумья приводят к тому, что прокуратор делает выбор в пользу долга, пренебрегая той истиной, которую несет Иешуа. За это высшие силы обрекают его на вечные муки: он обретает славу предателя. Мастером также движут малодушие и слабость, неверие в любовь Маргариты. Он притворяется сумасшедшим и добровольно приходит в психиатрическую больницу. Мотивом к такому поступку послужил провал романа о Пилате. Сжигая рукопись. Мастер отрекается не только от своего творения, но и от любви, от жизни, от самого себя. Думая, что его выбор наилучший и для Маргариты, он невольно обрекает ее на страдание. Вместо того чтобы бороться, он убегает от жизни. И несмотря на то что и Пилат и Мастер принимают сторону зла, один творит его сознательно, от страха, а другой - бессознательно, из-за слабости. Но не всегда герои выбирают зло, руководствуясь отрицательными качествами или эмоциями. Пример этому - Маргарита. Она сознательно стала ведьмой, чтобы вернуть Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей заменяет сильная любовь. Любовь служит ей опорой в ее решении. И ее выбор верен потому, что он не приносит горя и страдания.


3. Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа Га-Ноцри. Его единственное предназначение в книге - высказать ту идею, которая будет подвергаться в дальнейшем всяческим испытаниям, идею, данную ему свыше: все люди добры, поэтому настанет время, когда «человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Иешуа не просто выбирает добро, но и сам является носителем добра. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений. Он догадывается, что его казнят, но все равно не пытается солгать или что-то скрыть, так как для него говорить правду «легко и приятно». Можно сказать, что только Иешуа и Маргарита сделали действительно правильный выбор; только они способны полностью нести ответственность за свои действия.

4. Тему выбора и ответственности за свой выбор Булгаков развивает и в «московских» главах романа. Воланд и его свита (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла) являются своего рода карающим мечом правосудия, обличающим и называющим разные проявления зла. Воланд прибывает со своеобразной ревизией в страну, которая объявлена страной победившего добра, счастья. И на поверку оказывается, что люди какими были, такими и остались. На представлении в варьете Воланд испытывает людей, а люди просто кидаются на деньги и вещи. Люди сами сделали этот выбор. И многие из них оказываются справедливо наказанными, когда у них исчезает одежда, а червонцы превращаются в наклейки от нарзана. Выбор человека - это внутренняя борьба между добром и злом. Свой выбор человек делает сам: кем быть, каким быть и на чьей стороне. В любом случае у человека есть внутренний неумолимый судья - совесть. Людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и не хочет признавать это, карает Воланд со свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех, кто это заслужил. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который он сжег в приступе страха и малодушия. Атеист и догматик Берлиоз погибает, а верящие в силу любви и слова Кант, Пушкин, Достоевский, Мастер и Маргарита переносятся в высшую реальность, ибо «рукописи не горят», творения человеческого духа нетленны.

Истинное понимание «московских» глав романа невозможно без глубокого проникновения в историю Иешуа. История Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге Мастера, утверждает мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.

5. Булгаковская версия библейских событий чрезвычайно оригинальна. Автор изобразил не смерть и воскресение сына Божьего, а гибель безвестного странника, объявленного к тому же преступником. Да, Иешуа был преступником в том смысле, что он преступил казавшиеся незыблемыми законы этого мира - и обрел бессмертие.

Эти два временных и пространственных пласта связывает между собой и другое грандиозное явление - гроза и тьма, силы природы, охватывающие землю в момент «мировых катастроф», когда Иешуа покидает Ершалаим, а Мастер со своей спутницей - Москву. Каждый читатель романа, закрывая последнюю страницу, задается вопросом о том, так ли уж однозначно определен конец всякой жизни, неизбежна ли смерть духовная и как ее можно избежать.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...