Психологизм пьесы утиная охота. Утиная охота духовный смысл пьесы. Воспоминание о праздновании новоселья

Жанровые особенности пьес А. Вампилова

«Старший сын» и «Утиная охота»

Творчество А.В. Вампилова занимает достойное место в истории русской литературы. Пьесы А.В. Вампилова образуют самобытное, многогранное и яркое художественное явление, по праву названное исследователями «Театр Вампилова».

Представленный пьесами разных жанров, начиная от лирической комедии и заканчивая психологической драмой, «театр Вампилова» оказывает глубочайшее психологическое воздействие, заставляет зрителей и читателей переосмыслить собственное бытие и философские основы жизни.

Александр Валентинович Вампилов рано ушел из жизни. Почти не замеченный при жизни, захваленный после смерти, А. Вампилов стал одной из загадочных фигур в истории советской и русской драматургии. Он оказал существенное влияние на развитие современной драмы.

«Театр Александра Вампилова» рассматривается как развивающееся художественное явление, в котором социальные и нравственные проблемы своего времени переходят в план общечеловеческих «вечных вопросов» духовного бытия. Следует отметить тот факт, что большинство исследователей драматургии А.В. Вампилова затрудняются точно определить жанр его пьес, говоря только об их жанровом своеобразии и выделяя у него наличие различных жанровых форм, что приводит, в свою очередь, к появлению таких терминов, как «полижанровость», «жанровый синтез», «жанровый полифонизм», «жанровый синкретизм».

А.В. Вампилов уже в ранних своих пьесах-рассказах конца 50-х – начала 60-х годов проявляет жанровое своеобразие своей драматургии, экспериментируя с драматическими жанрами и создавая новаторскую пьесу, опирающуюся на традиции лирической драмы И.С. Тургенева, сатирической комедии Н.В. Гоголя и психологической драматургии А.П. Чехова, выстраивая действие как психологический эксперимент.

Своей реальной театральной славой драматург обязан, главным образом, пьесе «Старший сын», которая в течение нескольких лет занимала ведущее место в его репертуаре.

Свобода художественного вымысла и поэтики отличают пьесу «Старший сын», пьеса тяготеет к небытовым, фантасмагорическим, притчевым формам, выводящим их за рамки бытового анекдота. Пьеса «Старший сын» несет в себе вполне конкретные и узнаваемые мотивы эпохи. Распространенная в мировой драматургии тема внезапного или ложного обретения родных также получает в эти годы свою исторически обусловленную популярность.

С одной стороны, комедия отличается откровенной веселостью. А. Вампилов использует такие известные комедийные приемы развития сюжета, как подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш. Вампилов мастерски владеет приемами создания комических положений и характеров. Он умеет ввести своего своеобразного, не лишенного комических черт героя в нелепейшие ситуации.

С другой стороны, пьеса «Старший сын» воспроизводит атмосферу неустроенного быта, распадающихся семейных связей настолько психологически точно и верно, как это было свойственно психологической драме 60-х годов XX века.

Благодаря тому, что в комедии задано одновременно несколько нравственно-эстетических ракурсов изображения действительности, «Старший сын» приобретает черты трагикомедии, что усложняет жанр лирической комедии.

Пьеса умещена молодым драматургом в классическое триединство. И вместе с тем в ней не ощущается никакой драматургической предопределенности. Напротив, ей свойственна абсолютная спонтанность, непреднамеренность происходящего: Бусыгин и Сильва фактически знакомятся на наших глазах, не говоря уже о семействе Сарафановых, с которым и зритель, и герои знакомятся одновременно.

Комедия «Старший сын» построена на жестком парадоксальном сломе, парадоксальном превращении событий, возникающем от «неправильной», неканонической реакции героев на обстоятельства.

За пьесой же «Утиная охота» с самого начала закрепилась репутация самой загадочной и сложной пьесы А.В. Вампилова, в том числе на уровне определения жанра произведения. В «Утиной охоте», тональность повествования и в целом звучание пьесы серьезны. «Утиная охота» построена как цепь воспоминаний Зилова.

Последовательно поставленные, но разрозненные памятные эпизоды из прошлой жизни героя представляют не только читателю и зрителю, но и самому Зилову историю его нравственного падения. Благодаря этому уже с самого первого эпизода пьесы перед нами разворачивается настоящая драма человеческой жизни, построенной на обмане. Драма жизни Зилова постепенно переходит в трагедию одиночества: равнодушие или притворное участие приятелей, утрата чувства сыновней привязанности, опошление искреннего чувства влюбленной в него девушки, уход жены… Очевидны приметы трагикомедии в пьесе (разговор Зилова с Галиной в момент ее ухода; публичное обличение Зиловым пороков друзей; подготовка Зилова к самоубийству).

Однако ведущими приемами построения пьесы, создающими жанровую направленность произведения, являются приемы психологической драмы. Например, герой А.В. Вампилова показан в момент острого душевного кризиса, показан изнутри, со всеми его переживаниями и проблемами, практически безжалостно вывернут наизнанку, психологически обнажен. В центре внимания драматурга оказывается содержание нравственного мира его современника, при этом нет определения героя как плохого или хорошего, он внутренне сложен, неоднозначен. Усложнен финал «Утиной охоты»: пьеса могла бы быть закончена до основного финала дважды: когда Зилов приставил к груди ружье или делил имущество с Саяпиным (тогда бы это больше соответствовало канонам трагикомедии). Основной же финал пьесы носит открытый характер и решен в традициях психологической драмы.

Пьесу А.В. Вампилова «Утиная охота» принято рассматривать как социально-психологическую драму (реже как трагикомедию с элементами производственного конфликта, фарсовыми и мелодраматическими вставками), в которой драматург подвергает пересмотру проблематику своих ранних произведений.

В критике 70 – 90-х гг. сложилась тенденция трактовать «Утиную охоту» прежде всего как драму потерь, поскольку в пьесе последовательно обнажаются ценностные ряды: герой осознает, или делает видимым для осознания то, что могло бы стать твердой опорой в его жизни, но уже не стало. И все же «Утиная охота», в первую очередь, трагикомедия существования и самоценного осознания: ее конфликт рождается там, где действительность, принимая форму беспощадно объективного зеркала, предоставляет герою возможность посмотреть на себя со стороны.

При постоянном тяготении драматурга к жанру комедии на всем протяжении его творческой жизни жанровой доминантой его творчества все же стала трагикомедия.

Написанную в 1968 году, опишем ее краткое содержание. "Утиная охота" - произведение, действие которого происходит в одном из провинциальных городов.

Зилов Виктор Александрович просыпается от телефонного звонка. Он с трудом берет трубку. Однако там лишь молчание. Зилов медленно встает, затем открывает окно. Погода на улице дождливая. Виктор Александрович пьет пиво и начинает физзарядку с бутылкой в руках. Вновь раздается телефонный звонок и опять молчание. Так начинается пьеса Вампилова "Утиная охота". Фото ее автора представлено ниже.

Разговор с официантом Димой

Зилов решает позвонить сам. Он набирает номер официанта Димы, с которым он договаривался отправиться на охоту, и очень удивлен, когда тот спрашивает его, поедет ли он. Виктора Александровича интересуют подробности скандала, разразившегося вчера. Его Дима учинил в кафе. Зилов весьма смутно помнит подробности. Его в особенности волнует то, кто же его ударил вчера по лицу.

Траурный венок

Едва он заканчивает телефонный разговор, раздается стук в дверь. Входит мальчик, который держит большой траурный венок. На нем надпись, в которой значится, что венок этот от друзей и предназначается Зилову, сгоревшему безвременно на работе. Зилов такой мрачной шуткой раздосадован. Он садится на тахту и принимается представлять в воображении, как все могло случиться, если бы он умер в действительности. Затем последние дни жизни проходят перед его глазами.

Воспоминание о праздновании новоселья

Первое воспоминание. В излюбленном месте Зилова, в кафе "Незабудка", он вместе с Саяпиным, своим приятелем, встречается с Кушаком, начальником по работе, для того, чтобы отметить крупное событие - получение новой квартиры. Неожиданно заходит Вера, его любовница. Зилов ее просит их отношения не афишировать, всех усаживает за стол, и Дима приносит шашлыки и вино. Зилов напоминает Кушаку о том, что празднование новоселья назначено на вечер. Тот соглашается, несколько кокетничая. Зилов вынужден пригласить и Веру, которая очень хочет прийти. Начальнику, проводившему недавно свою жену на юг, он ее представляет как одноклассницу. Своим раскованным поведением Вера внушает некоторые надежды Кушаку.

Продолжаем описывать краткое содержание. "Утиная охота" - пьеса, дальнейшие события которой следующие. Друзья Зилова вечером собираются на новоселье к нему. Его жена, Галина, в ожидании гостей мечтает о том, чтобы между ними все вновь стало так, как в начале, когда супруги любили друг друга. В числе принесенных подарков охотничье снаряжение: патронташ, нож и несколько деревянных птиц, которые используются для подсадки на утиной охоте. Это занятие - самая большая страсть Виктора Александровича, если не считать женщин. Однако ему не удалось еще убить ни одной утки. Главное для него, как говорит Галина, - разговоры и сборы. Зилов на насмешки внимания не обращает.

"Липа" о модернизации производства, знакомство с Ириной

Второе воспоминание. Зилов с Саяпиным на работе срочно должны подготовить информацию, касающуюся модернизации производства. Зилов предлагает ему представить проект, сделанный для фарфорового завода, как уже осуществленный. Они долго решают, делать это или нет. И хотя Саяпин боится возможного разоблачения, "липу" все же готовят. Зилов здесь же читает письмо от своего старого отца, который живет в другом городе. Он 4 года не виделся с ним. Тот пишет о том, что болен и хочет увидеться. Однако к этому равнодушно относится Зилов, герой пьесы "Утиная охота". Анализируя его реакцию, можно сказать, что своему отцу он не верит. К тому же у него все равно нет на это времени, поскольку он собирается в отпуск на утиную охоту. Он не хочет и не может ее пропустить. В комнате неожиданно появляется Ирина, незнакомая девушка, спутавшая с редакцией газеты их контору. Зилов ее разыгрывает, выдавая себя за сотрудника газеты. Эту шутку разоблачает, наконец, вошедший начальник. У Зилова с Ириной завязывается роман, что отмечает Вампилов.

"Утиная охота": содержание супружеской сцены

Третье воспоминание. Зилов под утро возвращается домой. Его жена не спит. Зилов ("Утиная охота") сетует на то, что много работы, говорит, что его неожиданно отправили в командировку. Однако Галина говорит прямо, что не верит в это, так как вчера вечером его видела в городе соседка. Зилов пытается обвинить жену в излишней подозрительности, но это не действует на нее. Она терпела слишком долго и не может больше выносить вранья своего мужа. Галина говорит о том, что была у врача, что делала аборт. Супруг изображает возмущение. Он упрекает ее за то, что жена не посоветовалась с ним. Зилов пытается смягчить свою супругу, вспомнив вечер, когда они стали впервые близки. Произошло это шесть лет назад. Сначала Галина протестует, но потом поддается очарованию этого воспоминания - до тех пор, пока супруг не может вспомнить каких-то слов, очень важных для нее. Она плачет, опустившись на стул.

Зилова, встреча в "Незабудке" с женой

Следующее воспоминание главного героя. В комнате Саяпина и Зилова в конце рабочего дня появляется Кушак. Он в гневе и требует объясниться насчет брошюры, содержащей информацию о якобы произошедшей на фарфоровом заводе реконструкции. Выгораживая Саяпина, так как тот должен скоро получить квартиру, всю ответственность берет на себя Зилов. Лишь жене Саяпина, внезапно появившейся, удается погасить бурю. Она уводит на футбол простодушного Кушака. Зилову в этот момент приходит телеграмма, в которой говорится о смерти отца. Он решает немедленно лететь для того, чтобы успеть попасть на похороны. Жена Зилова хочет отправиться вместе с ним, однако он отказывается. Зилов перед отъездом заходит выпить в "Незабудку". Кроме того, он назначил здесь свидание Ирине. Галина случайно становится свидетельницей их встречи. Жена Зилова пришла сюда для того, чтобы принести своему супругу портфель и плащ для поездки. Зилов вынужден сообщить своей любовнице о том, что он женат. Он откладывает на завтра свой отлет и заказывает ужин.

Галина отправляется к родственникам

Представляем вашему вниманию следующее воспоминание, которое видит главный герой произведения "Утиная охота". Содержание его следующее.

Галина хочет поехать в другой город к родственникам. Как только Зилов звонит Ирине и приглашает ее к себе. Вдруг Галина возвращается и говорит, что уезжает от него навсегда. Ее муж обескуражен, пытается остановить ее, однако Галина запирает дверь на ключ. Зилов, оказавшись в западне, применяет свое красноречие для того, чтобы убедить жену в том, что она ему по-прежнему дорога. Он даже говорит о том, что возьмет ее на охоту. Однако его объяснение слышит не Галина, а подошедшая Ирина, которая все сказанное воспринимает на свой счет.

Пьяные речи Зилова в "Незабудке"

Последнее воспоминание. В ожидании приглашенных по случаю утиной охоты и отпуска друзей Зилов пьет в "Незабудке". Когда его товарищи собираются, он уже пьян довольно сильно, начинает им говорить разные гадости. Зилов распаляется все больше с каждой минутой. Это приводит к тому, что все уходят, включая и Ирину, которую он тоже оскорбляет незаслуженно. Зилов, оставшись один, называет лакеем официанта Диму. Тот его бьет по лицу. "Отключается", упав на пол, Зилов, герой произведения "Утиная охота". Герои пьесы, Саяпин и Кузаков, возвращаются через некоторое время. Они поднимают Зилова и приводят его домой.

Решение совершить самоубийство

Расскажем о страшном поступке, который решил совершить Зилов. Описать следующий эпизод можно лишь вкратце, поскольку мы составляем краткое содержание. "Утиная охота" - пьеса, в которой страшное решение Зилова является кульминацией. Дело в том, что он, припомнив вдруг все, решает покончить свою жизнь самоубийством. Теперь уже не играет этот герой произведения "Утиная охота". Анализ данного эпизода показывает, что он настроен вполне серьезно. Зилов пишет после чего заряжает ружье, снимает обувь и нащупывает курок большим пальцем ноги.

Произведение "Утиная охота" продолжается тем, что внезапно раздается телефонный звонок. После этого незаметно появляются Кузаков и Саяпин, которые замечают приготовления своего товарища и отнимают ружье, набросившись на него. Зилов гонит их прочь, крича, что не верит никому. Однако они все-таки не решаются оставить его одного. Зилову в конце концов удается выдворить Кузакова и Саяпина.

Зилов решает отправиться на утиную охоту

Он ходит по комнате с ружьем. После этого Зилов бросается на постель и непонятно, то ли он рыдает, то ли смеется. Он встает через две минуты и набирает номер Димы. Он сообщает ему о том, что готов отправиться на охоту.

На этом заканчивается краткое содержание. "Утиная охота", как и все пьесы, - произведение, небольшое по объему. Прочесть его в оригинале можно примерно за 2 часа. Всех подробностей описанной истории не раскрывает краткое содержание. "Утиная охота" станет вам понятнее и ближе, если вы решитесь прочесть текст произведения.

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре» (1979)

Действие происходит в провинциальном городе. Виктора Александровича Зилова будит телефонный звонок. С трудом просыпаясь, он берет трубку, но там молчание. Он медленно встаёт, трогая себя за челюсть, открывает окно, на улице идёт дождь. Зилов пьёт пиво и с бутылкой в руках начинает физзарядку. Снова телефонный звонок и снова молчание. Теперь Зилов звонит сам. Он разговаривает с официантом Димой, с которым они вместе собирались на охоту, и чрезвычайно удивлён, что Дима его спрашивает, поедет ли он. Зилова интересуют подробности вчерашнего скандала, который он учинил в кафе, но о котором сам помнит весьма смутно. Особенно его волнует, кто же вчера съездил ему по физиономии.

Едва он кладёт трубку, как в дверь раздаётся стук. Входит мальчик с большим траурным венком, на котором написано: «Незабвенному безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу от безутешных друзей». Зилов раздосадован столь мрачной шуткой. Он садится на тахту и начинает представлять себе, как бы все могло быть, если бы он действительно умер. Потом перед его глазами проходит жизнь последних дней.

Воспоминание первое. В кафе «Незабудка», излюбленном месте времяпрепровождения Зилова, он с приятелем Саяпиным встречается во время обеденного перерыва с начальником по работе Кушаком, чтобы отметить большое событие - он получил новую квартиру. Неожиданно появляется его любовница Вера. Зилов просит Веру не афишировать их отношения, усаживает всех за стол, и официант Дима приносит заказанное вино и шашлыки. Зилов напоминает Кушаку, что на вечер назначено празднование новоселья, и тот, несколько кокетничая, соглашается. Вынужден Зилов пригласить и Веру, которой этого очень хочется. Начальнику, только что проводившему законную супругу на юг, он представляет её как одноклассницу, и Вера своим весьма раскованным поведением внушает Кушаку определённые надежды.

Вечером друзья Зилова собираются к нему на новоселье. В ожидании гостей Галина, жена Зилова, мечтает, чтобы между ней и мужем все стало как в самом начале, когда они любили друг друга. Среди принесённых подарков - предметы охотничьего снаряжения: нож, патронташ и несколько деревянных птиц, используемых на утиной охоте для подсадки. Утиная охота - самая большая страсть Зилова (кроме женщин), хотя пока ему не удалось до сих пор убить ни одной утки. Как говорит Галина, главное для него - сборы да разговоры. Но Зилов не обращает внимания на насмешки.

Воспоминание второе. На работе Зилов с Саяпиным должны срочно подготовить информацию о модернизации производства, поточном методе и т. п. Зилов предлагает представить как уже осуществлённый проект модернизации на фарфоровом заводе. Они долго бросают монету, делать - не делать. И хотя Саяпин опасается разоблачения, тем не менее они готовят эту «липу». Здесь же Зилов читает письмо от старика отца, живущего в другом городе, с которым он не виделся четыре года. Тот пишет, что болен, и зовёт повидаться, но Зилов относится к этому равнодушно. Он не верит отцу, да и времени у него все равно нет, так как в отпуск он собирается на утиную охоту. Пропустить её он не может и не хочет. Неожиданно в их комнате появляется незнакомая девушка Ирина, спутавшая их контору с редакцией газеты. Зилов разыгрывает её, представляясь сотрудником газеты, пока его шутку не разоблачает вошедший начальник. У Зилова завязывается с Ириной роман.

Воспоминание третье. Зилов возвращается под утро домой. Галина не спит. Он сетует на обилие работы, на то, что его так неожиданно послали в командировку. Но жена прямо говорит, что не верит ему, потому что вчера вечером соседка видела его в городе. Зилов пытается протестовать, обвиняя жену в чрезмерной подозрительности, однако на неё это не действует. Она долго терпела и больше не хочет выносить зиловского вранья. Она сообщает ему, что была у врача и сделала аборт. Зилов изображает возмущение: почему она не посоветовалась с ним?! Он пытается как-то смягчить её, вспоминая один из вечеров шесть лет назад, когда они впервые стали близки. Галина сначала протестует, но затем постепенно поддаётся очарованию воспоминания - до момента, когда Зилов не может припомнить каких-то очень важных для неё слов. В конце концов она опускается на стул и плачет. Воспоминание следующее. Под конец рабочего дня в комнате Зилова и Саяпина появляется разгневанный Кушак и требует от них объяснения по поводу брошюры с информацией о реконструкции на фарфоровом заводе. Выгораживая Саяпина, который должен вот-вот получить квартиру, Зилов берет на себя всю ответственность. Только внезапно появившейся жене Саяпина удаётся погасить бурю, уведя простодушного Кушака на футбол. В этот момент Зилову приходит телеграмма о смерти отца. Он решает срочно лететь, чтобы успеть на похороны. Галина хочет ехать вместе с ним, но он отказывается. Перед отъездом он заходит в «Незабудку», чтобы выпить. Кроме того, здесь у него назначено свидание с Ириной. Свидетельницей их встречи случайно становится Галина, которая принесла Зилову плащ и портфель для поездки. Зилов вынужден признаться Ирине, что он женат. Он заказывает ужин, откладывая отлёт на завтра.

Воспоминание следующее. Галина собирается к родственникам в другой город. Как только она уходит, он звонит Ирине и зовёт её к себе. Неожиданно возвращается Галина и сообщает, что уезжает навсегда. Зилов обескуражен, он пытается задержать её, но Галина запирает его на ключ. Оказавшись в западне, Зилов пускает в ход все своё красноречие, пытаясь убедить жену, что она по-прежнему дорога ему, и даже обещая взять на охоту. Но слышит его объяснение вовсе не Галина, а появившаяся Ирина, которая воспринимает все сказанное Зиловым как относящееся именно к ней.

Воспоминание последнее. В ожидании друзей, приглашённых по случаю предстоящего отпуска и утиной охоты, Зилов выпивает в «Незабудке». К моменту, когда друзья собираются, он уже довольно сильно пьян и начинает говорить им гадости. С каждой минутой он расходится все больше, его несёт, и в конце концов все, включая Ирину, которую он также незаслуженно оскорбляет, уходят. Оставшись в одиночестве, Зилов называет официанта Диму лакеем, и тот бьёт его по лицу. Зилов падает под стол и «отключается». Через некоторое время возвращаются Кузаков и Саяпин, поднимают Зилова и отводят его домой.

Припомнив все, Зилов и в самом деле вдруг загорается мыслью покончить жизнь самоубийством. Он уже не играет. Он пишет записку, заряжает ружье, разувается и большим пальцем ноги нащупывает курок. В этот момент раздаётся телефонный звонок. Затем незаметно появляются Саяпин и Кузаков, которые видят приготовления Зилова, набрасываются на него и отнимают ружье. Зилов гонит их. Он кричит, что никому не верит, но они отказываются оставить его одного. В конце концов Зилову удаётся их выдворить, он ходит с ружьём по комнате, потом бросается на постель и то ли смеётся, то ли рыдает. Через две минуты он встаёт и набирает номер телефона Димы. Он готов ехать на охоту.

Пересказал

Рассмотрим одну известную пьесу, проведем ее анализ. "Утиная охота" (Вампилов А. В.) создавалась в период с 1965 по 1967 год. Это время было в жизни драматурга чрезвычайно важным, переломным, насыщенным и ярким. Происходило его рождение как художника. В это время в полной мере ощущал собственную поэтическую силу Вампилов ("Утиная охота"). Анализ, кратко изложенный в этой статье, поможет вам лучше понять эту непростую для восприятия пьесу.

Три пласта в произведении

Произведение сложно, самобытно, структура его изощренна. Это пьеса в воспоминаниях. Прием их использования в качестве особой формы драматического повествования в 60-е годы был весьма распространен. Из трех пластов состоит, как показывает анализ, "Утиная охота" (Вампилов): пласта настоящего, воспоминаний и промежуточного, пограничного - пласта видений.

В пласте воспоминаний есть несколько довольно напряженных сюжетных линий. Главный герой заводит интрижку с девушкой, которая влюбляется в него. Обнаружив измену, жена уходит. Когда, вроде бы, ничто не мешает Зилову воссоединиться со своей юной возлюбленной, он вдруг тяжело напивается и скандалит, оскорбляя девушку и приятелей.

Параллельно развивается другой сюжет. Зилов получает новую квартиру. Он "сводит" со своей бывшей подружкой своего начальника. У этой девушки в это же время завязывается роман с еще одним приятелем Зилова. У главного героя на работе неприятности - он подсунул липовый отчет начальству. Его увильнув от ответственности за содеянное. Как вы видите, этот пласт обилен событиями. Тем не менее особого драматизма он в себе не несет.

Необычайно разнообразен житейскими подробностями сюжет воспоминаний. У героя умирает его отец, которого тот не видел уже давно, у жены Зилова оказывается роман с бывшим своим соучеником. Наконец, главный герой мечтает об утиной охоте.

Другой пласт действия - пласт видений героя, который прикидывает, как его сослуживцы, друзья, подруги отнесутся к вести о его смерти. Сначала он воображает ее себе, а затем она кажется ему неотвратимой. Пласт этот состоит из 2-х интермедий. Их текст, кроме двух-трех фраз, практически полностью совпадает словесно. Тем не менее по эмоциональному знаку они полностью противоположны. В первом случае сцена смерти, которую воображает герой, носит шуточный характер, а во втором в тоне ее, в настроении нет ни тени улыбки. Драма, таким образом, развивается между полушутливым замыслом совершить самоубийство, который навеян "оригинальным" подарком Кузакова и Саяпина, и попыткой осуществления этого замысла всерьез.

Исповедальный характер пьесы

Продолжим анализ. "Утиная охота" (Вампилов) - произведение, которое имеет исповедальный характер. Произведение построено как исповедь, длящаяся на протяжении всей пьесы. Она представляет в ретроспективной последовательности жизнь героя - начиная от событий двухмесячной давности и заканчивая сегодняшним днем. Конфликт в произведении не внешний, а внутренний - нравственный, лирический. Трагизм усиливается по мере того, как во времени приближаются воспоминания героя и осознание их в настоящем.

Воспоминания Зилова составляют завершенную, всеобъемлющую, цельную картину. В них отсутствует причинно-следственная связь, несмотря на их слаженность. Они мотивируются внешними импульсами.

Главный герой

Главный героем является Виктор Зилов в пьесе "Утиная охота" (Вампилов). во многом строится на мировосприятии этого героя. События пьесы мы наблюдаем именно через призму воспоминаний Зилова. Множество их происходит за 1,5 месяца его жизни. Апогеем их является похоронный венок, который подарили друзья "герою своего времени", который "безвременно сгорел" на работе.

Значение ремарок

В произведении выражается через ремарки. Для драматургии это традиционно. У Вампилова ремарки довольно распространенные. В них делается качественный акцент, как, например, в случае с Ириной: в героине основная черта - искренность. Ремарки указывают режиссеру на то, как следует интерпретировать того или иного героя.

Роль диалогов в выражении авторской позиции

Анализ пьесы А. В. Вампилова "Утиная охота" был бы неполным, если бы мы не отметили значение диалогов. В них также прослеживается авторское отношение к персонажам. Оценочные характеристики здесь дает в основном Зилов. Этому цинику и непредсказуемому легкомысленному гражданину позволено многое, как было разрешено во все времена шутам. Над Зиловым не зря шутят и смеются даже наиболее близкие друзья, причем иногда очень зло. Окружение его испытывает к этому герою различные чувства, но не дружеские. Это ревность, ненависть, зависть. И Виктор их заслужил ровно настолько, насколько каждый человек может заслужить.

Маска Зилова

Когда у Зилова спрашивают гости, что он любит больше всего, он не знает, что им ответить. Однако друзья (как и государство, партия, общество) знают лучше него - больше всего Зилов любит охоту. Одна подчеркивает трагикомизм ситуации (такими деталями изобилует вся пьеса). До конца воспоминаний Зилов не снимает, словно маску, своих охотничьих принадлежностей. Лейтмотив маски в творчестве этого автора появляется в "Утиной охоте" не впервые. Мы видим подобный прием и в более ранних пьесах ("История с метранпажем", "Старший сын"). Вампиловские персонажи зачастую прибегают к ярлыкам, поскольку навешивание их освобождает от мыслей и необходимости принятия решений.

Утиная охота в жизни главного героя

Для Виктора утиная охота - воплощение свободы и мечты. Он собран уже за месяц до заветного дня и охоты ждет как начала новой жизни, избавления, периода для передышки. С одной стороны, это приобщение к природе, которое столь ценно для современного человека. В то же время охота - один из наиболее чудовищных символов убийства, который не берет в расчет культура. Это узаконенное цивилизацией убийство, которое возведено в ранг развлечения, причем респектабельного. Двойная суть охоты - приобщение к чистому, вечному природному началу, очищение через него, и убийство реализуется в пьесе. Все действие пронизывает тема смерти.

Для Зилова охота - единственный момент жизни духа. Это возможность оторваться от повседневности, быта, суеты, лени, вранья, которые преодолеть он не в силах самостоятельно. Это мир идеальной мечты, высокой и не скомпрометированной нигде. В этом мире его бедной, скверной, изолгавшейся душе хорошо, она распрямляется и оживает, объединяясь в светлую и единую гармонию со всем живым.

Вампилов так строит действие пьесы, что проводником Зилова, его неизменным спутником в этот мир является Официант. Его фигура лишает смысла, высокой поэзии, чистоты утопию Зилова.

"Герои своего времени"

Интересующее нас произведение рассказывает о ценностях поколения "оттепели", вернее, об их распаде. Проведем анализ пьесы Вампилова "Утиная охота" с точки зрения персонажей. Трагикомическое существование героев произведения - Саяпиных, Гали, Кушака, Кузакова, Веры - говорит о неуверенности их в себе и зыбкости окружающей реальности, казалось бы, определенной обществом навсегда. В системе персонажей нет деления на положительных и отрицательных. Есть Дима, уверенный в себе, Зилов, страдающий от несправедливости жизни, вызывающая Вера и Кушак, пребывающий в вечном страхе. Есть люди несчастные, жизнь которых почему-то не сложилась.

Проводя анализ пьессы "Утиная охота" Вампилова, следует учитывать личность автора. Вампилов - последний романтик отечественной драматургии советского периода. Он сформировался как личность во второй половине 50-х годов. В это время цели, лозунги, идеалы, стремления общества, сами по себе вполне гуманные, казалось, начнут вот-вот соединяться с жизнью реальной, обретут в ней смысл и вес. Вампилов работал тогда, когда в обществе начались процессы размежевания ценностей, провозглашаемых повсюду, и реальной жизни. Страшное заключалось не в том, что смысл идеалов уничтожался таким образом, а в том, что был уничтожен смысл нравственности как таковой. Вампилов был сыном времени, породившего его. Он жаждал знать, куда человеку идти, чем он жив, как следует жить. Ему нужно было дать ответы на эти вопросы себе самому, и он первым из драматургов увидел, что жизнь подошла к последней черте. А за ней вопросы эти не имеют уже привычного ответа.

Вампилов - мастер открытых финалов. Анализ пьесы Вампилова "Утиная охота" показывает, что это произведение также заканчивается неоднозначно. Мы так и не узнаем, смеется или плачет главный герой в последней сцене.

Правда времени

Мы привыкли употреблять выражение "правда характера", подразумевая под ним то, что писатель не сфальшивил ни в чем, ничего не утаил, изобразил определенный социальный тип, сложившийся в действительности. Читая пьесу, которую создал ("Утиная охота"), анализируя ее, можно почуствовать жалость к человеку, "правда" которого оказалась слишком беззащитна. Как правило, разговоры о нравственности бывают скучны. Автор произведения скучным быть не умел. Все его пьесы, включая "Утиную охоту", характеризуются напряженностью главного героя. Произведение заставляет нас задуматься о самой жизни, а не только об искусстве и литературе. Автор хотел понять основные законы, называемые правдой времени. Отметим еще одну мысль, завершая анализ. "Утиная охота" (Вампилов) - произведение, которое породил ритм времени. Он живет внутри, а не вне каждого из нас, поэтому появление "героев своего времени" закономерно.

На этом закончим анализ пьесы Вампилова "Утиная охота". Короткое произведение - а столько смысла! Говорить об этой пьесе можно довольно долго, открывая все новые и новые ее особенности.

Созданная в 1967-м году пьеса "Утиная охота", анализ которой мы проведем, оказалась самой загадочной из всех произведений Вампилова, ее сценическая судьба оказалась, в отличие от других пьес, которые ставились много и приносили успех постановщикам и актёрам, тоже необычной: впервые поставленная только в 1975-м году, она до сих пор так и не получила адекватного драматургическому материалу сценического воплощения, да и отличный в целом фильм В. Мельникова "Отпуск в сентябре" с блистательным Олегом Далем - это всё-таки не совсем Вампилов...

Виктор Зилов, главный герой "Утиной охоты", воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут "эпохой застоя". Этот тридцатилетий, физически крепкий, человек, у которого в жизни есть всё - работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, - живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне. Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не "проживая душой" всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит - ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.

Самое страшное в анализируемой пьесе то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову. Отношения людей, которым "все до лампочки", которым на всё "наплевать" не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так, но у него есть отдушина в душе - утиная охота. Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение: "О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви...". Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: "Но они не на картинке. Они-то все-таки живые". "Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые," - говорит Зилову его "друг" Дима, который на охоте "гигант" - и Зилов легкомысленно соглашается с ним.

Финал пьесы "Утиная охота" Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь ("Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем") звонит тому же Диме и говорит "Да, всё прошло... Совершенно спокоен... Да, хочу на охоту... Я готов...". Если Зилов успокоился, стал "таким, как все", то это означает, что он окончательно смирился с пошлостью и бездуховностью существования, с которой давно смирились все окружающие. Если нет?.. Но ведь он "совершенно спокоен", и теперь он перешел в разряд тех, "кто попадает"...

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...