Скульптура древней греции по периодам. Древнегреческая скульптура – зарождение и этапы развития скульптурного и лепного искусства. Идеальные пропорции человеческого тела

1.1 Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития

Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Живое тело, способное на всякое мускульное дело, греки ставили выше всего. Отсутствие одежд никого не шокировало. Ко всему относились слишком просто, для того чтобы стыдиться чего бы то ни было. И в то же время, конечно, целомудрие от этого не проигрывало.

1.2 Скульптура Греции эпохи архаики

Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.

Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII - VI вв. (ранняя архаика - около 650 - 580 гг. до н. э.; высокая - 580 - 530 гг.; поздняя - 530 - 500/480 гг.). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. и характеризуется ориентализирующими стилями, из которых наибольшее значение имел дедаловский, связанный с именем полумифического скульптора Дедала. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской и женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксера»). Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация - рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией - фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) - в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. Архаические рельефы украшают базы статуй, фронтоны и метопы храмов (в дальнейшем на место рельефов во фронтонах приходит круглая скульптура), надгробные стелы. Среди знаменитых памятников архаической круглой скульптуры - голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская, статуи из Дидимы, Никка Архерма и др. Последняя статуя демонстрирует архаическую схему так называемого «коленопреклоненного бега», использовавшегося для изображения летящей или бегущей фигуры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей - например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческое искусство создает образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте. В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи - вот что составляло силу философии, поэзии и искусства архаической Греции*. Подобно тому как философия, тогда еще близкая к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия - сущность человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов». Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета.Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота - напрягаться, грудная клетка - раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» - чуть приподнятые углы рта - только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.

Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи - коры - главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля. Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. Возможно, некоторые из них исполнялись ионическими мастерами, приглашенными Писистратом в Афины; их искусство повлияло на аттическую пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорической строгости с ионийской грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом - покрывалом, или легким одеянием - хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.

Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было. Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,- очень важный момент в эстетике греков. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер». Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике.

Очень живая жанровая сцена: Таким образом, в эпоху архаики были заложены основы древнегреческой скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже тогда были понятны основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование этих идеалов и мастерства древних скульпторов.

1.3 Скульптура Греции эпохи классики

Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V - IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450 гг. до н.э.; высокая - 450 - 430/420 гг. до н. э.; «богатый стиль» - 420 - 400/390 гг. до н. э.; поздняя классика - 400/390 - ок. 320 гг. до н. э.). На рубеже двух эпох - архаической и классической - стоит скульптурный декор храма Афины Афайи на острове Эгина. Скульптуры западного фронтона относятся ко времени основания храма (510 - 500 гг. до н. э.), скульптуры второго восточного, заменившие прежние, - к раннеклассическому времени (490 - 480 гг. до н. э.). Центральный памятник древнегреческой скульптуры ранней классики - фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии (около 468 - 456 гг. до н. э.). Другое значительное произведение ранней классики - так называемый «Трон Людовизи», украшенный рельефами. От этого времени дошел также ряд бронзовых оригиналов - «Дельфийский возничий», статуя Посейдона с мыса Артемисий, Бронзы из Риаче. Крупнейшие скульпторы ранней классики - Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 - 432 гг. до н. э.). Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились). «Богатый стиль» свойственен произведениям Каллимаха, Алкамена, Агоракрита и других скульпторов к. V в. до н. э.. Его характерные памятники - рельефы баллюстрады небольшого храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 г. до н. э.) и ряд надгробных стел, среди которых наиболее известна стела Гегесо. Важнейшие произведения древнегреческой скульптуры поздней классики - декорация храма Асклепия в Эпидавре (около 400 - 375 гг. до н. э.), храма Афины Алей в Тегее (около 370 - 350 гг. до н. э.), храма Артемиды в Эфесе (около 355 - 330 гг. до н. э.) и Мавзолея в Галикарнассе (ок. 350 г. до н. э.), над скульптурной декорацией которого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар. Последнему приписываются также статуи Аполлона Бельведерского и Дианы Версальской. Имеется и ряд бронзовых оригиналов IV в. до н. э. Крупнейшие скульпторы поздней классики - Праксителъ, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма.

Греческая скульптура частично уцелела в обломках и фрагментах. Большинство статуй известно нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли и засушивали, а переводя бронзовые изделия в мрамор, уродовали их неуклюжими подпорками. Большие фигуры Афины, Афродиты, Гермеса, Сатира, которые мы сейчас видим в залах Эрмитажа,- это только бледные перепевы греческих шедевров. Проходишь мимо них почти равнодушно и вдруг останавливаешься перед какой-нибудь головой с отбитым носом, с попорченным глазом: это греческий подлинник! И поразительной силой жизни вдруг повеет от этого обломка; сам мрамор иной, чем в римских статуях,- не мертвенно-белый, а желтоватый, сквозистый, светоносный (греки еще натирали его воском, что придавало мрамору теплый тон). Так нежны тающие переходы светотени, так благородна мягкая лепка лица, что невольно вспоминаются восторги греческих поэтов: действительно эти скульптуры дышат, действительно они живые*. В скульптуре первой половины века, когда шли войны с персами, преобладал мужественный, строгий стиль. Тогда была создана статуарная группа тираноубийц: зрелый муж и юноша, стоя бок о бок, делают порывистое движение вперед, младший заносит меч, старший заслоняет его плащом. Это памятник историческим лицам - Гармодию и Аристогитону, убившим несколькими десятилетиями раньше афинского тирана Гиппарха,- первый в греческом искусстве политический монумент. Он вместе с тем выражает героический дух сопротивления и свободолюбия, вспыхнувший в эпоху греко-персидских войн. «Не рабы они у смертных, не подвластны никому»,- говорится об афинянах в трагедии Эсхила «Персы». Сражения, схватки, подвиги героев... Этими воинственными сюжетами переполнено искусство ранней классики. На фронтонах храма Афины в Эгине - борьба греков с троянцами. На западном фронтоне храма Зевса в Олимпии - борьба лапифов с кентаврами, на метопах - все двенадцать подвигов Геракла. Другой излюбленный комплекс мотивов - гимнастические состязания; в те далекие времена физическая тренированность, мастерство телодвижений имели решающее значение и для исхода битв, поэтому атлетические игры были далеко не только развлечением. Темы рукопашных схваток, конных состязаний, состязаний в беге, в метании диска научили ваятелей изображать человеческое тело в динамике. Архаическая застылость фигур была преодолена. Теперь они действуют, движутся; появляются сложные позы, смелые ракурсы, широкие жесты. Ярчайшим новатором выступил аттический скульптор Мирон. Главнейшей задачей Мирона было выразить возможно полно и сильно движение. Металл не допускает такой точной и тонкой работы, как мрамор, и, быть может, потому он обратился к изысканию ритма движения. Равновесие, величавый «этос», сохраняется в классической скульптуре строгого стиля. Движение фигур не бывает ни беспорядочным, ни чрезмерно возбужденным, ни слишком стремительным. Даже в динамических мотивах схватки, бега, падения не утрачивается ощущение «олимпийского спокойствия», целостной пластической завершенности, самозамкнутости.

Афина, которую он сделал по заказу Платеи и которая обошлась этому городу очень дорого, упрочила известность молодого скульптора. Ему была заказана для Акрополя колоссальная статуя Афины-покровительницы. Она достигала 60 футов высоты и превышала все окрестные здания; издали, с моря, она сияла золотой звездой и царила надо всем городом. Она не была акролитной (составной), как Платейская, но вся литая из бронзы. Другая статуя Акрополя, Афина-девственница, сделанная для Парфенона, состояла из золота и слоновой кости. Афина была изображена в боевом костюме, в золотом шлеме с горельефным сфинксом и грифами по бокам. В одной руке она держала копье, в другой фигуру победы. У ног ее вилась змея - хранительница Акрополя. Статуя эта считается лучшим уверением Фидия после его Зевса. Она послужила оригиналом для бесчисленных копий. Но верхом совершенства из всех работ Фидия считается его Зевс Олимпийский. Это был величайший труд его жизни: сами греки отдавали ему пальму первенства. Он производил на современников неотразимое впечатление.

Зевс был изображен на троне. В одной руке он держал скипетр, в другой - изображение победы. Тело было из слоновой кости, волосы - золотые, мантия - золотая, эмалированная. В состав трона входили и черное дерево, и кость, и драгоценные камни. Стенки между ножек были расписаны двоюродным братом Фидия, Паненом; подножие трона было чудом скульптуры. Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством живого тела было так велико, что они эстетически мыслили его не иначе как в статуарной законченности и завершенности, позволяющей оценить величавость осанки, гармонию телодвижений. Но все же выразительность заключалась не столько в выражениях лиц, сколько в движениях тела. Глядя на таинственно-безмятежных мойр Парфенона, на стремительную резвую Нику, развязывающую сандалию, мы чуть ли не забываем, что у них отбиты головы,- так красноречива пластика их фигур.

Действительно, тела греческих статуй необычайно одухотворены. Французский скульптор Роден сказал об одной из них: «Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы». Движения и позы в большинстве случаев просты, естественны и не обязательно связаны с чем-то возвышенным. Головы греческих статуй, как правило, имперсональны, то есть мало индивидуализированы, приведены к немногим вариациям общего типа, но этот общий тип обладает высокой духовной емкостью. В греческом типе лица торжествует идея «человеческого» в его идеальном варианте. Лицо делится на три равные по длине части: лоб, нос и нижняя часть. Правильный, нежный овал. Прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха (прямой лицевой угол). Продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз. Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез наподобие лука амура. Подбородок крупный и круглый. Волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не мешая видеть округлую форму черепной коробки. Эта классическая красота может показаться однообразной, но, являя собой выразительный «природный облик духа», она поддается варьированию и способна воплощать различные типы античного идеала. Немного больше энергии в складе губ, в выступающем вперед подбородке - перед нами строгая девственная Афина. Больше мягкости в очертаниях щек, губы слегка полуоткрыты, глазные впадины затенены - перед нами чувственный лик Афродиты. Овал лица более приближен к квадрату, шея толще, губы крупнее - это уже образ молодого атлета. А в основе остается все тот же строго пропорциональный классический облик.

После войны….Меняется характерная поза стоящей фигуры. В эпоху архаики статуи стояли совершенно прямо, фронтально. Зрелая классика оживляет и одушевляет их сбалансированными, плавными движениями, сохраняя равновесие и устойчивость. А статуи Праксителя - отдыхающий Сатир, Аполлон Сауроктон - с ленивой грацией опираются на столбы, без них им пришлось бы упасть. Бедро с одной стороны выгнуто очень сильно, а плечо опущено низко навстречу бедру - Роден сравнивает это положение тела с гармоникой, когда мехи сжаты с одной стороны и раздвинуты с другой. Для равновесия необходима внешняя опора. Это поза мечтательного отдыха. Пракситель следует традициям Поликлета, использует найденные им мотивы движений, но развивает их так, что в них просвечивает уже иное внутреннее содержание. «Раненая амазонка» Поликлетай тоже опирается на полуколонну, но она могла бы устоять и без нее, ее сильное, энергичное тело, даже страдая от раны, прочно стоит на земле. Аполлон Праксителя не поражен стрелой, он сам целится в ящерицу, бегущую по стволу дерева,- действие, казалось бы, требует волевой собранности, тем не менее тело его неустойчиво, подобно колеблющемуся стеблю. И это не случайная частность, не прихоть скульптора, а своего рода новый канон, в котором находит выражение изменившийся взгляд на мир. Впрочем, не только характер движений и поз изменился в скульптуре 4 века до н. э. У Праксителя другим становится круг излюбленных тем, он уходит от героических сюжетов в «легкий мир Афродиты и Эрота». Он изваял знаменитую статую Афродиты Книдской. Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, их влекла нежная красота женского тела с мягкими перетеканиями объемов. Они предпочитали тип отрока, - отличающийся «первой младости красой женоподобной». Пракситель славился особенной мягкостью лепки и мастерством обработки материала, способностью в холодном мраморе передавать теплоту живого тела2.

Единственным уцелевшим подлинником Праксителя считают мраморную статую «Гермес с Дионисом», найденную в Олимпии. Обнаженный Гермес, облокотившись на ствол дерева, куда небрежно брошен его плащ, держит на одной согнутой руке маленького Диониса, а в другой - гроздь винограда, к которой тянется ребенок (рука, держащая виноград, утрачена). Все Очарование живописной обработки мрамора есть в этой статуе, особенно в голове Гермеса: переходы света и тени, тончайшее «сфумато» (дымка), которого, много столетий спустя, добивался в живописи Леонардо да Винчи. Все другие произведения мастера известны только по упоминаниям античных авторов и позднейшим копиям. Но дух искусства Праксителя веет над IV веком до н. э., и лучше всего его можно почувствовать не в римских копиях, а в мелкой греческой пластике, в танагрских глиняных статуэтках. Они выделывались в конце века в большом количестве, это было своего рода массовое производство с главным центром в Танагре. (Очень хорошая их коллекция хранится в ленинградском Эрмитаже.) Некоторые статуэтки воспроизводят известные большие статуи, другие просто дают разнообразные свободные вариации задрапированной женской фигуры. Живая грация этих фигур, мечтательных, задумчивых, шаловливых,- эхо искусства Праксителя.

1.4 Скульптура Греции эпохи эллинизма

В самом понятии «эллинизм» содержится косвенное указание на победу эллинского начала. Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искусства. А Египет трудно узнать, его новый город Александрия - это уже настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают и точные, и гуманитарные науки, и философские школы, берущие начало от Пифагора и Платона. Эллинистическая Александрия дала миру великого математика и физика Архимеда, геометра Евклида, Аристарха Самосского, который за восемнадцать столетий до Коперника доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца. Шкафы знаменитой Александрийской библиотеки, обозначенные греческими буквами, от альфы до омеги, хранили сотни тысяч свитков - «сочинений, просиявших во всех областях знания». Там высился грандиозный Фаросский маяк, причисляемый к семи чудесам света; там был создан Мусейон, дворец муз - прообраз всех будущих музеев. По сравнению с этим богатым и пышным портовым городом, столицей птолемеевского Египта, города греческой метрополии, даже Афины, вероятно, выглядели скромными. Но эти скромные, небольшие города были главными источниками тех культурных сокровищ, которые в Александрии хранились и почитались, тех традиций, которым продолжали следовать. Если эллинистическая наука была многим обязана наследию Древнего Востока, то пластические искусства сохранили преимущественно греческий характер.

Основные формообразующие принципы шли от греческой классики, содержание становилось другим. Происходило решительное размежевание государственной и частной жизни. В эллинистических монархиях устанавливается культ единоличного правителя, приравненного к божеству, наподобие того, как было в древневосточных деспотиях. Но подобие относительное: «частный человек», которого политические бури не касаются или только слегка задевают, далеко не так обезличен, как в древних восточных государствах. У него своя жизнь: он купец, он предприниматель, он чиновник, он ученый. К тому же он часто грек по происхождению - после завоеваний Александра началось массовое переселение греков на восток,- ему не чужды понятия о человеческом достоинстве, воспитанные греческой культурой. Пусть он удален от власти и государственных дел - его обособившийся частный мир требует и находит для себя художественное выражение, основой которого являются традиции поздней греческой классики, переработанные в духе большей интимности и жанровости. А в искусстве «государственном», официальном, в больших общественных сооружениях и монументах, те же традиции перерабатываются, напротив, в сторону помпезности.

Помпезность и интимность - черты противоположные; эллинистическое искусство исполнено контрастов - гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального. Мир стал сложнее, многообразнее эстетические запросы. Главная тенденция - отход от обобщенного человеческого типа к пониманию человека как существа конкретного, индивидуального, а отсюда и возрастающее внимание к его психологии, интерес к событийности, и новая зоркость к национальным, возрастным, социальным и прочим приметам личности. Но так как все это выражалось на языке, унаследованном от классики, не ставившей перед собой подобных задач, то в новаторских произведениях эллинистической эпохи чувствуется некая неорганичность, они не достигают целостности и гармонии своих великих предтеч. Портретная голова героизированной статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повторяющим тип классического атлета. Драматизму многофигурной скульптурной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репрезентативность фигур, их позы и движения слишком красивы и плавны, чтобы можно было поверить в истинность их переживаний. В многочисленных парковых и камерных скульптурах традиции Праксителя мельчают: Эрот, «великий и властный бог», превращается в шаловливого, игривого Купидона; Аполлон - в кокетливо-изнеженного Аполлино; усиление жанровости не идет им на пользу. А известным эллинистическим статуям старух, несущих провизию, пьяной старухи, старого рыбака с дряблым телом недостает силы образного обобщения; искусство осваивает эти новые для него типы внешне, не проникая в глубину,- ведь классическое наследие не давало к ним ключа. Статуя Афродиты, традиционно называемая Венерой Милосской, была найдена в 1820 году на острове Мелос и сразу получила всемирную известность как совершенное создание греческого искусства. Эту высокую оценку не поколебали многие позднейшие находки греческих подлинников - Афродита Милосская занимает среди них особое место. Исполненная, по-видимому, во II веке до н. э. (скульптором Агесандром или Александром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи, изображающие богиню любви. Эллинистические афродиты чаще всего восходили к типу Афродиты Книдской Праксителя, делая ее чувственно-соблазнительной, даже слегка жеманной; такова, например, известная Афродита Медицейская. Афродита Милосская, обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении. Русский писатель Глеб Успенский нашел удачное выражение: идеал «распрямленного человека»,Статуя сохранилась хорошо, но у нее отбиты руки. Высказывалось много предположений о том, что делали эти руки: держала ли богиня яблоко? или зеркало? или она придерживала край своей одежды? Убедительной реконструкции не найдено, в сущности, в ней и нет нужды. «Безрукость» Афродиты Милосской с течением времени стала как бы ее атрибутом, она нисколько не мешает ее красоте и даже усиливает впечатление величавости фигуры. И так как не сохранилось ни одной неповрежденной греческой статуи, то именно в таком, отчасти поврежденном состоянии Афродита предстает перед нами, как «мраморная загадка», загаданная нам античностью, как символ далекой Эллады.

Еще один замечательный памятник эллинизма (из тех, что дошли до нас, а сколько исчезнувших!) - алтарь Зевса в Пергаме. Пергамская школа более других тяготела к патетике и драматизму, продолжая традиции Скопаса. Ее художники не всегда прибегали к мифологическим сюжетам, как это было в классическую эпоху. На площади пергамского Акрополя стояли скульптурные группы, увековечивавшие подлинное историческое событие - победу над «варварами», племенами галлов, осаждавшими Пергамское царство. Полные экспрессии и динамики, эти группы примечательны еще тем, что художники отдают должное побежденным, показывая их и доблестными и страдающими. Они изображают галла, убивающего свою жену и себя, чтобы избежать плена и рабства; изображают смертельно раненного галла, полулежащего на земле с низко опущенной головой. По лицу и фигуре сразу видно, что это «варвар», иноземец, но умирает он героической смертью, и это показано. В своем искусстве греки не унижались до того, чтобы унижать своих противников; эта черта этического гуманизма выступает с особенной наглядностью, когда противники - галлы - изображены реалистически. После походов Александра вообще многое изменилось в отношении к иноземцам. Как пишет Плутарх, Александр считал себя примирителем вселенной, «заставляя всех пить... из одной и той же чаши дружбы и смешивая вместе жизни, нравы, браки и формы жизни». Нравы и формы жизни, а также формы религии действительно стали смешиваться в эпоху эллинизма, но дружба не воцарилась и мир не настал, раздоры и войны не прекращались. Войны Пергама с галлами - только один из эпизодов. Когда наконец победа над галлами была одержана окончательно, в честь ее и был воздвигнут алтарь Зевса, законченный постройкой в 180 году до н. э. На этот раз долголетняя война с «варварами» предстала как гигантомахия - борьба олимпийских богов с гигантами. Согласно древнему мифу, гиганты - великаны, обитавшие далеко на западе, сыновья Геи (Земли) и Урана (Неба),- восстали против олимпийцев, но были побеждены ими после ожесточенной битвы и погребены под вулканами, в глубоких недрах матери-земли, оттуда они напоминают о себе вулканическими извержениями и землетрясениями. Грандиозный мраморный фриз, протяженностью около 120 метров, исполненный в технике горельефа, опоясывал цоколь алтаря. Остатки этого сооружения были раскопаны в 1870-х годах; благодаря кропотливой работе реставраторов удалось соединить тысячи обломков и составить достаточно полное представление об общей композиции фриза. Могучие тела громоздятся, сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают косматогривые львы, впиваются зубами собаки, топчут ногами кони, но гиганты яростно сражаются, их предводитель Порфирион не отступает перед громовержцем Зевсом. Мать гигантов Гея молит пощадить ее сыновей, но ей не внемлют. Битва страшна. Есть нечто предвещающее Микеланджело в напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе. Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, начиная с архаики, их никогда не изображали так, как на Пергамском алтаре,- с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, сражения не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба. Изменился строй композиции, она утратила классическую ясность, стала клубящейся, запутанной. Вспомним фигуры Скопаса на рельефе Галикарнасского мавзолея. Они, при всем их динамизме, расположены в одной пространственной плоскости, их разделяют ритмические интервалы, каждая фигура обладает известной самостоятельностью, массы и пространство уравновешены. Иное в Пергамском фризе - сражающимся здесь тесно, масса подавила пространство, и все фигуры так сплетены, что образуют бурное месиво тел. А тела все еще классически прекрасны, «то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры»,- как сказал о них И. С. Тургенев*. Прекрасны олимпийцы, прекрасны и их враги. Но гармония духа колеблется. Искаженные страданием лица, глубокие тени в глазных орбитах, змеевидно разметавшиеся волосы... Олимпийцы пока еще торжествуют над силами подземных стихий, но победа эта ненадолго - стихийные начала грозят взорвать стройный, гармонический мир. Так же как искусство греческой архаики не следует оценивать только как первые предвестия классики, так и эллинистическое искусство в целом нельзя считать поздним отголоском классики, недооценивая того принципиально нового, что оно принесло. Это новое было связано и с расширением кругозора искусства, и с его пытливым интересом к человеческой личности и конкретным, реальным условиям ее жизни. Отсюда, прежде всего, развитие портрета, индивидуального портрета, которого почти не знала высокая классика, а поздняя классика находилась лишь на подступах к нему. Эллинистические художники, даже делая портреты людей, которых уже давно не было в живых, давали им психологическое истолкование и стремились выявить неповторимость и внешнего и внутреннего облика. Не современники, а потомки оставили нам лики Сократа, Аристотеля, Еврипида, Демосфена и даже легендарного Гомера, вдохновенного слепого сказителя. Удивителен по реализму и экспрессии портрет неизвестного старого философа - как видно, непримиримого страстного полемиста, чье морщинистое лицо с резкими чертами не имеет ничего общего с классическим типом. Раньше его считали портретом Сенеки, но знаменитый стоик жил позже, чем был изваян этот бронзовый бюст.

Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и со всем очарованием, ему свойственным. В классическую эпоху маленьких детей если и изображали, то скорее как миниатюрных взрослых. Даже у Праксителя в группе «Гермес с Дионисом» Дионис мало похож на младенца по своей анатомии и пропорциям. Кажется, только теперь заметили, что ребенок - совсем особое существо, резвое и лукавое, со своими особенными повадками; заметили и так пленились им, что самого бога любви Эрота стали представлять ребенком, положив начало традиции, утвердившейся на века. Пухлые кудрявые малыши эллинистических ваятелей заняты всевозможными проделками: катаются на дельфине, возятся с птицами, даже душат змей (это малютка Геракл). Особенной популярностью пользовалась статуя мальчика, дерущегося с гусем. Такие статуи ставились в парках, были украшением фонтанов, помещались в святилищах Асклепия, бога врачевания, а иногда использовались для надгробий.

Заключение

Мы рассмотрели скульптуру Древней Греции на протяжении всего периода ее развития. Мы увидели весь процесс ее становления, расцвета и упадка – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Скульптура Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции. Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах. В более позднее время традиции древнегреческой скульптуры были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.



  • Этапы развития древнегреческой скульптуры:

  • Архаика

  • Классика

  • Эллинизм



КОРА (от греч. kore - девушка),

  • КОРА (от греч. kore - девушка),

  • 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны.

  • 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах.

  • КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики

  • - статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).


Курос


Скульптуры куросов

  • Высота статуи до 3 метров;

  • Воплощали идеал мужской красоты,

  • силы и здоровья;

  • Фигура прямостоящего юноши с

  • выставленной вперёд ногой, руки сжаты

  • в кулаки и вытянуты вдоль тела.

  • Лица лишены индивидуальности;

  • Выставлялись в общественных местах, в

  • близи от храмов;


Кора


Скульптуры кор

  • Воплощали изысканность и утончённость;

  • Позы однообразны и статичны;

  • Хитоны и плащи с красивыми узорами из

  • параллельных волнистых линий и каймой по

  • краям;

  • Волосы завиты в локоны и перехвачены

  • диадемами.

  • На лице загадочная улыбка



  • 1. Гимн величию и и духовной мощи Человека;

  • 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения;

  • 3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».


Скульптор Поликлет. Дорифор (5 в. до н.э.)

  • ХИАЗМ,

  • в изобразительном

  • искусстве изображение

  • стоящей человеческой

  • фигуры, опирающейся на

  • одну ногу: при этом, если

  • правое плечо поднято, то

  • правое бедро опущено, и

  • наоборот.


Идеальные пропорции человеческого тела:

  • Голова составляет 1/7 часть всего роста;

  • Лицо и кисти руки 1/10 часть

  • Ступня – 1/6 часть


Скульптор Мирон. Дискобол. (5 в.до н.э.)

  • Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности. Движение передается только при рассмотрении фигуры спереди. При взгляде сбоку поза атлета воспринимается несколько странной, а экспрессия движения угадывается с большим трудом.


IV в. до н.э.

  • IV в. до н.э.

  • 1. Стремились к передаче энергичных действий;

  • 2. Передавали чувства и переживания человека:

  • - страсть

  • - грусть

  • - мечтательность

  • - влюблённость

  • - неистовство

  • - отчаяние

  • - страдание

  • - горе


Скопас (420-355 гг. до н.э.)

  • Скопас.

  • Менада. 4 в. до н.э. Скопас.

  • Голова раненого воина.


Скопас.

  • Скопас.

  • Битва греков с амазонками .

  • Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея .


Пракситель (390 -330 гг. до н.э.)

  • Вошел в историю скульптуры как

  • вдохновенный певец женской красоты.

  • По преданию, Пракситель создал две

  • статуи Афродиты, запечатлев на одной

  • из них богиню одетой, а в другой -

  • обнаженной. Афродиту в одеждах

  • приобрели жители острова Коса, а

  • обнаженная была установлена на

  • одной из главных площадей острова

  • Книд, куда со всех концов Греции

  • стали съезжаться поклонники

  • прославленного творения скульптора,

  • преумножая славу города.



Лисипп.

  • Лисипп.

  • Голова Александра

  • Македонского Около 330 до н.э.


Лисипп.

  • Лисипп.

  • «Отдыхающий Гермес».

  • 2-я половина 4 в. до н. э.


Леохар

  • Леохар.

  • «Аполлон Бельведерский».

  • Середина 4в. до н. э.



ЭЛЛИНИЗМ

  • ЭЛЛИНИЗМ , период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта.

  • В скульптуре:

  • 1. Взволнованность и напряжённость лиц;

  • 2. Вихрь чувств и переживаний в образах;

  • 3. Мечтательность образов;

  • 4. Гармоническое совершенство и торжественность


Ника Самофракийская. Начало 2 в. до н.э. Лувр, Париж

  • В час моего ночного бреда

  • Ты возникаешь пред глазами –

  • Самофракийская Победа

  • С простертыми вперед руками.

  • Спугнув безмолвие ночное,

  • Рождает головокруженье

  • Твоё крылатое, слепое,

  • Неудержимое стремленье.

  • В твоём безумно-светлом

  • взгляде

  • Смеётся что-то, пламенея,

  • И наши тени мчатся сзади,

  • Поспеть за ними не умея.


Агессандр. Венера (Афродита) Милосская. 120 до н.э. Мрамор.


Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей». Мрамор. Около 50 до н. э.


Кроссворд

    По горизонтали : 1. Лицо, стоящее во главе монархии (общее название для царей, королей, императоров и т.п.). 2. В греческой мифологии: титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за борьбу с богами. 3. Самоназвание грека. 4. Древнегреческий скульптор, автор «Головы Афины», статуи Афины в Парфеноне. 5. Рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков или кусочков стекла. 6. В греческой мифологии: бог огня, покровитель кузнецов. 7..Рыночная площадь в Афинах. 8. В греческой мифологии: бог виноградарства и виноделия. 9. Древнегреческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея». 10. «Место для зрелищ», где ставились трагедии и комедии.

    По вертикали : 11. Человек, обладающий даром говорить речи. 12.Полуостров на юго-востоке Средней Греции, территория Афинского государства. 13. В греческой мифологии: морские существа в образе птицы с женской головой, пением завлекающие моряков. 14. Главный труд Геродота. 15. В древнегреческой мифологии: одноглазый великан. 16. Рисунок по сырой штукатурке красками. 17. Древнегреческий бог торговли. 18. Автор скульптуры «Венера Милосская»? 19. Автор скульптуры «Апполон Бельведерский».

древнегреческая скульптура классика

Древнегреческая скульптура периода Классики

Говоря об искусстве древних цивилизаций, в первую очередь мы вспоминаем и изучаем искусство Древней Греции, и в особенности ее скульптуру. Поистине в этой маленькой прекрасной стране, этот вид искусства поднялся на такую высоту, что и по сей день считается во всем мире эталоном. Изучение скульптур Древней Греции позволяет нам лучше понять мировоззрение греков, их философию, идеалы и стремления. В скульптуре как нигде больше проявляется отношение к человеку, который в Древней Греции был мерой всех вещей. Именно скульптура дает нам возможность судить о религиозных, философских и эстетических представлениях древних греков. Все это позволяет лучше понять причины такого подъема, развития и падения этой цивилизации.

Развитие Древнегреческой цивилизации делится на несколько этапов - эпох. Сначала, вкратце, я расскажу о эпохе Архаике, так как она предшествовала эпохе классической и «задала тон» в скульптуре.

Период архаики - это начало, становления древнегреческой скульптуры. Эта эпоха так же делилась на раннюю архаику (650 - 580 гг. до н. э.), высокую (580 - 530 гг. до н. э.), и позднюю (530 - 480 гг. до н. э.). Скульптура - была воплощением идеального человека. Она возносила его красоту, физическое совершенство. Ранние одиночные скульптуры представлены двумя основными типами: изображением обнаженного юноши - куроса и фигурой одетой в длинный, плотно облегающий тело хитон девушки - коры.

Скульптура этой эпохи была очень похожа на египетские. И это не удивительно: греки, знакомясь с египетской культурой и культурами других стран Древнего Востока, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали сходства ними. В скульптуре соблюдались определенные каноны, поэтому они были весьма геометричны и статичны: человек делает шаг вперед, плечи расправлены, а руки опущены вдоль тела, на губах всегда играет глуповатая улыбка. Кроме того скульптуры были раскрашены: волосы золотистые, глаза голубые, щеки розовые.

В начале классической эпохи эти каноны еще действуют, но позднее автор начинает отходить от статики, у скульптуры появляется характер, и часто происходит событие, действие.

Классическая скульптура - это вторая эпоха развития древнегреческой культуры. Она так же делиться на этапы: ранняя классика или строгий стиль (490 - 450 гг. до н.э), высокая (450 - 420 гг. до н.э.), богатый стиль (420 - 390 гг. до н.э.), поздняя классика (390 - ок. 320 гг. до н.э.).

В эпоху ранней классики происходит некое жизненное переосмысление. Скульптура приобретает героический характер. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового, интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений. На смену двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

Все это происходит на фоне войны с персами, и именно это война так изменила древнегреческое мышление. Культурные центры были смещены и теперь это города Афины, Северный Пелопоннес и греческий Запад. К тому времени Греция достигла высшей точки экономического, политического и культурного подъема. Афины заняли ведущее место в союзе греческих городов. Греческое общество было демократично, построенное на началах равной активности. Все мужчины, населяющие Афины, кроме рабов, были равноправными гражданами. И все они пользовались избирательным правом, и могли избираться на любую государственную должность. Греки находились в согласии с природой и не подавляли свои естественные стремления. Все что делалось греками - было достоянием народа. Статуи стояли в храмах и на площадях, на палестрах и на берегу моря. Они присутствовали на фронтонах, в украшениях храмов. Как и в эпоху архаики скульптуры окрашивались.

К сожалению, греческая скульптура дошла до нас в основном в обломках. Хотя, по утверждению Плутарха в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Многие статуи дошли до нас в Римских копиях. Но они весьма грубы по сравнению с греческими оригиналами.

Один из самых известных скульпторов ранней классики - Пифагор Регийский. До нас дошло мало его произведений, и работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов. Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос. Сохранилась несколько римских копий его скульптур: «Мальчик, вынимающий занозу», «Гиацинт» и др. Кроме того, ему приписывают, найденную в Дельфах, знаменитую бронзовую статую «Возничий». Пифагор Регийский создал несколько бронзовых статуй атлетов-победителей Олимпийских и Дельфийских игр. И ему принадлежат статуи Аполлон - Пифоноубийца, Похищение Европы, Этеокл, Полиник и Раненый Филоктет.

Известно, что Пифагор Регийский был современником и соперником Мирона. Это еще один известный скульптор того времени. И прославился он как величайший реалист и знаток анатомии. Но при всем этом Мирон не умел придать лицам своих работ жизнь и выражение. Мирон создавал статуи атлетов - победителей соревнований, воспроизводил известных героев, богов и животных, особенно великолепно изображал трудные позы, которые выглядели очень реалистично.

Самый лучший пример такой его скульптуры - знаменитый на весь мир «Дискобол». Древние писатели так же упоминают известную скульптуру Марсия с Афиной. Эта знаменитая скульптурная группа, дошла до нас в нескольких своих копиях. Помимо людей, Мирон так же изображал и животных, особенно известны его изображение «Коровы».

Главным образом Мирон работал в бронзе, его произведения не сохранились и известны по свидетельствам античных авторов и римским копиям. Он был также мастером торевтики - делал металлические кубки с рельефными изображениями.

Еще один известный скульптор этого периода - Каламид. Он исполнял мраморные, бронзовые и хризэлефантинные статуи, причём изображал преимущественно богов, женские героические фигуры и коней. Об искусстве Каламида можно судить по дошедшей до нас копии позднейшего времени с исполненной им для Танагры статуи Гермеса, несущего барана. Фигура самого бога исполнена в архаическом стиле, со свойственными этому стилю неподвижностью позы и симметричностью расположения членов; но баран, которого несёт Гермес, уже отличается некоторой жизненностью.

Кроме этого к памятникам древнегреческой скульптуры ранней классики относятся фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. Другое значительное произведение ранней классики -- так называемый «Трон Людовизи». Это трехсторонний мраморный алтарь с изображением рождения Афродиты, по сторонам алтаря - гетеры и невесты, символизировавшие разные ипостаси любви или образы служения богине.

Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона. Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия.

Фидий -- один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Возглавляемая им аттическая школа скульптуры занимала ведущее место в искусстве высокой классики.

Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны -- на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Шея богини была очень длинна. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна. Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета.

Большинство его работ не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной. Да и их было такое количество, что то, что осталось это уже много. Самые знаменитые работы Фидия -- Зевс и Афина Парфенос были выполнены в хрисоэлефантинной технике -- золото и слоновая кость.

Статуя Зевса в высоту, вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом в левой руке, статуя богини Ники в правой и венок на голове сделаны из золота. Зевс сидит на троне, на ножках трона изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками.

Афина Парфенонс была, так же как и статуя Зевса, огромной и выполнена в хрисоэлефантинной технике. Только богиня, в отличие от своего отца не восседала на троне, а стояла в полный рост. «Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает ее во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у нее на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке -- копье. В ногах у нее лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно -- Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).

Шлем богини имел три гребня: средний со сфинксом, боковые с грифонами. Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней -- борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. База была украшена историей с Пандорой. Хитон богини, ее щит, сандалии, шлем и украшения - все сделано из золота.

На мраморных копиях руку богини с Никой поддерживает столб, существовал ли он в оригинале -- предмет многочисленных споров. Ника кажется крошечной, в действительности ее высота составляла 2 метра.

Афина Промахос -- колоссальное изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута в память побед над персами. Её высота достигала 18,5 метров и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. К сожалению, эта бронзовая богиня не дожила до наших дней. И знаем мы о ней только из летописных источников.

Афина Лемния -- бронзовая статуя богини Афины, созданная Фидием тоже известна нам по копиям. Это бронзовая статуя, изображает богиню, опирающуюся на копье. Названа -- от острова Лемнос, для жителей которого она была изготовлена.

Раненая Амазонка, статуя, занявшая второе место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской. Кроме вышеперечисленных скульптур, Фидию приписывают и другие, по стилевому сходству: статуя Деметры, статуя Коры, рельеф из Элевсина, Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы), Гермес Людовизи, Тибрский Аполлон, Кассельский Аполлон.

Несмотря на талант, или вернее божественный дар, Фидия отношение его с жителями Афин были совсем не теплыми. Как пишет Плутарх, в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла (афинский политический деятель, знаменитый оратор и полководец).

«Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

Поликлет Старший -- древнегреческий скульптор и теоретик искусства, современник Фидия. В отличие от Фидия он не был столь масштабен. Однако его скульптура носит определенный характер: Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Он первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия -- его человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется подвижной и оживленной. Пример тому служит известная статуя Поликлета «Дорифор» (копьеносец). Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета». Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица - одной десятой всей фигуры. Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. "Канон Поликлета" - теоретический трактат скульптора, создан Поликлетом для того, чтобы другие художники пользовались им. И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.

Кроме копьеносца известны и другие работы скульптора: «Диадумен» («Юноша, повязывающий повязку»), «Раненая амазонка», колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия, «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). К сожалению, эти скульптуры сохранились лишь в древнеримских копиях.

На этапе «Богатый стиль» нам известны имена таких скульпторов как Алкамен, Агоракрит, Каллимах и др.

Алкамен, греческий скульптор, ученик, соперник и преемник Фидия. Считалось, что Алкамен не уступает Фидию, и после смерти последнего, он стал ведущим скульптором в Афинах. Его Гермес в виде гермы (столба, увенчанного головой Гермеса) известен во многих копиях. Рядом, около храма Афины Ники, находилась статуя Гекаты, представлявшая собой три соединенные спинами фигуры. На акрополе Афин найдена также принадлежащая Алкамену группа -- Прокна, занесшая нож над своим сыном Итисом, который ищет спасения в складках ее одежды. В святилище на склоне Акрополя находилась принадлежащая Алкамену статуя сидящего Диониса. Алкамен создал также статую Ареса для храма на агоре и статую Гефеста для храма Гефеста и Афины.

Алкамен победил Агоракрита в конкурсе на создание статуи Афродиты. Однако еще более прославлена сидящая "Афродита в садах", у северного подножия Акрополя. Она изображена на многих краснофигурных аттических вазах в окружении Эроса, Пейто и других воплощений счастья, которое приносит любовь. Часто повторявшаяся античными копиистами голова, именуемая "Сафо", была, возможно, скопирована с этой статуи. Последнее произведение Алкамена -- колоссальный рельеф с Гераклом и Афиной. Вероятно, вскоре после этого Алкамен умер.

Агоракрит тоже был учеником Фидия, и как утверждают любимым. Он, так же как и Алкамен участвовал в создании фриза Парфенона. Два самых знаменитых произведения Агоракрита -- культовая статуя богини Немесиды (переделанная после поединка с Алкаменом Афина), подарена Рамносскому храму и статуя Матери богов в Афинах (иногда приписывалась Фидию). Из упоминаемых античными авторами произведений лишь статуи Зевса-Аида и Афины в Коронее, несомненно, принадлежали Агоракриту. Из его работ сохранилась лишь часть головы колоссальной статуи Немесиды и фрагменты рельефов, украшавших основание этой статуи. Согласно Павсанию, на основании были изображены молодая Елена (дочь Немесиды), с вскормившей ее Ледой, мужем Менелаем и другими родственниками Елены и Менелая.

Общий характер скульптуры поздней классики определился развитием реалистических тенденций.

Скопас - один из крупнейших скульпторов этого периода. Скопас, сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, насыщает свои произведения драматизмом, он раскрывает сложных чувства и переживаний человека. Герои Скопаса, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Однако Скопас вводит в искусство скульптуры темы страдания, внутреннего надлома. Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины Алей в Тегее. Пластика, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм происходящего.

Скопас предпочитал работать в мраморе, почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой классики материала - бронзы. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Его Менада (Вакханка), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Танец Менады стремителен, голова запрокинута назад, волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела.

Образы Скопаса то глубоко задумчивы, как юноша с надгробия реки Илисса, то живые и страстные.

В подлиннике сохранился фриз Галикарнасского мавзолея с изображением битвы греков с амазонками.

Воздействие искусства Скопаса на дальнейшее развитие греческой пластики было громадным, и его можно сравнить лишь с воздействием искусства его современника - Праксителя.

В своем творчестве Пракситель обращается к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир.

Изображая гармонически развитых, прекрасных героев, Пракситель также обнаруживает связи с искусством высокой классики, однако его образы утрачивают тот героизм и монументальное величие произведений эпохи расцвета, однако приобретают более лирически-утонченный и созерцательный характер.

С наибольшей полнотой мастерство Праксителя раскрывается в мраморной группе «Гермес с Дионисом». Изящный изгиб фигуры, непринужденная поза отдыха молодого стройного тела, прекрасное, одухотворенное лицо Гермеса переданы с большим мастерством.

Пракситель создал новый идеал женской красоты, воплотив его в образе Афродиты, которая изображена в тот момент, когда, сняв одежду, она собирается вступить в воду. Хотя скульптура предназначалась для культовых целей, образ прекрасной обнаженной богини освободился от торжественной величественности. «Афродита Книдская» вызывала множество повторений в последующие времена, но ни одно из них не могло сравниться с оригиналом.

Скульптура «Аполлона Сауроктона» - изображение изящного мальчика подростка, который целится в бегущую по стволу дерева ящерицу. Пракситель переосмысляет мифологические образы, в них появляются черты повседневной жизни, элементы жанра.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре, последней трети IV в. до н. э., эти связи все более ослабевают.

Большое значение в общественно-политической жизни древнего мира приобретает Македония. Так же как и война с Персами изменила и переосмыслила культуру Греции в начале V в. до н. э. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им греческих полисов, а затем и громадных территорий Азии, вошедших в состав Македонской державы, начинается новый этап в развитии античного общества - период эллинизма. Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду отличается своеобразными чертами.

Лисипп - последний большой мастер поздней классики. Его творчество развертывается в 40-30-е гг. V в. до н. э., во времена правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, так же как и в творчестве его великих предшественников, решалась задача раскрытия переживаний человека. Он начал вносить более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий. Новым в творчестве Лисиппа является его интерес к характерно - выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры.

Свое понимание образа человека Лисипп воплотил в скульптуре юноши, скребком счищающего с себя песок после состязаний, - «Апоксиомен», которого он изображает не в момент напряжения сил, а в состоянии усталости. Стройная фигура атлета показана в сложном развороте, который заставляет зрителя обойти скульптуру. Движение свободно развернуто в пространстве. Лицо выражает усталость, глубоко посаженные затененные глаза смотрят вдаль.

Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот. Таково изображение отдыхающего Гермеса.

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя. Наиболее примечательна мраморная голова Александра, в которой передана его сложная, противоречивая натура.

Искусство Лисиппа занимает пограничную зону на рубеже эпох классики и эллинизма. Оно еще верно классическим концепциям, но уже подрывает их изнутри, создавая почву для перехода к чему-то иному, более раскованному и более прозаическому. В этом смысле показательна голова кулачного бойца, принадлежащая не Лисиппу, а, возможно, его брату Лисистрату, который тоже был скульптором и, как говорили, первым стал пользоваться для портретов масками, снятыми с лица модели (что было широко распространено в Древнем Египте, но греческому искусству совершенно чуждо). Возможно, с помощью маски была сделана и голова кулачного бойца; она далека от канона, далека и от идеальных представлений о физическом совершенстве, которое эллины воплощали в образе атлета. Этот победитель в кулачном бою нимало не похож на полубога, просто развлекатель праздной толпы. Лицо его грубо, нос расплющен, уши распухли. Такого типа «натуралистические» изображения стали впоследствии распространенными в эллинизме; еще более неприглядного кулачного бойца изваял аттический скульптор Аполлоний уже в I веке до н. э.

То, что заранее бросало тени на светлый строй эллинского миросозерцания, наступило в конце 4 века до н. э.: разложение и гибель демократического полиса. Начало этому было положено возвышением Македонии, северной области Греции, и фактическим захватом всех греческих государств македонским царем Филиппом II.

Александр Македонский еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры. Его воспитателем был великий философ Аристотель, придворными художниками -- Лисипп и Апеллес. Это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции оказывали божеские почести. Непривычные к восточным обычаям, греки, посмеиваясь, говорили: «Ну, если Александр хочет быть богом -- пусть будет» -- и официально признали его сыном Зевса. Однако Греческая демократия, на которой выросла ее культура, умерла при Александре и после его смерти не возродилась. Вновь возникшее государство были уже не греческим, а греко-восточным. Наступила эпоха эллинизма -- объединение под эгидой монархии эллинской и восточной культур.

«Искусство Древней Греции» - Гиматий. Хитон. Гидрии. Украшения. Орнаменты. Чёрнофигурная роспись. Женские головные уборы. Амфоры. Кратеры. Хламида. Искусство Древней греции. Сельские жители носили большей частью короткий, свободно ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо - эксомис Рабы же довольствовались одной набедренной повязкой.

«Античная вазопись» - Античные вазы. Стили росписи. Подготовка эскиза. Волосы. Греческая керамика. Сюжетная роспись. Суть древнегреческого искусства. Амфора. Пелика. Килик. Изучение орнамента. Лекиф. Пиксида. Скифос. Аск. Ковровый стиль. Орнаментальная роспись. Афины. Одежда древних греков. Расцвет чернофигурной вазописи.

«Греческий театр» - Греческий театр. Один из самых известных авторов комедий был Аристофан, «Мир». Создатели –Эсхил, трагедия «Персы» и Еврипид, трагедия «Медея». Сюжет- мифы,легенды и важные исторические события. Темы для обсуждения. Что такое комедия. Возникновение театральных представлений. Что такое трагедия. Актерами были только мужчины.

«Архитектура Древней Греции» - Фидий. Колонны храма Артемиды в Эфесе. Мирон. «Афина и Марсий». Статуя Афины Парфенос. Греческие ордера. Статуя громовержца Зевса. Мирон «Дискобола». Поликлет. «Дорифор». Храм Посейдона в Пестуме. Великий рассвет. Святилище Афины Пронай в Дельфах. Архитектура и скульптура Древней Греции. Храм Гефеста в Афинах.

«История театра Древней Греции» - Под открытым небом. Котурны. Структура пьесы. Почётные гости. День рождения театра. Вопросы для теста. Дифирамбы. Каждый полис имел свой театр. Жанр. Сатир. Актёрами были только мужчины. Восполни потерянную информацию. Рассказ. Комедия. Современный театр. Буква на билете. Театр. Театр древней Греции.

«Искусство Греции» - Скульптура. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Посейдон. Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Афродита. Демосфена /384-322гг.до н.э./. От греческого произошёл и славянский алфавит.

Всего в теме 19 презентаций

Среди всего многообразия шедевров культурного наследия Древней Греции особое место занимает . В греческих статуях воплощен и воспет при помощи изобразительных средств идеал человека, красота человеческого тела. Однако не только изящество и плавность линий отличает древнегреческие скульптуры - мастерство их авторов настолько велико, что даже в холодном камне они сумели передать всю гамму человеческих эмоций и придать фигурам особый, глубокий смысл, словно вдохнув в них жизнь и наделив каждую той непостижимой загадочностью, которая до сих пор притягивает и не оставляет созерцающего равнодушным.

Как и другие культуры, Древняя Греция переживала различные периоды своего развития, каждый из которых вносил те или иные изменения в процесс формирования всех видов , к коим относится и скульптура. Именно поэтому проследить этапы становления этого вида искусства можно, охарактеризовав вкратце особенности древнегреческой скульптуры Древней Греции в разные периоды её исторического развития.
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI век до н. э.).

Для скульптур данного периода характерны некоторая примитивность самих фигур в силу того, что образы, которые воплощались в них, были слишком обобщены и не отличались разнообразием (куросами называли фигуры юношей, корами - девушек). Самой известной скульптурой из нескольких десятков, дошедших до нашего времени, считается статуя Аполлона из Теней, выполненная из мрамора (сам Аполлон предстает перед нами юношей с опущенными руками со сжатыми в кулаки пальцами и широко раскрытыми глазами, а в его лице нашла отражение типичная для скульптур того времени архаическая улыбка). Образы девушек и женщин отличали длинные одежды, волнистые волосы, но более всего в них привлекали плавность и изящность линий - воплощение женской грации.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV век до н. э.).
Одной из выдающихся фигур среди скульпторов этого периода можно назвать Пифагора Регийского (480 -450гг.). Именно он придал своим творениям жизни и сделал их более реалистичными, хотя некоторые его работы и считались новаторскими и чересчур смелыми (например, статуя под названием Мальчик, вынимающий занозу). Необыкновенный талант и живость ума позволили ему заняться исследованиями смысла гармонии при помощи алгебраических методов расчета, которые он проводил на базе основанной им же самим философско - математической школы. Используя такие методы, Пифагор исследовал гармонии различной природы: музыкальную гармонию, гармонию человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорова школа существовала по принципу числа, которое считалось основой всего мира.

Кроме Пифагора классический период дал мировой культуре таких именитых мастеров, как Мирон, Поликлет и Фидий, творения которых объединял один принцип: отображение гармоничного сочетания идеального тела и заключенной в нем не менее прекрасной души. Именно этот принцип и лег в основу создания скульптур того времени.
Работы Мирона оказали большое влияние на образовательное искусство V века в Афинах (достаточно упомянуть его знаменитый бронзовый Дискобол).

В творениях Поликлета воплотилось мастерство которого состояло в умении придать равновесие фигуре человека,стоящего на одной ноге с поднятой вверх рукой(примером может служить статуя Дорифора-юноши-копьеносца). В своих работах Поликлет стремился сочетать идеальные физические данные с красотой и духовностью. Это стремление вдохновило его на написание и издание собственного трактата Канон, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Фидия можно по праву назвать великим творцом скульптуры V века, ведь он сумел в совершенстве овладеть искусством литья из бронзы. 13 скульптурных фигур, отлитых Фидием, украсили Дельфийский храм Аполлона. К числу его работ относится также двадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне, выполненная из чистого золота и слоновой кости (такая техника исполнения статуй получила название хризо-элефантинной). Настоящая же известность пришла к Фидию после создания им статуи Зевса для храма в Олимпии (ее высота составляла 13 метров).

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I век до н. э.).
Скульптура в данный период развития древнегреческого государства по-прежнему имела основным своим предназначением украшение архитектурных сооружений, хотя в ней находили отражение изменения, происходившие в государственном управлении. Кроме того, в скульптуре, как одном из ведущих видов искусства, возникло множество школ и направлений.
Заметной фигурой среди скульпторов данного периода стал Скопас. Его мастерство воплотилось в эллинистической статуе Ника Самофракийская, так названной, в память о победе Родосского флота в 306 год до нашей эры и установленной на пьедестале, который по конструкции напоминал корабельный нос. Образцами творений скульпторов этой эпохи становились классические образы.

В скульптуре эллинизма четко просматривается так называемая гигантомания (стремление воплотить желаемый образ в статуе огромных размеров): ярким примером тому может служить статуя бога Гелиоса из позолоченной бронзы, которая возвысилась на 32 метра у входа Родосской гавани. Над этой скульптурой двенадцать лет, не покладая рук, работал ученик Лисиппа - Харес. Данное произведение искусства по праву заняло почетное место в списке Чудес Света. После захвата Древней Греции римскими завоевателями многие произведения искусства (в том числе и многотомные собрания императорских библиотек, шедевры живописи и скульптуры) были вывезены за ее пределы, кроме того, в плен были захвачены многие представители из области науки и образования. Таким образом, в культуру Древнего Рима вплелись и оказали значительное влияние на ее дальнейшее развитие элементы культуры греческой.

Разные периоды развития Древней Греции, безусловно, внесли свои коррективы в процесс формирования такого вида изобразительного искусства,

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...