Самый высокий тенор. Тенор - это какой голос? Теноровые оперные партии

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусства таковая была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов - та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос - баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп. Самый высокий мужской голос тенор имеет рабочий диапазон от до малой до до второй октавы.

Мужские голоса:

Женские голоса:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы . Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тенор - тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Лирико-драматический тенор - голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса - Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны - Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Драматический баритон - голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии - Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой . Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Басовый диапазон

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы , такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы .
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

Три — бас, баритон и тенор.

Тенор – высокий мужской певческий голос, возможно, самый популярный голос в мире. В переводе с латинского tenor означает равномерное движение, напряжение голоса.

Диапазон солистов от «до» малой октавы до «до» второй, а в хоровых партиях верхний предел — это «ля» первой октавы. У солистов очень высоко ценится умение чисто и крепко брать си-бемоль первой — до второй.

Переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) — ми -фа-фа-диез первой октавы.

Партия тенора записывается в скрипичном ключе (на октаву выше действительного звучания), а также в басовом и теноровом ключах.

По тембру и диапазону различают:

  • контратенор
  • альтино-тенор
  • лирический тенор (tenore di grazia)
  • лирико-драматический тенор
  • драматический тенор (tenore di forza)
  • характерный тенор

Контратенор (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон «до » малой октавы — «си» второй! До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.

Стоит отметить, что контр-тенор — это даже не тип голоса, это ТЕХНИКА ПЕНИЯ . Как правило контр-тенорами становятся баритоны, которые крепко поют в фальцетном регистре. Звучание контр-тенора похоже на звучание женского голоса.

Послушайте песню «El Condor Pasa» («Полет кондора») перуанского композитора Даниэля Роблеса (1913 год) в исполнении всемирно известного контратенора Fernando Lima (Фернандо Лима) .

В этой песне диапазон от «фа-диез» малой до «ре» второй октавы.

Тенор-альтино — это разновидность лирического тенора , у которого хорошо развит верхний регистр, диапазон достигает «ми» второй октавы. Обычно этот голос небольшого диапазона, что накладывает ограничения на репертуар.

Для тенора-альтино написана партия Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Лирический тенор. Наибольшее количество партий в оперном репертуаре написано именно для него: Фауст (Гуно «Фауст»), Ленский (Чайковский «Евгений Онегин»), Альфред (Верди «Травиата»), Пьер Безухов (Прокофьев «Война и мир»).

В операх Россини и Моцарта от тенора требуется очень высокая подвижность голоса и широчайший диапазон. Поэтому возникло понятие россиниевского (моцартовского) тенора.

Послушайте, как Ричард Крофт — американский оперный певец, который часто характеризуется как лирический тенор или «Моцарт тенор», великолепно исполняет Арию Митридата «Vado incontro al fato estremo» («Иду навстречу необычной судьбе») из оперы Моцарта.

Обратите внимание, какие в этой партии огромные скачки.

Лирико-драматический тенор способен исполнять партии как лирического так и драматического тенора.

Послушайте пение уникального в своем роде российского певца Александра Градского.

Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Как молоды мы были», песня из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе»

Диапазон в этом исполнении Градского «ля» большой — «ре» второй октавы!

Драматический тенор. Этот голос встречается в операх реже, чем лирический тенор, но для него созданы великолепные роли — образы людей с противоречивыми характерами, судьба которых складывается трагически: Хозе (Бизе «Кармен»), Отелло (Верди «Отелло»), Герман (Чайковский «Пиковая дама»). Арии этих героев звучат намного напряженнее, драматичнее.

Также существует понятие героический вагнеровский тенор. Оперы Вагнера невероятно масштабны, и от исполнителя требуется колоссальная выносливость, чтобы непрерывно петь несколько часов подряд героически, мощно, сильно.

Послушайте, как поет немецкий оперный певец — драматический тенор Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann)

Рихард Вагнер опера «Лоэнгрин» «In fernem land»

Уверена, что не ошибусь, если стану утверждать – мужской голос тенор является предметом вожделения массы юношей, мечтающих о вокальной карьере. Я считаю, что это влияние моды, которая действует опосредованно, через композиторов, пишущих современный вокальный материал преимущественно для высокого мужского голоса.

«Как сделать голос тенором?» - даже такой вопрос, который любой мало-мальски разбирающийся в реалиях вокала человек просто посчитает глупым, можно найти и в Интернете, и в той или иной форме на этом сайте в рубрике «Спрашивали? Отвечаю…» .

Хорошо, если молодой человек знает точно, какой у него тип голоса, и выбирает для себя репертуар, который максимально соответствует возможностям его организма. Но часто случается совершенно обратное - имея объективно, от природы, совсем другой тип голоса, начинающий вокалист стремится петь ноты, которые слишком для него высоки. К чему это приводит? К постоянному перенапряжению своих вокальных органов, а вот оно, это перенапряжение – прямой путь и к болезням, и к потере голоса впоследствии.

Один из признаков – диапазон голоса тенор

Итак, уже понятно, что тенор – высокий голос. Насколько высокий? КЛАССИКА определяет диапазон голоса тенор как До малой – До второй октавы.

Значит ли это, что Ре второй (или Си большой) певец тенор спеть не сможет? Нет, конечно, вполне сможет. Но вот КАЧЕСТВО исполнения нот за пределами диапазона может стать другим. Надо же понимать, что речь идет о классической музыке (и вокале).

При этом, начиная с некоторой ноты первой октавы (для разных подтипов голоса – она разная), тенор использует смешанную технику – микст, этот участок обозначен желтым цветом. То есть, так или иначе, головной регистр в голосе работает, но не в своем чистом виде, а как «примесь» к грудному. Тенор – название для классического мужского голоса, называть тенором поп- или рок-певца - не совсем верно.

Во-первых, классические вокальные произведения, которые написаны для исполнения их именно певцом тенором, не выходят за рамки названного диапазона, во-вторых, в классике не используется чистый мужской головной голос (основанный на фальцетном регистре), поэтому тенор и ограничен До второй октавы, хотя, может быть, лучше говорить о Ре-Ми (но есть из этого правила исключения - контр-тенор, о нем ниже). В-третьих, классическая вокальная техника (нельзя об этом забывать) отличается своими особенностями.

Каким бывает тенор

Справедливости ради, следует говорить о подвидах голоса тенор, ведь сам по себе этот вид мужского голоса тоже бывает разным. Существует следующая градация:

контр-тенор (в свою очередь делится на альт и сопрано) - самый высокий голос, использующий в полной мере «головную» часть диапазона (верхний регистр). Это тонкий мальчишеский голос, либо не исчезнувший в период мутации, а сохранившийся наряду с более низким грудным, мужским тембром, либо продукт развития голоса именно в данной манере пения. Если мужчина целенаправленно развивает свою верхнюю часть диапазона, то при определенной природе он сможет петь, как контр-тенор. Этот высокий мужской голос очень напоминает женский:

Э. Курмангалиев “ария Далилы”

М. Кузнецов “ария Царицы ночи”

Легкий тенор - наиболее высокий голос, который, тем не менее, имеет полновесный грудной тембр, который, хотя и звучит очень легко и воздушно, тем не менее, отличается от женского:

Х. Флорез “Гранада”

лирический тенор – мягкий, тонкий, нежный, очень подвижный голос:

С. Лемешев “Скажите, девушки, подружке вашей...”

лирико-драматический тенор – более насыщенный, более плотный и обертональный тембр, сравните его звучание с легким тенором, исполняющим ту же песню:

М. Ланца “Гранада”

драматический тенор – самый низкий из семейства теноров, уже близкий по тембру к баритону, его отличает мощность звучания, поэтому для такого голоса написаны партии многих главных героев оперных спектаклей: Отелло, Радомес, Каварадосси, Каллаф... И Герман в «Пиковой даме» - тоже он

В. Атлантов “ария Германа”

Как видите, за исключением самого высокого подвида, остальные отличаются друг от друга не своим диапазоном, а своим ТЕМБРОМ , или, как его еще называют, «краской голоса». То есть, ТЕМБР , а не диапазон, является основной характеристикой, которая позволяет отнести мужские голоса и тенор, в том числе, к тому или иному типу и подтипу.

Основная отличительная особенность голоса тенор – его тембр

Известный исследователь профессор В.П. Морозов так говорит об этом в одной из своих книг:

«Этот признак оказывается во многих случаях важнее даже диапазонного признака, так как мы знаем, что имеются, например, баритоны, берущие теноровые верха, но, всё же, это баритоны. А если тенор (по тембру, без сомнения) не имеет теноровых верхов, то не считать же его только поэтому баритоном…»

Самой существенной ошибкой молодежи, еще не имеющей вокального опыта, становится попытка определить свой голос исключительно по его диапазону. Для примера, середину первой октавы поет и баритон, и тенор, как быть? Слушать характер звучания голоса. А как его услышать? А обратиться к специалисту! В 16-20 лет в мозгу еще не успели сложиться определенные слуховые представления о том, как звучит средний мужской голос по сравнению с высоким на одном и том же участке диапазона. Это знания и опыт вокального педагога, к которому и нужно обратиться.

Кстати, даже педагог не всегда определит тип голоса с одного прослушивания, по крайней мере, чтобы отличить драматический тенор от лирического баритона, нужно потрудиться! Поэтому, совсем не важно точно знать подтип своего голоса, если вы стремитесь петь репертуар современный, а не разучиваете оперные партии. Это давно поняли и на Западе, где вокальные педагоги определяют голоса своих подопечных, относя их к трем типам – низкий, средний или высокий. Об этом я говорю и в статье «Переходные участки голоса – наши вокальные маяки» на этом сайте.

Переходный участок – еще один признак, что тип голоса тенор

Нельзя не сказать о том, что еще одним отличительным признаком типа голоса будут переходные участки (переходные ноты). Их «местонахождение» на высотной линейке прямо связано со строением вокального аппарата, главным образом, конечно, голосовых складок. Чем более тонкие и легкие складки у певца, тем более высокий звук они создают, не задействуя фальцетный, головной регистр. То есть, тем выше будет находиться переходная нота в голосе (точнее, весь участок).

Для любого тенора переходная нота может быть где угодно на этом участке, это вовсе не значит, что драматический тенор будет иметь переход на Ми, а лирический или легкий – на Соль. Нельзя мерить линейкой! Да и опытность певца сыграет существенную роль, и вот почему.

Дело в том, что постепенно, с тренировкой голоса, переходный участок смещается несколько вверх, ведь голос опытный, закаленный, совершенно не похож на голос начинающий, как взрослый атлет в сравнении с подростком. Профессионал может петь чистым грудным регистром выше, чем новичок с тем же типом голоса, это следствие развития навыков. Из этого следует, что если новичку определят переходную ноту как Ре первой октавы, то это не означает, что тип его голоса – баритон. Просто со временем, при правильных занятиях, переходная нота может сместиться и на Ми, и на Фа.

Так вот, вокалисту необходимо иметь ТЕМБР голоса тенор в первую очередь. Рассматривая только существующий на данный момент диапазон и расположение переходной ноты, точно тип голоса определить нельзя. Обращать внимание нужно на ВСЕ ТРИ аспекта, при этом на тембр – наибольшее.

Почему не совсем справедливо рассматривать современные высокие голоса рок- и поп- звезд с точки зрения стандартного классификатора? Они что, не теноры?

Об этом поговорим на .

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Певческие голоса можно классифицировать различными способами. Деление по группам выполняется с учётом физиологических особенностей, тембра, подвижности, звуковысотного диапазона, расположения переходных нот, иных параметров. Наиболее удобной и востребованной сегодня, известной ещё с XVI века, считается классификация вокалистов по полу и диапазону. В нашей студии вокала мы выделяем шесть основных типов:

  • баритон;
  • тенор.
  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Характеристики певческого голоса

Сопрано. Самая высокая разновидность женских вокальных голосов. Выделяется образностью, звонкостью, прозрачностью, полётностью. Для вокалиста характерно лёгкое, подвижное, открытое звучание. Характер сопрано:

  • драматический;
  • лирический;
  • колоратурный

Выделяют также певиц с лирико-драматическим, лирико-колоратурным сопрано.

Известные обладательницы вокала сопрано : Монсеррат Кабалье, Мария Каллас. Знамениты звезды отечественной оперы: Вишневская Г.П., Казарновская Л.Ю., Нетребко А.Ю. Партии, написанные для сопрано: Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарт), Виолетта («Травиата» Верди). Эстрадные исполнительницы с сопрано: Любовь Орлова, Толкунова Валентина Васильевна, Кристина Агилера, Бритни Спирс.

Меццо-сопрано . Запоминается насыщенным, сочным звуком, звучным, глубоким тембром. Звучит ниже сопрано, но выше контральто. Подтипы: драматическое, лирическое. Известными обладательницами данного типа были Татьяна Троянос, Образцова Е.В., Архипова И.К. Оперная партия Амнерис в «Аиде» написана для меццо-сопрано. Эстрадные исполнительницы меццо-сопрано: Аврил Лавин, Леди Гага, Лана Дель Рей.

Самый низкий, редко встречающийся женский голос – контральто . Его отличает бархатное мощное звучание, роскошные грудные ноты. С примерами контральто можно познакомиться в операх Чайковского «Евгений Онегин» (Ольга), Верди «Бал маскарад» (Ульрика). Обладательницей контральто была солистка Мариинского театра М.Долина. Певицы с контральто на эстраде: Шер, Эдита Пьеха, София Ротару, Кортни Лав, Кэти Перри, Ширли Мэнсон, Тина Тёрнер.

Высокие мужские типы голосов представлены лирическим, драматическим либо лирико-драматическим тенором . Характеризуются подвижностью, певучестью, лёгкостью, мягкостью. Примером лирического тенора является Ленский в «Евгении Онегине», драматического – Манрико из «Трубадура», лирико-драматического – Альфред (герой «Травиаты»). Знаменитые теноры: И.Козловский, С.Лемешев, Хосе Каррерас. Теноры на эстраде: Николай Басков, Антон Макарский, Джаред Лето, Дэвид Миллер.

Название «баритон» в переводе с греческого означает тяжёлый. По звучанию находится между басом и тенором. Отличается большой силой, яркостью в верхней половине диапазона. Выделяют лирические (Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини) и драматические (Амонасро в «Аиде» Верди) баритоны. Из известных оперных певцов баритоном владели Паскуале Амато, Хворостовский Д.А. Эстрадные певцы-баритоны: Иосиф Кобзон, Михаил Круг, Муслим Магомаев, Джон Купер, Мэрилин Мэнсон.

Вокальная карьера юноши на сегодняшнем этапе, в мечтах и реальности, связывается с таким понятием мужского голоса как тенор итал tenore. В профессиональных кругах данный факт традиционно обуславливается влиянием моды, а также использованием вокального репертуара, создаваемого, по большей части, для мужских голосов с высоким звучанием.

Стремясь к реализации планов в области музыкальной карьеры, любому юноше необходимо не только знать, каким типом голоса он обладает, но и максимально правильно подбирать репертуар, соотносимый с возможностями собственного организма. Не стоит пренебрегать природными данными в угоду моде. Высокие ноты, не соответствующие возможностям имеющегося голоса, - прямой путь к перенапряжению, а, следовательно, болезням вокальных органов. Вследствие последних можно прийти к совершенной потере голоса.

Тенор - основной признак голосового диапазона

Любой справочный материал из области музыкального искусства сможет рассказать о том, что тенор - это разновидность высокого мужского голоса. В справочных источниках можно найти и рамки диапазона: певческий голос тенора ограничивается До малой и той же нотой второй октавы. Не стоит предполагать, что опытный тенор не сможет взять более высокие или низкие ноты: человеческий организм способен на многое, но вот за качество звучания, никто ручаться не сможет. Ведь в данном случае головной голосовой регистр будет работать, но без свойственной ему чистоты, и в качестве дополнения к грудному регистру. То есть, тенором можно называть классический мужской голос. Нельзя признавать верным называние тенором голоса исполнителя, работающим с поп или рок репертуаром.

Для уточнения термина тенор, стоит обратить внимание на несколько важных аспектов. К примеру, вокальные произведения классического типа, разработанные непосредственно для тенора, написаны в рамках выше указанного диапазона и ркайне редко из него выходят.

Что касается еще одного аспекта, то он затрагивает вопрос ограниченности использования в классическом исполнении чистого мужского головного голоса. В данной связи указывается на ограничения диапазона.

Третий аспект затрагивает сферу техники классического вокального исполнения, которая весьма отличается от иных и обладает рядом особенностей.

Тенор: каким он бывает?

Контр-тенор - разновидность максимально высокого по регистру звучания голоса, подразделяющегося на альт и сопрано; зачастую представляется тонким мальчишеским голосом, который может сохраниться после прохождения периода мутации, при этом дополнительно приобрести более низкий грудной тембр; подобный тип голоса можно развить, если стремиться оставаться в нише понравившейся манеры исполнения;

Лирический тенор характеризуется впечатляющей подвижностью, мягкостью, тонкостью и нежностью;

Драматический тенор представляется самым низким вариантом звучания в данной категории исполнительских голосов, характеризуется близостью тембра к баритону, с присущим ему мощным звучанием.

Специалисты стремятся всегда отметить тот факт, что в рамках голосового диапазона звучание мужского тенора различается по тембру. Следовательно, именно его необходимо признавать основной характеристикой, способной правильно подразделять мужские голоса по типам.

Тенора отличает его тембр

Необходимо помнить, что первой и основной особенностью, отличающей голоса тенора от вех других, называется его тембр.

Специалисты отмечают, что начинающие исполнители достаточно часто, в стремлении определить тип своего голоса, допускают ошибку, опираясь только на критерий диапазона. Для правильности определения необходимо слушать не только диапазонное звучание, но и его характер. А для точного определения данного параметра без специалистов не обойтись. Профессионалы отмечают, что начинающиеся исполнители, в рамках своего незначительного певческого опыта, не обладают должным уровнем слуховых представлений, способных помочь им различить звучания среднего и высокого мужского голоса на определенном участке диапазона. А опытный вокальный педагог зачастую с легкостью сможет разобраться в данном вопросе.

Что примечательно, профессионалы не сосредотачиваются на критерии знания типа голоса в случае, если исполнитель стремится исполнять современный репертуар. Вокальные педагоги сегодня предпочитают классифицировать исполнителей по типу низкого, среднего или высокого голоса. При этом отмечается, что тенор относится к типу высокого голоса.

Тенор: тип голоса с переходными нотами

Наличие переходных участков или нот признается еще одним признаком, отличающим тенора от других типов голосов. Расположение данных нот на высотной линейке занимает отрезок МИ, ФА, СОЛЬ первой октавы. Причем специалисты констатируют данное расположение переходных нот только для голосов, характеризующихся развитостью и поставленностью.

«Местонахождение» определяется еще одним критерием, отраженным в строении вокального аппарата, то есть голосовых складок: тонкость и легкость данного инструмента способна определять высоту звука и местоположения переходного участка.

Профессионалы рекомендуют не сосредотачиваться на традиционных параметрах и показателях высотной линейки. Это указание основывается на том, что теноры, благодаря особенностям своего голоса, могут многое. И здесь главное - уровень опытности исполнителя. Чем опытнее исполнитель, тем закаленней и сильнее его голос, а, следовательно, он может «смещать» переходные ноты вверх.

В качестве вывода

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...