У войны не женское лицо проблематика произведения. Сочинение у войны не женское лицо. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

У войны не женское лицо… Сочинение на эту тему пишут старшеклассники, не осознавая сколь много жестокой правды в этой фразе. Войну придумали мужчины. Но разжигая ее, они не смогли уберечь своих жен, дочерей, матерей... Так было, есть, и, увы, будет. Статья посвящена самой дисгармоничной и противоестественной картине в истории человечества - женщине на войне.

Самая жестокая война

Великая Отечественная война - самая страшная война XX века. За ее годы женщина научилась убивать. Она уничтожала врага, который с невиданной жестокостью обрушился на ее дом. Она подрывала мосты, бомбила и ходила в разведку. У нее не было другого выхода.

Людмила Павличенко - Герой Великой Отечественной войны

Можно посвятить как отдельной личности, так и собирательному образу. В отечественной истории немало примеров женского героизма. Один из них - образ Людмилы Павличенко.

Раскрывая тему: "Женщина на войне", сочинение, без сомнения, можно посвятить этой неординарной фигуре. Лучшая женщина-снайпер за всю историю Советского Союза имела на своем счету три сотни смертельных попаданий. Ее героизмом восхищались, в ее честь названа снайперская винтовка. Павличенко посвящали песни, документальные и художественные фильмы. Однажды, в 1942 году, на встрече с американскими журналистами она произнесла легендарную фразу о джентльменах, которые прячутся за ее спиной. Ей аплодировали.

Героиня или живая легенда?

Много сказано о героизме этой женщины. Существует мнение, что подвиги ее несколько преувеличены. Стране нужны герои. Реальные или вымышленные. Но кроме Людмилы Павличенко на фронте служило несколько сотен советских девушек и женщин. В отличие от легендарного снайпера, они имели право рассказать о том, что испытали. Но говорили они мало. Говорить о войне - мужское дело.

Женщина по природе своей предназначена для зарождения жизни, но не для ее уничтожения. Но если необходимо защитить свой дом и своих детей, она возьмет в руки оружие. И она научится убивать. Но после это останется на ее душе тяжелым грузом, кровоточащей раной. Женщина, которая отнимает жизнь - это всегда страшно. Даже если эта жизнь принадлежала врагу, фашисту и оккупанту. Ведь у войны не женское лицо…

Сочинение о том, как может повлиять война на судьбу человека можно написать на основе художественной и исторической литературы. Но лучше ссылаться не на претенциозные книги о громких подвигах, а читать рассказы простых очевидцев. В них меньше пропаганды и больше правды.

Правда и вымысел

Истории не о героях и победителях, а о простых людях - это книга «У войны - не женское лицо». Сочинение станет намного правдивее, если темой его будет не достижения легендарного снайпера, а судьбы простых женщин. Светлана Алексиевич - автор, написавший о женщине на войне так, как никто. Ее обвиняли в излишнем натурализме и отсутствии патриотизма. Для ее героинь война - это обгоревшие лица после артобстрела, ранения от пуль и осколков. Это котлы с дымящейся кашей, которую есть некому, потому как из ста человек вернулось из боя только семеро.

Для Людмилы Павличенко война - лишь непримиримый бой с ненавистным врагом. Воспоминания советского снайпера не могли не подвергаться жесткой цензуре. А потому в них только часть правды. Верить удается больше женщинам из книги Алексиевич.

Война - это не только сражения и победы. Это множество страшных и отвратительных мелочей, складывающихся в общую картины, которую могут вынести лишь мужские глаза. Все же, у войны не женское лицо... Сочинение по русской литературе на военную тему должно быть как можно более правдивым и достоверным. Юный автор его обязан знать, что война - это преступление. Она калечит, убивает. И в ней нет победителей.

Я только раз видала рукопашный…

Поэтессу из нее сделала Великая Отечественная война. Сочинение на тему «Творчество Юлии Друниной» следует писать, предварительно поближе ознакомившись не только с ее стихами, но и с биографией.

С детства она мечтала о подвиге. Жажда участвовать в Великой победе погнала ее в военкомат уже 22 июня. Первые шаги на фронте она совершила в качестве санитарки. Затем была Хабаровская школа младших авиаспециалистов. И наконец - Белорусский фронт.

На глазах Юлии Друниной гибли молодые ребята и девушки. Под обстрелами, в холоде и грязи семнадцатилетняя девушка из московской интеллигентной семьи пробиралась со своими однополчанами на передовую. Она перевязывала раненых, голодала, мерзла и видела трупы. И в окопах писала стихи. «Фронтовая поэзия Юлии Друниной» - интересная тема, которой стоит посвятить сочинение.

Человек на войне становится сильнее, в нем открываются невиданные ресурсы. Но пережитое остается в душе навсегда.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

Из детства в ужасы войны - мотив, который звучит даже в поздних стихах Друниной. Фронтовая ностальгия не покидала ее до последних дней жизни. Война не оставила поэтессу даже в мирное время. Там были ужасы, но была и настоящая дружба. На передовой нет обмана, нет лжи. И тем, кто воспитан на фронте, непросто жить в мире, где превыше всего материальные ценности. Особенно если речь идет о женщине. Ей сложнее приспособиться и перестроиться на иной лад.

Страшное явление, не имеющее право на существование - женщина на войне. Сочинение, посвященное творчеству поэтессы Юлии Друниной, должно основываться на этой аксиоме. Она так долго жила в своем прекрасном романтичном мире, и военные ужасы оправдывала столь безграничной любовью к родине, что когда этой родины не стало, не стало и ее. Поэтесса трагически ушла из жизни в 1991 году.

А зори здесь тихие…

Не женское дело война… Сочинение по литературе на эту тему не может быть выполнено без прочтения повести Бориса Васильева. О том, как женщины, наряду с мужчинами защищали родину, этот автор сказал одним из первых. Пять жизней оборвалось, не дойдя до рубежа 1945 года. Они могли бы нарожать детей, а те - внуков, но ниточки оборвались. Об этом думал старшина Васков, когда готовил могилу для одной из них.

Васильевым об отважных солдатах было написано много книг. Сочинение «Человек на войне» может быть написано на примере одного из них.

Замечательный, но, к сожалению, не лишенный идеологического налета фильм, снятый по мотивам повести Васильева в 1972 году, не передает мыслей одной из героинь, которые пришли ей в голову в последние моменты жизни. В дебрях карельских лесов, уводя за собой немцев, она бежала и думала «Как глупо умирать в восемнадцать лет!». Даже героической смертью погибать человеку, который только начинает свой жизненный путь, всегда глупо и чудовищно нелепо. Тем более, если этот человек - женщина.

Материнское поле

Сочинение на тему «Годы войны» может рассказывать не только о подвигах на передовой. И ужасы сражений в нем тема не основная. Есть вещи ужаснее бомб и артобстрела. Самое страшное - это судьба матери, которая пережила своих сыновей. Повесть Чингиза Айтматова посвящена женщинам, которые, преодолели все тяготы войны - голод, ежедневный изнуряющий труд - но так и не дождались своих детей. Мать не должна хоронить сына. С его смертью она смириться не сможет, какой бы доблестный подвиг он ни совершил. Даже если сын ее - Герой Великой Отечественной войны. Сочинение по произведению «Материнское поле» позволяет раскрыть тему о трагических судьбах солдатских матерей.

Пришла в Берлин, чтобы убить войну

Эти слова были написаны на стене рейхстага Софьей Кунцевич - девушкой, вынесшей с поля боя более двухсот раненых. Ей и другим женщинам посвящено публицистически-художественное произведение Светланы Алексиевич.

Эта книга не о большой победе, а о маленьких людях. Автор взглянула на тему войны со стороны человека, который не видел ее. О ней она узнала со слов фронтовичек. Рассказы и признания, которые изложены в этом произведении - это боль и слезы. И читая их, видишь истинное лицо войны. Оно не женское, и не мужское. Оно вообще нечеловеческое.

Однако в книге есть строки, которые доказывают, что война не способна убить женщину. Она не может уничтожить в ней добро и заботу, заложенную природой.

Немецкие пленные, истощенные голодом, идут по русской деревне. По тем дорогам, которые они пять лет стремились сжечь, стереть с лица земли. И русские женщины-крестьянки выходят к ним навстречу и протягивают хлеб, картофель, все, что у них есть. В настоящем у них - разрушенный дом, в будущем - нищие послевоенные годы. И жизнь без мужчин, которые не вернулись. Но даже это не смогло уничтожить сострадания в женских сердцах.

Тема, которая должна оставаться одной из важных в школьной программе - Великая Отечественная война. Сочинение о женщинах на войне - сложное творческое задание. Победа свершилась не только благодаря мужской смелости и храбрости. Война не щадит никого, и всегда беспристрастна. Избавиться от нее человечеству не под силу. Оно пока не обладает необходимой для этого гуманностью и мудростью. Но в том, что на войне нет места женщине, должен понимать каждый мужчина уже с юных лет.

У войны не женское лицо

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Б. Окуджава.

Да! Горела и кружилась планета. Мы в этой войне потеряли миллионы жизней, о которых помним и молимся. Здесь были все: дети, женщины, старики и мужчины, способные держать оружие, готовые на все, лишь бы защитить свой край, своих близких. Война. Всего-то пять букв: в-о-й-н-а, а как много они говорят. Огонь, горе, муки, смерть. Вот что такое война.

Под ружье было поставлено основное взрослое население великой страны. Это хлеборобы и строители, ученые и культурные деятели. Те, кто мог много сделать для процветания страны, но долг звал. И встал на защиту Отечества и стар и мал.

Плечом к плечу на полях сражений стояли мужчины и женщины, чей долг был хранить очаг, родить и растить детей. Но они вынуждены были убивать. И быть убитыми. Как это мучительно больно! Женщина и война – это противоестественно, но это было так. Они убивали, чтобы спасти детей, матерей, жизнь своим близким.

О войне написано много. Я хочу рассказать о книге, которая потрясла меня. Это повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Мирное название, но какая страшная трагедия открывается нам. Идет рассказ о девочках, еще мало что знавших о жизни, но мужественных и стойких. Они зенитчицы в тылу нашего фронта. Все тихо, мирно. Но вдруг встреча с немцами меняет все, и они идут выслеживать врага и вступают с диверсантами в схватку, не на жизнь, а на смерть. Девушкам пришлось убивать врага, сильного, опасного, опытного, беспощадного.

Их всего пять. Руководит ими старшина Федот Евграфович Васков, которому, по его просьбе, прислали непьющих. Он-то просил мужчин, а прислали девчат. И вот он ими командует. Ему 32 года, но для подчиненных он «пенек замшелый». Немногословен, знает и умеет многое.

А девушки? Какие они? Что собой представляют? Что знают о жизни? Все девчонки разные, со своей непростой судьбой.

Рита Осянина – молодая мать, рано вышедшая замуж за лейтенанта, родившая сына и овдовевшая в первые дни войны. Молчалива. Строга. Никогда не улыбается. Ее задача – отомстить за мужа. Отправив сына к больной матери, которая жила недалеко, идет на фронт. Душа её разрывается между долгом и любовью к маленькому сыночку, к которому она тайком бегает по ночам. Это она, возвращаясь из самоволки, почти наткнулась на немцев.

Полная её противоположность – Евгения Комелькова, хотя ее никто так не зовёт. Для всех она Женька, Женечка, красавица. «Рыжая, высокая, белокожая. А глаза зеленые, круглые, как блюдца». Всю ее семью расстреляли немцы. Ей удалось спрятаться. Очень артистичная, всегда в объективе мужского внимания. Подруги ее любят за смелость, веселость, бесшабашность. Остается озорной, запрятав глубоко в сердце свою невыносимую боль. У нее тоже есть цель – отомстить за смерть мамы, папы, бабушки и маленького братика.

А Галя Четвертак жила в детском доме, все ей там дали: и имя, и фамилию. И мечтала девчушка о прекрасной жизни, о родителях. Фантазировала. Жила в своем нереальном, придуманном мире. Нет, она не лгала, она верила в то, о чем мечтала. И вдруг война, которая открывает ей свое «неженское лицо». Рушится мир. Она испугалась. А кто бы не испугался? Кто обвинит эту хрупкую маленькую девушку в страхе? Я - нет. И Галя надломилась, но не сломалась. Этот ее страх должны оправдать все. Она же девочка. А перед ней враги, убившие ее подругу Соню.

Сонечка Гурвич. Любительница поэзии Александра Блока. Такая же мечтательница. И на фронте не расстается с томиком стихов. Очень переживает за жизнь родителей, оставшихся в оккупации. Они евреи. И не знала Соня, что их уже нет в живых. Беспокоилась за своего друга, такого же мечтателя, сражавшегося на другом фронте. Мечтала о счастье, думала о жизни после войны. А встретилась с безжалостным убийцей, всадивший в девичье сердце нож по самую рукоятку.Фашист пришел на чужую землю убивать. Ему никого не жалко.

А в это время Лиза Бричкина тонет в болоте. Очень уж она торопилась, хотела помощь привести, но оступилась. Что же видела она в своей короткой жизни кроме труда, леса, больной матери? Ничего. Очень хотела учиться, уехать в город, узнать новую жизнь. Но и ее мечты разрушила война. Мне понравилась Лиза своей хозяйственностью, домовитостью, высоким чувством долга и ответственности. А если бы не война? Какой бы стала? Скольких бы деток родила? Но не успела. И хочется о ней сказать словами песни Стрелкова:

Стала я ивою, стала я травушкой,

Клюквой в чужих туесах…

А как хотелось и мне стать журавушкой,

С милым летать в небесах.

Быть ему самой любимою женщиной,

Деток родить золотых…

Только война породнила с Карельщиной –

Нет меня больше в живых.

Очень жаль! Вечная ей память!

Сколько девушек – столько и судеб. Все разные. Но их объединяет одно: девичьи жизни изуродовала, сломала война. Зенитчицы, получив приказ не пропустить врага к железной дороге, ценой собственной жизни его выполнили. Погибли все. Погибли по-геройски. А пошли-то они на разведку, не зная численности врага, почти безоружные. Задачу выполнили. Врага остановили. Какой ценой! Как хотели жить! Как по - разному погибали. О каждой хочется слагать песни.

Женька! Какой зажигательный огонь! Вот она рисуется перед врагом, изображая лесоповальную бригаду. А сама дрожит вся изнутри, но марку держит. Вот уводит немцев от раненной Риты Осяниной. Кричит, ругается, смеется, поет и стреляет во врага. Она знает, что погибнет, но спасает подругу. Вот это героизм, мужество, благородство. Смерть напрасна? Конечно, нет. Но очень-очень жаль Женечку.

А Рита? Лежит раненая, понимая, что не выживет. Стреляет себе в висок. Это слабость? Нет! Тысячу раз нет! О чем она думала перед тем, как поднести пистолет к виску? Конечно, о сыночке, судьбу которого вручила Федоту Евграфовичу Васкову.

Ничего не сказали о старшине, а он ведь герой. Как мог, защищал девчат. Учил спасаться от немецких пуль. Но война есть война. Перевес в численности и умении у врага был. И все же Федот сумел победить извергов один. Вот он русский скромный мужик, воин, защитник. Он отомстил за своих девчат. Как он кричал немцам в момент их пленения! И плакал от горя. Довел старшина пленных до своих. И только потом позволил себе потерять сознание. Долг выполнен. И слово, данное Рите, тоже сдержал. Вырастил ее сына, выучил и привез на могилу матери и девчат. Поставил памятник. И теперь все знают, что в этом тихом месте тоже шла война и гибли люди.

Читая повесть, молодое поколение будет узнавать о страшной войне, которой они не знали. Будут больше ценить мир, который подарили им прадеды и деды.


В чём заключается подвиг женщины на войне? Какую роль сыграла женщина в годы Великой Отечественной войны? Именно на эти вопросы пытается ответить в своём тексте писательница С.А.Алексиевич.

Раскрывая проблему подвига женщины на войне, автор опирается на свои рассуждения, жизненные факты. С одной стороны, женщина в первую очередь – мать, она даёт жизнь. Но в годы Великой Отечественной войны ей пришлось стать солдатом. Она убивала врага, защищая свой дом и детей. Бессмертие подвига русской советской женщины мы до сих пор постигаем. Объясняя героические поступки женщин, Алексиевич использует цитату Л.Н.Толстого, писавшего о «скрытой теплоте патриотизма».

Писательницу поражает тот факт, что вчерашние школьницы, студентки добровольно уходили на фронт, делая выбор между жизнью и смертью, и этот выбор оказался для них простой, как дыхание. С помощью риторических вопросов автор подчёркивает, что народ, женщина которого в тяжёлый час тащила с поля боя своего раненого и чужого раненого солдата, невозможно победить. С.Алексиевич призывает нас свято чтить женщин, низко кланяться им до земли.

Авторская позиция выражена прямо: подвиг женщин на войне заключается в том, что она страстно желала отдать все свои силы ради спасения Родины. Она воевала наравне с мужчинами: спасала раненых, вынося их с поля боя, подрывала мосты, ходила в разведку, убивала жестокого врага.

Обратимся к литературным примерам. В повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о подвиге пяти девушек – зенитчиц. У каждой из них был свой счёт к фашистам. Муж Риты Осяниной, пограничник, погиб в первый же день войны. Оставив маленького сынишку на попечение матери, молодая женщина ушла на фронт, чтобы защищать Родину. Родных Жени Комельковой, как семью комсостава, расстреляли, и девушка видела расстрел из подвала, где её укрыла эстонка. Детдомовка Галка Четвертак приписала себе год, подделав документ, чтобы идти воевать. Зенитчицами стали и Соня Гурвич, ушедшая на фронт со студенческой скамьи, и Лиза Бричкина, мечтавшая о счастье в глухом лесном краю. Девушки гибнут в неравном поединке с шестнадцатью немецкими диверсантами. Каждая из них могла стать матерью, но ниточка, которая могла бы связать их с будущим, прервалась, в этом и есть противоестественность и трагедия войны.

Приведём ещё один пример. В повести В.Быкова «Его батальон» санинструктор Веретенникова Вера комиссована из армии как непригодная к строевой службе, так как ждёт ребёнка от гражданского мужа – ротного командира лейтенанта Самохина, но она отказывается подчиниться военному приказу, хочет быть рядом с любимым. Батальон Волошина должен взять хорошо укреплённую немцами высоту. Новобранцы боятся идти в атаку. Вера выгоняет их из болота и заставляет идти вперёд. Ей пришлось пережить гибель отца своего будущего ребёнка, но и сама она гибнет, так и не став матерью.

Мы пришли к выводу о том, что подвиг женщин в годы войны бессмертен. Они готовы были отдать свои жизни ради спасения Родины, участвовали в боях, спасали раненых.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1

Исследован роман голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проведен сопоставительный ана-лиз контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой – жительницы города Камышина до событий Великой Отечественной войны и ныне. Выявлено, что в произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины. В поле зрения писателя оказывается душевное состояние человека, пре-терпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Прове-денное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

воспоминания очевидцев.

контекст

сопоставительный анализ

синтетическая автобиография

1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М. : Правда, 1988. – 142 с.

2. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1982.– Т.2.

5. Попова З.Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / З.Д. По-пова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2002. – С.26.

С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, ныне живущих, и, задумываясь о том, что пришлось пережить советским людям, понимаешь: каждый из них - герой. В 1983 году была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она пролежала в издательстве. В чем только представители цензуры не обвиняли журналистку. Роман голосов «У войны не женское лицо» был опубликован в 1985 году. После этого книга не раз переиздавалась у нас и в других странах.

Целью данной работы является исследование произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» в аспекте соответствия трактовки событий Сталинградской битвы с точки зрения других очевидцев. Материалом исследования послужили воспоминания Зои Александровны Троицкой - ветерана Великой Отечественной войны.

Светлана Алексиевич посвятила «роман голосов» подвигам русской женщины. Сам автор определяет жанр произведения как документальная проза. В основу книги легли свыше 200 женских историй. Этим определяется актуальность проблемы, поскольку произведение является свидетельством эпохи, сыгравшей решающую роль в жизни страны. Научная новизна темы обусловлена малой степенью изученности творчества писателя.

Произведение можно назвать синтетической биографией, так как оно представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе.

«Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти», собирая рассказы женщин-фронтовиков: медиков, снайперов, летчиц, стрелков, танкистов. На войне не было такой специальности, которая не давалась бы им. Алексиевич на страницах рассказов берёт интервью у самих участниц войны, поэтому каждый - это история героев. Тех, кто воевал и выжил в этой войне. Светлана слушала, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание - для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят...

Светлана Алексиевич пыталась большую историю уменьшить до одного человека, чтобы что-то понять. Но даже в пространстве одной-единственной человеческой души все становилось не только не яснее, но еще более непонятно, чем в большой истории: «Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно». А женщины хрупкие, нежные - разве они созданы для войны?

С каждой главой, с каждой историей начинаешь мыслить по-другому. Все что нас окружает - это мелочи. Важно другое: видеть своих детей счастливыми, слышать их смех. Засыпать и просыпаться рядом с любимым человеком и знать, что вот он рядом. Видеть солнце, небо, мирное небо.

В произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины . В поле зрения автора душевное состояние человека, претерпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Доказательством чего является проведенный сопоставительный анализ контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой - жительницы города Камышина.

Зоя Александровна рассказывает, что решила добровольцем идти на фронт: «В военкомате дали гимнастёрку, ремни и пилотки, а обувь была своя. Тут же нас одели, взяли мешки, которые нам собрали родители, и собрались в парке...». Сравним, как рассказывает об отправке на фронт героиня романа голосов Мария Ивановна Морозова: «Пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, а в другую вывели: я такую красивую косу заплела, оттуда уже без нее вышла... Без косы... Постригли по-солдатски... И платье забрали. Не успела маме ни платье, ни косу отдать. Она очень просила, чтобы что-то от меня, что-то мое у нее осталось. Тут же нас одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили, на солому. Но солома свежая, она еще полем пахла» .

«Начали прощаться, подошёл паром, нас всех туда согнали. Родители наши остались на крутом берегу. А мы поплыли на тот берег. Нас переправили на тот берег. И мы по этому левому берегу пешком до самого Красного Яра шли. Это как раз поселок напротив Сталинграда» (по воспоминаниям З.Троицкой).

В книге С. Алексиевич продолжает рассказ героиня Елена Ивановна Бабина: «Из Камышина, где мы приняли присягу, по левому берегу Волги шли пешим маршем до самого Капустина Яра. Там размещался запасной полк» . Сухие детали. Сравнивая воспоминания З. Троицкой с событиями романа голосов, понимаем, что автор, вопреки многочисленным упрёкам критиков, в данном случае смягчает трудности момента перехода: «Наше барахло, мешки наши везли на быках, потому что кони в то время были на фронте. И вот это первое наше испытание, потому что многие были в разной обуви, сапоги не у всех были: у кого ботинки, у кого валенки, галоши. Многие ноги натерли. Кто-то отстал от нас, кто-то на машине вперед уехал. Ну, в общем, добрались - двадцать километров прошли пешком. И вот в Капустном Яре часть к Родимцеву, а часть в 138 дивизию отправили. Людников там командовал Иван Ильич».

Девушки всего за несколько дней были обучены. «В Красном Яру десять дней учили связи. Рима радисткой была, а Валя, я и Зина стали телефонистками-связистками» (по воспоминаниям Троицкой). Алексиевич останавливает выбор на воспоминаниях Марии Ивановны Морозовой,вобравших в себя все детали вхождения в военную жизнь: «Стали учиться. Изучали уставы, ...маскировку на местности, химзащиту. ... С закрытыми глазами научились собирать и разбирать "снайперку", определять скорость ветра, движение цели, расстояние к цели, ячейки копать, ползать по-пластунски» .

Первая встреча со смертью у каждой была своя, но одно их объединяет: страх, который поселяется потом в сердце навсегда, что и твоя жизнь может быть легко оборвана: «Был у меня курьезный случай-первая, так сказать, встреча с немцем. Мы ходили за водой к Волге: там проруб сделали. Бежать довольно далеко за котелками. Была моя очередь. Я побежала, а здесь начался обстрел трассирующими пулями. Страшно, конечно, гул здесь был. До половины добежала, а там воронка от бомбы. Начался обстрел. Я туда прыгнула, а там немец мертвый и я из воронки выскочила. Про воду забыла. Скорее бежать» (по воспоминаниям Троицкой).

Сравним с воспоминаниями рядовой связистки Нины Алексеевны Семеновой: «Прибыли мы к Сталинграду... Там смертные бои шли. Самое смертельное место... Вода и земля были красные... И вот с одного берега Волги нам надо переправиться на другой. ... Хотели в резерве оставить, но я такой рев подняла... В первом бою офицеры сталкивали меня с бруствера, я высовывала голову, чтобы все самой видеть. Какое-то любопытство было, детское любопытство... Наив! Командир кричит: "Рядовая Семенова! Рядовая Семенова, ты с ума сошла! Такую мать... Убьет!". Этого я понять не могла: как это меня может убить, если я только приехала на фронт? Я еще не знала, какая смерть обыкновенная и неразборчивая. Ее не упросишь, не уговоришь. Подвозили на старых полуторках народное ополчение. Стариков и мальчиков. Им выдавали по две гранаты и отправляли в бой без винтовки, винтовку надо было добыть в бою. После боя и перевязывать было некого... Все убитые...» .

Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?..» .

Превозмогая себя, они приближали Победу, дорога к которой началась от Сталинграда: «В это время готовилась сдача немца, ультиматумы предъявили, и начали наши выставлять знамена, возводили на обломках универмага. Командующий приехал - Чуйков. По дивизии начал ездить. А 2 февраля сделали митинг и плясали, пели, и обнимались, и орали, и стреляли, и целовались, ой, вот и водку пили ребята. Мы, конечно, не очень пили, но дело в том, что все это было кусочек победы. Это уже была надежда на то, что немцы не пойдут, как они намечали, до Урала. У нас вера была в победу, в то, что мы победим» (Троицкая). И это чувство у каждой участницы войны едино: «Одно лишь помню: крикнули - победа! Весь день стоял крик... Победа! Победа! Братцы! Мы победили... И мы были счастливы! Счастливы!!» .

Есть в книге строки автора о том, что ее волновало больше не описание боевых операций, а жизнь человека на войне, любая мелочь быта. Ведь эти необстрелянные девчонки были готовы к подвигу, но не к жизни на войне. Разве они предполагали, что им придется наматывать портянки, носить сапоги на два - три размера больше, ползать по-пластунски, копать окопы...

Женщины в этой книге сильны, мужественны, честны, но им, прежде всего, нужен мир. Как же много пришлось преодолеть, как же сложно с этими воспоминаниями продолжать свой жизненный путь. Мы искренне гордимся всеми, о ком это произведение и о ком книг не написано. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

Рецензенты:

Брысина Е.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград;

Алещенко Е.И., д.фил .н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград

Библиографическая ссылка

Латкина Т.В. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 06.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Средняя оценка: 4.4

Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод...
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не смогла сыскать...

Ю. Друнина

Тема Великой Отечественной войны породила множество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба советского народа с фашистскими оккупантами. Наши традиционные представления о войне связаны, в первую очередь, с образом мужчины-солдата, ведь воевали-то в основном представители сильного пола. Но масштаб той войны поставил в строй и женщин. Они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот о них, женщинах-солдатах, и идет речь в повести белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

В своей книге писательница собрала воспоминания женщин-фронтовиков, которые рассказывают, о том, как сложилась их жизнь в годы войны, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об «обыкновенных военных девушках», как они сами себя называют. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь - синонимы» - так начинается книга С. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина - это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.

После прочтения книги меня удивило то, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны. Хотя здесь нет, наверное, ничего необычного. Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту. Если вспомнить историю Руси и Росиии, то можно найти множество примеров, подтверждающих это. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее детей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю». И не единственная она была такая.

Не женское это дело - убивать. Все они не могли понять: как это можно убить человека? Это же человек, хоть он враг, но человек. Но этот вопрос постепенно исчезал из их сознания, а его заменяла ненависть к фашистам за то, что они делали с народом. Ведь они беспощадно убивали и детей и взрослых, сжигали людей живьем, травили их газом. Зверства фашистов, наверное, и не могли породить иного чувств, кроме страха и ненависти. Вот только единственный пример, хотя в этом произведении их сотни. «Подъехали машины-душегубки. Туда загнали всех больных и повезли. Ослабленных больных, которые не могли передвигаться, снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу от машины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупы бросили в машину».

И как мог кто-нибудь в то время думать о себе, о своей жизни, когда враг ходил по родной земле и так жестоко истреблял людей. Эти «обыкновенные девушки» и не задумывались над этим, хотя многим из них было по шестнадцать-семнадцать лет, как и моим ровесницам сегодня. Они были простыми школьницами и студентками, которые, конечно, мечтали о будущем. Но в один день мир для них разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и войну, которая разрушила все их мечты. Вот как началась война для медсестры Лилии Михайловны Будко: «Первый день войны... Мы на танцах вечером. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, проводим вместе одного, потом другого... И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас провожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас... И я сказала маме, что пойду на фронт».

А Вера Даниловцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война, и она ушла на фронт, где стала снайпером, кавалером двух орденов Славы. И таких историй об искалеченных жизнях множество. У каждой из этих женщин была своя дорога на фронт, но их объединяло одно - желание спасти Родину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить за смерть близких. «У нас у всех было одно желание: только в военкомат и только проситься на фронт», - вспоминает минчанка Татьяна Ефимовна Семенова.

Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое - армия и что такое - война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они еще не были. И о войне, и о фронте у них были только книжные, часто совершенно романтические представления. Поэтому трудно им было на фронте, особенно в первые дни, недели, месяцы. Тяжело было привыкнуть к постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню... У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я... это увидела, мне стало плохо», - вспоминает Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старший сержант. Выдержать на фронте надо было не кому-нибудь, а девчонке, которую до войны мать еще баловала, оберегала, считая ребенком. Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого к бабушке, мол, еще маленькая, а через два месяца эта «маленькая» ушла на фронт, стала санинструктором.

Да, не сразу и не легко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя в этой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения.

Мы просыпаемся под лучами солнца с уверенностью, что оно будет светить нам завтра, и через месяц, и через год. И именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы это «завтра» настало, те девушки пятьдесят лет назад шли в бой.

См. также: Телеверсия спектакля «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич (1988 г., Омский драматический театр, реж. Г. Тростянецкий, О. Соковых)

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...