Творческий проект по изобразительному искусству "Пейзаж. История возникновения жанра". Творческий проект по изобразительному искусству "городской пейзаж" Проект на тему пейзаж введение

Дорошенко Надежда Сергеевна

Название проекта

Пейзаж в литературном произведении

(Расширение, обобщение и систематизация изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж»)

Предмет, класс

Литература 11 класс

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Пейзаж в литературном произведении" представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж».

Цель проекта:

расширить, обобщить и систематизировать материал о понятии «Пейзаж», изученный в 5-10 классах.

Задачи проекта:

1. Вспомнить ранее изученную информацию по теме "Пейзаж".

2. Найти, систематизировать и исследовать материал в соответствии с учебными вопросами, сделать выводы.

3. Создать продукт своей деятельности и защитить его.

Предлагаемый проект рекомендуется использовать в 11 классе при изучении раздела «Литература начала XX века. Писатели-реалисты начала XX века» в рамках темы «Творчество И.А.Бунина» по теории литературы: "Психологизм пейзажа в художественной литературе". Проект представляет собой расширение, обобщение и систематизацию изученного материала о теоретическом понятии «Пейзаж». Проект по учебной теме формирует у учащихся коммуникативные навыки, умение организовать самостоятельную работу, находить информацию по обозначенной теме, производить "сортировку" материала, систематизировать его, исследовать информацию, определять причинно-следственные связи, делать выводы. План оценивания основан на личностнориентированном подходе в обучении: развитие навыков самостоятельно управлять процессом обучения, уметь давать самооценку своему труду, проводить взаимооценку успешности в развитии и обучении, осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Ожидаемые результаты. После завершения проекта учащиеся смогут:

1. Дать определение понятия.

2. Определять вид пейзажа в конкретном художественном произведении.

3. Определять его место в системе художественных образов.

4. Определять характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Создавать различные виды продукта своей деятельности и уметь защищать его.

6. Знать критерии самооценки и взаимной оценки.

7. Обрести навыки работы в группе.

План проекта

Работа над проектом ведётся в течение 3-х недель: 3 урока + 4 внеклассных консультации.

Этап подготовительный.

До начала работы учитель планирует:

Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта);

Оценивание (формирующее и итоговое) в ходе проекта (План оценивания).

До начала работы над проектом учитель готовит:

Буклет для родителей "Пейзаж в литературном произведении"

Стартовую презентацию учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

Набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания

Этап I. «Поисково-аналитический»

Урок 1

Формирование интереса учащихся к работе над проектом (интрига):

Буклет для родителей учеников "Пейзаж в литературном произведении";

Формирование эмоционального восприятия темы проекта учениками:

Стартовая презентация учителя

Формирование групп с учётом интересов и учебных потребностей учащихся для учебной исследовательско-поисковой работы: «Историки», «Искусствоведы», «Музыковеды», «Литературоведы», «Аналитики» ;

- «Мозговой штурм» в группах:

  • С чего начать?
  • Какую тему выбрать?
  • Как действовать?
  • Кого привлечь в качестве консультантов и помощников?
  • В какой форме представить материал?

Этап II. «Коррекционно-подготовительный».

Консультация 1

Планы работы в группах;

Изучение учениками критериев:

итоговая экспертная оценка работы группы,

самооценка коммуникативных навыков в группе,

таблицы экспертной и самооценки;

Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп;

Выбор формы представления работы.

Консультация 2

Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

Корректировка планов работы в группах: заполнение календаря проекта, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.

Этап III. «Заключительный»

Консультация 4

Оформление результатов исследования в виде компьютерных презентаций, художественной галереи, вилеотеки, аудиотеки, Wiki-статьи.

Проведение взаимооценки работ группами.

Уроки 2-3.

Защита проекта:

Презентация итоговых работ групп;

Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;

Конкурс «Портфолио участника проекта»;

Награждение участников проекта.

Этап заключительный .

Подведение итогов работы над проектом, рефлексия.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Пейзаж в литературном произведении - это украшение текста или … ?

Проблемные вопросы:

1. Нужен ли пейзаж в произведении и как отразится на произведении его отсутствие?

2. Какова история возникновения пейзажа в искусстве?

3. Как создается пейзаж в различных родах литературы?

4. Какие типы пейзажа используются в литературных произведениях?

5. Каковы характер и функции пейзажа в литературном произведении?

Учебные вопросы:

1. Что такое пейзаж? (Определение понятия).

2. Какими средствами создается пейзаж в музыке, изобразительном искусстве, литературе?

3. В чем родство живописного и литературного пейзажа?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Группа "Аналитики"

Тема исследования

Характер и функции пейзажа в литературном произведении.

Актуальность проблемы

Теоретические понятия являются инструментарием для постижения смысла и содержания произведения.Чтобы стать настоящим читателем, необходимо не только знать теоретические понятия, но и уметь их использовать при анализе художественного текста. Пейзаж, в частности, является средством реализации авторского замысла, основной идеи, которую автор хочет донести до читателя.

Цель

Исследовать взаимосвязь характера и функций пейзажа с идейным замыслом автора произведения.

Задачи

Чтобы достичь цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Собрать литературный материал, иллюстрирующий примеры пейзажа в лирическом, эпическом, драматическом и лиро-эпическом произведениях.

3. Определить, какую содержательную нагрузку несет пейзаж в произведении.

4. Сделать вывод: каковы характер и функции пейзажа в произведении.

5. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

6. Создание презентации “Характер и функции пейзажа в литературном произведении”

Гипотеза

Характер и функции пейзажа в литературе обусловлены основной идеей произведения.

Этапы исследования

Первый этап «Поисково-аналитический»:

1. Определить направления поиска информации и ее источников.

2. Отобрать и проанализировать собранную информацию.

3. Провести исследования иллюстративного материала.

4. Провести самооценку совместной работы в группе.

5. Осуществить рефлексию.

Второй этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создать презентацию.

2. Составить план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Обсудить полученные результаты.

4. Провести самооценку совместной работы в проекте.

Третий этап «Заключительный»

1. Защитить проект.

2. Провести рефлексию.

Объект исследования

Пейзаж в литературном произведении.

Методы

В своей работе над проектом мы использовали теоретические методы исследования: анализ и синтез.

Для сравнения нами были выбраны произведения русской классической литературы как лирические, так и прозаические, в которых имелись описания природы. Сравнение происходило по следующим позициям: что описывается, в каком месте произведения мы встречаемся с пейзажем, каково содержание данного включения в текст, какова его интонационная окрашенность, для передачи какой характеристики (героя, места, времени) использует автор пейзаж.

Проанализировав выбранные фрагменты, мы сделали выводы о характере и функции пейзажа в литературном произведении.

Ход работы

Первая неделя

Этап «Поисково-аналитический»:

1. Мы определились с направлением поиска информации и ее источников: распределили, кто будет отыскивать информацию и в каких источниках, чтобы сформировать ее список.

2. Отобрали и проанализировали собранную информацию, отобрали иллюстративный материал для анализа из произведений русской литературы.

3. Провели исследования иллюстративного материала.

4. Выявили, каков характер и функции пейзажа в литературном произведении.

5. Провели систематизацию результатов исследования.

Вторая неделя

Этап «Коррекционно-подготовительный»

1. Создали презентацию.

2. Составили план анализа пейзажа в литературном произведении.

3. Провести самооценку и корректировку проекта.

Третья неделя

Этап «Заключительный»

1. Осуществили защититу проекта.

2. Провели заключительную рефлексию.

Наши результаты

Выводы

В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж.

2. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.

3. Пейзаж в литературе - средство образного выражения замысла автора.

4. Пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.

5. Роль пейзажа:

Обозначение места действия;

Создание определенного настроения;

Отражение состояния героя;

6. Пейзаж – компонент в структуре произведения, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в состав целого произведения:

Характеристика места сюжетного действия;

Характеристика времени сюжетного действия;

Психологическая функция (картина природы помогает раскрыть внутренний мир героя).

Список ресурсов

Печатные издания:

1. Словарь литературоведческих терминов.

2. Мельникова А.А. Пейзаж в художественном произведении: урок по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

3. Ревякин А.И. История русской литературы XIX в.: Первая половина.

4. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.

5. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

6. Н.Н. Скатов. «Русские поэты природы». Очерки.

7. М. Эпштейн. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии.

8. В. В. Кожинов. «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра».

9. Д. С. Лихачев. «Литература – Реальность – Литература».

10. М. Г. Искричин. У лукоморья дуб зеленый...

11.Багрий Анна Изображение природы в произведениях Тургенева.

12. Гроссман Л. П. Проблема реализма у Достоевского.

13. Шувалов С. В. Природа в творчестве Тургенева.

14. Бенуа А. История живописи всех времен и народов.

15. Фриче В. М., Социология искусства (специальная глава «Пейзаж»).

Интернет - ресурсы:

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

До начала проекта В ходе проекта После завершения проекта
  • Знакомство с критериями оценивания работ
  • Бланк учета КПУ в проекте каждого члена группы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2 Сельский пейзаж в России

3 Творчество И.И. Левитана

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Тема

2. Актуальность творческой работы

3. Цель

4. Задачи

5. Практическая значимость

6.последовательность выполнения творческой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Всегда Сельский пейзаж интересовал живописцев поэзией деревенской жизни, естественной связью с окружающей природой. В этом жанре работали многие известные художники: Исаак Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Константин Алексеевич Коровин …

В деревенской местности каждый сможет увидеть необычную ширь неба, воды и равнины. Работа в различных природных условиях дает художнику огромные возможности для создания композиций, передачи колорита, линии, рисунка, которые помогут ему раскрыть свои впечатления. Сельский пейзаж значим в наше время, в связи индустриализацией общества, появлением различных компьютерных технологий, жители больших городов перестают замечать красоту простой природы, именно той, в которой нет многоэтажных квартир, заводов, фабрик, ровных, асфальтированных дорог.

У каждого человека от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается

роль искусства - в воспитании в людях чувства истинной красоты и в создании возможности самовыражения для каждого человека.

В истории развития русского пейзажного жанра всегда было заметно стремление к созданию пейзажа-картины, монументально раскрывающей целостный образ родной природы.

В.В. Стасов, вероятно, на этом и обосновал свой вывод о том, что «пейзаж является одной из лучших слав русского искусства, признанного в остальной Европе».

В послелевитановский период, даже при кратковременном увлечении некоторых русских пейзажистов импрессионизмом, ведущие реалистические основы русского пейзажного жанра оставались неколебимыми.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой природы у величайших художников-художников-пейзажистов воплощались в живописных произведениях. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины философского смысла.

Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно - как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Развитие живописи в жанре сельский пейзаж

Во все времена художники стремились к изображению природы. Пейзажисты эпохи барокко изображали на своих картинах потерянный рай, идиллические виды. Темой картин, созданных в период романтизма, часто становились воспринимаемые на подсознательном уровне явления и разрушительные силы природы.

Импрессионисты стремились к изображению первозданной красоты природы. Это заставляло Ван Гота путешествовать по Провансу и Бретани в поисках новых пейзажей, а Гогена привело на экзотический остров Таити.
Пейзаж считается сельским, если на нем изображены горы или поля. Сельские пейзажи могут изображать деревни с людьми, животными и различными постройками при условии, что все эти элементы не являются главными.
Деревни являются одной из наиболее популярных тем сельских пейзажей. Растительность великолепно сочетается с домами, изображающими деревенскую жизнь.

Пабло Пикассо часто говорил: «Всему, что я знаю, я научился в Орта-де-Эбро». Он провел молодые годы в этом небольшом испанском городке недалеко от побережья Средиземного моря, где много рисовал и писал пейзажи и портреты. Много лет спустя Пикассо вновь вернулся в эти места, чтобы написать те же пейзажи в новом, авангардистском, стиле. Сельская жизнь является неиссякаемым источником вдохновения и творческого развития для художника, так как только там он видит природу в ее чистейшей форме.

Картина считается сельским пейзажем, если на ней изображены поле, луг, долина или лес увидеть изображенный на картине предмет, оценить его цвет и почувствовать настроение художника.

Вода очень часто изображается на пейзажах как основной или как дополнительный элемент композиции. Ее присутствие создает особую чарующую атмосферу. Движение воды на пейзаже позволяет создавать отражения и передавать прозрачность новых форм, подвижных, таинственных и вызывающих определенные ассоциации. На пейзажах такого типа обычно бывают изображены реки и озера; речные пейзажи являются сельским эквивалентом морского пейзажа. На речных пейзажах художники изображают движущуюся или неподвижную воду, в которой, как в зеркале, отражаются горы и деревья, растущие по берегам (рисунок 3).

Мы привыкли принимать в расчет облики, а пейзаж движется безо всяких желаний...он весь - лицо, подавляющее и устрашающее человека величиной и необозримостью своих черт... Вновь и вновь кажется, будто природа не подозревает о том, что мы возделываем ее и пугливо используем крохотную частицу ее сил. На одних участках мы повышаем ее плодородие и душим в других местах. Мы направляем реки к нашим фабрикам, а им и дела нет до машин, приведенных в движение их водами. Мы играем с темными силами, которых не исчерпать нашими наименованиями, как дети играют с огнем...

1.2 Сельский пейзаж в России

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображающих родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, - все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев. Но, вместе с тем, в 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике.

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту пейзажного жанра прежде всего в том, с чем связано счастье и довольство человеческой жизни. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета.

Тему родного края каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.

Несколько поколений талантливых художников-пейзажистов М. Клодт, А.Киселев, И. Остроухов, С. Светославский и другие.

1.3 Творчество И.И. Левитана

Своей вершины русская живопись 19 века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана.

Никто другой не смог показать такие удивительные состояния природы, какие мастерски изображал на холсте Левитан. Каждое из этих состояний индивидуально и неповторимо. Его работы больше чем просто живопись, в них есть душа, есть переживания и размышления. В своих работах, он как будто ведет с ней беседу, раскрывая зрителю все ее секреты. В них нет ни метафор, ни преувеличений, а показана их истинная сущность.

Интересна техника живописи художника. Мазки его живые и непринужденные. Они повторяют свойства и фактуру отдельных предметов картины, показывая их облик живым. При этом все они как бы живут по отдельности, но не могут существовать друг без друга, что до боли напоминает нам реальность. Если это береза - то мазки повторяют фактуру листьев - они положены под углом, нежно и более тонкой кистью. Если это небо, то оно прописано более широкой кистью и на нем не видны границы каждого мазка (Приложение А1). Благодаря такому приему оно кажется цельным и легким. Если это трава, то мазок в форме травинки. Несмотря на некоторое слияние мазков, к примеру, при рисовании травы, они, все равно, расположены под определенным углом, по направлению роста травы, поэтому возникает ощущение реального образа структуры и фактуры. Рисует живописец траву, ведя мазок снизу вверх, достигая максимального ощущения легкости формы. Если это здание, то статичность и монументальность его достигается широким мазком сверху вниз, по отношению к другим, косым следам кисти.

Впечатляет и колорит картин Левитана. Цвета его особенные и простые одновременно. В них нет чересчур бурной экспрессии. Художник больше реалист, чем импрессионист, но в его реализме нет пустоты мысли и банальности. Его произведения живы и легки, и зритель легко окунается в их бесконечно свободное пространство. Цвета работ Левитана тяжело описать словами, они точны и конкретны. Мелочи не интересуют автора, он уделяет внимание общему колориту картины, впечатлению, которое производит на него природа.

Левитану интересен облик природы, ее состояние, ее образ. «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» - говорил Исаак Левитан. Он мастерски выражает себя, рисуя мир полным смысла в простоте. Цвета его в большей степени локальны, но в них нет ничего лишнего. Левитан играет и с насыщенностью цветов: на переднем плане, а так же на свету они насыщенней, чем на заднем и в тени. Но в основном мастер внимание уделяет тону. Он тонко может проследить каждый тон предмета в отдельности и показать правильный общий тон картины.

Художник понимает, что у каждого времени суток, разный тон. Своими живописными приемами он может показать, к примеру, влажность воздуха, или теплоту света.

Мастер строит форму предмета цветом, светом и тенью и в ней нет лишней пестроты и беспорядочности линий. Художник хорошо понимает, как естественный свет влияет на цвет предметов, и как их тени влияют друг на друга. Его живопись смела и обдумана, проста и понятна без слов и описаний.

В его произведениях четко прослеживается воздушная перспектива. Объекты на заднем плане размыты, «затуманены», а то, что находится спереди прорисовано четко и контрастно. Так же присутствует и линейная перспектива, для передачи еще большего пространства.

Все картины Левитана поражают своей искренностью и красотой. Работы написаны с душой и трепетом, в каждой есть неповторимое состояние, загадка, мысль. Чехов А.П. о Левитане: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню" - серенькую, жалкенькую, затерянную.

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него.

Особенно ему удавался столь сложный цвет как зеленый, присутствующий во множестве нюансов и оттенков на каждой картине. Меланхоличность натуры Левитана передавалась через его картины, которые передавали чувства художника через все грани цветов зрителю. Все пейзажи, написанные Левитаном, исключительно лиричны. Они словно замерли под задумчивым взглядом пейзажиста. Левитан обладал каким-то особым даром выражать через свет, полутени, цветовые оттенки настроение. Меланхолия Левитана, возможно, происходила от его нелегкой жизни, в которой присутствовали все оттенки грусти. Тем не менее, грусть не заняла свое место на его полотнах, лишь легкая задумчивость, глубокая тишина царят на его картинах, успокаивая и утешая, открывая душевные переживания художника.

Зрителей покоряли спокойствие и умиротворенность волжских пейзажей, прозрачность вечернего воздуха, теплые отблески солнечных лучей на водной глади, прибрежной зелени и белых стенах монастыря. Первый биограф Левитана С. Глаголь писал, что эти картины "имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России". А.П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: "Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка".

Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана.

Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Они оба, каждый по-своему, выражали настроения, характерные для русского общества в конце ХIХ века.

Обоим был отпущен короткий жизненный срок.

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Презентация проекта

Сельский пейзаж

Актуальность творческой работы: Выбор темы обусловлен духовно-нравственным воспитанием младших школьников. Сельский пейзаж развивает умение видеть красоту природы сельской местности, гармонию человека и природы, желание сберечь ее красоту.

Цель: Воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное, знакомство с приемами и техникой гуашевой живописи.

Задачи:

    Развить умение правильно подобрать цвета для изображения сельского пейзажа;

    Уметь реалистически изобразить увиденное на картине;

    Уметь правильно изображать не только крупные. Но и мелкие детали композиции;

    Создавать различные колориты путем смешивания красок;

    Совершенствовать умение работать гуашью, развивать чувство композиции.

Практическая значимость: Созданная картина, изображающая сельский пейзаж может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, как наглядное пособие на уроках ИЗО или на различных выставках рисунков.

Последовательность выполнения работы:

1.Предварительный этап:

    Ознакомление с творчеством художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, Ф. Васильева)

    Изучение истории возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России

    Изучение технологии живописи гуашевыми красками.

    Выбор оборудования для работы (лист формата А3, гуашевые краски, палитра, кисточки № 5, № 6)

2. Основной этап:

    Зрительное планирование правильного расположения композиции на выбранном формате листа;

    Выполнение композиции:

    Лист бумаги располагаем горизонтально. Работу начинаем с проведения линии горизонта.

    Выполняем небо двумя цветами – светло желтым, розовым. Снег выполняем насыщено голубым.

    Прорисовываем лес на дальнем плане синим цветом.

    Дома начинаем рисовать с крупных плоскостей – темно коричневым цветом. Верхнюю часть (крыши) выполняем более светлым оттенком. Рисуем снежные шапки на крышах – светло голубым цветом, прорисовываем окна желтым цветом.


    Темно-коричневым цветом рисуем бревна, выделяем оконные рамы, рисуем тени под крышами домов и намечаем печные трубы. Прорисовываем снег на оконных рамах, торцах бревен и печных трубах. Добавляем голубых бликов на крышах, бревнах и оконных рамах.

    Крупными мазками белым цветом рисуем сугробы.

    Усиливаем тени между сугробами, синим цветом делаем легкие мазки и слегка размываем их.

    Тонкой кистью рисуем стройные стволы елей. Намечаем ветви елей. Заполняем пространство между ветвями мелкими ветками, создавая четкие контуры елей.

    Рисуем изгородь. Рисуем снег на ветвях елочек и на изгороди.

    Прорисовываем синим цветом тропинку между сугробами. Рисуем облака, солнце.

3. Заключительный этап: наложение теней, полутеней, бликов на снегу, на крыше домов, под кустами, на деревьях, облаках.

Рекомендации: Выполняя работу я хотела передать красоту природы сельской местности, чтобы каждый человек умел ее увидеть. Я надеюсь, что моя работа поможет развивать духовно-нравственное воспитание и чувство прекрасного у каждого из нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполняя работу, я узнала много нового.

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.

В результате поставленные цели и задачи были достигнуты. Были изучены технология гуашевой живописи, история возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград. 1965.

Паустовский К.Г. "Исаак Левитан". Повесть о художнике.- М., 1937.

А.А. Федоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». - М., 1960.

Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века.

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия.

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961.

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992.

Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998.

Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992.

Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984.

Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.

Раманенка Л.Я. Праграма курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999.

Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.

Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.

Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. - М.: Молодая гвардия, 1959.

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.
В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.
Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.
В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.
У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.
По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.
На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр - Дам.

(Слайд 4)

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) – "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых – точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура – приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768) , поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта». ( Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф .
Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема
архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.
Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном
исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 – 1824) – русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие – архитектурой, третьи – необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж – реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Приложение

Нотр-Дам братья Лимбурги


Ян Вермеер Вид Дельфта

Вокзал Сен-Лазар К. Моне

Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки 1800г. Алексеев Ф.Я.

Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости

Алексеев Ф.Я.

Московский кремль

1897г .

А.Васнецов

Сильвестр Щедрин. "Панорама Рима". 1823-25.

Использованные источники и литература

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л . А . Неменская . Искусство в жизни человека . Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений .

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

Федорова Анастасия

Проектная работа применяется при изучении темы "Пейзаж"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа на тему «Пейзаж» Выполнила у ченица 6 класса Федорова Анастасия Руководитель проекта: Маскарбаева Светлана Куангалиевна

Пейзаж Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Элементы, виды и характер пейзажа Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления - растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования. Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа. В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный - ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии - морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так ипанорамными. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Исаак Левитан Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Отец Илья (Эльяшив Лейб) Левитан (1827-1877) - из раввинской семьи из Кедайняй, местечка, примечательного сосуществованием еврейской и шотландской общин в Литве. Эльяшив учился в ешиве в Вильно. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским инемецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. В ноябре 2010 обнаружены интересные архивные записи о семье Исаака Левитана. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат Авель-Лейб (Адольф) и сёстры Тереза (в замужестве Тереза Ильинична Берчанская, р. 1856) и Михле (Эмма Ильинична, р. 18.07.1859 по старому стилю). Племянники Исаака Левитана, сыновья его сестры Терезы Берчанской, - художники Лев (англ. Leo Birchansky , 1887-1949) и Рафаил (фр. Raphaël Birtchansky , 1883-1953) Берчанские.

Жюль Дюпре Ж.Дюпре родился в семье фабриканта, производителя фарфоровых изделий. Как художник-пейзажист дебютирует в 1831 году на Парижском салоне с пятью своими работами. Писал практически исключительно французский пейзаж (кроме некоторых работ 1835-1839 годов, созданных в Англии). В 1867 году на Всемирной выставке демонстрируются 12 картин Ж.Дюпре. После этого художник длительное время не выставляет свои произведения - вплоть до Национальной выставки 1883, где можно было увидеть восемь новых его работ. Ж.Дюпре было присвоено звание офицера ордена Почётного легиона. Ж.Дюпре является представителем так называемого «интимного пейзажа», отражавшего не столько красоту изображаемой природы, сколько соответствие её настроению и переживаниям художника, подаваемое посредством краски, линии и света.

Камиль Писсарро Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи. В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период - сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.

Сисель Альфрен Сислей родился 30 октября 1839 г. в Париже, его отцом был британский коммерсант Уильям Сислей (Сисли). В 1857г. родители отправили Альфреда в Лондон для обучения коммерции, но юноша предпочёл заниматься живописью и в 1862 г. вернулся в Париж. По возвращении он поступил в мастерскую Шарля Глейра, где сблизился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов. Наибольшее влияние на Сислея как на художника оказали британские мастераУильям Тёрнер, Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон, а также французы Камиль Коро, Гюстав Курбе и Эжен Буден. В 1866 г. Сислей женился на Мари Эжени Лекуэзек - от этого брака родилось двое детей. Семейный портрет Сислеев в 1868 г. написал друг семьи, Огюст Ренуар.

Вансент Ван Гог Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидер. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Пьер Огюст Ренуар Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir ; 25 февраля 1841, Лимож- 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра

Цель проекта . Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.

Интеграция : музыка, чтение художественной литературы, познание.

Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Оно осуществляется через следующие задачи :

1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.

2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.

3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.

Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста; Руководитель изостудии; Музыкальный руководитель; Воспитатели; Родители.

Сроки реализации : сентябрь-август.

«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой-всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Ребенок - художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.

Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно-образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.

Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.

Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.

Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»

Взаимодействие с

воспитателем

музыкальным

руководителем

родителями

Цель: прививать

прекрасному;

обогащать

духовный мир;

развивать

воображение;

воспитывать

эстетическое

отношение к

окружающей

действительности

Цель:

повышение

педагогической

компетентности в

направлении,

поиск путей

реализации задач

Цель:

взаимосвязано

поставить работу

по созданию

условий для

получения детьми

целостного

представления о

возможностях для

максимального

творческого

самовыражения в

любом виде

деятельности

Цель:

педагогическое

просвещение и

приобщение к

совместной

творческой

деятельности с

Формы работы

Специально

организованные

занятия, игры,

наблюдения,

экскурсии,

рассматривание

репродукций,

художественной

литературы,

художественное

творчество.

Организация

развивающей

консультации,

практикум,

развивающего

инструментария

литература,

упражнения,

репродукции

Интегрированные

занятия. Подбор

репродукций

фонограмм

музыкальных

произведений,

изобразительного

материала.

Консультации,

родителями о

важности данной

проблемы,

оформление

передвижек,

открытые занятия

с детьми,

выставки

детского

творчества,

семейное

творчество.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Проект «Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященных временам года: «Осенние мелодии», «Зимние напевы», «Весенняя трель», «Музыка лета».

Название

мини проекта

Формы работы

«Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.

Экскурсия в сквер.

Труд в природе.

Игровая

деятельность.

Знакомство

художественной

литературой.

Знакомство с искусством

Детское

художественное

творчество.

Художественный

труд.

Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой

характеристики; наблюдения за осеннимиизменениями в природе.

Цель. Учить узнавать и называть

приметы осени.

Учить видеть красоту осенней природы,рассматривая деревья и кустарники восеннем убранстве.

Сбор природного материала; подготовкаматериала к работе.

Цель. Показать значимость детской

деятельности. Поощрять инициативу и

самостоятельность.

Дидактические, игры:

«Подбери краски для художника».

Цель.

Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.

«Собери пейзаж».

Цель.

Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В.Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина...», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов- Микитов « Осень в лесу».

Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе.

Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.

Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».

Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».

Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.

Аппликация из осенних листьев:

гербарий - гороскоп «Знаки зодиака».

Цель. Воспитывать навыки

коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Интегрированное занятие: «Вальс

осенних листьев»

Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.

Коллективная работа по

изготовлению книги «Четыре

художника».

Цель. Развивать умение задумывать

совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.

Изготовление пейзажной

композиции из природного

материала и пластилина «Времена года - осень», «На лесной опушке».

Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать

Зимние

напевы.

Ежедневные

наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

Знакомство с

художественной

литературой.

Игровая деятельность.

Знакомство с

искусством

Детское

художественное

творчество.

Художественный труд.

Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.

Рассматривание зимних пейзажей.

Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.

Разучивание стихотворений:

А.Пушкин « Идет волшебница зима», С.Есенин «Поет зима - аукает»,

И. Суриков «Белый снег пушистый».

Чтение рассказа В.В.Волина «Каким

бывает снег».

Цель. Развивать у детей творческий

подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о

Проведение дидактических игр:

«Художники реставраторы».

Цель. Развивать у детей творческое

воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.

«Вижу - дорисовываю»

Цель. Развивать у детей творческое

воображение.

Рассматривание картин:

И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»;

И.И. Шишкин «Зима»;

А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов

«Первый снег».

Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.

Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; «Какая она, зимушка - зима?»;

Лепка «Зимний денек».

Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».

Цель. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.

Интегрированное занятие «Какая она зима?»

Цель . Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии,

художественных произведений.

Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).

Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - зима».

Весенняя трель

Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсия в сквер.

Знакомство с

художественной литературой.

Игровая

деятельность.

Знакомство с

искусством.

Игровая деятельность.

знакомство с искусством.

Детское художественное творчество.

Художественный

труд.

Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.

Рассматривание весенних цветов-подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.

Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в

природе. Уточнить представления детей о признаках весны.

Разучивание стихотворений: А.Плещеев « Травка зеленеет...»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами...»;

Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков «Весна».

Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны».

Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через

поэзию и рассказы о природе. Игра «Галерея картин»

Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.

Игра «Найди картину по эскизу».

Цель . Развивать целостность

художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.

Рассматривание картин:

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»;

И.И.Левитан

«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов

«Зеленый шум».

Цель. Формировать представления о

пейзажной живописи. Развивать

способность видения единства

выразительности живописи.

Игра « Экскурсия в музей». Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.

Игра «Что лишнее».

Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.

Рассматривание картин: «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи. И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору». Ф.Васильев «Мокрый луг».

Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.

Рисование на темы: «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».

Лепка:

«Цветущий луг».

Развлечение «Лето, ах лето!». Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.

Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).Составление композиции из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.

В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Фотоматериал в ПРИЛОЖЕНИИ к проекту «Цветные пейзажи»

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...