Сообщение о жизни и творчестве моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт. Краткая биография. «Последние часы жизни Моцарта»

Произведения музыкального гения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта смогли заставить Петра Ильича Чайковского погрузиться в свой чувственный мир настолько, что вызвали трепет и слезы восторга. Прославленный композитор считал музыку Моцарта почти идеальной, сумевшей открыть и показать ему что же такое музыка на самом деле.

Детство композитора

Амадей родился в начале 1756 года, 27 января в семье Леопольда Моцарта родился сын, который в последствии прославил семью и оставил неизгладимый след в истории музыки, будучи настоящим талантом и гением.

Отец мальчика, скрипач и педагог, помимо прочего владевший игрой на органе, сумел вовремя заметить идеальный слух сына и развить его способности до совершенства. Из шести братьев и сестер Вольфганга выжить смогла только его старшая сестра. Именно с нее поначалу и приступил к занятиям музыкой с детьми Леопольд, обучавший девочку игре на клавире. Находившийся все время с ними, маленький Моцарт занимал себя подбором услышанных мелодий. Обратив на это внимание, отец рассмотрел уникальный дар своего ребенка. Первые занятия отца и сына начали проходить в форме игры.

Дальнейшее развитие не заставило себя долго ждать:

  • в четыре года мальчик самостоятельно начинает писать концерт для клавесина;
  • в пять лет юный музыкант свободно владеет сочинением маленьких пьес;
  • а к шести годам способен на хорошее исполнение сложных сочинений.

Поддерживающий занятия музыкой отец, желая лучшей жизненной доли для сына, организовывает поездку в турне с выступлениями мальчика в надежде на его дальнейшую обеспеченную и интересную жизнь.

Молодой музыкант обладал уникальной музыкальной памятью, позволяющей ему с точностью записывать любое услышанное произведение. Принято считать, что уже в шестилетнем возрасте композитором было написано его первое произведение.

Турне с концертной программой

Взяв с собой в турне обоих детей, семья посещает множество европейских городов, включая столицу Австрии. Среди прослушавших выступления молодого музыканта были жители столиц Франции и Англии, а также многих других городов старой Европы. Слушатели, восхищенные виртуозной игрой на клавесине, были также поражены и его владением скрипкой наравне с органом. Продолжительные выступления длились по пять часов, что сказывалось усталостью. Однако отец не останавливал тренировки сына и продолжал занятия с ним.

В десятилетнем возрасте Моцарт с семьей вернулись в родной Зальцбург, но остались там ненадолго. Юный гений стал полноценным соперникам музыкантам города, что не могло положительно сказаться на их отношении к мальчику. По решению отца, уже вдвоем, они отправляются в Италию, где Леопольд рассчитывает получить истинное признание и оценку гениальности своего сына.

Италия и Моцарт

Четырехлетний период пребывания в Италии хорошо сказался на совершенствовании таланта трудолюбивого музыканта. Занятия у мастеров, встретивших мальчика в новой стране, дали осязаемые результаты. Именно в этой стране были поставил несколько опер композитора. Молодой исполнитель становится первым членом Болонской академии, имеющим столь молодой возраст. Отец надеялся на дальнейшую хорошую судьбу сына. Однако итальянский бомонд не оставил настороженность в отношении юного гения и обрести работу в новой стране не получалось.

И вновь Зальцбург

По возвращении на родину семья не почувствовала восторга жителей. Наследник умершего графа был человеком жестоким, не стесняющимся унижать Моцарта и всячески его притеснять. Не давая своего разрешения на участие Вольфганга в концертах, он вынуждал молодого музыканта писать лишь церковную музыку и некоторые увеселительные произведения. Используя свой долгожданный отпуск для поездки в Париж, Моцарт не получает тех впечатлений, которые ожидал найти — мать композитора умирает от лишений и жизненных невзгод.

С трудом перенес последующие пару лет музыкант вновь вернувшись на родину. При этом триумф его оперы, поставленной в Мюнхене, заставляет молодого человека отказаться от зависимого положения и уехать в Вену. Этот город становиться последним пристанищем великого музыканта.

Моцарт и Вена

В столице Австрии музыкант женится на любимой девушке, не получив согласие ее родителей. Первое время жизнь в новом городе дается Моцарту очень нелегко. Однако после успеха очередного произведения круг знакомств и связей композитора существенно расширился. А затем пришел вновь долгожданный успех. Свое последнее сочинение гениальный композитор дописать не успел . Его смог дописать ученик Моцарта, прибегнув к черновикам музыканта, оставшимся после его кончины.

Последние годы

Смерть Вольфганга наступила по неизвестной причине, используется даже версия возможного отравления. Могила творца не найдена, известно лишь, что это было общее захоронение по причине полнейшей нищеты его родственников.

Вольфганг Амадей Моцарт , полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене. Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии.
Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.
В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен, Париж, Лондон и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Нидерландов, Швейцарии. В этом же году юный Моцарт написал свою первую композицию.
В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров.
1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1770 году в Болонье он познакомился с исключительно популярным в то время в Италии композитором Йозефом Мысливечеком; влияние «Божественного Богемца» оказалось столь велико, что впоследствии, по сходству стиля, некоторые его сочинения приписывали Моцарту, в том числе ораторию «Авраам и Исаак»

В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.
В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта.
В 1781 году Моцарт окончательно поселился в Вене. В 1783 году Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре Алоизии Вебер, в которую он был влюблен во время пребывания в Мангейме. В первые же годы Моцарт приобрёл в Вене широкую известность; популярностью пользовались его «академии», как назывались в Вене публичные авторские концерты, в которых исполнялись сочинения одного композитора, нередко им самим.Однако с оперой у Моцарта в последующие годы в Вене складывалось не лучшим образом. Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными. Наконец, в 1786 году была написана и поставлена опера «Свадьба Фигаро», автором либретто которой был Лоренцо да Понте. Она имела в Вене хороший прием, однако после нескольких представлений была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший «Свадьбу Фигаро» лучшей оперой Моцарта.
В 1787 году увидела свет новая опера, созданная в содружестве с Да Понте, - «Дон Жуан».
В конце 1787 года, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность «императорского и королевского камерного музыканта» с жалованием в 800 флоринов, однако обязанности его сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов, опера - комическая, на сюжет из светской жизни - была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала «Cosi fan tutte» (1790).
В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.
Умер Моцарт 5 декабря 1791 года.Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается несколькими музыковедами, но сколько-нибудь убедительные доказательства этой версии отсутствуют. В мае 1997 года суд, заседавший в миланском Дворце правосудия, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Последние оценки: 2 3 5 1 1 5 5 3 4 5

Комментарии:

Вроде норм сойдёт все четко

Она не краткая

Отец Моцарта, Леопольд, был композитором, придворным скрипачом, довольно известным в то время. Отец сыграл большую роль в становлении Моцарта как композитора.

Мать Моцарта – Мария Анна, в девичестве Пертль. Родила семерых детей, из которых выжили только дочь Мария Анна и сын Вольфганг. Оба обладали незаурядными музыкальными способностями.

Трехлетним ребенком Вольфганг уже подбирает на клавесине терции и секстеты. Чуть позже, в возрасте примерно пяти лет, будущий великий композитор начинает сочинять менуэты.

1762 год – Леопольд Моцарт везет своих детей в первые «гастроли». Они играют в Мюнхене, Линце, Пассау, а также в Вене, где семейство дважды удостаивается приема у императрицы Марии Терезии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около десяти лет.

1763 – 1766 годы – вторая и самая долгая концертная поездка. Семья посещает Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген, Франкфурт, Брюссель, Париж… Маленький Моцарт уже виртуозно играл не только на клавишных инструментах, но и на скрипке. Во Франкфурте он впервые играет скрипичный концерт.

Зима 1763 – 1764 годов – в Париже изданы первые сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, это были четыре скрипичные сонаты.

1764 – 1765 годы – Лондон. Сразу же после приезда Моцарты приняты королем Георгом III. На одном из концертов Вольфганга заметил композитор Иоганн Кристиан Бах (сын великого Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт спустя много лет считал своим учителем. В Лондоне Вольфганг сочиняет свои первые симфонии.

1766 год – возвращение в Зальцбург.

Лучшие дня

1767 – 1768 годы – поездка в Вену, где Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», мессу для хора с оркестром, концерт для трубы, симфонию К. 45а.

1769 – 1771 годы – Италия. Моцартов принимают Папа Римский, король Фердинанд IV Неаполитанский, кардинал.

Лето 1770 года – Вольфганг Амадей Моцарт получает из рук Папы Римского Климента XIV орден Золотой шпоры. В это время Моцарт учится у падре Мартини и работает над оперой «Митридат, царь Понтийский». По настоянию педагога Мартини сдает экзамен в Болонской филармонической академии и становится ее членом. Опера «Митридат, царь Понтийский» закончена к Рождеству и с успехом показана в Милане.

1771 год – написана и показана в Милане опера «Асканий в Альбе».

В этот же период императрица Мария Терезия по каким-то причинам была недовольна семьей Моцартов. Из-за этого не оправдались надежды Леопольда устроить сына на службу в Милане.

1772 год – в Зальцбурге Моцарт пишет драматическую серенаду «Сон Спициона» для инаугурационных торжеств нового архиепископа, графа Иеронима Коллоредо. Граф берет талантливого композитора к себе на службу.

1773 год – возвращение из последней, третьей поездки в Италию, где Моцартом была написана очередная опера «Луций Сулла». Семье не удается обосноваться в Вене, они живут в Зальцбурге.

Вторая половина 1770-х годов – в Зальцбурге Моцартом написаны ряд симфоний, дивертисментов, первый струнный квартет, опера «Мнимая садовница».

1777 год – Моцарт увольняется со службы у архиепископа и отправляется с матерью в Париж. По пути, в Мангейме, композитор влюбляется в певицу Алоизию Вебер.

1778 год – отправив мать обратно в Зальбург, Вольфганг втайне от отца совершает со своей возлюбленной небольшое турне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской.

Этот же год – запланированная поездка в Париж все же состоялась, но была крайне несчастливой. В Париже умирает мать Моцарта, королевский двор не проявляет к композитору никакого интереса. Вольфганг уезжает из Франции, и в Мангейме узнает, что Алоизия абсолютно равнодушна к нему.

1779 год – Моцарт возвращается на прежнее место работы, но теперь служит органистом, сочиняет большей частью церковную музыку.

1781 год – в Мюнхене поставлена очередная опера, написанная Моцартом, это был «Идоменей, царь Критский». В этом же году, поссорившись с архиепископом, Моцарт оставляет службу.

1782 год – Вольфганг Амадей Моцарт женится на Констанции Вебер, сестре его первой возлюбленной и тоже певице. Констанция родила Моцарту шестерых детей, из которых выжило двое: сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер.

Первая половина 1780-х годов – Моцарт пишет оперу «Похищение из сераля», мессу до минор (не закончена; одну из сольных партий сопрано исполняла жена композитора), Линцскую симфонию. Этот же период отмечен в жизни Моцарта как начало дружбы с Й. Гайдном.

1784 год – Моцарт вступает в масонскую ложу.

Это время считается расцветом карьеры знаменитого композитора. Одновременно у него появляются конкуренты. В итоге борьбу за славу ведут две группы композиторов, во главе которых стоят Моцарт (работал с придворным либреттистом Л. да Понте) и придворный композитор А. Сальери, который работал с либреттистом аббатом Касти – соперником да Понте.

Октябрь 1787 года – в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан». Этой постановке было суждено стать последним триумфом Моцарта.

После возвращения в Вену композитора преследуют неудачи, он закончил свою жизнь практически нищим. «Дон Жуан» проваливается в Вене. Моцарт занимает должность композитора и капельмейстера при дворе императора Иосифа II, который понимал в музыке настолько, что мог публично высказаться о том, что сочинения Моцарта «не во вкусе венцев».

1789 год – Моцарт едет в Берлин. Это была концертная поездка с целью, во-первых, заработать (у композитора уже были большие долги), во-вторых, попытать счастья при дворе короля Фридриха Вильгельма II. Ни одна из целей не была достигнута. Единственным результатом поездки стало несколько заказов на струнные квартеты и клавирные сонаты.

1791 год – Моцарт пишет оперу на немецком языке «Волшебная флейта», коронационную оперу «Милосердие Тита». Премьера последней проходит без особого успеха, как, впрочем, и премьера «Волшебной флейты». В этом же году написан концерт для кларнета с оркестром ля мажор.

1791-й год – болезнь Констанции, затем самого Моцарта, которого подкосила неудачная премьера «Волшебной флейты».

Этот же год – граф Вальзегг-Штуппах заказывает Моцарту реквием в память своей умершей жены. Вообще, этот граф отличался тем, что заказывал талантливым композиторам произведения, которые позже исполнял под своим именем. Так должно было быть и с «Реквиемом». Моцарт работал, пока его не оставили силы, но «Реквием» так и не был закончен. В конце ноября 1791 года композитор окончательно слег, но даже в этом полубредовом состоянии продолжал мысленно играть «Реквием», а пришедших навестить его друзей заставил исполнить уже готовые партии… Произведение было закончено учеником Моцарта Зюссмайером.

5 декабря 1791 года – Вольфганг Амадей Моцарт умирает в Вене. У Констанции не было ни сил, ни денег заниматься похоронами, в результате великий композитор был погребен в могиле для бедняков на венском кладбище Св. Марка. Спустя много лет могилу пытались найти, но безрезультатно.

Относительно смерти Моцарта ходило много слухов, самым распространенным из которых была история о медленно действующем яде, а в отравлении подозревали главного конкурента Моцарта, композитора Сальери. Однако факт преступления не был доказан.

Жизнь Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт – великий немецкий композитор, родился 27 января 1756 в Зальцбурге, умер 5 декабря 1791 в Вене.

Описание юности Моцарта изобилует подробностями, каких мы не встречаем в жизнеописаниях других композиторов. Его музыкальное дарование выказалось так рано и так ярко, что невольно обратило на себя внимание. Известно, например, по свидетельству придворного трубача Шахтнера и Анны Марии Моцарт, что четырех лет от роду Моцарт уже написал концерт и что он не мог слышать звука трубы без физического раздражения. В 1761 пятилетним ребенком он принимал участие в хоре при исполнении в зальцбургском университете Liederspiel Эбepлинa «Сигизмунд, король венгерский».

Портрет Моцарта. Художник И. Г. Эдлингер, ок. 1790

В 1762 шестилетний Моцарт, со своей одиннадцатилетней сестрой, отправились под эгидой отца в концертное путешествие сперва в Мюнхен, а затем в Вену. Далее общеизвестны рассказы о том, как он своей великолепной игрой на органе привел в восхищение монахов монастыря Ипс, а совершенною игрой на фортепиано – принцесс и в особенности Марию-Антуанетту . Упоминается также о том, что в честь чудесного ребенка написано было много прекрасных стихотворений. Успех этого путешествия побудил отца предпринять в следующем году новое – в Париж. При этом по пути были сделаны остановки, при посещении княжеских дворов, резиденций и проч. В Майнце и Франкфурте они дали выдающиеся по успеху концерты, посетили Кобленц, Ахен и Брюссель, и наконец, 18 ноября 1763 прибыли в Париж. Здесь они встретили себе покровительство барона Гримма, играли при королевском дворе, перед маркизой Помпадур и дали с блестящим успехом два собственных концерта. В Париже впервые появились в печати четыре скрипичные сонаты малолетнего Моцарта, из коих две были посвящены принцессе Виктории французской и две графине Тессе. Отсюда они отправились в Лондон, где играли при королевском дворе и где капельмейстер И. К. Бах, сын Иоганна Себастьяна , исполнил несколько вещиц Моцарта.

В этот период времени искусство Моцарта в импровизации, транспонировании на самые отдаленные строи, сопровождение с листа было решительно непостижимо. В Англии он написал еще шесть скрипичных сонат, посвященных королеве Софии-Шарлотте; здесь же, под его управлением, были исполнены написанные им маленькие симфонии. Из Лондона отправились они в Гаагу, по приглашению принцессы Нассауской, которой Моцарт посвятил следующие шесть сонат. В Лилле Моцарт сильно заболел почти одновременно с сестрой Марианной и оба пролежали в Гааге около четырех месяцев, к великому отчаянию отца. По выздоровлении они побывали еще раз в Париже, где Гримм был восхищен успехами Моцарта, а затем посетили Берн, Дижон, Цюрих, Ульм и Мюнхен и, наконец, после трехлетнего отсутствия, в конце ноября 1766 возвратились в Зальцбург.

Моцарт. Лучшие произведения

Здесь, десятилетним мальчиком, Моцарт написал свою первую ораторию (Евангелист Марк). Через год усиленных занятий он отправился в Вену. Оспенная эпидемия заставила их переселиться в Ольмюц, что, однако, не спасло детей от ветрянки. Возвратившись в Вену, они играли при дворе императора Иосифа II , хотя собственного концерта не давали. Будучи оклеветан и заподозрен в том, что истинным автором его произведений является его отец, юный композитор опроверг клевету посредством блестящей публичной импровизации на указанные ему темы. По предложению короля, Моцарт написал свою первую оперу «La finta semplice» (сейчас она называется «Аполлон и Гиацинт»), которая, по интригам не попав на венскую сцену, была впервые представлена в Зальцбурге (1769). 12-ти лет Моцарт руководил исполнением своей «Торжественной мессы», в честь освещения церкви сиротского дома. Год спустя, он был избран концертмейстером архиепископа, незадолго до его поездки с отцом в Италию.

Это путешествие было триумфальным: во всех городах церкви и театры, где Моцарт выступал концертантом (сестра его на этот раз отсутствовала), были переполнены слушателями, а испытания, произведенные строжайшими судьями, например, Саммартини в Милане, Падре Мартини в Болонье и Баллотти в Падуе, прошли блистательно. Моцартом был восхищен неаполитанский двор, а в Риме от папы он получил рыцарский крест золотой шпоры. При обратном переезде через Болонью, выдержав экзамен, он был принят членом филармонической академии. Сделав остановку в Милане, Моцарт окончил заказанную ему оперу «Митридат, царь Понтийский», поставленную на сцепе местного театра в декабре 1770, после чего она давалась 20 раз подряд с блестящим успехом.

Вернувшись в марте 1771 в Зальцбург, Моцарт написал ораторию «Освобождение Бетулии», а осенью того же года снова был в Милане, где написал серенаду «Асканий в Альбе», в честь бракосочетания эрцгерцога Фердинанда с принцессой Беатриче Моденской. Это произведение совершенно затмило на сцене оперу Хасса «Руджеро». Следующей его оперой является «Сон Сципиона», посвященная преемнику умершего зальцбургского архиепископа графу Иерониму фон Коллоредо (1772). В декабре 1772 Моцарт снова посетил Милан, где поставил оперу «Луций Сулла». В последующее время он сочинял симфонии, мессы, концерты и концертную музыку. В 1775 с выдающимся успехом поставлена в Мюнхене заказанная ему опера «Мнимая садовница». Вскоре затем дана его опера «Король-пастух» в честь пребывания эрцгерцога Максимилиана.

Несмотря на все эти успехи, у Моцарта не было прочного места, и отец его стал снова подумывать о турне. Архиепископ, однако, отказал в отпуске, после чего Моцарт подал в отставку. На этот раз он отправился в путешествие с матерью, проехав через Мюнхен, Аугсбург и Мангейм, хотя здесь его артистическая поездка не увенчалась успехом. К тому же Моцарт влюбился в Мангейме в певицу Алоизу Вебер и только с трудом могли оторвать его от этого увлечения. Наконец, прибыв в Париж, он имел художественное удовлетворение после исполнения одной из его симфоний в Concert spirituel. Но здесь же испытал он и горе: скончалась его мать (1778). Глубоко огорченный, не добившийся цели, он вернулся в Зальцбург, где был вынужден снова занять то же место при архиепископе.

В 1779 Моцарт был назначен здесь придворным органистом. В 1781 он написал по новому заказу оперу «Идоменей», с которой начинается классическое направление его дальнейших произведений. Вскоре после того он окончательно порвал свои отношения с архиепископом и переселился в Вену. Некоторое время Моцарт и здесь оставался без места, пока в 1789 не был назначен придворным композитором, с содержанием в 800 флоринов. Но зато он имел случай исполнить свои большие произведения, чем и воспользовался. По предложению короля написал водевиль «Похищение из сераля», и тот был поставлен на сцене по приказанию короля, несмотря на интриги (1781). В том же году Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре его первого предмета любви.

В 1785 он создал оперу «Женитьба Фигаро», каковая вследствие дурного её исполнения итальянцами почти провалилась на венской сцене, но зато была великолепно передана в Праге. В 1787 появился его «Дон Жуан», поставленный сперва в Праге, а затем уже в Вене, где опять оперу постиг неуспех. Вообще в Вене гениального Моцарта преследовало несчастие и его произведения оставались в тени, уступая сочинениям второстепенным. В 1789 Моцарт покинул Вену и, в сопровождении графа Лихновского, посетил Берлин, играл при дворе в Дрездене, Лейпциге и, наконец, в Потсдаме перед Фридрихом II , который назначил ему место первого капельмейстера с жалованьем в 3000 талеров, но здесь австрийский патриотизм Моцарта восторжествовал и стал ему помехой для принятия предложенного места. По заказу австрийского короля он сочинил следующую оперу «Так поступают все (женщины)» (1790). В последний год жизни он написал две оперы: «Милосердие Тита» для Праги, в честь коронования Леопольда II (6 сентября 1791) и «Волшебная флейта» для Вены (30 сентября 1791). Последним его творением был реквием, давший повод к известному всем фантастическому повествованию о смерти Моцарта вследствие отравления соперником – композитором Сальери . Эта тема вдохновила А. С. Пушкина к созданию «маленькой трагедии » «Моцарт и Сальери ». Погребение Моцарта прошло совсем жалко: его похоронили даже в общей могиле, так что по сей день в точности неизвестно местонахождение его останков. В 1859 на этом кладбище (Святого Марка) был поставлен ему памятник. В 1841 в его честь воздвигли великолепный монумент в Зальцбурге.

Произведения Моцарта

В своем изумительном творчестве, Моцарт в совершенстве владел музыкальными средствами и формами. Его индивидуальность всегда заключает в себе обаяние чистоты, интимности и прелести. Его юмор менее ярок, чем у Гайдна , а суровое величие Бетховена ему совершенно чуждо. Его стиль представляет сочетание счастливой итальянской мелодики с немецкою глубиной и положительностью. Родственные ему черты присущи Шуберту и Мендельсону , особенно в смысле плодовитости их творчества и кратковременности их жизни. Композиторское значение Моцарта, несомненно, мировое: во всех родах музыки он сделал крупный шаг вперед и все его произведения облечены неувядаемой красотой. В нем жил реформаторский дух Глюка , заставивший его создать незыблемые типы в области прошлого и нового времени. Если внешняя музыкальная обстановка его произведений заставляет их теперь оценивать с исторической точки зрения, то по внутреннему содержанию и по их вдохновенным мыслям они до сих пор не устарели.

По каталогу Брейткопфа и Гертеля (1870-1886) произведения Моцарта разделяются следующим образом:

Церковная музыка. 15 месс, 4 литании, 4 кирие, 1 мадригал, 1 мизерере, 1 Te Deum, 9 офферторий, 1 De profundis, l мотет для сопрано соло, 1 четырехголосный мотет и пр.

Сценические произведения. 20 опер. Из них известнейшие: «Идоменей», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»), «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Концертная вокальная музыка. 27 арий, дуэты, терцеты, квартеты и пр.

Песни (Lieder). 34 песни с сопровождением фортепиано, 20 двух и многоголосных канонов и пр.

Оркестровые произведения. 41 симфония, 31 дивертисмент, серенады, 9 маршей, 25 танцев, несколько пьес для духовых и деревянных инструментов и пр.

Концерты и сольные пьесы с оркестром. 6 скрипичных концертов, концерты для различных отдельных инструментов, 25 фортепианных концертов и пр.

Камерная музыка. 7 смычковых квинтетов, два квинтета для разных инструментов, 26 смычковых квартетов, 7 фортепианных трио, 42 скрипичные сонаты.

Для фортепиано. В 4 руки: 5 сонат и Andante с вариациями, для двух фортепиано одна фуга и 1 соната. В две руки: 17 сонат, фантазия и фуга, 3 фантазии, 15 вариационных пьес, 35 каденций, несколько менуэтов, 3 рондо и пр.

Для органа. 17 сонат, большей частью с двумя скрипками и виолончелью и пр.

Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик, c 1743 –скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. И брат и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 для Наннерль Нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга. В возрасте трех лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты. В январе 1762 Леопольд повез своих чудо-детей в Мюнхен, где они играли в присутствии баварского курфюрста, а в сентябре – в Линц и Пассау, оттуда по Дунаю – в Вену, где они были приняты при дворе (в Шёнбруннском дворце) и дважды удостоились приема у императрицы Марии Терезии. Это путешествие положило начало ряду концертных поездок, которые продолжались в течение десяти лет.

Из Вены Леопольд с детьми двинулся по Дунаю в Прессбург (ныне Братислава, Словакия), где они пробыли с 11 по 24 декабря, а затем к рождественскому сочельнику вернулись в Вену. В июне 1763 Леопольд, Наннерль и Вольфганг начали самую длинную из их концертных поездок: они вернулись домой в Зальцбург лишь к концу ноября 1766. Леопольд вел дневник путешествия: Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург и Шветцинген (летняя резиденция пфальцского курфюрста). 18 августа Вольфганг дал концерт во Франкфурте: к этому времени он освоил скрипку и свободно играл на ней, хотя и не с таким феноменальным блеском, как и на клавишных инструментах; во Франкфурте он исполнил свой скрипичный концерт (среди присутствовавших в зале был 14-летний Гёте). Затем последовали Брюссель и Париж, в котором семья провела всю зиму 1763/1764.



Моцарты были приняты при дворе Людовика XV во время рождественских праздников в Версале и в течение всей зимы пользовались большим вниманием аристократических кругов. В это же время в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга – четыре скрипичные сонаты.

В апреле 1764 семейство отправилось в Лондон и прожило там более года. Через несколько дней после прибытия Моцарты были торжественно приняты королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности. Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты: они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один музыкант.

В Лондоне Моцарт сочинил свои первые симфонии. Они следовали образцам галантной, живой и энергичной музыки Иоганна Кристиана, ставшего учителем мальчика, и демонстрировали врожденное чувство формы и инструментального колорита.

В июле 1765 семья покинула Лондон и направилась в Голландию; в сентябре в Гааге Вольфганг и Наннерль перенесли тяжелое воспаление легких, после которого мальчик оправился только к февралю.

Затем они продолжили свое турне: из Бельгии в Париж, далее в Лион, Женеву, Берн, Цюрих, Донауэшинген, Аугсбург и, наконец, в Мюнхен, где курфюрст снова слушал игру чудо-ребенка и был поражен сделанными им успехами. Как только они вернулись в Зальцбург (30 ноября 1766), Леопольд начал строить планы следующей поездки. Она началась в сентябре 1767. Вся семья прибыла в Вену, где в это время свирепствовала эпидемия оспы. Болезнь настигла обоих детей в Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), где им пришлось остаться до декабря. В январе 1768 они добрались до Вены и снова были приняты при дворе; Вольфганг в это время написал свою первую оперу – Мнимая простушка (La finta semplice), однако ее постановка не состоялась из-за интриг некоторых венских музыкантов. Тогда же появилась его первая большая месса для хора с оркестром, которая была исполнена на открытии церкви при сиротском доме перед большой и доброжелательной аудиторией. По заказу был написан концерт для трубы, к сожалению не сохранившийся. По дороге домой в Зальцбург Вольфганг исполнил свою новую симфонию (К. 45а) в бенедиктинском монастыре в Ламбахе.

(Примечание по поводу нумерации сочинений Моцарта: В 1862 Людвиг фон Кёхель издал каталог сочинений Моцарта в хронологическом порядке. С этого времени наименования сочинений композитора обычно включают номер по Кёхелю – так же, как сочинения других авторов обычно содержат обозначение опуса. Например, полное название фортепианного концерта № 20 будет: концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром (К. 466). Указатель Кёхеля шесть раз пересматривался. В 1964 издательство «Брайткопф и Хертель» (Висбаден, Германия) опубликовало глубоко переработанный и дополненный указатель Кёхеля. В него включено немало сочинений, для которых доказано авторство Моцарта и которые не были упомянуты в более ранних изданиях. Даты сочинений также уточнены в соответствии с данными научных исследований. В издании 1964 года внесены изменения и в хронологию, а следовательно, в каталоге появились новые номера, однако сочинения Моцарта продолжают бытовать под старыми номерами кёхелевского каталога.)

Лучшие дня

Целью следующей задуманной Леопольдом поездки стала Италия – страна оперы и, конечно, страна музыки вообще. После 11 месяцев занятий и подготовки к поездке, проведенных в Зальцбурге, Леопольд и Вольфганг начали первое из трех путешествий через Альпы. Они отсутствовали более года (с декабря 1769 по март 1771). Первое итальянское путешествие превратилось в цепь сплошных триумфов – у папы и герцога, у короля (Фердинанда IV Неаполитанского) и у кардинала и, самое главное, у музыкантов. Моцарт встретился с Н.Пиччини и Дж.Б.Саммартини в Милане, с возглавлявшими неаполитанскую оперную школу Н.Иоммелли, Дж.Ф. и Майо и Дж.Паизиелло в Неаполе. В Милане Вольфганг получил заказ на новую оперу-сериа для представления во время карнавала. В Риме он услышал знаменитое Miserere Г.Аллегри, которое потом записал по памяти. Папа Климент XIV принял Моцарта 8 июля 1770 и пожаловал ему орден Золотой шпоры.

Занимаясь в Болонье контрапунктом со знаменитым педагогом падре Мартини, Моцарт начал работу над новой оперой Митридат, царь Понтийский (Mitridate, re di Ponto). По настоянию Мартини он подвергся экзамену в известной Болонской филармонической академии и был принят в члены академии. Опера была с успехом показана на Рождество в Милане.

Весну и начало лета 1771 Вольфганг провел в Зальцбурге, но в августе отец и сын выехали в Милан для подготовки премьеры новой оперы Асканий в Альбе (Ascanio in Alba), которая с успехом прошла 17 октября. Леопольд надеялся убедить эрцгерцога Фердинанда, к свадьбе которого в Милане было организовано празднество, взять Вольфганга к себе на службу; но по странному стечению обстоятельств императрица Мария Терезия прислала из Вены письмо, где в сильных выражениях заявляла о своем недовольстве Моцартами (в частности, она назвала их «бесполезным семейством»). Леопольд и Вольфганг были вынуждены вернуться в Зальцбург, не найдя для Вольфганга подходящего места службы в Италии.

В самый день их возвращения, 16 декабря 1771, скончался князь-архиепископ Сигизмунд, который доброжелательно относился к Моцартам. Его преемником стал граф Иероним Коллоредо, и для его инаугурационных торжеств в апреле 1772 Моцарт сочинил «драматическую серенаду» Сон Сципиона (Il sogno di Scipione). Коллоредо принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов и дал разрешение на поездку в Милан (Моцарт взялся написать для этого города новую оперу); однако новый архиепископ, в отличие от своего предшественника, не терпел длительных отлучек Моцартов и не был склонен восхищаться их искусством.

Третье итальянское путешествие продолжалось с октября 1772 по март 1773. Новая опера Моцарта, Луций Сулла (Lucio Silla), была исполнена на следующий день после Рождества 1772, и дальнейших оперных заказов композитор не получил. Леопольд напрасно пытался заручиться покровительством великого герцога флорентийского Леопольда. Предприняв еще несколько попыток устроить сына в Италии, Леопольд осознал свое поражение, и Моцарты уехали из этой страны, чтобы более туда не возвращаться.

Уже в третий раз Леопольд и Вольфганг попытались обосноваться в австрийской столице; они оставались в Вене с середины июля по конец сентября 1773. Вольфганг получил возможность познакомиться с новыми симфоническими произведениями венской школы, особенно с драматичными симфониями в минорных тональностях Я.Ваньхаля и Й.Гайдна; плоды этого знакомства очевидны в его симфонии соль минор (К. 183).

Вынужденный оставаться в Зальцбурге, Моцарт целиком отдался композиции: в это время появляются симфонии, дивертисменты, сочинения церковных жанров, а также первый струнный квартет – эта музыка вскоре обеспечила автору репутацию одного из самых талантливых композиторов Австрии. Симфонии, созданные в конце 1773 – начале 1774 (например, К. 183, 200, 201), отличаются высокой драматургической цельностью.

Короткий отдых от ненавистного ему зальцбургского провинциализма предоставил Моцарту пришедший из Мюнхена заказ на новую оперу для карнавала 1775: премьера Мнимой садовницы (La finta giardiniera) с успехом прошла в январе. Но музыкант почти не покидал Зальцбурга. Счастливая семейная жизнь до некоторой степени компенсировала скуку зальцбургской повседневности, однако Вольфганг, сравнивавший нынешнее свое положение с оживленной атмосферой иностранных столиц, постепенно терял терпение.

Летом 1777 Моцарт был уволен со службы у архиепископа и решил поискать счастья за рубежом. В сентябре Вольфганг с матерью отправился через Германию в Париж. В Мюнхене курфюрст отказался от его услуг; по дороге они остановились в Маннгейме, где Моцарт был дружески встречен местными оркестрантами и певцами. Хотя он и не получил места при дворе Карла Теодора, он задержался в Маннгейме: причиной стала его влюбленность в певицу Алоизию Вебер. Кроме того, Моцарт надеялся совершить с Алоизией, обладавшей великолепным колоратурным сопрано, концертное турне, он даже съездил с ней втайне ко двору принцессы Нассау-Вайльбургской (в январе 1778). Леопольд первоначально полагал, что Вольфганг отправится в Париж с компанией маннгеймских музыкантов, отпустив мать обратно в Зальцбург, но прослышав о том, что Вольфганг без памяти влюблен, строго наказал немедленно ехать в Париж вместе с матерью.

Пребывание в Париже, продолжавшееся с марта по сентябрь 1778, оказалось крайне неудачным: 3 июля скончалась мать Вольфганга, а парижские придворные круги утратили интерес к молодому композитору. Хотя в Париже Моцарт с успехом исполнил две новые симфонии и в Париж приехал Кристиан Бах, Леопольд приказал сыну возвращаться в Зальцбург. Вольфганг оттягивал возвращение сколько мог и особенно задержался в Маннгейме. Здесь он понял, что Алоизия совершенно равнодушна к нему. Это был страшный удар, и лишь ужасные угрозы и мольбы отца заставили его уехать из Германии.

Новые симфонии Моцарта (например, соль мажор, К. 318; си-бемоль мажор, К. 319; до мажор, К. 334) и инструментальные серенады (например, ре мажор, К. 320) отмечены кристальной ясностью формы и оркестровки, богатством и тонкостью эмоциональных нюансов и той особой сердечностью, которая поставила Моцарта выше всех австрийских композиторов, за исключением разве что Й. Гайдна.

В январе 1779 Моцарт вновь приступил к исполнению обязанностей органиста при архиепископском дворе с годовым жалованьем в 500 гульденов. Церковная музыка, которую он обязан был сочинять для воскресных служб, по глубине и разнообразию гораздо выше того, что была написано им раньше в этом жанре. Особенно выделяются Коронационная месса и Missa solemnis до мажор (К. 337). Но Моцарт продолжал испытывать ненависть к Зальцбургу и к архиепископу, а потому с радостью принял предложение написать оперу для Мюнхена. Идоменей, царь Критский (Idomeneo, re di Creta) был поставлен при дворе курфюрста Карла Теодора (в Мюнхене находилась его зимняя резиденция) в январе 1781. Идоменей явился великолепным итогом опыта, приобретенного композитором в предшествующий период, главным образом в Париже и в Маннгейме. Особенно оригинально и драматургически выразительно хоровое письмо.

В то время зальцбургский архиепископ находился в Вене и приказал Моцарту немедленно отправиться в столицу. Здесь личный конфликт Моцарта и Коллоредо постепенно приобрел угрожающие масштабы, и после громкого публичного успеха Вольфганга в концерте, данном в пользу вдов и сирот венских музыкантов 3 апреля 1781, его дни на службе у архиепископа были сочтены. В мае он подал прошение об отставке, а 8 июня был выставлен за дверь.

Против воли отца Моцарт женился на Констанце Вебер, сестре своей первой возлюбленной, причем мать невесты ухитрилась добиться от Вольфганга весьма выгодных условий брачного контракта (к гневу и отчаянию Леопольда, который закидывал сына письмами, умоляя одуматься). Вольфганг и Констанца венчались в венском кафедральном соборе св. Стефана 4 августа 1782. И хотя Констанца была столь же беспомощна в денежных делах, как и ее муж, их брак, по-видимому, оказался счастливым.

В июле 1782 опера Моцарта Похищение из сераля (Die Entfhrung aus dem Serail) была поставлена в венском «Бургтеатре»; она имела значительный успех, и Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. За несколько лет Моцарт достиг вершин славы; жизнь в Вене побуждала его к многообразной деятельности, композиторской и исполнительской. Он был нарасхват, билеты на его концерты (т.н. академии), распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. Для этого случая Моцарт сочинил серию блестящих фортепианных концертов. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта.

Летом 1783 Вольфганг и его невеста нанесли визит Леопольду и Наннерль в Зальцбурге. По этому поводу Моцарт написал свою последнюю и лучшую мессу до минор (К. 427), которая дошла до нас не полностью (если композитор вообще закончил сочинение). Месса исполнялась 26 октября в зальцбургской Петерскирхе, причем Констанца пела одну из сольных партий сопрано. (Констанца, судя по всему, была неплохой профессиональной певицей, хотя ее голос во многом уступал голосу ее сестры Алоизии.) Возвращаясь в Вену в октябре, супруги остановились в Линце, где появилась Линцская симфония (К. 425). В феврале следующего года Леопольд нанес визит сыну и невестке в их большой венской квартире около кафедрального собора (этот красивый дом сохранился до нашего времени), и хотя Леопольд так и не смог избавиться от неприязни к Констанце, он признал, что дела его сына как композитора и исполнителя идут весьма успешно.

К этому времени относится начало многолетней искренней дружбы Моцарта и Й. Гайдна. На квартетном вечере у Моцарта в присутствии Леопольда Гайдн, обратившись к отцу, сказал: «Ваш сын – величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал». Гайдн и Моцарт оказали значительное влияние друг на друга; что касается Моцарта, то первые плоды такого влияния очевидны в цикле из шести квартетов, которые Моцарт посвятил другу в известном письме в сентябре 1785.

В 1784 Моцарт стал масоном, что наложило глубокий отпечаток на его жизненную философию; масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений Моцарта, особенно в Волшебной флейте. В те годы немало известных в Вене ученых, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и Гайдн), масонство культивировалось и в придворных кругах.

В результате разных оперно-театральных интриг Л.да Понте, придворный либреттист, наследник знаменитого Метастазио, решил работать с Моцартом в противовес клике придворного композитора А.Сальери и соперника да Понте, либреттиста аббата Касти. Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше Женитьба Фигаро, причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 Свадьба Фигаро (Le nozze di Figaro) была впервые показана в «Бургтеатре». Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В.Мартина-и-Солера (1754–1806) Редкая вещь (Una cosa rara). Между тем в Праге Свадьба Фигаро завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера Don Giovanni была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

В мае 1787 скончался отец композитора. Этот год вообще стал рубежным в жизни Моцарта, что касается ее внешнего течения и душевного состояния композитора. Его размышления все чаще окрашивал глубокий пессимизм; навсегда в прошлое ушли блеск успеха и радости молодых лет. Вершиной пути композитора стал триумф Дон Жуана в Праге. После возвращения в Вену в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни – нищета. Постановка Дон Жуана в Вене в мае 1788 закончилась провалом; на приеме после спектакля оперу защищал один Гайдн. Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но со сравнительно небольшим для этой должности жалованьем (800 гульденов в год). Император мало что понимал в музыке как Гайдна, так и Моцарта; о сочинениях Моцарта он высказался, что они «не во вкусе венцев». Моцарту пришлось одолжить деньги у Михаэля Пухберга, своего собрата по масонской ложе.

Ввиду безнадежности ситуации, сложившейся в Вене (сильное впечатление производят документы, подтверждающие, как скоро легкомысленные венцы забыли прежнего кумира), Моцарт решил предпринять концертную поездку в Берлин (апрель – июнь 1789), где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Результатом стали лишь новые долги, да еще заказ на шесть струнных квартетов для его величества, который был приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины.

В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, потом самого Вольфганга, и материальное положение семьи стало просто угрожающим. В феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Это выступление (исполнялся «Коронационный» клавирный концерт, К. 537) состоялось 15 октября, но денег не принесло. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с Гайдном; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить Гайдна в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая Гайдна и Заломона. «Мы больше никогда не увидимся», – повторял он. Предыдущей зимой он приглашал на репетиции оперы Так поступают все (Cos fan tutte) всего двоих друзей – Гайдна и Пухберга.

В 1791 Э.Шиканедер, писатель, актер и импресарио, давний знакомый Моцарта, заказал ему новую оперу на немецком языке для своего «Фрайхаустеатра» в венском предместье Виден (нынешний театр «Ан-дер-Вин»), и весной Моцарт начал работать над Волшебной флейтой (Die Zauberflte). Тогда же он получил из Праги заказ на коронационную оперу – Милосердие Тита (La clemenza di Tito), для которой ученик Моцарта Ф.К.Зюссмайер помог написать некоторые разговорные речитативы (secco). Вместе с учеником и Констанцей Моцарт в августе отправился в Прагу для подготовки спектакля, который прошел без особого успеха 6 сентября (позже эта опера пользовалась огромной популярностью). Затем Моцарт спешно уехал в Вену, чтобы завершить Волшебную флейту. Опера была исполнена 30 сентября, и тогда же он закончил свое последнее инструментальное сочинение – концерт для кларнета с оркестром ля мажор (К. 622).

Моцарт был уже болен, когда при таинственных обстоятельствах к нему явился незнакомец и заказал реквием. Это был управляющий графа Вальзегг-Штуппаха. Граф заказал сочинение в память умершей жены, намереваясь исполнить его под своим именем. Моцарт, уверенный, что сочиняет реквием для себя, лихорадочно работал над партитурой, пока силы не оставили его. 15 ноября 1791 он закончил Маленькую масонскую кантату. Констанца в это время лечилась в Бадене и спешно вернулась домой, когда поняла, сколь серьезна болезнь мужа. 20 ноября Моцарт слег и через несколько дней почувствовал такую слабость, что принял причастие. В ночь с 4 на 5 декабря он впал в бредовое состояние и в полусознательном состоянии воображал себя играющим на литаврах в Dies irae из собственного незаконченного реквиема. Был почти час ночи, когда он отвернулся к стене и перестал дышать. Констанца, сломленная горем и не имевшая никаких средств, должна была согласиться на самое дешевое отпевание в часовне собора св. Стефана. Она была слишком слаба, чтобы сопровождать тело мужа в далекий путь на кладбище св. Марка, где он был похоронен без всяких свидетелей, кроме могильщиков, в могиле для бедняков, местоположение которой было вскоре безнадежно забыто. Зюссмайер закончил реквием и оркестровал большие незавершенные фрагменты текста, оставленные автором.

Если при жизни Моцарта его творческая мощь осознавалась лишь сравнительно небольшим числом слушателей, то уже в первое десятилетие после кончины композитора признание его гения распространилось по всей Европе. Этому способствовал успех, который имела у широкой аудитории Волшебная флейта. Немецкий издатель Андре приобрел права на большую часть неизданных сочинений Моцарта, включая его замечательные фортепианные концерты и все поздние симфонии (ни одна из них не была напечатана при жизни композитора).

Личность Моцарта.

Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление о его личности (хотя и не так трудно, как в случае И.С.Баха, о котором мы знаем еще меньше). По-видимому, в натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической, остроумие (он безжалостно передразнивал окружающих), высокая нравственность (хотя он не слишком жаловал церковь), рационализм, реалистический взгляд на жизнь. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец однажды написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины», прибавив, что Вольфганг либо слишком терпелив, слишком ленив, слишком снисходителен, либо – временами – слишком строптив и беспокоен, слишком торопит ход событий вместо того, чтобы предоставить им идти своим чередом. И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.

Семья Моцарта. У Моцарта и Констанцы было шестеро детей, из которых выжили двое: Карл Томас (1784–1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791–1844). Оба занимались музыкой, старшего Гайдн отправил учиться в миланскую консерваторию к знаменитому теоретику Б. Азиоли; однако Карл Томас все же не был прирожденным музыкантом и в конце концов стал чиновником. У младшего сына были музыкальные способности (Гайдн даже представил его публике в благотворительном концерте, который проводился в Вене в пользу Констанцы), и он создал ряд вполне профессиональных инструментальных произведений.

МУЗЫКА МОЦАРТА

Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Даже Бетховен не может сравниться с Моцартом в исключительной яркости оперных образов (что касается Фиделио, то это, скорее, монументальное исключение в творчестве Бетховена). Моцарт не был новатором, как Гайдн, но у него встречаются смелые прорывы в области обновления гармонического языка (например, известная Маленькая жига соль мажор, К. 574 для фортепиано – весьма показательный образец, напоминающий о современной 12-тоновой технике). Оркестровое письмо Моцарта не столь поразительно ново, как письмо Гайдна, но безупречность и совершенство моцартовского оркестра – постоянный предмет восхищения как музыкантов, так и профанов, которые, говоря словами самого композитора, «наслаждаются, не давая себе отчета, чем именно». Стиль Моцарта сформировался на зальцбургской почве (где было сильно влияние Михаэля Гайдна, брата Йозефа), глубокое и продолжительное воздействие оказали на него впечатления от многочисленных путешествий, совершенных в детстве. Самое значительное из таких впечатлений связано с Иоганном Кристианом Бахом (девятым, младшим сыном Иоганна Себастьяна). Моцарт познакомился с искусством «английского Баха» в Лондоне, и сила и изящество его партитур оставили незабываемый след в сознании юного Вольфганга. Позже большую роль сыграла Италия (где Моцарт побывал трижды): там он воспринял основы драматургии и музыкального языка оперного жанра. А затем Моцарт стал близким другом и почитателем Й.Гайдна и был покорен гайдновской глубоко осмысленной трактовкой сонатной формы. Но вообще в венский период Моцарт создал собственный, исключительно самобытный стиль. И только в 20 в. было до конца осознано удивительное эмоциональное богатство моцартовского искусства и его внутренняя трагичность, близко соседствующая с внешней безмятежностью, солнечностью мажорных фрагментов его музыки. В былые времена только Бах и Бетховен рассматривались как главные столпы западноевропейской музыки, ныне же многие музыканты и любители музыки считают, что это искусство нашло свое самое совершенное выражение в творениях Моцарта.

Он верил в Нечто,
Чему названья нет,
И нету слов,чтоб это объяснить.
Он музыкой сумел сказать об этом.
Когда он умер,
Был отнят лишь его телесный облик.
Сказали,что его не опознать,
И труп зарыли в общую могилу.
Но мы предпочитаем верить,
Что никогда он не был похоронен,
Поскольку никогда не умирал.
Внемлите!


AauaFlver
AauaFlver 11.09.2016 03:32:54

В Париже Вольфганг и Наннерль достигли удивительных высот в исполнительском мастерстве - Наннерльравнялась с ведущими парижскими виртуозами, а Вольфганг, кроме своих феноменальных способностей пианиста, скрипача и органиста, поражал публику искусством аккомпанемента экспромтом к вокальной арии, импровизацией и игрой с листа

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...