Современная научная картина мира. Картины современных художников мира Биологические жидкости в искусстве

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами - на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу - на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления - в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения - признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Новое поколение

Слава ПТРК - современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый - MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй - музей Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) - загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.

Первое десятилетие 21 века можно считать десятилетием нереализованных надежд. Провалились грандиозные планы и устремления великих держав и региональных образований. Не сбылись планы США в деле построения однополярного мира, у ЕС улетучились надежды на то, что «мягкая» Америка в лице Барака Обамы даст Европе возможность освободиться от американской опеки и выйти на первые роли в мировой политике. У Китая больше нет ни желания, ни даже возможностей соблюдать призыв Дэн Сяопина: «скрывать наш потенциал» и «выжидать удобного случая». Похоже, этот «случай» наступил.

Если в конце 20 века у Вашингтона были какие-то иллюзии о единоличном глобальном управлении, то сегодня США, как государство самого высокого ранга теряет контроль над мировыми процессами, а его элита с тревогой говорит о способах выживания американского общества. Интересно в такой ситуации проследить за эволюцией взглядов геополитического планировщика З. Бжезинского. Это он расписывал в «Великой шахматной доске» и других работах и выступлениях «прелести и неизбежность миропорядка под эгидой США. По сути дела, Бжезинский осуществлял геополитическое планирование мира под интересы Америки, точнее американской элиты. Вспомним его пассажи в отношении России типа: будущий миропорядок будет построен на обломках России, за счет России и против России. Особое внимание г-н Бжезинский уделял Евразии, поскольку является апологетом тезиса Х. Маккидера, о том, что мировое господство возможно только в случае господства в Евразии, а последнее невозможно без господства над Россией. «Америка заинтересована сохранить и укрепить существующий плюрализм на карте Евразии»; … обеспечить «предотвращение появления враждебной коалиции, тем более – государства, способного бросить вызов… В среднесрочной перспективе упомянутое должно уступить место появлению все более важных и в стратегическом плане совместимых партнеров, которые под руководством Америки, могли бы помочь в создании трансевразийской системы безопасности» (Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., Международные отношения, 2002. с. 235). О какой враждебной США коалиции и какой державе, способной бросить вызов идет речь, полагаю читателю понятно: Россия и Китай в первую очередь.

Но вот что глаголет тот же Бжезинский 14 октября 2011 г. в Нормандии на вручении ему премии А. Токвиля: «Нынешние Соединенные Штаты и весь Западный мир, совсем не те, что были раньше …Западный мир в настоящее время находится в упадке из-за отсутствия воли к единству». («Военное обозрение», http://topwar.ru). Ну, насчет воли к единству, как главной причины упадка Запада можно поспорить, а вот упадок США и Запада – это свершившийся факт. Но устами Бжезинского говорит проектная геополитика Запада – не констатация упадка, но обновленный геополитический проект американской и европейской элит, прежде всего финансовых. И суть этого проекта прежняя – подчинение всего человечества, через создание мирового правительства и расширения Атлантического союза за счет России, Украины и Турции. Бжезинский в своих последних высказываниях выдает великую геополитическую тайну: спасение Запада (как это было не раз в истории) невозможно без участия России. И вторая тайна Збигнева: мир стремится к биполярности по оси Запад – Восток (характерна его фраза: мощь Востока постоянно растет на фоне упадка Запада). И Россия нужна Западу для противостояния Востоку. Но и Запад это уже не единое целое, это две разные цивилизационные сущности, находящиеся в состоянии геополитического противоборства.

Главный субъект

И в этом противоборстве национальных элит на авансцену выходит глобальный финансовый олигархат с целью создания единого мирового пространства с мировым правительством под властью денег. Национальные государства медленно, но устойчиво теряют контроль над своим пространством. Международными акторами становятся мировая финансовая олигархия, опирающиеся на закрытые клубы сверхбогатых людей и ТНК, в руках которых находится реальная власть, а также цивилизации Востока и Запада. Но, похоже, транснациональное сообщество является ведущим субъектом мировых процессов: с помощью денег и сетевого управления оно диктует свою волю суверенным государствам. Управляющие глобальными процессами, разнесенные по миру финансовые структуры имеют несколько уровней. Высший уровень – мировой финансовый центр (МФЦ) – (сегодня таковых 16, в ближайшие годы их будет 22). Средний уровень – транснациональные банки (ТНБ) - (более 1000). И последний уровень – сопряженные с транснациональными центрами национальные банки.

Важнейший вопрос в становлении геополитической структуры будущего мира –поведение глобальной финансовой олигархии (фининтерна), более двух столетий мощно влияющей на формирование мировых исторических процессов. Сегодня под ее контролем находятся: значительная часть (более 70 процентов) денежных ресурсов мира, драгоценных металлов, углеводородного сырья. До 80 проц. ведущих мировых СМИ также контролируются крупнейшими финансовыми структурами и ТНК.

Глобальная сеть контролирует США, Великобританию, Россию, ЕС, через мировые банки подбираются к финансовой системе КНР с целью установления контроля над ее экономикой; она же имеет систему глобальных органов управления экономическими и политическими процессами (давосский форум, « восьмерка », «двадцатка», Бильдербергский клуб, Мировой банк, МВФ и др.), теневые вооруженные и специальные силы (частные военные корпорации, террористические формирования), глобальную наркомафию с годовым оборотом около 1 трлн. долларов. В ее распоряжении фактически находятся НАТО, ОБСЕ, ПАСЕ и пр. структуры. Финансовый олигархат настойчиво реализует стратегию монополярного (рассеянного) миропорядка, основанного на всесильной власти денег. Базовой основой фининтерна по-прежнему остается Финансовая резервная система США, финансовые группы Ротшильдов, Рокфеллеров, Ватикана.

Как поведет себя этот субъект глобального управления в процессе кардинального переустройства мира, сказать сложно. Ясно одно: без боя он свои позиции не сдаст. Контуры его стратегии прочитываются – мировое правительство, перемещение финансовой инфраструктуры в восточную Азию, создание планетарной дуги нестабильности, установление финансовой диктатуры. То есть, утверждение глобального финансового фашизма.

Объектами управления становятся элиты и правительства государств, через финансовый контроль над ними происходит колонизация государства (финансовая колонизация). В колониальных государствах роль национальной элиты заключается в выполнении воли глобальной элиты и претворения в жизнь целей и задач, поставленных перед ними. Быть «национальной элитой» сегодня – значит, не связывать себя с туземным народом, а быть частью мирового истеблишмента. Ответственность перед глобальной элитой значительно превышает ответственность перед собственным народом. Это означает, что вся их риторика о демократии, честных выборах, о политическом суверенитете страны - приманка для простаков.

Это означает отрицание демократии как таковой, потому что мировую элиту никто не избирал. Она кооптируется той или иной частью национальной элиты любой страны. И тогда эта «элита» отчитывается не перед народом данной страны, а перед своими братьями по ложе, перед глобальной олигархией. Они не имеют ничего общего с народом той страны, где они обитают, их работа имеет свою логику и мораль. «Национальная элита» должна отказываться от предпринимательской и всякой другой производительной деятельности на благо собственного государства, и должна обеспечивать свободный доступ глобальной ростовщической элите к национальным богатствам страны обитания. Выполнение воли мировых финансовых центров обеспечит место в глобальных финансовых структурах представителям «национальных олигархических элит». А глобальной элите обеспечит гарантированную прибыль и тотальный контроль над суверенитетом государств. Для достижения мирового господства мировые финансовые центры перед собой ставят следующие задачи и этапы. первый этап. – создание на планете системного кризиса и нестабильности. Второй - организация голода и природных бедствий. Третий - формирование общественного мнения в пользу глобального антикризисного управления и образования мирового правительства.

Для расширения и углубления влияния мировых финансовых центров необходимо формирование в глазах мирового сообщества образа врага. В прошлом таковым был СССР, сегодня- это исламский терроризм, Ливия, Сирия, Иран, а в ближайшей перспективе вполне может стать Китай. Для этого необходимо будет вокруг Поднебесной создать агрессивно настроенную антикитайскую дугу.

Цивилизационные центры мировой силы и их стратегии

Мировые этно-культурные цивилизации (регионально – цивилизационные объединения) Востока и Запада пока играют вторичную роль в формировании планетарных процессов. Вместе с тем, идет активное формирование геополитических центров силы на культурно-цивилизационной основе. Центрами первой величины являются Северная Америка, Европа, Китай. Между ними идет острая конкуренция не только за лидерство, но и за выживание. При этом, Северная Америка и в меньшей степени Европа служат «телом» мировой финансовой олигархии, но и они на уровне государств ведут «тихую» войну за независимость от финансовой олигархии и ТНК (акции «захвати Уолл-Стрит», поколение «Игрек» и др.) Индия, как мировая цивилизация, динамично набирает мощь, но это пока второй эшелон, как и Япония, Россия, Бразилия. Исламский мир разрознен и отстает в развитии, ищет свой цивилизационный путь. Латинская Америка лишь приступила к цивилизационному строительству. Африка, с уничтожением М. Каддафи, еще долго не обретет своей самобытности и самостоятельности в развитии.

Такая конфигурация мировых сил, разнонаправленность их действий создают систему трудно разрешимых противоречий для всего человечества.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук К.В. Сивков в своей статье «Оценка вероятности мировой войны» выделяет 7 основных противоречий и диспропорций, которые породили глобальный системный кризис XXI столетия:

Противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли;

Диспропорции в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья;

Противоречие между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми;

Противоречие между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой;

Противоречие между.объемом мирового «финансового пузыря» и

Масштабом реального сектора мировой экономики;

Противоречие между огромной мировой финансовой властью транснациональной финансовой элиты и отсутствием ее политической субъектности;

Противоречие между бездуховностью «свободного рынка», порождающей власть денег, и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующих цивилизационные различия, порождающих власть идей (в той или иной степени). (Сивков К.В. Оценка вероятности мировой войны // Управление мегаполисом. – М., 2009. №2).

Как пытается «разрешить» эти противоречия Запад (олигархия + «национальные» элиты?

Первое: передача под т.н. международный контроль важнейших природных ресурсов и стратегических коммуникаций. В случае сопротивления со стороны суверенных государств, на их территориях запускаются «цветные» революции, организуются «демократические» перевороты, кризисы и пр.. Но, если мирный вариант не срабатывает, то тогда запускается силовой метод решение проблемы, (Югославия, Ирак, Ливия) .

Второе: официальное оформление управляющих глобальных структур. Кто, например, создавал «восьмерку», «двадцатку», Давосский форум? Кто уполномочивал США вводить межидународные санкции, осуществлять международное «правосудие»? Однако, решения этих и подобных «органов» фактически являются обязательными для мирового сообщества государств.

Реализуются и другие варианты, как, например, придание глобальных функций НАТО.

В Стратегической концепции Организации Североатлантического договора, принятой главами государств и правительств в Лиссабоне (ноябрь 2010 г.) , НАТО присваивается право: «развёртывания надёжных вооруженных сил там и тогда, где это необходимо для нашей безопасности, и содействия общей безопасности во взаимодействии с нашими партнёрами во всем мире. Пока мир меняется, ключевая задача НАТО останется прежней: обеспечить, чтобы альянс оставался не имеющим себе равных сообществом свободы, мира, безопасности и общих ценностей».

Но если отбросить пустые слова, то НАТО заявляет право военной силой контролировать весь мир. Опираясь на общепринятые постулаты о защите прав человека, борьбе с терроризмом, ядерным распространением, наркотиками и так далее, но на самом деле после принятия такой концепции в лице НАТО легитимизирован силовой инструмент для поддержания власти денег, власти транснационального олигархата. . Но их власть будет сильна, пока будет силен доллар. Пока большинство стран мира готовы держать свои денежные ресурсы в долларах и рассчитываться друг с другом американской валютой, США и финансовая олигархия будут жиреть и властвовать. Сокращение «территории доллара» неизбежно приведет к его ослаблению и уменьшению влияния его производителей на мировые процессы. Изменение философии жизни человечества (больше духовности, нравственности, интеллекта – меньше потребления), бережное отношение к природе (гармония с природой) приведут к краху власти денег.

Главными объектами геополитического противоборства становятся: ключевые (стратегически важные) районы мира, стратегические коммуникации, глобальные ресурсы. Обладание этими объектами во многом будет определять геополитический статус цивилизаций и групп государств, динамику их развития, степень внешней и внутренней безопасности, уровень суверенности.

Главной сферой геополитической борьбы в ХХ1 столетии становится культурно – цивилизационная среда и духовная сфера. Уничтожения или поглощение мировых цивилизаций, изменение их сущности, одна из главных задач Запада и финансовых элит. Для подконтрольного мирового пространства необходима универсальная мировая религия и таковая формируется в лице иудео – христианства.

Динамика цивилизационных процессов позволяет делать некоторые прогнозы и выводы. Так, неспособность государств противостоять глобальным мафиозным структурам, рождает в качестве ответа выход на мировую арену более крупных социально – политических игроков – цивилизаций и цивилизационных союзов. И в этой ситуации у России появляется исторический шанс внести свою мессианскую лепту в строительство нового справедливого миропорядка.

Геополитический проект России

Наиболее динамично развиваются и обретают ведущие позиции в мировых процессах восточные цивилизации, прежде всего, Китай и Индия. Но могут ли они предложить человечеству цельный мировой проект? Вряд ли, поскольку сами конкурируют друг с другом за ресурсы, за территории влияния. С таким проектом может и должна выступить Россия с уверенностью, что ее поддержат подавляющее большинство народов мира. Потому, что это будет проект ожидаемый человечеством: мессианский по сущности, глобальный по масштабности, направленный на выживание и развитие всех народов мира - по содержанию. Проект геополитического интеллекта и разума человечества. Именно разума, а не животного прагматизма. Действительный член Академии геополитических проблем И.Н. Острецов пишет: «Интеллект, наделенный свойствами разума, способен создать построения, вероятность возникновения которых в рамках чисто стохастического процесса практически равна нулю…Только разум, раз возникнув, не может погибнуть в силу того, что он способен совершенствовать формы своего существования… Таким образом, абсолютно необходимым условием развития, является увеличение интеллектуальной части человечества ». (Острецов И. Введение в философию ненасильственного развития. М., 2009, с. 57, 61). Для самой России – это будет проект восстановления цивилизационной сущности и преображения, основанный не на голом прагматизме, а на разумных началах и геополитическом потенциале Отечества. В противном случае мы, Россия, станем третьеразрядной азиатской страной (по Бжезинскому), или вообще уйдем из исторического процесса.

Для разработки и продвижения российского проекта, прежде всего, необходимо сконцентрировать научный потенциал страны и освоить метод геополитического анализа, геополитического прогноза, геополитического планирования мира. Такую методологию освоили много лет назад англосаксы, Сталин, ротшильды и Ватикан. Сегодня этой методологией обладает и Академия геополитических проблем (Россия) в содружестве с другими общественно-научными организациями. В основу проекта предлагается положить геополитическую доктрину России, в которой:

Дать объективный анализ мировых процессов, доказать неосуществимость и катастрофичность для человечества, как западного, так и мондиалистского (транснационального) проектов;

Выявить позитивный потенциал человеческой цивилизации, способный при его разумной реализации сохранить все народы мира, дать импульс их всестороннему развитию;

Отразить желаемые для России (и для всего человечества) тип, цивилизационого устройства, геополитическую конфигурацию мира и систему принципов поведения мирового сообщества;

Заявить о претензии России на роль Евразийского геополитического центра и о геополитических союзниках России, не называя конкретные страны и цивилизации, а ограничившись лишь принципами определения союзных сил и идейно-религиозных систем;

Предложить мировому сообществу собственное видение содержания и смысла человеческого бытия, роль и функции экономики и финансов, как средства развития культуры, науки, образования, социальных коммуникаций, а не средства наживы и сверхобогащения;

Предложить миру систему международной безопасности, основанную на принципах межцивилизационного баланса сил, заложенных в обновленный Устава ООН, поощряющий развитие систем коллективной безопасности, исключение военных действий, как средства разрешения споров и конфликтов.

Предлагая человечеству геополитический проект, Россия обязана изменить и свою сущностную стратегию, опять же на основе интеллекта и разума. В частности:

Разработать собственную геополитическую теорию ХХ1 века (российские специалисты готовы ее разработать), где главными субъектами мировых процессов будут не отдельные государства, а цивилизации;

Инициировать формирование межцивилизационной общины в составе цивилизаций, несогласных с миропорядком «золотого миллиарда» (Россия, страны СНГ, Китай, исламский мир, Латинская Америка, ряд стран Западной Европы и Африки).

Способствовать развитию таких международных организаций как ШОС, БРИКС, АСЕАН, налаживанию взаимодействия с ОИК, ЛАГ, Латинской Америкой;

Приступить к формирование новой международной финансовой системы (на первом этапе закрытой для доллара) на основе юаня, рубля, динара, акю.

Продвигать создание комплексной системы коллективной безопасности в формате взаимодействия ШОС, БРИКС, ОДКБ, АСЕАН.
- ускорить оформление членства в ШОС Индии, Ирана, Монголии, приглашение в качестве кандидатов Вьетнама, Афганистана, Пакистана; и других стран;

Разработать и внедрять проект четвертого геополитического пространства в составе: Россия (СНГ), Индия, Иран, Афганистан, возможно Япония и другие страны;

Предложить модернизацию ООН и её Совета Безопасности, переводу их деятельности на цивилизационный принцип. (СБ ООН, постоянные представители от России (СНГ), Китая, Индии, стран ислама, Латинской Америки, Африки, Японии, Европы, Северной Америки).

Активизировать объединение усилий в рамках СНГ (евразийский союз) ШОС, БРИКС, по отработке прорывных инновационных технологий особенно в ядерной, нано-молекулярных и иных областях, по разработке новых систем безопасности.

Философское понимание бытия является базой для формирования картин мира. Картина мира – это образ окружающей действительности, специфический способ восприятия, объяснения и осмысления окружающего мира.

Выделяют 4 типа картин мира:

1. обыденная картина мира – простейший взгляд на мир на основе опыта повседневного наблюдения, свободного от достижений науки и религиозной веры.

2. научная картина мира – это образ окружающего мира на основе достижений науки (она подробно будет рассмотрена в лекциях № 13 и 14)

3. религиозная картина мира – это взгляд на окружающий мир с позиции религии, веры в сверхъестественное (её характеристика – в лекциях № 14 и 15)

4.философская картина мира – это целостный мировоззренческий взгляд на мир и на место в нем человека (может быть идеалистической, метафизической, материалистической, диалектической, дуалистической). Развитие философской картины мира подробно рассмотрены в лекциях № 1-5.

Основные этапы развития картин мира:

1 этап: до XVIIвека – натурфилософская картина мира

2 этап: XVII–XVIIIвека – механистическая картина мира

3 этап: XIX– начало ХХ века – электромагнитная картина мира

4 этап: начало ХХ – конец ХХ века – квантово-релятивистская картина

5 этап: с конца ХХ века – синергетическая картина мира (синергетика – это наука о разнородных процессах).

Особый интерес представляет осмысление истории развития и современного анализа научной картины мира. Научная картина мира представляет собой специфический способ видения (образ) окружающей действительности и ее отдельных элементов, основанный на достижениях науки. В своем развитии научная картина мира прошла три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический.

Классическая научная картина мира (до начала XIX века) осмысливает все, что от­носится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельно­сти. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изу­чения.

Классическая научная картина мира сама изменялась с тече­нием времени: с античности до окончания эпохи Возрождения (конец ХУ1 века) она носила натурфилософский характер, в основе которого:

а) опыт обыденного наблюдения, невмешательство в окружающий мир, сознательный отказ от эксперимента;

б) космоцентричность, гармоничность, единство небесной и земной жизни;

в) примитивные знания о мире (Земля - диск или шар, покоящейся на трех слонах т.п.);

г) слитность человека с природой, его включенность в окружающий мир (человек как микрокосмос, а позднее - образ и подобие божье);

д) цикличность и повторяемость событий;

е) господство стихии случайностей и стремление человека выжить в опасном и чуждом ему мире;

ж) наука подчинена религии, так как вся жизнь человека подчинена воле богов;

з) аграрное общество, основанное на обработки земля.

Для эпохи Просвещения и нового времени (ХУП - ХУШ в.в.) характерно механистическое осмысление действительности, основные идеи которого состоят в следующем:

а) решающий фактор изучения мира - изобретение механических часов, разнообразных транспортных машин и механизмов, баромет­ра, микроскопа, магнита, телескопа, воздушного насоса и т.п.;

б) наукоцентризм в познании действительности, безграничная вера в исключительную силу науки (знание - сила);

в) опытно-экспериментальное изучение мира;

г) в центре научного исследования - макромир (физические тела и явления);

д) человек - чрезвычайно сложная живая и мыслящая машина;

е) общество как гигантский механизм (часы), созданный и заведенный великим часовщиком (Богом);

ж) промышленное общество ка следствие промышленного переворота.

Неклассическая научная картина мира (2-я половина XIX - 1-я половина ХХв.в.) связанная с разработкой электромагнитной и квантово-релятивистской теории, отвергает объективизм класси­ческой науки и отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств познания, от субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Неклассическая картина мира во 2-ой половине XIX и начале XX в.в. была электромагнитной, которая характеризовалась следующими основными идеями:

а) включение в сферу научного исследования микромира;

б) рассмотрение поля (электрического, магнитного) как вида дейст­вительности;

в) введение принципа близкодействия для анализа взаимодействия электрических взглядов и элементарных частиц;

г) понимание человека как социального (общественного) существа, представителя определенной социальной группы;

д) анализ индустриального общества как результата научно-технического прогресса и усиления взаимозависимости различных государств и народов.

Для середины XX века характерно квантово-релятивистское понимание мира, основу которой составляют:

а)квантовая механика, астрофизика, теория относительности, исследование внутриядерной энергии и внутриядерных взаимодействий;

б) объект исследования - мегамир и минимикромир;

в) линейность и равномерность изменений действительности;

г) человек как биосоциальное существо;

д)постиндустриальное общество как следствие научно-технической революции;

е) противоборство различных государств и социальных систем.

Постнеклассическая научная картина мира конца XX - начала XXI века характеризуется включенностью субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами. Современная Постнеклассическая картина мира носит синергетический характер и базируется на следующих идеях:

а) нелинейность, разнообразие, разупорядоченность, неравномерность мира как сложной системы и процессов его изменения и развития;

б) эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых и самоорганизующихся систем, а также возможность их распада из-за нарушения равновесия и недостатка информации;

в) человек как биопсихосоциокультурное существо со своим индивидуальным, непохожим на других людей внутренним миром;

г) информационное (технотронное) общество;

д) конвергентное развитие общества;

е) необходимость выживания человечества в ядерный век и в условиях экологических проблем.

Философия и современная наука позволяют с определенной долей достоверности заглянуть в будущее. Оно может быть класси­фицировано:

а) на непосредственное будущее, которое является наиболее предсказуемым,ибо базируется на достижениях современной нам науки (приблизительно 1-я четверть ХХI века);

б) на обозримое будущее, степень вероятности прогноза которого уже ниже, чем в первом случае, что диктует большую осторожность в размышлениях: государство не отомрет, социальная разобщен­ность останется, хотя возможно будет несколько сокращена эконо­мическая отсталость отдельных государств, сократится в опреде- ленной степени разрыв между городом и деревней, физическим и умственным трудом (большая часть XXI века);

в) на отдаленное будущее, для которого характерна минимальная вероятность и требуется максимальная осторожность: здесь больше незнания, чем знания, так как изменения в этот период будут осуще­ствляться на научной базе сложившейся в XXI столетии.

Человечество всегда стремилось заглянуть в свое будущее, предвидеть его, чтобы подготовиться к возможным негативным событиям. Вспомним "Атлантиду" Платона, "Утопию" Т.Мора, "Город Солнца" Т. Компанелло, "Новую Атлантиду" Ф.Бэкона, предсказания Нострадамуса, марксистские идеи светлого будущего, технократические и антитехнократические прогнозы современной западной философии. Однако сегодняшние проблемы, связанные с опасностью войн и военных конфликтов способны перечеркнуть оптимистические надежды человеческой цивилизации. Изучением войны и вооруженной борьбы для их предотвращения и в идеале -исключения из жизни человечества занимается военная наука.

□ □ □ □ □ □ □ □

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Научная картина мира

А.В. Маслихин

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Научная картина мира имеет свои этапы развития: классическая, неклассическая и постнеклас-сическая картины мира. Классическая картина мира относится к Новому времени (XVII в.) -это была система мышления, основанная на идеях Р. Декарта и И. Ньютона. На рубеже XIX-XX веков происходит революция в естествознании (физике), которая положила начало неклассической картине мира. Во второй половине ХХ века возникают синергетика, «антропный принцип», «концепция устойчивого развития», нанотехнологии. Именно они явились основой для создания образа постнеклассической картины мира.

Scientific mapping of the world has its stages in development: classical, nonclassical and post-nonclassical. The classical one referring to the New time (XVII century) is the system of thinking based on the ideas of R. Descartes and I. Newton. A revolution in natural sciences (physics) lead to the appearance of a nonclassical picture of the world (XIX-XX centuries). Synergetic «anthropic principle», «the concept of steady development», nanotechnologies appeared in the second half of the XX century. They were precisely the base to create the image of the postnonclassical mapping of the world.

Научная картина мира занимает исключительное место во взглядах человека на мир. Это связано с возрастанием роли науки в XXI веке как одной из важнейших форм общественного сознания и движущей силы развития общества. Авторитет науки в значительной степени определяется тем, что она претендует на объективное отражение мира, таким, каков он есть в действительности. Наука стремится выразить мир в строгих теоретических законах и понятиях, в точных математических расчетах. Поэтому научная картина мира выступает противоположной, например, религиозной версии мироздания.

Научная картина мира имеет свои этапы развития (как революционные, так и эволюционные): классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира.

Классическая картина мира относится к Новому времени (XVII в.) - это была система мышления, основанная на идеях Р. Декарта и И. Ньютона. Ее суть сводится к следующему. Декарт (1596-1650) считал, что реальность двойственна; материя и ум - различные субстанции, существующие вечно и развиваю-

щиеся параллельно. Отсюда следовало, что материальный мир можно описать объективно, не включая человека-наблюдателя с его субъективностью. Можно сказать, что идея «строго объективной науки» базируется на декартовских онтологических построениях. Немалую роль в развитии естествознания XVII века сыграл Исаак Ньютон (1643-1727). В работе «Математические начала натуральной философии» был сформулирован главнейший принцип научных исследований: наблюдая конкретные виды движения, важно отыскивать в них силы, причины этих движений, и только на этой основе формулировать законы естественного мира. В «Началах» сформулированы три основных закона классической механики. Эпохальную роль сыграл открытый Ньютоном закон всемирного тяготения, доказавший абсолютное значение силы тяжести при изучении взаимодействия земных и небесных тел. В области математики Ньютон занимался дифференциальными и интегральными исчислениями.

Научная картина мира XVII века, возникшая из учений Декарта и Ньютона, объективно отбросила

фигуру Бога. Эта картина рационально-механистическая, она демонстрирует нам мир, как единый и единственный, как мир твердой материи, подчиненный законам механики. Такой мир безмолвен, лишен духа и свободы; в нем действуют слепые, стихийные силы. Человек в этом мире - чистая случайность, он побочный продукт звездной эволюции. Лишенный Бога и сознания, мир не живет, а существует без смысла и цели.

По учению Ньютона, механическая Вселенная состоит из атомов - неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой. Пространство - абсолютно, постоянно и всегда находится в покое; оно не связано с материей и представляет собой большое вместилище тел. Другое свойство мира - время - являет собой чистейшую длительность, оно, как и пространство, абсолютно и существует независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком (линейно) оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Причем настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим и прошлым. Образно говоря, Вселенная - это огромный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий, Вселенная развивается без участия сознания. Жизнь зарождается, по мнению И. Ньютона, случайно. С точки зрения физики, появление жизни и сознания - явления странные, абсурдные, так как они противоречат второму закону термодинамики, утверждающему, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой. Полагая человека случайностью, механистическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями.

В XVIII веке наука утверждается в сфере экспериментального изучения природы. Механицизм, сводившийся к изучению сил притяжения и отталкивания, механическим моделям природы уступает место расчетам и уравнениям, опиравшимся на точные измерения. В это время научное знание рождает диалектические идеи, ломает метафизические препятствия в осознании всей сложности бытия, происходит первая научная революция.

Выдающуюся роль в формировании рационального образа науки сыграли философы эпохи Просвещения. Французские материалисты стали издавать «Энциклопедию наук, искусств и ремесел», которая выходила с 1751 по 1776 год. Всего было издано 33 тома, где освещались разнообразные проблемы, волновавшие людей. Вдохновителями этого издания были Д. Дидро и Д"Аламбер. Так, Дени Дидро (17131784) в философских трудах отстаивал принцип материальности мира. Причина материи заложена в ней самой. Вся природа находится в развитии. Человек, подобно другим живым существам, имеет свою исто-

рию, является биологическим видом. Наука должна опираться на наблюдения, а ученый, размышляя, постоянно должен добывать факты при помощи опытов. Как философ-гуманист, Дидро высоко ценил человека, справедливо полагая, что в процессе формирования своих качеств, решающая роль принадлежит внешней среде. Д"Аламбер (1717-1783) написал вступительную статью к «Энциклопедии...» - «Очерк происхождения и развития наук». В ней он рассматривал развитие научного знания как проявление прогресса идей, обусловленных прогрессом человеческих потребностей. Он связывал появление медицинских и земледельческих знаний с заботой человека о близких, как проявление чувства самосохранения. Подчеркивая важную роль в обществе ремесленников и изобретателей, Д"Аламбер утверждал, что в них концентрируется народная наука. В создании энциклопедии приняло участие 150 ученых, философов, специалистов.

Итак, ньютоновско-декартовская парадигма, научные идеи Просветителей господствовали с XVII века до конца XIX - начала XX века, отражали естественно-научные знания о действительности.

На рубеже XIX-XX веков происходит революция в естествознании (физике), которая положила начало неклассической картине мира. Во второй четверти XIX века голландский физик Г.А. Лоренц разрабатывает электронную теорию вещества. Он создает не только теоретическую модель электрона, но и придает ему математическую форму. Вслед за теоретическими поисками, в этом направлении начинают вестись целенаправленные эксперименты. В 1895 году немецкий физик В.К. Рентген открывает икс-лучи - рентгеновские лучи, он же описал основные свойства нового вида излучения, природа которого тогда была еще неизвестна. В 1896 году французский физик А.А. Бекке-рель, изучая действие люминисцирующих веществ на фотографическую пластинку, обнаружил, что урановая соль действует на фотопластинку в темноте, даже без предварительного облучения. Последующие опыты Беккереля показали, что это действие вызвано новым видом излучения. Далее исследования были продолжены Пьером Кюри и Марией Складовской-Кюри. Они установили, что излучение является неизвестным до тех пор свойством вещества, названного ими радиоактивностью. В результате опытов Кюри в 1898 году были открыты два новых элемента: полоний и радий. Э. Резерфорд и Ф. Содди предположили, что радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних химических элементов в другие. При этом были открыты новые виды излучения: альфа-, бета- и гамма-лучи. В 1903 году Ф. Содди в содружестве с У. Рамсэем обнаружили гелий среди

продуктов радиоактивного распада радона. Факт образования гелия при распаде радиоактивных элементов послужил важным аргументам в пользу теории радиоактивных превращений.

Дополнительный импульс развитию физики в начале ХХ века придало создание А. Эйнштейном теории относительности. Он объединяет теорию света (электромагнетизм) и теорию строения мира (механику). В результате была признана равноценность понятий массы и энергии. С учетом коэффициента, связанного со скоростью света, зависимость между массой и энергией стала выражаться в знаменитом равенстве: Е = шс2. Открытия А. Эйнштейна позволили научно обосновать философский тезис о единстве материи, движения, пространства и времени.

Совокупность этих и последующих открытий в физике получила название «революция в естествознании» рубежа XIX-XX веков.

Новые открытия в науке: теория относительности А. Эйнштейна, работы Э. Резерфорда, Н. Бора, В. Гей-зенберга и других создателей квантовой механики, в корне изменили видение мира. Причем вторая научная революция распространила данные естествознания на микро- и макромиры. Согласно картине мира, созданной теорией относительности, пространство не трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями -они связаны между собой и с материей, без которой их существование невозможно.

Пространство и время находятся в органической связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время - замедляться. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время».

Принципиально новые представления о микромире создает квантовая механика. Она утверждает, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. Тот или иной феномен микромира может выступать и как частица, и как волна. Частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в энергетическое состояние. Элементарные частицы не имеют фиксированного места в пространстве и массы покоя - они являют собой как бы сгустки поля. В области квантовых взаимодействий отсутствует причинность, которая в классической физике является фундаментальным понятием. Таким образом, теория относительности, квантовая физика и другие научные открытия показали, что мир гораздо сложнее, разнообразнее, чем это

представлялось классической физике ХVII-XVIII веков.

Основатель науки синергетики Илья Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) во второй половине ХХ века выдвинул ряд новых идей в понимании эволюции. Синергетика - это теория самоорганизации открытых неравновесных систем -природных, социальных, когнитивных. В узком смысле - это учение о нестабильных, неустойчивых состояниях бытия, переходах от хаоса к порядку и обратно. Синергетика претендует на универсальную методологию научной практики, как ее видят естествоиспытатели, обращаясь к познанию сложностей окружающего мира.

Фундаментальные идеи третьей научной революции явились основой для создания образа постнеклас-сической картины мира.

Синергетика, как теория самоорганизации систем, поражает необычайными идеями и представлениями. Если второй закон термодинамики (который здесь упоминается) предполагает, что всякая сложная система стремится стать простой, то синергетика утверждает, что он не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность развиваться в направлении большей сложности. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени своего бытия. Для сложноорганизованных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, а значит, существует возможность выбора наиболее оптимальных из них. Раньше, как известно, развитие понималось как поступательно-линейное, без альтернатив. Более сложным понимается соотношение между прошлым-настоящим-будущим. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется по принципам, заложенным в ней, в том числе и соответствующим целевым порядком. Иначе говоря, будущее организует настоящее, оно наличествует в определенных участках структур сегодня.

И. Пригожин придает большое значение таким явлениям, как случайность и хаос. Конечно, и раньше знали о случайности. Но она изгонялась из научных теорий. Случайность считалась второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Существовало убеждение, что она не оставляет следа в общем течении событий природы и общества. Поэтому главное внимание уделялось необходимости, которая, как считалось, всецело определяла развитие системы.

Синергетика полагает, что, наряду с необходимостью, случайность в эволюции реальных систем играет большую роль, вследствие этого мир становится

загадочным, непредсказуемым, неконтролируемым и что случайности могут сбить, отбросить с избранного пути, приводить к сложным блужданиям.

Новая теория демонстрирует нам, почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация. В процессе самоорганизации открытых нелинейных систем обнаруживается двойственная природа хаоса. Хаос разрушителен (эта сторона человеку давно была известна), и в то же время он конструктивен, созидателен через свою разрушительность.

Большое значение для развития самоорганизующихся систем имеет положение синергетики об условиях (средах) их развития. Одна система может функционировать и развиваться при условии наличия другой системы, последняя прилагается к первой в каждой точке и служит для нее питающей, поддерживающей основой. Например, такой системой является кора головного мозга, пронизанная кровеносными сосудами, питающими ее кислородом. Общество тоже может функционировать и развиваться при условии наличия другой системы - природы. Последняя дает обществу вещество, энергию, воду, воздух и т.д.

Синергетика формирует знания о том, как надлежащим образом оперировать сложными системами и как эффективно управлять ими. Главное здесь не силы, а правильная архитектура воздействия на сложную систему (среду). Малые, но правильно организованные воздействия на сложную систему чрезвычайно эффективны. Это свойство было угадано еще в далеком прошлом и выражено в следующей форме: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д. Таковы в самом общем виде идеи синергетики, которые существенно дополнили классическую и неклассическую картины мира, а следовательно, и научную картину мира в целом.

По мнению ряда выдающихся зарубежных ученых, грядет новая научная революция. Гигантский потенциал открытий содержит ныне биология. Речь идет о генной инженерии и клонировании (от древнегреческого klon - побег, черенок). Объектами генной инженерии стали многие объекты хозяйственной деятельности человека: растениеводство, животноводство, рыбное хозяйство. Ученые предлагают создавать новые ценные породы животных, рыб, растений; сохранять исчезающие виды флоры и фауны; даже восстанавливать ископаемые виды по останкам ДНК. Клонирование находится на стадии создания сложных экспериментальных технологий. Научная общественность России обращает внимание на этические, меди-

цинские, философские последствия подобной деятельности.

Актуальное значение в начале XXI века обрели проблемы нанотехнологий и виртуалистики (от лат. уйиаИБ - возможный). Нанотехнологией называется междисциплинарная область науки, в которой изучаются закономерности физико-химических, биологическими процессов в пространственных областях на-нометровых размеров (10-9 м) при создании новых молекул, материалов, наноустройств . Мировые инвестиции в сферу разработки нанотехнологий ежегодно почти удваиваются и достигли суммы примерно в 12 млрд долларов. По данным аналитиков, сейчас Россия опережает по уровню, значимости разработок и охвату тем в наноиндустрии большинство стран Европы и Америки, уступая только США и Японии.

Разнообразные аспекты виртуальной реальности исследуют философы, психологи, представители естественных и технических наук. Атрибутами виртуальной реальности являются не только актуальная реальность (пространство, время, движение, развитие, отражение), но и идеальная инореальность. Здесь присутствуют субъективные качества и действия человека (иллюзорность, мир грез и мечтаний, претензии на обретение особого статуса в настоящем, психосоматические потребности организма и т.д.). «Виртуальная реальность, фиксируя множество несводимых друг к другу, онтологически самостоятельных реальностей, является их моделирующей имитацией. В качестве основных функций виртуальности называются: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность» . Устойчивое развитие человечества сопряжено с необходимостью исследования новых реалий своего психо-космо-социо-информационного бытия, включения теоретических и практических результатов в современную научную картину мира.

В начале XXI века научное и философское осмысление мира способствовало утверждению ряда новых положений, получивших статус общетеоретических значимостей. К ним относятся: методологический плюрализм, «парадигма целостности», «антроп-ный принцип», принцип коэволюции (природы и общества). Ныне на передовые позиции выдвинуты понятия - «нелинейность», «бифуркация», «альтернативность». По-прежнему большую роль играют принципы диалектического метода (принципы всеобщей связи и принцип историзма, развития и др.). Здесь нет возможности раскрыть каждый принцип. Выделим только «антропный принцип». Он требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является

человек. Его сознание изначально включено в само наше восприятие действительности. Этот принцип означает: мир таков, каков он есть, потому что мы смотрим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде меняет и картину мира. Чисто объективное ее описание без человека невозможно. Этот принцип включает в науку человеческий фактор - он преодолевает разрыв между объектом и субъектом, сближает мир природы и мир человека, разрушает глубочайшую разделенность естественных и социальных наук.

Важной особенностью деятельности ученых в современной России является осуществление масштабных комплексных исследований. Объективным основанием развертывания таких работ является состояние природной среды, гигантские масштабы жизнедеятельности людей на планете. Исследование сложившейся ситуации предполагает концентрацию усилий специалистов естественных, гуманитарных, технических наук. По мнению видных отечественных и зарубежных исследователей, качественный характер взаимодействия природы и общества меняется в связи с научно-техническим прогрессом, возникновением глобальных проблем человечества. Наступает «... этап истории человечества, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Человечество - часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего» . Исследования в

области глобальной экологии - «парниковый эффект», «глобальное потепление», «озонные дыры» и т.п. имеют жизненное значение не только для россиян, но и для всего человечества. Реальной основой реализации принципа коэволюции является всесторонний учет нагрузки на биосферу со стороны техногенной деятельности людей.

Таким образом, этапы научной картины мира фиксируют идею, в соответствии с которой новейшая картина мира не равна прежней. Мир один, но с развитием науки он как бы приближается к человеку и человечеству своими гранями, переливами содержания . Предельно объективное и глубокое представление о законах и закономерностях бытия предлагает нам именно научная картина мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ратнер, М. Нанотехнология / М. Ратнер, Д. Ратнер. - М.: Вильямс, 2004. - 240 с.

2. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов / В.П. Коха-новский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 235-236.

3. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. - 1998. - № 8. - С. 26.

4. Разделы, посвященные истории науки до XVII века и общественно-гуманитарной картине мира, содержат книги: Маслихин А.В. Философское введение в науку / А.В. Маслихин. - Йошкар-Ола: МПИК, 1994. - 216 с.; Маслихин А.В. История и философия науки / Мар. гос. ун-т; А.В. Маслихин.. - Йошкар-Ола, 2007. - 184 с.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме