Урок музыкальной литературы "Творческий путь М.П.Мусоргского". Мусоргский модест петрович (1839–1881). композитор даты жизни место рождения оперы инструмен тальная музыка вокальна я музыка мусоргский модест петрович. Мусоргский биография краткая для детей

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881гг.)Презентацию выполнила
Ученица 9-го класса
МБОУ «Абрикосовская школа»
Изеева Нияра

Родился Мусоргский в Псковской губернии, в имении родителей. Игре на фортепиано в своей биографии Мусоргский обучался у Герке. Учился анал

Родился Мусоргский в Псковской
губернии, в имении родителей. Игре
на фортепиано в своей биографии
Мусоргский обучался у Герке. Учился
анализировать, критиковать
произведения, а также читать
партитуры в кружке Балакирева.
В 1852 году впервые в биографии
Мусоргского была опубликована его
пьеса. А первое произведение
представлено широкой публике в
1860.

После этого композитор сочинил несколько романсов. Однако наиболее известен благодаря опере «Борис Годунов». Вскоре после представления

После этого композитор
сочинил несколько романсов.
Однако наиболее известен
благодаря опере «Борис
Годунов». Вскоре после
представления оперы в
Мариинском театре, она стала
знаменитой. Через 22 года пьеса
была переписана РимскимКорсаковым, а после снова
представлена зрителям,
получила вторую жизнь.

С 1875 года Мусоргский работает над операми «Хованщина», «Сорочинская ярмарка». Среди других произведения Мусоргского наиболее известны: «К

С 1875 года Мусоргский
работает над операми
«Хованщина»,
«Сорочинская ярмарка».
Среди других произведения
Мусоргского наиболее
известны: «Калистрат»,
«Сиротка», «Картинки с
выставки», «Детская»,
«Без солнца», «Песни и
пляски смерти».

Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «бело

Злоупотребление
алкоголем в последнее
десятилетие
биографии Мусоргского
сильно подорвало его
здоровье. После
обострения, приступа
«белой горячки» был
помещен в военный
госпиталь, где и
скончался в марте
1881 года.

Cлайд 1

Cлайд 2

Модест Петрович Мусоргский - русский композитор, член «Могучей кучки». Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. В 1849 году, переехав в Петербург, Модест поступил в немецкое училище. Через несколько лет, не закончив училище, ушел Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Юность

Cлайд 3

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, развивал в себе музыкальные навыки. Интерес к музыке

Cлайд 4

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский - ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского - музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному раскрытию слова. Любовная лирика привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» , «Спи-усни, крестьянский сын» , «Гопак» , «Светик Савишна» и «Озорник» и мн. др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое музыкальное выражение для безысходности, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому. Творчество

Cлайд 5

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её. Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера «Сала мбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя - также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях. Первые работы

Cлайд 6

Следующий крупный замысел - оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина - Мусоргский довёл до конца. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет - в редакции Н. А. Римского-Корсакова « Борис Годунов»

Cлайд 7

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу «Хованщина», одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но не инструментована. Первую сценическую редакцию «Хованщины» в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. В том же году фирма Бессель и К° издала её партитуру и клавир. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова. «Хованщина» Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Последние годы

1 слайд

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории родился 9 марта 1839 года в Псковской гу- бернии. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкаль- ные занятия. Под руководством Балакирева Му- соргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критичес- кой их оценкой. Известность Мусоргскому доставила опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского те- атра в Санкт-Петербурге в 1874 г. И признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. Мусоргский М.П.

2 слайд

С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде- мии художеств была проведена посмертная выстав- ка из около 400 работ архитектора и дизайнера Вла-димира Александровича Гартмана, созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Посещение Мусоргским выставки послужило толч- ком к созданию музыкальной "прогулки" по вообра-жаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоми-нают увиденные произведения; в основном же пье- сы стали результатом свободного полёта пробуж-дённой фантазии композитора. За основу "выставки“ Мусоргский взял "заграничные" рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Гартман В.А.

3 слайд

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме- сяц некоторые "картинки" из будущего цикла импровизировались автором. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Мусоргский поставил на рукописи слова "К печати", однако при его жизни "Картинки" не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в сре-де "Могучей кучки". Признание широкой публики пришло лишь после того, как известный фран-цузский композитор Марис Равель создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.

4 слайд

Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочи-нял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в "Картинки", и они воспринимаются как музыкальный "театр од-ного актёра". Автор давал названия пьесам на том или ином язы- ке в зависимости от тематики; для каждой пьесы су-ществуют также и устоявшиеся русские названия. Остановимся теперь немного подробнее на некото-рых пьесах Мусоргского.

5 слайд

Прогулка Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо- сом ("запевалой") и подхватывается "хором". В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходяще-го от картины к картине. Гном На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов ("щелкунчик") в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель "наблюдает", как он перебегает с мес- та на место и замирает.

6 слайд

Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, ког- да он изучал архитектуру в Италии. Рисунок изображал старин- ный замок, на фоне которого был нарисован трубадур. У Мусоргского звучит краси- вая протяжная меланхолич- ная мелодия. Старый замок

7 слайд

Тюильрийский сад Ссора детей после игры На рисунке была изображена аллея сада парижского двор- ца Тюильри "со множеством детей и нянек". Эта короткая пьеса совершенно отличает- ся по характеру от предыду- щей. Звучит солнечная мелодия, ритм которой напоминает дет- ские считалки и дразнилки.

8 слайд

Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием клас- сической форме создаёт до- полнительный комический эффект.

Композитор Даты жизни Место рождения Оперы Инструмен тальная музыка Вокальна я музыка Мусоргский Модест Петрович (1839– 1881) село Карево Торопецкого уезда Псковской губернии Женитьба, Борис Годунов, Хованщина Сорочинск ая ярмарка Ночь на Лысой горе, Картинки с выставки Песни и пляски смерти, песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, на собственны е тексты


Учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков вышел в отставку.







В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков издается первое сочинение Мусоргского полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка вышел в отставку.


Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления, лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М.Леоновой 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения знакомство с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым, В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры.


186869; 2-я ред создание одного из величайших творений народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину,). 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (187577), а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепьянный цикл «Картинки с выставки» (1874) в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.





Действующие лица: Борис Годунов, царь Фёдор и Ксения, его дети Князь Василий Шуйский Пимен, летописец Григорий Отрепьев, Самозванец (Лжедмитрий) Марина Мнишек, дочь польского воеводы Рангони, тайный иезуит Варлаам и Мисаил, бродячие монахи Юродивый Действие происходит в России и Польше в годах


Оперный план Пролог 1 картина Двор Новодевичьего монастыря 2 картина Площадь в Кремле перед Успенским собором. Сцена венчания на царство I действие 1 картина В келье Чудова монастыря Монолог Пимена 2 картина В корчме на Литовской границе Песня Варлаама II действие Царский терем в Кремле Сцена с курантами


Оперный план III действие 1 картина Сандомирский замок в Польше Ария Марины Мнишек 2 картина В саду у фонтана IV действие 1 картина Площадь перед собором Василия Блаженного Плач Юродивого Хор «Хлеба!…» 2 картина В Грановитой палате Московского кремля Сцена смерти Бориса 3 картина Близ селения Кромы Песня Варлаама и Мисаила Плач Юродивого















Шут и юродивый в средневековой культуре Вопросы для сравненияШутЮродивый Внешний вид Колпак с кисточкой, специальный костюм. Босой, одет в лохмотья, на теле вериги. Особенности мировоззрения Не знает мира без Бога, поэтому это бунтарь против доктрин, но не против Бога, высмеивает пороки отдельных людей и общества в целом Осуждает людей за отступление от христианских заповедей и сам старается жить по нормам христианства, считает, что надо умерщвлять плоть во имя духовного совершенствования Роль в общественной жизни Раскрывают правду о мире и власти, помогают преодолеть страх и неуверенность в завтрашнем дне, пытаются стереть иерархические рамки и вернуться к человеческим отношениям; за порогом официальной культуры пытаются строить мир антикультуры. Отношения с официальной властью Всякая общечеловеческая правда допускалась лишь в rex случаях, когда она представала в безобидной форме, возбуждая смех и не претендуя на какую- нибудь более серьезную роль в жизни Их признавали лишь до известных пределов, демонстративная близость монархов и юродивых восходит к древнейшему культурному архетипу, отождествляющему царя и изгоя-раба, прокажённого





Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Великий русский композитор М.П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в небольшом селе КаревоТоропецкого уезда Псковской губернии. Здесь прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался. Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. Однако княжеское достоинство Мусоргских было утеряно еще в XV веке. 175 лет со дня рождения великого русского композитора М. П. Мусоргского «Прошло время писаний на досуге: всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве». М. Мусоргский

Cлайд 4

Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова), женщина умная и хорошо образованная. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Но никто не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские служили по военной части. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер творчества Мусоргского. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. "Няня, - писал Мусоргский в "Автобиографической записке", - близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано".

Cлайд 5

В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

Cлайд 6

В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» - виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.

Cлайд 7

В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Cлайд 8

В ОТДЕЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСКУССТВУ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КНИГИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

Cлайд 9

Орлова А. «Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества». - Москва: Государственное музыкальное издательство,1963. - 702с.

Cлайд 10

ОРЛОВА А. А. МУСОРГСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ (СЕРИЯ «ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И НАУКИ В ПЕТЕРБУРГЕ – ПЕТРОГРАДЕ – ЛЕНИНГРАДЕ»). Л., ЛЕНИЗДАТ, 1974.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Новиков Н. С. У истоков великой музыки: Поиски и находки на родине М. П. Мусоргского. – Л.: Лениздат,1989.

Cлайд 16

Новиков Н. С. Молитва Мусоргского: Поиски и находки. Изд. 2-е., доп. – Великие Луки, 2009.
 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...