Театральный художник васильев. Александр павлович васильев. — Дочь легко расставалась с памятью о матери


Татьяна Васильева(Гулевич)


Работа Александра Павловича Васильева


Александр Александрович Васильев
М. ПЕШКОВА: С историком моды, художником Александром Васильевым встретились в Академии художеств, где проходит выставка о моде 60-х из его коллекции. Но разговор был не о тенденциях в одежде, стиле нарядов 50-летней давности, а о об Александре Павловиче Васильеве, отце собеседника, известном театральном художнике, чье 100-летие - на следующей неделе. Александр Павлович оформил три сотни спектаклей, в том числе «Петербургские сновидения» в театре Моссовета, где Раскольникова играл Геннадий Бортников. Многолетняя дружба связывала Александра Васильева-старшего с Юрием Завадским. Он работал над костюмами для Раневской, Орловой, Милашкиной. Вы сможете выиграть одну из книг Александра Васильева-младшего, сына юбиляра, про русский интерьер, русский Голливуд или русскую моду, выпущенных издательством «Слово», если ответите на вопрос по номеру 8-985-970-45-45. А вопрос звучит так: как назывался спектакль, в котором Геннадий Бортников играл роль Раскольникова? Александр Васильев к 100-летию отца.

Первые воспоминания об отце, какими они были?

А. ВАСИЛЬЕВ: Радужные и очень позитивные. Папа был старше мамы на почти 13 лет, он мне казался очень взрослым и очень важным, и очень занятым человеком, потому что мой папа безумно много работал в мастерской, очень много был занят в театре. В ту пору, когда я родился, мой папа занимал должность главного художника театра имени Моссовета, где играли такие корифеи, как Ростислав Плятт, как Фаина Раневская, как Вера Марецкая, как Любовь Орлова, как Бортников – это были все звезды самой первой величины…

М. ПЕШКОВА: А главным режиссером был Завадский.

А. ВАСИЛЬЕВ: Юрий Александрович Завадский был его режиссером, и, естественно, папа должен был быть по долгу службы каждый день в театре, каждый день у него были какие-то монтировки, было очень много новых спектаклей, их было очень много новых, постановок было очень много, выставок было очень много новых, выездов, потому что он часто ездил за границу, а в советское время это была большая редкость. Я помню, как папа мог поехать и в Англию, и во Францию, как он работал в Германии, потом в Японии – это все казалось совершенно немыслимым для советской эпохи периодом. Как это так: работать в таких странах и так много выезжать? Он был очень востребованным художником. Жили мы, тем не менее, очень скромно, в небольшой двухкомнатной квартирке на Фрунзенской набережной, где я и родился. Я родился, правда, в родильном Грауэрмана, где все родились, я думаю, потому что это был очень модный тогда и, может быть, один из лучших, наверное, родильных домов…

М. ПЕШКОВА: И все это Арбатская сторона.

А. ВАСИЛЬЕВ: И все это Арбатская сторона, но жили мы на Фрунзенской набережной в доме 40, квартира 177 на 14-м этаже, в доме, который тогда только построили. Это была уже хрущевская постройка, но построенная была еще так, что с излишествами не начали бороться, поэтому на доме еще были остатки лепнины, а в квартире уже не было лепнин под потолком. Потому что был такой период, когда Никита Сергеевич сказал, что надо бороться с излишеством в архитектуре, и если мы боремся с излишествами в архитектуре, то, соответственно, никаких роскошных элементов там не надо, соответственно, ставить.

М. ПЕШКОВА: Но я запомнила ваш коридор, мне он показался большим.

А. ВАСИЛЬЕВ: Вы бывали, наверно, совсем в другой квартире. Вы бывали в квартире, в которую мы переехали в 71-м году, а это была уже 3-я Фрунзенская, и он был огромен, этот коридор был огромен. Это была бывшая квартира народного артиста СССР Белокурова, который играл, по-моему, Чкалова – сейчас я уже…

М. ПЕШКОВА: Чкалова, да.

А. ВАСИЛЬЕВ: Чкалова, да. И квартира была по тем стандартам огромная, потому что она раньше была генеральская. И дом был очень солидный, с лепнинами, как раз построенный в самом начале 50-х годов. Но наш дом, как я сказал, был скромный, квартирка была метров 45, все это было очень маленькое. Папа с мамой жили в большой комнате, я с сестрой, с моей старшей сестрой Наташей, жил в маленькой. У нас была няня, что считалось очень хорошо, потому что оплатить няню в ту пору, вообще завести няню… Мебель у нас была самая простая, немецкая. Думаю, что или сразу послевоенная, или, может быть, даже 40-х годов. Она была чуть-чуть полированная. И вообще мой папа сначала тяготел очень к модернизму. У нас были очень красивые, как тогда казалось, английские занавески с набивным рисунком в стиле конца 50-х годов. Мама одевалась очень элегантно, и папа был строен и одевался очень славно. Вообще он в ту пору был очень нерасточительным человеком, потому что все время проводил в мастерской, тратился исключительно на мамины наряды и подарки, как мне казалось, на книги – у нас их было очень много. Обычно ничего не коллекционировал. Питались мы при папе очень скромно. Я помню, я был ребенком, и мама говорила про Хрущева: «Вот он ездит с американцами по Москве, а мне апельсины ребенку негде купить». Действительно, это тогда было невозможно. Мандарины, апельсины – все это казалось, ну, каким-то таким роскошным удовольствием!.. И под нашим домом находился магазин «Диета», которую родители прозвали «голодная диета», потому что там были черные куски мяса. Они на меня в детстве, - мне было, может быть, годика 4, - производили дикое впечатление. Мне их хотелось съесть, мне явно не хватало мяса. Но мама говорила: «Они же так обветрены, что они черные». А я говорил: «Мама, а если их сварить в супе, они не будут лучше?» «Может быть, они и будут лучше». Когда привозили курочку, это считалось таким роскошным яством… И, если я не ошибаюсь, курочка, - ее тогда называли «синяя птица», - была просто вещь ярко-синего такого голубоватого цвета. Было впечатление, что цыпленок умер своей смертью, совершенно не было впечатления, что это все было приготовлено для еды.

Мы очень много играли. Папа делал для меня замечательные игрушки, потому что игрушек тоже было почти невозможно приобрести в те годы. И я помню, что из коробки, в которой продавался пылесос, папа сделал мне пряничный домик, домик, который он расписал темперными красками, и он напоминал маленький немецкий очень хорошенький домик, где были маленькие окошечки, двери. Ну, мы понимаем, какого размера пылесос, значит, какого размера был я, что я туда прекрасным образом помещался. И я был безумно рад этому приобретению. Так как я часто ходил в театр, чаще в мамин театр, Центральный детский, чем в папин…

М. ПЕШКОВА: С двух лет вы ходили в театр.

А. ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, с годовалого возраста я ходил в театр. Эта театральная жизнь мне была очень близка, я часто был в гримуборной, за кулисами. Очень тихо себя вел, меня пускали всегда за кулисы, и я сидел на масенькой табуреточке, смотрел на все на все эти спектакли. И вот хочу сказать, мне так понравился спектакль «Конек-Горбунок», что я попросил: «Папа, ты мог бы мне сделать осетров?» И он мне сделал из картона очень красивых осетров с тайной коробочкой, куда я клал маленькое колечко и какую-то браслетку, и говорил: «Эй вы, рыбы, тварь морская, осетров могучих стая!..» И вот они приплывали на веревочке над диваном, эти осетры, и я все время изображал, что я Иван, который опять за океан, который герой ершовской сказки «Конек-Горбунок». Главным местом моей игры был папин диван. У папы с мамой был, тогда считалось, шикарный немецкий двуспальный диван, который я сохранил до сих пор. И в одном из моих домов сейчас в Восточной Пруссии этот диван стоит как реликвия. Я вообще никогда не мог выкинуть никакие вещи родителей, очень трогательно к этому относился. До такой степени, что когда в Париж много лет спустя мой папа приезжал в 82-м году ко мне, по своим делам, но ночевал у меня как-то раз на маленьком таком лежачке – я никогда этот лежачок не выкину, он у меня сейчас стоит в имении в Аверне, это называется «Папин лежачок». Это реликвия большая. Хотя мне все говорят: «Там, наверно, живут микробы». Может быть, и живут – им же тоже надо где-то жить. Но это реликвия, я пока не собираюсь с ней расставаться. Просто не вижу необходимости – столько лет хранил, сейчас не буду расставаться. Так что, в принципе, я считаю, что очень ценно, когда человек хранит не только добрые воспоминания о родителях, но вот их личные вещи. Я сохранил несколько костюмов папы, его кисти. Но большая часть его предметов сейчас находится в Самарском музее. Ведь он родился в Самаре, в доме, который стоит до сих пор. Сейчас на нем висит доска, что он родился в этом доме. Дом построен в псевдорусском стиле из красного кирпича. Мне удалось однажды побывать в квартире, где родился папа. Это огромная, даже на теперешний взгляд, думаю, что семикомнатная квартира, скорее такого, знаете, как тогда говорили, буржуазного плана, с большой залой, с большим коридором, с дедушкиным кабинетом, спальней, спальней родителей, спальней детей, бабушкиной комнатой, комнатой для прислуги, большой столовой, очень большой кухней. Потом она стала коммуналкой, потом они ее бросили в 18-м году, когда большевики стали наступать, и мой папа вместе со своими родителями, со своим братом, Петром Павловичем Васильевым, режиссером, и Ириной Павловной Васильевой, которая стала затем концертмейстером, бежали из Самары в Сибирь вместе с войском Колчака. Добежали до Красноярска и там, собственно, они замерзли, и дальше бежать было некуда. И когда Гражданская война утихла, они постепенно переехали в центр России, в Москву, потому что у них там были связи. Родная сестра моего дедушки, то есть папиного папы, Екатерина Петровна Васильева была замужем за Михаилом Нестеровым, очень знаменитым художником начала века. И, соответственно, они каким-то образом, ну, оказали им помощь. Я думаю, может быть, моральную, может быть, материальную. И моя семья потом поселилась в Орликовом переулке в угловом доме с Садовым кольцом, в сером большом доме, где им дали две маленькие комнаты тоже в барской квартире, но которая стала уже коммунальная. Я один раз бывал в этой квартире, где вот жил в детстве мой папа. Может быть, и не один раз, потому что там потом жила Ирина Павловна со своим мужем Серафимом Константиновичем Казанским, профессором Московской консерватории.

М. ПЕШКОВА: Историк моды и художник Александр Васильев, к 100-летию отца, народного художника Александра Павловича Васильева, в «Непрошедшем времени» на «Эхо Москвы».

А. ВАСИЛЬЕВ: То есть, конечно, было прекрасно. Одно детское воспоминание, связанное с моим папой, осталось мне навсегда. Я как-то ходил в мамин театр, где моя мама играла сестру Ленина. Был какой-то юбилейный спектакль, думаю, в 1970-м году. Мне было, наверное, 12 лет. Это, если я не ошибаюсь, было что-то, посвященное 100-летию Ильича. И там была какая-то такая мелодрама о молодости Ильича в Симбирске: сестры, братья – масса всяких участников. Мне это показалось очень забавно, в любом случае. Выходили на сцену гимназистки и пели «Боже, царя храни». И я пришел домой и сказал: «Папа, вот в спектакле пели «Боже, царя храни» - какая сложная мелодия!» Папа сказал: «Ничего не сложная. Народная мелодия, для народа русского написанная». И я запомнил на всю жизнь. Потому что папа был монархистом, он ненавидел советских…

М. ПЕШКОВА: У него были основания.

А. ВАСИЛЬЕВ: У него были основания, потому что папа его был репрессирован. Я никогда не знал моего деда, никогда не знал моей бабушки, потому что бабушка покончила с собой в момент репрессий из-за того, что из нее сделали лишенку, и ей надо было покинуть в кратчайшие сроки город с тремя детьми на руках без средств к существованию. Может быть, это не лучший способ уйти от проблем. Сейчас, будучи человеком взрослым, я понимаю, что оставить троих детей… ну, не мне судить, потому что я не жил в ту эпоху и я совершенно не знаю, каким гонениям конкретно подвергалась моя бабушка, чтобы это ее толкнуло на такой отчаянный шаг в тот момент, когда дети еще были подростками, не грудными, конечно. И самое трагичное в этой истории, что за отличную работу на стройке Беломоро-Балтийского канала моего дедушку досрочно освобождают в тот момент, когда бабушка лежит в больнице в агонии, отравившись уксусом. Это ужасная история, и она умирает у него на руках. Я представляю. Потом дедушку опять репрессировали, еще раз сослали, на сей раз в Кострому, где он как раз стал хормейстером, между прочим, в музыкальной школе в Костроме. Там он и скончался, моя тетка Ирина его ездила туда хоронить. Могилы не осталось, кладбище уничтожено – ну, в общем, обычная советская история для людей, которые должны все забыть о прошлом, все забыть о своих корнях. Папа в этом смысле был человеком очень стойким и очень целеустремленным. Он был большим художником, очень большим энтузиастом театрального дела. И, как ни странно, он прожил такую большую насыщенную жизнь, никогда не вступая в члены КПСС. При этом он стал народным художником России и членом-корреспондентом Академии художеств. На мой взгляд, это, конечно, довольно редкий факт, потому что мы все помним, что такое партийная доктрина в советское время, как важно было следовать заветам генеральной линии. Так вот мой папа никогда не следовал заветам. Мало того, мама никогда не вступала в партию, а стала профессором. То есть, я хочу сказать, даже в ту пору были, видимо, какие-то лазейки, какие-то исключения, какого-то рода возможности, которые мне сейчас объяснить нельзя. Потому что я никогда не думал, что мой папа был бы, скажем, неуспешен и нелюбим. У него были все-таки ордена. Ему дали «Знак Почета», по-моему, даже «Дружбу Народов»…

М. ПЕШКОВА: И множество медалей.

А. ВАСИЛЬЕВ: И множество медалей, и Академия художеств…

М. ПЕШКОВА: И 300 спектаклей…

А. ВАСИЛЬЕВ: И 300 спектаклей…

М. ПЕШКОВА: Да, на которых он был сценографом.

А. ВАСИЛЬЕВ: И 300 спектаклей, на которых он был сценографом. Он создал огромное количество картин. Он писал приблизительно по картине в день. И это было так много, эти картины пользовались огромным успехом. Они, во-первых, очень хорошо раскупались. В ту пору цены на папины картины были просто фантасмагорические. То есть, при советской зарплате… напомню вам, в 100-120 рублей в месяц – вот что получали люди, не надо преувеличивать. 150 – считалось, роскошная зарплата. 200 получали единицы, а 300 рублей – это только министры, вот что-то такое запредельное, правда? Так вот папина картина стоила 1000 рублей в закупке в советское время. И он очень много этих картин продавал в художественный фонд, их распределяли по музеям. И вот часто, путешествуя по стране, я в художественных музеях вижу то там, то там папины картины. Это очень приятно. Здесь тоже есть они в Академии художеств: портрет мой, потому что папа меня часто писал, портрет сестры, ну, и масса других интересных людей своей эпохи.

Кроме этого, я хочу сказать, что как сценограф он, конечно, очень много работал с великими корифеями своей эпохи. Его знаменитые спектакли – это «Петербургские сновидения» вместе с Юрием Александровичем Завадским, который считался в 60-е годы одним из лучших спектаклей Москвы…

М. ПЕШКОВА: Где играл Бортников?

А. ВАСИЛЬЕВ: Бортников играл Раскольникова. Люди стремились попасть, это было что-то уникальное. Это была эпоха, когда люди бежали в театры. Я не могу сказать, что они сейчас не бегут, просто театры делали постановки гораздо солиднее. Во-первых, у них были госбюджеты. Они могли выделить на декорации, на костюмы, на длительные репетиции. Сейчас появилось очень много антрепризных театров со скудным бюджетом, где просто в черных кулисах и при трех стульях и одной двери можно сыграть какую-то бульварную пьеску, а в ней будет участвовать, скажем, два или три известных актера и, скажем, трое еще малоизвестных. Вот и весь расклад. Тогда, конечно, спектакли были удивительные. Во-первых, в эпоху папы была такая вещь, которая называется «массовка», которой сейчас не бывает. (смеется) Были эпизоды. В Большом театре выезжали иногда на сцену кони, ослики. Это все ушло в далекое очень прошлое. Папа очень боролся с театром рутинным, но обожал театр живописный. И, как ни странно, в своей борьбе со штампами в 70-е годы он абсолютно перешел от сценографии объемной к сценографии плоскостной и живописной. Он был единственным и первым из всех художников уже в советскую эпоху, которые возвели живопись, театральную живопись, которая бытовала в 19-м веке, в ранг очень большого искусства. Затем за ним последовали уже такие художники как Левенталь, Серебровский, которые тоже прибегали к этому методу. А папа был, конечно, во многом последователь, возможно, Дмитриева и, возможно, Вильямса – это были ему очень близкие по духу. И Рындин – он очень уважал его работу. Но, в принципе, это искусство еще домирискусстническое. Из всех, я думаю, драматургов выше всего он любил Островского. Он считал, что Волга – его родная река…

М. ПЕШКОВА: Стихия его, Волга, этот размах…

А. ВАСИЛЬЕВ: … что эпоха Островского – это его родная эпоха. И то, что меня всегда поражало, он всегда говорил: «Я знаю, какие были стулья, я знаю, какие были кресла. Я знаю, как одевались тогда, из чего ели». И думаю, что это была часть его детских воспоминаний. Ведь все-таки, поверьте, мой папа был чистым продуктом царской России. Он родился в 11-м году, все-таки за хороших 6 лет до революции. То есть, в детстве он впитал совсем другой быт. Они бывали в гостях. В Самаре у них, кроме квартиры вот этой большой семикомнатной, которую я описал, была еще дача, дача-пост, которая находилась на Барбашиной поляне. Туда они ездили. Ездили как на кораблике служебном, который назывался «Александр», кстати, - думаю, что в честь папы – ну, так мне сдается, - и также как-то на конке.

М. ПЕШКОВА: А дедушка имел прямое отношение к пароходству?

А. ВАСИЛЬЕВ: Да, дедушка был инспектором Волжского императорского пароходства на участке Самара-Сызрань. Так как кораблей там ходило множество, это была большая должность. Он был чиновником, и, как ни странно, у него была очень важная чиновническая должность…

М. ПЕШКОВА: А до этого он был морским офицером в Кронштадте?

М. ПЕШКОВА: Продолжение рассказа о художнике Александре Павловиче Васильеве в следующее воскресное утро. Александр Смирнов и Наталья Квасова – звукорежиссеры, я - Майя Пешкова, программа «Непрошедшее время».


Судьба бывает жестока и отпускает слишком мало лет жизни подлинным талантам. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства.

Болото в лесу.Осень.1872

Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.

Кроны деревьев.

В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Фёдор стал главным кормильцем семьи: матери, старшей сестры и двух младших братьев. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Одаренный ученик быстро обратил на себя внимание художников. Юношу взял под свою опёку уже известный пейзажист Иван Шишкин, незадолго до этого вернувшийся из заграничной пенсионной поездки.

Пейзаж со скалой и ручьём.1867

Рассвет.1873

Летом 1867 года Шишкин пригласил Васильева в поездку на Валаам писать этюды. Работа рядом с опытным мастером много дала Фёдору, но, как ни странно, он тоже оказал какое-то влияние на своего старшего друга, вскоре женившегося на его сестре. Искусствоведы считают, что именно под воздействием Васильева живопись Шишкина стала немного лиричнее. От того периода сохранилась небольшая картина Шишкина, на которой кладбищенский пейзаж на Валааме «оживляет» сидящий на траве Васильев.

В церковной ограде.Старое кладбище Валаамского манастыря.1867

Федору удивительно везло на хороших людей. Его покровителем стал известный меценат граф Павел Сергеевич Строганов, купивший одну из вааламских картин начинающего художника. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном живописец мог самозабвенно отдаваться творчеству. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья.

Деревья.Этюд.1870

Волжские лагуны.1870

Изба.

В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.

Гатчина.1850-1873

Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.

Деревня.1869

После грозы.1868

После дождя.Просёлок.1867-1869

Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. Барки». Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.

Вид на Волге.Барки.1870

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин."

(Ге Н.Н.)

В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование - невозможно. Картину купил для своей галереи П.М. Третьяков. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

Оттепель.1871

К этому времени Васильев уже был серьезно болен, врачи нашли у него прогрессирующий туберкулез. Требовалось срочное лечение и смена климата. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Возможно, именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В ней есть что-то сказочное. Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший.

Заброшенная мельница.1871-1873

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. «Тоскую по России и не верю Крыму», - жалуется он в письме Крамскому. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам.

Эриклик.Фантан (Крым).1872

Здесь родилась одна из лучших его картин «Мокрый луг». За неё Общество поощрения художеств присудило ему премию. Произошло и еще одно важное событие, Академия художеств заочно присудила Васильеву, который не сдавал экзамены за академический курс, звание «классного художника первой степени». Это звание позволяло баллотироваться на официальные должности, а при поступлении на государственную службу получить чин 12 класса.

Мокрый луг.1872

Вечер в Крыму.1871-1873

Постепенно художник привыкает к местной природе и начинает её писать, но жизненный путь Васильева уже заканчивается. Его последней большой работой стала картина «В крымских горах».

В крымских горах.1873

6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Друзья художника устроили его посмертную выставку. Удивительно, но все выставленные на ней работы, включая эскизы и зарисовки, были раскуплены еще до её официального открытия. Только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 картин.

"Он прожил короткую, но прекрасную творческую жизнь. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения",

Написал о нём Крамской.

И.Н.Крамской.Портрет художника Ф.А.Васильева

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые.
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

@Иван Никитин

Искусствовед Александр Васильев - книги и передачи онлайн

Всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, а также искусствовед и историк моды.

Его отец, народный художник России, Александр Васильев старший (1911 - 1990), член-корреспондент Академии Художеств, создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене. Мать, Татьяна Васильева - Гулевич (1924 - 2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

С детства Александр Васильев воспитывался в театральной среде. В возрасте пяти лет Александр создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении “Театр Колокольчик” и “Будильник”. Свой первый спектакль-сказку “Волшебник Изумрудного города” оформил в 12 лет, проявив необычайные способности к театральному оформлению и созданию костюмов.

Особое влияние на юного художника оказал пример отца, не только классического декоратора, но и создателя сценических костюмов для Любови Орловой, Фаины Раневской, Игоря Ильинского.

В 22 года А. Васильев окончил Постановочный факультет Школы Студии МХАТ. Затем работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной.

В 1982 году переехал в Париж, где сразу начал работать для французского театра Ронд Пуант на Елисейских полях, в Студии оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.
Александр Васильев - создатель декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов для многих известных театров и трупп. Например, с ним сотрудничали Национальный театр в Лондоне, Шотландский балет в Глазго, Королевский балет Фландрии, Ойя Масако балет в Осаке и Асами Маки Балет в Токио, балет Невады, Театр оперы и балета Сантьяго и многие др.

Александр Васильев читает лекции на 4 языках во многих колледжах и университетах мира в качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна.

Александр Васильев - обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов Русского периода. Эту коллекцию Александр показывал во многих странах мира - в Австралии, Чили, Турции, Гонконге, Бельгии, Великобритании, Франции и др. странах.

Награжден за пропаганду русского искусства медалью С.П. Дягилева, медалью В. Нижинского, орденом “Меценат” и Золотой медалью Академии Художеств России. Дважды лауреат премии “Тобаб” в Турции.

С 2002 года Александр Васильев присутствует на телеканале “Культура” в качестве автора и ведущего передачи “Дуновение века”. Этот цикл снят на основе книги “Красота в изгнании”. В 2005 году телеканал “Культура” начал трансляцию нового 10-серийного телесериала “Дуновение века - 22», снятого по мотивам книги “Русская мода.150 лет в фотографиях”.

С 1994 года Александр Васильев много времени уделяет мастер-классам и курсам лекций в российских университетах и колледжах. С 2000 года под руководством Александра Васильева в Самаре проходит фестиваль моды “Поволжские сезоны Александра Васильева”.

В октябре 2003 года в Москве открылась дизайн-студия “Интерьеры Александра Васильева”. Цель нового проекта - представить богатую русскую традицию в парижском лоске.

В России Александр Васильев читает лекции на факультете “Менеджмент и теория моды” в Московском государственном университете, в лекционных залах Самары, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Владивостока, Уфы, Перми, Барнаула, Мурманска и многих других городов.

В ближайшее время Александр Васильев планирует приступить к работе еще над одной книгой - воспоминаниями 82-летней правнучки писателя Николая Лескова - Татьяны, прима-балерины русского балета в Монте-Карло, а затем в течение 25 лет занимавшей пост директора балета Бразилии в Рио-де-Жанейро.

В феврале 2004 года прошла выставка “Русский интерьер в фотографиях”, на которой Александр Васильев представил 55 редких фотографий, ранее никогда не публиковавшихся и не выставлявшихся, посвященных теме русского интерьера XVIII, XIX и начала XX века. В планах этого плодовитого автора - создание книги о русском интерьере.

Титулы, награды и премии

Александр Васильев награждён медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году Васильеву была присуждена премия «Народное признание». В 2011 году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева». Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак — керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.

Книга “Красота в изгнании”, выдержавщея шесть изданий - в 1998, 2000, 2003, 2004, 2005 гг. - и переведенная на английский язык в Нью-Йорке в 2000 году. В 1998 году книга “Красота в изгнании” была названа лучшей иллюстрированной книгой года.

Он - автор книги “Русская мода.150 лет в фотографиях” (Изд-во “Слово”, 2004), в которой более 2000 фотографий, посвященных истории русской, советской и постсоветской моды, начиная c 50-х годов XIX века и заканчивая началом XXI века. В книге даны тексты из модных журналов разных эпох, фрагменты интервью с манекенщицами, знаменитыми людьми, киноактрисами, дизайнерами моды. По словам автора, он намеревается позже издать эту работу в Нью-Йорке, “поскольку о русской моде ничего не знают не только в России, но и за рубежом”.

Все названия книг кликабельны/ открывается страница с текстом содержания книги

Более подробно с книгами Александра Васильева можно познакомиться в этом разделе.

нажимаем на фото!

Интервью к оллекционера Александра ВАСИЛЬЕВА:

"Лучше быть гламурной старухой, чем старой девушкой"


Фото Юрия САПОЖНИКОВА

"Самый экстравагантный парижанин" Александр Васильев (это он ввел в России моду на шейные платки у мужчин, которые теперь носят Михалков, Меньшиков, Домогаров, Зайцев, Юдашкин) - не частый гость в нашей столице, где, кстати, был зачат. Во время недавнего визита он успел побывать на антикварном рынке, в 12 магазинах, торгующих стариной, и найти пару изящных вещиц XVIII века - пряжку в стразах от мужских туфель великокняжеской работы и мушечницу из слоновой кости с черепаховыми вставками и золотым медальоном.

Знаменитого историка моды, театрального художника, писателя и коллекционера, чье собрание оценивается в два миллиона евро, удалось разговорить в киевской городской галерее "Лавра". Здесь в рамках выставки "Пространство. Винтаж" - фестиваля декораторов, который четвертый год проводит журнал "Архидея", - маэстро моды давал мастер-классы.

Винтаж - тот же секонд-хэнд, но брендовый и очень "несвежий" - вещи должны быть, как минимум, 20-летними. В винтаже знают толк Кейт Мосс и Рената Литвинова, Наталия Водянова и сам Александр Васильев.

Кроме нарядов с историей, историк моды охотно носит Hermes, называет фашизмом культ стандарта 90-60-90 ("полных женщин гораздо больше, чем худых, потому что они матери, они кормят") и утверждает: "Лучше быть гламурной старухой, чем старой девушкой".


"Бульвар Гордона"

"В ПАРИЖЕ ОЛЕГ МЕНЬШИКОВ ЖИЛ У НАСЛЕДНИЦЫ ДОМА РОМАНОВЫХ"

— Александр, у вас не дрогнуло сердце, когда вы отказали оскароносной Николь Кидман?

— Точнее, ее агенту, через которого она попросила наряд из моей коллекции для съемок в фильме "Леди из Шанхая". Но давать мои исторические оригиналы какой-то амбалистой австралийской артистке?! Думаю, это совершенно не нужно, хотя я бы с удовольствием предоставил образец для имитации. Платья, как мотыльки, живут так мало, зачем убивать старину? Иногда я ношу броши, перстни из своей коллекции, только не текстиль — можно случайно посадить пятно от соуса, да и людям свойственно потеть, простите за физиологическую подробность...

— Неужели вы бы не уступили никому из ныне живущих или ушедших кумиров — предположим, Грете Гарбо или Коко Шанель?

— Свои платья я не позволил бы примерять даже самой Коко. Кстати, неизвестно, состоялась ли бы она как парфюмер без великого князя Дмитрия Павловича Романова, кузена Николая II. Они дружили, и он устроил мадмуазель Коко встречу с будущим создателем "Шанели N5" — парфюмером Эрнестом Бо. А великая княгиня Мария Павловна долгое время рисовала модели для Шанель, которые расшивали бисером и блестками 120 русских портних. Эти платья демонстрировали русские аристократки, оказавшиеся за границей в бедственном положении и ставшие известными моделями...

Возвращаясь к моим платьям — даже Шанель не дал бы их примерить. Ни Одри Хепберн, ни Вивьен Ли, хотя мы с моим соседом — известным балетным танцовщиком Николаем Цискаридзе — питаем страсть к фильмам с их участием.

— Я слышала о вашей дружбе с ним и Меньшиковым. Признайтесь, это вы в Париже пристроили Олега на квартиру к наследнице дома Романовых, когда он играл Есенина в Театре комедии на Елисейских полях?

— Нет, он сам нашел жилье у великой княгини Леонилы Георгиевны — вел себя скромно, кушал немного, приходил ко мне в гости...

— Вы ведь тоже за многое можете поблагодарить особ голубых кровей?

— Да, я знаком с княгинями Шаховской, Оболенской и князем Голицыным, с графиней Толстой и графом Шереметевым, а в Бельгии подружился с Апраксиными. Недавно моя приятельница княжна Волконская, приехав из Парижа, особо внимательно прочитала первые главы моей книги "Русская мода. 150 лет в фотографиях" — начиная с 1850 года. И пришла в полный восторг, потому что увидела там проявления русского вкуса, роскошь одежды (когда-то советская пропаганда убеждала, что царская Россия была чумазой и раздетой страной).

Питательной средой моей первой книги о моде стало общение с балеринами эпохи Дягилева, которых я застал в домах престарелых Лондона, Мадрида и Нью-Йорка. Однажды Наталья Петровна Бологовская, актриса Русского театра в Париже и портниха французских домов моды, которой тогда было за 80, пригласила меня, юношу, к себе домой на водку и блины с икрой...

Кстати, Олег Меньшиков в Москве сейчас живет недалеко от меня, но я его никогда не вижу, что немудрено — особой дружбы у нас не было...

Но мы говорили о моих платьях — даже коронованной особе не позволено их надеть (как невозможно сейчас отобедать на фарфоре из Эрмитажа). К тому же копия гораздо удобнее оригинала, ее можно сделать в нужном размере — женщины прошлого имели столь хрупкое телосложение...

— ...что, глядя на коллекционные башмачки, выставленные в витринах на вилле баронессы Беатрис Эфрусси де Ротшильд под Ниццей, я никак не могла понять: если это детская обувь, зачем так высоки каблуки?

— Средний размер женской ножки в XIX веке был 33-34...

"В РОССИИ И УКРАИНЕ ДОСТОЙНЫЕ ДАМЫ И ЖЕНЩИНЫ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОДЕВАЮТСЯ ОДИНАКОВО"

— Почему среди модельеров так мало гетеросексуалов?

— Одни — "натуральные" мужчины — созданы, чтобы женщину раздевать, а другие, чтобы ее одевать. Не секрет, что процентов 95 кутюрье-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию, большинство из них творит для себя — часто делают утрированный, несвойственный женскому телу силуэт, который прекрасно подошел бы трансвеститу. Джон Гальяно, например, всегда меряет свои платья на себя.

Когда любовник убил Джанни Версаче, в его московском бутике один из постоянных покупателей воскликнул: "Какой кошмар! Я столько денег потратил на этого педика! Никогда больше не буду — перехожу к Жан Франко Ферре". Но моду надо любить такой, как есть: Жан Франко Ферре тоже гомосексуалист...

— Кто, на ваш взгляд, самый стильный из звезд на постсоветском пространстве?

— Людмила Гурченко, конечно, Рената Литвинова, Максим Галкин... Хорошо, что вы не спрашиваете о том, что сейчас модно. Обычно отвечаю: для женщин — ходить с голым животом, носить накладные ногти и высокие каблуки, краситься в блондинку и выглядеть вульгарно. Для мужчин — иметь пивной живот, пить пиво, ходить в сауну, изменять жене. А если серьезно, поменьше вульгарности — голого живота, силикона в груди и губах... В Украине и России теперь достойные дамы и женщины легкого поведения одеваются одинаково, в Европе же сразу можно отличить: приличная девушка или гулящая...

— В гардеробе Клары Лучко, который передала в вашу коллекцию ее дочь Оксана Лукьянова, были наряды от кутюр?

— Нет, Клара Степановна одевалась в прет-а-порте де люкс. Ее дочь (когда Оксану в детстве спрашивали о любимом занятии мамы, девочка отвечала: "Она любит мерить". — Т. Ч.) в свое время вышла замуж за югослава и эмигрировала с ним в Канаду, где стала хозяйкой магазина готовой одежды. Она одевала маму, как куколку, — Карл Лагерфельд, Прадa... Эти наряды Оксана передала мне вместе к красным драпированным платьем, в котором Лучко — "самые красивые ноги Советского Союза" — поехала на Каннский фестиваль, когда там представляли фильм "Возвращение Василия Бортникова".

Кстати, Клара Степановна рассказывала мне, почему не сохранился гардероб Орловой, с которой они вместе были в Каннах и жили в одном отеле. Войдя в номер Любови Петровны, Клара увидела у нее на коленях кружевные юбку и блузку, которые звезда шила на живую нитку. Оказывается, Орлова многократно распарывала и перешивала свои наряды, а такие вещи долго не живут.

А Оксане Лукьяновой я пообещал, что в ближайшее время заеду за обувью и шляпками ее мамы...

— Дочь легко расставалась с памятью о матери?

— Думаю, она была рада, что могла избавиться от обилия нарядов и передать их в хорошие руки, — они ведь будут у меня не просто храниться, но и выставляться по всему миру — в Австралии, Южной Америке, Бельгии, Франции, Англии, Швейцарии...

— Вам так же охотно отдает свои вещи Плисецкая?

— ...и Наталья Фатеева, а собираются это сделать Людмила Гурченко и Лидия Смирнова...

— Но ведь Людмила Марковна почти не изменилась со времен "Карнавальной ночи", зачем же ей лишать себя эксклюзивного гардероба?

— Многие платья морально устаревают, но главное — их может побить моль. А моя коллекция находится в специально оборудованном хранилище, которое я снимаю под Парижем.

"У ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ 13 ДОМОВ, А В ГОДУ ТОЛЬКО 12 МЕСЯЦЕВ"...

— Якобы, кроме парижских апартаментов, у вас еще четыре пристанища, в том числе фамильное имение в Литве и швейцарское "Жизель Илларион" в Сент-Морице.

— А у Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича — 13! По этому поводу моя приятельница Майя Плисецкая шутит: "Какая жалость, у Галины 13 домов, а в году только 12 месяцев"...

Все свои дома я обставил стариной, ем из фарфоровых тарелок, у меня хорошее столовое серебро, сижу не на пластике — на красном дереве. А начинал с нуля...

В 1980 году я окончил Школу-студию МХАТа, а через два года переехал во Францию, где работал как театральный художник. Это Париж дал мне мои знания. Семь языков, которыми я владею, позволили получать разнообразную информацию. Но, едва эмигрировав, я не мог себе купить даже табуретку — нашел ее, засиженную тараканами, на парижской помойке, помыл-почистил, и она оказалась вполне приятна...

— Говорят, за границу вы попали благодаря фиктивному браку с француженкой...

— Мы прожили с ней три года, причем спали в одной постели и, заметьте, прекрасно провели время (смеется). Сейчас у нее трое детей, мы до сих пор дружим, как и с моей второй бывшей женой — исландкой, у которой теперь тоже трое детей...

С детства я знал, что буду существовать среди красоты и жить во всем мире как человек мира. К счастью, я не привязан ни к одной стране.

— Чтобы учить миллионерш не быть вульгарными и расставаться с норковыми манто прошлого сезона, нужно самому, как минимум, быть человеком не бедным...

— Я не очень богат — у меня много средств, вложенных в вещи, но не наличности. Конечно, если бы я распродал недвижимость или часть коллекции, в которой есть вещи по эскизам Бакста, наряды из гардероба Книппер-Чеховой, жены Максима Горького Марии Андреевой и внебрачной дочери этого пролетарского писателя парижской балерины Нины Тихоновой... Но я отношу себя к высшей прослойке среднего класса.

— Вы ведь были едва ли не самым юным коллекционером антиквариата — пока пионеры собирали марки и спичечные коробки, Саша Васильев положил глаз на фарфор и кружева.

— Лет с 10-12-ти... Я учился в английской школе в центре дворянской Москвы, где еще стояли старые особняки, нещадно рушенные при Хрущеве и Брежневе. Когда их жителей переселяли в пригородные хрущобы, многие избавлялись от старых вещей...

— Теперь понятно, почему одноклассники дразнили вас "помоечником"...

— На тогдашних помойках можно было найти больше, чем сейчас в антикварном магазине, — выбрасывали альбомы, посуду, платья, веера, зонты, шляпы... Людям казалось, что это просто старый хлам, а я был тут как тут — подбирал, чистил, реставрировал.

Мне помогли мои родители — мама Татьяна Ильинична Васильева, урожденная Гулевич, была актрисой и профессором Школы-студии МХАТа, отец Александр Павлович Васильев — театральным художником, членом-корреспондентом Академии художеств. Родители очень любили старину, это передалось мне. Сейчас в моей коллекции около 10 тысяч единиц: что-то покупаю на аукционах, антикварных и блошиных рынках, многое мне дарят — приносят пакет, букет цветов и записку: "от поклонницы"...

Александр Васильев (историк моды)

Александр Александрович Васильев. Родился 8 декабря 1958 года в Москве. Русский и французский историк моды, искусствовед, коллекционер, декоратор интерьеров, театральный художник, телеведущий.

Отец - Александр Павлович Васильев (1911-1990), театральный художник, Народный художник РСФСР, создатель декораций и костюмов.

Мать - Татьяна Ильинична Васильева-Гулевич (1924-2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

Вырос в театральной атмосфере. Большое влияние на него оказало творчество отца, который создал декорации и костюмы к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене.

С ранних лет увлекался созданием костюмов и декораций. Сперва он делал их для спектаклей в кукольном театре, позже - для своего собственного спектакля «Волшебник Изумрудного города», который поставил в двенадцатилетнем возрасте.

Принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении «Театр Колокольчик» и «Будильник».

Александр Васильев в детстве в программе "Будильник"

Учился в английской спецшколе № 29, откуда был отчислен по причине плохой успеваемости. Далее учился в школе рабочей молодёжи № 127.

В 1981 году Васильев окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной вместе с отцом, оформлял спектакли.

В начале 1980-х после фиктивного брака с француженкой уехал в Париж. Там работал декоратором для различных французских театров и фестивалей, таких как Ронд Пуант (Théâtre du Rond-Point) на Елисейских Полях, Студия оперы Бастилии, Люсернер (Théâtre du Lucernaire), Картушери (Théâtres de la Cartoucherie), Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.

С 1994 года Александр Васильев стал читать курсы лекций и демонстрировать мастер-классы в различных университетах и колледжах мира. Владеет семью иностранными языками (английский, французский, испанский, итальянский, польский, сербскохорватский, турецкий), и читает лекции на трёх из них - английском, французском и испанском.

С 2000 года под его руководством в Самаре проходит Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

В 2003 году открыл дизайн-студию «Интерьеры Александра Васильева» .

В России читает лекции по курсу «Менеджмент и теория моды» в Московском государственном университете, в лекционных залах различных городов России. В 2005 году начала работу выездная школа Александра Васильева, в рамках которой со слушателями совершаются поездки в различные культурные столицы, среди которых - Париж, Лондон, Венеция, Рим, Марокко, Камбоджа, Мадрид, Стамбул, Рига, Вильнюс.

С 2005 года в Русско-британском институте управления в Челябинске работает Музей истории моды XX века. Идею создания музея подарил институту Васильев.

Театральные работы Александра Васильева

Александр Васильев является создателем декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов. Оформлял балеты «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Анна Каренина» - всего более 100 постановок в 25 странах мира.

Васильев работал над сценическим оформлением и костюмами спектакля Театра имени Пушкина «И вдруг...», который идет в пушкинском фойе театра, с Национальным театром в Лондоне, Шотландским балетом в Глазго, Королевским балетом во Фландрии, а также с балетами Японии, США, Чили и другими.

В России постановки, оформленные Александром Васильевым, шли в Московском театре оперетты, Академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, оперных театрах Новосибирска, Самары, Ростова-на-Дону.

В 2012 году в Самарском академическом театре оперы и балета осуществил капитальное возобновление одноактного балета «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина. Дирижёр-постановщик - Евгений Хохлов.

С 2002 года Александр Васильев стал работать на телеканале «Культура» в качестве автора и ведущего передачи «Дуновение века». С 23 ноября 2009 года Александр Васильев - постоянный ведущий заседаний модного суда в программе «Модный приговор» вместо Вячеслава Зайцева.

В 2009-2012 годах - научный руководитель Московской академии моды при Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», где вел мастер-классы. В 2012-2013 годах - мастер курса на факультете «Дизайн и мода» в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино».

С 2012 года сотрудничает с «Радио Маяк». В 2013 году - ведущий цикла программ «Портреты великих модников» на «Радио Маяк».

В 2016 году снялся в небольшой роли в фильме «Герой».

Александр Васильев в фильме "Герой"

Коллекция Александра Васильева

Владеет частной коллекцией моды и костюма, предметы из которой выставлялись в Австралии, странах Европы, Азии и Америки. Коллекция, хранящаяся во Франции, пополняется на протяжении уже 30 лет и состоит из более чем 50 тысяч экспонатов от XVII века до современности, среди которых - шедевры высокой моды, созданные лучшими ателье своей эпохи. Значительную часть коллекции составляют фотографии и живопись, связанные с историей моды, и, в особенности - с историей Русского зарубежья.

В коллекции есть костюмы, принадлежавшие в прошлом княжне Марии Щербатовой, баронессе Галине Дельвиг, графине Жаклин де Богурдон, графине Ольге фон Крейц. Кроме того, в дар были получены предметы гардероба таких российских звёзд театра и кино как , Наталья Дурова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, .

Балерина передала в коллекцию несколько уникальных предметов из своего гардероба, в их числе:

Ансамбль, состоящий из хитона и комбинезона. Дом моды «Пьер Карден». Париж. 1973 год;
- Ансамбль из набивного шёлка, отделанный воланами. Дом моды «Пьер Карден». Париж. Конец 1980-х годов;
- Костюм из двухслойного стёганного шёлка «космос», подаренный балерине лично Коко Шанель.

Эти фрагменты гардероба стали экспонатами выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», а также попали в одноимённый иллюстрированный каталог (ISBN 978-5-9903435-1-1), составителем которого стал Александр Васильев.

В планах Васильева - создание в России Музея исторического костюма, в котором его коллекция была бы открыта для постоянного публичного доступа.

В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева» . Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак - керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.

Награждён негосударственными наградами - медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году жители Самарской области присудили Васильеву региональную премию «Народное признание». В том же году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

Автор трёх десятков книг. Его книга «Красота в изгнании», вышедшая в издательстве Слово/Slovo, с 1998 по 2008 год выдержала шесть переизданий на русском языке, а в 2000 году была издана в Нью-Йорке на английском языке. Васильев - автор книги «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (также издательство Слово/Slovo, 2004), в которой представлено свыше 2000 фотографий по истории русской, советской и постсоветской моды c середины XIX века до начала XXI века.

Большинство книг иллюстрированы фотографиями из коллекции автора.

На страницах книги «Русские интерьеры» Васильев воссоздал убранства российских дворцов, дворянских усадеб, купеческих и мещанских домов, общественные интерьеры Царской России.

Состояние Александра Васильева

Александр Васильев - достаточно состоятельный человек. Он владеет домами во Франции, Турции и Литве.

Ему принадлежит недвижимость в Европе и России. Во всех квартирах звезды живет прислуга, есть садовники, а обставлены помещения антикварной мебелью. Его имущество и недвижимость оценивается, по некоторым данным, в полтора миллиона евро.

Александру Васильеву принадлежит дом в центральной части Франции, провинции Овернь, дом в Литве, квартиры в Анталье, Москве и Калининграде, на Куршской косе. Кроме этого, на условиях пожизненной ренты он владеет апартаментами в Париже, которые стоят полмиллиона евро.

«В Париже у меня трехкомнатная квартира. Но ценна не она сама по себе, а то, что в ней находится. Я, моя собачка, коллекции», - рассказывал историк моды. За то, что собрано в парижских апартаментах Васильева, готовы биться музеи мира. Там все – ценные экспонаты: люстры, подсвечники, картины в позолоченных рамах, серебряные кубки, кровать из красного дерева, дубовый стол.

В имении в Оверне, состоящем из трех домов, Васильев, как правило, проводит лето.

Дом в Литве достался телеведущему от деда. Главная ценность поместья в Прибалтике – старинная библиотека, ванна девятнадцатого века и роскошный сад. «Дом был построен в 1912 году. На верхнем этаже живут мои кузен и кузина. У них три комнаты с отдельным входом. У меня семь комнат внизу. В доме сохранилась мебель, старинная печка, много старых вещей. Я все это обожаю. Все реставрировал сам», - рассказывал Александр Васильев.

О квартире в Анталье историк моды говорил, что она была передана ему в качестве гонорара.

В каждом жилище Александра Васильева есть антиквариат: «У меня много живописи, две тысячи полотен восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого века. Я умею купить дешево. У меня есть дар сбить цену, объяснить людям, что это ерунда. Я не миллионер, я – Васильев», - делился он.

Александр Васильев. Наедине со всеми

Личная жизнь Александра Васильева:

В 1982 году женился на француженке. Брак был фиктивным, с целью уехать во Францию. Продлился пять лет.

Своих детей у него официально нет. По словам Александра Васильева, у него есть три крестных дочери. Постоянное общение он поддерживает лишь с одной из них - Марфой Миловидовой. Крестным папой девушки он стал по просьбе ее мамы, одноклассницы и давней подруги.

Сама Марфа говорила: «Я всем рассказываю, что Александр Васильев - мой крестный папа, потому что очень им горжусь. Он – невероятный человек, он – мой мотиватор по жизни. Александр часто дарит мне модную одежду. У меня три брата, и в детстве я им часто подражала, носила брюки, а крестный научил меня одеваться женственно».

По словам Александра, он уже составил завещание. Часть его имущества будет принадлежать фонду, которым он руководит. Также упомянута в документе и крестная дочь Марфа Миловидова.

По слухам, у Александра Васильева есть внебрачный ребенок. Косвенно это подтверждается его . «Вы все узнаете из моих воспоминаний, не все можно рассказывать публично», - отрезал Васильев.

Александр Васильев. Секрет на миллион

Фильмография Александра Васильева:

1990 - Русский балет без России (документальный)
2007 - Красота по-советски. Судьба манекенщицы (документальный)
2008 - Фильм о фильме. Собака на сене. Не советская история (документальный)
2009 - Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле (документальный)
2012 - Людмила Гурченко. Как я стала богиней (документальный)
2012 - Богини социализма (документальный)
2013 - Список Лапина. Запрещённая эстрада (документальный)
2016 - Герой - историк моды

Библиография Александра Васильева:

1998 - Красота в изгнании
2004 - Русская мода. 150 лет в фотографиях
2006 - Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 1. Русские красавицы
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 2. Костюмы «Русских сезонов» Дягилева
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 3. Костюмы русского императорского дома
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 4. Звезды мирового немого кино
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 5. Мода и путешествия
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 6. Пляжная мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 7. Свадебная мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 8. Русские красавицы-2
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 9. Рождественская мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 10. Детский маскарад
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 11. Русские денди
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 12. Звезды сталинской эпохи
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 13. Наши питомцы
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 14. Кристиан Диор
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 15. Меха и мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 16. Дамские шляпки
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 17. Костюмы русского театра XIX-XX веков
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 18. Парижская мода 1910-х
2007 - Этюды о моде и стиле
2008 - Я сегодня в моде...
2009 - Судьбы моды
2010 - Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки (в соавторстве с Ксенией Триполитовой)
2010 - Русский Голливуд
2013 - Детская мода Российской империи
2013 - Париж-Москва: долгое возвращение


Васильев Александр Павлович (1911 — 1990)

Выдающийся театральный художник, член-корреспондент Академии художеств СССР, Народный художник РСФСР Александр Павлович Васильев родился в Самаре. Его отец, Павел Петрович - Статский Советник, инспектор Императорского судоходства, мать - Нина Александровна Брызжева, дочь тульского генерала, героя Плевны.

В Москве Александр Павлович поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905, где обучался у Е. Н. Якуба и С. Н. Николаева. (См. прим. 1 и 2). После окончания МАХУ в 1930 году его творческая деятельность началась в Чите.

В предвоенное десятилетие работал в драмтеатрах таких городов как Архангельск, Владивосток, Киров, Куйбышев, Ростов-на-Дону.

В 1945 году А. П. Васильев начал работать в столичных театрах. В 1947 вступил в Союз художников СССР. С 1947 года он был главным художником Московского театра им. М. Н. Ермоловой, с 1954 - по приглашению Ю. Завадского главным художником Театра им. Моссовета. В костюмах от Васильева выходили на сцену Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт. Все они были частыми гостями в доме Александра Павловича.

Спектакли в сценографии Васильева ставились и в ряде других театров столицы: Большом (ГАБТ СССР), Малом, Художественном, в театрах имени А. С. Пушкина, имени Ленинского комсомола, в Театре Сатиры и на Малой Бронной. Ряд спектаклей оформил за рубежом.

В 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе Александр Павлович был удостоен Гран-при за панно «Русская и советская опера». Имел много других наград, отечественных и зарубежных. В 1962-66 годах возглавлял секцию художников театра и кино МОСХ, с 1966 - секретарь правления Союза художников СССР. С 1980 года был президентом Советского центра Международной ассоциации сценографов и театральных технологов.

За свою жизнь Александр Павлович участвовал в постановках более 300 спектаклей.

В архиве Алексея Александровича, отца НА, есть автограф этого замечательного художника.

Молдавия, Кишинев 37,

ул. Пушкина 35, кв 52

Алексею Александровичу

Васильеву

Москва 119270

3 Фрунзенская ул. дом 1 кв 61

Васильеву А.П.

Дорогой Алеша!

Спасибо тебе за письмо. Прости, что долго не отвечал — много забот. Как я прожил свои 60 лет? Как один день. Я «вчера» был мальчиком, а сегодня уже старик. Ни о чем не жалею, кроме как времени убитого на нетворческие театральные дела, т.е. всякую беготню. Для рисования и живописи оставалось мало времени.

В семье у меня, слава богу, хорошо! Весело!

Много друзей — нет, скорее очень близких приятелей. Друг — Коля Сосунов, помнишь? Его уже нет.

Посылаю каталог, навраны цвета.

Леша, нет ли под Кишиневым местечка, где летом можно снять жилье и отдохнуть? Но не курорт, а вроде села тихого. Напиши.

Поздравляю с Новым Годом.

Твой Саша.

В Москве у тебя есть дом!

Привет от семьи (2 детей).

Фразы «Дорогой Алеша», просто «Леша», «твой Саша» говорят о том, что Александр Васильев и Алексей Васильев знали друг друга хорошо и давно. Где они могли познакомиться?

Из биографии АП знаем: В Москве Александр Павлович поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905, где обучался у Е. Н. Якуба и С. Н. Николаева.

В Васильевой о своем отце читаем: В 1927 году Васильев, после окончания художественной студии Образцова, Наркомпросом КАССР был направлен в Москву, где учился сначала в художественном училище «Памяти 1905 года» у Е.А. Якуба, а затем поступил во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно-технический институт) на полиграфическое отделение.

Скорее всего они познакомились и подружились в художественном училище 1905 года, где занимались у одного педагога Е.Н. Якуба.

АП закончил училище 1905 года, а АА решил поступить в более авторитетное художественное заведение — ВХУТЕИН. Несмотря на то, что отец НА у Евгения Николаевича Якyба проучился всего один год, в его архиве сохранилась редкая фотографию своего первого московского педагога.

На обратной стороне фотографии написано:

Евгений Николаевич Якуб

1927г. Москва

Почерк явно не Васильева. Может быть сам Якуб подписал фотографию, уходящему в другой институт, ученику?

После встречи и знакомства в художественном училище «Памяти 1905» профессиональные маршруты художников Васильевых расходятся…, правда, изредка пересекаясь.

В 1959 году на Всемирной выставке в Брюсселе страну представляли оба художника: художник из Москвы своим панно «Русская и советская опера», а художник из Молдовы пейзажем «Осень в Молдавии».

В 1970 и 1973 годах их одновременно выдвигают в члены-корреспонденты Академии художеств СССР. Это легко проследить по спискам, ибо их фамилии располагались рядом.

кандидатов в действительные члены и в члены-корреспонденты Академии Художеств СССР, выдвинутых творческими союзами, художественными и научными учреждениями изобразительного искусства, общественными организациями.

25. Васильев Алексей Александрович, живописец, Кишинев.

26. Васильев Александр Павлович, художник театра, Москва

Газета «Советская культура»

ОТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР

Академия художеств СССР сообщает имена

кандидатов в действительные члены и в члены-корреспонденты академии, выдвинутых творческими союзами, художественными и научными учреждениями изобразительного искусства, общественными организациями.

26. Васильев Александр Павлович, художник театра и кино, Москва

27. Васильев Алексей Александрович, живописец, Кишинев.

В 1973 году Александр Павлович Васильев становится членом-корреспондентом АХ.

Александр Васильев в последней фразе своего письма передает Алексею Васильеву «Привет от семьи. (2 детей) «. Значит привет передают жена и дети.

Об одном из его сыновей, который передает привет А.А. Васильеву нельзя не сказать. Его зовут, как и отца, Александр. По популярности он обогнал папу. Если отца знали в основном в профессиональных кругах, то сына знают огромная армия любителей моды и телезрителей.

Сегодня Александр Александрович Васильев - всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед и историк моды, а также ведущий в ТВ программе «Модный приговор».

В одном из многочисленных интервью Александр подтверждает последний московский адрес Александра Павловича, окончательно снимая вопрос, — о том ли Васильеве толкуется в сообщении:

Я очень рад, что мы справляем его столетие, потому что это такая светлая и достойная дата!.. В этом году мы будем устанавливать также доску на доме, где он жил, и мастерской, где он работал – а это было в соседнем подъезде. Поэтому мы жили в доме с 71-го года до 90-го, когда он ушел из жизни, а работал он в мастерской с 58-го года в том же доме. Поэтому это огромный отрывок жизни связан вот с именно этим пространством, Третьей Фрунзенской улицей . (См. выше конверт с адресом)

Еще раз творческие отметки двух художников, двух Васильевых совпали, но уже после их смерти.

Памятная мемориальная доска Александру Павловичу Васильеву установлена на доме, в котором он жил и работал в 2011 году — в год его 100-летия, через 21 год после ухода.

Памятная мемориальная доска Алексею Александровичу Васильеву установлена на доме, в котором он жил и работал в 1997 году — в год его 90-летия, через 22 года после ухода.

Пока мы не можем показать мемориальную доску Васильева А.П. Показываем мемориальную доску отца Натальи Алексеевны, выполненную ее учениками Виктором Ковалевым и Владимиром Дубасовым.

Наталья Алексеевна у мемориальной доски своего отца.

Примечания

Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года основано в 1925 году.

С деятельностью училища связаны имена известных деятелей культуры. Его преподавателями и художественными руководителями в разные годы были действительные члены Академии художеств СССР В.И.Бакшеев и А.М.Герасимов, член корреспондент Академии художеств СССР Н.П.Крымов и другие.

В стенах училища получили путевку в жизнь выдающиеся деятели нашей культуры: народные художники, члены Академии художеств, лауреаты государственных премий Ю.П.Кугач и Д.К.Мочальский, лауреат государственной премии СССР художник-плакатист В.С.Иванов, члены-корреспонденты Академии художеств А.П.Васильев, М.А.Богданов, О.К. Комов, Л.А.Соколова…

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...