Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда. Проект "логопедические тропинки" Исследовательский проект в логопедической работе с детьми
Чагина Светлана Викторовна,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Коноша, Архангельской области.
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда (Из опыта работы)
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой - активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Творческий проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта:
творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность:
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально - игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу.
Цель:
коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности.
Задачи:
. развивать речь старших дошкольников через театрально - игровую деятельность;
. использовать современные технологии в логопедической работе;
. использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
. создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
. включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;
. вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Этапы реализации:
1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы) .
2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта) .
3. Результативный этап. (Продукт проекта: изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов вместе с логопедом) .
Направления проектной деятельности:
Работа по развитию речи
- обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
- развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
- закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности;
- развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
- формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.
Театрально - игровая деятельность:
- обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
- развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;
- совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
- воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.
Творческая деятельность
- пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка», «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».
- совместное творчество детей и родителей: составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;
- презентация детьми книжек-самоделок;
- инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом». Участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов вместе с логопедом.
- рисование иллюстраций к мультфильмам: «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
- озвучивание мультфильмов.
Работа с родителями
- знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.
- конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад»;
- выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом», «Яблоко»;
- презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;
- распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.
Участие воспитателей группы в проекте
- знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Разные колеса»;
- просмотр мультфильмов «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
- рисование иллюстраций к мультфильмам.
Результаты:
- внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу;
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
- автоматизация исправленных звуков в связной речи;
- раскрытие творческого потенциала дошкольников;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
- позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников»
- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 176 с.
Попова Ирина Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ «Золушка»
г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия
Логопедические тропинки
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.
Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
1. Логопедический проект «Послушный ветерок»
Задачи:
Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Сентябрь- октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
Работа с семьей
Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой
Работа с педагогами
Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
Оформление выставки «Послушный ветерок»
2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
Задачи:
Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
Работа с семьей
Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
Работа с педагогами
Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
3. Логопедический проект «Рифмушки»
Задачи:
Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову
Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации: Ноябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.
Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
Работа с семьей
Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей»
Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений)
Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки»
Работа с педагогами
Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»
Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями»
Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»
Практический результат проекта
Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей,
Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок
4. Логопедический проект «Трудные звуки»
Задачи:
Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
Работа с семьей
Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»
Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)
Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
5. Логопедический проект «Все по порядку»
Задачи:
Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
Углубление знаний детей об окружающей среде;
Улучшение коммуникативных навыков детей
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Повышение компетенции воспитателей в данной области
Содержание работы:
Работа с детьми
Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;
Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов;
Работа с семьей
Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника».
Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»
Его практическое использование;
Практический результат проекта
Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях,
Практическое использование
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
6. Логопедический проект «Очень важные словечки»
Задачи:
Развитие грамматического строя речи
Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
Развитие у детей интереса к родному языку
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,
Использование моделей предлогов
Составление предложений с заданным предлогом
Наблюдение за предлогами в русском языке
Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
Работа с семьей
Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
Практическое использование этого пособия.
Практический результат проекта
Создание копилки «Очень важные словечки»
Практическое использование
7. Логопедический проект «Такие разные слова»
Задачи:
Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;
Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;
Развитие языкового чутья.
Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей
Формирование у детей интереса к родному языку.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.
Работа с семьей
Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей
Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»
Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка)
Работа с педагогами
Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;
Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении
Практический результат проекта
Создание коллективной копилки словарей:
- «Упрямые слова» (неизменяемые)
- «Слова-друзья» (синонимы)
- «Слова наоборот» (антонимы)
- «Слова-близнецы» (паронимы)
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов»
Задачи:
Формирование слоговой структуры слов
Развитие фонематических процессов
Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы
Содержание работы:
Работа с детьми
Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)
Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними
Работа с семьей
Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»
Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»
Практический результат проекта
Оформление книжки-копилки «трудных» слов.
Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии
9. Логопедический проект «АБВГДЕЙка»
Задачи:
Усвоение образа буквы;
Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки”
Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
Анализ существующих Азбук.
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка»
Работа с семьей
Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…),
Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)
Работа с педагогами
Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
Помощь детям в поиске источников информации,
Поддержка и поощрение активности детей
Практический результат проекта
Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука»
Речевой праздник «АБВГДЕЙка»
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».
3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
В условиях модернизации образования приоритетной задачей становится развитие личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемый результат.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы постоянно ищем такие, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, а в целом способствовали формированию всех компонентов речи, развивали коммуникативные навыки у дошкольников. В связи с тем, что большинство логопедов на данный момент работает в условиях логопункта, то постоянно возникает проблема осуществления взаимодействия специалистов ДОУ. В связи с этим, пристального внимания учителей-логопедов, заслуживает технология проектной деятельности , как одной из самых оптимальных форм взаимодействия учителя-логопеда, специалистов, воспитателей, родителей и воспитанников.
Этот вид деятельности помогает не только дошкольникам проявить себя, раскрыть свои способности, реализовать познавательные потребности, но и предоставляет широкие возможности сотрудничества для всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками - это оптимальный, инновационный и перспективный метод в системе дошкольного образования, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и коррекции речевых нарушений детей в частности. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой - активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Основная цель проектного метода в ДОУ — развитие сво-бодной творческой личности ребенка, что подразумевает:
обеспечение психологического благополучия и здоровья;
развитие познавательных способностей;
творческого воображения и мышления;
коммуникативных навыков.
Предпосылками использования проектной деятельности в детском саду являются следующие моменты:
Видоизменение и совершенствование развивающей среды;
Потребность педагогов в инновационной деятельности;
Активное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
Осуществление многофункционального взаимодействия с социумом.
По роду деятельности проекты могут быть:
исследовательско-творческими;
творческими;
информационно-практико-ориентированными;
ролево-игровыми.
Виды проектов по срокам реализации :
краткосрочный (одно или несколько занятий);
средней продолжительности;
долгосрочный (на учебный год).
Этапы проектной деятельности :
выбор цели;
разработка плана;
практическая часть (выполнение проекта);
итог (презентация).
Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал он сам.
Всем известно, что ребёнок лучше всего развивается в игровой деятельности, а именно процесс реализации проектов подразумевает активное включение детей в различ-ные виды деятельности в едином тематическом пространстве(проекте).
Многие проекты вызывают у детей восторг и долгие воспоминания. Участниками совместных проектов чаще являются дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте у дошкольников активно развивается интерес к проектной работе. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.
Трудиться(участвовать) над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Начинать использование данной деятельности целесо-образно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно на-чать уже во второй половине года в младшей группе для де-тей с ОНР. Это, по сути, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Или это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», ат-рибутику для которой дети смастерят со своими родителями.
В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Воспитатель и учи-тель-логопед начинают формирование первых предпо-сылок к поисковой деятельности у детей четырехлетнего возраста.
В старшей и подготовительной группах проекты слу-жат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, умения определять возможные методы решения проблемы с по-мощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно). Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами в речевом развитии обогащают и ак-тивизируют свой словарный запас, учатся публично высту-пать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осу-ществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, при-ветствуется также привлечение других специалистов (психоло-га, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре).
Заканчивается проект всегда презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий от-чет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).
Таким образом, проектная деятельность в настоящее время - является перспективной формой работы, содержат в себе большие потенциальные возможности и способствует качественным изменениям в развитии речевых способностей детей дошкольного возраста. Использование данной технологии приводит к положительной динамике речемыслительной деятельности у дошкольников, обеспечивает условия для формирования гармонично развитой личности, позволяет в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей решать важные задачи речевого, социального и интеллектуального развития дошкольников.
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)
Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.
Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.
Срок проведения: 9 месяцев.
Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
- разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
- составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
- создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
- выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.
Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».
Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
I этап подготовительный (информационно-аналитический).
Мероприятия:
- анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
- выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
- папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
- сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.
II этап основной (практический).
Мероприятия:
- Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
- Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
- Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
- Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
- Для любознательных родителей.
- Беседуем и играем - речь развиваем.
- Почитай-ка.
- Наши руки не для скуки.
- Анонс.
III этап заключительный (контрольно-диагностический).
Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».
В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».
Список литературы:
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.
2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.
Проект «Ваш домашний логопед»
Журнал «Речевая полянка»
Предварительный просмотр:
Морозова Т.И., учитель-логопед высшей категории
Г. Москва, ГБОУ гимназия № 1573
Проектная деятельность на логопедических занятиях в условиях современной общеобразовательной школы
Метод проектов появился в педагогической практике в 20-х годах 20 века. В России он применялся на уроках в начале 20-20-х годов, затем был незаслуженно забыт, но в мире он использовался широко и продолжает использоваться в наше время. Вместе с тем, его относят к педтехнологиям 21 века. Метод проектов предусматривает умение адаптироваться в новых современных условиях постиндустриального общества. ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания обучения учащихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому логопед должен использовать на коррекционно развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления методической работы.
Условия применения метода проектов
- Существование проблемы, требующей решения путем исследовательского, творческого поиска и применение интегрированных знаний.
- Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
- Применение исследовательских творческих методов при проектировании (сбор информации, использование практических знаний детей и знания теории).
- Применение исследовательских, творческих методов при проектировании.
- Структурирование этапов выполнения проекта.
- Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора (одни учащиеся – фотографии, другие – рисунки, третьи – составляют правила, четвертые делятся личным опытом, пятые добывает интересные факты из жизни великих людей).
Особенности проектов в начальной школе : есть проблемы, т. к. дети очень маленькие. Но это возможно.
Ценность проекта
- Возможности и силы данного ученики или детского коллектива.
- Содержание в нем новой информации, которая может служить основой проекта.
- Навыки, которые развивает данный проект.
- Заинтересованность ученика (учеников) в работе.
3 важных момента проекта
Выбор (тема)
Планирование (структура, из каких частей)
Критика (выводы и наблюдения сделанные в процессе работы над проектом).
В настоящее время процесс обучения больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.
Одна из разновидностей этого подхода есть проектная деятельность. Спецификой этой деятельности является:
Направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности;
Учет возрастных особенностей детей;
Постепенное нарастание самостоятельности;
Повышение творческой активности детей.
Этапы проектной деятельности
1. Оргмомент :
Знакомство со спецификой проектной деятельности; деление на группы (аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, фотографы, испытатели). Аналитики и испытатели – более сильные группы.
2. Формулирование темы и целей :
Например: тема: Создание книги правильного произношения.
Цель: помочь другим детям преодолеть недостатки речи.
3. Подготовительный:
Составляется общий план. Распределяются дети на группы. «Мозговой штурм». Особая роль у детей-аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей. Результаты «мозгового штурма» должны совпасть с выбором запланированным учителем.
4. Собственно проект :
Идет работа в группах. Роль детей (экспериментаторы, испытатели, иллюстраторы, аналитики). Испытатели и экспериментаторы проводят презентацию книги.
5. Практическое применение проекта :
Работают испытатели.
6. Самоанализ :
Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.
7. Итоги всей работы в целом.
Тема
Книга правильного произношения
Учащиеся должны знать: особенности русской речи, правильное произношение звуков, этапы работы над речью, основные принципы проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, заготовки страниц «Книги правильного произношения». Таблички с названием творческих групп.
Формулирование целей и задач: создать книгу-пособие для учеников, работающих над исправлением недостатков речи.
Подготовка к разработке: повторение составных частей книги (обложка, титульный лист, главы (части книги), содержание (оглавление), выводы).
Создание проекта: определение глав и заголовков, оформление иллюстраций, оформление глав книги, вступление и оглавление. Далее идет рассказ о самой книге.
Тип проекта : информационно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.
Субъект проекта : дети в школе, дома, вне школы.
При участии взрослых : родителей, учителя.
Защита проектов должна быть публичной.
Номинации проектов
Проект-открытие, проект-удивление (проект-сюрприз), проект-уникальность, забавный проект, академический проект, проект-размышление, проект-полет фантазии, проект-эрудиция, проект-гармония, проект-исследование, проект-проблема, проект-обозрение, универсальный проект, проект-панорама, проект-творчество, мини-проект, глобальный проект, проект «свободный выбор».
Виды презентаций проектов :
Доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, стендовая презентация, концерт, видеофильм, -реклама, заочная экскурсия, спектакль, театрализованное представление, демонстрация электронных проектов.
Роль учителя
В проектной деятельности учитель – это помощник, он обеспечивает деятельность школьника:
Консультирует;
Мотивирует;
Помогает;
Наблюдает.
Роль ученика
Зависит от этапа проекта:
Выбор (принятие решения)
Выстраивает систему взаимоотношений с людьми;
Оценивает свой продукт и чужой.
Особенности проектной деятельности в начальной школе
1. Сформированность у учащихся коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных интеллектуальных взаимодействия в процессе обучения:
Умение спрашивать;
Умение выражать свою точку зрения;
Умение договариваться.
2. Развитие мышления учащихся, интеллектуальная зрелость:
Развитие аналитико-синт.действий;
Сформированность алгоритма сравнительного анализа;
Умение выделять главное;
Выделение общего способа действия;
Перенос общего способа действия на другие учебные задания.
3. Опыт развернутой содержательной дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности:
Адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
Обоснованно и доброжелательно оценивать результат;
Выделять недостатки;
Вносить конструктивные замечания, пожелания.
Работа над проектом «Книга правильного произношения»
Идея : помочь детям, исправляющим речевые нарушения правильно организовать работу над речью.
Цель : создание пособия по коррекции нарушений произношения (для детей, исправляющих речь и их родителей).
Тип проекта : долгосрочный, коллективный, информационно-исследовательский.
Тема : написать «Книгу правильного произношения».
Собственно проект : Пособие «Книга правильного произношения» состоит из следующих частей: оглавление, предисловие, правила правильной речи, памятки по работе над речью, артикуляционная гимнастика, комментарии логопеда, фоторепортаж о наших логопедических занятиях, личные истории детей, рисунки детей (мой учитель-логопед), высказывания великих людей о речи, история исправления речи великого греческого оратора Демосфена, заключение, выводы по проекту.
Ценность проекта для детей, имеющих нарушения речи :
Это особый творческий проект, т.к. его выполняли дети с речевыми нарушениями;
Дети приобрели опыт участия в коллективном творчестве;
Каждый участник проекта смог проявить свои способности;
Проект способствовал развитию коммуникативной функции речи у детей с речевыми нарушениями;
Была собрана интересная и полезная информация;
Проектная работа может использоваться как методическое пособие по исправлению речи для детей и их родителей;
У детей вырос интерес к логопедическим занятиям.
Выводы по проекту :
Учитель-логопед должен обязательно использовать в своей работе проектную деятельность, так как она способствует развитию коммуникативной функции речи у детей, повышает интерес к занятиям;
Нужно тщательно отбирать виды проектов, чтобы они были возможны для выполнения с детьми, имеющими нарушения речи.
Недостатки :
Часть работы не успели сделать;
Материал до сих пор в обработке.
Но мы решили сделать следующую часть «Книга правильного произношения-2».
Используемая литература
1. Н.В.Засоркина, М.Ю.Шатилова и др. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
2. М.К.Господникова, Н.Б.Полянина и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
3. А.Б.Воронцов. Проектные задачи в начальной школе. Москва, «Просвещение». 2009 г.
4. А.П.Терехова, г. Пермь, ДОУ № 5, учитель-логопед. Статья «Проектная деятельность на логопедических занятиях» в журнале «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».
5. М.Г.Лужина, г. Томск, ДОУ № 15, учитель-логопед. Статья «Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ» в журнале «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».