Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник. Ритмическая и звуковая организация рассказа «Господин из Сан-Франциско Почему проза бунина считается психологической

Иван Алексеевич Бунин

Цели:

познакомить с разнообразием тематики
прозы Бунина;
научить определять литературные приемы,
использованные Буниным для раскрытия
психологии человека, и другие характерные
черты рассказов Бунина;
развивать навыки анализа прозаического
текста.

Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

1. Какие картины встают в воображении при чтении
рассказа?
В чем особенности композиции? Составьте план
рассказа.
3. Какой представляется личность лирического героя?
4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад
Бунин?
5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А.
Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин
вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи
читателю». Раскройте содержание этой цитаты.

Лексические модели:

ностальгия по угасающим дворянским
гнездам;
элегия расставания с прошлым;
картины патриархального быта;
поэтизация старины; апофеоз старой
России;
увядание, запустение усадебной жизни;
грустный лиризм рассказа.

5. Рассказ «Антоновские яблоки», по
выражению А. Твардовского,
исключительно «душистый»: «Бунин
вдыхает мир; он нюхает его и дарит его
запахи читателю». Раскройте содержание
этой цитаты.

ПЛАН РАССКАЗА

1. Воспоминание о ранней погожей осени.
Суета в саду.
2. Воспоминание об «урожайном годе».
Тишина в саду.
3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная
жизнь). Буря в саду.
4. Воспоминание о глубокой осени.
Наполовину вырубленный, обнаженный
сад.

«Господин из Сан-Франциско»

– Как донесена авторская концепция мира в
рассказе?
– Каков человек в изображении Бунина?
- Что является кульминацией рассказа?
– Как звучит тема любви в произведении?
Как выражена тема обреченности мира в
рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

План

1. «Художник нарисовал... образ греха...
гордого человека со старым сердцем».
2. Символично название корабля:
Атлантида – затонувший мифический
континент.
3. Пассажиры корабля – модель
человеческого общества:
а) паразитизм «пар чистых»;
б) смерть господина из Сан-Франциско.

10. Сборник «Темные аллеи»

И. А. Бунин на закате своего
творческого пути признался,
что считает этот цикл «самым
совершенным по мастерству».
Основная тема цикла – тема
любви, чувства,
раскрывающего самые
потайные уголки человеческой
души.
Любовь у Бунина – основа
всей жизни, то призрачное
счастье, к которому все
стремятся, но часто упускают.

11.

Была чудесная весна!
Они на берегу сидели Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички
пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Н.Огарев

12.

Любовь для Бунина – величайшее счастье,
дарованное человеку. Но над ней висит
вечный рок.
Любовь всегда связана с трагизмом,
счастливого финала у настоящей любви не
бывает, потому что за мгновения счастья
человеку приходится платить.

13.

Рассказы цикла
«Темные аллеи» –
образец удивительной
русской
психологической
прозы, в которой
любовь всегда была
одной из тех вечных
тайн, которую
стремились раскрыть
художники слова

14. «Чистый понедельник»

– Докажите, что образы главных героев
построены на антитезе.
– Объясните название рассказа.
– Докажите, что рассказу характерны
художественная краткость, сгущение
внешней изобразительности, что
позволяет говорить о новом реализме как
писательском методе.

15. Нобелевская премия

«Решением Шведской
академии от 9 ноября
1933г. Нобелевская
премия по литературе за
этот год присуждена
Ивану Бунину за строгий
артистический талант, с
которым он воссоздал в
литературной прозе
типичный русский
характер».

16. План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...»

I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.
II. Многогранность чувства любви у Бунина.
1. «Лики любви» в бунинских рассказах:
1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);
2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);
3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);
4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим
(«Сны Чанга»);
5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей
возлюбленной («Дело корнета Елагина»);
6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);
7) любовь – обида («Темные аллеи»);
8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);
9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского
влечения к другой («Натали»);
10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).
III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

17. Домашнее задание

Написать сочинение на выбранную тему.
1. Рецензия на понравившийся рассказ И.
А. Бунина.
2. Любовь в понимании Бунина.
3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина.
4. Проблема человека и цивилизации в
рассказе Бунина «Господин из СанФранциско».

Прозы и особенности внешней изобразительности

Цели: познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть и анализ стихотворений Бунина: «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель».

II. Работа с новым материалом.

Слово учителя.

Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире - в русском реализме ХIХ-ХХ вв. раскрываются в произведениях, в которых, по его словам, его занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Познакомимся с некоторыми рассказами.

Сообщения учащихся.

а) Повесть «Деревня» (на основе материала учебника, с. 33-37).

б) Сборник «Темные аллеи».

Работавший над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла - тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.

Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.

По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа.

И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя. Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем.

Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.

Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты - не важно.



Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.

В рассказе «Муза» героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа - тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека.

Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим.

Любовь для Бунина - величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Увы! Как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа «В Париже».

И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные.

В рассказах «Пароход «Саратов», «Ворон» Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества.

В рассказе «Натали» писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью.

Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек «имеет право» полюбить («Руся», «Кавказ»).

В рассказе «Галя Ганская» речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют.



А героиня рассказа «Дубки» сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь. Таким образом, многие рассказы Бунина трагичны. Подчас в одной короткой строке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

Рассказы цикла «Темные аллеи» - образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

3. Работа с текстами (проверка домашней подготовки).

