Устойчивые выражения на латыни с переводом. Латинские юридические крылатые выражения

Латынь – самый благородный из существующих языков. Может, потому что мертвый? Владеть латынью – умение не утилитарное, оно из разряда роскоши. Разговаривать на нем ты не станешь, а вот блестнуть в обществе… Нет языка, который так помогает произвести впечатление!

1. Scio me nihil scire
[сцио мэ ни́хиль сцирэ]

«Я знаю, что ничего не знаю», - по свидетельству Платона, так говорил о себе Сократ. И пояснял эту мысль: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Фразочка для любителей напустить туману и рефлексирующих особ.

2. Cogito ergo sum
[кóгито, эрго сум]

«Мыслю, следовательно существую» - философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

«Cogito ergo sum» - не единственная формулировка идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» - «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно, фразу можно переводить и как «Я сомневаюсь, значит существую».

3. Omnia mea mecum portо
[о́мниа мэа мэ́кум порто]

«Все свое ношу с собой». Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе.

Оказалось, добавляют историки, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и селах поучительные беседы с их жителями.

Значит, внутреннее богатство человека, его знания и ум – важнее и ценнее любого имущества.

4. Dum spiro, spero
[дум спи́ро, спе́ро]

Кстати, эта фраза также является лозунгом подводного спецназа - боевых пловцов ВМФ России.

5. Errare humanum est
[эрра́рэ хума́нум эст]

«Человеку свойственно ошибаться» - афоризм Сенеки-старшего. На самом деле, это всего лишь часть афоризма, целиком он звучит так: «Errare humanum est, stultum est in errore perseverare» - «Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках».

6. O tempora! O mores!
[о тэ́мпора, о мо́рэс]

«О времена! О нравы!» - самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора на заседании сената, Цицерон этой фразой выражает возмущение и наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, и бездействием властей.

Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение. Впрочем, это выражение вполне может стать забавной шуткой.

7. In vino veritas, in aqua sanitas
[ин вино вэ́ритас, ин аква са́нитас]

«Истина в вине, здоровье в воде» - первую часть поговорки знают практически все, а вот вторая часть не так широко известна.

8. Homo homini lupus est
[хомо хомини люпус эст]

«Человек человеку волк» - ставшее поговоркой выражение из комедии Плавта «Ослы». Употребляют, когда хотят сказать что человеческие отношения - это сплошной эгоизм и вражда.

Этой фразой в советское время характеризовали капиталистический строй, в противоположность которому в обществе строителей коммунизма человек человеку друг, товарищ и брат.

9. Per aspera ad astra
[пер а́спэра эд а́стра]

«Через тернии к звездам». Также используется вариант «Аd astra per aspera» - «К звёздам через тернии». Пожалуй, самое поэтичное латинское изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.

10. Veni, vidi, vici
[вени, види, вичи]

«Пришел, увидел, победил» - так написал Гай Юлй Цезарь в письме своему другу Аминтию о победе над одной из черноморских крепостей. По свидетельству Светония, именно эти слова были написаны на доске, которую несли во время триумфа Цезаря в честь этой победы.

11. Gaudeamus igitur
[гаудэа́мус и́гитур]

«Итак, будем веселиться» - первая строка студенческого гимна всех времен и народов. Гимн создан в средние века в Западной Европе и вопреки церковно-аскетической морали восхвалял жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов - средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

12. Dura lex, sed lex
[ду́ра лэкс, сэд лэкс]

Есть два варианта перевода этой фразы: «Закон суров, но это закон» и «Закон есть закон». Многие думают, что эта фраза относится ко временам римского права, но это не так. Сентенция относится уже ко времени Средневековья. В римском праве как раз существовал гибкий, позволяющий смягчить букву закона, правопорядок.

13. Si vis pacem, para bellum
[сэ вис пакем пара бэллум]

14. Repetitio est mater studiorum
[рэпэти́тио эст матер студио́рум]

Одна из самых любимых латитянами пословиц, на русский переводится тоже пословицей «Повторение - мать учения».

15. Amor tussisque non celantur
[амор туси́скве нон цэланту́р]

«Любовь и кашель не скроешь» - в латыни на самом деле очень много поговорок о любви, но эта нам кажется самой трогательной. И актуальной в преддверии осени.

Влюбляйтесь, но будьте здоровы!

Magis inepte, quam ineleganter. (МАГИС ИНЭПТЭ, КВАМ ИНЭЛЕГАНТЭР.)
Скорее нелепо, чем некрасиво.
Светоний в "Божественном Клавдии" об императоре: "Сочинил он также восемь книг о своей жизни, написанных не столько безвкусно, сколько бестолково".

Magister bibendi (МАГИСТЭР БИБЭНДИ).
Учитель питья; распорядитель попойки; мастер по части выпивки.

Magni nominis umbra (МАГНИ НОМИНИС УМБРА.)
Тень великого имени (о человеке, пережившем время своей славы и успехов или о потомке великого человека).
Из Л у к а н а.

Magnum opus (МАГНУМ ОПУС).
Главный труд.

Mala gallina - malum ovum (МАЛЯ ТАЛЛИНА - МАЛЮМ ОВУМ).
Дурная курица - дурное и яйцо.
Ср. русск.: Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Mala herba cito crescit (МАЛЯ ХЭРБА ЦИТО КРЭСЦИТ).
Худая трава быстро растет.
Пословица.

Male cuncta ministrat impetus (МАЛЕ КУНКТА МИНИСТРАТ ИМПЭТУС).
Страсть - плохой руководитель.
Из Папиния Стация.

Mali principit - malus finis мали (ПРИНЦИПИИ - МАЛЮС ФИНИС).
Дурное начало дурной конец.
Из Т е р е н ц и я.

Malesuada fames (МАЛЕЗУАДА ФАМЭС).
Голод - дурной советчик.
Из В е р г и л и я.

Malo cum Platone errare, quam cum aliis recte sentire (МАЛО КУМ ПЛЯТОНЭ ЭРРАРЭ, КВАМ КУМ АЛИИС РЭКТЭ СЭНТИРЭ).
Лучше ошибаться с Платоном, чем судить правильно с другими. Или: Лучше ошибаться с мудрецом, чем быть правым с дураками.

Malum consillium est, quod mutari non potest (МАЛЮМ КОНСИЛЛИУМ ЭСТ, КВОД МУТАРИ НОН ПОТЭСТ).
Плохо то решение, которое нельзя изменить.
Из Публилия Сира (I в. до н.э.).

Malum nullum est sine aliquo bono (МАЛЮМ НУЛЛЮМ ЭСТ СИНЭ АЛИКВО БОНО).
Нет худа без добра.
Пословица, встречается у Плиния Старшего.

Malus animus (МАЛЮС АНИМУС).
Дурное намерение.

Malus eventus (МАЛЮС ЭВЭНТУС).
Худой случай; дурное происшествие.

Mane et nocte (МАНЭ ЭТ НОКТЭ).
Утром и ночью.

Manifestum non eget probatione (МАНИФЭСТУМ НОН ЭГЭТ ПРОБАЦИОНЭ).
Очевидное не нуждается в доказательстве.

Manus manum lavat (МАНУС МАНУМ ЛЯВАТ).
Рука руку моет.
Пословица, встречается у Петрония, у Сенеки.

Mare interbibere (МАРЭ ИНТЭРБИБЭРЭ).
Выпить море, т.е. сделать невозможное.
Источник - легенда, рассказанная Плутархом (ок. 46 - ок. 127) о решении спорного вопроса между эфиопским и египетским царями.

Materia subtilis (МАТЭРИА СУБТИЛИС).
Тонкая, деликатная материя.

Materia tractanda (МАТЭРИА ТРАКТАНДА).
Предмет обсуждения, разговора.

Mater natura (МАТЭР НАТУРА).
Природа - мать.

Mater pia (МАТЭР ПИА).
Нежная, добрая мать.

Меа culpa (МЭА КУЛЬПА).
Моя вина; грешен.

Меа, memoria (МЭА МЭМОРИА).
На моей памяти.

Меа parvitas (МЭА ПАРВИТАС).
Мое ничтожество (о себе уничижительно).
Из Валерия Максима (I в. н.э.).

Medice, cura te ipsum! (МЭДИЦЕ, КУРА ТЭ ИПСУМ!)
Врач, исцели самого себя!
Евангелие от Луки, 4, 23. Присловье, которое использовал Иисус Христос в разговоре с жителями Назарета: "Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловье: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме".

Mel in ore, verba lactis, fel in corde, fraus in factis (МЭЛЬ ИН ОРЭ, ВЭРБА ЛЯКТИС, ФЕЛЬ ИН КОРДЭ, ФРАУС ИН ФАКТИС).
Мед на языке, молоко на словах, желчь в сердце, обман на деле.
Старинная эпиграмма на иезуитов.

Melius non incipient, quam desinent (МЭЛИУС НОН ИНЦИПИЭНТ, КВАМ ДЭЗИНЭНТ).
Лучше не начинать, чем остановиться на полпути.
Из С е н е к и.

Memento mori (МЭМЭНТО МОРИ).
Помни о смерти!
Форма приветствия, которым обменивались при встрече монахи ордена траппистов, основанного в 1664 г.

Memento quod es homo (МЭМЭНТО КВОД ЭС ХОМО).
Помни, что ты человек.
Из Ф. Бэкона (1561-1626).

Mendax in uno, mendax in omnibus (МЭНДАКС ИН УНО, МЭНДАКС ИН ОМНИБУС).
Солгавший в одном лжет во всем.

Mens agitat molem (МЭНС АГИТАТ МОЛЕМ).
Ум двигает массу, т.е. мысль приводит в движение материю.
Из Вергилия.

Mens sana in согроге sano (МЭНС САНА ИН КОРПОРЭ САНО).
В здоровом теле - здоровый Дух.
Из Ю в е н а л а.

Meo voto (МЭО ВОТО).
По моему мнению.

Merito fortunae (МЭРИТО ФОРТУНЭ).
По счастливому случаю.

Mihi nihil aliud virile sexus esset (МИХИ НИХИЛЬ АЛИУД ВИРИЛЕ СЭКСУС ЭССЭТ).
Если у меня есть что-нибудь мужественного, то это признак пола.
Из Петрония Арбитра.

Mihi vindicta, ego retribuam. (МИХИ ВИНДИКТА, ЭГО РЕТРИБУАМ).
Мне отмщение, и Аз воздам.
Послание к римлянам, 12, 19.

Militavi поп sine gloria. (МИЛИТАВИ НОН СИНЭ ГЛОРИА).
Я воевал не без славы.
Из Горация.

Minima de malis (МИНИМА ДЭ МАЛИС).
Из двух зол меньшее (выбрать).

Minus habens (МИНУС ХАБЭНС).
Немногое имеющий (о человеке малых способностей).

Miserable dictu (МИЗЭРАБИЛЕ ДИКТУ).
Достойно сожаления.

Mixture verborum (МИКСТУРА ВЭРБОРУМ).
Словесная мешанина.

Modo vir, modo femina (МОДО ВИР, МОДО ФЭМИНА).
То мужчина, то женщина.
Из Овидия.

Modus agendi (МОДУС АГЭНДИ).
Образ действия.

Modus cogitandi (МОДУС КОГИТАНДИ).
Образ мышления.

Modus dicendi (МОДУС ДИЦЕНДИ).
Манера выражаться.

Modus vivendi (МОДУС ВИВЭНДИ).
Образ жизни.

Moilia tempora fandi (МОЛЛИА ТЭМПОРА ФАНДИ).
Время, удобное для разговора.

More majorum (МОРЭ МАЙОРУМ).
По обычаю предков; как делалось в старину.

Mors animae (МОРС АНИМЭ).
Смерть души.

Mors ultima ratio (МОРС УЛЬТИМА РАЦИО).
Смерть - последний довод всему.

Mortem effugere nemo potest. (МОРТЭМ ЭФФУГЭРЭ НЭМО ПОТЭСТ).
Смерти никто не избежит.
Из Цицерона.

Multa nocent (МУЛЬТА НОЦЕНТ).
Много вреда.

Multa, non multum (МУЛЬТА, НОН МУЛЬТУМ).
Многое, но не много, т.е. велико по количеству, но малозначительно.

Multa paucis (МУЛЬТА ПАУЦИС).
Многое в немногом, т. е. коротко и ясно.

Multi sunt vocati, pauci vero electi (МУЛЬТИ СУНТ ВОКАТИ, ПАУЦИ ВЭРО ЭЛЕКТИ).
Много званных, но мало избранных.
Евангелие от Матфея, 20, 16. В своей притче Иисус Христос сравнивает царствие небесное с хозяином дома, который нанял работников в свой виноградник. Он заплатил за работу одинаково всем: и тем, кто пришел с утра, и тем, кто пришел к концу дня. Один из тех, кто нанялся на работу с утра, стал роптать на несправедливость такой оплаты. Но хозяин виноградника ответил тому так: "Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных".

Multum in parvo (МУЛЬТУМ ИН ПАРВО).
Многое в малом (о большом содержании в малом объеме).

Multum, non multa (МУЛЬТУМ, НОН МУЛЬТА).
Много, а не многое (читать, делать).
Поговорка; встречается у Плиния Старшего: "Ты спрашиваешь, как я посоветую тебе заниматься в твоем продолжительном уединении... Не забывай тщательно выбирать авторов в каждом жанре. Ведь надо, как говорится, читать много, а не многое". Также у Квинтилиана: "Надо развивать ум и вырабатывать стиль, читая много, а не читая многое".

Mundus uqiversus exercet histrioniam (МУНДУС УНИВЭРСУС ЭКСЭРЦЕТ ХИСТРИОНИАМ).
Весь мир занимается лицедейством.
Из Петрония Арбитра.

Mundus vult decipi, ergo decipiatur (МУНДУС ВУЛЬТ ДЭЦИПИ, ЭРГО ДЭЦИПИАТУР).
Мир желает быть обманутым, пусть же его обманывают.
Афоризм приписывается папе Павлу IV (1555-1559); в усеченной форме встречается у некоторых средневековых авторов.

Munerum animus optimus est (МУНЭРУМ АНИМУС ОПТИМУС ЭСТ).
Лучший из даров - намерение, т.е. не дорог подарок - дорога любовь.

Mus in pice (МУС ИН ПИЦЕ).
Мышь в горохе (о положении, из которого трудно выйти).

Mutatis mutandis (МУТАТИС МУТАНДИС).
Изменив то, что следует изменить; с изменениями; с оговорками; сообразно с обстановкой, условиями.

Mutato nomine (МУТАТО НОМИНЭ).
Под другим именем.

Mysterium magnum (МИСТЭРИУМ МАГНУМ).
Великое чудо; великое таинство.
Из Якова Бёме (1575-1624).

Хотите татуировку на латыни? Вашему вниманию — Афоризмы с переводом и комментариями.

Тату на латыни

A contrario
От противного
В логике – метод доказательства, заключающийся в доказательстве невозможности положения, противоречащего доказываемому.

Ab ovo usque ad mala
«От яиц до яблок», т. е. от начала и до конца
Обед у древних римлян обычно начинался с яйца и заканчивался фруктами.

Abyssus abyssum invocat
Бездна взывает к бездне
Подобное влечет за собой подобное или одно бедствие влечет за собой другое бедствие.

Ad notam
«Для заметки», к сведению

Aditum nocendi perfido praestat fides («На Латыни»)
Доверие, оказываемое вероломному, дает ему возможность вредить
Сенека, “Эдип”

Advocatus diaboli («На Латыни»)
Адвокат дьявола
В расширенном смысле адвокат дьявола – защитник безнадежного дела, в которое не верит сам защищающий его.

Alea jacta est («Про Латынь»)
«Жребий брошен», нет пути назад, все мосты сожжены
В 44 г. до н. э. Юлий Цезарь принял решение захватить единоличную власть и перешел с войсками реку Рубикон, тем самым нарушив закон и начав войну с римским сенатом.

Aliis inserviendo consumor
Служа другим расточаю себя
Надпись под свечой как символ самопожертвования, приводившаяся в многочисленных изданиях собраний символов и эмблем.

Amicus Socrates, sed magis amica veritas
Сократ мне друг, но истина дороже
Выражение восходит к Платону и Аристотелю.

Amor non est medicabilis herbis
Любовь травами не лечится, т. е. нет лекарства от любви
Овидий, “Героиды”

Anni currentis
Текущего года

Anno Domini
От рождества Христова, в лето господне
Форма обозначения даты в христианском летосчислении.

Ante annum
В прошлом году

Aquila non captat muscas
Орел не ловит мух, Латинская пословица

Asinus Buridani inter duo prata
Буриданов осел
Человек, колеблющийся в выборе между двумя равнозначными возможностями. Считается, что философ Буридан, доказывая несостоятельность детерминизма, приводил следующий пример: голодный осел, по обе стороны от которого лежат две одинаковые и равноудаленные охапки сена, не сможет предпочесть ни одну из них и в конечном итоге умрет с голоду. В сочинениях Буридана этот образ не найден.

Aurea mediocritas
Золотая середина
Формула практической морали, одно из основных положений житейской философии Горация, нашедшей выражение в его лирике; употребляется также для характеристики посредственных людей. Гораций

Auribus tento lupum
Держу волка за уши
Нахожусь в безвыходном положении. , Латинская поговорка

Aut Caesar, aut nihil
Или Цезарь, или ничто
Ср. русск. Или пан или пропал. Источником девиза послужили слова римского императора Калигулы, который объяснял свою неумеренную расточительность тем, что “жить надо либо во всем себе отказывая, либо по-Цезарски”.

Ave Caesar, imperator, morituri te salutant
Здравствуй, Цезарь, император, идущие на смерть приветствуют тебя
Приветствие римских гладиаторов, обращенное к императору.

Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum
Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит царство небесное, Евангелие от Матфея, 5, 3

Benefacta male locata malefacta arbitror
Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями
Цицерон

Cadmea victoria
«Кадмова победа», победа, одержанная чрезмерно дорогой ценой и равносильная поражению, или победа, гибельная для обеих сторон
Выражение возникло на основе предания о поединке в борьбе за Фивы, основанные Кадмом, сыновей Эдипа – Этеокла и Полиника. Поединок этот закончился смертью обоих враждующих братьев.

Caesarem decet stantem mori
Цезарю подобает умереть стоя, Сообщение Светония о последних словах императора Веспасиана

Calamitas virtutis occasio
Бедствие – пробный камень доблести
Сенека

Cantus cycneus
Лебединая песня
«Он говорит, что подобно тому как лебеди, почуившие от Апполона, которому они посвящены, дар пророчества, предвидят, каким даром будет для них смерть, и умирают с пением и с радостью, — та же должны поступать и все добрые и мудрые».
Цицерон, «Тускуланские беседы», I, 30, 73

Castigat ridento mores
«Смехом бичуют нравы»
Девиз театра комедии (Opera Comique) в Париже. Первоначально – девиз итальянской труппы комического актера Доминика (Dominico Brancolelli) в Париже, сочиненный для нее новолатинским поэтом Сантелем (XVII в.).

Ceterum censeo Carthaginem delendam esse
А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен
Настойчивое напоминание, неустанный призыв к чему–либо. Римский сенатор Марк Порций Катон, о чем бы ему ни приходилось высказывать свое мнение в сенате, прибавлял: “А кроме того, я полагаю, что Карфаген не должен существовать”.

Charta (epistula) non erubescit
Бумага (письмо) не краснеет

Citius, altius, fortius!
Быстрее, выше, сильнее!
Девиз олимпийских игр, принятый в 1913 году Международным Олимпийским Комитетом (МОК).

Clipeum post vulnera sumere
Взяться за щит после ранения
Ср. русск. После драки кулаками не машут.

Cloaca maxima
Великая клоака, великая помойная яма
В древнем Риме – большой канал для отвода городских нечистот.

Cogitations poenam nemo patitur
Никто не несет наказания за мысли, Одно из положений римского права (Дигесты)

Cogito, ergo sum
Я мыслю, следовательно я существую
Положение, исходя из которого французский философ и математик Декартпытался построить систему философии, свободную от элементов веры и основанную всецело на деятельности разума.
Рене Декарт, «Начала философии», I, 7, 9

Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur
При согласии (и) малые государства (или дела) растут, при раздорах (и) великие разрушаются
Саллюстий, «Югуртинская война»

Conscientia mille testes
Совесть – тысяча свидетелей, Латинская поговорка

Consuetudo est altera natura
Привычка – вторая натура
Привычкой создается как бы некая вторая натура
Цицерон, «О высшем благе и высшем зле», V, 25, 74 (в изложении взглядов философов эпикурейской школы)

Cornu copiae
Рог изобилия
Происхождение выражения связано с греческим мифом о богине Амалтее, вскормившей младенца Зевса молоком козы. Коза обломила свой рог о дерево, и Амалтея, наполнив его плодами, поднесла Зевсу. Впоследствии Зевс, низвергнув своего отца, Кроноса, превратил вскормившую его козу в созвездие и ее рог в чудесный «рог изобилия».
Овидий, «Фасты»

Corruptio optimi pessima
Падение доброго – самое злое падение

Credat Judaeus Apella
«Пусть этому верит иудей Апелла», т. е. пусть верит кто угодно, только не я
Гораций, «Сатиры»

Credo, quia verum
Верю, потому что нелепо
Формула, ярко отражающая принципиальную противоположность религиозной веры и научного познания мира и употребляющаяся для характеристики слепой, не рассуждающей веры.

De gustibus non disputandum est
О вкусах не спорят
Ср. русск На вкус и цвет товарища нет.

De mortuis aut bene, aut nihil
О мертвых или хорошо, или ничего
Вероятный источник – изречение Хилона “об умерших не злословыить”.

Decies repetita placebit
И десять раз повторенное будет нравиться
Гораций, “Наука поэзии»

Decipimur specie recti
Мы обманываемся видимостью правильного
Гораций, “Наука поэзии»

Deest remedii locus, ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt
Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем
Сенека, “Письма”

Delirium tremens
«Дрожательный бред», белая горячка
Острое психическое заболевание, возникающее вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками.

Desipere in loco
Безумствовать там, где это уместно
Гораций, “Оды”

Deus ex machina
Бог из машины
Прием античной трагедии, когда запутанная интрига получала неожиданную развязку путем вмешательства бога, появлявшегося посредством механического приспособления.
В современной литературе выражение употребляется для указания на неожиданное разрешение трудной ситуации.

Dies diem docet
День учит день
Краткая формулировка мысли, выраженной в стихе Публиция Сира: «Последующий день – ученик предыдущего дня».

Dies irae, dies illa
Тот день, день гнева
Начало средневекового церковного гимна – вторая часть заупокойной мессы, реквиема. В основе гимна лежит библейское пророчество о судном дне, «Пророчество Софонии», 1, 15.

Diluvii testes
Свидетели потопа (т. е. глубокой древности)
О людях с устаревшими, архаическими взглядами.

Divide et impera
Разделяй и властвуй
Латинская формулировка принципа империалистической политики, возникшая уже в новое время.

Dolus an virtus quis in hoste requirat?
Кто станет разбирать между хитростью и доблестью, имея дело с врагом?
Вергилий, «Энеида», II, 390

Ducunt volentem fata, nolentem trahunt
Желающего идти судьба ведет, нежелающего – влачит
Изречение Клеанфа, переведенное на латинский язык Сенекой.

Dura lex, sed lex
Суров закон, но это закон
Каким бы ни был суровым закон, его следует соблюдать.

Ecce spectaculum dignum, ad quod respiciat intentus operi suo deus
Вот зрелище, достойное того, чтобы на него оглянулся Бог, созерцая свое творение
Сенека, “О провидении”

Edite, bibite, post mortem nulla voluptas!
Ешьте, пейте, после смерти нет никакого наслаждения!
Из старинной студенческой песни. Распространенный мотив античных надписей на надгробиях и застольной утвари.

Ego sum rex Romanus et supra grammaticos
Я римский император и я выше грамматиков
Слова, сказанные, по преданию, на Констанцком соборе императоромСигизмундом в ответ на сделанное ему указание, что, употребив слово schisma в женском роде, он нарушил латинскую грамматику.

Ergo bibamus
Итак, выпьем
Заглавие и приветствие застольной песни Гете.

Esse oportet ut vivas, non vivere ut edas
Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть
Средневековая сентенция, парафразирующая древние изреченияКвинтилиана: «Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть» и Сократа: «Иные люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить».

Et tu quoque, Brute!
И ты, Брут!
Слова, будто бы произнесенные перед смертью Цезарем, заколотым двадцатью тремя мечами заговорщиков.

Etiam innocentes cogit mentiri dolor
Боль заставляет лгать даже невинных
Публилий, “Сентенции”

Ex ipso fonte bibere
Пить из самого источника, т. е. обращаться к первоисточнику
Цицерон, «Об обязанностях»

Ex malis eligere minima
Из зол избирать наименьшее

Ex nihilo nihil fit
Из ничего ничто не происходит; из ничего ничего не получится
Парафраза основного положения эпикурейской философии у Лукреция

Fac-simile (из fac+simile «сделай подобное»)
Точная копия
Перен. отображение одного явления в другом.

Facilis descensus Averni
Легок путь через Аверн, т. е. путь в подземное царство
Авернское озеро у города Кумы в Кампании считалось преддверием подземного царства.

Feci quod potui, faciant meliora potentes
Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше
Парафраза формулы, которой римские консулы заключали свою отчетную речь, передавая полномочия преемнику.

Fiat lux
Да будет свет
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. , Библия, книга Бытия, I, 3

Hoc est vivere bis, vita posse priore frui
Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды
Марциал, «Эпиграммы»

Homo homini lupus est
Человек человеку – волк
Плавт, «Ослы»

Homo proponit, sed deus disponit
Человек предполагает, а Бог располагает
Восходит к Фоме Кемпийскому, источником для которого послужила Библия, Притчи Соломоновы «Сердце человека располагает его путь, но от Господа зависит направить стопы его».

Igni et ferro
Огнем и железом
Первоисточник выражения восходит к первому афоризму Гиппократа: «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо, чего не излечивает железо, излечивает огонь». Цицерон, Ливий использовали выражение «уничтожать огнем и мечом». Бисмарк провозглашал политику объединения Германии железом и кровью. Широкую известность выражение получило после выхода в свет романа «Огнем и мечом» Генрика Сенкевича.

Ignoscito saepe alteri, nunquam tibi
Другим прощай часто, себе – никогда
Публилий, Сентенции

Imperitia pro culpa habetur
Незнание вменяется в вину, Формула римского права

In pace leones, in proelio cervi
Во время мира – львы, в сражении – олени
Тертуллиан, «О венке”

In sensu strictiori
В более узком смысле

In silvam non ligna feras insanius
Меньшим безумием было бы носить в лес дрова
Гораций, «Сатиры»

In vino veritas
Истина в вине
Ср. Плиний Старший: «Общепринято вину приписывать правдивость».

In vitium ducit culpae fuga
Желание избежать ошибки вовлекает в другую
Гораций, «Наука поэзии»

Infelicissimum genus infortunii est fuisse felicem
Величайшее несчастье – быть счастливым в прошлом
Боэций

Intelligenti pauca
Для понимающего достаточно и немногого

Ira furor brevis est
Гнев есть кратковременное умоисступление
Гораций, «Послания»

Is fecit cui prodest
Сделал тот, кому выгодно

Jus primae noctis
Право первой ночи
Обычай, по которому феодал или помещик мог провести первую брачную ночь с невестой любимого своего вассала или крепостного.

Leve fit, quod bene fertus onus
Груз становится легким, когда несешь его с покорностью
Овидий, “Любовные элегии”

Lucri bonus est odor ex re qualibet
Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил
Ювенал, «Сатиры»

Manus manum lavat
Рука руку моет
Поговорочное выражение, восходящее к греческому комедиографу Эпихарму.

Margaritas ante porcos
Метать бисер перед свиньями
«Не давайте святыню псам; и не мечите жемчужин перед свиньями, да не попрут их ногами и, обратившись, не разорвут вас». , Евангелие от Матфея, 7, 6

Memento mori
Помни о смерти
Форма приветствия, которым обменивались при встрече монахи ордена траппистов, основанного в 1664 году. Употребляется и как напоминание о неотвратимости смерти, и в переносном смысле – об угрожающей опасности.

Nigra in candida vertere
Превращать черное в белое
Ювенал, «Сатиры»

Nihil est ab omni parte beatum
«Нет ничего благополучного во всех отношениях», т. е. полного благополучия нет
Гораций, «Оды»

Nihil habeo, nihil curo
Ничего не имею – ни о чем не забочусь

Nitinur in vetitum semper, cupimusque negata
Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного
Овидий, «Любовные элегии»

Non cuivis homini contingit adire Corinthum
«Не всякому человеку удается попасть в Коринф», дорогое не всем доступно Коринфская гетера* Лаида, славившаяся своей красотой, была доступна только для богачей, съезжавшихся к ней со всей Греции, почему и возникла распространенная у греков поговорка: «поплыть в Коринф не каждому доводится». Однажды к Лаиде тайком приехал Демосфен, но когда она попросила его дать десять тысяч драхм**, он отвернулся со словами: «Я не плачу десять тысяч драхм за раскаяние».
* — в Др. Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.
** — приблизительно цена четырех килограмм золота.

Nunc est bibendum
Теперь надо пить
Гораций, «Оды»

O imitatores, servum pecus!
О подражатели, рабское стадо!
Гораций, «Послания»

O sancta simplicitas!
О, святая простота
Фраза приписываемая чешскому реформатору, герою национально-освободительного движения Яну Гусу. По преданию, Гус, сжигаемый на костре, произнес эти слова, когда какая-то старушка из благочестивых побуждений подбросила в костер охапку хвороста.

O tempora! O mores!
О времена! О нравы!
«Речь против Катилины», «О времена! О нравы! Сенат это понимает, консул видит, а он [Катилина] живет»
Цицерон

Oderint dum metuant
Пусть ненавидят, лишь бы боялись
Слова Атрея из названной его именем трагедии Акция. По свидетельству Светония, это было любимейшим изречением императора Калигулы.

Omne ignotum pro magnifico est
Все неизвестное представляется величественным
Тацит, “Агрикола”

Omnia mea mecum porto
Все мое ношу с собой
Когда город Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить побольше из своих вещей, кто-то посоветовал мудрецу Биантупоступить так-же. “Я так и делаю, ведь я все свое ношу с собой”,-ответил он, имея в виду свое духовное богатство.

Optimum medicamentum quies est
Лучшее лекарство покой
Медицинский афоризм, автором которого является римский врач Авл Корнелий Цельс.

Panem et circenses
Хлеба и зрелищ
Возглас, выражавший основные требования римской толпы в эпоху Империи.

Per aspera ad astra
«Через тернии к звездам»; через трудности к высокой цели

Per risum multum debes cognoscere stultum
По частому смеху ты должен узнать глупца, Средневековое поговорочное выражение

Periculum in mora
«Опасность в промедлении», т. е. промедление опасно
Тит Ливий, «История», «Когда уже было больше опасности в промедлении, чем в нарушении воинского порядка, все беспорядочно пустились в бегство».

Persona grata
Желательная личность или лицо пользующееся доверием

Post scriptum (postscriptum) (сокр. P. S.)
После написанного
Приписка в конце письма.

Primus inter pares
Первый среди равных
Формула, характеризующая положение монарха в феодальном государстве.

Pro et contra
За и против

Quae sunt Caesaris Caesari
Кесарево Кесарю
«Воздайте Кесарево Кесарю и Божье Богу» — ответ Иисуса фарисеям, спросившим, следует ли платить Кесарю (т. е. римскому императору) требуемую им плату. , Евангелие от Луки, 20, 25

Qui habet aures audiendi, audiat
Имеющий уши, чтобы слышать, да услышит, Евангелие от Матфея, 11, 15

Qui tacet – consentire videtur
Кто молчит, тот рассматривается как согласившийся
Ср. русск. Молчание – знак согласия.

Quid brevi fortes jaculamur aevo multa?
К чему нам в быстротечной жизни домогаться столь многого?
Гораций, «Оды»

Quot capita, tot sensus
Сколько голов, столько умов
Ср. Теренций, «Формион»: Сколько людей, столько мнений.

Rideamus!
Будем смеяться!

Risus sardonicus
Сардонический смех
По объяснению древних – смех, напоминающий судорожную гримасу, вызываемую отравлением произраставшей на острове Сардинии ядовитой травой.

Salus reipublicae – suprema lex
Благо государства – высший закон
Парафраза от “Благо народа пусть будет высшим законом”.

Salve, maris stella
Привет тебе, Звезда моря
Вариант начальных слов католического церковного гимна «Ave, maris stella» (IX век) – Мария считалась путеводительницей мореходов в силу ошибочного сближения ее имени (древне-еврейское Mirjam) с латинским словом mare «море».

Scio me nihil scire
Я знаю, что ничего не знаю
Латинский перевод вольно истолкованных слов Сократа.
Ср. русск. Век учись, дураком помрешь.

Si vis pacem, para bellum
Если хочешь мира, готовься к войне
Источник – Вегетий. Так же ср. Цицерон: “Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать” и Корнелий Непот: “Мир создается войной”.

Solitudinem faciunt, pacem appelant
Они создают пустыню и называют это миром
Из речи британского вождя Калгака, призывающего своих соплеменников решительно выступить против вторгшихся в их страну римлян.
Тацит, «Агрикола»

Summa summarum
«Сумма сумм», т. е. конечный итог или в общем итоге
В древности словосочетание употреблялось в значении «совокупность вещей» или «мироздание».

Suum cuique
Каждому свое, т. е. каждому то, что ему принадлежит по праву, каждому по заслугам, Положение римского права

Tarde venientibus ossa
Кто поздно приходит – тому кости, Латинская поговорка

Tempus edax rerum
Всепожирающее время
Овидий, “Метаморфозы”

Terra incognita
Неизвестная земля; перен. нечто совершенно неизвестное или недоступная область
На старинных географических картах так обозначались неисследованные части земной поверхности.

Tertium non datur
Третьего не дано; третьего нет
В формальной логике так формулируется один из четырех законов мышления – закон исключенного третьего. По этому закону, если дано два диаметрально противоположных положения, из которых одно утверждает что-либо, а другое, наоборот, отрицает, то третьего, среднего суждения между ними быть не может.

Tibi et igni
«Тебе и огню», т. е. прочти и сожги

Timeo Danaos et dona ferentes
Бойтесь данайцев, даже дары приносящих
Слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками (данайцами) якобы в дар Минерве.

Tranquillas etiam naufragus horret aquas
Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится
Ср. русск. Пуганая ворона и куста боится.
Овидий, «Послания с Понта»

Urbi et orbi
«Городу и миру»; на весь мир, всем и каждому

Usus tyrannus
Обычай – тиран

Varietas delectat
Разнообразие доставляет удовольствие
Федр, «Басни»

Veni, vidi vici
Пришел, увидел, победил
По свидетельству Плутарха, этой фразой Юлий Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле в августе 47 года до н. э. над понтийским царем Фарнаком.

Victoria nulla est, Quam quae confessos animo quoque subjugat hostes
Настоящая победа только та, когда сами враги признают себя побежденными
Клавдиан, «О шестом консульстве Гонория»

Viva vox alit plenius
«Живая речь питает обильнее», т. е. устно изложенное более успешно усваивается, чем написанное

Студенты нашей Академии учат латынь. И все эти фразы сдают наизусть.......

1. Dura lex, sed lex. – Суровый, но закон.
2. Iustitia – fundamentum regni. – Правосудие – основа государства.
3. Summum ius – summa iniuria. – Высшее право – высшая несправедливость.
4. Nemo iudex in propria causa. – Никто не судья в собственном деле.
5. Testis unus – testis nullus. – Один свидетель – не свидетель.
6. Usus est tyrannus. – Обычай – тиран.
7. Nomen est omen. – Имя – это знак.
8. Semel heres sеmper heres. – Единожды наследник всегда наследник.
9. Applicatio est vita regulae. – Применение – жизнь закона.
10. Magna neglegentia culpa est, magnа culpa dolus est. – Большая беспечность есть небрежность, большая небрежность есть умысел.
11. Ex aequo et bono. – С добром и справедливостью.\ По справедливости и добро.
12. In dubio pro reo. – Сомнение в пользу подсудимого.
13. Qui timetur, timet. – Кого боятся, сам боится.
14. Sine precio nulla venditio est. – Без цены нет продажи.
15. Naturam mutare pecunia nescit. – Деньги не могут менять природу.
16. Invito beneficium non datur. – Благо не даётся против воли.
17. Divide et impera. – Разделяй и властвуй.
18. Superficies ad dominum soli cedit. – Суперфиций переходит к владельцу земли.
19. Ius est ars boni et aequi. – Право – это искусство добра и справедливости.
20. Non solet locatio dominium mutare. – Наём не имеет обыкновения менять собственность.
21. Ipso iure. – В силу самого права./ Самим правом.
22. Tertium non datur. – Третьего не дано.
23. Contra bonos mores. – Против добрых нравов.
24. Pacta tertiis nec nocent, nec prosunt. – Договоры третьим лицам не вредят и не помогают.
25. Socii mei socius meus socius non est. – Компаньон моего компаньона не мой компаньон.
26. Pater is est quem nuptiae demonstrant. – Отец есть тот, кого брак указывает.
27. Nullus terminus falso est. – Нет границ лжи. / Лжи нет предела.
28. Eius est vеlle, qui potest nolle. – Тому подобает желать, кто может не желать.
29. Cui bono est? – