Сюжет произведения распутина живи и помни. Суд свой и людской. Другие сочинения по этому произведению

Повесть «Живи и помни» была написана в 1974 году. В 2008 произведение было экранизировано режиссёром Александром Прошкиным. Главные роли в фильме исполнили Дарья Мороз и Михаил Евланов.

Главная героиня повести – молодая женщина по имени Настёна. Сирота воспитывалась в доме своей тётки, не зная ни любви, ни даже просто хорошо обращения. С ранних лет Настёна была вынуждена много работать, чтобы не быть нахлебницей в чужом доме. Когда Андрей Гуськов предложил девушке выйти за него замуж, она, не задумываясь, приняла его предложение. Настёна никогда не любила мужа, но была уверена в том, что в браке обретёт счастье, которого не имела в детские годы. За несколько лет совместной жизни в семье Гуськовых так и не появилось детей. Андрей обвинял в этом жену. Настёна постоянно чувствовала себя виноватой.

Глава семьи уезжает на фронт. Молодая жена получает письма от супруга. Но однажды к ней пришли милиционер и председатель сельсовета. Андрей пропал без вести, его подозревают в дезертирстве. Когда из бани пропал топор, молодая жена сразу поняла, что муж вернулся домой. Через некоторое время встреча супругов всё-таки состоялась. Она показалась Настёне наваждением, кошмарным сном.

Суеверная женщина была уверена в том, что человек, встреченный ею в бане, был не её мужем, а оборотнем. Настёна долго сомневалась в реальности всего произошедшего ночью, полагая, что ей это всё только приснилось. Впоследствии Андрей объяснил жене, что он не убийца и не предатель. Он не совершил никакого преступления. Причиной его дезертирства стала слишком ранняя выписка из госпиталя. Гуськов должен был отправиться обратно на фронт, несмотря на то, что его лечение ещё не было окончено.

Андрей понимает, что его действия будут расценены властями, как одно из самых страшных преступлений, но не хочет каким бы то ни было способом исправить ситуацию. Настёна тщательно скрывает от односельчан незаконное возвращение супруга. Молодая женщина по-прежнему не любит своего мужа. Лгать её заставляет чувство долга. Долгожданная беременность становится неожиданной радостью для Гуськовых. Ради мужа и будущего ребёнка Настёна готова терпеть ещё большие тяготы.

Безвыходная ситуация
Беременность принесла не только радость. Отсутствие мужа и наличие ребёнка могут означать только одно: Настёна изменила Андрею. Если же это не так, значит, Гуськов вернулся, что, в свою очередь, указывает на его дезертирство. Настёна согласна на то, чтобы её считали неверной женой, если это поможет спасти мужа.

Молодая женщина сталкивается с ненавистью и презрением окружающих. Узнав о том, что сноха беременна, свекровь немедленно выгоняет её из дома. Отчаяние приводит Настёну к самоубийству. Молодая женщина бросается в Ангару.

Настёна Гуськова

Не получив в детстве любви и ласки, главная героиня мечтает о собственной семье, где она была бы хозяйкой. У Настёны нет времени ждать настоящую любовь. Она хочет как можно скорее уйти из тёткиного дома и принимает предложение руки и сердца от нелюбимого мужчины.

Основная черта характера главной героини – это чувство долго. Настёна знает о том, что должна быть замужем, должна иметь детей, должна быть верной и преданной женой своему мужу. В этом её предназначение, и она не видит свою жизнь по-другому. Когда Андрей оказывается в беде, Настёна прилагает все усилия для того, чтобы помочь ему. Молодая женщина всё также не любит своего мужа. Но Андрей её единственный близкий человек, которого она не хочет терять.

Мечта о настоящем счастье кажется Настёне особенно близкой после того, как она узнаёт о своей беременности. Теперь у неё будет полноценная семья, и она уже не станет считать себя ущербной женщиной. Но в какой-то момент главная героиня понимает, что и на сей раз счастье пройдёт мимо. Долгожданный ребёнок был зачат не в самое подходящее время. Он принесёт горе вместо радости.

Чувство долга заставляет Настёну жестоко страдать. Она выполнила свой долг перед мужем, но предала при этом родину. Видя, как в другие семьи приносят похоронки, Настёна упрекает себя за то, что вдовой вместо неё стала другая женщина. Её муж жив только потому, что погибли чужие мужья. Настёне это кажется несправедливым.

Оказавшись в безвыходном положении, главная героиня видит единственное решение своей проблемы. Тем не менее, автор не хочет, чтобы Настёну считали самоубийцей. Пытаясь оправдать свою героиню, он говорит о том, что молодая женщина просто очень устала. Она искала отдыха, а не смерти.

Андрей Гуськов

В отличие от своей жены, Андрей не обременён чувством долга. Его вполне можно назвать безответственным человеком. Андрей живёт для себя и ради себя. Он признаёт только собственную правду. В отсутствии детей главный герой, в первую очередь, винит свою жену. Он не считает себя ни дезертиром, ни предателем. Андрей убежал из госпиталя потому, что его хотели отправить на фронт раньше времени. Он просто спасал свою жизнь и никого не собирался предавать. Кроме того, он всего лишь крестьянин, а не воин. Андрей родился не для того, чтобы убивать других людей.

Гуськов эгоистично принимает все жертвы своей жены, даже не задумываясь о том, на какие страдания обрекает её своими действиями. Переложив все свои проблемы на слабую хрупкую Настёну, Андрей делает то, что считает нужным. Страдания жены для него ничего не значат. Она – женщина, её удел терпеть. Несмотря на то, что беременность жены только усугубила сложившуюся ситуация, Андрей не чувствует никакого раскаяния и не винит себя в том, что зачал ребёнка в таких непростых обстоятельствах. Он наконец-то получил то, чего так давно хотел.

Главная идея

Желание следовать долгу может быть оправдано не всегда. Стремление постоянно отдавать безвозмездно не менее губительно, чем постоянное стремление безответно принимать жертву. Нарушая энергетический баланс и дающий, и берущий остаются в проигрыше.

Анализ произведения

Жизнь простых русских людей представил в своей повести Валентин Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание этого произведения едва ли способно передать всю палитру чувств, испытываемых героями) – не уникальная история. Женщин и мужчин, подобных Настёне и Андрею, в годы Великой Отечественной войны было немало.

Автор не осуждает своих героев, не выносит им суровых приговоров. Настёна отказалась выдать властям нелюбимого мужа. Она хотела быть счастливой, несмотря ни на что. Не стоит осуждать и Андрея. Он родился не для того, чтобы убивать и разрушать. Миссия простого крестьянина – созидательный труд. Андрей не считает себя предателем потому, что всегда служил родине другим способом: он возделывал землю, как это делали его предки. Главный герой уверен в том, что не он предал родину, а родина в чём-то предала его. Он долго воевал, был ранен и надеялся на отпуск, во время которого он мог бы побыть со своей семьёй, залечить ранения. Но вместо этого Андрею вновь придётся отправиться на ненавистную войну.

Ужасы кровавой бойни пробуждают в человеке инстинкт самосохранения – один из самых древних человеческих инстинктов. Чем меньше шансов на жизнь остаётся у человека, тем сильнее его желание остаться в живых.

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения - нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза - противопоставление двух человеческих начал - Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр - Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия - живи, но помни о содеянном тобой.

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Тема

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье - он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены - его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье - это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения - нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог - знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка - уход Андрея на фронт;
  • развитие событий - тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация - самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

Жанр

«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 187.

Нравственная проблематика повести В. Распутина «Живи и помни»

Повесть «Деньги для Марии» принесла В. Распутину широкую известность, а последующие произведения: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» - закрепили за ним славу одного из лучших писателей современной русской литературы. В его произведениях на первый план выходят нравственно-философские вопросы о смысле жизни, о совести и чести, об ответственности человека за свои поступки. Писатель рассуждает об эгоизме и предательстве, о взаимоотношении личного и общественного в душе человека, о проблеме жизни и смерти. Все эти проблемы мы и найдем в повести В. Распутина «Живи и помни».

Война - это ужасное и трагическое событие - стала определенной проверкой для людей. Ведь именно в таких экстремальных ситуациях человек проявляет истинные черты своего характера.

Главный герой повести «Живи и помни» Андрей Гуськов ушел на фронт в самом начале войны. Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно было только сражаясь с врагом, ничто не тревожило душу Гуськова. Андрей не был героем, но и не прятался за спинами товарищей. Его брали в разведку, он воевал, как все, был хорошим солдатом.

Все изменилось в жизни Гуськова, когда стал виден конец войны. Перед Андреем снова встает проблема жизни и смерти. И в нем срабатывает инстинкт самосохранения. Он стал мечтать о ранении, чтобы выиграть время. Андрей задает себе вопрос: «Почему я должен воевать, а не другие?» Здесь Распутин осуждает эгоизм и индивидуализм Гуськова, который в такой трудный для родины момент проявил слабость, малодушие, предал своих товарищей, испугался.

Главный герой повести Распутина «Живи и помни» похож на другого литературного персонажа - Родиона Раскольникова, который спрашивал себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Распутин затрагивает проблему личного и общественного в душе Андрея Гуськова. Имеет ли право человек поставить свои интересы выше интересов народа, государства? Имеет ли право человек переступить через вековые нравственные ценности? Конечно же, нет.

Еще одна проблема, которая волнует Распутина, - это проблема судьбы человека. Что побудило Гуськова бежать в тыл - фатальная ошибка чиновника или та слабинка, которую он дал в душе? Может быть, если бы Андрея не ранило, он бы переборол себя и дошел до Берлина? Но Распутин делает так, что его герой решает отступиться. Гуськов обижен на войну: она оторвала его от близких, от дома, от семьи; она каждый раз подвергает его смертельной опасности. В глубине души он понимает, что дезертирство - это заведомо ложный шаг. Он надеется, что поезд, в котором он едет, остановят и проверят у него документы. Распутин пишет: «На войне человек не волен распоряжаться собой, а он распорядился».

Совершенный поступок не приносит Гуськову облегчения. Он, как и Раскольников после убийства, должен теперь скрываться от людей, его терзают муки совести. «У меня теперь все дни черные», - говорит Андрей Настене.

Образ Настены - центральный в повести. Она является литературной преемницей шолоховской Ильиничны из «Тихого Дона». Настена сочетает в себе черты сельской праведницы: доброту, чувство ответственности за судьбы других людей, милосердие, веру в человека. Проблема гуманизма и всепрощения неразрывно связана с ее светлым образом.

Настена нашла в себе силы пожалеть Андрея и помочь ему. Она сердцем почувствовала, что он рядом. Для нее это был трудный шаг: ей пришлось лгать, хитрить, изворачиваться, жить в постоянном страхе. Настена уже почувствовала, что отдаляется от односельчан, становится чужой. Но ради мужа она выбирает себе такой путь, потому что любит его и хочет быть с ним рядом.

Война многое изменила в душе главных героев. Они поняли, что все их ссоры и отдаленность друг от друга в мирной жизни были просто нелепостью. Надежда на новую жизнь согревала их в трудные минуты. Тайна разъединила их с людьми, но сблизила друг с другом. Испытание раскрыло лучшие их человеческие качества.

Подгоняемая сознанием того, что быть им вместе не долго, с новой силой вспыхнула любовь Андрея и Настены. Пожалуй, это были самые счастливые дни в их жизни. Дом, семья, любовь - вот в чем видит счастье Распутин. Но для его героев была уготована другая судьба.

Настена верит, что «нет такой вины, которую нельзя простить». Она надеется, что Андрей сможет выйти к людям и покаяться. Но он не находит в себе сил на такой поступок. Лишь издали Гуськов смотрит на отца и не решается показаться ему.

Мало того, что поступок Гуськова ставит крест на его судьбе и на судьбе Настены, но Андрей не пожалел и своих родителей. Может быть, единственная надежда была у них, что их сын вернется с войны героем. Каково же было им узнать, что их сын - предатель и дезертир! Какой это позор для стариков!

За решимость и доброту Бог посылает Настене долгожданного ребенка. И здесь возникает самая главная проблема повести: имеет ли право родиться ребенок дезертира? В рассказе «Шибалково семя» Шолохов уже ставил подобный вопрос, и пулеметчик уговорил красноармейцев оставить сына в живых. Весть о ребенке стала единственным смыслом для Андрея. Теперь он знал, что ниточка жизни потянется дальше, что его род не прекратится. Он говорит Настене: « А роди ты, я себя оправдаю, для меня это последний шанс». Но Распутин разбивает мечты героя, и Настена погибает вместе с ребенком. Пожалуй, в этом самое страшное наказание для Гуськова.

Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» - это нравственная ответственность человека за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи, дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя, но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» - будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию.

Каждый, кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Каждый должен понять, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоевана победа. Каждое произведение В. Распутина - это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет людям не утратить нравственные ценности.

    Цели: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

    Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

    Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока:

1 Оргмомент

Эпиграф:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала,- запомнил я Родину.

И вижу ее накануне победы

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. (К. Симонов)

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей.

И не удивительно, что не оставались в стороне от войны и видные русские советские писатели и поэты. Во многих произведениях художественной литературы послевоенного периода и современности находит свое отражение тема войны с различных позиций.

Учитель: - Вспомним, какие произведения литературы вам известны на военную тематику.

(Ответы детей)

2. Учитель: - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-размышление, размышление о глубинах человеческой души.

Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»? (Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? (Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

II Повторение домашнего задания

Учитель : - Домашним заданием было задано изучить биографию В.Распутина и прочитать повесть «Живи и помни».

. Информация о писателе (Сообщение ученика)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

А какие произведения писателя вам известны? (Ответы детей)

III . Работа по теме урока

1. Анализ повести.

Учитель: - В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться. Для начала определим тему повести . О чём она? (Варианты ответа: - о любви; - о дезертире; - о русской женщине; - о войне.)

Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам слова одного из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!» - Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат? (Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки.

Замыслом повести послужило воспоминание из детства: (Слайд)

1) Беседа:

Какой эпизод описан первым в в повести? (Исчезновение топора).

Почему Настёна догадалась, что топор взял свой? (Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

Какое символическое значение имеет эта деталь? (Гуськов занёс топор над своей судьбой).

Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня? («Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Какое чувство возникает у Настёны? («А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте вспомним, какими чувствами он покидал деревню, отправляясь на фронт. Нужно прибавить, что он в числе первых был призван на войну.

(Читаем выдержки из повести) «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек». (Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

Был ли Гуськов трусом? «Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

Учитель: - Итак, Андрей совершает преступление. Какое? (Ответы детей).

2) . Работа с классом. Групповая работа.

Учитель: - А можем ли мы безогаворочно назвать его преступником? Мнения будут разными. Для ответа разделимся на две группы, одна группа защищает, а другая- обвиняет А. Гуськова.

Но вместо фронта после ранения Андрей решает пойти домой. Что же им движет, выбирая этот путь, как вы думаете?

Что же заставляло его обижаться? (Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова? (Страх).

За кого боится Гуськов? (За себя, за свою жизнь).

Какая черта характера порождает этот страх? (Эгоизм).

Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе.

Учитель: - Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

Как автор показывает расчеловечивание героя? Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство? «Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

Как ведут себя человек и животное? (Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца? «Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

На что обрекает себя герой? (Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

. 3. Работа по таблице. Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя

Учитель: -На кого стал похожим, с каким животным сравнивает писатель героя произведения? - А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

Учитель: А что мы знаем о его семье?

Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену..

Учитель : Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

Учитель: - Что мы можем сказать о Настене? Какой была ее юность? Как и почему она вышла замуж за Андрея? Как он к ней относился? Она могла бы таить на него обиду? Сомневается ли Настена помогать или не помогать мужу? Почему? Что мы знаем о судьбе Настёны? (Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

Как меняется ее жизнь, поведение? А было ли свойственно ее характеру ложь, воровство, хитрость? (Нужно было переделывать себя).

Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

Могла ли она отказаться этой участи? - В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Учитель : Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

4. Работа с схемой (Слайд)

У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав . Схожие эпизоды повторяются через какое-то время

Учитель: Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть?

Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

Какие побуждения движут героями? (Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

В чём видят причину несчастий? - Какие чувства испытывают?

Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?

Сопоставление чувств героев произведения

Настёна

Эгоизм, думает прежде всего о себе.

Причины несчастий – война и судьба.

Обида и злоба.

Великодушие, любовь, простота и милосердие.

Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

Вера в доброту людей.

Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

Природа пытается ее остановить, задержать.

IV Закрепление

Учитель :

Почему ситуация с Андреем менее трагична, чем с Настеной? Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

Возвращение к эпиграфу

Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений: (Прослушивание аудиозаписи)

В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность).

Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад? (Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

За что ей такое наказание? Она в этом виновата? (- Но Настёна сама придумывает себе вину:)

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

На что надеется Настёна? (Надеется на доброту людей, на помилование).

Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что что бы с ним не случилось, она в ответе.

Она даже видит знак судьбы. Какой это знак? (Обоюдный сон героини и героя).

Почему же Настёна решилась на самоубийство? (Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Обратимся к её последним мыслям:

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

Осудила ли деревня Настёну?

Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина.

(Фрагмент из фильма)

Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

Настену прощают, и его бы простили.

Как погибает Настёна?

Осудила ли деревня Настёну?- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война. Но не всякий поступок можно оправдать войной.

Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

В 1974 году написал Распутин "Живи и помни". Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин "Живи и помни". Герои произведения (главные) - Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Жизнь Настены в доме мужа

Без лишних раздумий девушка вышла за Андрея: выходить все равно придется, так зачем же тянуть? Она плохо представляла, что ожидает ее в чужой деревне и новой семье. Оказалось, что из работниц (Настена жила и трудилась у тетки) она попала опять в работницы, лишь двор другой, спрос построже да хозяйство покрупнее. Возможно, в новой семье отношение к ней было бы лучше, если бы девушка родила ребенка. Однако детей у нее не было.

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек - уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина - в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Встреча с мужем

Повесть Распутина "Живи и помни" продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин "Живи и помни" написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Самоубийство Настены

Бывшие подруги Настены, заметив ее беременность, начинают посмеиваться над ней, а свекровь прогоняет из дома. Девушка, вынужденная сдерживать свои чувства, скрывать их, выматывается все больше. В риск превращается ее бесстрашие, в растрачиваемые понапрасну чувства. Они ее подталкивают к самоубийству. Настена находит покой в водах Ангары.

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин ("Живи и помни"). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении "Живи и помни" (Распутин) также раскрывается.

Война - трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении - образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин ("Живи и помни") изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения - нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. "Живи и помни" отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина "Живи и помни" экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер -

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...