А) «Господин из Сан-Франциско»

В своем творчестве Бунин продолжает традиции русской классики. Следом за Толстым, философом и художником, Бунин обращается к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, в разгар первой мировой войны.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» заметно мощное влияние Льва Толстого - философа и художника. Подобно Толстому Бунин судит людей, их тягу к наслаждениям, несправедливость общественного устройства с точки зрения вечных законов, управляющих человечеством.

Мысль о неотвратимой гибели этого мира с наибольшей силой отразилась в данном рассказе, в котором, по словам критика А. Дермана, «с какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла - образ греха, в котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем».

Гигантская «Атлантида» (с именем затонувшего мифического континента), на которой путешествует к острову наслаждений - Капри - американский миллионер, - это своего рода модель человеческого общества: с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют привилегированные классы.

- Каков он, «полый» человек, в изображении Бунина?

И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился того, к чему стремился. Он богат.

И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более, что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет - едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью - и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет.

Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть.

Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.

- Что является кульминацией рассказа?

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы - вот что является, по мнению Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

- Как звучит тема любви в произведении?

И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственным в этом мире богачей.

Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет «необычная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду.

И высшая ступень опошления любви - пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры «Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».

Прочитайте статью в учебнике (с. 38-39).

Составьте план к ответу на вопрос: Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Примерный план

1. «Художник нарисовал... образ греха... гордого человека со старым сердцем».

2. Символично название корабля: Атлантида - затонувший мифический континент.

3. Пассажиры корабля - модель человеческого общества:

б) смерть господина из Сан-Франциско.

4. Тема заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Подберите цитаты из текста рассказа к ответу по получившемуся плану.

Б) «Чистый понедельник» - один из рассказов на вечную тему любви, которая занимает особое место в творчестве И. А. Бунина.

Докажите, что образы главных героев построены на антитезе.

Объясните название рассказа.

Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новореализме как писательском методе.

Бесспорно, проблема изображения русской действительности была наиболее актуальна для И. А. Бунина в 1910-е годы по сравнению с другими периодами его творчества. Всплеск национального самосознания, вызванный революционными событиями 1917 года, в полной мере отражен в бунинской психологической прозе и связан именно с активным осмыслением природы русского человека, его способностей, возможностей и дальнейшей судьбы. Позже И. А. Бунин продолжает писать рассказы о русских людях, продолжая размышлять над «загадкой русской души». Размышление это вышло на новый уровень, хотя бы по той причине, что с Россией произошли существенные перемены, которые не могли не отразиться на национальном самосознании писателя.

Главное направление, по которому развивалось бунинское творчество 1914-17-х годов, заключалось в сочетании лиризма стиля и психологического саморазвития характера, анализа и синтеза. И. А. Бунин стал завершителем целого периода русской классической литературы, «связанного с усилением в ней психологизма, что обязывало его к дальнейшему развитию и обогащению поэтики и стилистики, к выработке новых форм художественной изобразительности...»

Как нельзя более полно воплотили в себя специфику жанра лирической прозы особенности поэтики бунинских лирических миниатюр. Лирическая проза характеризуется эмоциональным и интеллектуальным самовыражением героя, художественной трансформацией его индивидуального жизненного опыта, имеющей не меньшее значение, чем объективное изображение реалий материальной действительности. К бунинским миниатюрам можно отнести характеристику, представленную А. И. Павловским: «Содержание лирического произведения не есть уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит него. Этим обусловливается дробность лирики: отдельное произведение не может обнять целости жизни, ибо субъект не может в один и тот же миг быть всем. Отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием. Хотя и вся полнота духа доступна ему, но не вдруг, а в отдельности, в бесчисленном множестве различных моментов» .

Схватывая действительность в ее наиболее важных с точки зрения бунинского героя предметно-чувственных проявлениях, рассказчик лирических миниатюр тем самым как бы дробит их на отдельные реалии, каждая из которых осмысливается им с тем большей интенсивностью и углубленностью, чем большее эмоциональное воздействие она оказывает на него.

О каких бы сложных и глубоких явлениях духовной сферы ни шла речь в бунинских произведениях этих лет, осмысление этих явлений неизменно превращается под пером художника в поэтически проникновенное, одухотворенное самовыражение его лирического героя. Достигается это разными средствами. Здесь и открытая лирическая устремленность повествования, и взвешенная музыкально-ритмическая организация фраз, и интенсивное использование поэтических тропов, направляющих мысли читателя в нужном направлении. В результате внутренние монологи, пронизанные грустно-элегическими размышлениями о тайнах жизни и смерти, не могут не вызывать в душе читателя определенного ответного сопереживания.

Однако это не означает, что писатель отходит от принципов художественного изображения жизни и человека. В основе его рассказов и повестей лежит тот же реалистический метод, что и в произведениях рубежа веков, написанных в объективной манере, с той лишь разницей, что теперь раскрытие постигнутой жизни преломлено через субъективное восприятие индивидуума, мысли и чувства которого действуют на ум и сердце читателя с не меньшей силой, чем наглядные реалии.

С целью усиления эмоционально-эстетического воздействия писатель прибегает к излюбленному приему ассоциативного сопоставления жизненных фактов и явлений. В отличие от модернистов, И. А. Бунин видел в художественной ассоциации не самодовлеющий символ и не простой набор эффектных поэтических трюков, не способных критического отношения к изображаемому, а важнейшее средство реализации авторской мысли, идеи. Даже с помощью самых отдаленных ассоциаций И. А. Бунин стремился направить читателя в нужное русло. Сквозь сложный ассоциативный план всегда проступает обнаженная реальность вещественного и социально-бытового окружения, среди которого он живет, действует и размышляет. Например, в рассказе «Антоновские яблоки» отчетливо вырисовываются выразительные детали мелкопоместного, веками устоявшегося быта, изображение которого один из ведущих мотивов раннего творчества писателя. Мы воочию видим сбор яблок и ярмарку, и весь уклад средней дворянской жизни, идущей к своему закату.

И все же значимы для героя-рассказчика не реалии социально-исторической действительности, а красота, величие природы, являющихся предметом его собственных раздумий.

В полном соответствии с жанром лирической прозы большинство бунинских произведений написано от первого лица. Они напоминают страницы дневника лирического героя, который, как правило, - единственный персонаж, объединяющий действие. Конечно, о конкретном действии можно говорить с натяжкой. Нет четко очерченного традиционного сюжета, содержащего интригу или столкновение человеческих характеров. Вместо этого на первом плане мы видим «поток мыслей и чувств героя, тонко чувствующего и рефлектирующего, страстно влюбленного в жизнь и одновременно мучимого ее загадками» . Большинство дореволюционных критиков рассматривали бунинские миниатюры как феномен, не имеющий ничего общего с ранними рассказами И. А. Бунина.

Художественная система И. А. Бунина, его психологизм биполярны. Один их полюс описательность (пейзажа, интерьера, портрета и так далее). Он занимает в произведениях различный объем - от сравнительно скромного, связанного функционально с сюжетом, до самодовлеющего, заполняющего все пространство текста. Но постоянно, во-первых, то, что она всегда создается по одним и тем же эстетическим законам, и, во-вторых, выходит за рамки строгой подчиненности логике повествования и превышает необходимое.

Второй его полюс - сюжет. Его диапазон широк от нулевого до остро психологического и напряженного. Его изложение может быть последовательным или дискретным, то есть прерывающимся во времени. Сюжет может быть построен согласно логике линейного времени или на смещении временных пластов. Если в описательных элементах И. А. Бунин однообразен, то во всем, что касается сюжета, - виртуозно изобретателен.

Функции психологической описательности и сюжета можно уяснить при их сопоставлении. Система их взаимодействия является важнейшим компонентом художественного мира И. А. Бунина, ведущего свое начало из глубины его философии бытия. В одних фрагментах описательность традиционно подчинена сюжету ее функция - преодоление схематизма сюжета, придание ему конкретности, правдоподобия. В других случаях не вполне подчиненная описательность выполняет иные задачи. В-третьих - описательность суверенна от сюжета и соотносится с ним на иных художественных основаниях.

Проблема взаимодействия двух эстетических полюсов - сюжета и психологической описательности - имеет особый ракурс в произведениях, где «реальность предстает через призму субъективных состояний, носящих промежуточный характер от слегка искаженных до ирреальных...» Функция описательности как начала, преодолевающего центрированность сюжета, всегда у И. А. Бунина преобладающая, выступающая зачастую как единственная функция.

Многие бунинские произведения до эмиграционного периода бессюжетны. Их эпическое содержание писатель переводит в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования (общие свойства лирики).

Жизнь несоизмеримо шире любого события, а эстетическая реальность рассказа шире сюжетной линии. Рассказ - лишь фрагмент безграничного бытия, рамка начала и конца может быть произвольно наложена в любом месте. Ту же роль играет название. Часто предпочтительнее нейтральные названия, дабы не исказить смысл. Незатейливы и названия бунинских произведений: «Новая дорога», «Сосны», «Мелитон» и др. Наиболее характерным среди бессюжетных произведений И. А. Бунина считают «Эпитафию», наполненную воспоминаниями о прошлом. Бунинские воспоминания уже в глубинах сознания преобразованы и опоэтизированы, потому что существуют в эмоциональном поле тоски по навсегда ушедшему. Это проявляется прежде всего в том, что каждая деталь становится выпуклой, яркой, самоценной.

Одна из важнейших функций сюжета и описательности в их совокупности - выражение пространственно-временного измерения жизни. Словесное искусство XX века как бы рвется за пределы своих возможностей. Пространственная форма позволяет полнее почувствовать ценность любого мгновения и любой застывшей частицы жизни. Она распахивает мир за границы человеческого существования и соотносит его масштаб с беспредельностью человеческого бытия.

В описательности И. А. Бунин реализует ощущение беспредельного бытия. Хотя сюжет иногда убывает до нуля, описательность - никогда. Она имеет приоритетное значение, ориентирована всегда на то, что за пределами произведения.

Постоянная и важнейшая функция описательности - расширение человеко-модели, в центре которой стоит человек, до модели космической. Так как в лирических миниатюрах преобладает описательность, то их сущность хорошо прослеживается при сопоставлении описательности и сюжета и выявлении их взаимоотношений.

Возможно, именно в связи с этим писатель снимает негативную этическую оценку с некоторых отрицательных свойств русского чело века, не имея уверенности в их национальной природе и - даже в этом случае -подразумевая наличие неких оправданий тому, что таковые возникли. Так, например, жестокость в крестьянской среде может быть оправдана сильной, изматывающей человека любовью («Игнат», «При дороге») или безапелляционным стремлением к справедливости («Хороших кровей»). Кроме того, в прозе Бунина художественно воплощено ветхозаветное мироощущение русского человека, в соответствии с которым и Бог, и мир, существующий по Его законам, предстают жестокими по отношению к беззащитному человеку, вынужденному только подчиняться («Жертва»). Любовь к ближнему («Сверчок», «Лапти», «Худая трава»), красота русского православия («Аглая», «Святитель», «Святые», «Сон пресвятой богородицы»), милосердие, эмоциональная чуткость, особый (родственный) характер духовной близости к Богу («Святые», «Святитель»), близость к природе, в том числе и в отношении к жизни и смерти («Худая трава», «Веселый двор»), стремление к подвигу («Захар Воробьев»), сохранение древних родовых традиций, несущих пользу людям («Хороших кровей») - вот ряд положительных свойств души русского человека, которые создают многогранный образ национального идеала в прозе И. А. Бунина и напрямую соотносятся с христианским идеалом.

Так, в ряде рассказов И. А. Бунина хранителями лучших свойств русского характера выступают доживающие свой век или находящиеся на пороге небытия старики и старухи: Анисья («Веселый двор»), Илья Капитонов («Сверчок»), Аверкий («Худая трава») и др. Мужественное спокойствие, с которым русский крестьянин ожидает смерти, характеризует национальное отношение к жизни, вопрос о котором И. А. Бунин рассматривает, в частности, в рассказе «Мухи».

Сила самоотверженной родительской любви изображена И. А. Буниным в рассказе «Сверчок», герой которого, шорник Илья Капитонов, вступил в непримиримое противостояние со смертью, пытаясь отвоевать у нее своего сына. Самоотверженность как черта национального идеала проявляется и в рассказе «Лапти», но уже без детерминации родственными чувствами. Смерть героя писателем оценивается как подвиг, даровавший спасение другим людям. В том, что по мертвому телу Нефеда смогли сориентироваться и тем самым спастись заблудившиеся мужики, проявляется символичность жертвы, принесенной героем, и ее высший смысл - состоявшаяся и в определенной степени выигранная битва со смертью. Таким образом, чертой национального идеала в восприятии И. А. Бунина является не только органично-природное, но и глубоко национальное.

Специфика психологизма И. А. Бунина - субъективнейшего певца объективного мира - то, что невозможно говорить о приоритете внешнего или внутреннего, субъективного или объективного. Объективный мир в его подлинных масштабах, формах, пропорциях представляет собой такую высокую ценность, что душа принимает его в себя благоговейно, избегая любых искажений. Но в этой душе он существует как факт ее интимнийшей жизни, окрашенной всем ее эмоциональным строем.

Проза

Особенности поэтики
1. Синтез эпического и лирического начал
(сочетание лиризма и описательности).
2. Сосредоточенность на прекрасном и
трагическом в индивидуальном человеческом
существовании, на «вечных темах» бытия.
Индивидуальная человеческая жизнь для него
шире и глубже каких-либо общественноидеологических целей, потому что никакие
социально-исторические перемены не отменяют
в жизни человека испытания любовью и
смертью, осознания радости и трагичности
бытия. Бунин пишет о загадке человеческого
существования.
3.Он наделяет многих своих героев
способностью к переживанию предельной
полноты жизни, умением относиться к природе
как к вечной и незыблемой ценности.

4. Предметная детализация описаний
(«предметная изобразительность».
5. Особая ритмическая и звуковая
организация повествования.
Использование системы образных,
лексических и звуковых повторов.
6.Часто встречающиеся приёмы
поэтической речи – анафора,
инверсия, градация, синтаксический
параллелизм.
7. Использование образов-символов.

Тунис
Алжир
Цейлон
В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления
От этих путешествий
отразились в рассказах и повестях,
Палестина
Египет
составивших сборники «Чаша
жизни» и «Господин из Сан-Франциско»
Балканы
Турция
Италия
Остров Капри

«Господин из Сан-Франциско». Задания
Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско». Что
вы можете сказать о заголовке? Какое слово в этом
словосочетании является главным? Раскройте его
значения.
Что служит сюжетом рассказа? Определите составляющие
сюжетной линии (экспозиция, завязка, приём
предвосхищения развязки, кульминационная сцена,
сюжетно не мотивированные элементы).
Анализ образа господина.
Найдите в тексте бытовые детали, определите их роль.
Бытовой деталью, постепенно переходящей в ранг
символа, стал звучный призыв к обеду. Назовите эти звуки.
Текст наполнен образами-символами. Назовите их,
обозначьте роль.
О чём это рассказ, какова его тема и идея?
Определите традиционные и новаторские черты рассказа

Тонкий лирик и психолог - Иван Алексеевич
Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
как будто отступает от законов реализма,
приближается к романтикам -символистам.
Правдивый рассказ о реальной жизни
приобретает черты обобщенного взгляда на
жизнь. Это своего рода притча, созданная по
всем законам жанра.

Эпиграф
Рассказ наполнен сложным философским
смыслом, полон тревожных предчувствий, новых
катастроф.
Действительно, близость катастрофы предрекается
уже эпиграфом к первому изданию: «Горе тебе,
Вавилон, город крепкий!» (из Апокалипсиса). В
дальнейшем этот эпиграф автор убирает, но
ощущение неизбежности страшных катаклизмов
остаётся.
Первоначальное название рассказа было «Смерть
на Капри».

Рассказ называется «Господин из Сан-Франциско».
Что вы можете сказать о заголовке? Слово
господин в этом словосочетании является
главным. Оно многозначное. Почему вместо
имени - опосредованное определение?
1. При фамилии или звании - формула
вежливого упоминания или обращения (к лицу из
господствующих классов; на письме обычно
обозначалось сокращенно “г.” или “г-н”;
дореволюц.). Господин. профессор. Передайте это
г-ну Петрову.

2. Человек, по внешнему
виду принадлежащий к
привилегированному
сословию (дореволюц.).
3. Владыка, повелитель,
властитель. (Рабы
повиновались своему
господину.)
В каком значении
употреблено это слово в
названии, затем во всём
тексте?
“Господин из СанФранциско” - хозяин
положения, хозяин жизни.
Один смысл, первый,
перерастает в другой.
Перерастание происходит
по мере развития сюжета.

. Почему именно "из Сан-Франциско?" Разве мало в Америке городов,
где мог родиться и прожить свою жизнь господин пятидесяти восьми
лет, отправившийся путешествовать по Европе, а до этого работавший
"не покладая рук" (в этом определении у Бунина проскальзывает еле
заметная ирония: что это был за "труд" хорошо знали китайцы,
"которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами";
современный автор написал бы не о работе, а об "эксплуатации", но
Бунин – тонкий стилист – предпочитает, чтобы читатель сам догадался
о характере этого "труда

Сан-Франци́ско (англ. San Francisco) -
город и округ в штате Калифорния,
США, названный в честь католического
святого (по-испански San) Франциска
Ассизского.

Не потому ли, что город назван так в честь
известного католического святого Францизска
Ассизского, проповедовавшего крайнюю бедность,
аскетизм, отказ от любой собственности? Не
становится ли таким образом очевиднее по контрасту
с его бедностью неуемное желание безымянного
господина (следовательно, одного из многих)
наслаждаться всем в жизни, причем наслаждаться
агрессивно, упорно, в полной уверенности, что он
имеет полное на это право! Как замечает писатель,
господина из Сан-Франциско постоянно
сопровождала "толпа тех, на обязанности которых
лежало достойно принять" его. И "так было всюду..."
И господин из Сан-Франциско твердо убежден, что
так должно было быть всегда.

Что служит сюжетом рассказа?
История увеселительного круиза пожилого американца,
уставшего от трудов по увеличению благосостояния и
отправившегося с женой и дочерью на отдых в Старый
свет. Составленный на два года маршрут был
грандиозен и включал многие страны Европы и Азии. Но
герой успел осуществить только лишь малую его часть:
пересёк океан на комфортабельном судне «Атлантида»,
с месяц прожил в Неаполе и, спасаясь от непогоды,
переехал на остров Капри, где был застигнут внезапной
смертью.
Три реализованных пункта плана и составили три
части сюжетного содержания.
Определите составляющие сюжетной линии.
Экспозиция – план и маршрут путешествия.
Завязка – нарушение ожиданий миллионера и его
растущее недовольство.
Приём предвосхищения развязки – « В день
отъезда<…> даже и с утра не было солнца».
Кульминационная сцена = развязка – внезапная и
«нелогичная» смерть героя.

Повествование после смерти
героя продолжается, и
выясняется, что поведанная
история – лишь часть общей
картины. Появляются
сюжетно не мотивированные
элементы: панорама
Неаполитанского залива,
зарисовка уличного рынка,
колоритные образы лодочника
Лоренцо, двух горцев,
обобщающая лирическая
характеристика «радостной,
прекрасной, солнечной
страны». Этим автор
подчёркивает
неостановимость потока
жизни.
Сюжетно не
мотивированные
элементы

Очерчен схематично,
без психологизма, какой-либо
индивидуальности,
неповторимости его личности.
Его ни разу не называют ни по
имени,
ни по фамилии.

В создании образа
господина автор
использует точность и
предельную
достоверность.
Стерильная
регулярность и
нерушимый
распорядок
существования
господина вводят в
рассказ мотив
искусственности,
автоматизма
цивилизованного
псевдобытия
центрального
персонажа.

ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий
западную цивилизацию,
изжившую себя и пытающуюся прикоснуться
к источнику мудрости на Востоке.
ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его
желтоватом лице…»
Образ монгола-кочевника,
стихия языческая и разрушительная.
-С этой деталью связана
излюбленная у символистов тема нашествия
на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ.
-Какой ещё языческий образ возникает в
повествовании?
ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ.
ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО
//ТИБЕРИЙ.
(Намерение любоваться "живыми
картинами"//
знаменитые императорские оргии).

.
ХРОНОТОП: каждое перемещение господина
связано с конкретным временным промежутком
Такой маршрут был вполне традиционным
для богатых туристов из Нового Света.
Но время путешествия рассчитано
по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ:
РОЖДЕСТВО------Южная Италия.
ПАСХА----------------Рим,
столица католического мира
и символ западной цивилизации.
Выбор времени и маршрута имеет символическое
значение:
в начале своего пути герой должен
стать участником двух величайших
мистерий христианской религии:
Рождества Христова и Его Воскресения.
Потом он должен отправиться на восток.
Так в рассказе намечается актуальная для
творчества
Бунина тема "паломничества в страну Востока".

НОВЫЙ СВЕТ
«Ледяная мгла»
«Буря с мокрым снегом
ГИБРАЛТАР
граница
Нового Света
со Старым.
СТАРЫЙ СВЕТ
«Всех обрадовало солнце»
АМЕРИКАтьма
редставление
б Америке как о мифологической стране мёртвых.
ОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ":
идригайлов называет своё самоубийство "отъездом в Америку").
ЕВРОПА
свет

Ницца:
любуется
карнавалом
Рим:
слушает
церковные
мессы
Монте-Карло:
участвует
в автомобильных
Наслаждается
любовью
молоденьких
неаполитанок
Афины
гонках
и
Египетиграет в рулетку.
Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего
для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу.

В смысловую ткань рассказа входит,
которая ведёт к обезличиванию,
усреднению современного человечества.
-Что составляет основу описания
времяпрепровождения
путешествующих на "Атлантиде"?
Сцены принятия пищи –
единственное средство
поддержания механизма
человеческого тела.

Мотивы автоматизма,
иллюзорности пронизывают
весь быт этой новой
"цивилизации".
"Изящная влюблённая пара,
нанятая...
играть в любовь за деньги".
"Кожа на плоском лице
азиатского принца
точно натянута и как будто
слегка лакирована"- образ
марионетки, маски.

Стрельба по
голубям
Смерть
предельно
эстетизирована,
живописна
Захлебывается в
Сирена на
«смертной тоске»
корабле
Ходит «траурными от
Намек на
серебряной пены
смерть в
волнами» и гудит,»как
портрете
погребальная месса»
азиатского
Океан
принца
Музеи холодны
и
мертвенноМузеи
чисты

Преобладают
желто-черно-серебристые тона:
желтоватое лицо;
золотистые пломбы в зубах;
цвета слоновой кости череп.
Кремовое белье, черные носки,
брюки и смокинг довершают его облик.
Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии

Ноев ковчег
(Модель человеческого общества,
мира)
Пароход «АТЛАНТИДА»
- намёк на призрачность, обречённость
путешествия
образ "корабля мертвецов".
ДЕТАЛИ:
-огненные глаза "АТЛАНТИДЫ"
-сирена "завывала с адской
мрачностью..."
-трюм и судовая машина уподобляются
9 кругу ада).
НОВЫЙ ВАВИЛОН
(символ новой цивилизации).

«Атлантида»
Через образ корабля «Атлантида» писатель пытается
передать символическое устройство человеческого
общества. «Знаменитая "Атлантида"- был похож на
грандиозный отель со всеми удобствами - с ночным
баром, с восточными банями, с собственной газетой - и
жизнь.на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида»
предназначена услаждать путешествующих из Нового
Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для
благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи
обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная
публика получила от путешествия максимум удовольствия.
Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины
упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей
гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает
прекрасный струнный оркестр.

Да и сама благополучная публика старается
не обращать внимания на досадные
«пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди
свято верят в надежность корабля, умение
капитана. Им недосуг задуматься о той
бездонной пучине, над которой они
проплывают так беззаботно и весело. Но
писатель предостерегает: не все так
благополучно и хорошо, как хотелось бы.
Недаром пароход назван «Атлантида».
Некогда одноименный прекрасный и
благодатный остров ушел в пучину океана, а
что уж говорить о корабле - бесконечно
малой песчинке в огромном бурном океане.

Анализ
Образов –
символов
Атлантида (воспоминание о давно
погибших цивилизациях, вестник
катастрофы). Прекрасная
«Атлантида» - наглядная модель
человеческого общества, где одни
легкомысленно блаженны за счёт
других, задавленных тяжестью труда,
где и тем и другим недосуг думать о
смерти, которая рядом, а значит, и о
жизни, проходящей бесследно.
Океан (образ Вселенной и Вечности, где
человек лишь песчинка и мгновение)
Дьявол, громаден, как утёс (часть
Вечности, подстерегающая опасность)
(Всё это указывает на бессмысленную
спираль господской жизни,
призрачность власти человека перед
Вселенной)

Бытовые детали пронизывают
сюжет, традиционно имеют окраску
классического
реализма:
Анализ
бытовых
подробное описание роскошной
жизни «обитателей верхних палуб»
резко контрастирует со скупыми
картинками «непосильного
напряжения» кочегаров. Бытовые
реалии создают зримое
представление о жизни рабов и
господ.
Бытовой деталью, постепенно
переходящей в ранг символа, стал
звучный призыв к обеду. Назовите
эти звуки.
(«Трубные сигналы на корабле»,
«властный гул» по этажам
гостиницы в Неаполе, «китайский
гонг» каприйского отеля –
грозная предупреждающая
ритмика «звукового мира»
рассказа.)
реалий

Этому
противопоставлены
другие картины и
образы.
Зачитайте эпизод, в
котором абруццские
горцы на своём пути
видят фигуру
Божьей матери.
Какими чувствами
наполнен это
фрагмент рассказа?
(«Красота, которую
бессильно выразить
человеческое
слово»,
христианская
любовь)

Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти:
-описание острова.
Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия.
-гостиница - традиционная метафора смерти.
-горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны»
- зубчатая корона традиционный атрибут смерти.
-одевание к ужину - "точно к венцу " (к смерти) готовится.
-Назовите ключевое слово в описании последних минут жизни господина.
Высадка на Капри
УЖАС.

-Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте?
-Чем же заканчивается рассказ?
-Почему?
-Какова функция кольцевой композиции?
-Каковы функции образа Дьявола?

Финальная сцена
– описание
знаменитого
лайнера
«Атлантида», в
трюме которого
возвращается
господин. Она
указывает на
кольцевую
композицию
рассказа, что в
свою очередь
является
доказательство
м цикличности
бытия.

”... Этот рассказ о трагической хрупкости
человеческого бытия. О бессмысленной
трате бесценного дара - жизни. О
“тупиковости «материального»
человеческого существования, о жизни
человека как пути в смерть”
(А.Архангельский). Обо “всех
страждущих в этом злом и прекрасном
мире”. О том, что никто не знает, какая
судьба ему уготована, как неведома
участь мощного корабля, “тяжко
одолевавшего мрак, океан, вьюгу”…

«Синестетическое описание”
Зрительные ощущения: “красные
огоньки”, “волны, как чёрное масло”,
“золотые удавы от фонарей”, “ярче
засияла кают-компания”;
Осязание и обоняние: “ветер теплее,
благовонней”; “сладко пахнет в Италии
земля после дождя, особый запах есть у
каждого её острова””
слух: “загремел и шлёпнулся в воду
якорь”, “наперебой понеслись отовсюду
яростные крики лодочников” и т.д.

Традиционные и новаторские черты
рассказа «Господин из СанФранциско»
Традиции Л.Н. Толстого – обобщения,
зоркость взгляда на жизнь, точные
бытовые реалии, глубокие раздумья о
современности, синестетическое
описание.
Новаторство – символика, условность,
некоторый мистицизм.
Автор не прекращает поиски Прекрасного.

«Последний классик» русского
классического реализма и «первый
классик» неореализма XX столетия
Ю.В. Бабичева, профессор Вологодского педагогического
университета, так говорит о И.А. Бунине:
«Да, он «последний классик» русского классического
реализма, процветшего в XIX веке, его наследник. Но он же
и «первый классик» неореализма XX столетия,
соединивший в своих исканиях старейшую проблему
загадочной славянской души с характерным серебряному
веку стремлением приобщить русскую культуру к широкой
и долговечной истории всего человечества».
Согласны ли вы с такой точкой зрения учёного? Ответьте
письменно на этот вопрос, свой ответ аргументируйте.

Тест
По вечерам этажи "Атлантиды" зияли во мраке как бы
огненными несметными глазами, и великое множество слуг
работало в поварских, судомойнях и винных подвалах.
Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не
думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего
человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы
сонного, похожего в своем мундире, с широкими золотыми
нашивками на огромного идола и очень редко
появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на
баке поминутно взвывала с адской мрачностью и
взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из
обедающих слышали сирену - ее заглушали звуки
прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно
игравшего в мраморной двусветной зале, устланной
бархатными коврами, празднично залитой огнями,
переполненной декольтированными дамами и мужчинами
во фраках и смокингах, стройными лакеями и
почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что
принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на
шее, как какой-нибудь лорд-мэр.

Смокинг и крахмальное белье очень
молодили господина из Сан-Франциско.
Сухой, невысокий, неладно скроенный, но
крепко сшитый, расчищенный до глянца и в
меру оживленный, он сидел в золотистожемчужном сиянии этого чертога за
бутылкой янтарного иоганисберга, за
бокалами и бокальчиками тончайшего
стекла, за кудрявым букетом гиацинтов.
Нечто монгольское было в его желтоватом
лице с подстриженными серебряными
усами, золотыми пломбами блестели его
крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысая голова.

Богато, но по годам была одета его жена,
женщина крупная, широкая и спокойная;
сложно, но легко и прозрачно, с невинной
откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с
великолепными волосами, прелестно
убранными, с ароматическим от фиалковых
лепешечек дыханием и с нежнейшими
розовыми прыщиками возле губ и между
лопаток, чуть припудренных...

Обед длился больше часа, а после обеда
открывались в бальной зале танцы, во время
которых мужчины, - в том числе, конечно, и
господин из Сан-Франциско, - задрав ноги, решали
на основании последних биржевых новостей
судьбы народов, до малиновой красноты
накуривались гаванскими сигарами и напивались
ликерами в баре, где служили негры в красных
камзолах, с белками, похожими на облупленные
крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной
черными горами, вьюга крепко свистала в
отяжелевших снастях, пароход весь дрожал,
одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом
разваливая на стороны их зыбкие, то и дело
вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми
хвостами громады, - в смертной тоске стенала
удушаемая туманом сирена,

мерзли от стужи и шалели от непосильного
напряжения внимания вахтенные на своей вышке,
мрачным и знойным недрам преисподней, ее
последнему, девятому кругу была подобна
подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали
исполинские топки, пожиравшие своими
раскаленными зевами груды каменного угля, с
грохотом ввергаемого в них облитыми едким,
грязным потом и по пояс голыми людьми,
багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно
закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и
ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в
танцевальной зале все сияло и изливало свет,
тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то
изгибались в танго - и музыка настойчиво, в какойто сладостно-бесстыдной печали молила все об
одном, все о том же...

2.1.К какому из перечисленных эпических
жанров принадлежит произведение
Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
1) роман
2) рассказ
3) повесть
4) очерк
2.2. Приведённый выше эпизод
1) представляет кульминацию сюжета
2) является вставным эпизодом
3) завершает повествование
4) предваряет основные события

2.3. За авторским описанием быта
пассажиров «Атлантиды кроется
1) уважение к сильным мира сего
2) равнодушие к человеку и человечеству
3) неприятие ценностей буржуазного мира
4) шутливая ирония над светской суетой
2.4. Назовите средство иносказательной
выразительности, к которому обращается автор
в первой фразе фрагмента, описывая гигантский
корабль «Атлантида».
2.5. Назовите средство характеристики героя,
строящееся на описании его внешнего облика
(«Нечто монгольское было в его желтоватом
лице»…).

С-1. Что символизирует судьба господина из СанФранциско и кто ещё из писателей 20 века
обращался к теме «сытых»?
С-2. Почему И. Бунин в рассказе «Господин из СанФранциско» не изобразил внутренний мир главного
героя и не дал ему имя?
С-3. Почему, расставшись с умершим персонажем,
Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о
римском тиране Тиберии?
С-4. Какое значение имеют в рассказе
символические образы?

Ответы
2.1. – 2
2.2. – 4
2.3. – 3
2.4. – метафора
2.5. - портрет

С-2
В рассказе нигде не упоминается имя главного героя и
не изображается его внутренний мир. Почему?
Видимо, отсутствие имени героя – один из приёмов,
выражающих авторское отношение к персонажу,
«который до этой поры не жил, а лишь существовал».
Всю свою жизнь господин посвятил обогащению
материальному, внутренний же мир его пуст. Он такой
же, как все люди его круга, один из многих. Он лишён
индивидуальности, а значит, и имени. При этом автор
наделяет именами эпизодических героев (коридорный
Луиджи, старик Лоренцо). Именно эти люди живут
полной жизнью, видят и ценят её красоту, они
олицетворяют естественность и радость бытия.

.С-4. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта
символичность воплощается в образе главного героя,
представляющего собой собирательный образ американского
буржуа, человека без имени, называемого автором просто
господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя –
символ его внутренней бездуховности, опустошенности.
Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого
слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только
материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается
символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока
"он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера
служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его
чистоту и покой …". А после внезапной "смерти тело мертвого
старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на
берега Нового Света. Испытав много унижений, много
человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного
портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же
самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким
почетом везли его в Старый Свет." Корабль "Атлантида" плывет
в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под
содовой, "но теперь уже скрывая его от живых – глубоко
спустили в черный трюм". А на корабле все та же роскошь,
благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в
любовь.

Пароход выступает как символ цивилизации. Корабль воплощает
собой общество со своей иерархической структурой, праздная
аристократия которого противопоставляется людям,
управляющим движением корабля, работающим в поте лица у
"исполинской" топки, которую автор называет девятым кругом
ада. Сам господин – символ буржуазного благополучия, общества
где люди вкусного едят, красиво одеваются и развлекаются, их не
интересует окружающий мир. Этим людям ничто не может
доставить удовольствия, это мир кукол и механизмов. Герой
рассказа умирает, этим автор показывает бессмысленность
существования таких людей. Они и живут как в футляре. Корабль
символизирует эту оболочку, океан - весь остальной мир
бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя.
Океан – символ реальной, действительной жизни.
Символичен и даже вызывает удивление изображенный
писателем реалистом образ дьявола, огромного, как утес,
наблюдающего за кораблем, который является как бы символом
надвигающейся катастрофы, своеобразного предупреждения
человечеству.
И.А. Бунина, часто использующего символы в своем творчестве,
тем не менее нельзя считать писателем – символистом – он
писатель реалистического направления, а символы для него –
лишь одно из средств художественной выразительности,
расширяющие содержание и придающие его произведениям
особую окраску. Придавая всему изображаемому символическое
начало, Бунин лишь углубляет свою мысль.

Тест
Как в апреле по ночам в аллее,
И все тоньше верхних сучьев дым,
И все легче, ближе и виднее
Побледневший небосклон за ним.




Снова накануне. И с годами
Сердце не считается. Иду
Молодыми, легкими шагами –
И опять, опять чего-то жду.
10.Х.1917

Б-1. Какое средство иносказательной
выразительности использует Бунин в
строке: «И все тоньше верхних сучьев
дым»?
Б-2. Как называется изобразительновыразительное средство языка,
ставшее в стихотворении
художественным определением:
«Молодыми, легкими шагами»,
«дымчатый, воздушный и сквозной» и
другие?

Б-3. Укажите терминологическое название
приёма единоначатия строк, который
использует Бунин:
Этот верх в созвездьях, в их узорах…
Этих листьев под ногами шорох,
Эта грусть - все то же, что весной.
Б-4. Как в литературоведении называют
созвучие концов стихотворных строчек,
например, у Бунина:
Этот верх в созвездьях, в их узорах,
Дымчатый, воздушный и сквозной,
Этих листьев под ногами шорох…?

Б-5. Как называется сочетание строк стихотворения,
скреплённых общей рифмовкой и интонацией?
С-1. Определите, какая тема (мотив) является основной в
стихотворении Бунина.
С-2. Каким настроением проникнуто стихотворение
Бунина и что придаёт ему особую выразительность?
С-3. Что позволило Бунину сопоставить два времени года
и в творчестве каких русских поэтов интимные
переживания лирических героев связаны с сезонным
состоянием погоды?
А.Пушкин «Осень», А Блок «О, весна без конца и без
краю»…, Тютчев «Весенняя гроза», А. Фет «Чудная
картина, как ты мне родна…» и другие.

Использованные источники
Михайлов Олег. И. А. Бунин. Жизнь и творчество.Тула, 1987.
Лавров Валентин. Холодная осень: Иван Бунин в
эмиграции (1920-1953).- М., 1989.
Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и
творчество.-М., 1991.
Л. Смирнова. И. А. Бунин [«Русская литература конца
XIX - начала ХХ века», М.: Просвещение, 1993]
А. Саакянц. О Бунине и его прозе. Предисловие к
сборнику рассказов [М.: Правда, 1983]
А. Ранчин. Дама без собачки: чеховский подтекст в
«Солнечном ударе» [«Литература», № 30, 2002]
Интернет-ресурсы.

Домашнее задание
Прочитать рассказы
"Грамматика любви",
"Лёгкое дыхание",
"Солнечный удар",
"Тёмные аллеи",
"Чистый понедельник".
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...