Самые известные скрипачи. Знаменитые классические скрипачи. Музыкант трагической судьбы

Скрипку нарекли не иначе, как «царицей ». Несмотря на кажущиеся хрупкость и изящество формы, в ней скрываются колоссальные возможности. Наверное, именно поэтому великие постоянно совершенствовались в ее игре.

Родоначальники скрипичного мастерства

Известный скрипач Николо Паганини еще при жизни стал гением музыкального скрипичного искусства. Отец заставлял его играть на инструменте буквально до изнеможения. Слава виртуоза разнеслась не только по всей Италии, но и по Европе. Кстати, именно Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари и Гварнери. Также у него была и скрипка Амати, семейства старейших мастеров смычковых .

Другой маэстро - Антонио Вивальди. Он был не просто великим композитором, а еще и являлся непревзойденным скрипачом. Он появился на свет в Венеции. Его первым учителем в игре на скрипке был отец. Уже будучи знаменитым композитором, дирижером, скрипачом и, в конце концов, виртуозом, он смог создать абсолютно новую музыкальную форму. Имеется в виду – скрипичный концерт. А его известное творение для скрипки с оркестром под названием «Времена года» приобрело буквально неимоверную популярность.

Вивальди был священнослужителем и иногда, в моменты вдохновения, мог прервать мессу, чтобы запечатлеть на бумаге новый шедевр. Закончилось такое служение маэстро лишением сана.
Известному отечественному музыканту Давиду Ойстраху было лишь три с половиной года, когда его отец принес домой игрушечную скрипку. Юный Давид воображал себя уличным музыкантом. Собственно это мечтание сбылось довольно быстро. Гастроли Ойстраха как концертирующего солиста начались, когда ему было лишь шестнадцать. А в 1937 году началась и международная слава. Именно тогда по всей планете разнеслась молва о неком скрипаче мирового масштаба. Самые маститые его коллеги отдавали ему пальму первенства.

Принцесса поп-скрипки

Сейчас принцессой эстрадной скрипки считается Ванесса Мэй. Именно эта хрупкая девушка смогла научить поколение 90-х любить классическую музыку. Ванесса родилась в один день с Паганини, а впервые она вышла на подмостки, когда ей было девять. В 1991 году она смогла записать свою дебютную пластинку. На тот момент ей было всего лишь одиннадцать лет.

Ванесса Мэй Ванакорн Николсон (таково ее полное имя) входит в сотню самых красивых женщин планеты.

Этот удивительный смычковый инструмент – скрипка – до сих пор величаво шествует по всей планете. В России и на западе каждый год проходят новые конкурсы, и на радость всем появляются новые, молодые звезды скрипичного мастерства.

Скрипка – удивительный инструмент. Овладеть искусством игры на нем сложно, но когда начальный путь пройден - слышишь чарующие звуки скрипки. Уже четвертый год я постигаю секреты мастерства игры на скрипке. Помимо специальных предметов в нашем классе проходят классные часы, на которых мы знакомимся с творчеством известных скрипачей прошлого и современности. Сведения о жизни и творчестве скрипачей мы стараемся подготовить сами, используя предложенную педагогом литературу, а также литературу из библиотечного фонда. В 2008-2009 учебном году тема классных часов – «Скрипачи – виртуозы XX века».

Давид Федорович Ойстрах один из ярких представителей выдающейся русской скрипичной школы. 30 сентября 2008 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Давид Федорович Ойстрах

Давид Федорович Ойстрах родился 30 сентября 1908 года в городе Одесса, где провел первые 20 лет свой жизни. Он родился в семье скромного служащего и хористки Оперного театра. Жили в маленькой полутемной комнатке с фонарем вместо окна. Материальное положение было, что называется, ниже среднего. Но в семье всегда царили мир и согласие, все были дружны и, как подобает истинным одесситам, веселы и остроумны.

Отец – Федор Давидович – имел заметное влияние на сына как человек высоких моральных достоинств, строгий воспитатель и отличный семьянин. Решающую роль в жизни будущего скрипача сыграла его мать – Изабелла Степановна. Она часто брала маленького Додика – так его ласково все звали – с собой в Оперный театр. Стоя в оркестровой яме рядом со старым маэстро Прибиком (главный дирижер Одесской оперы), он, как завороженный, слушал музыку. Мать Додика очень рано подметила его обостренную музыкальную впечатлительность. Но первую скрипку подарил ему отец. Правда, она была не настоящая.

Вот как вспоминает сам Давид Федорович в автобиографических заметках «Мой путь»: «Мне было три с половиной года, когда отец принес в дом игрушечную скрипочку, «играя» на которой я очень охотно воображал себя уличным музыкантом – печальная профессия, широко распространенная в те годы в Одессе. Мне казалось, что нет, и не может быть большего счастья, чем ходить по дворам со скрипкой».

«Игра в уличного скрипача так увлекала меня, что, когда уже в пятилетнем возрасте я получил, наконец, в руки настоящую скрипку-«восьмушку» и начал учиться музыке, это занятие целиком поглотило меня». Тогда же маленький Давид познакомился с будущим своим учителем Петром Соломоновичем Столярским.

Первый период общения со скрипкой не был безоблачным. Ни по неуемности энергии, ни по любви к проказам не отличался Додик от сверстников, участвовал в их шумных играх и развлечениях, а если занятия мешали этому – подрезал струны своей скрипки или волос на смычке. Родители Давида Федоровича после ряда неудач нашли, наконец, действенное средство. Если ребенок не занимался и тем более, если он так неуважительно относился к своему инструменту, мать не брала его с собой в театр. Желание вновь оказаться рядом с дирижером было столь сильным, что приходилось стать благоразумным.

Первым и единственным учителем музыки был Петр Соломонович Столярский. Петр Соломонович был еще не стар, когда у него занимался Ойстрах, но к тому времени снискал себе добрую славу как воспитатель многих талантливых скрипачей, пользовался в Одессе не только безграничным уважением, но и искренней любовью. Столярский вносил в занятия элементы игры, умел заинтересовать детей, побудить их к изучению той или иной пьесы. Он знал не только музыкальные способности каждого своего ученика, но и его характер, склонности, увлечения. Петр Соломонович редко брал в руки скрипку, занимаясь в классе. Он не показывал, как нужно играть ту или иную музыкальную фразу, но, слушая игру маленьких скрипачей, очень умело поправлял их ошибки. И вовсе не случайно среди выпускников школы Столярского оказались такие великие скрипачи, как Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс.

Маленький Давид выказал к тому времени несомненную одаренность. Вспоминая впоследствии о годах занятий с лучшим своим учеником, Столярский писал: «С детства он проявлял исключительно блестящие способности и почти с головокружительной быстротой двигался по пути овладения трудным скрипичным мастерством». Маленького Ойстраха отличало вдумчивое, серьезное отношение к занятиям. Это великое искусство – уметь заниматься, и Давид Федорович владел им с юных лет.

Выступать Давид Ойстрах начал с 1914 года. Он дебютировал на ученическом утреннике, открыв его, как самый младший участник (ему минуло тогда пять с половиной лет). В 1923 году состоялось первое выступление с оркестром. Давид Федорович был тогда уже студентом второго курса Музыкально-драматического института – так в ту пору называлась Одесская консерватория. В следующем году одесситы впервые увидели имя Ойстраха на афишах. Они извещали о сольном концерте скрипача, в программе которого значились Концерт a-moll Баха, «Дьявольские трели» Тартини-Крейслера, «Цыганские напевы» Сарасате и несколько мелких виртуозных пьес. Тогда-то и появился в доме Ойстрахов уголок, в котором вывешивались его афиши.

Вскоре началась и гастрольная деятельность Ойстраха. Вместе со студенческим оркестром консерватории он отправился в 1925 году в первую свою поездку по городам Украины.

В 1926 году Давид Ойстрах блистательно заканчивает обучение.

1926-1928 годы стали временем его удивительно быстрого творческого развития. Все более частыми делались выступления, расширялась география гастрольных поездок, стремительно обогащался репертуар.

Первые успехи Ойстраха широко комментировались одесской прессой. Рецензенты сообщают любителям музыки о расширении творческих интересов вчерашнего студента – участника чуть ли не всех концертов сезона. Они восхищаются легкостью и кристальной чистотой игры скрипача.

1928 год стал в жизни Давида Ойстраха переломным. Он ознаменовался переездом на постоянное жительство в Москву. На дальнейшее формирование артистической личности Давида Федоровича немалое воздействие оказал климат культурной жизни столицы с ее театрами, музеями, выставками, концертами.

Конец 20-х – начало 30-х годов – период активного концертирования Давида Ойстраха. Он выступал в крупнейших городах Советского Союза с сольными и симфоническими программами. 23 января 1929 года в Моцартовском зале состоялся первый его концерт в столице.

Первой конкурсной победой Д. Ойстраха стала завоеванная им в Харькове первая премия Первого Всеукраинского конкурса скрипачей (1930). Пять лет отделили Первый Всеукраинский конкурс от Второго Всесоюзного, состоявшегося в 1935 году в Ленинграде, где Ойстрах вновь стал первым. Новая победа открыла перед ним широчайшие перспективы. Его имя стали называть рядом с блистательными именами Крейслера, Сигети, Хейфеца, Мильштейна. Однако путь к вершинам славы пролегал еще через два международных конкурса – имени Генрика Венявского в Варшаве и имени Эжена Изаи в Брюсселе.

1935 год, Варшава. 55 претендентов из 16 стран съехались на родину польского скрипача и композитора Венявского, чтобы принять участие в конкурсе его имени. Среди них 26-летний скрипач Давид Ойстрах. Итог его выступления – второе место.

Вскоре после конкурса состоялись первые концерты Давида Ойстраха за рубежом: Москва – Варшава – Вена – Будапешт – София – Стамбул. Интенсивность его исполнительской деятельности особенно возросла после триумфальной победы в 1937 году в Брюсселе, на конкурсе имени Эжена Изаи. Возвратившись на Родину, Ойстрах с головой окунулся в концертно-гастрольную деятельность. Слышать его хотели повсюду.

Но весь привычный уклад жизни сломался разом, в один день: 22 июня 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Давид Федорович Ойстрах был в числе тех московских музыкантов, которые не оставили столицу, в числе тех, кто летал в осажденный Ленинград, чтобы выступить перед его героическими защитниками. А весной 1945 года скрипка Ойстраха звучала в освобожденных странах – Болгарии, Румынии, Югославии, Австрии и Чехословакии.

Послевоенные десятилетия – новая глава в творческой биографии Давида Ойстраха, время зрелости его искусства, пора непрестанных триумфов в самых разных концах мира. Выступив в 1961 году в Португалии, он сказал, что не осталась в Европе ни одна страна, в которой бы он не играл.

В сентябре 1968 года Давиду Федоровичу Ойстраху исполнилось 60 лет. Полвека продолжалась его исполнительская деятельность. В свой юбилей он дал два концерта, в которых выступил как скрипач и дирижер.

24 октября 1974 года во время гастролей в Нидерландах у Давида Ойстраха случился сердечный приступ. Он скончался на руках своей жены. «Сейчас пройдет» - были его последние слова.

О цели своей жизни в искусстве Д. Ойстрах говорил просто: «Я пытаюсь выполнить моепредназначение художника и надеюсь еще многим людям открыть богатый мир музыки, который скрашивает будничную жизнь. Для этого и живу». (автобиографические заметки «Мой путь»)

В заключение хочется привести несколько оценок творческого облика Давида Федоровича, данных его современниками:

«Скрипач играл на скрипке СтрадивариусаОна звучала у него так, будто он с ней родился». (Говард Таубмен о выступлении Ойстраха в Америке).

«Это – исключительный музыкант, во всех отношениях законченный гармоничный скрипач. В его игре больше всего поражают простота и необычайное мастерство, сочетающееся с большой свободой во владении инструментом». (Скрипач Абрам Ямпольский).

«Исключительное благородство и простота, безукоризненный вкус и чувство меры, первоклассная виртуозность, никогда не становящаяся целью намерений, - все эти качества делают Ойстраха, несомненно, одним из лучших скрипачей современности». (Пианист Александр Гольденвейзер).

Знаменитые классические скрипачи

* смотрите также: джазовые скрипачи | этнические скрипачи | скрипичные мастера

Арканджело Корелли

(Corelli Arcangelo) (1653 – 1713) – известный итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижер. Выступая как скрипач-виртуоз, руководил струнными ансамблями и капеллами. Корелли создал итальянскую скрипичную школу, параллельно с исполнительством создавал произведения, новизна которых поражала многих. Его сонаты – законченные образцы концертного стиля, позволяющие наиболее полно выявить возможности скрипки как солирующего инструмента. Им созданы знаменитые «Большие концерты», сыгравшие важную роль в развитии симфонической музыки. В сочинениях Корелли получили широкое претворение народно-танцевальные и песенные формы.

Джузеппе Тартини

( Giuseppe Tartini ) (1692 – 1770) – итальянский скрипач, композитор, дирежер, педагог. Основатель Падуанской скрипичной школы , воспитавшей плеяду блестящих скрипачей; создатель классических сочинений для скрипки – 200 концертов, около 200 сонат, 50 вариаций, 50 трио-сонат и др.

Николо Паганини

(1782 – 1840) – выдающийся итальянский скрипач и композитор. В детстве обучался игре на скрипке под руководством отца, позже брал уроки у лучших итальянских учителей. С 11 лет начал концертные выступления, совершив множество поездок по Италии. С 1827г. он с огромным успехом концертирует в Европе, быстро завоевывает славу гениального скрипача-виртуоза. Феноменальная техника, вулканический темперамент производили потрясающее впечатление на слушателей, породив многочисленные легенды о сверхъестественной, демонической личности Паганини – яркого представителя музыкального романтизма – произвело коренной переворот в технике игры на скрипке, небывало расширив ее выразительные и виртуозные возможности. Велика роль Паганини и как композитора. Он автор 4 концертов для скрипки, концертных пьес, 24 каприччио, циклов вариаций и др. Деятельность Паганини оказала большое влияние на развитие фортепианного исполнительства. Под впечатлением его игры Шопен, Шуман, Лист и др. создали произведения, значительно обогатившие фортепианную музыку.

Вьетан Анри (1820 – 18881) – бельгийский скрипач-виртуоз и композитор. Ученик известного бельгийского скрипача Ш.Берио . Концертировал с 10 лет в Европе и Америке. Его игра отличалась исключительной красотой тона, блестящей техникой, классической законченностью. Вьетан – автор множества сочинений для скрипки, в том числе 7 концертов. В 1845 – 52 гг. он работал в России придворным скрипачем-солистом; в 1871 – 73 гг. был профессором Брюссельской консерватории. Среди его учеников выделяется знаменитый бельгийский скрипач-виртуоз и композитор Э.Изаи .

Венявский Генрик (1835 – 1880) – польский скрипач и композитор, выдающийся виртуоз XIX в. Учился в Парижской консерватории у Ж.Массара. В 1860 – 72 гг. жил и работал в Петербурге, где был концертмейстером симфонического оркестра, руководителем квартета Русского музыкального общества и профессором Петербургской консерватории. Венявский – автор скрипичных произведений, в том числе 2 концертов, сонат, полонезов, мазурок, этюдов, фантазии, импровизаций, вариаций и т.п. З поэтичность, одухотворенность игры современники называли его»Шопеном скрипки».

Ауэр Леопольд Семенович (1845 – 1930) – выдающийся скрипач, педагог, дирижер. Родился в Венгрии; учился ы Будапештской консерватории, в Вене совершенствовался у Й.Иоахима. Творческая деятельность протекала в России: с 1868г. по 1917г. он был профессором Петербургской консерватории по классам скрипки и камерного ансамбля. Дирижировал смфоническими концертами, выступал в ансамблях с А.Рубинштейном, А.Есиповой, Ф.Лешетицким, А.Вержбиловичем. Среди его учеников: Я.Хейфец, М.Эльман, Е.Цимбалист, М.Полякин и др.

* смотрите также: джазовые скрипачи |

смычкового типа, получивший широкое распространение в эпоху барокко (17 век). Тогда же появились первые профессиональные скрипачи.


Джованни Баттиста Виотти

Появлялись и первые русские скрипачи. Широкую известность получил композитор и педагог музыкального искусства Иван Хандошкин, ставший первым виртуозным скрипачом в России.

Известные скрипачи 19 века

19 век - это, прежде всего, поколение Паганини. Николо Паганини, живший в Италии в 1782-1849 годах, еще при жизни был признан гением музыкального искусства. Артист с необычайным талантом, получавший немыслимые на то время гонорары и покоривший всю Европу. Его имя было окутано ореолом тайн - никто не верил, что человек способен так виртуозно исполнять наисложнейшие пассажи, открывал все новые и новые возможности скрипичной техники.


Николо Паганини

Для 19 века также характерно появление талантливых скрипачей практически во всех странах Европы, что объяснялось неимоверной популярностью скрипичной музыки в ту эпоху. Так, в Бельгии была основана национальная скрипичная школа усилиями известного композитора и скрипача Анри Вьетана (1820-1881). Его авторству принадлежат семь концертов для скрипки с оркестром, множество этюдов, вариаций и фантазий. Другой его знаменитый соотечественник - Эжен Изан (1858-1931), он был не только скрипачом и композитором, но и знаменитым дирижером. Изан сочинял вариации на тему Паганини и оставил после себя 6 великолепных концертов для скрипки.

В странах Восточной Европы появились свои талантливые скрипачи. Из Польши родом Генрик Венявский (1835-1880), ставший знаменитым на всю Европу. А Россию прославил скрипач венгерского происхождения Леопольд Ауэр (1845-1930), основавший русскую скрипичную школу.

Известные скрипачи 20 и 21 века

20 век - эпоха русских и американских скрипачей.

Величайшими скрипачами 20 века по праву считаются американцы Яша Хейфец (1901-1987) и Иегуди Менухин (1916-1999). Оба еврейского происхождения и с российскими корнями.

В Советском Союзе известными скрипачами были педагоги Московской консерватории Давид Ойстрах (1908-1974) и Леонид Коган (1924-1983).


Леонид Коган

В 21 веке продолжает творить известный американский скрипач Ицхак Перлман. Среди нового поколения скрипачей выделяется россиянин Вадим Репин.

Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни и играет в этой самой жизни важнейшую роль. Научно доказано, что кроме эстетического удовольствия прослушивание классических композиций способствует регенерации клеток мозга, хотя до этого считалось, что они не восстанавливаются. Кроме того, в результате проведения многочисленных экспериментов удалось выяснить, что музыка влияет на структуру воды, поэтому вовсе не удивительно, что она поднимает настроение и помогает справляться с депрессией. Особенно это касается классической музыки, проигрываемой на скрипке. Сегодня поговорим о людях, с помощью которых мы можем услышать музыкальные шедевры – о скрипачах, своим творчеством несущих музыку в массы. Кто же они – лучшие скрипачи мира ?

10 Ицхак Перлман

Лучший скрипач по числу наград

Этот воистину гениальный музыкант, дирижер и педагог родился в Израиле в первый послевоенный год в семье еврейских мигрантов, выехавших в свое время из украинского города Тернополь. В звучание скрипки влюбился, услышав концерт симфонической музыки. Образование получал вначале в Тель-Авиве, потом — в знаменитой Джульярдской школе (США). Брал уроки у Дороти Делэй и Ивана Галамяна.

Ицхак Перлман – талантливейший скрипач, удостоенный множества наград, в частности, Президентской медали Свободы, высокой награды за большой вклад в развитие американской музыки; он является 5-тикратным обладателем музыкальной премии Греми.

9

В список лучших скрипачей мира американка Хилари Хан вошла потому, что ее по праву можно считать самым трудолюбивым музыкантом. За всю свою жизнь (а родилась девушка в 1979 году) она провела более 8-ми сотен концертов, первый из них – в 10-тилетнем возрасте! Хан дважды была удостоена премии Греми, она выступает в 30-ти странах мира, и в каждой из них выступления талантливой скрипачки собирают многотысячную армию поклонников. Следует отметить, что за всю свою карьеру девушка ни разу не сменила скрипку – она с первого выступления и по сей день играет на инструменте, изготовленном по спецзаказу Жаном Батистом Вийомом.

8

Лидер по числу концертов в различных уголках земного шара

Талантливейшая музыкантша родилась в Нидерландах в 1978-м и дебютировала в составе Молодежного оркестра Шотландии, играя концерт Брамса. Янин – обладательница множества высоких наград в мире музыки, в частности, она была удостоена именной награды от Министерства культуры Нидерландов, премии Эдисона и почетной премии ЭХО-Классик, премии радио Би-Би-Си как артистка нового поколения. Скрипачка исполняет композиции большинства гениальных мировых композиторов, ее отличает легкая, подчеркнуто деликатная и сдержанная манера игры.

7

Лучшая исполнительница классической музыки в России

В список лучших скрипачей мира вошла и наша соотечественница Виктория Муллова. На свет женщина появилась в 1959 году, окончила Московскую консерваторию, занималась у знаменитого Леонида Когана. В 1980-м в составе советской делегации была отправлена в Финляндию на Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса. Одержав в нем победу, девушка вместе со своим любовником на поезде пересекла границу между Финляндией и Швецией, сутки просидела в отеле, а затем попросила убежища в США. Только таким образом начинающему музыканту можно было пробиться сквозь железный занавес и заявить миру о своем таланте.

Сейчас Виктория живет в Великобритании, гастролирует с концертами по всему земному шару. Известна оригинальной интерпретацией композиций Майлса, Баха и Эллингтона.

6

Рекордсменка по числу концертов

Американская скрипачка, родилась в 1980-м году в Филадельфии, куда ее родители переехали из Кореи. Училась в Джульярдской школе, брала уроки у представителя нашего рейтинга Ицхака Перлмана и прочих талантливых педагогов. Первый свой концерт девушка дала в 9-тилетнем возрасте, тогда же мир увидел и первый альбом музыкальных композиций в ее исполнении. Обладательница почетных музыкальных премий в год дает не менее 150-ти концертов. Путем несложных математических расчетов можно определить, что каждые 2 дня девушка выходит на большую сцену и радует зрителей своим талантом.

5

Музыкант трагической судьбы

Следующий в нашем списке – один из лучших скрипачей мира, чьей биографии впору лечь в основу драматического фильма. Знаменитый австрийский музыкант и композитор 19-го века, он писал воистину шедевральные вещи и славился особой, легко узнаваемой манерой игры. Родившись в 1875-м, в 1887-м он получил первую высокую премию и уверено заявил о своем таланте. На протяжении всей жизни Крейслер писал уникальную музыку. Перед самой смертью он попал в аварию и в результате полученных травм потерял слух и утратил возможность слышать то, чему посвятил всего себя.

4

Скрипач с загадочной судьбой

Не просто талантливый – гениальный скрипач, чью музыку нельзя скопировать или повторить. В истории сохранились свидетельства очевидцев, присутствующих на концертах великого Мастера. Они утверждали, что во время выступления Никколо видели за ним демоническую тень и ощущали необыкновенную легкость. При далеких от идеала внешних данных (многие называют композитора уродливым) он пользовался сумасшедшей популярностью среди представительниц прекрасного пола. После смерти Паганини был обвинен в ереси, тело музыканта предали земле лишь через 65 лет после кончины.

3

Лучший музыкант современности

Открывает тройку лидеров лучших скрипачей мира греческий музыкант, обладатель авторитетной премии Leonie Sonning Music Prize-2017. Родился в Афинах в 1967-м, окончил Афинскую и Греческую консерватории, учился в Индианском университете (педагог – Джозеф Гингольд). Сейчас Леонидас трудится над сольным альбомом и мечтает исполнить все творения лучших композиторов за всю историю человечества.

2

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...