Штраф за несообщение об. Несообщение в ифнс об открытии обособленного подразделения. Судебные разбирательства на высшем уровне

" № 7/2017

Комментарий к Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303 КГ17-2377.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации подлежат налоговому учету как по месту нахождения непосредственно головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Обособленным подразделением в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обязанность организации сообщать налоговикам по месту ее нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания установлена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Чтобы исполнить эту обязанность, организация должна направить налоговикам соответствующее сообщение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Вместе с тем есть судебные акты, в которых суды приходили к выводу, что несвоевременное сообщение о создании обособленного подразделения организации образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (представленный с нарушением установленного срока) документ (см., например, Постановление АС УО от 22.06.2016 № Ф09-6160/16 по делу № А47-8399/2015, Определение ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 по делу № А76-2261/2015). Отметим: данные решения мотивированы тем, что сообщение о создании обособленного подразделения организации является документом, форма которого утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-6/362@, а несообщение о создании обособленного подразделения не образует состава налогового правонарушения, если организация уже состоит на налоговом учете по одному из оснований. Более того, ФНС в Письме от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 также пояснила, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Между тем по рассматриваемому вопросу существует еще одна точка зрения (отличная от двух предыдущих). Характерный пример – Постановление АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016. Арбитры данного округа среди прочего указали, что объективная сторона состава правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля. Тогда как в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, а за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений. За названное правонарушение определена ответственность специальной нормой – п. 2 ст. 116 НК РФ.

Напомним: данным пунктом предусмотрено наказание за ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, установленным НК РФ, в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Именно эту санкцию в схожих обстоятельствах применили арбитры АС СКО в Постановлении от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014. Причем судья Верховного Суда согласился с доводами судей данного округа (см. Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Аналогичная позиция изложена в Постановлении АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Таким образом, до недавнего времени правоприменительной практикой не было выработано единого подхода к определению меры ответственности организации за несообщение (несвоевременное сообщение) о создании обособленного подразделения. Высшими арбитрами в равной степени применялись санкции, предусмотренные п. 2 ст. 116 НК РФ (Определение № 308-КГ15-13591) и п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение № 309-КГ15-19568). Однако указанные определения не являются позицией Верховного Суда, так как они были вынесены единолично судьями, по мнению которых при рассмотрении данных дел не допущено существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела.

И вот теперь такая позиция появилась, благодаря Определению ВС РФ от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Напомним: АС ДВО (Постановление от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016) признал правомерным применение в отношении организации, не сообщившей о создании обособленных подразделений (двух вахтовых поселков для своих работников), санкции, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ. Компания с таким вердиктом судей не согласилась (ведь речь шла о штрафе в размере 7 744 152,10 руб.) и подала жалобу в вышестоящую инстанцию. И, забегая вперед, скажем, что не прогадала.

Однако Судебная коллегия Верховного Суда не согласилась с выводами судей АС ДВО. Она рассуждала так. Из пункта 2 ст. 116 НК РФ следует, что данной нормой установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в качестве одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц определен ст. 84 – 85 НК РФ.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Тем самым Судебная коллегия Верховного Суда в Определении № 303-КГ17-2377 не только изменила квалификацию налогового правонарушения окружного суда, но и снизила (причем существенно) величину штрафа с 7 744 152,10 до 400 руб. (спор возник в отношении двух подразделений). То есть величина санкции была снижена почти в 20 000 раз. Приведенный расчет, полагаем, наглядно демонстрирует значимость этого решения. Как говорится, no comments!

Определением ВС РФ от 26.02.2015 № 305-КГ14-9035 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда для пересмотра в порядке кассационного производства.

Согласно ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет, в частности, в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений. В настоящее время постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Форма сообщения о создании обособленного подразделения (№ С-09-3-1) утверждена приказом ФНС России от 09.07.2011 № ММВ-7-6/362@.

Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. Для должностных лиц организации за нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена административная ответственность - штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В силу ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). А согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Однако при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Понятия длящегося правонарушения в КоАП РФ не закреплено. Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума ВС РФ 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, если для выполнения предусмотренной законом обязанности установлен срок, то правонарушение, выражающееся в нарушении этого срока, не является длящимся (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 № 5196/08, ВС РФ от 24.02.2005 № 66-АД04-2, ФАС Волго-Вятского округа от 31.07.2007 по делу № А29-9060/2005а, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2003 № Ф04/2725-913/А45-2003).

Поэтому в случае несообщения о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ в течение трех лет, а должностные лица организации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ - в течение одного года с даты совершения рассматриваемого правонарушения. Днем совершения правонарушения по смыслу подп. 2 п. 2 ст. 23 и ст. 83 НК РФ считается день истечения месячного срока со дня создания обособленного подразделения.

Пункт 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим за непредставление сообщения о создании обособленного подразделения налогоплательщик может быть оштрафован только один раз. Тот же принцип действует и в отношении административной ответственности (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

К сведению

Свернуть Показать

О создании обособленного подразделения организация обязана сообщить не только в налоговый орган, но и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта обязанность предусмотрена п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее - Закон № 212-ФЗ (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 № 2891-19). В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды в произвольной форме. За несоблюдение этого требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ (в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ), а ее должностные лица - по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ (в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.).

Кроме того, организациям, имеющим обособленные подразделения, следует учитывать особенности уплаты налогов и предоставления отчетности. Так, например:

  • при наличии обособленного подразделения уплата налога на прибыль (в том числе авансовых платежей) осуществляется в соответствии со ст. 288 НК РФ;
  • налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ);
  • налог на имущество исчисляется отдельно по имуществу каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (п. 1 ст. 376 НК РФ), и т.п.

То есть в некоторых ситуациях уплачивать налоги и представлять отчетность организация должна по месту нахождения обособленного подразделения. В случае игнорирования данных обязанностей возможны негативные последствия в виде привлечения организации к ответственности по ст. 119 и 122 НК РФ и другим, должностных лиц организации - по ст. 15.5 КоАП РФ. Кроме того, у организации могут возникнуть обязанности по уплате соответствующих сумм пеней (с недоимки по налогам, которые должны были уплачиваться по месту нахождения обособленного подразделения, - ст. 46 НК РФ). Как следствие, налоговая инспекция на основании ст. 76 НК РФ может приостановить операции по расчетному счету обособленного подразделения (для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа и до момента предоставления соответствующих деклараций).


ст. 18.9. ч. 1 КОАП прямо не говорит о документе, который называется «Уведомление об убытии иностранца ». Говорит о «НАРУШЕНИИ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ПРАВО ИНОСТРАНЦЕВ НА ПРОЖИВАНИЕ, ПРЕБЫВАНИЕ, ПЕРЕДВИЖЕНИЕ И ВЫЕЗД ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИИ».

ВНИМАНИЕ - до 2010 года, иностранец мог выехать и не уведомлять об этом ФМС. И не происходило ни чего страшного. Но вот с 2010 года, заработала единая компьютерная база данных ФМС, фиксирующая, где в данный момент находится иностранец. И вот тут то и начались проблемы у иностранцев и их Работодателей.

Сотрудники ФМС тут же придумали, как использовать ответственность по ст. 18.9. ч. 1, которая раньше, практически не использовалась.

КОГДА СРАБАТЫВАЕТ ЭТА СТАТЬЯ

как показывает практика, применяется эта статья в основном, только в одном случае, который возникает при следующем стечении обстоятельств -

  • Иностранец выехал за границу. Работодатель не уведомил ФМС о его убытии.
  • Иностранец вернулся в Россию к тому же Работодателю. У которого работал до выезда. Получил на границе новую Миграционную карту.
  • И добросовестный Работодатель снова понес его документы, для постановки иностранца на Миграционный учет.
  • Сотрудник ФМС смотрит в компьютер и видит, что ФМС не получало «Уведомления об убытии иностранца».
  • И ФМС НАЧИНАЕТ ОФОРМЛЯТЬ ШТРАФ НА «НЕСЧАСТНОГО» РАБОТОДАТЕЛЯ, который всего - на всего, хотел поставить на Миграционный учет, своего иностранца. Как того требует Закон.

ПОЛУЧАЕТСЯ ОЧЕРЕДНАЯ «ЛОВУШКА» ФМС

  • Работодатель хочет выполнить требования ФМС по постановке на Миграционный учет иностранца. Но именно при этой процедуре, его ждет большая неприятность по ст. 18.9. ч.1.
  • Да! Все правильно! Работодатель, ранее совершил нарушение - не уведомив ФМС об убытии иностранца.
  • Но почему его ловят именно при попытке - соблюсти Закон?!!!
  • Почему за такую формальность, предусмотрен, такой не соразмерный нарушению - ШТРАФ?!!!
  • Вот и приходится «несчастному» Работодателю, искать «лазейки » в Законе. Что бы избежать неприятностей.

ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ - если Работодатель, не может предъявить проверяющим, копию почтовой квитанции об отправке в ФМС - «Уведомления об убытии иностранца».

ПЕРВАЯ ЛАЗЕЙКА - ВНИМАНИЕ - вы хорошо поняли, о чем я пишу? Не важно, дошло Ваше Уведомление до ФМС или нет. ВАЖНО - есть ли у Вас оригинал квитанции об отправке Письма в ФМС!!! С нужной датой!!!

Если у Вас нет Почтовых квитанций с нужными датами, то остается только одно.

  • Пообещайте сотрудникам ФМС, представить документы позже. Сделайте нужные штампы, с нужными датами, но не от регионального почтового отделения. А от почтового отделения, где ни будь в «Тьму Тараканьске». Лучше от несуществующего почтового отделения.
  • И предъявите с «умным» видом, эти конверты со штампами, сотрудникам ФМС, Скажите, что работник, которому поручили отправить эти Уведомления, ехал в командировку и отправил письма в дороге.

Опыт показывает, что это проходит. Все же лучше, чем платить Штрафы или оплачивать наши услуги.

И ЕЩЕ ОДНА ЛАЗЕЙКА - ответственность за «Неуведомление об убытии» выявляется только в том случае, если иностранец возвращается работать в ту же компанию, где работал. Из которой убыл на родину или в командировку. И эта компания, начинает ставить этого иностранца на Миграционный учет по новой Миграционной карте.

Лазейка заключается в том, что если Работодатель знает о той неприятности, которая его ждет в ФМС, он может оставить иностранца на Миграционный учет в другую компанию .

Статья 18.9. Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы - (в ред. Федерального закона от 05.11.2006 N 189-ФЗ). Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 руб. до 500 000 рублей. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Непринятие гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, пригласившими в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившими им жилое помещение, мер по обеспечению в установленном порядке их своевременного выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации -(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 руб. до 4 000 рублей. (в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 руб. до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 руб. до 300 000 рублей.(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 4 000 рублей; на должностных лиц - от 40 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 руб. до 500 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

ПРИМЕЧАНИЕ:

В случае нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении двух и более принимаемых ими иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

(примечание введено Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

Попробуйте применить Аренду персонала или Миграционный Аудит. Подробнее об этом, Вы можете прочитать на страницах нашего сайта -

  • посмотрите страницу нашего сайта - «

Ну а если Вы все-таки попали на Штраф, то -

  • посмотрите страницу нашего сайта - «

В России завершилась кампания по представлению информации о счетах в зарубежных банках. В рамках кампании граждане РФ, имеющие счета в банках за пределами России, были обязаны предоставить ФНС информацию обо всех совершенных за 2015 год операциях с иностранными счетами. О том, куда сообщать об открытии счета и что делать тем, кто не успел впервые отчитаться о движении средств по своим зарубежным счетам, порталу Buh.ru рассказали начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач и эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Открыл вклад или счёт – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. Согласно закону, резидент должен заполнить и отправить бланк уведомления в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета, закрытии вклада или об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за границей РФ (пункт 2 статьи 12 закона N 173-ФЗ).

Уведомление подаётся не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам в иностранных банках должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако сам порядок сообщений об открытии или закрытии счета в ИФНС предоставления сведений был вступил в силу только 30 декабря 2015 года. Этот порядок регламентирован постановлением правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставлению в налоговую инспекцию отчёта или заполненного бланка заявления об открытии счета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны.

Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними существенная. Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие.

Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории страны (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Какие штрафы предусмотрены для «молчунов»

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчётности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечёт наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчётов или непредставление отчёта о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Как нужно отчитываться

Согласно новым правилам, отчёт о движении средств должен предоставляться ежегодно - не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчётного года. Если счёт был открыт после 1 января отчетного года, отчёт представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счёта отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счёта.

В отчёте указываются данные клиента (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счёта. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчёт может быть подан как на бумажном носителе - непосредственно в налоговый орган, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчёт подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счёт в банке, отчёт представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчёта он представляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один экземпляр отчёта с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение пяти рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчёт в случае наличия в нём ошибок и неточных сведений. Также отчёт будет возвращён при его заполнении не в полном объёме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчёт. Он должен быть представлен в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Получится ли утаить информацию о вкладах и счетах

В рамках сдачи отчётности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчёта по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков негативными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако это не означает, что имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причём налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории – причём, невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах и вкладах государству, эту информацию налоговикам могут предоставить третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.д.

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/501@, налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причём информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Доначисление налогов

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершённым операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40% от неуплаченной суммы.

Повлечёт наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счёт, должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счёта будет наложена ещё целая совокупность штрафов.

Резюме по статье: восемь самых важных моментов

    Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии и закрытии счетов и вкладов, и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

    Уведомление об открытии и закрытии счёта подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов.

    Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

    Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ и составляют от 4000 рублей для граждан до 1 млн. рублей для организаций.

    Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам предоставят третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и др.

    Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам могут быть такими:

    штраф за сокрытие счета;

    налоговая проверка по всем совершённым операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

    проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

    «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

    просрочка предоставления налоговой декларации также влечёт штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

    возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Содержание журнала № 15 за 2017 г.

М.Г. Мошкович,
старший юрист

Штраф за несообщение об «обособке»: позиция ВС

Если организация не сообщила об обособленном подразделении, то ей грозит только 200 руб. штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ за каждый случай несообщенияподп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ . Наказывать за это по п. 2 ст. 116 НК РФ (за ведение деятельности без постановки на учет) нельзя независимо от срока опоздания с сообщением, решил ВСОпределение ВС от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 .

Дело было так. ИФНС оштрафовала фирму на 7,7 млн руб. за то, что она не сообщила о двух ОП. Нарушение квалифицировали по п. 2 ст. 116 НК РФ. Эта норма предполагает взыскание 10% от доходов, полученных за период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.п. 2 ст. 116 НК РФ Суды трех инстанций поддержали инспекцию, однако компания дошла до Верховного суда, и не напрасно.

ВС разъяснил, что нужно разграничивать обязанность встать на учет в ИФНС и обязанность сообщать об ОП. Если налогоплательщик вообще не регистрировался в ИФНС и ведет деятельность, то это карается по п. 2 ст. 116 НК РФ. А если он зарегистрирован, но не направил в инспекцию сообщение об ОП - то по п. 1 ст. 126 НК РФ. Налоги с доходов ОП фирма уплатила по основному месту учета. А изымать часть дохода, с которого уже уплачены налоги, неправомерно.

Аналогичное мнение ранее высказывали и Минфин, и ФНСПисьма ФНС от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 ; Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946 . Однако это не мешало проверяющим на местах начислять штрафы в размере 10% доходов от деятельности ОП. Суды же иногда поддерживали инспекторов

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...