Проводы тихона гроза какое действие. Проводы Тихона.Какое значение имеет эта сцена в развитии дальнейших событий в произведении "Гроза". Сцена с ключом от калитки

Сцена отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в пей психологии и характеров героев и по ее функции в развитии интриги: с ОДНОЙ стороны, отъезд Тихона устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи с Борисом, а с другой — рушатся все надежды Катерины найти внутреннюю опору в любви мужа. По глубине и тонкости психологической разработки эта сцена не только первая такая у Островского, но и вообще одна из лучших в русской классической драматургии.

В сущности говоря, в этой сцене Тихон, отказываясь брать клятву с жены, ведет себя человечно. Да и все его отношение к Катерине совсем не домостроевское, оно имеет личный, даже гуманный оттенок. Ведь это именно он говорит Кабанихе в ответ на ее угрозу, что жена не будет его бояться: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». По как это пи парадоксально, именно мягкость Тихона (сочетающаяся, правда, с общей слабостью характера), в глазах Катерины, не столько достоинство, сколько недостаток. Он не отвечает ее нравственному идеалу, ее представлениям о том, каким должен быть муж. И действительно он не может помочь ей и защитить ее ни тогда, когда она борется с «грешной страстью», ни после ее публичного покаяния. Реакция Тихона на «преступление» Катерины тоже совершенно не такая, какая диктуется авторитарной моралью в подобной ситуации. Она индивидуальная, личная: он «то ласков, то сердится, да пьет все», по словам Катерины.

Дело в том, что молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться патриархальных порядков. Однако и Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм Катерины, для которой и крушение традиционных нравственных норм в окружающем ее мире, и ее собственное нарушение этих заветов — страшная трагедия. В отличие от Катерины, истинно трагической героини, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров. Островский рисует их объективно и явно не без сочувствия. По масштаб личностей их в пьесе установлен точно: это обыкновенные, заурядные, не слишком разборчивые в средствам люди, которые больше уже тоже не хотят жить по-старому, Формально признавая над собой власть старших II власть обычаев» они поминутно на практике идут против них и тем тоже подтачивают и понемногу разрушают калиновский мир. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции крупной и значительной, нравственно высокой выглядит страдающая героиня «Грозы».

«Гроза» — не трагедия любви, а трагедия совести. Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, «Я ДЛЯ тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису, По это «греха не побоялась/, как раз п предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладевает ею, как только кончилось это недолгое счастье, эта жизнь на воле. Оно тем мучительнее, что. вера Катерины как-то исключает понятия прощения и милосердия.

Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство— грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила»,— роняет Катерина, когда ей приходит в голову мысль о возможности прожить свою жизнь с Борисом. Как это не похоже на мечту о счастье! Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы НИ повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима потому, что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы.
«Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» — в отчаянии кричит Тихон и в ответ на ее грозный окрик снова повторяет: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» По это мера понимания Тихона, любящего и страдающего, над трупом жены решившегося на бузит против матери. По было бы ошибкой думать, что это-"Некий итог пьесы и что Тихону доверено выразить авторскую точку зрения, авторскую оценку событий и доли вины героев.
В «Грозе» вообще все причинно-следственные отношения чрезвычайно осложнены, и это отличает ее от предшествующих пьес Островского. Степень обобщения анализируемых жизненных явлений перерастает ту, что была достигнута в москвитянинских комедиях с их ясной моралистической тенденцией. Там как раз связь между поступком и его неизбежными следствиями всегда была прочерчена очень четко, а потому и ясна была непосредственная, прямая вина отрицательных персонажей во всех бедах и злоключениях героев. В «Грозе» все обстоит гораздо сложнее.

Тихон просит прощения у Катерины за унизительную сцену, когда попугаем повторял всё, что требовала маменька. Этим прощением он словно возвращает Катерине надежду. Именно в надежде увидеть Тихона в другой обстановке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы зауважать мужа, Катерина столь настойчиво уговаривает Тихона взять её с собой. Но к концу сцены Катерина окончательно убеждается, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

Сцена с ключом от калитки

Внутренний монолог героини – свидетельство душевной борьбы. Вначале Катерина решает отвлечься шитьём и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки (символическая деталь!), предложенный Варварой, способен превратиться в ключ от клетки, в которой бьётся вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится основным во внутреннем монологе. Желание воли в конечном итоге становится важнее терпения неволи.

В некоторых мыслях Катерины сказывается влияние Варвары: «Да, может, такого и случая-то ещё во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» Побеждает стремление свободного человека не изменять своей душе, следовать своей натуре.

3-е действие

Развитие конфликта словно на время замедляется. Сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемые по контрасту поэзии и обыденности, предваряют рассуждения странницы Феклуши о «последних временах» и монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах». Всё это усиливает мотив неволи.

Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием. При всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью.

Обратим внимание на небезупречность Катерины в первой части сцены свидания с Борисом (сцена 2, явление 3). Находясь в плену своих страхов, она не замечает, как начинает упрекать своего возлюбленного, перенося только на него ответственность за случившееся. Но готов ли Борис к какой-либо ответственности? Он вначале без труда перекладывает её обратно, на её плечи, совсем не по-мужски («вы сами велели мне прийти… Ваша воля была на то…»), а затем в нём побеждает самодовольство и всё та же философия «шита-крыта» («Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?.. Благо, нам теперь-то хорошо… Надолго ль муж-то уехал?»)

    Общая характеристика героя.

    Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему).

    Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.).

    Лексические особенности.

    Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя.

    Проявление в речи характера и поступков героя.

Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

    в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

    не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

    проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

    с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

    наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

    Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

    Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

    для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

    а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат?
2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии?
3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро?
4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией?
5. О чем мечтает князь Андрей?
6. Почему Кутузов резко ответил императору?
7. Как ведет себя Кутузов во время боя?
8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том
1. Что привлекло Пьера в масонстве?
2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея?
3. Анализ поездки в Богучарово.
4. Анализ поездки в Отрадное.
5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»?
6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора.
7. Почему Наташа увлеклась Анатолем?
8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым?
9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том
1. Оценка Толстым роли личности в истории.
2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму?
3. Почему Пьер неудовлетворен собой?
4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»?
5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов?
6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»?
7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»?
8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера?
9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»?
10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»?
11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему?
12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев?
13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки?
14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение?
15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

4 том
1. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи.
2. Как объяснил автор значение партизанской войны?
3. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова?
4. Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова?
5. В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому?
6. Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?

Эпилог
1. К каким выводам приходит автор?
2. Каковы подлинные интересы Пьера?
3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову?
4. Анализ сна Николая Болконского.
5. Почему роман оканчивается этой сценой?

Пожалуйста, ответе на вопросы романа " Отцы и Дети"

1.Кто ещё кроме Базарова считает ниглистом?
2. Как рассказывается личность Базарова в следующих эпизодов:
1) Дуэли с Павлом Петровичем.
2) Во время признания Одинцовой. Какое значение имеет любовь Базарова к Одинцовой.
3) Сцена перед смертью

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается,

и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чем свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет – она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.


Другие работы по этой теме:

  1. Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный...
  2. Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты!’- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – восклицает Некрасов. Писали на...
  3. В своей драме “Гроза” А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки,...
  4. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных...
  5. Теория, утверждающая, что Катерина – “луч света в темном царстве”, принадлежит Добролюбову. Он рассматривает главную героиню исключительно как сопротивление, как человека, не желающего подчиниться власти...
  6. На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя...
  7. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей “темного царства”. Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют...
  8. Пьеса “Гроза” А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге....

Сцена отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в пей психологии и характеров героев и по ее функции в развитии интриги: с ОДНОЙ стороны, отъезд Тихона устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи с Борисом, а с другой — рушатся все надежды Катерины найти внутреннюю опору в любви мужа. По глубине и тонкости психологической разработки эта сцена не только первая такая у Островского, но и вообще одна из лучших в русской классической драматургии.

В сущности говоря, в этой сцене Тихон, отказываясь брать клятву с жены, ведет себя человечно. Да и все его отношение к Катерине совсем не домостроевское, оно имеет личный, даже гуманный оттенок. Ведь это именно он говорит Кабанихе в ответ на ее угрозу, что жена не будет его бояться: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». По как это пи парадоксально, именно мягкость Тихона (сочетающаяся, правда, с общей слабостью характера), в глазах Катерины, не столько достоинство, сколько недостаток. Он не отвечает ее нравственному идеалу, ее представлениям о том, каким должен быть муж. И действительно он не может помочь ей и защитить ее ни тогда, когда она борется с «грешной страстью», ни после ее публичного покаяния. Реакция Тихона на «преступление» Катерины тоже совершенно не такая, какая диктуется авторитарной моралью в подобной ситуации. Она индивидуальная, личная: он «то ласков, то сердится, да пьет все», по словам Катерины.

Дело в том, что молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться патриархальных порядков. Однако и Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм Катерины, для которой и крушение традиционных нравственных норм в окружающем ее мире, и ее собственное нарушение этих заветов — страшная трагедия. В отличие от Катерины, истинно трагической героини, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров. Островский рисует их объективно и явно не без сочувствия. По масштаб личностей их в пьесе установлен точно: это обыкновенные, заурядные, не слишком разборчивые в средствам люди, которые больше уже тоже не хотят жить по-старому, Формально признавая над собой власть старших II власть обычаев» они поминутно на практике идут против них и тем тоже подтачивают и понемногу разрушают калиновский мир. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции крупной и значительной, нравственно высокой выглядит страдающая героиня «Грозы».

«Гроза» — не трагедия любви, а трагедия совести. Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, «Я ДЛЯ тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису, По это «греха не побоялась/, как раз п предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладевает ею, как только кончилось это недолгое счастье, эта жизнь на воле. Оно тем мучительнее, что. вера Катерины как-то исключает понятия прощения и милосердия.

Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство— грех еще более тяжкий с точки зрения христианской морали. «Все равно уж душу свою погубила»,— роняет Катерина, когда ей приходит в голову мысль о возможности прожить свою жизнь с Борисом. Как это не похоже на мечту о счастье! Гибель Катерины предрешена и неотвратима, как бы НИ повели себя люди, от которых она зависит. Она неотвратима потому, что ни ее самосознание, ни весь уклад жизни, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы.
«Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» — в отчаянии кричит Тихон и в ответ на ее грозный окрик снова повторяет: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» По это мера понимания Тихона, любящего и страдающего, над трупом жены решившегося на бузит против матери. По было бы ошибкой думать, что это-"Некий итог пьесы и что Тихону доверено выразить авторскую точку зрения, авторскую оценку событий и доли вины героев.
В «Грозе» вообще все причинно-следственные отношения чрезвычайно осложнены, и это отличает ее от предшествующих пьес Островского. Степень обобщения анализируемых жизненных явлений перерастает ту, что была достигнута в москвитянинских комедиях с их ясной моралистической тенденцией. Там как раз связь между поступком и его неизбежными следствиями всегда была прочерчена очень четко, а потому и ясна была непосредственная, прямая вина отрицательных персонажей во всех бедах и злоключениях героев. В «Грозе» все обстоит гораздо сложнее.

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным