Установление христианской церкви в средневековье. Христианство и культура в средние века. Временной период Ранней христианской церкви

В V-VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом ). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости "слабого" от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей.

Все это постепенно привело к закабалению франкского крестьянства.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

Салическая правда указывает также на наличие у франков других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц - полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Вместе с тем Салическая правда свидетельствует о достаточной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля, луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельный надел. Само понятие частной собственности на землю в Салической правде отсутствует. Она лишь фиксирует зарождение аллода, предусматривая право передачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление социально-классовых различий у франков и было непосредственно связано с превращением аллода в первоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод - отчуждаемое, переходящее по наследству землевладение свободных франков - сложился в процессе разложения общинной собственности на землю. Он лежал в основе возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а с другой - земельного держания зависимых от них крестьян.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии. Служилая знать, связанная в той или иной мере вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей, становится крупным собственником земель, скота, рабов, колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходит на службу к франкским королям.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание). Расслоение "рядовых свободных" в период завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки в мелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.

Процессы феодализации в VI-VII вв. на юге Галлии не получили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкской колонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместья галло-римской знати, продолжал широко использоваться труд рабов и колонов, но глубокие социальные перемены происходили и здесь, главным образом за счет повсеместного роста крупного церковного землевладения.

V-VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощного идеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновь возникающих монастырей, храмов выступали с проповедями о человеческом братстве, о помощи бедным и страждущим, о других нравственных ценностях.

Население Галлии под духовным воздействием священнослужителей, возглавляемых епископами, стало воспринимать все больше христианские догматы, идею искупления, полагаясь на заступничество святых отцов ради обретения прощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений, повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного сознания внимание людей естественно концентрировалось на таких вопросах, как смерть, посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковь стала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет и правителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе и земельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви от Хлодвига.

Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязаниях. Однако церковь в это время не была еще политическим образованием, не имела единой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей, руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима, получивший впоследствии звание папы римского.

В деятельность церкви в качестве "христовых наместников" на земле все больше вторгались и короли, которые в целях укрепления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своих приближенных, созывали церковные соборы, председательствовали на них, выступая иногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанском церковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть введен в церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанского церковного собора в 549 году было окончательно закреплено право королей контролировать назначение епископов.

Это было время все более тесного переплетения светской и религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деятели заседали в правительственных органах, а гражданская администрация на местах осуществлялась епархиальными управлениями.

При Дагобере I в начале VII в. отправление церковных функций стало неотъемлемой частью пути к почету, пройдя который приближенные короля становились местными правителями - графами и епископами одновременно; нередки были случаи, когда епископы управляли городами и окружающими их сельскими поселениями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащих налогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.

Сами же епископы, владея большими церковными хозяйствами, стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии, чему способствовали и незапрещенные браки священников с мирянами, представителями феодальной верхушки.

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VII- IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся с VI-VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором то тут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновения местной знати или сопротивления населения взиманию налогов. К тому же к концу VII в. франки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой и Рейном.

Одной из попыток решить проблему укрепления государственного единства в условиях повсеместного неповиновения центральным властям стал церковный собор "прелатов и знатных людей", прошедший в Париже в 614 году. Эдикт, принятый собором, призвал к "пресечению наисуровейшим образом мятежей и наглых вылазок злоумышленников", грозил наказанием за "хищения и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов на торговых местах", но одновременно ограничивал и право гражданских судей и сборщиков налогов на церковных землях, закладывая таким образом законодательную основу их иммунитета. Епископы к тому же по решению собора должны были впредь избираться "духовенством и народом" при сохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.

К ослаблению власти франкских королей привело, прежде всего, истощение их земельных ресурсов. Раздача франкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и ослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепились настолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и стали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 году.

На рубеже VII-VIII вв. должность майордома делается наследственным достоянием знатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.

Армия. На ранних этапах развития феодального государства армия не отделялась от народа. Это было народное ополчение, принимавшее активное участие в политической жизни. В конце V - начале VI в. она еще строилась на племенной основе. Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, они участвовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов.

Устранение вооруженного народа от дел управления было прямым следствием крушения племенной основы франкской армии, пополняемой в VII в. галло-римлянами, свободными прекаристами. На военную организацию франков оказали влияние римские учреждения. Так, были введены гарнизонная служба, подчинение военных отрядов местным должностным лицам, назначение королем командиров-тысячников, сотников.

Источником права является обычай . В период V-IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых "варварских правд". Создаются Салическая, Ринуарская, Бургундская, Аллеманская и др. правды.

К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы . Иммунитетные грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали данную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

Фра́нкское короле́вство (Франкское государство) (лат. Regnum Francorum) - варварское королевство, основанное в Галлии франками в конце 5 века. К началу 6 века короли салических франков (салическая ветвь франкского племени имела до 6 века нескольких королей) расширили свои владения до Сены и Луары и распространили свою власть на обширную территорию по среднему и верхнему Рейну. В 496 году Хлодвиг вместе с тысячью франков крестился и заключил союз с католическими епископами, что имело большое значение для укрепления Франкского королевства.

Союз с церковью обеспечил Хлодвигу поддержку влиятельной верхушки галло-римского населения и зависимых от нее людей в борьбе с варварскими королями-арианами . При сыновьях и внуках Хлодвига постепенно было завершено завоевание Галлии, за исключением оставшейся у вестготов Септимании, покорена Тюрингия, подчинены Алеманния и Бавария, хотя бавары сохранили и в составе Франкского королевства свое право и своих племенных вождей.

В 1-й половине 6 века Франкское королевство представляло собой крупное политическое объединение. Франкский король осуществлял правительственную власть в центре и на местах через своих слуг. Королевские приказчики, наблюдавшие за правильным поступлением в королевскую казну взносов - отчислений с торговых сделок, судебных штрафов и пр. - превращались в органы государственного управления и вытесняли старинные выборные должности.

Основную массу населения Франкского государства в эпоху его образования составляли свободные франки и галло-римляне. Ниже их на общественной лестнице стояли литы, вольноотпущенники и рабы. Родовой знати у салических франков во времена Меровингской династии не было, но очень быстро выделилась служилая знать из числа королевских дружинников и доверенных слуг, наделенных крупными земельными владениями.

После смерти короля Дагоберта I в 639 году между представителями могущественной аристократии происходили постоянные междоусобные войны. При этом каждый окружал себя вассалами, правил как маленький государь, вовлекая в междоусобные распри зависимые от него слои населения. В каждой из трех частей, на которые разделилось Франкское государство - в Бургундии , Нейстрии и Австразии , были особые начальники дворца - майордомы , которые, являясь представителями знати, фактически руководили внешней и внутренней политикой государства, игнорируя королевскую власть и воюя друг с другом. В начале 640-х годов от Франкского королевства отложились Тюрингия, Алеманния и Бавария, около 670 года сделалась самостоятельной Аквитания, которая стала управляться своими независимыми герцогами.

В процессе междоусобной борьбы представителей аристократии возвысился сильнейший из них - Пипин Геристальский, майордом Австразии, ставший в 687 году единым майордомом всех трех частей Франкского государства. За королями дома Меровингов был оставлен титул, вся фактическая власть перешла к майордомам. Опираясь на свои огромные земельные богатства и множество вассалов из числа свободных, Пипин и его преемники привели к повиновению знать, усилили военную мощь Франкского королевства. Сам Пипин, справившись со знатью, успешно действовал против германцев на востоке, он подчинил своей власти часть территории фризов и снова утвердил франкское влияние в Алеманнии и Баварии.

Сын Пипина, майордом Карл Мартелл (715–741 гг.), раздавая в качестве военных бенефициев своим дружинникам земли Франкской церкви, создал хорошо организованную армию, с которой мог предпринимать самые трудные походы. Он покорил всю Фрисландию, упрочил власть франков в Тюрингии и даже обложил данью воинственных саксов. Он установил тесную связь с католическими миссионерами, которые насаждали христианство среди германцев и закрепляли успехи франкского оружия за Рейном.

На юге государства Карл Мартелл одержал при Пуатье в 732 году блестящую победу над арабами, двинувшимися в Галлию из завоеванной ими Испании. Битва при Пуатье стала переломным моментом, после которого было приостановлено дальнейшее продвижение арабов в Европу. Он снова подчинил франкам Аквитанию.

Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий (741-768 гг.), окончательно изгнал арабов из Галлии, завоевал Септиманию, и продолжал закреплять успехи франков за Рейном. Он завершил покорение Тюрингии, действуя при этом по примеру отца в теснейшем союзе с церковью.

Франкский майордом, при поддержке дружественно расположенного к нему папы заточил в монастырь последнего короля-Меровинга и в 751 году сам занял трон. Новый франкский король, от которого пошла новая династия Каролингов , помог, в свою очередь, папе в борьбе с лангобардами и подарил ему отнятую у лангобардов область (бывший Равеннский зкзархат) папе как светскому государю. Тем самым Пипин положил твердые начала проникновению влияния франков в Италию.

Высшего расцвета Франкское государство достигло при Карле Великом (768-814 гг.), который стремился объединить все романские и германские народы Запада, используя для этого боевую мощь франков и поддержку Церкви. В 773-774 годах Карл Великий покорил Северную Италию и присоединил ее к Франкскому государству, объявив себя королем франков и лангобардов, самим фактом этого завоевания поставив папский престол в полную зависимость от своей власти. Из германских племен независимыми оставались только занимавшие почти всю Нижнюю Германию и сохранившие старинный германский строй саксы. Целых 33 года (772-804 гг.) железом и кровью вводил Карл Великий среди саксов христианство и франкское господство, пока окончательно не сломил их упорства. Покорив Саксонию и предприняв ряд походов в славянские земли, Карл построил на границе несколько крепостей, которые сделались в дальнейшем опорными пунктами для распространения германцев на восток.

Дунайские походы Карла привели к уничтожению независимости Баварии (788) и разгрому (окончательному в 799 году) Аварского каганата . На юге Карл, продолжая борьбу своих предшественников с арабами, предпринял несколько походов в Испанию и распространил здесь франкское владычество до р. Эбро. Завоевания Карла Великого, отдавшие под власть короля франков все западноевропейские христианские страны (за исключением Англии), дали ему возможность выдвинуться на первое место среди властителей Европы и позволили добиться императорского титула как преемнику западно-римских императоров. Принятие Карлом Великим императорского титула в 800 году оформило его завоевания и закрепило его гегемонию в Европе.

Распад Франкского государства начался тотчас же после смерти Карла Великого. При его преемнике Людовике Благочестивом франкские владения были разделены между его сыновьями. Раздел повлек за собой усобицы, которые особенно усилились после смерти Людовика. После Верденского договора 843 года между сыновьями умершего короля произошло окончательное разделение Франкского государства на три самостоятельных государства: Восточно-франкское государство (Германию), Западно-франкское государство (Францию), Италию и Бургундию (государство Лотаря, Итальянское королевство). Италия и Бургундия временами объединялись под одной властью, временами распадались на два самостоятельных государства.

Франки, группа германских племен, живших в III веке по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. Франки рано оказались в сфере влияния Рима. С III века нашей эры были расселены в качестве федератов на севере Галлии. В конце IV столетия завоевали Галлию, образовав Франкское королевство. Сохранились свидетельства о внешнем образе франков: «...с макушки их рыжеватые волосы падают на лоб, а обнаженный затылок сияет, потеряв свой покров. У них светлые глаза серо-голубого оттенка. Они чисто выбриты и вместо бороды носят редкие усы, за которыми прилежно ухаживают, расчесывая гребнем. Тесная одежда облегает стройное тело мужчин; одежда высоко подобрана, настолько, что видны колени, широкий пояс охватывает их узкую талию. Они развлекаются тем, что бросают двулезвенные топоры на большое расстояние, ...размахивают своими щитами, прыжками опережают брошенные ими копья, чтобы таким образом первыми достигнуть врага» (Сидоний Аполлинарий, V век).

Королевство франков обязано своим становлением Хлодвигу (481–511 годы). Какое-то время он носил римский титул проконсула. После падения Рима с претензиями на императорскую власть выступал Сиагрий, бежавший в Суасон и восстановивший там подобие сената и высших магистратур. Именно с ним начал Хлодвиг борьбу. В 486 году он овладел Суасоном и лишил Сиагрия власти. Здесь произошел эпизод, весьма характерный для дофеодальных отношений между королем и народом. Франкам досталась богатая добыча, в том числе редкая чаша из собора в Суасоне. К королю пришел епископ города с просьбой возвратить священную дароносицу. Хлодвиг отвечал, что охотно отдаст ее просителю, если по жребию она достанется ему. Придя к месту раздела трофеев, он заявил, что готов отказаться от своей доли за названную чашу. Тогда один из воинов рассек сосуд мечом, заявив, что королю достанется только то, что выпадет по жребию. Король должен был считаться с требованиями эгалитарной морали, ничем не выказав уязвленного самолюбия. Некоторое время спустя, когда, казалось, все забыли о происшедшем, проходил традиционный смотр вооружения и боевого умения (такие майские смотры продолжались еще во времена Карла Великого), и на нем Хлодвиг подошел к тому воину, нашел его алебарду в небрежении, вырвал ее у него из рук и бросил наземь и, когда воин нагнулся, дабы поднять оружие, мечом рассек ему голову, проговорив: «Вот так ты поступил с моей чашей!».

Зависимость короля от мнения народа проявляется и в другом случае, именно: крещения Хлодвига. Будучи женатым на христианке, он упорно отказывался креститься сам. Не действовали ни уговоры супруги, ни проповеди Св. Ремигия. Король заявлял, что народ будет смеяться над ним. И вот, во время войны с алеманнами, когда его войско терпело поражение, Хлодвиг воззвал к помощи Всевышнего: «Иисусе Христе...Если Ты поможешь мне победить врагов, и если я испытаю на деле Твое могущество..., то я уверую в Тебя и приму крещение во Имя Твое…» И действительно, вскоре франки переломили ход сражения и вышли победителями. В 498 году Хлодвиг принял крещение и вместе с ним 3 тысячи воинов. В 507 году началась война с вестготами. Король франков взял под защиту католическое население Галлии, запретил грабить церкви и монастыри и тем самым расположил к себе галло-римлян, не желавших терпеть ариан – визиготов. При Пуатье произошла решающая битва, в ходе которой Хлодвиг был поражен с двух сторон копьями, но его спасли латы и конь. Визиготы были наголову разбиты, король Аларих II сражен. Франки расширили границы своего королевства до Луары и Арденнских гор. Столицей был избран Париж. Около 511 года был составлен знаменитый «Салический закон». Будучи записан на латинском языке, в котором растворилась собственно франкская лексика, он почти не отразил римского влияния. В нем нет упоминаний о колонах, пекулии, патроцинии, нобилитете и пр. Создается впечатление, что франки селились в областях с редкой плотностью населения, не вступая в отношения с галло-римлянами, не прибегая к перераспределению земель и потому не конфликтуя с местными жителями.

Может быть, в этом, а также в предпочтении католической веры арианству, стоит искать причины большей жизнеспособности франкского королевства в сравнении с другими. В 534 году Хлотарь I (511–561 годы) покорил бургундов. В дальнейшем, при внуках Хлодвига, государство франков распалось на 4 королевства: Нейстрия во главе с Харибертом (561–568 годы), Австразия, управлявшаяся Сигибертом (561–575 годы), который, по некоторым предположениям, послужил прототипом эпического Зигфрида, Аквитания, которой правил Хильперик I (561–584 годы) и Бургундия, доставшаяся Гунтрамну (561–592 годы). Первый слыл законоведом, подражал манерам римских судей. Второй выступал образцом христианских добродетелей, довольствовавшийся, в отличие от братьев, одной женой – Брюнхильдой. Он славился покровительством музам. При его дворе жил Григорий Турский, историк, которого именуют «Геродотом варварства», Венанций Фортунат, поэт, поистине эквилибрист рифмы, способный слагать строфы, приобретавшие форму креста или имевшие 33 строки по 33 буквы в каждой. Третий имел притязания быть грамматиком, богословом и стихотворцем. Слушая его стихи, хромавшие на четыре ноги, благородные галлы с трепетом восклицали, что сын Сикамбра изяществом языка победил сынов Ромула. Братья вели между собой ожесточенную борьбу, в которой жены не уступали мстительностью и преступлениями мужьям. В конечном счете победителем вышел Хильперик, объединивший под своей властью Аквитанию, Австразию и Нейстрию.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме