Урок конан дойль затерянный мир. «Затерянный мир» Артура Конан Дойля - уникальный нестареющий роман. Рождение Шерлока Холмса

Примечание: игра – заключительный этап работы над текстом рассказа Конан Дойла “Затерянный мир”.

Цели проведения игры: развивать интерес к классической зарубежной литературе; проверить знание текста рассказа А. Конан Дойла; в 5 классе - научить детей слаженно работать в команде, в 6 классе - закрепить навыки работы в команде.

Задачи учителя: создать условия для творческого подхода к пониманию текста учащимися; развивать их интеллектуальные способности; обсудить на форуме “Как проведём урок по “Затерянному миру?” в 5, 6 классах, составить сценарий игры – 6 класс.

Подготовка: учащимсяпредлагается разделиться на команды. Каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, элемент одежды, соответствующий названию команды. Обсуждение сценария, предложений по ведению игры проводятся дистанционно, в электронном варианте. Учитель литературы обсуждает сценарий, составленный шестиклассниками, с учителем физической культуры.

Оборудование (1 вариант): обручи, конусы, кожаные мячи, баскетбольные мячи, верёвка, скотч, креповая бумага, поленья, палатка, метки, карты, пластмассовые контейнеры в форме яиц, наклейки и таблички для проводников.

Оборудование (2 вариант): верёвка, листы бумаги, фломастеры, диски с музыкой для танцев, сводная таблица для учителя.

Вариант 1 для 6 класса (на школьной территории)

Карту страны Мепл-Уайта готовит команда. На оборотной стороне карты - стегозавр, которого Мепл-Уайт запечатлел на страницах своего альбома.

Маршрут прокладывает учитель. Проводники наклейкой делают отметку на карте после прохождения командой определённой “станции”.

Команды выстраиваются на площадке перед школой. Приветственное слово ведущего учителя.

Приветствие команд (красные, синие).

Вручение карт. Розыгрыш очерёдности. Музыка.

Команды и проводники (имеют отличительный знак) занимают свои места. (У проводников есть пакеты, в которые убирают инвентарь по мере прохождения “станций”.)

Станция 1: Джунгли.

Вопрос проводника: Как звали отца Глэдис? (М-р Хангертон.)Получив ответ, проводник даёт команде подсказку.

Подсказка №1.

Вы поднялись вместе по широкой реке (мягкие мячи выложить змейкой, игроки идут “паровозиком”), проникли сквозь тростник в зеленый туннель (пройти сквозь обручи - держат четверо), прошли среди пальм (между деревьев натянуть низко верёвку, пройти под ней), преодолели заросли бамбука (натянут скотч, его перешагивать), спустились на равнину, поросшую древовидными папоротниками. Вы увидели узкую долину, густо заросшую пальмами, а за ней длинную линию красных скал (шведская стенка, обтянутая красной креповой бумагой), которая запомнилась … по рисунку в альбоме. Туда!..

Станция 2: Попасть любой ценой!

Вопрос проводника: Как звали редактора отдела "Последние новости"? (Мак-Ардл.)

Подсказка №2 .

Утес становился все круче, и последние пятьдесят футов мы подвигались, цепляясь руками и ногами за каждый выступ, за каждую трещину в камнях. Челленджер первый добрался до вершины и привязал канат к стволу большого дерева, которое росло там. С его помощью мы скоро вскарабкались вверх по неровной каменной стене и очутились на небольшой, заросшей травой площадке футов в двадцать пять в поперечнике. Это и была вершина утеса. (Взобраться по одной шведской стенке, а спуститься по другой).

Станция 3: Плато.

Вопрос проводника: Где живет профессор Челленджер? (В Элмор-парке.)

Проводник сообщает, что через пропасть перекинут мост. Команда должна полностью перебраться на другую сторону “пропасти”: вис, перебирая руками, “пройти” по турникету маленькому и среднему.

Станция 4: Переправа.

Вопрос проводника: Любимые развлечения Челленджера? (Пешеходные прогулки и альпинизм.)

Проводник сообщает, что с плато необходимо переправить "провизию" в "Затерянный мир”. (Каждый член команды должен из условного места перебросить 3 мяча в обруч.)

Станция 5: Яма Птеродактилей.

Вопрос проводника: Имя жены Челленджера ? (Миссис Джессика Челленджер.)

Проводник читает или говорит: “Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшиеся в невнятный гул, от которого дрожал воздух… Перед нами зияла глубокая котловина, вероятно, один из тех небольших кратеров, каких много на плато. На дне этой котловины, ярдах в ста от того места, где мы лежали, за кромкой камыша, поблескивали подернутые зеленью стоячие лужи. Здесь гнездились птеродактили - сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими...”

Задача “путешественников”: преодолеть прыжковую яму в 5 прыжков.

Станция 6: "Ночлег".

Вопрос проводника: Полное имя Челленджера? (Джордж Эдуард Челленджер.)

У палатки сделать ограждение из кольев, верёвки, сложить “костёр”. При ответе на вопрос проводника получают подсказку, где искать следующую подсказку, например: “ На 17 металлическом пруте от угла находятся 3 метки. В одной из них будет находиться ключ – “патроны для винтовки”. Отдать проводнику следующей станции”.

Станция 7: Глаз-алмаз.

Вопрос проводника: Как называлась газета, где работал Меллоун? ("Дейли Газетт".)

Броски в баскетбольную корзину. Нужно набрать 450 очков. Получают подсказку, где искать яйцо птеродактиля - станция 8.

Станция 9: Путь домой.

“Путешественники” находят яйцо птеродактиля, проходят по заданному пути к индейцу, отвечают на его вопросы, сдают карту и выходят из “Затерянного мира”.

Вопросы индейца :

Как звали метисов, которых завербовал Челленджер? (Гомес, Мануэль.)

Как звали негра, который сопровождал экспедицию Челленджера (Самбо.)

Сколько блокнотов было у Меллоуна? (5)

Какое название получил лагерь Челленджера? ("Форт Челленджера.)

Первые травоядные динозавры, которых нашли участники экспедиции? (Игуанодон.)

Кто покушался на жизнь Меллоуна? (Человекообезьяны.)

“Обед” в честь возвращения.

Вариант 2 для 5 класса (в помещении учебного кабинета)

Карты, выполненные командами, - на магнитной доске.

I. Написать название команды и дать ответы на 7 вопросов, сдать ответы в письменной форме.

1. Как называется газета, где работает Меллоун? ("Дейли Газетт".)

2. Полное имя Челленджера? (Джордж Эдуард Челленджер.)

3. Имя жены Челленджера (Джессика Челленджер.)

4. Любимые развлечения Челленджера? (Пешеходные прогулки и альпинизм.)

5. Где живет профессор Челленджер? (В Элмор-парке.)

6. Как звали редактора отдела "Последние новости"? (Мак-Ардл.)

7. Как звали отца Глэдис? (М-р Хангертон.)

II. Сценка “Человек – сам творец своей славы”, гл.1

Сценка “Это совершенно невозможный человек”, гл.2

III. Учитель: “На картах, с которыми вы сегодня посетите Затерянный мир, изображён стегозавр, запечатлённый Мепл-Уайтом на страницах своего альбома: урод с круглой спиной, усаженной треугольными зубцами, с маленькой птичьей головкой, опущенной почти до самой земли, чудовище, которым прежде всего заинтересовался Челленджер. Земля содрогалась под его страшной тяжестью, воду он лакал так громко, что эти звуки, казалось, будили ночь…”.

Команды готовы? Ваше приветствие!

Станция 1: Джунгли (пантомима, выполненная командами)

Вы поднялись вместе по широкой реке, проникли сквозь тростник в зеленый туннель, преодолели заросли бамбука, спустились на равнину, поросшую древовидными папоротниками. Вы увидели узкую долину, густо заросшую пальмами, а за ней длинную линию красных скал, которая запомнилась по рисунку в альбоме.

Станция 2: Попасть любой ценой!

“Утес становился все круче, и последние пятьдесят футов мы подвигались, цепляясь руками и ногами за каждый выступ, за каждую трещину в камнях. Челленджер первый добрался до вершины и…” (подумать и продолжить : “…привязал канат к стволу большого дерева, которое росло там. С его помощью мы скоро вскарабкались вверх по неровной каменной стене и очутились на небольшой, заросшей травой площадке футов в двадцать пять в поперечнике. Это и была вершина утеса.”)

Станция 3: Переправа. Пройти по верёвке, держась за руки, не оступившись.

Во многих местах земля была сплошь покрыта цветами, и наши ноги по щиколотку уходили в этот великолепный мягкий ковер, распространявший вокруг такое сильное и сладостное благоухание, что от него кружилась голова. Повсюду жужжали пчелы, совсем такие же, как у нас в Англии. Ветви деревьев низко сгибались под тяжестью плодов, отчасти известных нам, отчасти совсем незнакомых. В этой части джунглей всюду бежали тропы, проложенные дикими зверями, а болотистые низины были испещрены множеством следов.

Записать название первых травоядных динозавров, которых нашли участники экспедиции (записать ответ - игуанодон), сдать ответы учителю.

Станция 4: Яма Птеродактилей .

Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшиеся в невнятный гул, от которого дрожал воздух…Перед нами зияла глубокая котловина, вероятно, один из тех небольших кратеров, каких много на плато. На дне этой котловины, ярдах в ста от того места, где мы лежали, за кромкой камыша, поблескивали подернутые зеленью стоячие лужи. Здесь гнездились птеродактили - сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими. Вся эта копошащаяся, бьющая крыльями масса ящеров сотрясала воздух криками и распространяла вокруг себя такое страшное зловоние, что у нас тошнота подступила к горлу. (Отметить на карте.)

Станция 5: "Ночлег". Вопрос: “Какое название получил лагерь Челленджера?” ("Форт Челленджера) Отметить на карте.

Станция 6: Глаз-алмаз.

Безымянное страшное чудовище охотится в этих самых местах. Оно может в любую минуту броситься на меня из лесной тьмы. Я остановился, вынул из кармана патрон и открыл затвор винтовки…

Станция 7: В гостях у дикого племени. Танцы команд.

Станция 8: Путь домой. Отметить на карте выход из Затерянного мира.

Снимаем атрибуты, сдаём карты, возвращаемся Домой и пьём какао (напиток героев из “Затерянного мира”).

Вопросы на “всякий случай”:

  1. Как звали метисов, которых завербовал Челленджер? (Гомес, Мануэль)
  2. Как звали негра, сопровождавшего экспедицию Челленджера (Самбо)
  3. Сколько блокнотов было у Меллоуна? (5)

Сводная таблица для учителя

Следопыты Палеонтологи-1 Палеонтологи-2 Индейцы Экспедиция
Карта
7 вопросов
Сценки
Ответ Челленджера
Переправа
Ответ на вопрос
Отметка на карте ямы птеродактилей
Отметка на карте Форта Челленджера
Станция 6. Что произошло дальше?
Танцы команды
Отметить на карте выход из Затерянного мира

Использованная литература.

  1. Текст рассказа А.Конан Дойля “Затерянный мир” на бумажном и электронном носителях.

Дата: _________________

Класс: ________________

Уроки № 64-65

Тема уроков: А. Конан Дойл. «Затерянный мир» (фрагменты).

Цель:

Обучающая: показать учащимся роман К.Дойла «Затерянный мир» как произведение научной фантастики, определить особенности научно-фантастического романа.

Развивающая: развивать речь учащихся, умения слушать, работать в паре, развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитание ответственности, дисциплинированности, внимательности, интереса к литературе.

Тип уроков: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, синквейн.

Оборудование:

    «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра , 2010. – 384 с.

ХОД УРОКА № 64

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

1. Кем был мистер Отис?
А) дипломат
Б) посол
В) чиновник

2. Чтобы быть «хорошим» дипломатом надо хорошо:
А) петь
Б) танцевать
В) играть в гольф.

3. Кентервильское привидение существовало:
А) 300 лет
Б) 200 лет
В) 100 лет

4. когда мистер Отис первый раз увидел привидение, он:
А) испугался
Б) спрятался в шкаф
В) вступил с ним в разговор

5. Чем кидали в привидение близнецы:
А) тапками
Б) подушками
В) камнями

6. Кто больше всех издевался над привидением:
А) Вашингтон
Б) мистер Отис
В) близнецы

7. Кому было жалко привидение?
А) Вашингтону
Б) мисс Отис
В) Вирджинии

8. Что сильнее смерти?
А) доброта
Б) правда
В) любовь

9. Почему зацвел миндаль в саду?
А) пришла весна
Б) Бог простил привидение
В) привидение обрело покой.

10. Что подарил сэр Симон Вирджинии?
А) вечную молодость
Б) красоту
В) шкатулку с драгоценностями

11. Назовите место рождения О.Уайльда
А) Париж
Б) Лондон
В) Дублин

12. Как называется литературный жанр, в котором форма хорошо известного произведения наполняется другим содержанием, чаще всего комическим?
А) комедия
Б) пародия
В) водевиль

13. Как звали дочь мистера Отиса?
А) Лукреция
Б) Элеонора
В) Вирджиния

14. Как звали привидение?
А) лорд Раффорд
Б) Огастес Демир
В) Симон де Кентервиль

15. Как называется один из видов юмора, стилистический оборот, содержащий затаенную насмешку?
А) сатира
Б) усмешка
В) ирония

16. Как называлось машинное масло, которым дух стал протирать свои цепи?
А) «Солнце поэзии»
Б) «Восходящее солнце демократической партии»
В) «Лучи восходящего солнца»

17. Как Вирджиния спасла привидение?
А) выпустила его из замка
Б) молилась за его грешную душу
В) приютила его в своей комнате

18. Какой прием использует О.Уайльд в рассказе
А) сатиру
Б) иронию
В) насмешку

19. Что подарил дух Вирджинии на память?
А) великолепный свадебный наряд
Б) шкатулку с драгоценностями
В) новый замок

20. Что сильнее смерти?
А) дружба
Б) верность
В) любовь

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.


- Прежде чем начать сегодняшний урок, давайте обратимся к литературоведческим словарям и узнаем, что такое жанр фантастики. Мы не раз встречались с элементами фантастического в мифах и сказках, но сегодня познакомимся с иным видом фантастики – научной фантастикой. Итак, что же это такое?

Фантастика – жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической основой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил реального. истоки фантастики лежат в мифе, фольклорной сказке (преимущественно волшебной), в меньшей степени – в религиозно-мифологических образах Библии.

    В XX веке, в эпоху торжества науки, на первый план выходит научная фантастика, а к концу ХХ - началу XXI века классическая научная фантастика начала уступать свою популярность жанру фэнтези.
    Научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем.

    В настоящий момент существуют три основных жанра фантастики – научная фантастика, фэнтези, ужасы. Основные фантастические жанры прошлого – фантастическое путешествие и утопия.

    О жанре фэнтези мы поговорим на одном из следующих уроков. А сейчас ответьте на вопрос: можем ли мы отнести роман Артура Конан Дойла к жанру фантастики? почему? (докажите примерами.)

    Является ли это произведение научно-фантастическим?

2. А. Конан Дойл. «Затерянный мир». Беседа.

    Кто из героев романа вызывает у вас особую симпатию и почему?

    Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?

    Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.

    Какие эпизоды романа являются ключевыми?

    Сон в палатке. Мысль о прогулке.

    Прогулка по ночному лесу.

    Встреча с животными у водопоя.

    Стегозавр.

  • Падение в яму.

    Куда же делись мои спутники?

    Какие доисторические животные встретились путешественникам?

    Какие открытия сделал журналист Мелоун?

    Что обнаружил он, вернувшись в лагерь?

    Как путешественники покинули плато?

3. Составление цитатного плана главы 12 «Как страшно было в лесу!»
Учащиеся под руководством учителя составляют цитатный план главы.
1. «В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса… Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть».
2. «Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?»
3. «Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать».
4. «На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»
5. «На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода… Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной».
6. «Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди при мысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».
7. «И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения… Когда я очнулся от обморока… Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике».
8. «Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».

4. Пересказ главы 12 по цитатному плану.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Фантастические произведения часто переносят нас не только в будущее, но и в далекое прошлое.

    Прочитайте в хрестоматии фрагменты романа А.К. Дойля «Затерянный мир».

    Какие картины этого мира вызывают у героев романа восхищение, удивление, а какие – ужас, отвращение.

    Почему?
    Выпишите по одному эпизоду.

Какие доисторические животные встретились участникам экспедиции? Выпишите их названия..

V . Задание на дом.

Найти интересную информацию о динозаврах, сравнить их описания в произведении, найти информацию о самом маленьком динозавре, самом большом и т.д.

ХОД УРОКА № 65

I . Организационный момент.

Создание ситуации успеха на уроке.

    Сегодня у нас заключительный урок по произведению К.Дойла «Затерянный мир». Я уверена, что наш урок будет интересным, познавательным и занимательным.

    Посмотрите, какое настроение у нашего урока? Значит и вы сегодня получите только положительные эмоции. Девиз нашего урока: «Мы всё пробуем и ищем, только так может что-то получится».

II . Определение темы и целей урока

    Ребята обратите внимание на нашу богатую выставку. Здесь есть всё: и энциклопедии, и ваши рисунки, и фигурки динозавров. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (дети высказывают свои предположения)

    Я помогу вам определить тему.

    Каким образом эти слова относятся к нашей теме? (Ответы учащихся)

    Эти слова будут являться ключевыми.

(учитель определяет тему урока)

    Какова цель нашего урока? (учащиеся формулируют основную цель урока).

    Беседа.

    Как выглядит «затерянный мир» в изображении К.Дойла?

    Какое другое название можно дать этому роману?

    Расскажите об обитателях этого удивительного мира, о его природе. Какими они вам представляются?

    А как вы думаете, как называется наука, которая исследует доисторических животных, в том числе динозавров? (Палеонтология)

    Словарная работа.

    Давайте запишем новое слово

Палеонтология

    Дома у каждого было своё задание, сейчас пришло время высказаться вам.

Выступления учащихся (учащимся заранее было предложено выполнить небольшую исследовательскую работу: найти интересную информацию о динозаврах, сравнить их описания в произведении, найти информацию о самом маленьком динозавре, самом большом и т.д.) Своё выступление каждый ученик должен начать со слов: «Моей целью было…»

    Молодцы! Скажите, а интересно было выполнять такую работу?

Выводы

    Итак, произведение связано с наукой и это мы выявили. А с помощью чего и как автор создает мир фантастики?

    Так какой же всё-таки этот роман: научный или фантастический?

    Что же такое научно-фантастический роман? Назовите особенности данного жанра.

    Чем же привлекает читателей этот роман?

III . Итог урока.

IV . Домашнее задание.

«Города мира» - 1. Быстрые темпы роста городского населения. Сан - Паулу Москва. Временное поселение – стойбище оленеводов в тундре. Нью - Йорк. Ферма - рассеянная форма расселения. Шанхай- крупнейший город мира в городской черте. Черты урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие города мира: Дамаск - древнейшая столица мира.

«Знаменитые места мира» - Москва. Стоунхендж – великая книга тайн из камня. Милости просим. В 50 залах выставлены предметы разных эпох – с доисторических времен и до византийского периода. Саксы назвали мегалит Стоунхенджем, что означает «висячий камень». Афины дали миру непревзойдённое произведение философии, драматургии скульптуры и архитектуры.

«Толстой Война и мир» - Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Показать значение народных сил в освобождении России от французских войск. Батарея Раевского. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Бой за батарею Раевского. МРОУ «Шарчинская СОШ». Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных.

«Как прекрасен этот мир» - Из тёплых краёв стали возвращаться перелётные птицы. Но больше всего я люблю летнюю погоду. Люди ухаживают за миром. Посмотрели на небо, мне показалось, как буд-то я попала в сказку. Местность вдруг резко изменилась. Ловить рыбу. Ветерок дует чуть-чуть. Небо чистое. Солнце ярко греет. В лесу очень много растений.

«Урок Война и мир» - Л.Н. Толстой «Я старался писать историю народа». Роль пейзажей в описании сражения. Бородинское сражение. Образ дуба в романе. Оборона Смоленска. Пьер и масоны. Роман-эпопея «Война и мир» (1863 – 1869). Михаил Илларионович Кутузов. Жанр романа-эпопеи. Образ «высокого неба». Итог урока. Пьер у Баздеева Художник М.С. Родионов.

«История мира» - Средние века. Как люди узнали о жизни людей в Средние века? Трудное время. Изобретения 19 века. Первобытная история. Древний мир. Вторая мировая война (1939-1945). Древний Египет Древняя Греция Древний Рим. Что такое история? Какая наука помогла людям узнать о прошлом? Новое время. Первая мировая война (1914-1918).

Певкур Александр

Слайд 2

Детство писателя

Отец, Чарльз Алтамонт Дойл, былхудожник и архитектор. Мать, Мэри Фоли, имела страсть к книгам и была главным рассказчиком в семье, что повлияло на пристрастие Артура к чтению. Его любимым автором был Майн Рид, а любимой книгой - "Охотники за скальпами».

В семье было много детей, и всю жизнь Артур стремился помочь. В 10 лет Артур поступил в школу-интернат иезуитов в Англии в Ходдер.

В 12 лет – в школу Стоунихерста, где изучал азбуку, счет, основные правила, грамматику, синтаксис, поэзию, риторику.

Уже учась в школе-интернате, Артур понял, что обладает талантом к сочинительству историй, поэтому он был часто окружен собранием из восхищенных молодых студентов, слушающих удивительные истории, которые он сочинял, чтобы развлечь их. На последнем годе обучения Артур издает журнал колледжа и пишет стихи.

Слайд 3

Юность

Под влиянием доктора Брайена Чарльза Артур решил заняться медициной.

В октябре 1876 года Артур становится студентом медицинского Университета Эдинбурга.

Во время учебы наибольшее влияние на него оказал один из его преподавателей - доктор Джозеф Белл, который был мастером наблюдательности, логики, выводов и обнаружения ошибок. В будущем он послужил прототипом Шерлока Холмса.

В свободное от учебы время, путем ускоренного изучения дисциплин, он работал и аптекарем, и помощником различных докторов.

Слайд 4

Рассказ «Тайна долины»

Дойл много читает и спустя два года после начала образования решает попробовать себя в литературе. Весной 1879 года он пишет маленький рассказ «Тайна долины», который публикуется в Chamber"s Journal в сентябре 1879 года. Он отсылает еще несколько рассказов. Но удается опубликовать только «Рассказ американца» в журнале London Society.

После ухудшения состояния здоровья отца Дойл становится единственным кормильцем своей семьи.

Слайд 5

Должность хирурга на китобое «Надежда»

В 1880 году, учась на третьем курсе университета, Артур принимает должность хирурга на китобое «Надежда». Получив разнообразный опыт в течении 7-месячного путешествия, Дойл напишет первую историю, касающуюся моря, пугающий рассказ «Капитан «Полярной звезды».

В 1881 году он окончил Эдинбургский университет, где получил степень бакалавра медицины и степень магистра хирургии и стал искать место для работы. Результатом этих поисков стала должность корабельного врача на судне "Mayuba", которое ходило между Ливерпулем и западным побережьем Африки - 22 октября 1881 года началось его очередное плавание.

В 1882 году Дойл уезжает в Портсмут, где открывает свою первую практику, которая стала приносить доход только к концу третьего года.

Так как клиентов мало, у Дойла появляется возможность посвятить свое свободное время литературе. Он пишет рассказы: «Кости», «Блуменсдайкий овраг», «Мой друг –убийца», которые публикует в журнале "London Society».

Слайд 6

Рождение Шерлока Холмса

После женитьбы Дойл активно занимается литературой и хочет сделать ее своей профессией. Он печатается в журнале «Корнхилл». Один за другим выходят его рассказы: «Сообщение Хебекука Джефсона», «Пробел в жизни Джона Хёксфорда, «Кольцо Тота». Но рассказы рассказами, а Дойл хочет большего, он хочет, чтобы его заметили, а для этого необходимо написать что-то более серьезное.

В марте 1886 года Конан Дойл начал писать роман, который привел его к популярности. В апреле он заканчивает его и отсылает в "Корнхилл" режактору, который в мае этого же года очень тепло о нем отзывается, но отказывает в его публикации, так как он, по его мнению, заслуживает отдельного издания. Так начались мытарства автора, пытающегося пристроить свое детище. Дойл отправляет рукопись в Бристоль Эрроусмиту, но оттуда в июле приходит отрицательный отзыв на роман. Артур не отчаивается и отправляет рукопись Фреду Уорну и К0. Но и их роман не заинтересовал. Далее следуют господа Уорд, Локки и К0. Те нехотя соглашаются, но ставят ряд условий: роман выйдет не ранее следующего года, гонорар за него составит 25 фунтов, а автор передаст издательству все права на произведение. Дойл нехотя соглашается, так как хочет, чтобы его первый роман был отдан на суд читателей. И вот, двумя годами позже этот роман был издан в Рождественском еженедельник Битона за 1887 год под названием «Этюд в багровых тонах», который познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд)

Как только Дойл отсылает "Этюд в багровых тонах", он приступает к новой книге, и в конце феврале 1888 года заканчивает «Приключения Михеля Кларка», которая выходит лишь в конце феврале 1889 года. Артур много работает и увлекается историческими романами. Работая на «Белым отрядом», Дойл неожиданно получает приглашение на обед от американского редактора для обсуждения написания еще одного рассказа о Шерлоке Холмсе. Артур встречается с ним, а также знакомится с Оскаром Уайльдом. В итоге Дойл соглашается на их предложение.

В 1890 году в американских и английских выпусках этого журнала появляется «Знак четырех». К середине этого года он заканчивает роман «Белый отряд», который считается лучшим историческим романом со времени "Айвенго".

Слайд 7

Шерлок и Ватсон…

К концу 1890 года он решает оставить практику в Портсмуте и едет вместе с женой в Вену, где хочет специализироваться в офтальмологии. Однако, столкнувшись со специализированным немецким языком и проучившись 4 месяца в Вене, понимает, что время потрачено впустую. Весной этого же года Дойл посещает Париж и спешно возвращается в Лондон, где открывает практику. Практика успеха не имела (пациенты отсутствовали), но за то в это время пишутся короткие рассказы о Шерлоке Холмсе.

К концу 1891 года Дойл становится очень популярным человеком в связи с появлением шестого рассказа о Шерлоке Холмсе - «Человек с рассеченной губой».

После написания этих шести рассказов редактор "Стрэнд" в октябре 1891 года запросил еще шесть, соглашаясь на любые условия со стороны автора. Дойл называет такую сумму, 50 фунтов, при которой сделка не должна была состояться, так как он уже не хотел более заниматься этим персонажем. Но, к его большому удивлению, оказалось, что редакция согласна. И рассказы были написаны.

Слайд 8

Шерлок и Ватсон

В ноябре того же 1892 у Дойлов рождается сын, которого они назвали Аллейн Кингели.

В 1892 году журнал "Стрэнд" вновь предлагает написать еще серию рассказов о Шерлоке Холмсе. Дойл в надежде, что журнал откажется выставляет условие - 1000 фунтов и...журнал соглашается. Дойл уже устал от своего героя. Ведь каждый раз необходимо придумывать новый сюжет. Поэтому, когда в начале 1893 года Дойл с женой отправляется на отдых в Швейцарию и посещает Райхенбахский водопад, он принимает решение «покончить с этим надоедливым героем».

Слайд 9

Со временем он, наконец, узнает то, что у Луизы туберкулез (чахотка) и отправляется в Швейцарию. (Там он пишет «Письма стрика Монро» который публикует Джером К. Джером в "Лентяе".)

Хотя Луизе и давали только несколько месяцев, Дойл начинает запоздалый уход и ему удается оттянуть ее уход из жизни более чем на 10 лет (с 1893 до 1906 года). Они вместе с женой перебираются в Давос, расположенный в Альпах.

В Давосе Дойл активно занимается спортом, приступает к написанию рассказов о бригадире Жераре.

Дойл, по предложению майора Понда, совершает тур по Соединенным Штатам с чтением отрывков из своих произведений.

Именно американской публике он впервые прочитал свой первый рассказ о бригадире Жераре – «Медаль бригадира Жерара». После смерти Луизы в 1906 году Артур женится второй раз.

Слайд 10

Участие в войнах

Когда в декабре 1899 года начиналась англо-бурская война, Конан Дойл объявляет своему семейству, что он идет добровольцем.

В 1902 г. Король Эдвард VII присваивает рыцарский титул Конан Дойлу за услуги, оказанные Короне в течении англо-бурской войны.

Перед началом войны 1914 года Дойл вступает в отряд добровольцев, который являлся полностью гражданским и создавался на случай вторжения неприятеля на территорию Англии.

Слайд 11

Лекции в США

Увлеченный спиритизмом, весной 1922 года Дойл вместе с семьей предпринимает поездку в США для пропагандирования "нового учения", где планируется провести четыре лекции в Нью-Йоркском "Карнеги-Холле". На лекции приходит огромное количество посетителей благодаря тому, что Дойл доносит свои мысли до слушателей простым, доступным языком с демонстрацией различных фотографий, подтверждающих существование потустороннего мира.

Слайд 12

Конец пути

Артур Конан Дойл умер в понедельник, 7 июля 1930 года, окруженный своим семейством. Его последние слова перед смертью были адресованы жене. Он прошептал: "Вы замечательны." Он похоронен на кладбище Minstead Hampshire.

Посмотреть все слайды

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Открытый урок

Наука и полёт фантазии (К.Дойл «Затерянный мир»)

Предмет: литература

Класс: 5

учитель русского языка и литературы:

Ланкина Наталья Александровна

2013 г

Тема: Наука и полёт фантазии (К.Дойл «Затерянный мир»)

Класс: 5

Предмет: литература

Цели:

Образовательная:

показать учащимся роман К.Дойла «Затерянный мир» как произведение научной фантастики, определить особенности научно-фантастического романа,

Развивающая:

Развивать речь учащихся, умения слушать, работать в паре, развивать творческие способности,

Воспитательная:

воспитание ответственности, дисциплинированности,

внимательности, интереса к литературе

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, созданная в программе Microsoft Power Point., выставка энциклопедий, рисунков учащихся

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Определение темы и целей урока
  3. Беседа
  4. Словарная работа
  5. Проверка домашнего задания (выступления учащихся)
  6. Выводы
  7. Проект
  8. Домашнее задание
  9. Итог урока

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Организационный момент.

Создание ситуации успеха на уроке.

Сегодня у нас заключительный урок по произведению К.Дойла «Затерянный мир». Я уверена, что наш урок будет интересным, познавательным и занимательным.

Слайд 1

Посмотрите, какое настроение у нашего урока? Значит и вы сегодня получите только положительные эмоции. Девиз нашего урока: «Мы всё пробуем и ищем, только так может что-то получится»

2.Определение темы и целей урока

Слайд 2

Ребята обратите внимание на нашу богатую выставку. Здесь есть всё: и энциклопедии, и ваши рисунки, и фигурки динозавров. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (дети высказывают свои предположения)

Я помогу вам определить тему. Посмотрите на доску.

Слайд 3

Каким образом эти слова относятся к нашей теме? (Ответы учащихся)

Эти слова будут являться ключевыми.

Слайд 4 (учитель определяет тему урока)

Какова цель нашего урока? (учащиеся формулируют основную цель урока)

3. Беседа

Как выглядит «затерянный мир» в изображении К.Дойла?

Какое другое название можно дать этому роману?

Расскажите об обитателях этого удивительного мира, о его природе. Какими они вам представляются?

А как вы думаете, как называется наука, которая исследует доисторических животных, в том числе динозавров? (Палеонтология)

4. Словарная работа

Давайте откроем словарики и запишем новое слово

Палеонтология

Слайд 5

5. Выступления учащихся

Слайд 6

Ребята, обратите внимание на нашу богатую выставку. Здесь есть всё, что касается произведения К.Дойла

Дома у каждого было своё задание, сейчас пришло время высказаться вам.

Выступления учащихся (учащимся заранее было предложено выполнить небольшую исследовательскую работу: найти интересную информацию о динозаврах, сравнить их описания в произведении, найти информацию о самом маленьком динозавре, самом большом и т.д.) Своё выступление каждый ученик должен начать со слов: «Моей целью было…»

Молодцы! Скажите, а интересно было выполнять такую работу?

6. Выводы

Итак, произведение связано с наукой и это мы выявили. А с помощью чего и как автор создает мир фантастики?

Так какой же всё-таки этот роман: научный или фантастический?

Что же такое научно-фантастический роман? Назовите особенности данного жанра.

Чем же привлекает читателей этот роман?

Слайды 7-10

7. Проект.

Создать свой «Затерянный мир» (учащиеся создают свой проект в парах, используя пластилин, бисер, цветной картон, макаронные изделия и др.)

Музыкальное сопровождение

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...