Сорочинская ярмарка композитор. Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка. По одноименной повести н.В.Гоголя

Либретто композитора

По одноименной повести н.В.Гоголя

Последняя опера Мусоргского "Сороченская ярморка" осталась незавершённой. Попытки закончить её делались А.Лядовым и В.Каратыгиным, затем Ю.Сахновским (пост Москва.1913, 1925), Ц.Кюи (Петроград,1917), Н.Черепниным (Монте-Карло, 1923, Бреслау, 1925), П.Ламмом и В.Шебалиным (Ленинград,1931, Москва, 1932, 1952, Берлин, 1946, Рим, 1959, Мюнхен, 1983, Камерный театр, Москва, 2000 г.)

Действующие лица:

Черевик – бас

Хивря, жена Черевика – меццо-сопрано

Парася, дочь Черевика, падчерица Хивря – сопрано

Кум – бас-баритон

Грицько, парубок – тенор

Афанасий Иванович, попович – тенор

Цыган – бас

Чернобог – бас

Торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки, каза­ки,

девчата, гости, бесы, ведьмы, карлики.

Действие первое

ЯРМАРОЧНАЯ СЦЕНА

Ярмарка. Лотки, навесы, телеги, множество разно­образных товаров. Торговцы и торговки, крестьяне, чумаки, цыгане, евреи, молодые парубки и девушки. Общее оживление и суета. Жаркий, солнечный летний день. К концу сцены вечер.

Продавцы на ярмарке. Вот горшки! Арбузы! Ведра да баклажки! Вот ленты красные, красные ленты! Вот сережки из кристаллов, вот монисто!Ой, купите! Вед­ра! Дыни! Ленты, ленты, ленты дивны!

2-я группа. Дыни, баклажаны! Есть тыквы замор­ские! Скалки! Шапки! Много есть очипков важных!

3-я группа. Колеса! Вот подковы! Кресты есть, лен­ты! Мешков кому не надо ль? Вот ободья! Покупайте! Дыни! Ведра! Ген, хлопцы, гей ко мне! Смушек решетиловских, шапки вы найдете! Ой, идите вы, панове, покупайте поживее!

4-я группа. Шапки, шапки! Ой, купите! Парубков сюда зовите! Паневы! Вот мука и пшеница! Шапки, скалки! Дыни и арбузы, тыквы, баклажаны!

Евреи. Жалуйте, Панове, пожалуйте к нам в ятку. Самых вин лучшайших вы у нас найдете. Все, чего

хотите, все у нас найдете. Нет такой уж вещи, чтобы не нашлася.

Цыгане. Ну вас к дьяволу, к бесу в когти! Даром не дадите?

Евреи. Как же можно дать!

Цыгане. Вот что! (Отнимают товары).

Евреи. Ай, ан!

Входят казаки и парубки.

Казаки. Гаю, гаю, молодцы, гай, парубки лихие! Гаю, гаю, удальцы, все ребята молодые! Гой, гон, гуляй, гой!

Парубки. Гой, гой, казаки! Гой, вы, молодцы лихие! Гой, гой, удальцы, в степи мчитесь вы, родные!

Цыгане. Гвоздья, гвоздья крепки! Вот подковы, луч­ших не найдете. Он, купите! Лучших не найдете, пря­мо из Полтавы. А тут вот есть бандуры! Вот бандуры звонки, неж­ны! Купите, вот, вот бандуры!

Входит Парася, сопровождаемая отцом, лю­буется лентами и очипками.

Парася. Ах, тятя, что ж это за ленты, что за диво, просто загляденье! Так бы, так бы и взяла их, в ко­сы заплела бы да принарядилась. Ах, а эти, эти ленты, тятя, светлоголубые ленты! Что за прелесть, что з;1 чу­до! Тятя, подари мне, тятя!

Черевик. А вот продам пшеницу да кобылу.

Парася. Ах, монисто! Вот так монисто, вот так богато, словно бы у панны! Ах, тятя, как чудесно!

Девчата. Собирайтеся, подружки, собирайтеся, го­лубки! Мы на Парубков ударим, мигом их прославим. (Подходят к парубкам.) Ой, вы, молодцы, ой, вы, удальцы, ой, вы, парубки лихие, все ребята молодые! А потешьте-ка вы нас, одарите нас; там вот есть и лен­ты красны, а не то и добры плахты. Гой!

Казаки и парубки. Ой, вы, Девчата, с чего развозились? О, гой! Ну, пошибче!

Девчата. Ах! Не скупитесь, одарите нас! Мы за это в благодарность понашьём вам белых свиток. Вы, ка­заки, не скупитесь, подарите лент, плахт! Ой ли?

Казаки и парубки. Разыгрались, расшалились все веселые Девчата! Ладно, будет! Да.

Цыган (входит ). Здорово, добрые люди, здорово! Вам, Девчата, вам поклон. Вам желаю благ великих! Только торга не будет на этом месте проклятом. На этом месте нечистая сила люд божий смущает, порчу наводит и мутит. Сказать вам правду? Вон там, в том старом сарае, как только вечер наступит, рыла свиные повыползают, и горе, кто подойдет близко. Там поселился «Красная свитка».

Кум и Черевик (вместе). «Красная свитка»!

Цыган. Он добрых людей наводит на всякий обман и кражу. И кобыл, и волов уводит и запрячет вдаль. А к ночи пугает людей, и горе тому, кто встретит «Красную свитку» – тотчас же бесом станет.

Парубок. Краса, дивчина, слушай!

Парася. Что ты, парубок, лукавишь?

Парубок. Не лукавлю я, голубка, нет.

Парася. Страшен блеск твоих очей.

Парубок. Будто страшен? Ой ли?

Парася. Не гляди так на меня ты.

Парубок. Ах, голубка! Дорога ты мне, мое сердце! Все отдал бы за поцелуи твой. (Обнимает Парасю). Все за тебя, мое сердце, отдам я, за тебя...

Парася. Замолчи ты, паробок лукавый! Не мешай мне сторожить пшеницу. Слышишь ты? Отойди ты, отойди ты, паро...

Черевик (Парубку). Стой, стой, что ты, брат! Разве можно с моей дочкой так-то обращаться? Да разве это можно?

Парубок. Ба, да это сам Солопий! Дружище, здо­рово! Пан Черевик, здорово!

Черевик. Эко, брат! Да откуда ж ты знать то мо­жешь, что меня зовут Солопий?

Парубок. Да как же не узнал ты казака Охрима сына, Голопупенкова сына!

Черевик. А! Уж будто ты Охримов сын!

Парубок. А кто же? Разве бес лысый?

Черевик. И то сказать: столько на своем веку по­нагляделся рож всяких, что черт их припомнит все.

Парубок. Ну, Солопий, а мы так с твоей дочкой полюбили друг друга, что хоть бы век вместе жить.

Черевик (Парасе). А что же, Параська, может, и взаправду, может, и в самом деле, чтобы уже вместе, вместе, как говорят, вместе и того... я того... чтобы и пастись на одной траве. (Парубку) . Что, по рукам?

Парубок. По рукам.

Черевик. А ну-ка, зять, давай могарычу!

Парубок. Идет!

Оба направляются в шинок.

Торговцы. Вот горшки! Арбузы! Ведра да баклаж­ки! Вот ленты красные, красные ленты! Вот сережки из кристаллов, вот монисто, ой, купите! Ведра, дыни, ленты, ленты, ленты дивны! Ведра, дыни, покупайте, ой, покупайте! Продадим вам теперь подешевле. Про­дадим весь товар, покупайте! Скоро ночь. По шинкам все разойдутся. Покупайте!

2-я группа. Дыни, баклажаны, есть тыквы замор­ские, скалки, шапки, много есть очипков важных, скал­ки, шапки! Ой, спешите! Темнеет. Спешите, близок ве­чер! Скоро мы, возы увяжем и ко сну пора.

3-я группа. Колеса! Вот подковы! Кресты есть, лен­ты! Мешков кому не надо ль? Вот ободья, покупайте! Дыни, ведра! Гей, хлопцы, гей, ко мне! Смушек решетиловских, шапки вы найдете. Ой, идите, вы, Панове, покупайте поживее! Дыни, ведра!

4-я группа. Шапки, шапки! Ой, купите, Парубков сюда зовите! Паневы! Дукаты! Вот мука и пшеница!

Шапки, скалки! Дыни и арбузы, тыквы, баклажаны! Шапки, скалки!

(Народ расходится).

(Кум и Черевик, выходят поздним вечером из шинка и бродят в полумраке, натыкаясь нередко на различные предметы).

Черевик. Ой, чумак, ой, Черевик! Кем тебя кличут, не говори; про то ведь Хивря узнает.

Кум. Вдоль по степям по привольным едет казак в Полтаву.

Черевик. Ой, чумак, ты дочумаковався, черт попу­тал и очкур порвався. Что за напасти, о, боже! Так ведь шутить негоже.

Кум. Как поехал он, не доехал он, на пути ему ба­ба залегла.

Черевик. Ой, чумак, смотри не зазевайся, черт попутал, так его чурайся. Что за напасти, о, боже! Так ведь шутить негоже. (Выбирается на дорогу).

Кум и Черевик. Дуду, рудуду, рудуду! Уродилась па беду. Соломою топят, соломою. Горшком носят во­ду, воду. Ой, рудуду, рудуду! Как опешил наш казак, наш казак, – он за хату прячется, прячется (удаляясь), его хата валится, валится. Ой, дуду, рудуду Ой! (Кум скрывается за сценой) 1 . (Выходит Хивря).

Черевик. Ну, жинка, а я нашел жениха дочке!

Хивря. Вот, вот, как раз до того теперь, чтоб же­нихов отыскивать! Дурень, дурень! Где же таки ты видел, где ты слышал, чтобы добрый человек бегал теперь за женихами? Ты подумал бы лучше, как пше­ницу сбыть с рук. Хорош, должно быть, и жених! Ду­маю, оборваннейший из всех голодранцев.

Черевик. Э, как бы не так! Ты посмотрела б, что там за парубок! Одна свитка большего стоят, чем твоя зеленая кофта и красные сапоги. А как сивуху важно дует!

Хивря. Ну так: ему если пьяница да бродяга, так и <то масти. Бьюсь об заклад, если это не тот самый сорванец, что увязался за нами на мосту. Жаль, что до сих пор он не попался мне! Я б дала ему знать.

Черевик . Что ж, Хивря, хоть бы и тот самый: чем же он сорванец?

Хивря. Ах ты, безмозглая башка! Слышишь! (Передразнивая Черевика). Чем же он сорванец? Ку­да же ты запрятал дурацкие глаза твои, когда проез­жали мы мельницу? Ему хоть бы тут же, перед его запачканным в табачище носом нанесли его жинке бесчестие, ему бы и нуждочки не было.

(В глубине сцены показывается Парубок и прислу­шивается к разговору Хиври и Черевика}.

Черевик. Все однако ж не вижу в нем ничего худо­го: парень хоть куда! Только разве что заклеил на миг образину твою навозом.

Хивря. Эге! Да ты, как я вижу, слова не дашь мне выговорить! У, дурень! по шинкам гуляешь, не продав пшеницы. Ах ты, пьяница, ах ты, бражник! (Бьет Чере­вика). Вот тебе, вот тебе, вот тебе, вот тебе, вот! (Черевик падает наземь). Ступай у хату, бис лысый! (Хивря, подбоченившись, смотрит на Черевика).

Черевик. Туда, к черту! Вот тебе и свадьба! При­дется доброму человеку отказать ни за что, ни про что. Придется отказать.

Парубок скрывается. Хивря подымает Черевика и ведет его через всю сцену; Черевик идет, изрядно по­шатываясь.

Черевик. Ой, чумак, ты докумаковався, черт матачив и очкур порвався. Что за напасти, о, боже, так ведь шутить негоже. Ой, рудуду, рудуду! Уродилась на беду, на беду. (За сценой). Ой, рудуду, рудуду.

Парубок медленно выходит за сцену.

Парубок. Эх, Черевик, Черевик! Будь я паном ве­ликим, я бы первый перевешал всех дурней, что по­зволяют седлать себя бабам. (Медленно идет к своему возу).

Парубок (сидя у воза, в раздумье). Зачем ты, серд­це, рыдаешь и стонешь? Чем я могу тебя утешить, бедное? Разве тем, что не судьба нам с тобой счаст­ливым быть да в счастье жить. Умолкни, сердце, серд­це бедное! Горе, тоска, оставьте меня; сердце молит, сердце просит только любви Параси. Парася, ах, Парася, ты моя голубка, ты моя панночка! Злая Хивря нас загубит. Сердце мое, сердце просит ведь только любви Параси. (Встает). Что ж ты, сердце, рыдаешь и стонешь? Чем я могу тебя утешить, бедное?

Входит Цыган. Хлопает Парубка по плечу; Грицко смотрит на Цыгана безучастно.

Цыган. О чем загорюнился, Грицько? Что ж, отда­вай волы за двадцать!

Парубок. Тебе бы все волы да волы. Вашему пле­мени все бы корысть только.

Цыган. Тьфу, дьявол! Да тебя не на шутку забрало. (Насмешливо). Уж не с досады ль, что сам навязал себе невесту?

Парубок. Нет, нет, я держу свое слово. А вот у хрыча Черевика нет совести, видно: сказал да и на­зад... Ну его и винить нечего: пень он да и полно. Все это штуки старой ведьмы, которую мы с хлопцами руг­нули на все бока сегодня.

Цыган. А спустишь волов за двадцать (таинствен­но), если мы заставим Черевика отдать нам Параську?

Парубок. За пятнадцать отдам, если не солжешь только.

Цыган. За пятнадцать? Ладно! Смотри ж, не забывай: за пятнадцать! Вот тебе и синица в задаток!

Парубок. Ну, а если солжешь?

Цыган. Солгу – задаток твой.

Парубок. Ладно, ну давай же по рукам!

Цыган. Давай!

Бьют по рукам и оба приплясывают.

Место действия: село Великие Сорочинцы близ Полтавы. Время действия: начало XIX века.
Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, цыган рассказывает толпе, будто неподалеку, в старом сарае поселилась Красная свитка; она принадлежит черту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько - сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок. Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела ее гневу, когда выясняется, что жених - тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько крепко опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дешево продаст ему своих волов.

Хивря, выдворив под благовидным предлогом супруга из дому на всю ночь, с нетерпением ждет своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря без устали потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота - это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной свиткой, по слухам, появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про черта, который заложил шинкарю свою красную свитку и теперь в обличье свиньи ищет ее по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.

Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со своей свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола.

Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюбленных. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. Подоспевшая некстати Хивря тщетно пытается помешать им. Цыган с парубками под общий смех уносят Хиврю.

Сценическая премьера состоялась 8 (21) октября 1913 года в Москве, в «Свободном театре». В редакции Шебалина опера была впервые показана 21 декабря 1931 года в Ленинграде в Малом оперном театре.

СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА

Опера в трех актах (четырех картинах)

Либретто М. П. Мусоргского при участии А. А. Голенищева-Кутузова

Действующие лица:

Черевик

Хивря, жена Черевика

Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври

Кум

Грицько, парубок

Афанасий Иванович, попович

Цыган

Чернобог

бас

меццо‑сопрано

сопрано

бас-баритон

тенор

характерный тенор

бас

бас

Торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки, казаки, дивчата, гости, бесы, ведьмы, карлики.

Место действия: село Великие Сорочинцы близ Полтавы.

Время действия: начало XIX века.

СЮЖЕТ

Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, цыган рассказывает толпе, будто неподалеку, в старом сарае поселилась Красная свитка; она принадлежит черту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько - сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок. Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела ее гневу, когда выясняется, что жених - тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько крепко опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дешево продаст ему своих волов.

Хивря, выдворив под благовидным предлогом супруга из дому на всю ночь, с нетерпением ждет своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря без устали потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота - это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной свиткой, по слухам, появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про черта, который заложил шинкарю свою красную свитку и теперь в обличье свиньи ищет ее по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.

Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со своей свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола.

Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюбленных. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. Подоспевшая некстати Хивря тщетно пытается помешать им. Цыган с парубками под общий смех уносят Хиврю.

Комическая опера в трех действиях (четырех картинах).
Либретто написано М. П. Мусоргским по одноименной повести Н. В. Гоголя.

Действующие лица и исполнители: Солопий Черевик (бас), Хивря, жена Черевика (меццо-сопрано), Парася, дочь Черевика, падчерица Хиври (сопрано), Кум (баритон), Грицько, парубок (тенор), Афанасий Иванович, попович (тенор), Цыган (баритон), Чернобог (баритон).

А также торговки, торговцы, цыгане, евреи, парубки, девчата, гости, бесы, ведьмы, карлики.

Время действия: XIX век.

Место действия: местечко Сорочинцы близ Полтавы.

Действие первое . Ярмарка. Сияет солнце, весел гомон торговцев и толпы. Слышна песня загулявших казаков и парубков. Появляются Черевик и его дочь Парася. Черевик озабочен: ему надо продать пшеницу и кобылу. Парася радостно приглядывается к окружающему. Вниманием толпы овладевает старый цыган. Он рассказывает таинственную историю красной свитки, разыскиваемой якобы самим чертом. А тем временем молодой парубок Грицько любезничает с юной дочерью Черевика, понравившейся ему с первого взгляда. Очень некстати перед ними вырастает Черевик. Он уже готов начать браниться, но парубок оказывается сыном старинного приятеля Черевика, Охрима Голопупенка. Какие теперь могут быть возражения против сватовства Грицько! Приятели отправляются в шинок отпраздновать удачу.

Вечер. Ярмарочная площадь опустела. Из шинка выходят Черевик и кум. Чтобы подбодрить себя,- с Хиврей шутки плохи,- Черевик затягивает песню. Покончив с первой песней и расхрабрившись, Черевик, а с ним и кум, запевают другую. Появляется Хивря; свадьба падчерицы ее совсем не устраивает. Ну как с ней спорить! Грустен Грицько: так гладко все шло - и на тебе, свадьбе не бывать. Цыган берется уладить все, если парубок дешево продаст ему своих волов.

Действие второе . Хата кума, где остановился приехавший на ярмарку Черевик. Хивря хлопочет у печи, изредка поругивая спящего мужа. Она ожидает в гости Афанасия Ивановича, поповича, а присутствие мужа ей может помешать. С проснувшимся Черевиком хитрая Хивря затевает ссору и выгоняет его стеречь кобылу и пшеницу. И как ни лень казаку, как ни боязно красной свитки, а надо идти из дому. Долго приходится ждать Хивре, но вот со двора слышится голос поповича. Куда девалась сварливость! Хивря - просто ангел во плоти - заботливо потчует гостя. Отведав лакомства, приготовленные Хиврей, Афанасий Иванович начинает за ней ухаживать. Раздается громкий стук в ворота. Попович и Хивря в растерянности мечутся по хате. Наконец Хивря прячет гостя на полатях и открывает ворота. Входят кум и Черевик с гостями. Они взволнованы слухами - между товарами объявилась красная свитка, и кое-кто видел черта со свиным рылом, искавшего ее на возах. Баклажка с вином восстанавливает уверенность кума и Черевика. Они распевают песни, а Черевик, расхрабрившись, приглашает красную свитку в хату. Гости в испуге заставляют его “чураться”. Но никто толком не знает жуткой истории, и кум, когда паника утихла, начинает подробно рассказывать про черта и его красную свитку. Только окончен рассказ, как окно распахивается, сыплются стекла и показывается страшная свиная рожа. Поднимается переполох. Попович валится с полатей. Черевик, схватив вместо шапки горшок, бросается вон из избы, а за ним и все остальные.

Действие третье . Картина первая . Черевик, с горшком на голове, и кум бегут по улице. Они изнемогают от усталости; споткнувшись, падают друг на друга. Парубки во главе с цыганом связывают их, обвиняя в краже. Появляется Грицько. Он предлагает освободить Черевика, ставя условием свадьбу с Парасей. Черевик обещает устроить свадьбу завтра же. Все отправляются по домам, а Грицько остается здесь же под раскидистым деревом. Дремота смежает ему глаза. И снится парубку фантастический сон: слышится хор адских голосов, чудятся огненные змеи, карлы и ведьмы - оргия и чествование Чернобога. Удар утреннего колокола и звуки церковного пения прекращают разгул нечисти. Со стонами бесы и ведьмы скрываются. Грицько пробуждается.

Картина вторая . Из хаты кума выходит Парася. Она тоскует о милом парубке. Но ласковые лучи солнца прогоняют грусть,- Парася запевает веселую песню и, увлекшись, начинает танцевать. Приближающийся Черевик уже издали любуется красавицей дочкой, а затем и сам начинает приплясывать. Появляются кум и Грицько. Влюбленных окружают дивчата и парубки. Все веселы. Черевик, воспользовавшись отсутствием Хиври, благословляет молодых. А когда разъяренная Хивря возвращается, цыган с парубками хватают и уносят ее под общий смех. Цыган предлагает проплясать гопака. Под общее пение и пляс толпа удаляется, звуки замирают вдали.

Параллельно с «Хованщиной», Мусоргский работал еще над одной оперой. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Если «Хованщина» отразила мрачные стороны русской действительности и в ней нашли выражение скорбные мысли Мусоргского о судьбе своего народа, то «Сорочинская ярмарка» свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости. Она полна юмора, света и задушевной, приветливой ласки.

Второй раз в своей жизни обратился Мусоргский к Гоголю. Но как изменилось его отношение к тексту оригинала по сравнению с временем создания «Женитьбы»! Насколько глубже стало его отношение к сюжету и изображаемым человеческим характерам!

Задумав сочинить комическую оперу, Мусоргский не увлекся внешним, поверхностным комикованием. Ему важно было и здесь создать прежде всего жизненно-правдивые характеры. При необходимости он умел быть злым, беспощадным сатириком, но к скромным, бесхитростным героям «Сорочинской ярмарки», простым людям из народа, он отнесся с большим душевным теплом. С мягким юмором обрисовал он добродушного, но недалекого Черевика и его предприимчивую супругу Хиврю. «В том-то гоголевский юмор и заключается, что ничтожные для нас интересы чумаков да деревенских торговцев воплощены во всей искренней правде», - писал он Голенищеву-Кутузову. Разве только в партии возлюбленного Хиври, незадачливого поповича, Мусоргский допустил шарж и пародию, пронизав его отнюдь не «божественные» речи во время свидания с Хиврей интонациями православных песнопений. Что же касается молодой пары - Параси и парубка, то ее музыка проникнута искренним лиризмом.

Мусоргский не был бы самим собой, если бы не ввел в оперу развернутые народно-массовые сцены. Конечно, в данном случае массе отведена не столь значительная, активная роль, как в «Борисе» или «Хованщине»; но уже одна только сцена ярмарки с ее разноголосым шумом, бойкими выкриками торговцев и веселой суетой покупателей сразу заставляет почувствовать руку мастера, двумя-тремя яркими штрихами воссоздающего жизненную сценку во всей ее естественности и колоритности.

На музыке «Сорочинской ярмарки» как бы лежит отблеск горячего южного солнца. Оркестровое вступление называется «Жаркий день в Малороссии». Здесь нет изобразительных штрихов, как во вступлении к «Хованщине», но тонко передано ощущение знойной атмосферы. Как видно, к этому времени особенно обострилось у Мусоргского чувство природы, которая ранее никогда не получала в его музыке столь яркого воплощения, как в произведениях 70-х годов.

Вся музыка «Сорочинской ярмарки» соткана из мелодий украинских песен. Мусоргский, такой требовательный к правде интонаций, видимо, чувствовал себя по отношению к украинской речи менее уверенным, чем обычно. Может быть, поэтому он и стремился держаться ближе к подлинным народным мелодиям, чтобы как-нибудь не погрешить против национального характера. Но, тщательно собирая и записывая украинские песни от знакомых, разыскивая их в сборниках, он затем очень вольно их перерабатывал. Любопытно, что в некоторых речитативах, например в сцене ссоры Хиври с Черевиком, можно обнаружить очень тонкое сцепление и взаимопроникновение измененных оборотов из нескольких песен. Народно-песенная основа придала музыке оперы необычайно поэтичный и мягкий колорит.

Э. Фрид

Последняя опера Мусоргского, как я ряд других его сочинений, осталась неоконченной. Существуют несколько редакций оперы, среди которых в России наибольшую известность приобрела версия Шебалина. В опере превосходно передан комический колорит повести Гоголя, использованы интонации украинского фольклора.

Среди постановок оперы отметим спектакли 1917 в Театре музыкальной драмы в Петрограде (дирижер Г. Фительберг), 1925 в Большом театре (солисты Максакова, Нежданова, Озеров), 1931 в ленинградском Малом театре оперы и балета (редакция Шебалина). Среди зарубежных постановок последних лет - спектакль 1983 в Мюнхене (городской театр).

Е. Цодоков

ДИСКОГРАФИЯ:

CD - Olympia. Дирижер Есипов, Черевик (Маторин), Хивря (Захаренко), Парася (Черных), Грицько (Мищевский), Попович (Войнаровский).

Иллюстрация:
А. Петрицкий "Кума". Эскиз к опере "Сорочинская ярмарка"

Комическая опера в 3 действиях. Либретто по одноименной повести Н. В. Гоголя написано самим композитором. Опера осталась неоконченной. В русских театрах идет в редакции П. А. Ламма и В. Я. Шебалина, дописавшего ряд эпизодов.
Первое представление состоялось 8 октября 1913 года в Москве на сцене «Свободного театра».

Действующие лица:
Черевик, бас
Хивря, его жена, меццо-сопрано
Парася, его дочь, падчерица Хиври, сопрано
Грицько, парубок, тенор
Кум, баритон
Афанасий Иванович, попович, тенор
Цыган, баритон
Чернобог, бас

Опере предшествует короткое оркестровое вступление «Летний день в Малороссии».

Первое действие. Городок Сорочинцы на Украине. Жаркий южный полдень. Во время веселой, шумной ярмарки встретились и полюбили друг друга молоденькая девушка Парася и пригожий парубок Грицько. Отец Параси - добродушный Черевик, приехавший на ярмарку продавать пшеницу и кобылу, непрочь сыграть свадьбу. Но его жена - сварливая Хивря, держащая мужа под башмаком, ни за что не хочет допустить счастья падчерицы. Опечаленный Грицько уже отчаивается в успехе, когда внезапно ему предлагает свою помощь хитрый и догадливый Цыган. По ярмарке разнесся слух о таинственной «Красной свитке» - одежде самого черта, за которой является на ярмарку ее страшный хозяин. Цыган решает использовать суеверный страх перед Красной свиткой, чтобы принудить Черевика выполнить обещание и отдать дочку замуж за Грицько.

Второе действие. Хата Кума, в которой на время ярмарки остановился Черевик. Выпроводив на всю ночь мужа сторожить кобылу и возы с пшеницей, Хивря ласково встречает своего сердечного дружка - прожорливого, сластолюбивого Поповича. Насытившись приготовленными на-славу галушечками и пампушечками, Попович начинает ухаживать за жеманящейся хозяйкой. Его елейные речи прерываются отчаянным стуком в ворота. Только успевает перепуганный Попович взгромоздиться на полати, как в хату вваливается толпа во главе с Кумом и Черевиком. Им невмоготу ночевать под возами, когда где-то поблизости бродит нечистая сила. Рассказ Кума о Красной свитке и о таинственно служащих черту свиньях доводит общее напряжение до предела. Вдруг стекла со звоном вылетают, окно распахивается, и страшное свиное рыло просовывается в хату. Среди общей паники незамеченным проходит даже шумное падение Поповича с полатей. Черевик и Кум, не помня себя от страха, бегут прочь.

Третье действие. Первая картина. Улица городка. Ночь. Парубки во главе с Цыганом задерживают бегущих сломя голову Кума и Черевика. Их, еще не оправившихся от пережитого страха, обвиняют в тяжком преступлении: у приезжего мужика Черевика пропала кобыла, они-то и украли ее. На выручку несчастным приходит Грицько. По его знаку парубки развязывают их. Зато и Черевик должен уважить своего спасителя. Свадьбу решают справить завтра же. Кстати и кобыла нашлась. Сцена пустеет. Оставшийся один Грицько погружается в сон. Наслышавшись рассказов о всякой чертовщине, он видит в сновидении шабаш ведьм на Лысой горе и поклонение Чернобогу.

Вторая картина. Утро. На крылечке перед хатой Парася грустит о своем парубке. Настроение девушки не долго остается печальным. Вот уже развеселилась она, вот пустилась танцевать. И правда, ей незачем грустить: отец, Кум и сам ее любимый Грицько приносят радостную весть о свадьбе. Напрасно негодующая Хивря пробует помешать веселью. Парубки, по приказу Цыгана, на руках уносят ее прочь.

Стремительный огненный гопак увлекает в пляс всех. Пляшут Парася и Грицько, Черевик и Кум, парни и девушки, пляшет вся ярмарка на свадьбе Грицько и Параси.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме