Своеобразие композиции кому на руси жить хорошо. План сочинения – Особенности композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. История создания некрасовской поэмы

Тема: ПОЭМА-ЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ

Цели урока: вызвать у учащихся живой интерес к произведению «Кому на Руси жить хорошо»; рассказать о творческой истории поэмы-эпопеи; охарактеризовать особенности жанра и композиции.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Расскажите об основных темах и мотивах лирики Н. А. Некрасова.

2. Прочитайте (наизусть) и проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3. Как вы понимаете слова: гражданственность, психологизм, лиризм, эпопея, драма?

II. Объяснение нового материала.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ-ЭПОПЕИ

«Кому на Руси жить хорошо» вершинное произведение Некрасова, плод его неустанного труда.

В течение 20 лет поэт собирал материалы о народной жизни «по словечку». Появилось произведение, грандиозное по широте замысла и глубине проникновения в психологию людей, различных по социальному положению.

Поэт начал работать над «народной книгой» в 1863 году, а закончил тяжелобольным человеком в 1877 году с горьким сознанием незавершенности. «Одно, о чем сожалею глубоко, - это что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо», - говорил поэт незадолго до смерти. Но и в незавершенном виде «Кому на Руси жить хорошо» - великое произведение о народе и для народа.

О композиции. Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир - на весь мир» Некрасов хотел поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом. Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир». Все эти части связаны темой дороги.

О жанре. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея» - художественное произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в жизни страны и народа». Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» - реалистическая поэма эпопея.

О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками-правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай...») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и отправились на поиски по-настоящему счастливого человека. Все, что увидели странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и составляет содержание поэмы-эпопеи.

III. Комментированное чтение поэмы (по выбору).

Обратить внимание на основные художественные образы (собирательный образ мужиков, образы народных заступников, типические образы помещика, попа, крестьян).

Домашнее задание.

1. Чтение поэмы.

2. Ответить (устно) на вопросы:

1) Творческая судьба «Кому на Руси жить хорошо».

2) Особенности жанра и композиции.

3. Подготовить выразительное чтение понравившихся строк поэмы.

4. Индивидуальные задания (по группам).

Сочинение (или сообщение):

1-я группа - «Савелий богатырь святорусский».

2-я группа - «Образ Якима Нагого».

3-я группа - «Ермил Гирин и его представление о счастье».

4-я группа - «Матрена Тимофеевна - женщина с сильным характером».

5-я группа - «Образ «народного заступника Гриши Добросклонова».

Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

I. Вступление

Композиция – состав, расположение и взаимосвязь час­тей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.)

II. Главная часть

1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски «счаст­ливого» семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы про­ходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который дает ответ на вопрос, выне­сенный в заглавие поэмы.

2. В процессе поисков счастливого семеро крестьян встре­чаются со многими людьми, выслушивают многочисленные ис­тории, сами принимают участие в некоторых событиях. Мотив странствия, путешествия дает возможность Некрасову расши­рить рамки первоначального сюжета, ввести в композицию по­эмы множество вставных сюжетов (см. Словарик), образов и судеб. Благодаря такому композиционному построению поэма действительно становится своего рода «энциклопедией» рус­ской крестьянской жизни.

3. В поэме Некрасова фактически нет главного героя, а вернее, таким героем становится весь крестьянский мир и от­части соприкасающиеся с ним другие сословия. Наиболее важными героями можно назвать Матрену Тимофеевну, Саве­лия, Ермила Гирина, Якима Нагого, Гришу Добросклонова. Но наряду с ними в поэме существует множество второсте­пенных и эпизодических персонажей, без которых картина русской деревенской жизни была бы неполной. Это староста Влас, Клим Лавин, помещик, поп, безымянные крестьяне из глав «Счастливые», «Пьяная ночь», «Последыш» и др.

4. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась немногое время спустя после отмены крепостного права, поэтому в ее композиции важное место занимают сопоставления дореформенной и пореформенной жизни. Это противопоставление проходит через всю поэму и ярче всего выражается в частях «Пир – на весь мир», «Последыш» и в главах «Поп»и Помещик.

5. Особое композиционное своеобразие характеризует часть «Пир – на весь мир». В ней Некрасов широко обращается к жанру песни, иногда стилизованной под народную, иногда чис­то литературной. Здесь же появляется и жанр сказания-притчи («Про холопа примерного – Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех»). Эти жанровые включения важны тем, что в них прямо или косвенно ставятся вопросы, ключевые для осмысления жизни пореформенной крестьянской России: о рабской и свободной натуре, о грехе и правде, о пер­спективах развития русской деревни и т.п.

III. Заключение

Композиция поэмы Некрасова сложна и своеобразна. По разнообразию входящих в нее элементов, значительной роли вставных сюжетов она может быть сопоставлена с такими произведениями, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя. Особенности композиции поэмы отвечали ос­новной задаче Некрасова: как можно полнее представить жизнь русской деревни на рубеже двух исторических эпох.

Здесь искали:

  • кому на руси жить хорошо композиция поэмы
  • план на сочинение по теме каму на руси жить хорошо
Николай Алексеевич Некрасов известен своими народным, необычными произведениями всему миру. Его посвящения простому народу, крестьянской жизни, периоду короткого детства и постоянным тяготам во взрослой жизни вызывают не только литературный, но и исторический интерес.

Такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо» - настоящий экскурс в 60-е годы XIX века. Поэма буквально погружает читателя в события послекрепостнического времени. Путешествие, в поисках счастливого человека в Российской империи, обнажает многочисленные проблемы общества, без прикрас рисует картину действительности и заставляет задуматься о будущем страны, отважившейся жить по-новому.

История создания некрасовской поэмы

Точная дата начала работы над поэмой неизвестна. Но исследователи некрасовского творчества обратили внимание на то, что уже в своей первой части он упоминает поляков, которых ссылали. Это дает возможность предполагать, что замысел поэмы возник у поэта примерно в 1860 -1863 годах, а к ее написанию Николай Алексеевич приступил примерно в 1863 году. Хотя наброски поэтом могли быть выполнены и раньше.

Не секрет, что Николай Некрасов очень долго собирал материал для своего нового стихотворного произведения. На рукописи после первой главы стоит дата - 1865 год. Но это дата означает, что в этом году была окончена работа над главой «Помещик».

Известно, что начиная с 1866 года первая часть работы Некрасова пыталась увидеть свет. В течение четырёх лет автор старался опубликовать своё произведение и постоянно попадал под недовольство и резкое осуждение цензуры. Несмотря на это работа над поэмой продолжалась.

Пришлось поэту печатать ее постепенно все в том же журнале «Современник». Так ее печатали в течение четырех лет, и все эти года цензура была недовольна. Сам поэт постоянно подвергался критике и гонениям. Поэтому он на время прекратил свою работу, а снова смог к ней приступить лишь только в 1870 году. В этот новый период подъема своего литературного творчества он создает еще три части к этой поэме, которые были написаны в разное время:

✪ «Последыш»-1872.
✪ «Крестьянка» -1873 год.
✪ «Пир на весь мир» - 1876 год.


Поэт хотел еще написать несколько глав, но он работал над своей поэмой в то время, когда начинал заболевать, поэтому болезнь помешала ему воплотить эти поэтические планы. Но все-таки понимая, что он скоро умрет, Николай Алексеевич попытался в последней своей части закончить её так, чтобы у всей поэмы была логическая завершенность.

Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


В одной из волостей на широкой дороге встречаются семь мужиков, которые живут в соседних деревнях. И задумываются они об одном вопросе: кому на их родной земле живется хорошо. И до того дошел их разговор, что вскоре он переходит в спор. Дело шло к вечеру, а решить этот спор они никак не могли. Да и вдруг мужики заметили, что прошли они уже большое расстояние, увлекшись разговором. Поэтому они решили не возвращаться домой, а заночевать на полянке. Но спор-то продолжался и дошел до драки.

От такого шума выпадает птенчик пеночки, которого Пахом спасает, а за это образцовая мать готова выполнить любое желание мужиков. Получив волшебную скатерть, мужики решают отправиться путешествовать, чтобы найти ответ на вопрос, который их так сильно интересует. Вскоре они встречают попа, который меняет мнение мужиков о том, что ему хорошо и счастливо живется. Попадают герои и на сельскую ярмарку.

Они пытаются найти счастливых людей среди пьяных, и вскоре выясняется, что мужику-то для счастья много-то и не надо: есть досыта, да от бед оградить себя. А чтобы узнать о счастье героям советую найти Ермилу Гирина, которого знаю все. И вот тут мужики узнают его историю, а потом появляется барин. Но и тот жалуется на свое житье.

В конце поэмы герои пытаются поискать счастливых людей среди женщин. Они знакомятся с одной крестьянкой Матреной. Они помогают Корчагиной в поле, а за это она рассказывает им свою историю, где говорит о том, что у женщины не может быть счастья. Женщины только страдают.

И вот крестьяне уже на берегу Волги. Тут они услышали историю и о князе, который никак не мог смириться с отменой крепостного права, а потом историю о двух грешниках. Интересна и история сына дьячка Гришки Добросклонова.

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая!

Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


О том, какова композиция некрасовской поэмы, до сих пор ведутся споры между литераторами и критиками. Большинство исследователей литературного творчества Николая Некрасова пришли к тому, что материал должен быть расположен так: пролог и часть первая, затем следует поместить главу «Крестьянка», по содержанию следует глава «Последыш» и в заключение – «Пир – на весь мир».

Доказательствами такого расположения глав в сюжете поэмы стало то, что, например, в первой части и в последующей главе изображается мир, когда крестьяне еще не были свободны, то есть это тот мир, который был чуть раньше: старый и отживший. В следующей некрасовской части уже показано, как этот старый мир разрушается полностью и гибнет.

А вот уже в последней некрасовской главе поэт показывает все признаки того, что начинается новая жизнь. Тон повествования резко меняется и теперь он более светлый, ясный, радостный. Читатель ощущает, что поэт, как и его герои, верят в будущее. Особенно эта устремленность к ясному и светлому будущему чувствуются в те моменты, когда в поэме появляется главный герой - Гришка Добросклонов.

В это части поэт завершает поэму, поэтому именно здесь происходит развязка всего сюжетного действия. И здесь звучит ответ на вопрос, который был поставлен в самом начале произведения о том, кому же все-таки хорошо и свободно, беззаботно и весело живется на Руси. Выясняется, что самым беззаботным, счастливым и веселым человеком является Гришка, который заступник своего народа. В своих прекрасных и лирических песнях он предсказывал счастье своему народу.

Но если внимательно вчитаться в то, как наступает развязка в поэме в ее последней части, то можно обратить внимание на странности повествования. Читатель не видит, чтобы крестьяне вернулись в свои дома, они не перестают путешествовать, да и, вообще, с Гришей они даже не знакомятся. Поэтому здесь, возможно, планировалось продолжение.

Есть у поэтической композиции и свои особенности. Прежде всего, стоит обратить внимание на построение, которое основано на классическом эпосе. Поэма состоит из отдельных глав, в которых есть самостоятельный сюжет, но в поэме нет главного героя, так как она повествует о народе, словно это эпопея жизни всего народа. Связываются все части в одну благодаря тем мотивам, которые проходят через весь сюжет. Например, мотив дальней дороги, по которой идут крестьяне, чтобы найти счастливого человека.

В произведении легко просматривается сказочность композиции. В тексте есть много элементов, которые легко можно отнести к фольклору. Во время всего путешествия автор вставляет свои лирические отступления и элементы, которые совершенно не относятся к сюжету.

Анализ некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»


Из истории России известно, что в 1861 году было отменено самое постыдное явление – крепостное право. Но такая реформа вызвала волнение в обществе, и вскоре возникли новые проблемы. Прежде всего, возник вопрос о том, что даже свободный крестьянин, бедный и нищий, не может быть счастливым. Эта проблема заинтересовала Николая Некрасова, и он решил написать поэму, в которой и будет рассмотрен вопрос о крестьянском счастье.

Несмотря на то что произведение написано простым языком, и имеет обращение к фольклору, но для восприятия читателю обычно оно кажется сложным, так как в нем затрагиваются самые серьезные философские проблемы и вопросы. На большую часть вопросов автор сам искал ответы всю свою жизнь. Наверное, поэтому так сложно давалось ему написание поэмы, и он ее создавал на протяжении четырнадцати лет. Но к сожалению, произведение так и не было окончено.

Поэтом было задумано написать свою поэму из восьми глав, но из-за болезни он смог написать только четыре и они совсем не следуют, как положено, одна за другой. Сейчас поэма представлена в том виде, в той последовательности, который предложил К.Чуковский, который долгое время тщательно изучал некрасовские архивы.

Николай Некрасов выбрал героями поэмы простых людей, поэтому и лексику тоже использовал просторечную. Долгое время велись споры о том, кого же все-таки можно отнести к главным героям поэмы. Так, были предположения, что это герои – мужики, которые идут по стране, пытаясь найти счастливого человека. Но другие исследователи все-таки считали, что это был Гришка Добросклонов. Этот вопрос и на сегодняшний день остается открытым. Но можно рассматривать эту поэму так, будто в ней главный герой – это весь простой народ.

Нет в сюжете точных и детальных описаний этих мужиков, непонятны и их характеры, автор их просто не раскрывает и не показывает. Но зато этих мужиков объединяет одна цель, ради которой они и путешествуют. Интересно и то, что эпизодические лица в некрасовской поэме рисуются автором более четко, точно, детально и ярко. Поэт поднимает много проблем, которые возникли у крестьянства после отмены крепостного права.

Николай Алексеевич показывает, что для каждого героя в его поэме есть свое понятие о счастье. Например, богатый человек видит счастье в том, чтобы было денежное благополучие. А мужик мечтает о том, чтобы в его жизни не было никакого горя и бед, которые обычно подстерегают крестьянина на каждом шагу. Есть и такие герои, которые счастливы оттого, что верят в счастье других. Язык некрасовской поэмы близок к народному, поэтому в нем огромное количество просторечий.

Несмотря на то что произведение осталось не законченным, в нём отражена вся действительность происходившего. Это настоящий литературный подарок всем любителям поэзии, истории и литературы.


Тема поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — изображение пореформенной России на протяжении десяти-пятнадцати лет после отмены крепостного права. Реформа 1861 года является чрезвычайно важным событием в русской истории, потому что она кардинальным образом изменила жизнь целого государства и всего народа. Ведь крепостное право определяло экономическую, политическую, культурную ситуацию в России примерно триста лет. А теперь оно было отменено и привычная жизнь нарушена. Некрасов формулирует эту мысль в поэме так:

Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику. («Помещик»)

Идея поэмы — рассуждение о счастье человека в современном мире Она сформулирована в самом заглавии: кому живётся хорошо на Руси.

Сюжет поэмы строится на описании путешествия по Руси семи временнообязанных мужиков. Мужики ищут счастливого человека и на своём пути встречают самых разных людей, слушают рассказы о разных человеческих судьбах. Гак в поэме разворачивается широкая картина современной Некрасову русской жизни.

Короткая экспозиция сюжета помещается в прологе поэмы:

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.

Мужики сошлись случайно, потому что каждый шёл по своему делу: одному надо было к кузнецу, другой спешил пригласить попа на крестины, третий нёс продавать на базар соты, братья Губины должны были поймать своего упрямого коня и т.д. Завязка сюжета поэмы — клятва семи героев:

В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с жёнами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми.
Покуда делу спорному
Решенья не найдут —
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси? (пролог)

Уже в этом споре мужиков Некрасов представляет план развития сюжетного действия в произведении — с кем будут встречаться странники:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю. (пролог)

Как известно, Некрасов не закончил поэму, поэтому задуманный план выполнен не до конца: крестьяне поговорили с попом (глава «Поп»), с помещиком Оболтом-Оболдуевым (глава «Помещик»), наблюдали «счастливую жизнь» вельможи — князя Утятина (глава «Последыш»). Все собеседники странников не могут назвать себя счастливыми все недовольны своей жизнью, все жалуются на трудности и лишения.

Однако даже в неоконченной поэме присутствует кульминации встреча мужиков в главе «Пир — на весь мир» (в разных изданиях на звание главы пишется по-разному — «Пир — на весь мир» или «Пир на весь мир») со счастливым человеком — Гришей Добросклоновым. Правда, мужики не поняли, что видят перед собой счастливца: уж очень этот юноша внешне был непохож на человека, которого, по крестьянским представлениям, можно назвать счастливым. Ведь странники искали человека с крепким здоровьем, с достатком, с хорошей семьёй и, конечно, с чистой совестью — вот в чём счастье, по мнению мужиков. Поэтому они спокойно проходят мимо нищего и незаметного семинариста. Тем не менее именно он чувствует себя счастливым, несмотря на то что беден, слаб здоровьем, впереди у него, по словам Некрасова, короткая и трудная жизнь:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь. («Пир — на весь мир»)

Итак, кульминация находится буквально в последних строчках поэмы и практически совпадает с развязкой:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею. («Пир — на весь мир»)

Следовательно, первой особенностью композиции поэмы является совпадение кульминации и развязки. Вторая особенность заключается в том, что, по сути, вся поэма, исключая пролог, где находится завязка, представляет собой развитие действия, построенного весьма сложно. На описанный выше общий сюжет поэмы нанизываются многочисленные жизненные истории героев, встреченных путешественниками. Отдельные истории внутри поэмы объединяются сквозной темой дороги и главной идеей произведения. Такое построение не раз использовалось в литературе, начиная с «Одиссеи» Гомера и кончая «Мёртвыми душами» Н.В.Гоголя. Иными словами, поэма композиционно похожа на пёструю мозаичную картину, которая составлена из множества камешков-кусочков. Собранные вместе, отдельные истории, услышанные странниками, создают широчайшую панораму пореформенной русской действительности и недавнего крепостного прошлого.

Каждый частный рассказ-история имеет свой более или менее законченный сюжет и композицию. Жизнь Якима Нагого, например, описана оченькратковглаве«Пьянаяночь». Этот немолодой крестьянин всю жизнь тяжело и много работал, на что определённо указывает его портрет:

Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины
На высохшей земле...

Он сыну накупил,
Развешал их по стеночкам
И сам не меньше мальчика
Любил на них смотреть.

Именно Яким даёт ответ господину Веретенникову, когда тот упрекает крестьян в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть?

Более подробные истории с развёрнутым сюжетом посвящены Матрёне Тимофеевне Корчагиной; Савелию, богатырю святорусскому; Ермилу Гирину; Якову верному-холопу примерному.

О последнем герое, преданном холопе господина Поливанова, рассказывается в главе «Пир — на весь мир». Завязка действия находится за рамками рассказа: ещё в молодости

Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать
Да племяша-малолетка качать.

Автор бегло описывает тридцать три года разгульной жизни господина Поливанова, до тех пор пока у него не отнялись ноги. Яков, как добрая сиделка, ухаживал за своим барином. Кульминация в рассказе наступает тогда, когда Поливанов «отблагодарил» своего верного холопа: отдал в рекруты единственного родственника Якова — племянника Гришу, потому что этот молодец захотел жениться на девице, которая самому барину приглянулась. Развязка истории о примерном холопе наступает довольно скоро — Яков завозит своего господина в глухой Чёртов овраг и вешается у него на глазах. Эта развязка одновременно становится второй кульминацией рассказа, так как барин получает за свои злодеяния страшное моральное наказание:

Висит
Яков над барином, мерно качается,
Мечется барин, рыдает, кричит,
Эхо одно откликается!

Так верный холоп отказывается, как это было раньше, всё прощать барину. Перед смертью в Якове пробуждается человеческое достоинство, и оно не позволяет убить безногого инвалида, хотя бы такого бездушного, как господин Поливанов. Бывший холоп оставляет своего обидчика жить и мучиться:

Барин вернулся домой,причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!».
Будешь ты, барин, холопа примерного,
Якова верного
Помнить до судного дня!

В заключение следует повторить, что поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» композиционно построена сложно: в общий сюжет включены законченные рассказы, имеющие свои собственные сюжеты и композиции. Рассказы-истории посвящены отдельным героям, в первую очередь крестьянам (Ермилу Гирину, Якову верному, Матрёне Тимофеевне, Савелию, Якиму Нагому и др.). Это несколько неожиданно, потому что в споре семи мужиков названы представители всех сословий русского общества (помещик, чиновник, поп, купец), даже царь — все, кроме крестьянина.

Поэма писалась примерно пятнадцать лет, и за это время её план в сравнении с первоначальным замыслом несколько изменился. Постепенно Некрасов приходит к выводу, что главной фигурой русской истории является крестьянин, который кормит и защищает страну. Именно настроение народа играет всё более заметную роль в государстве, поэтому в главах «Крестьянка», «Последыш», «Пир — на весь мир» главными героями становятся люди из народа. Они несчастливы, но обладают сильными характерами (Савелий), мудростью (Яким Нагой), добротой и отзывчивостью (вахлаки и Гриша Добросклонов). Недаром поэма заканчивается песнью «Русь», в которой автор выразил свою веру в будущее России.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» не была окончена, однако она может рассматриваться как цельное произведение, так как идея, заявленная вначале, нашла своё законченное выражение: счастливым оказывается Гриша Добросклонов, который готов отдать жизнь за счастье простых людей. Иными словами, в ходе работы над поэмой автор заменил крестьянское понимание счастья народническим: счастье отдельного человека невозможно без счастья народа.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» - вершина творч-ва Н. Начав писать ее в 1863 г., он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. Это – «народная книга». В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш” - посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу. Поэма “Кому на Руси…” по стилю очень близка к произвед-ям УНТ. С этим читатели сталкиваются, едва начав читать ее: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Первые 2 строчки здесь - зачин, характерный для русских былин и сказок. В поэме очень много народных примет, загадок: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать! Сам ритм поэмы близок к ритму стих. произвед-й рус. фольклора, много песен, близких по звучанию народным, много форм слов, к-рые употреб. в фольклоре: уменьшительно-ласкательные - хлебушко, сравнения: Как рыбка в море синее Юркнешь ты! Как соловушко Из гнездышка порхнешь! В хар-ке героев Н. важное место занимает портрет. Хар-р героев раскрывается и ч/з их речь. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. В “Кому на Руси развернута такая картина народной жизни, каких мало в рус. и мировой Л. И поэтому поэма считается вершиной творч-ва, гл. трудом всей жизни Н.

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как эпопея крестьянской жизни.

В поэме «Кому…» синтезировались все темы и особенности некрасовских поэм, здесь нашли отражение все принципы, которые использовались в других поэмах: 1. Интересные погружения в народную стихию(«Мороз, красный нос »);2. Размышления Н. о народных заступниках; 3.сатирическая струя. Работа длилась 12 лет: с 1865-1877(умер).Уже название этой поэмы настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой её - мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей с их подлинно мужицким стремлением докопаться до корня отправляются путешествовать по России, бесконечно повторяя, варьируя и углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Но двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне больше всего похожи на символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России. После пролога сказочность уходит и уступает место более живым и современным фольклорным формам Поэма Н. «Кому на Руси жить хорошо»- итог творческого пути поэта, он работал до своей смерти, так и не завершив работу.В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, к-рые произошли в ней. Это произвед-е в то время б/новым и неожиданным, подобных к-рому еще не было. В этом - своеобразие поэмы “Кому на Руси…”. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи… Композиция ее отвечает авторскому замыслу. По первоначальному замыслу Н., крестьяне во время своего путешествия д/б встретиться со всеми, кого считали счастливыми, вплоть до самого царя. Но затем композиция поэмы была несколько изменена. В прологе мы знакомимся с 7 крестьянами из 7 различных деревень, названия к-рых отражают те условия, в к-рых жили бедняки России. 1я часть - “Путешествие”, во время к-рого крестьяне встречают большое кол-во людей, к-рые м/считаться счастливыми. Но при ближайшем знакомстве с этими людьми выясняется, что их счастье - совсем не то, что нужно странникам. 2я часть - “Крестьянка”. В ней автор рассказывает читателям о судьбе простой крестьянки Матрены Тимофеевны. Перед нами проходит картина жизни этой рус. женщины, и мы вместе с крестьянами убеждаемся, что “не дело - между бабами счастливую искать!”. 3я часть - “Последыш”- посвящена описанию жизни помещика послереформенной России. Гл. «Сельская ярмарка»- пример многоголосья, подчеркиваются такие качества русского хар-ра, как трудолюбие, терпение, невежество, отсталость, чувство юмора, талант.

Заключит. часть поэмы наз. “Пир на весь мир”. Она как бы подводит итог всей поэмы. И лишь в этой части мы встречаем “счастливого” чел-ка - Гришу Добросклонова. В “Заключении” звучит и песня Гриши “Русь” - гимн родной стране и великому рус. народу.Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, вкотором воплотился нравственный идеал писателя. Именно Гриша формулирует авторскую мысль о счастье народа: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода, Прежде всего! В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона. Крестьяне говорят простым языком, а представители др. классов иначе выражают свои мысли Помещики в поэме изображены как умирающий класс. Интересна тема «Грешники и праведники у Некрасова». В центре внимания поэта - кающийся грешник; Сюжет раскаяния “великого грешника” лежит в основе «Легенды о двух великих грешниках» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ещё один пример - Савелий, закопавший живым немца Фогеля; как видно из текста поэмы, он вовсе не считает себя грешным (“клеймёный, да не раб”, - “весело” отвечает он на упрёки сына). Но Савелий не душегуб - он, чувствуя свою вину за смерть Дёмушки, идёт “на покаяние // В Песочный монастырь”.

Способность к раскаянию - важнейшая черта некрасовских героев; очень важен Ермила Гирин, готовый покончить с собой из-за сознания своего греха. Существенно, что ни один помещик (кроме хозяина Якова верного, причитавшего “Грешен я, грешен! Казните меня!”) не способен осознать свой грех и раскаяться.

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии II половины XIX века. Традиции и новаторство.

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журна лов XIX столетия “Современник” и “Отечественные записки” Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина (“Несжатая полоса”, поэма “Мороз, Красный нос”, “Размышления у парадного подъезда”), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл “О погоде”, “Огородник”, “Еду ли ночью по улице темной...”, “Вчерашний день, часу в шестом...”), стихи, посвященные А. Я. Панаевой (“Мы с тобой бестолковые люди...”, “Если, мучимый страстью мятежной...”, “О, письма женщины нам милой...”) и многие другие произведения.

Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и “несжатую полосу” крестьянина, которому “моченьки нет”. В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это “трудное и лихое” время его муза заговорила “бойким” языком. Чернышевский о нем писал: “Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная - надежда нашей литературы”.

Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что “родина”, “земля” - для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. “Да, только здесь могу я быть поэтом!” - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, “от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень”. Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: “Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом...” Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

Да, не робел - за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ.

Некрасов угадывал великую роль России.

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней...

Поэт посылает проклятие угнетателям народа - “владельцам роскошных палат”.

Изображению народного героя посвящены наиболее известные стихотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Отдельные эпизоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. “Забытая деревня” - это название относится не только к одной деревне, но и ко всей стране, в которой таким “забытым деревням” нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмерные народные страдания.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно:

Умрешь не даром. Дело прочно,

Когда под ним струится кровь!

О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами (“Коробейники”, романс о разбойнике Кудеяре).

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

Типология романов И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Новь»). «Тайный психологизм» писателя.

Тайный психологизм Тургенева

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Иван Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя - Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе те мысли и чувства, которые мог бы переживать и герой. Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать - это все сказать»). Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду­мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам это чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает). Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ - Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия - он их просто описывает. Так, например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»). Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя - это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так, например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно дает ему пищу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...