Проектирование театров. Лучшие образцы архитектурного модернизма, находящиеся на территории россии. Здание «Банка Рукавишникова» в Нижнем Новгороде

На Год театра в Москве грандиозные планы. "Уголок дедушки Дурова", "Ведогонь" и еще несколько театров получат новые сцены, на больших и малых площадках готовятся сотни премьер.

Искусство ремонта

В Москве даже не год, а почти десятилетие Мельпомены. Восемь лет назад ремонта требовали 65 из 82 зданий столичных театров. Где-то были ветхими сами здания, где-то устарело сценическое оборудование. Постоянно шла реконструкция, и вот теперь к Году театра Москва подходит с совсем другим багажом. Отремонтированы 33 театра, многие из них стали современными центрами искусства: Театр кошек Куклачева, "У Никитских ворот", "Тень", авторские театры Надежды Бабкиной, Романа Виктюка, Александра Градского. И, конечно, театр Олега Табакова на Малой Сухаревской площади. Мастер всегда мечтал о том, чтобы зрительный зал был как можно вместительнее и просторнее. Новая "Табакерка", открытая в 2016-м, - полное воплощение идей Табакова. Его театр начинается не с вешалки, а с зеркальной галереи на первом этаже. Так сказочно, как здесь, не чувствуешь себя ни в одном современном театре: калейдоскоп отражений - своих и чужих - словно переносит в параллельную вселенную.

Повторили судьбу города

А открылся Год театра в Москве очень символично: на родную сцену вернулся театр "Школа современной пьесы". Артисты любят говорить, что их театр повторил судьбу Москвы. В 2013 году в знаменитом здании на Неглинной, 29, произошел пожар, который уничтожил все убранство, сохранившееся с XIX века. Реставраторам удалось невероятное. Важнейшие детали интерьера воссозданы в точности по старым материалам. Все здесь теперь точь-в-точь как в ресторанном зале. На стенах декоративная позолоченная лепнина, под потолком парят младенцы-ангелы. Кого только не было в этом доме! Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, кажется, может рассказывать об этом сутки напролет. "Рестораном заведовал повар Люсьен Оливье - изобретатель знаменитого салата". Подавались тут, как писал Владимир Гиляровский, и другие прихотливые закуски. Кое-какие ингредиенты для блюд везли из Европы, а вино и коньяк - сплошь из закромов Людовика XVI.

В этом здании на Неглинной был ресторан, Дом крестьянина, научное издательство... Теперь - снова театр! Фото: Сергей Михеев/РГ

Зеркало истории

За ужином в "Эрмитаже" можно было встретить, например, Федора Достоевского или Ивана Тургенева. "Вот это зеркало у входа видите? Посмотритесь в него, - предложил Кибовский. - Только представьте: туда же перед входом в ресторанный зал смотрели самые известные литераторы России! Вот такая здесь связь времен".

Благодаря московским реставраторам удалось спасти и часть здания, построенную до войны с Наполеоном. Может показаться невероятным, но она уцелела даже при большом пожаре Москвы в 1812-м. Пережила и бедствие 2013-го. Многие детали убранства специалисты смогли восстановить, оттирая несколько слоев краски, нанесенной на стены после многочисленных перестроек дома на Неглинной. В советское время, когда ресторан закрыли, здесь размещали благотворительную организацию, научное издательство, Дом крестьянина... Только в 1989-м его передали современному театру. Там сыграли свои первые звездные роли Любовь Полищук, Альберт Филозов и десятки других выдающихся артистов.

В историческое здание ресторана "Эрмитажа" снова вернулся театр

Теперь в "Эрмитаже" снова живет театральный дух. Зрительские ряды раскладываются и собираются "легким движением руки". Такая трансформация дает возможность играть с форматами постановок. Так, в феврале Москва увидит на сцене "Школы" моноспектакль-импровизацию Александра Кибовского. Что там увидит зритель, загадка. Надо помнить лишь об одном - "Ганди молчит по субботам". Так называется постановка по пьесе молодого российского драматурга Анастасии Букреевой. История, увы, многим знакомая. Каждый вечер совместный ужин. Крепкая любимая семья. Просто однажды отец приходит и говорит: "Лучше я скажу это сейчас. Я ухожу". Спектакль дается сегодня в 20.00, можно также приобрести билеты на февраль и март.

Любимый "уголок"

В Год театра подарки поклонникам искусства будут следовать в Москве один за другим. Еще в конце 2018-го началась глобальная реконструкция "Ведогонь-театра" - единственного профессионального драмтеатра в Зеленограде. Самобытный проект вырос из детской студии до одного из самых посещаемых в Москве культурных центров. Репертуар поражает широтой даже самую искушенную публику, здесь играют почти все - от Островского до современных экспериментальных спектаклей. Новый "Ведогонь-театр" станет многофункциональным центром искусства, здесь покажут постановки самой высокой технической сложности.

Москва в плане поддержки театрального искусства - признанный лидер. Особенно радует грантовая поддержка мэрии - 700 миллионов рублей в этом году. Эти средства пойдут на создание новых постановок. Грант позволяет нам планировать репертуар. Ведь раньше мы не могли работать на отдаленную перспективу, так как не знали, будет ли финансирование.

Редактор Н.В. Лосева

Проектирование театров / Центр. н.-и. и проект. ин-т типового и эксперим. Проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и упр. им. Б.С Мезенцева. - М. Стройиздат, 1990. - 120 с.: ил. - (Справ. Пособие к СНиП).

Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Приведены рекомендации по проектированию однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

Для проектировщиков-архитекторов и градостроителей, а также работников архитектурно-планировочных управлений городов.

Предисловие

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Общие положения

Помещения зрительского комплекса

Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса

Помещения большого демонстрационного комплекса

Зрительный зал

Глубинная колосниковая сцена

Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен

Трансформации демонстративного комплекса

Помещения технологического обеспечения сцены

Помещения, обслуживающие сцену

Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные

Репетиционные помещения

Склады

Производственные помещения

Административно-хозяйственные помещения

Малый демонстрационный комплекс (малый зал) и обслуживание его помещения

Приложение 1 Примерный состав и минимальные площади помещений, театральных зданий

Гастрольные театры

Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров

Театры юного зрителя (ТЮЗы)

Театры кукол

Театры малой вместимости

Театры с общественной функцией общегородского зала

Летние театры

Балетные театры

Приложение 4 Примерные состав и площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену

Приложение 5 Примерное расчетное количество артистов в театрах

ЛИТЕРАТУРА

Предисловие

Пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», распространяется на проектирование однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.

Проектирование особых типов зданий театров с вместимостью зрительного зала свыше 1500 мест, а также реконструкция театров осуществляются с учетом отдельных рекомендаций данного Пособия.

В Пособии представлены рекомендованные материалы для зданий на разработку технико-экономических расчетов (ТЭР) и задании на проектирование театров драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета; приводятся сведения о прогрессивных объемно-планировочных решениях; помещены некоторые данные по проектированию театров особых типов.

Настоящее Пособие охватывает разделы: общие положения, земельные участки и объемно-планировочные решения. Разделы и подразделы: акустика залов и защита от шума, конструктивные решения, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электроснабжение, технологическое оборудование и устройства; связь и сигнализация; комфортные условия наблюдения и форма в зрительных залах представлены в справочных пособиях. Данные по проектированию кинопроекционной и оборудованию зрительного зала кинопроекцией приведены в справочном пособии «Проектирование кинотеатров». При пользовании Пособием следует также руководствоваться СНиП 2.07.01-89 .

При проектировании производственных и складских помещений необходимо помимо данного Пособия руководствоваться СНиП 2.09.02-85 , СНиП 2.11.01-85 и СНиП 2.09.04-87 .

Материалы Пособия могут применяться для составления заданий на проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и деятельностью театров. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям, при проектировании новых зданий театров и реконструкции существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на проектирование.

Настоящее Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева Госкомархитектуры [канд. архит. Э.И. Окунева - общая редакция, предисловие, общие положения, объемно-планировочные решения (общая часть, зрительский и демонстрационный комплексы, административно-хозяйственные помещения, функционально-технологические схемы), прил. 1 - 4 ; канд. архит. В.В. Лазарев - земельные участки, демонстрационный комплекс, прил. 1 ; архит. Е.И. Сивенков - трансформации демонстрационного комплекса; инж. А.И. Зуйков - помещения технологического обеспечения сцены; канд. архит. О.П. Кравченко - общие положения; канд. архит. М.А. Мосина - летние театры; инж. Т.Л. Пастернак - административные помещения; канд. архит. В.И. Ревякин - музей; инж. Р.К. Толкушкина - подсобные помещения буфета; архит. Н.А. Лясс - гастрольные театры] и Гипротеатром Министерства культуры СССР (инж. Д.Ф. Лазарев - помещения, обслуживающие сцену, производственные помещения, функционально-технологические схемы, прил. 1 ; канд. архит. С.В. Гнедовский - малый демонстрационный комплекс, прил. 1 ; инж. Е.А. Крылова - сцена, трансформации зоны оркестровой ямы демонстрационного комплекса; канд. техн. наук В.М. Виноградов - демонстрационный комплекс; канд. архит. В.Д. Красильников - демонстрационный комплекс; архит. Т.М. Трубкин - функционально-технологические схемы; архит. М.В. Борисова - гастрольные театры) при участии д-ра архит. А.В. Анисимова (МНИИПОКОЗ) - балетные театры; канд. архит. Н.Г. Зенькович (КиевЗНИИЭП) - театры с общественной функцией общегородского зала.

Группа компаний ИнвестСтройПроект предлагает проектирование театров и конструкторские работы, выполненные на основе новейших разработок, с применением современного оборудования и инженерных технологий. Мы готовы к сотрудничеству с частными и бюджетными заказчиками, культурными и развлекательными организациями, от небольших театров до вместительных концертных залов.

Проектирование театров по технологии BIM

Благодаря информационной моделирующей технологии BIM (Building Information Modeling), в строящуюся модель мы включаем сбор всех последовательных данных о проекте. Объект наглядно визуализируется, позволяя представить будущие эксплуатационные качества здания.

Проектирование театра мы выполняем в объемных 3D-моделях. Дополнительно используем управленческую 4D-систему, включающую видео-мониторинг работ и сетевого графика, а также корректировку необходимых данных. В модели 5D мы точно рассчитываем технико-экономические показатели проекта театра:

  • расход стройматериалов,
  • подробную смету.

"На витрине была сцена убийства Петра Столыпина"

Роддом. Детский сад. Колледж. Кинотеатр. Гастроном. Караульная. Больница. Нужны ли эти заведения в большом городе, где плотность населения постоянно растет? Странный вопрос - конечно, нужны. И тем не менее десятки нужных москвичам объектов стоят заколоченными, выключенными из городской жизни. Ожидая чего? Сноса? Перепрофилирования? Возвращения к жизни? Мы выбрали семь заметных «заброшек» города и пытаемся разобраться, в чем они «провинились» и что их ждет.

Ходят слухи, что любимый кинотеатр сдают в нелегальную аренду.

Среди самых трагических потерь для московских субкультур - снос легендарной Ховринской больницы, которая пошла под ковш экскаватора осенью 2018 года. На ее месте будут возведены дома в рамках программы реновации. И для города это прекрасно - но, увы и ах, какая «заброшка» пропала! «Ховринка» была известна в узких кругах - место для обряда инициации многих московских подростков. Во-первых, пройти через символические, но кордоны милиции-полиции. Во-вторых, не испугаться полуруины, не имеющей не только электроснабжения или лифтов, но и просто нормального входа. В-третьих, выжить там, среди непонятных личностей со слишком понятными занятиями.

Впрочем, достойная смена уже, кажется, готова. И если бы только одна. Нынешние «заброшки» охраняются не в пример лучше заброшенной еще в перестройку Ховринской больницы, так что пролезть туда куда труднее. Да и состояние таких зданий обычно лучше - чиновники, ответственные за дело, знают про «теорию разбитых окон» и стараются этих самых разбитых окон не допускать.

Больница на Новой Басманной

Городская больница №6 на Новой Басманной улице была закрыта четыре года назад, и с тех пор она пугает местных жителей пустыми глазницами темных окон с выбитыми стеклами. Правда, применение ей быстренько нашли товарищи без определенного места жительства, да и уцелевшие столичные неформалы не отстают - прекрасные кадры ведь можно сделать в «заброшке», да и в далекое Ховрино ехать не надо!

Активисты Басманного района вместе с Ильей Свиридовым, муниципальным депутатом Таганки, минувшим летом направили несколько запросов в ответственные инстанции, однако ответа так и не получили.

Как ранее заявляли в СМИ представители управы Басманного района, о существующей проблеме давно известно, однако, чтобы решить ее, необходимо найти собственников здания. В 2015 году столичный Департамент здравоохранения передал это помещение в ведение Департамента городского имущества. Однако корпус №4 передан на правах безвозмездного пользования МВД. Там признают: здание в аварийном состоянии и оно охраняется. В 2019 году МВД планирует провести реконструкцию.


Басманная больница стала преемницей Ховринской - любимое место неформалов, «заброшка».

Кордегардия Пресненской заставы

Небольшое здание светло-голубого цвета, спрятанное за деревьями в парке Декабрьского восстания, нынче используется как дворницкая. Если долго-долго гулять по парку, то рано или поздно удастся заглянуть внутрь. Там, правда, ничего интересного: метлы, чистящие средства да пара запасных спецовок в двух крошечных комнатках.

Что это такое? Да понятия не имею, нам дали ключи, чтобы мы переодевались, - бросает на ходу работник коммунального хозяйства. Осмотру домика, впрочем, не препятствует. - Нам тут удобно.

Таможенникам когда-то тоже было здесь удобно... Маленький домик - это уникальный в своем роде памятник, единственная сохранившаяся на сегодняшний день кордегардия Камер-коллежского вала, то есть границ Москвы вплоть до начала ХХ века. Здесь, около нынешней станции метро «Улица 1905 года», располагалась Пресненская застава. О том, что когда-то тут была граница города, напоминают, кстати, топонимы: Трехгорный вал, Пресненский вал, а чуть дальше за ним Грузинский вал... Ну и сама кордегардия, конечно. Когда-то таких домиков было 18 - на каждой городской заставе. Теперь остался один.

Редакция «МК» направила запрос в Мосгорнаследие: не планируется ли присвоить ему статус объекта культурного наследия, чтобы привести в порядок и содержать «по совести» - так, как того заслуживает уникальное сооружение? Однако ответа мы не получили. Муниципальные депутаты Пресненского района также не смогли ничего сообщить о судьбе домика - нигде его не обсуждали... Даже на онлайн-карте здание отсутствует: в парке отмечены лишь монумент «Булыжник - орудие пролетариата!» и общественный туалет. Памятника старой Москвы там нет.

Хотя маленький домик вполне можно было бы использовать ко всеобщему удовольствию - к примеру, отремонтировать и открыть там небольшое кафе. Наверняка пользовалось бы популярностью среди гуляющих в парке! Или, скажем, прокат роликов или велосипедов - зря, что ли, такой транспорт становится все популярнее?

Или не изобретать (и не хранить) велосипед, а сделать самое очевидное - организовать на Пресненской заставе музей... собственно говоря, музей Камер-коллежского вала. Заставы ликвидировали в 1852 году. И кстати, важный аргумент: этот домик помнит войну 1812 года (хотя Наполеон, по всей видимости, покидал город не через Пресню).

«Политический продмаг» в Богородском

В эпоху огромных сетевых магазинов и многоэтажных моллов москвичи радуются как дети, наткнувшись где-нибудь на маленький продуктовый магазин - старенький, даже без самообслуживания, этакий привет ушедшей эпохи... Как показывает практика, больше всего таких магазинчиков в районах, которые с легкой руки столичных риелторов и социологов признаны по каким-то причинам «непрестижными». Так, например, в районе Богородское в Восточном округе (старая малоэтажная застройка и 10 минут до центра города на метро, чего ж тут непрестижного?) местной достопримечательностью считается витрина магазина «У Столыпина», спрятавшегося в одном из переулков старого района.

Старожилы вспоминают: магазин как магазин был... Крупа, молоко, мороженое и еще вкусные развесные мармеладки. Однако главное - оформление. На витрине, которая смотрит в 3-й проезд Подбельского, оформлен макет-диорама - сцена убийства Петра Столыпина в оперном театре в Киеве в 1911 году. Тут вам и выстрел, и брызги крови, и перепуганный царь... В других окнах магазина - другие диорамы (например, отправка переселенцев в «столыпинских» вагонах), а также сведения из биографии реформатора, оформленные в виде огромной стенгазеты.


На месте магазина, по которому местная детвора учила историю, - пустые витрины.

Магазин появился тут в конце 1990-х годов, и пара поколений школьников именно так - забегая после уроков за мороженым - учили историю начала столетия. На это и был расчет: идея столь необычного оформления витрины родилась у владельца из-за собственного увлечения историей России.

Мы даже несколько теряем из-за своего имиджа: например, жители дома довольно долго и не подозревали, что это продовольственный мини-маркет, - глядя на витрину, они были уверены, что это библиотека, - рассказывал владелец бизнеса Олег Карпенко в интервью журналу «Москва и москвичи» в 2007 году. Также выяснилось, что магазин «У Столыпина» - это не единственный «исторический продуктовый» на востоке Москвы. Неподалеку от него открылись магазины «На Хапиловке» и «На Гучках». С такими же стилизованными витринами.

Но, увы, все это в прошлом. В начале 2017 года местные жители спохватились, что магазины-то давно закрыты, а красивые витрины заброшены... Связаться с владельцем, чтобы узнать о судьбе помещений, корреспонденту «МК» не удалось.

Довоенный детский сад и кинотеатр «Восток», Щукино

Среди местных жителей имеет кодовое название «Садик со слонами». Вообще-то был у него и номер - 333; и ведомственная принадлежность - детский сад входил не в систему московского Департамента образования, а подчинялся Военно-морскому флоту, то есть Минобороны. Но в 2013 году актив был признан непрофильным и садик передали городу. А по действующим СанПиНам и СНиПам здание, построенное в 1934 году - да, это один из старейших, если не самый старый по времени постройки детский садик столицы, - никак не годится для дошкольного учреждения.

Мой сын, которому сейчас 23 года, ходил в этот садик, сами посчитайте, 20 лет назад, и уже тогда там текла крыша и был грибок, - рассказывает Анна, жительница пятиэтажки рядом со зданием. - Так что детям в нем находиться нельзя, я в это верю. Лучше бы здесь построили жилое здание и переселили бы туда нас. Но только не переселят же, слишком хорошее местоположение!


Редкий случай для Москвы: жители сами хотят, чтобы на месте детсада выросла новостройка.

Интересно, что высотки этажей в 30, которая может появиться на месте садика, соседи не боятся - считается, что здесь идет «курчатовский тоннель» от одноименного института атомной энергетики... куда-то, видимо, в сторону Москвы-реки. Кто его знает, может, и идет - нам, понятное дело, правды не скажут. Но вообще-то, чтобы спасти здание от сноса, всякий раз на слушания и пикеты собираются десятки, иногда сотни щукинцев. Кому-то мило старое здание и детская площадка с бетонными слониками при нем; кто-то не хочет застройки зеленой зоны во дворе. Острой необходимости в детском саде на этом месте нет - совсем рядом, на Маршала Новикова, построили огромное здание нового дошкольного филиала местного образовательного комплекса. Но вот сохранить историческую постройку в качестве детского клуба - это была бы хорошая идея.

Мы постоянно ставим перед городом вопрос о том, что у нас в Щукине вообще нет клубного помещения, - рассказал «МК» муниципальный депутат района Андрей Гребенник. - Все дело в том, что имевшийся в районе ДК «Октябрь» сгорел несколько лет назад и площадка эта уже застроена. А Курчатовский центр культуры недавно вновь стал чисто ведомственным, в него не пускают никого, кроме сотрудников института. Детям заниматься негде. А между тем пока что в детский садик после реставрации собираются вселить танцевальную школу из Донского района. Почему не наших, щукинских? Не понимаю.

В районе, кстати, есть еще одна пустующая площадка: двухзальный кинотеатр «Восток» на площади все того же Академика Курчатова. Принадлежит этот кинотеатр городу, находится в первом этаже жилого дома, и судьба его уже 15 лет неясна. Жильцы дома говорят, что часть кинотеатра порой сдается в нелегальную аренду - но это не более чем слухи. Тем временем в 2018 году с фасада дома пропала даже сама вывеска «Восток»...

Библиотека и культурный центр имени А.Т.Твардовского

Тут все просто и грустно: в начале 2015 года достаточно известную в столице библиотеку имени Александра Твардовского и культурный центр его имени выгнали с насиженного места и перевезли на Аминьевское шоссе. Жилой дом в начале Кутузовского проспекта, прямо напротив гостиницы «Украина», строился в последние годы жизни поэта, он успел увидеть специально построенное для библиотеки помещение, а после смерти в библиотеке появился музейный уголок имени автора «Василия Теркина». В силу ряда юридических казусов собственником здания оказался не город (как это чаще всего бывает в случае библиотек), а ФГУП «Известия» (владеющее, например, знаменитым и тоже выселенным зданием одноименной газеты на Пушкинской площади). В какой-то момент «Известия» подняли цены, городской Департамент культуры решил проблему радикально и вывез библиотеку. «Намоленное» жителями Дорогомилова место до сих пор не сдано никому в аренду (и то сказать - кризис же на дворе). Так и стоит пустое.

Истории, как видим, у всех «заброшек» разные. Где-то виноваты строительные и санитарные нормы, где-то высокая аренда, где-то аварийное состояние (со стороны кажется стоит здание, а по бумагам и по экспертизам - требует капремонта). Больниц, детских садов, кинотеатров, библиотек в Москве много, статистически хватает на всех.

В последние месяцы, кстати, ситуация сдвинулась с мертвой точки: заброшенные здания и долгострои потихоньку возвращаются в хозяйственный оборот. Так, на месте той самой Ховринской больницы - ее разобрали за несколько месяцев - будет построено жилье по программе реновации. Начата наконец реконструкция лежащего в руинах уже 25 лет кинотеатра «Форум» - там будет многофункциональный выставочный зал. Известный роддом №6 имени Абрикосовой на Миусской площади, долгое время стоявший в запустении, еще несколько лет назад нашел вторую жизнь в качестве офисного здания.

Иными словами, драгоценные московские квадраты пусты не бывают - охотники на них обязательно найдутся. Нужно лишь разобраться с запутанными подчас отношениями собственности - и не забыть об охранных обязательствах, которые непременно должны прилагаться к историческим домам.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме