Тайны известных картин. Какие тайны скрывают картины знаменитых художников? Желтая спальня Ван Гога

Узнайте о некоторых знаменитых картинах, в которых удалось увидеть и расшифровать «двойное дно».

Большинство художников вкладывают в свои картины какой-нибудь скрытый смысл, тайну или загадку, которые пытаются расшифровать со временем искусствоведы и другие специалисты.

1. Иеронимус Босх, Сад земных наслаждений, 1500-1510 гг.

Ерун ван Акен подписывал свои картины «Иеронимус Босх». Он был зажиточным человеком и состоял в католическом братстве Богоматери. Однако, скорее всего, за спиной Ерун ван Акен держал скрещенными пальцы, так как по предположениям историков, Босх был еретиком и принадлежал к секте адамитов и поэтому был почитателем катарской ереси.

В те времена католическая церковь повсеместно боролась с катарами, и художнику приходилось скрывать свои убеждения. Однако, по мнению искусствоведов всего мира, в картине "Сад земных наслаждений" как раз таки было зашифровано его тайное убеждение еретика, в которой он рассказывает об учении катаров. Но если бы об этом догадались его современники, то Босх без права на оправдание был бы сожжен на костре.

2. Тивадар Костка Чонтвари, Старый рыбак, 1902 г.

Для того чтобы расшифровать замысел этой картины, пришлось приложить зеркало на ее середину. При жизни художника эту совсем не детскую загадку так и не смогли разгадать. Но когда современные искусствоведы додумались поработать с зеркалом, они были поражены увиденным, так как одна картина отображала сразу три лика. Первый – реальное лицо старого рыбака, второй и третий – его скрытые личности: демона (отражено левое плечо) и добродетеля (отражено правое плечо).
Поэтому вполне логично предположить, что художник вложил в картину, мысль о том, что каждый человек хранит в себе две сущности: какую он взрастит, та и будет преобладать в его душе.

3. Хендрик ван Антониссен, Вид морского берега Схевенинген, 1641 г.


Когда полотно поступило в музей как дар от священнослужителя и по совместительству коллекционера в 1873 году, то на картине собравшиеся люди в непогоду смотрели просто в морскую даль. Это не однократно задевало любопытство специалистов, так как было непонятно, что могло привлечь в неблагоприятную погоду людей на берег.

Тайна была раскрыта позже при тщательной реставрации. Когда ее просветили рентгеновскими лучами, то на картине отобразилась туша кита, выброшенная на этот берег. И тогда стало ясно, что привлекло внимание всех этих людей. После реставрации, на картине уже появился кит, и этот шедевр стал значительно интереснее, поэтому ему было отведено более почетное место, чем было ранее. По предположению реставраторов, кита мог затереть и зарисовать сам художник, посчитавший, что не всем захочется лицезреть на картине мертвое морское животное.

4. Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495-1498 гг.


Когда художник создавал этот шедевр, больше всего он уделил внимания основным фигурам - Христу и Иуде. Ему долго не удавалось найти подходящих натурщиков, но однажды он встретил юного певчего в церковном хоре и срисовал с него образ Христа. Однако человека для образа Иуды ему пришлось искать еще 3 года, до того момента, пока художнику не повстречался валяющийся в сточной канаве пьяница.

Это был молодой мужчина, внешность которого исказило беспробудное пьянство. И когда после протрезвления да Винчи стал с него писать образ Иуды, пьяница сказал, что уже позировал ему 3 года назад. Оказалось, что этот падший человек и был тем юным певчим, позировавшим для образа Христа.

5. Рембрандт, Ночной дозор, 1642 г.


Самая великая картина художника была обнаружена только в ХIХ веке, после чего она побывала в знаменитых залах мира под названием «Ночной дозор». Присвоили такое название картине потому, что казалось, будто фигуры выступают на темном фоне, а значит – ночью. И только к середине ХХ столетия реставраторы обнаружили, что картина от времени покрыта слоем копоти. После расчистки шедеврального полотна выяснилось, что сцена происходит днем, так как падающая тень от левой руки капитана Кока указывает на то, что время происходящего действия – около 14.00.

6. Анри Матисс, Лодка, 1937 г.

В 1967 году в музее Нью-Йорка была выставлена картина Анри Матисса «Лодка» 1937 года. Однако спустя 47 дней один из специалистов обратил внимание, что картина, скорее всего, вывешена «кверху ногами». Важными элементами картины являются 2 паруса, один из которых – это отражение в воде. Так, в правильном варианте большой парус должен быть вверху, а его пик должен смотреть в направлении верхнего правого угла.

7. Винсент ван Гог, Автопортрет с трубкой, 1889 г.

Об отрезанном ухе ван Гога ходят уже легенды. Многие говорят, что он отрезал его сам себе, однако принята официально более правдоподобная версия, что ухо пострадало у художника в небольшой драке с другим художником – Полем Гогеном. Секрет этой картины в том, что художник срисовывал свой автопортрет с отражения в зеркале: на картине перевязано правое ухо, однако в реальности повреждено у него было ухо с левой стороны.

8. Грант Вуд, Американская готика, 1930 г.

В американской живописи эта картина с угрюмыми и печальными лицами жителей штата Айовы, считается самой мрачной и гнетущей. После того как полотно было выставлено в Чикаго в институте искусств, судьи не дали ей больших наград сразу и оценили, как сатирическую картинку. Однако сам хранитель музея был поражен и считал, что здесь отражены образы сельских жителей того времени. Он повлиял на исход окончательной оценки, и в итоге Грант Вуд получил премию в 300 долл., после чего музей сразу выкупил эту картину. Так картина попала на страницы газет.

Однако такого восхищения, как у хранителя музея, у жителей штата Айовы эта картина не вызвала. Наоборот, на это произведение обрушилось море критики, а айовцы были глубоко обижены, что художник отобразил их именно такими угрюмыми и мрачными. Позже художник объяснял, что проездом мимо штата Айовы ему повстречался интересный белый дом, построенный в стиле плотницкой готики, и он решил создать его жителей по своему предположению, и никак не хотел обидеть селян этого штата.

Художник даже открыл имена натурщиков, с которых писал образы: девушка в немодном переднике писалась с его сестры, а суровый мужчина с тяжелым взглядом – дантист художника, который в жизни не выглядит столь угрюмым. Однако недовольной осталась и сестра Вуда, она утверждала, что на картине ее могут принять за жену вдвое старшего мужчины. Поэтому только с ее слов считается, что на полотне отображены отец и дочь, однако сам художник это никогда не комментировал.

9. Сальвадор Дали, Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия, 1954 г.


До момента встречи с Галой для Сальвадора Дали была музой и по совместительству натурщицей его сестра Анна-Мария. И в 1925 году увидела свет картина «Фигура у окна». Но однажды художник посмел оставить обидную надпись на одной из своих работ об их матери: «Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». За эту эпатажную выходку сестра не смогла его простить, после чего их отношения испортились.

А когда Анна-Мария в 1949 году издала свою книгу под названием «Сальвадор Дали глазами сестры», в ней не описывалось восхищение художником, от чего сам Сальвадор пришел в бешенство. И, по мнению экспертов, в отместку сестре за книгу в 1954 году обиженный художник создал картину "Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия". В этой картине пейзаж за окном, рыжие локоны и распахнутое окно четко переплетаются с картиной «Фигура за окном».

10. Рембрандт Харменс ван Рейн, Даная, 1636-1647 гг.


Во время реставрационных работ в 60-х годах ХХ столетия, картина была просвечена рентгеновскими лучами, после чего стало известно, что Даная имеет 2 лица. Изначально лик царевны писался с образа жены художника Саскии. Однако его супруга скончалась в 1642 году, и после ее кончины Рембрандт стал жить со своей любовницей Гертье Диркс. Поэтому дописывал картину художник уже с нее, и лицо Данаи изменилось, став похожим на облик Диркс.

11. Леонардо да Винчи, Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, 1503-1519 гг.

Во всем мире Мона Лиза признана совершенством, а улыбка ее – нежной и загадочной. Загадку этой улыбки попытался расшифровать искусствовед и по совместительству дантист американец Джозеф Борковски. По его экспертному мнению выдвинута теория о том, что «прекрасная Джоконда» улыбается столь загадочно по одной простой причине – у нее отсутствует много зубов. Изучая увеличенные фрагменты ее рта, Джозеф даже рассмотрел шрамы вокруг него, поэтому он утверждает, что с героиней что-то произошло, в результате чего она потеряла значительное количество зубов. А ее улыбка – типичная для человека, у которого отсутствуют передние зубы.

12. Фердинан Виктор Эжен Делакруа, Свобода на баррикадах, 1830 г


Искусствовед Этьена Жюли считает, что образ Свободы писался со знаменитой революционерки того времени Анны-Шарлотты, которая была простолюдинкой и прачкой по профессии. Эта отчаянная женщина вышла на баррикады и убила 9-ых королевских солдат. На такой отважный шаг ее подвигла смерть брата, который пал от рук гвардейцев. А оголенная грудь у Свободы на картине означает, что демократия и сама свобода такая же, как и простолюдинка, не носящая корсетов.

13. Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915 г.

Мистическую силу приписывают некоторые люди Черному квадрату Малевича. Однако как оказалось, ничего магического в эту картину автор не закладывал, и картина на самом деле называлась «Битва негров в темной пещере». Такая надпись была обнаружена специалистами Третьяковской галереи.

Квадрат оказался не совсем квадратный, так как ни одна из сторон не параллельна другой, но это – не небрежность художника, а его стремление создать динамически подвижную форму. И черный цвет – это всего лишь результат смешения красок разных оттенков. Скорее всего, Малевич таким образом ответил на картину другого художника Альфонса Алле, который изобразил полностью черный прямоугольник, назвав работу «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».

14. Густав Климт, Портрет Адели Блох-Бауэр, 1907 г.

За тайной этого портрета кроется любовный треугольник между самой госпожой Блох-Бауэр, ее мужем и художником Климтом. Суть в том, что между женой сахарного магната и популярным в те годы художником закрутился бурный роман, и об этом, наверное, знала вся Вена.

Когда эти новости дошли до мужа Адели Фердинада Блох-Бауэра, он решил отомстить любовникам в необычный способ.

Уязвленный изменой жены господин Блох-Бауэр обратился к ее любовнику Густаву Климту с заказом: написать портрет своей жены. Хитрый магнат решил, что он будет забраковывать портреты жены, а художнику придется делать сотни новых эскизов. И это нужно для того, чтобы художника стало просто выворачивать от натурщицы Адели Блох-Бауэр. Тогда Адели должна увидеть, как угасает страсть к ней у Климта, и роману придет конец.

В итоге коварный план Фердинада сработал именно так, как он задумал, и после написания финальной картины любовники расстались навсегда. Однако при этом Адели, так и не узнала, что муж был в курсе ее любовных похождений к художнику.

15. Поль Гоген, Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?, 1897-1898 гг.


Эта картина стала переломным моментом в жизни художника, а точнее она по настоящему вернула его к жизни, после неудачного суицида. Он писал работу на Таити, куда сбегал иногда от цивилизации. Но в этот раз все сложилось не так гладко: постоянная бедность довела мнительного художника до глубокой депрессии.

Он дописывал картину как некое свое завещание человечеству, а когда шедевр был завершен, отчаянный художник ушел в горы с коробочкой мышьяка, чтобы покончить с жизнью. Однако он не рассчитал дозы и, корчась от болей, вернулся домой и заснул. После пробуждения и осознания своего поступка к художнику вернулась былая жажда к жизни, а по возвращению домой у него все наладилось, начался творческий подъем, и дела пошли в гору.

Секрет этой картины в том, что ее нужно читать справа налево, как кабалистические тексты, которыми был увлечен в те времена автор картины. Работа рассказывает о духовной и физической жизни человека от зарождения до смерти (в правом нижнем углу нарисован младенец как символ зарождения, а в левом нижнем углу – старость и птица, поймавшая ящерицу, как символ смерти).

16. Питер Брейгель-старший, Нидерландские пословицы, 1559 г.


Это поистине шедевральное полотно хранит в себе ни много ни мало, а около 112 пословиц. Некоторые из них рассказывают о человеческой глупости. Многие актуальны и до сегодняшнего дня: «вооружен до зубов», «плыть против течения».

17. Поль Гоген, Бретонская деревня под снегом, 1894 г.


Эта картина отражает глубину фантазии человека, так как на искусство могут смотреть по-разному. Впервые полотно было продано после смерти художника на аукционе за жалкие семь франков под названием «Ниагарский водопад». Это случилось потому, что организатор аукциона повесил ее к верху ногами и узрел на картине водопад, а не деревню, занесенную снегом.

18. Пабло Пикассо, Голубая комната, 1901 г.


Разгадка этой картины удалась искусствоведам только в 2008 году, после того как ее просветили инфракрасным излучением. После чего была обнаружена вторая картина или, скорее всего, первая. Под основным изображением женщины в голубой комнате стала отчетливо видна фигура мужчины, одетого в костюм и бабочку, подпирающего голову рукой.

По мнению специалиста Патриции Фаверо, когда у Пикассо было вдохновение, он сразу хватался за кисть и начинал рисовать. И возможно, в очередной момент, когда его посетила муза, под рукой у художника не оказалось чистого холста, и он стал наносить новую картину поверх другой, или у Пабло попросту не было средств на новые холсты.

19. Микеланджело, Сотворение Адама, 1511 г.


Эту картину можно назвать уроком анатомии. Так, по мнению американских специалистов по нейроанатомии, на картине изображен огромный мозг с четко просматривающимися его сложными частями, например гипофиз, мозжечок, зрительные нервы и даже позвоночная артерия, которая изображена в виде яркой зеленой ленты.

20. Микеланджело Меризи да Караваджо, Лютнист, 1596 г.


Эта картина выставлялась в Эрмитаже очень долгое время под названием «Лютнистка». Однако в первой половине ХХ века искусствоведы и эксперты выяснили, что на картине изображен юноша, а не девушка. На эту мысль их натолкнули ноты, лежащие перед изображением человека. На них просматривается басовая мужская партия мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Поэтому вряд ли бы женщина сделала бы подобный выбор для пения.

К тому же, во времена жизни художника как лютня, так и скрипка, которые изображены на холсте, считались исключительно мужскими музыкальными инструментами. После этого заключения картина стала экспонироваться под названием «Лютнист».

Эти полотна известны даже тем, кто далек от мира искусства, ведь они являются настоящими шедеврами. И каждая из них таит какую-то тайну, которую нельзя увидеть невооруженным взглядом.

И вроде бы каждый мазок уже изучен вдоль и поперек, тем не менее, ученые постоянно открывают что-то новое в этих старинных картинах. Их авторы оставили потомкам необычные загадки, которые получилось разгадать!

Редакция InPlanet приготовила список из 12 легендарных полотен, которые хранят тайны уже много лет и даже веков!

Портрет четы Арнольфини / Ян ван Эйк (1434)

Этот портрет стал первым в истории Европы, на котором изображена пара. Он является прекрасным образчиком эпохи раннего Возрождения. Историки до сих пор спорят, кто изображен на полотне, и что там происходит. Многие уверены, что это свадьба, на что указывают некоторые знаки на картине.

Но самый любопытный фрагмент практически скрыт от глаз - в отражении зеркала на стене можно увидеть очертания четырех людей. Смутно понятно, что там мужчина и женщина, и подпись - "здесь был Ян ван Эйк". Искусствоведы считают, что художник изобразил себя и свою супругу.

Тайная вечеря / Леонардо да Винчи (1495-1498)

Эта фреска является одной из самых знаменитых работ Леонардо да Винчи и тоже таит в себе много тайн. Самая интересная загадка скрыта на поверхности - в изображениях Иисуса и Иуды.

Художник с легкостью написал остальные образы, но эти два лица давались ему сложнее всего. Для лика Иисуса он искал воплощение добра, и ему повезло - в церковном хоре он встретил юного певчего. А вот последним ненаписанным пятном оставался Иуда, и да Винчи часами просиживал в забегаловках, чтобы подобрать идеальное воплощение зла. И, наконец, ему повезло - в канаве он обнаружил пьяницу, который едва стоял на ногах. С него он и написал образ Иуды, но в конце был удивлен.

Этот мужчина подошел к нему и сказал, что они уже встречались. Несколько лет назад он был певчем в хоре и уже позировал Леонардо для этой картины. Так, один мужчина стал олицетворять добро и зло.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо / Леонардо да Винчи (1503-1505)

Пожалуй, самой таинственной картиной из всех написанных когда-либо является Мона Лиза. Вот уже несколько столетий она не дает покоя искусствоведам и историкам, порождая все более дикие и интригующие идеи ее создания.

Кто же эта женщина с загадочной улыбкой и без бровей? Традиционно принято считать, что это супруга торговца Франческо Джокондо. Но есть еще несколько теорий, которые имеют право на существование. Например, что Мона Лиза - автопортрет самого Леонардо. Также есть вероятность, что эта картина написана да Винчи для себя, а настоящее полотно было обнаружено в Айзерлуте 100 лет назад. Эта Джоконда более подходит под описание картины современниками Леонардо.

А совсем недавно ученые предположили, что загадочная улыбка девушки на полотне связана с тем, что у нее не было зубов. Кстати, рентген показал, что брови у нее были, просто реставрации их значительно повредили.

Сотворение Адама / Микеланджело (1511)

Еще один гений эпохи Возрождения, Микеланджело, создал свою фреску для Сикстинской капеллы, где она и находится по сей день. Сюжетом для этой части росписи стала сцена из Бытия под названием сотворение Адама. И на фреске есть множество зашифрованных символов.

Например, стоит приглядеться к Творцу, который создает Адама, и можно увидеть…мозг человека. Эксперты считают, что таким образом художник провел аналогию Творца с источником разума, а попросту мозгом. Такая теория подтверждается тем, что Микеланджело увлекался анатомией и постоянно проводил опыты на трупах.

Сикстинская Мадонна / Рафаэль (1513-1514)

Это огромное полотно, принадлежащее кисти Рафаэля, является образцом высшего искусства эпохи Возрождения. Картина была написана по заказу папы римского Юлия II и находилась в монастыре Пьяченцы. Некоторые искусствоведы считают, что этот шедевр был написан для похорон папы.

Рафаэль зашифровал на холсте множество знаков, которые удалось раскрыть историкам. Один из явных секретов Сикстинской Мадонны - на заднем плане художник изобразил лица облака в виде лиц ангелов. Некоторые историки считают, что это еще не рожденные души.

Сцена на берегу / Хендрик ван Антониссен (1641)

Полотно известного нидерландского мариниста Хендрика ван Антониссена давно привлекало внимание искусствоведов. На этой картине 17 века изображен, казалось бы, обычный морской пейзаж. Но специалистов смущало большое количество народа, собравшееся на берегу без видимой причины.

Истину удалось установить с помощью рентгеновского исследования, которое установило, что в действительности на картине был изображен кит. Но художник решил, что лицезреть мертвую тушу кита людям будет скучно, поэтому переделал картину. А с китом полотно смотрится намного эффектнее!

Последний день Помпеи / Карл Брюллов (1830-1833)

Русский художник Карл Брюллов был впечатлен историей Помпеи во время посещения Везувия в 1828 году. Он по характеру был очень сдержанный человек, но тут Карла просто захлестывали эмоции, он пробыл в разрушенном городе четыре дня и через пару лет начал писать свою знаменитую картину.

На полотне есть особый секрет - если присмотреться, в левом углу можно увидеть автопортрет самого художника. Также он запечатлел свою возлюбленную, графиню Юлию Самойлову, с которой его связывали долгие отношения, как минимум, три раза, возможно и больше. Ее можно увидеть в виде матери, прижимающей к груди дочерей, в виде девушки с кувшином на голове и в образе лежащей на земле.

Автопортрет с трубкой / Винсент ван Гог (1889)

Историю с отрезанным ухом экстравагантного художника Винсента ван Гога знают все. Он даже написал свой автопортрет с перевязанным ухом, чем вызвал горячие споры у искусствоведов. До сих пор доподлинно неизвестно, отрезал ли он ухо полностью, или поранил.

Долгое время специалистов смущало то, что на картине Ван Гог изображен с повязкой на правом ухе, а поранил он левое. Но секрет был раскрыт - нидерландский художник писал автопортреты, смотрясь в зеркало, поэтому на картине возникла путаница из-за зеркального отображения.

Синяя комната / Пабло Пикассо (1901)

Сейчас имена этих художников известны всем, а в начале своей карьеры им приходилось писать несколько картин на одном холсте - они не могли себе позволить купить ткань. Именно поэтому многие шедевры имеют так называемое двойное дно, например, картина Пабло Пикассо "Синяя комната".

С помощью рентгеновских лучей удалось выяснить, что под изображением нарисован портрет мужчины. Искусствоведы определяют, кем был этот человек. По одной из версий, Пикассо написал автопортрет.

Старый рыбак / Тивадар Костка Чонтвари (1902)

Венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари создал за свою жизнь множество картин, но был мало известен. Он страдал от приступов шизофрении, но все равно мечтал о славе Рафаэля. Тивадар прославился после смерти, когда была расшифрована картина "Старый рыбак", которая сейчас стала очень популярна. Она была создана в 1902 году и считается одной из самых таинственных работ художника.

С первого взгляда на полотне изображен старик, как много лет и считалось. Пока однажды кому-то не пришло в голову посмотреть на зеркальное изображение двух половинок лица старика. Тогда был раскрыт главный секрет этого полотна - на нем мастер изобразил Бога и Дьявола, которые есть в каждом человеке.

Портрет Адели Блох-Гауэр / Густав Климт (1907)

Это полотно является одним из самых известных произведений Густава Климта. В 2006 году Золотую Адель купили за баснословную сумму - 135 млн долларов. Красивая женщина, изображенная на ней, на самом деле была написана ради… мести.

В 1904 году о романе Адели Блох-Гауэр и Густава Климта говорила вся Вена, в том числе и ее муж Фердинанд. Он придумал необычную месть и заказал художнику портрет любимой жены. Фердинанд был очень придирчив, и Климт сделал более 100 эскизов. За это время любовница, изображение которой давалось так сложно, наскучила художнику, и их роман прекратился.

Черный квадрат / Казимир Малевич (1915)

Одна из самых известных и спорных русских картин - "Черный квадрат" кисти Каземира Малевича. Немногие понимают скрытый смысл этого провокационного полотна. Но начать стоит, пожалуй, с того, что квадрат вовсе не квадратной формы и даже не черный!

Рентген помог определить, что под "Черным квадратом" есть еще одна работа Малевича, поверх которой он и написал свой шедевр. Для него он приготовил специальный состав матовых и глянцевых красок, среди которых, кстати, не было черного оттенка. И, несмотря на то, что стороны так называемого квадрата имеют длину 79,5 см, у фигуры нет ни одного прямого угла.

Так или иначе, Мона Лиза остается одной из самых загадочных картин современности. Возможно, мы никогда не узнаем, что хотел нам сказать тот или иной художник, а может и вовсе, все знаки - лишь случайное совпадение…

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Искусство - это не только источник вдохновения, но и большая тайна. Ведь часто художники добавляют в свои картины интересные детали или оставляют послания, которые невозможно заметить с первого взгляда.

сайт собрал шедевры живописи с неожиданными секретами. В конце статьи вас ожидает бонус: одно из самых странных предположений о «Моне Лизе».

10. Не то ухо

На «Автопортрете с отрезанным ухом и трубкой» Винсента Ван Гога видно, что пострадало правое ухо художника. На самом деле досталось левому уху. Дело в том, что для рисования постимпрессионист использовал зеркало .

9. Картина внутри картины

Если присмотреться к «Старому гитаристу» Пабло Пикассо, то можно увидеть силуэт женщины. С помощью инфракрасных и рентгеновских снимков учеными Института искусств Чикаго было обнаружено еще несколько фигур, которые спрятаны под картиной. Скорее всего, у художника не хватало денег на покупку новых холстов и он был вынужден рисовать поверх старых.

8. «Ночной дозор» был днем

При реставрации картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», которая более известна под названием «Ночной дозор», в 1947 году на ней был обнаружен густой слой копоти. После расчистки выяснилось , что события, изображенные на полотне, происходят днем, а не ночью.

7. Анатомический код Сикстинской капеллы

6. Символ силы

В фреске «Давид и Голиаф» Микеланджело зашифровал еврейскую букву «гимель», которая в мистической традиции каббалы означает силу.

5. Косоглазие Рембрандта

Маргарет Ливингстон и Бевиль Конвей изучили автопортреты Рембрандта и доказали , что художник страдал косоглазием. Из-за болезни живописец воспринимал мир не так, как другие люди, и видел реальность не в 3D, а в 2D . Однако не исключено, что благодаря стереослепоте Рембрандт и создал свои бессмертные шедевры.

4. Месть любовникам

На одном из самых известных полотен Густава Климта изображена Адель Блох-Бауэр. Заказ на портрет жены художнику сделал магнат Фердинанд Блох-Бауэр. Он узнал о романе Адели и Климта и полагал, что после сотен эскизов живописец возненавидит любовницу . Рутинная работа и правда сделала так, что чувства натурщицы и художника остыли.

3. Предсказание конца света

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция предложила необычную интерпретацию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Она уверена, что в своей картине художник оставил предсказание конца света, который случится 21 марта 4006 года. Чтобы это понять, исследовательница разгадала математико-астрологический шифр «Тайной вечери».

2. Мир в желтых тонах

Публикации раздела Музеи

Тайны известных картин

П роизведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд. «Культура.РФ» раскрывает секреты известных - и не очень - русских картин.

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный - он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Шевцовой-Споре - племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского

Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина - Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк - тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника - «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена - прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, - едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник - Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки - то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами - искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову , тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

Константин Коровин

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» - зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин - предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже - тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае - июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере - a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова

Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века - у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию - в прямом смысле - рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» - коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать - и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Эволюция живописи в России с X до середины XX века

Художник видит мир по-своему. Движимый божественным промыслом, он предлагает на суд зрителя картины-иллюзии полные стремления показать очевидное. Обман зрения или, выражаясь по-научному, оптическая иллюзия – явление повсеместное и наблюдать его можно бесконечно, воспринимая окружающий мир и даже обычные предметы.

Особенно явно эфемерность проявляется, когда речь идет об искусстве и произведениях великих мастеров кисти, их таинственных полотнах, над которыми стоит поломать голову…

Загадки Леонардо да Винчи: зеркальные мистификации гения

Леонардо да Винчи – персона таинственная и, бесспорно, поцелованная Богом. Его творения намного опередили свой век и по сегодняшний день заставляют решать ребусы, которые мастер зашифровал в своих полотнах. Очередная попытка понять гения была предпринята членами всемирного фонда «Зеркало священных текстов и картин» (The Mirror of the Sacred Scriptures and Paintings WorldFoundation).


По словам исследователей, им удалость постичь послание величайшего художника с помощью зеркал. Сакральные образы – вот, что хотел показать гений миру. Одна из самых известных картин великого мистификатор явно намекает на присутствие старозаветного Яхве. Изображенный на этюде юный Иоанн Креститель смотрит не на Марию или Святую Анну. Его взгляд обходит и новорождённого Иисуса. Он разглядывает лицо Бога! Именно его причудливое изображение привлекло внимание мальчика.


Идея создания картин, изображение которых проявляется при определенных условиях, принадлежит Леонардо да Винчи. Такое искусство называют анаморфным. Его «Мона Лиза» скрывает удивительный лик. Его можно лицезреть в области правой руки Джоконды, «Тайная вечеря» прячет перевернутый Грааль, а Иоанн Креститель хранит образ фантастического создания, намекающее на процесс творения. Одним из первых анаморфных рисунков стало изображение головы ребенка, которое можно рассмотреть лишь под определенным углом.


Анаморфные картины Иштвана Ороса

Фокусы и загадки стали популярны еще в Средневековье. Рассвет превращений пришелся на 19 век. Сегодня блистает Иштван Орос.


"Таинственный остров» - самый известный анаморф Иштвана Ороса

Чарующие картины-загадки венгерского графика базируются на законах физики, поэтому, чтобы упрочить их восприятие придется подучить хотя бы школьный курс. Фантазия творца буквально не знает границ.


Маг прячет в своих картинах самые невероятные вещи и явления, заставляя зрителя не только восхищаться увиденным, но и думать. Чтобы получить анаморфное изображение Орос использует цилиндрические, пирамидальные или конусовидные зеркальные предметы . Достаточно поставить их в нужное место и правильный образ предстает в очевидном свете.


Трехмерные иллюзии Алессандро Дидди (Alessandro Diddi)

Ни одна из дорогих картин прошлого не сравнится с «живыми» изображениями итальянского затейника.


Глядя на них, хочется понять, как ему удается, пользуясь только бумагой и карандашом, творить чудеса, обманывающие человеческий мозг.


Дидди наделен талантам вдыхать божью искру в каждый рисунок. Его персонажи настолько реальны, что даже пугают своим присутствием. Свой секрет он объясняет просто, предлагая попытаться понять анаморфный арт. Дальше – дело техники.


Графика Маурица Корнелиса Эшера

Незаурядный голландец - один из самых известных художников в мире оптической иллюзии .


Он прославился особым мировосприятием и умением жонглировать обыденными законами логики пространства. Фантасмагорические полотна Эшера называют графическими иллюстрациями теории относительности. Эта разновидность иллюзорных изображений преследует своей целью достижение стереоэффекта. Образчики таких картинок создаются с помощью специальных фотоаппаратов (изобретение Ивана Александровского, 1854 г.).


В основе графики лежит двойной рендеринг сцены (съемка с двух камер). Разглядеть эти причудливые зарисовки можно лишь зная особые методики.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...