Стендаль красное и черное тесты. Тест "красное и черное"психологическое тестирование переключения внимания. Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Это комплекс норм, условий и требований, который следует осуществлять для создания оптимальных условий деятельности зрительного анализатора.

1. Соблюдение норм естественной и искусственной освещенности.

2. Правильный подбор мебели, с учетом роста ребенка (расстояние от глаз до стола 30-35 см).

3. Соблюдение норм и требований к просмотру телевизионных передач.

4. Правильная дозировка зрительных нагрузок (шрифт для каждого возраста, нельзя читать лежа, в движущемся транспорте- соблюдать расстояния, соблюдать нормы непрерывности письма: для учащихся 6-7 лет 5-7 мин, 7-10 лет 10 мин, 11-12 лет 15 мин, 13-15 лет 20 мин, 16-18 лет 25-30 мин. Непрерывное чтение: 6-7 лет 5-10 мин, 8-10 лет 15-20 мин, 11-15 лет 25-30 мин, 16-18 лет 35-45 мин, в промежутках следует давать отдых глазам примерно на 10 минут).

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор- это второй по значению анализатор в обеспечении адаптитвных реакций и познавательной деятельности человека, его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Слуховое восприятие- основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикулярный аппарат у него остается ненарушенным.

Слуховой анализатор воспринимает слуховые волны, отличающие по высоте, частоте и внутреннего уха. Звуковые волны поступают в наружное ухо, состоящие из ушной раковины и слухового прохода переходит в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки и 3-х слуховых косточек-молоточек, наковальня, стремечко, затем поступают во внутреннее ухо, включающее лабиринт, который состоит из трех частей: в центре- преддверие, спереди от него находится улитка, состоящая из 2,5 витков, сзади – полукружные каналы. В центре улитки расположены рецепторы слухового анализатора – звуковоспринимающий аппарат- спиральный, или кортиев орган, представляющий собой слуховые волосики, ударяясь о которые звуковая волна преобразуется в электрический импульс, передающийся в слуховой нерв, который поступает в слуховой центр.

Слуховой анализатор включает вестибулярный аппарат, обеспечивающий удержание тела в пространстве.

Возрастные особенности слухового анализатора

Чем меньше ребенок:

1. Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов слышимости, т.е. наибольшая острота слуха свойственная подросткам и юношам (14-19 лет)

2.Тем ниже острота слуха.

3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.



Гигиена слухового анализатора

Гигиена слухового анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

1. Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

2.Профилактика “ школьного шума”.

3.Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, слова должны произноситься четко.

4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.

5.Гигиеной слуха диктуются размеры учебного помещения.

Лекция 6. Железы внутренней секреции и опорно-двигательный аппарат

План

1.Понятие об эндокринных железах.

2.Значение деятельности желез внутренней секреции.

3.Особенности желез внутренней секреции.

4.Железы внутренней секреции

5. Значение опорно-двигательного аппарата.

6. Функции костно-мышечной системы.

7. Скелет – структурная основа тела.

8. Рост и развитие костей.

9. Части скелета и их развитие

10.Мышечная система.

11.Возрастные особенности костно-мышечной системы.

12.Гигиена костно-мышечной системы.



Ключевые слова

Железы внутренней секреции, эндокринная система, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, надпочечники, тимус, гормоны, движение, скелет, мышцы, костно-мышечная система, лордоз, кифоз, сколиоз, плоскостопие.

Литература

  1. Хрипкова А. Г. , Антропова м. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школоная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
  2. Иргашев А. С. Возрастная физиология. Ташкент, 1989.
  3. Фарбер Д. А., Корниенко, Сонькин В. Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 64 с.
  4. Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 2-е изд, испр. – М.: Дрофа, 2000. 216 с.
  5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 456
  6. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях./ Под ред. В. А. Поляква. – М.: Мелицина, 1990 – 120 с.

Вопросы к практическому занятию

1. Назовите особенности желез внутренней секреции.

2. Чем отличается железы внутренней секреции от желез внешней секреции?

3. Что такое гормон?

4. Роль щитовидной железы.

5. Основные функции опорно-двигательного аппарата.

6. Значение мышечной системы.

7.Какие нарушения опорно-двигательного аппарата у детей Вы знаете?

8. Гигиенические требования к школьной мебели.

9. Возрастные особенности костно-мышечной системы.

Железы внутренней секреции.

Эндокринная система

Железы внутренней секреции. В регуляции функций организма важная роль принадлежит эндокринной системе. Органы этой системы – железы внутренней секреции -выделяют особые вещества, оказывающие существенное и специализированное влияние на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей.

Железы внутренней секреции осуществляют вместе с нервной системой нервно-гуморальную регуляцию деятельности органов и систем, направленную на под­держание гомеостаза (постоянства) внутренней среды организма.

Железы внутренней секреции осуществляют гуморальную регуляцию рефлекторно, путем выделения в кровь при их возбуждении гормонов – высокоактивных биологических веществ, влияющих на рост и развитие, обмен веществ в организме и на сохранение постоянства внутренней среды. К железам внутренней секреции относятся:

Гипофиз,

Поджелудочная железа,

Щитовидная железа,

Надпочечники,

Паращитовидные или околощитовидные железы,

Вилочковая (зобная) железа, тимус, половые железы (мужские и женские).

Железы внутренней секреции отличаются от других желез, имеющих выводные протоки (желез внешней сек­реции), тем, что выделяют продуцируемые ими вещества прямо в кровь. Поэтому их называют эндокринными железами (греческого-endon – внутри, krinein – выделять).

Как уже говорилось выше, железы внутренней секреции или эндокринные железы выделяют свои гормоны непосредственно в кровь, в отличие от них железы внешней секреции выделяют свой секрет либо наружу либо в полость (потовые, сальные, слезные, желудочные, кишечные, слюнные). Существуют смешанные железы, которые часть секрета выделяют наружу, а часть в виде гормонов в кровь. К ним относятся: поджелудочная железа, частично кишечная и половые железы. Поджелудочная и половые железы – смешанные, так как часть их клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть – внутрисекреторную. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).Часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гормон инсулин и глюкагон, другие её клетки вырабатывают пищеварительный и поджелудочный сок.

Эндокринные железы человека невелики по размерам, имеют очень небольшую массу (от долей грамма до нескольких граммов), богато снабжены кровеносными сосудами, кровь приносит к ним необходимый строительный материал и уносит химически активные секреты. К эндокринным железам подходит разветвленная сеть нервных волокон, их деятельность постоянно контролирует нервная система.

Железы внутренней секреции функционально тесно связаны между собой, и поражение одной железы вызывает -нарушение функции других желез.

Гормоны. Специфические активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются ормонами (от греч. Herman – возбуждать). Гормоны обладают высокой биологической активностью и сравнительно быстро разрушаются тканями, поэтому для обеспечения длительного действия необходимо их постоянное выделение в кровь. Только в этом случае возможно поддержание постоянной концентрации гормонов в крови.

Гормоны обладают относительной видовой специфичностью, что имеет важное значение, так как позволяет недостаток того или иного гормона в организме человека компенсировать введением гормональных препаратов, получаемых из соответствующих желез животных.

Гормоны действуют на обмен веществ, регулируют клеточную активность, способствуют проникновению продуктов обмена веществ через клеточные мембраны. Гормоны влияют на дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение; с гормонами связана функция размножения.

Рост и развитие организма, смена различных возрастных периодов связаны с деятельностью желез внутренней секреции.

В зависимости от количества выделяемых гормонов различают нормальную, пониженную (гипофункция), повышенную (гиперфункция) функции той или иной железы.

Например, при малом выделении гормона роста гипофиза, развивается гипофизарный карлик, при большом гипофизарные гиганты.

Особенностью желез внутренней секреции является:

Высокая специфичность гормонов, то есть щитовидная железа выделяет только тироксин;

Множественность функций (эмоции и другие функции); -высокая взаимозависимость и взаимосвязанность. Железы внутренней секреции относятся к разряду тех органов, которые будучи весьма малыми по размеру, творят поистине великие дела, так как выделяясь в кровь и разносясь по всему организму, оказывают влияние практически на функции всех органов и систем.

Королем всех гормонов является гипофиз , восседающий на турецком седле. Гипофиз – небольшое образование овальной формы, это железа весом до 0,5 г. у взрослого человека и значительно меньшая у детей. При её микроскопическом изучении у взрослого различают три доли: переднюю, заднюю и промежуточную.

Внутрисекретное влияние гипофиза отличается разно­сторонностью, что связано с наличием множества гормонов, выделяемых железой в кровь и спинномозговую жидкость.

Гипофиз – влияет на функции почти всех желез внутренней секреции, а также на темпы роста и развития ребенка. Эта железа выделяет следующие гормоны:

1) Соматотропин, или гормон роста, обусловливает рост костей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилению роста, увеличению массы тела. Недостаток этого гормона проявляется в малорослости (рост ниже 130 см),задержке полового развития; пропорции тела при этом сохраняются.

2)Адренокортикотропный гормон (АКТГ) предупреждает гиперфункцию коры надпочечников, приводящей к на­ рушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови.

3) Лактогенный гормон (выделение молока при рождение ребенка).

4) Лютиинтропный гормон (регулирует образование желтого тела в матке).

5) Окситоцин стимулирует гладкую мускулатуру матки при родах, а также оказывает стимулирующее влияние на выделение молока из молочных желез. Несколько гормонов передней доли гипофиза оказывают влияние на функции половых желез. Это гонадотропные гормоны. Одни из них стимулируют рост и созревание фолликулов в яичниках (фоликулотропин), активизируют сперматогенез. Под влиянием лютеинтропина у женщин происходит овуляция и образование желтого тела; у мужчин он стимулирует выработку тес тостерона.

Эпифиз, или шишковидная железа. Эту железу называют еще верхним мозговым придатком. У детей железа относительно больших размеров, чем у взрослых. Эпифиз участвует в обмене веществ и сохраняет понятие “детскость”, функционирует в основном до 3-х лет, после 3-х лет заплывает жиром.

Щитовидная железа. Располагается она по гортани и трахее. В ней различают правую и левую доли и перешеек между ними. Железа богата кровеносными сосудами. Содержит много симпатических и парасимпатических нервных волокон. Щитовидная железа имеет для нас региональную особенность.

Гормон щитовидной железы тироксин содержит до 65 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ в организме; он ускоряет обмен белков, жиров и углеводов, активирует окислительные процессы в митохондриях, что ведет к усилению энергетического обмена. Особенно важна роль гормона в развитии плода, в процессах роста и дифференцировки тканей.

Гормоны щитовидной железы оказывают стимулирующее воздействие на центральную нервную систему. Недостаточное поступление гормона в кровь или его отсутствие в первые годы жизни ребенка приводит к резко выраженной задержке психического развития.

Недостаточность функции щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму. При этом задерживается рост и нарушаются пропорции тела, задерживается половое развитие, отстает психическое развитие.

Щитовидная железа выделяет также гормон трийодтиронин, который регулирует содержание йод а, при большой секреции которого развивается Базедова болезнь, при гипофункции – микседема (отек всего тела). При гиперфункции щитовидной железы, компенсируется недостаток содержания и усвоения йода, что заставляет железу активно продуцировать гормон, что приводит к увеличению массы, размера железы, за счет либо тела, либо двух придатков, это эндемический зоб. Клиническими признаками Базедовой болезни являются: учащение сердцебиения (тахикардия); увеличение размеров щитовидной железы; пучеглазие; увеличение или интенсификация обмена веществ, приводящая к повышению возбудимости нервной системы.

Паращитовидная железа Паращитовидные или околощитовидные железы располагаются по задней поверхности щитовидной железы поэтому и носят такое название. Это небольшие железки, в количестве 4 штук, общим весом до 0,4 г.

Паращитовидная железа выделяет парагормон (паратириоидный), регулирующий обмен кальция, повышая его количество в крови и снижающий возбудимость нервной системы. При гипофункции резко увеличивается возбудимость нервной системы.

Поджелудочная железа. Позади желудка, рядом с двенадцатиперстной кишкой, лежит поджелудочная железа. Эта железа смешанной функции. Поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин, который способствует утилизации (усвоению) глюкозы в крови. При гипофункции развивается сахарный диабет.

Инсулин действует, главным образом, на углеводный обмен, оказывая на него влияние, противоположное адреналину. Если адреналин способствует быстрейшему расходованию в печени запасов углеводов, то инсулин сохраняет, пополняет эти запасы.

При заболеваниях поджелудочной железы, приводящих к снижению выработки инсулина, большая часть, поступающих в организм углеводов, не задерживается в нем, а выводится с мочой в виде глюкозы. Это приводит к сахарному мочеизнурению (сахарный диабет). Наиболее характерные признаки диабета – постоянный голод, неудержимая жажда, обильное выделение мочи и нарастающее исхудание.

Благодаря взаимодействию адреналинового и инсулинового влияния поддерживается определенный уровень сахара в крови, необходимый для нормального состояния организма.

Надпочечники. Надпочечники – парный орган; располагаются они в виде небольших телец над почками. Масса каждого из них 8-10 г. Каждый надпочечник состоит из двух слоев, имеющих разное происхождение, разное строение. Различают: наружно – корковый и внутреннего – мозговой слои. Корковый слой выделяет кортикостероиды, или кортикоиды, влияющие на обмен воды и солей. Деятельность этой железы особое значение приобретает в условиях жаркого климата, для которой характерна резкая интенсификация водно-солевого обмена. Выделяют три основные группы гормонов коркового слоя надпочечников:

1)глюкокортикоиды – гормоны, действующие на обмен веществ, особенно на обмен углеводов. Сюда относится гидрокортизон, кортизон и кортикостерон. Отмечена способность глюкокортикоидов подавлять образование иммунных тел, что дало основание применять их при пересадке органов (сердце, почки). Глюкокортикоиды обладают противовоспалитель­ным действием, снижают повышенную чувствительность к некоторым веществам.

2) минералокортикоиды, они регулируют преимущественно минеральный и водный обмен. Гормон этой группы - альдостерон.

3) андрогены и эстрогены – аналоги мужских и женских половых гормонов. Эти гормоны менее активны, чем гормоны половых желез, вырабатываются в незначительно количестве.

Главным гормоном мозгового вещества является адреналин, он составляет примерно 80% гормонов, синтезируемых в этом отделе надпочечников. Адреналин известен как один из самых быстродействующих гормонов. Он ускоряет кругооборот крови, усиливает и учащает сердечные сокращения; улучшает легочное дыхание, расширяет бронхи; увеличивает распад гликогена в печени, выход сахара в кровь; усиливает сокращение мышц, снижает их утомление и т.д. Все эти влияния адреналина ведут к одному общему результату – мобилизации всех сил организма для выполнения тяжелой работы. Повышенная секреция адреналина - один из важнейших механизмов перестройки в функционировани организма в экстремальных ситуациях, при эмоциональном стрессе, внезапных физических нагрузках, при охлаждении. Адреналин как правило формирует эмоции человека. При гиперфункции адреналин вызывает повышение уровня кровяного давления, приводя к пертонической болезни.

Внутренний мозговой слой также выделяет норадреналин, который наоборот снижает уровень кровяного давления до приводя к гипотонии (резкое снижение уровня кровяного давления).

Вилочковая железа (тимус) – участвует в обеспечении развития ребенка и поддержании иммунной системы, задерживает ребенка на уровне второго детства.

Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть.

1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира.



4. Зрительный анализатор.
5. Гигиена кожи.
6. Типы кожи и основы ухода за кожей.
7. Анализатор кожи.
8. Список литертуры.

Файлы: 1 файл

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ СТУДЕНТА 1 КУРСА
ПО АНАТОМИИ и ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

«Анализаторы. Гигиена кожи, слухового и зрительного анализаторов».
факультета психологии

учреждения образования ПГСГА

Преподаватель: Гордиевский А.Ю.

Выполнила: Холунова Татьяна

2013г.

Тема: «Анализаторы. Гигиена кожи, слухового и зрительного анализаторов».


1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира.

2. Чувствительность слухового анализатора.

3. Гигиена органа слуха ребенка.

4. Зрительный анализатор.

5. Гигиена кожи.

6. Типы кожи и основы ухода за кожей.

7. Анализатор кожи.

8. Список литертуры.

1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира

Организм и внешний мир – это единое целое. Восприятие окружающей нас среды происходит с помощью органов чувств или анализаторов. Еще Аристотелем были описаны пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть. Это материалистическое понимание вопроса. Напротив, идеалистическая концепция теории познания мира выдвинута немецким физиологом И.Мюллером, который сформулировал закон специфической энергии. Последняя, по мнению И.Мюллера, заложена и формируется в наших органах чувств и эту энергию мы же и воспринимаем в виде определенных ощущений. Но эта теория не верна, так как она базируется на действии неадекватного для данного анализатора раздражения. Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения – это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство. Дифференциальный порог – это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения. Так, человек может отличить яркий свет от менее яркого, дать оценку звуку по его высоте, тону и громкости. Периферическая часть анализатора представлена либо специальными рецепторами (сосочки языка, обонятельные волосковые клетки), либо сложно устроенным органом (глаз, ухо). Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ световых раздражений, и формирование зрительных образов. Корковый отдел зрительного анализатора расположен в затылочных долях коры больших полушарий головного мозга. Зрительный анализатор участвует в осуществлении письменной речи. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений. Корковый отдел слухового анализатора расположен в височной области коры больших полушарий. С помощью слухового анализатора осуществляется устная речь. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи. Корковый отдел речедвигательного анализатора расположен в постцентральной извилине коры больших полушарий. С помощью обратных импульсов, идущих от коры головного мозга к двигательным нервным окончаниям в мышцах органов дыхания и артикуляции, регулируется деятельность речевого аппарата.

2. Чувствительность слухового анализатора

Ухо человека может воспринимать диапазон звуковых частот в довольно широких пределах: от 16 до 20 000 Гц. Звуки частот ниже 16 Гц называют инфразвуками, а выше 20 000 Гц – ультразвуками. Каждая частота воспринимается определенными участками слуховых рецепторов, которые реагируют на определенное звучание. Наибольшая чувствительность слухового анализатора наблюдается в области средних частот (от 1000 до 4000 Гц). В речи используются звуки в пределах 150 – 2500 Гц. Слуховые косточки образуют систему рычагов, с помощью которых улучшается передача звуковых колебаний из воздушной среды слухового прохода к перилимфе внутреннего уха. Разница в величине площади основания стремени (малая) и площади барабанной перепонки (большая), а также в специальном способе сочленения косточек, действующих наподобие рычагов; давление на мембране овального окна увеличивается в 20 раз и более, чем на барабанной перепонке, что способствует усилению звука. Кроме того, система слуховых косточек способна изменять силу высоких звуковых давлений. Как только давление звуковой волны приближается к 110 – 120 дБ, существенно меняется характер движения косточек, снижается давление стремени на круглое окно внутреннего уха, предохраняет слуховой рецепторный аппарат от длительных звуковых перегрузок. Это изменение давления достигается сокращением мышц среднего уха (мышцы молоточка и стремени) и уменьшается амплитуды колебания стремени. Слуховой анализатор способен к адаптации. Длительное действие звуков приводит к снижению чувствительности слухового анализатора (адаптация к звуку), а отсутствие звуков – к ее повышению (адаптация к тишине). С помощью слухового анализатора можно относительно точно определить расстояние до источника звука. Наиболее точная оценка удаленности источника звука происходит на расстоянии около 3 м. направление звука определяется благодаря бинауральному слуху, ухо, которое ближе к источнику звука, воспринимает его раньше и, следовательно, более интенсивно по звучанию. При этом определяется и время задержки на пути к другому уху. Известно, что пороги слухового анализатора не строго постоянны и колеблются в значительных пределах у человека в зависимости от функционального состояния организма и действия факторов окружающей среды.

Различают два вида передачи звуковых колебаний – воздушную и костную проводимость звука. При воздушной проводимости звука звуковые волны улавливаются ушной раковиной и передаются по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку, а затем через систему слуховых косточек перилимфе и эндолимфе. Человек при воздушной проводимости способен воспринимать звуки от 16 до 20 000 Гц. Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа, которые также обладают звукопроводимостью. Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.

3. Гигиена органа слуха ребенка

Один из навыков личной гигиены - следить за опрятностью своего лица, в частности ушей - также должен прививаться ребенку по возможности раньше. Мыть уши, следить за чистотой их, удалять выделения, если таковые имеются.

У ребенка с гноетечением из уха, даже, казалось бы, самым незначительным, нередко развивается воспаление наружного слухового прохода. Об экземе, причинами которой нередко являются гнойный средний отит, а также механические, термические и химические повреждения, вызванные в процессе очищения слухового прохода. Самое главное при этом - соблюдение гигиены уха: нужно очищать его от гноя, осушать в случае закапывания капель при среднем гнойном отите, смазывать слуховой проход вазелиновым маслом, трещины - настойкой йода. Обычно врачи назначают сухое тепло, синий свет. Профилактика заболевания в основном заключается в гигиеническом содержании уха при гнойном среднем отите.

Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор. Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить. При "сухой" чистке велика опасность протолкнуть часть серных масс в глубь наружного слухового прохода, к барабанной перепонке (так формируется серная пробка).

Прокалывать мочку уха нужно только в косметических кабинетах, чтобы не вызвать инфицирования ушной раковины и ее воспаления.

Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука может привести к тугоухости. Оберегайте уши от слишком громких звуков. Ученые выяснили, что продолжительное воздействие громкого шума вредит слуху. Сильные, резкие звуки ведут к разрыву барабанной перепонки, а постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

В заключение необходимо подчеркнуть, что гигиеническое воспитание малыша в детском саду и дома, конечно же, тесно связано с другими видами воспитания - умственным, трудовым, эстетическим, нравственным, т. е. с воспитанием личности.

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

4. Зрительный анализатор

ОРГАН ЗРЕНИЯ (ГЛАЗ) - воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.

Глаз находится в глазнице черепа. Различают передний и задний полюсы глаза. Глаз включает в себя глазное яблока и вспомогательный аппарат.

Глазное яблоко состоит из ядра и трех оболочек: наружной - фиброзной, средней - сосудистой, внутренней - сетчатой.

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА.

Фиброзная оболочка представлена двумя отделами. Передний отдел образует бессосудистая, прозрачная и сильно изогнутая роговица; задний -белочная оболочка (склера, напоминает своим цветом белок вареного куриного яйца). На границе между роговицей и белочной оболочкой проходит венозный синус, по которому из глаза оттекает венозная кровь и лимфа. Эпителий роговицы переходит здесь в конъюнктиву, выстилающую переднюю часть белочной оболочки.

За склерой находится сосудистая оболочка, которая состоит из трех различных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки.

Собственно сосудистая оболочка рыхло соединяется с белочной, и между ними располагаются лимфатические щели. Она пронизана большим количеством сосудов. На внутренней поверхности имеет черный пигмент, поглощающий свет.

Ресничное тело, имеет вид валика. Вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от переднего отходит до 70 ресничных отростков. От них берут начало упругие тонкие волоконца, которые образуют поддерживающий хрусталик аппарат, или ресничный поясок.

В передней части глаза сосудистая оболочка переходит в радужную. Цвет радужки определяется количеством красящего пигмента (от голубого до темно - коричневого), который определяет цвет глаз. Между роговицей и радужной оболочкой находится передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой.

В середине радужной оболочки находится круглое отверстие - зрачок. Необходим для регулирования потока света, поступающего в глаз, т.е. благодаря клеткам гладкой мышечной ткани зрачок может расширяться и суживаться, пропуская количество света, необходимое для рассмотрения предмета (рефлекторно суживается при ярком свете и расширяется в темноте за счет мышц радужки).

Мышечные волокна радужки имеют двойное направление. По радиусам расположены волокна мышцы, расширяющей зрачок, вокруг зрачкового края радужки находятся круговые волокна мышцы, суживающей зрачок.

Сетчатая оболочка, или сетчатка - приле жит к стекловидному телу, состоит из двух частей:

1. задняя - зрительная - светочувствительна, это тонкий и очень нежный слой клеток - зрительных рецепторов, являющихся периферическим отделом зрительного анализатора.

2. передняя - ресничная и радужинная, не содержит светочувствительных клеток. Границей между ними является зубчатая кайма, которая расположена на уровне перехода собственно сосудистой оболочки в ресничный кружок.

Место выхода из глазного яблока зрительного нерва называется - диск (слепое пятно), здесь нет зрительных рецепторов. Кроме того, в области диска в сетчатку вступает питающая ее артерия и выходит вена. Оба сосуда проходят внутри зрительного нерва.

Зрительная часть сетчатки имеет сложное строение, она состоит из 10 микроскопических слоев (таблица). Самым наружным слоем, прилегающим к сосудистой оболочке, служит пигментный эпителий. За ним располагается слой нейроэпителия, содержащий нейрорецепторные клетки.

Рецепторы сетчатки - клетки в форме палочек (125 млн.) и колбочек (6,5 млн). Они примыкают к черной сосудистой оболочке. Ее волоконца окружают каждую из этих клеток с боков и сзади, образуя черный футляр, обращенный открытой стороной к свету.

Палочки - рецепторы сумеречного света, имеют большую чувствительность к лучам всего видимого света. Передают только черно-белое изображение. Каждая палочка состоит из наружного и внутреннего сегментов, соединенных между собой связующим отделом, который представляет собой видоизмененную ресничку.

В самой наружной части внутреннего сегмента залегает базальное тельце с базальным корешком, вблизи которых расположены центриоли. Наружный сегмент - светочувствительный - образован сдвоенными мембранными дисками, являющимися складками плазматической мембраны, в которую встроен зрительный пурпур - родопсин. Внутренний сегмент состоит из двух частей: эллипсоидной (заполнена митохондриями) и миоидной (рибосомы, комплекс Гольджи). От тела клетки отходит отросток (аксон), заканчивающийся расщепляющимся синоптическим тельцем, образующим лентовидные синапсы.

Слой сетчатки

Пигментный

Фотосенсорный - палочки и колбочки

Наружная пограничная мембрана

Наружный ядерный

Наружный сетчатый

Внутренний ядерный

Внутренний сетчатый

Ганглионарный (проходят кровеносные сосуды)

Слой нервных волокон

Внутренняя пограничная мембрана


Колбочки обладают меньшей светочувствительностью и раздражаются только ярким светом и отвечают за цветное зрение. Существует 3 вида колбочек, чувствительных только к синему, зеленому и красному свету. Они сосредоточены преимущественно в центральной части сетчатки, в так называемом желтом пятне (место наилучшего видения, находится на расстоянии около 4 мм от диска). В остальной части сетчатки находятся и колбочки, и палочки, однако по периферии преобладают палочки.

Колбочки отличаются от палочек большей величиной и характером дисков. В дистальной части наружного сегмента колбочек впячивания плазматической мембраны образуют полудиски, которые сохраняют связь с мембраной, в проксимальной части наружного сегмента диски аналогичны дискам палочек. В эллипсоидном внутреннем сегменте расположены удлиненные митохондрии. Синтезируемый белок - иодопсин - непрерывно транспортируется в наружный сегмент, где встраивается во все диски. В расширенной базальной части колбочковой клетки залегает сферическое ядро. От тела клетки отходит аксон, оканчивающийся широкой ножкой, образующей синапсы.

Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов. Аксоны нейронов образуют зрительный нерв.

ЯДРО ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА.

За зрачком располагается хрусталик, напоминающий двояковыпуклую линзу.

Хрусталик лишен сосудов и нервов, совершенно прозрачен и покрыт бесструктурной прозрачной сумкой. Хрусталик укреплен ресничным пояском

Между хрусталиком и радужкой находится задняя камера глаза, заполненная водянистой влагой. Она выделяется кровеносными сосудами ресничных отростков и радужки, слабо преломляет свет, ее отток осуществляется через венозный синус.

С помощью окружающих его гладких мышц, образующих ресничное тело, хрусталик может менять форму: становиться то более выпуклым, то более плоским. Хрусталик формирует на задней внутренней стенке глаза сетчатой оболочке или сетчатке уменьшенное перевернутое изображение.

Полость глазного яблока заполнена прозрачным веществом - стекловидным телом. Это прозрачная бессосудистая студенистая масса, заполняющая полость глаза между хрусталиком и сетчаткой, участвует в поддержании внутриглазного давления и формы глаза, плотно соединено с сетчаткой.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЛАЗА.

К глазному яблоку проходят мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны. Мышцы: четыре прямые (латеральная, медиальная, верхняя и нижняя) и две косые (верхняя и нижняя).

Спереди глаз защищен веками, ресницами и бровями. Внутренняя поверхность век выстлана оболочкой - конъюнктивой, которая продолжается на глазное яблоко, покрывая его свободную поверхность. Конъюнктивой ограничивается конъюнктивальный мешок, который содержит слезную жидкость, омывающую свободную поверхность глаза и обладающую бактерицидным свойством.

У внутреннего угла глаза между краями век образуется пространство - слезное озеро; на его дне лежит маленькое возвышение - слезное мясцо. На крае обоих век в этом месте находится по небольшому отверстию - слезной точке; это начало слезного канальца.

В верхнем углу глаза со стороны щеки находится слезная железа. При опускании подвижного верхнего века железа выделяет слезы, которые увлажняют, промывают и согревают глаз. Слезная жидкость от наружного верхнего угла глаза идет в нижний внутренний угол и отсюда попадает в слезный канал, направляются под кожей век к слезному мешку, расположенному на медиальной стенке глазницы, и впадают в него. Слезный мешок, суживаясь книзу, переходит в слезно-носовой проток, который выводит избыток слез в носовую полость. Слезная жидкость содержит бактерицидное вещество - лизоцим, облегчает движение век, уменьшая трение.

Жировое тело заполняет пространство между стенками глазницы и глазным яблоком с его мышцами. Жировое тело образует мягкую и эластичную обкладку глазного яблока.

Фасция отделяет жировое тело от глазного яблока; между ними остается щелевидное пространство, которое обеспечивает подвижность глазного яблока.

Проводниковый отдел начинается в сетчатке. Нейриты ее ганглиозных клеток складываются в зрительные нервы, которые войдя через зрительные каналы в полость черепа, образуют перекрест. После перекреста каждый нерв, называемый теперь зрительным путем, огибает ножку мозга и разделяется на два корешка. Один из них заканчивается в верхнем двухолмии. Его волокна идут к ниже расположенным эффекторным ядрам ствола и к подушке зрительного бугра. Другой корешок направляется к латеральному коленчатому телу. В подушке и латеральном коленчатом теле зрительные импульсы переключаются на следующий нейрон, волокна которого в составе зрительной лучистости идут: к коре затылочной области больших полушарий (центральный отдел).

Зрительные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие коры большого мозга, а правая часть поля зрения - в левое. Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зрением, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве

5.Гигиена кожи

В цифровом анализаторе кожи реализован самый современный и высокоточный метод, неинвазивной оценки состояния кожи человека, - метод биоимпеданса "Bioelectric Impedance Analysis BIA, Skin Analyzer Monitor".

Неблагоприятная экология, помещения c кондиционированным воздухом, плохие погодные условия (метель, град, дождь), бассейн с некачественной водой, пища и напитки, состояние здоровья и образ жизни, стрессы на работе, смена циклов в организме, просроченная косметика - все это влияет на состояние кожи. Сохранить молодость и стать еще прекраснее, Вам поможет Анализатор кожи. Этот простой мини-компьютер позволит проанализировать не только внешний вид, но и внутреннее состояние, определить увлажненность кожи, жирность и мягкость. С помощью этих данных Вы сможете подобрать индивидуальный подходящий Вам уход за кожей.

Время получения данных о состоянии кожи составляет не более 10 секунд. Анализатор кожи является мощным инструментом для оценки эффективности и результата воздействия косметических средств и выбора подходящих. Является незаменимым помощником для тех, чья кожа нуждается в постоянной специальной заботе и уходе: новорожденных младенцев, людей, страдающих сахарным диабетом и многих других.

Важным положительным качеством анализатора является абсолютная безопасность, информативность, точность результатов, надежность и простота в работе. Анализатор позволяет оценить такие показатели состояния кожи, как влажность, сухость, жирность, тургор и состояние эпителия кожи. Все показатели выводятся на ЖК-дисплей в цифровом и в формате гисто- и пиктограмм.

Анализатор кожи подходит как для профессиональных консультаций по уходу за кожей, так и для личного использования. Это важный инструмент для личной заботы о коже и будет полезен косметологам. Изящная форма, максимальная портативность, малые размеры и вес, легкость и удобство в использовании делает этот прибор незаменимым в арсенале средств для красоты и молодости кожи.

Обезвоженной считается кожа, которая содержит недостаточное количество воды и не может удерживать влагу в верхнем слое эпидермиса. Обезвоженная кожа может быть не только у сухого типа кожи, но и у кожи с нормальной и повышенной функцией сальных желез! Под влиянием разных факторов вода, поступающая в клетки эпидермиса, быстро испаряется и не успевает донести полезные элементы в кожу. Из-за недостатка влаги кожа теряет эластичность и появляются морщины. С помощью Анализатора Кожи можно правильно оценить состояние кожи и подобрать косметические средства и приборы для здоровья.

Описание

Испытуемому предъявляется матрица с 25 красными и 24 черными числами. Нужно отыскивать красные числа в возрастающем порядке от 1 до 25, а черные — в убывающем от 24 до 1. Числа отыскиваются поочередно: 1 — красное, 24 — черное, 2 — красное, 23 — черное, ....

Сумма двух чисел красного и черного всегда равна 25 (1+24=25, 2+23=25). Следует указывать числа мышкой. При ошибке раздается звуковой сигнал.

Расчет

Аналог теста красно-черные таблицы Горбова-Анфимова. Оценка скорости и качества выполнения задания. Оценка переключаемости внимания производится на основании вычисления количества правильных ответов. Абсолютные значения переводятся в балльные оценки. Длительность теста — 5 минут. Возможна тренировка переключаемости внимания.

Параметры

Время прохождения теста

От 0 до 300 сек.

Процент ошибок

Процентное отношение ошибок к общему количеству чисел.

Балльная оценка

От 0 до 9 баллов.

Демо-версия комплекса

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция : «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например : красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».

Детский вариант : «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее».

Тестовый материал

Обработка результатов теста

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания .

Виды ошибок : пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте , поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .

Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова . Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания .

Источники
  • Методика Горбова «Красно-черная таблица» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.117-118.

В ней помимо простых белых блоков присутствуют по набору красных и черных блоков, черных блоков 25 штук , а красных 24 .

Красно-черные таблицы онлайн

Онлайн-тренажер с красно-черными таблицами Шульте-Горбова.Здесь всего 3 кнопки: Начать, начать сначала и Стоп. Игра идет только по таймеру.Клик по самой таблице: начать или завершить упражнение.Программа в режиме таймера не следит за верностью результатов, и Вы проходите это упражнение прежде всего для себя.

Скорочтение за 30 дней

Игра таблицы Горбова-Шульте

Отличная игра-тренажер красно-черных таблиц Шульте, который автоматически выбирает оптимальный уровень сложности от размера поля 4x2 до совсем огромного. Для тренировки необходимо зарегистрироваться , так как ведется статистика достижений. Также Вам будет доступно около 30 других развивающих бесплатных игр, создание индивидуальных программ тренировок, и возможность бить рекорды других людей, проходить интерактивные курсы для развития скорочтения, памяти, внимания и так далее.

Другие таблицы Шульте:

Прохождение таблицы Горбова-Шульте

Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями.Черные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25 , а красные цифры по убывающей от 24 до 1 .Счет идет попеременно, сначала черная 1 , потом красная 24 , далее черная 2 , потом красная 23 и так далее.

Ошибки во время прохождения упражнения бывают нескольких видов, например, ошибка замены порядка.В этом случае, число, называемое в возрастающем порядке (изначально черное ), становится числом убывающего порядка, и наоборот,число убывающего порядка (изначально красное ) становится возрастающим.

Красно-черные таблицы Шульте

Ниже показаны два варианта красно-черных таблиц Горбова-Шульте:

Скачать Таблицы Шульте-Горбова

Так же Вы можете скачать примеры таблиц Шульте чтобы заниматься с ними независимо от наличия интернета.Так же можно скачать таблицы Шульте для печати .

Файлы для скачивания:

Примеры Красно-Черных таблиц

Ниже приведены примеры таких таблиц для самостоятельного решения:


Итог

В этой статье я старался поподробнее рассказать и дать хорошее представление о Красно-черных таблицах Шульте-Горбова , более подробнее о самих таблицах и разновидностях этих таблиц читайте в разделе Таблицы Шульте .

Развивающие курсы

Таблицы Шульте используются для тренировки скорочтения, памяти, концентрации внимания и так далее. Выберите понравившиеся развивающие курсы, которые помогут быстрее достичь желаемой цели:

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...