Расписание в храме фрола и лавра. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление. Кто такие Флор и Лавр

Я зашла в этот храм по пути к станции метро Павелецкая, возвращаясь по Дубининской улице из испанского визового центра. Мне хотелось побыстрее исполнить поручение моей соседки Лены по Дидиму, которая попросила перед моим отъездом в Москву подать в церкви записки о поминовении её близких: отца и бабушки. (В Турции такой возможности у нас нет).
В храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе было тихо и прихожан почти не было.
Я впервые оказалась в этом храме, хотя часто проходила мимо него в последние годы.
Выполнив просьбу моей знакомой, я решила поближе познакомиться с церковью, сделала несколько фотографий интерьера, а потом увидела памятный стенд, посвященный настоятелю церкви, умершему ровно год назад в феврале 2012 года.

Протоирей Алексий Тихонович Зотов (10 марта 1930 г. - 12 февраля 2012 г.) zamos.ru/dossier/z/8571/ был старейшим священнослужителем нашего города. Он же был у истоков возрождения храма Флора и Лавра на Зацепе, приняв приход в декабре 1990 года и до последних дней своей жизни служил в этом храме.
Первые годы приходилось служить под грохот станков, но батюшка был благодарен фабрике за то, что сохранили стены.
"Если бы не фабрика, то храм бы разрушили", - постоянно говорил о. Алексий.
Под руководством батюшки храм оживал на глазах. Очень много было вывезено мусора,
храму старались вернуть первозданный облик. Вместо дверей прорубленных в алтаре появились окна. При о. Алексии была восстановлена разрушенная колокольня, появились новые иконостасы и мозаика на фасаде храма. Первая служба состоялась на Пасху 6 апреля 1991 года. Приехавший в этот день Святейший Патриарх Алексий II осмотрел церковь и территорию. А ровно через 6 лет, приехав, Святейший отметил: "И этот храм возрождён".

Протоиерей Алексий Зотов известен не только в г. Москве, но и по всей России.
Говорят, он был очень достойный человек, и даже после смерти помогает людям, попавшим в беду, если обратиться к нему с молитвой (при мне служительница церкви советовала прихожанке обратиться к нему с молитвой о помощи).
Мне захотелось узнать историю храма, поскольку я родилась в Замоскворечье в роддоме на улице Щипок и жила недалеко от Павелецкой площади на Пятницкой улице Пятницкая улица моего детства .

На сайте "Москва в церквах" я нашла такую информацию:
"Храм Флора и Лавра на Зацепе носит свое название по одному из приделов, посвященному святым братьям. Главный же престол этой церкви освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
На Зацепе (название связано с находившейся здесь в XVII – XVIII вв. таможней, «зацеплявшей» возы для взимания пошлины) в XVI в. располагалась Коломенская ямская слобода. Деревянная церковь в этом месте Москвы впервые упоминается в источниках от 1642 г. Главный ее престол тогда был освящен во имя св. ап. Петра и Павла, а придел – в честь св. Флора и Лавра, покровителей лошадей (вообще домашних животных). Ну, кому же и молиться о помощи ямщикам, как не этим святым? День их памяти 18 (31) августа даже называли иногда «лошадиным» праздником. Так что, в народе церковь так и называли: храм Флора и Лавра на Зацепе.
Пожар 1738 г. сильно повредил здание церкви, которое местная община решила перестроить в камне. Возведение церкви происходило по частям и окончательно завершилось лишь к 1778 г. Главный престол освятили в честь Богородичной иконы «Всех скорбящих Радость», а придел – как и раньше – в честь Флора и Лавра.

В 1835 – 1836 гг. храм был значительно перестроен в стиле ампир (мощная купольная ротонда на ионическом кубе с портиками) по проекту архитектора К. Орденова. Второй придел освятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1861 – 1862 гг. здание обновляют, а в начале ХХ в. делают пристройку для ризницы, не нарушая основного стиля.

Храм оставался в неизменном виде до конца 30-х годов ХХ века.
После революции сюда начали свозить всевозможные ценности из церквей, назначенных к закрытию и сносу. В 1922 г. из храма Флора и Лавра было изъято 28 пудов церковных ценностей.
В 1938 г. здание передали обновленческой церкви, не пользовавшейся особой популярностью в народе. Так что, ввиду малой посещаемости, храм все же закрыли окончательно.
В 1950-х годах были разобраны глава над куполом и верхние ярусы колокольни, а само здание передано граверной фабрике, которая разместила в нем производственный цех, уничтожив часть росписи стен и закрасив уцелевшие.
1960-й год стал весьма благоприятным для храма, поскольку именно в этом году сооружение было признано исторически-архитектурным памятником, что ограждало его от дальнейшего разрушения, однако не избавляло от промышленного производства внутри стен. Металлографическая фабрика продолжала работать.
Верующие вернули себе храм лишь в 1991 г. Тогда на праздник Благовещения (7 апреля) была отслужена первая литургия и немедленно начались работы по подготовке к реставрации.
В 1997 г. были, наконец, восстановлены глава и колокольня. Главный престол освятили в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя вмч. Флора и Лавра, а южный – в честь св. ап. Петра и Павла. Несмотря на это, церковь, как и в старые времена продолжают называть храмом Флора и Лавра в Ямской Коломенской слободе на Зацепе."
Read more.

Я продолжаю путешествовать по закрытым московским особнякам и отреставрированным храмам в рамках экскурсий Департамента культурного наследия города Москвы. В этот раз мне удалось снять для вас интерьеры красивейшего храма Флора и Лавра на Зацепе. В советские годы мы чуть было не потеряли эту церковь: коммунисты разместили в ней фабрики металлографических и граверных работ, уничтожили всю утварь и планировку храма, а настоятеля церкви - Николая Виноградова, расстреляли…

Производственные работы в старинной церкви длились вплоть до 1991 года. С этого момента приходская жизнь храма Флора и Лавра постепенно начала возрождаться. Завершающим этапом восстановления храма в его первозданном великолепии стала роспись его стен. Участниками этого кропотливого процесса стали лучшие художники-иконописцы Москвы. Результат их трудов превзошел все ожидания! Глядя на фрески храма Флора и Лавра с трудом верится в то, что они были созданы в современности.

Я предлагаю вам полюбоваться храмом Флора и Лавра на Зацепе и порадоваться чудесной истории его спасения. В этом посте вы увидите много фотографий с интерьерами храма и краткую информацию об его истории. И, конечно же, я расскажу вам об экскурсии, которая прошла недавно. Почему храм Флора и Лавра называют храмом «на Зацепе»? Когда он был построен? Какой непоправимый вред нанесли церкви большевики? И какие подвиги совершили реставраторы, спасая его?


Дата фотографий: 29 мая 2018

2. В 1685 - 1722 гг. на территории этого района Москвы была таможенная граница Москвы.

3. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских.

23 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия была организована экскурсия в Храм Флора и Лавра на Зацепе для представителей Управы и Муниципального округа района Замоскворечье, а также 5-го районного Совета ветеранов. Об истории храма и его восстановлении, особенностях храмовой архитектуры экскурсантам рассказал специалист по культовому зодчеству Валерий Страхов.

4.

5 . В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм - в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе).

История Храма на Зацепе прочно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. Ямщики Коломенской слободы, почитавшие покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих святых.

7.

8. Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского в день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

В официальных документах храм носил имя апостолов Петра и Павла, но в народе за ним прочно закрепилось название «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

10.

11. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны.

В 1738 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм, который стал центром религиозной и культурной жизни ямской слободы. В 1835 году храм был реконструирован по проекту архитектора Ордерова (Орденова).

13. С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

К храму были пристроены приделы в стиле ампир, трапезная и колокольня. В 1861—1862 годах был возведен новый четверик.

16.

В 1908 году храм был отреставрирован. Внутри храма были восстановлены иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены.

19.

20. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены.

В годы советской власти Храма Флора и Лавра был закрыт, а в его здании с 1938 года расположился цех фабрики металлографических и граверных работ.

22.

С 1960 года здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, однако продолжало использоваться под производственные цели.

25.

26. В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

27. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели.

Гости экскурсии слушали рассказ гида с большим интересом. Экскурсовод рассказал посетителям, что совсем недавно внутри храма закончилась масштабная реставрация, обратил внимание гостей на восстановленные по уцелевшим остаткам настенные росписи.

28. Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

30. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

Также Валерий Страхов показал экскурсантам памятный знак, украшающий Храм. В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы на фасадах. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, докомпонованы утраченные фрагменты.

31. К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой.

32. Возрождение настенных росписей в храме началось в 2015 году.

33. В наши дни храм волностью восстановлен и просто великолепен!

Эта работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ». Именно этой награде и посвящен вышеупомянутый знак. Завершилась экскурсия подъемом на колокольню. Экскурсанты остались очень довольны посещением Храма. Они задали Валерию много уточняющих вопросов. Особенно их интересовали перспективы восстановления Храма - возведение оград и благоустройство территории вокруг храма.

05:38 pm - Церковь святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе
м. Павелецкая, ул. Дубининская, 9/3, стр.1

На месте размещения данной церкви, с XVI в. находилась ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становились вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или "зацепление" возов для осмотра. Таким образом, и появилось название Зацепа.

1. Современный вид

Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г.

Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г по проекту К.С. Орденова. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка.
2. Церковь в 1882 г.

Собственно храм представляет собой лаконично декорированный ионическими портиками массивный куб, завершённый мощной купольной ротондой. Главный (западный) вход в храм акцентирован портиком нижнего яруса колокольни, украшенным лепным фризом и сдвоенными коринфскими колоннами большого ордера.

В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили.

Около 1950 г. были снесены верхние ярусы колокольни и глава над куполом.
3. Храм в 50-х годах XX в

4. 1979г

5. 1980г.

Храм занимала фабрика металлографических работ. Это вредное производство, использующее кислоты, много лет отравляло и воздух, и землю. Когда храм вернули верующим пришлось снять двухметровый слой земли внутри здания и засыпать чистым песком. Богослужения возобновлены 7 апреля 1991 г. Колокольня и глава купола полностью восстановлены.
6.

Престолы: главный - иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", приделы - апостолов Петра и Павла и святых мучеников Флора и Лавра.

Использовались архивные фотографии с сайта

За годы советской власти в Москве было снесено более трёхсот тридцати церквей. В Интернете их перечислено триста тридцать четыре. Тринадцать из них - только в Кремле.
В их числе - древнейший храм Москвы - 1300 года постройки - Спаса на Бору.

Я сегодня расскажу вам только о трёх из этих снесённых храмов. Кстати, есть надежда, что два из них восстановят - поскольку место, на котором они стояли, осталось незастроенным.

Один из этих храмов стоял вот на этом месте, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка. Переулок назван так в честь купца семнадцатого века по прозвищу Бобр. На месте дома №21 по Мясницкой располагались в семнадцатом веке его палаты.

Потом этот участок приобрёл Иван Ильич Дмитриев-Мамонов, видный деятель Петровского времени, генерал, участник Полтавской битвы. Он был женат морганатическим браком на дочери царя Иоанна Алексеевича - Прасковье Иоанновне.

Иван Ильич Дмитриев Мамонов был похоронен возле церкви Флора и Лавра.

Вот как об этой церкви писал историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский:

"Фрола и Лавра с приделом св. апостолов Петра и Павла у Мясницких ворот, которые указом 1658-го апреля 16-го повелено было называть Фроловскими, а улицу - Фроловскою, но прежнее привычное название как ворот, так и улицы доныне удержалось. Церковь низменная, грубой готической архитектуры, о пяти круглых главах, а колокольня пирамидальная, в описи 1620 года значится деревянною, а через [авт. пропуск] лет построена боярином конюшим [авт. пропуск] каменная".

Как видим, Малиновский описал эту церковку довольно пренебрежительно. Однако, это был единственный храм Флора и Лавра в Москве - и уже этим он был уникален. Был ещё храм этих святых в слободе ямщиков на Зацепе (ныне - район Павелецкого вокзала), - но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он был переосвящён во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость". В этой церкви остался только престол во имя Флора и Лавра, - он есть в этой церкви и сейчас.

Святые Флор и Лавр на Руси считались покровителями лошадей. Интересно то, что именно Малиновский пишет (и больше я ни у кого этой информации не нашла), что на Мясницкой подле церкви Флора и Лавра были государевы конюшни. А Конюшенный двор в Кремле - пишет Малиновский - был построен при царе Феодоре II (сыне Бориса Годунова), - и назывался тогда Аргамачьим двором.

Фроловской называлась раньше Спасская башня Кремля. Малиновский пишет, что Фроловской эта башня Кремля называлась со времён Дмитрия Донского. Видимо, при Донском была построена первая церковь Флора и Лавра в Кремле - возле ворот. Там же - вероятно, - была тогда княжецкая конюшенная слобода. (Спасской башня стала после того, как царь Алексей Михайлович поместил на ней образ Спаса Нерукотворного и дал Указ от 16 апреля 1658 года, где повелел называть Фроловскую башню - Спасской).

Из Кремля к Мясницким воротам - видимо - перенёс слободу царь Иван Грозный. По крайней мере, есть свидетельства о том, что именно Грозный перенёс к Мясницким воротам церковь Флора и Лавра - тогда ещё, - конечно, деревянную. Но - поскольку Малиновский - словам которого мы не можем не доверять - пишет, что у церкви Флора и Лавра были государевы конюшни, - то логично предположить, что они и были перенесены сюда вместе с храмом - по указу царя Иоанна Первого (Четвёртого). А потом перенесены обратно в Кремль - по указу Феодора Второго; но храм уже не переносился, - а так и стоял на этом месте - до самого 1935 года. В 1935 году прокладывали первую линию Московского метро - и при строительстве станции "Чистые Пруды" - снесли церковь Флора и Лавра. Валентин Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" , писал:«Церковка эта вдруг как бы… исчезла, превратилась в дощатый барак бетонного завода Метростроя, вечно покрытый слоем зеленоватой цементной пыли».

Рабочие-метростроевцы, жившие в этом бараке, обнаружили в полу подземный ход. Поползли слухи о найденном московском кладе. Но ход быстро засыпали, а слухи прекратили. Так до сих пор о нём ничего и неизвестно.

Церковь же Флора И Лавра знаменита была тем, что к ней свозили лошадей со всей России - в лошадиный праздник - 18 (30) августа - День святых Флора и Лавра. В этот день лошадок окропляли святой водой и служили молебен во здравие их. "Умолил Флора и Лавра - жди лошадям добра!" - говорили в народе. Флор и Лавр - это братья-христиане II века, жившие в Иллирике. Они были каменотёсами. Как каменотёсы, братья были привлечены к строительству языческого храма в Константинополе. Флор и Лавр подговорили других рабочих разрушить языческих идолов и водружить вместо них Крест. Братьев бросили живыми в колодец и засыпали землёй. Через некоторое время в Константинополе начался падёж скота. А из забытого колодца забил источник. Вода этого источника оказалась целебной для заболевших животных. Колодец разрыли, и мощи братьев обрели нетленными. Флора и Лавра причислили к лику христианских святых, и они стали покровителями домашнего скота. А в России их почитали прежде всего как покровителей лошадей.

В этом храме - Флора и Лавра, - каменном с 1657 года - были изображения античных мудрецов - Платона, Аристотеля и Солона. Подобные изображения есть только в Благовещенском соборе Московского Кремля - домовой церкви русских царей и ещё - в Преображенском соборе Новоспасского монастыря.

Вообще, в этом скромном по московским меркам храме - Флора и Лавра на Мясницкой - была какая-то загадка. И подземный ход, и изображения, которые свойственны царским храмам. (Новоспасский монастырь - место захоронения бояр Романовых, Романовская усыпальница. Там захоронена, в частности, монахиня Досифея - княжна Тараканова).

Очень жаль, что Москва утратила этот уникальный храм. Хорошо бы, чтобы его восстановили. Но - конечно, - это будет всего лишь "новодел"... Но всё же - лучше и правильнее, чтобы на этом месте - как много веков подряд - стоял храм Флора и Лавра, - чем чтобы засчёт территории бывшего храма разросталось вширь неуклюжее и некрасивое здание театра Александра Калягина с претенциозным - на мой взгляд - названием: "Et cetera...".

*Паперть Преображенского собора, подобно как и всего храма, сплошь расписана изображениями. Из них наиболее замечательны - при входе на паперть с восточной стороны по обе стороны изображения 10-ти древних греческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными каким-либо изречением. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птоломей, по левой Ермий, Анахарис, Аристотель, Плутарх и Иродион. /История Новоспасского монастыря и ее связь с Романовыми. М. Маркабов, кандидат физико-математических наук.

Нет, увы! Победил Калягин! На месте Храма строится второе здание театра Et cetera.

В своём обращении - ещё к Ю.М. Лужкову - артист писал - как, мол, может согласоваться то, что в храме будут отпевать покойника, а в театре - играть комедию?

А теперь комедию будут играть прямо над кладбищенским захоронением, над героем Полтавской битвы И.И. Дмитриевым-Мамоновым, который был захоронен при храме Флора и Лавра, - и над многими другими покойниками. Это - ничего. Это- согласуется!..

Судя по всему, храм этот уже не будет восстановлен. Театральные хапуги победили.

Фиг я буду теперь слушать и смотреть лучший номер артиста Калягина - песенку "тётки Чарлея" на слова Роберта Бёрнса! Я теперь ему - не верю. "Любовь и бедность навсегда (его) поймали в сети?.." Не смешите! Мы с Робертом Бёрнсом теперь - отдельно, а театральные дельцы, не уважающие русскую (и - значит - никакую) культуру - отдельно.

Ил.: А.М. Васнецов. Мясницкая улица. Возле Мясницких ворот. (Слева - храм Флора и Лавра.)

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме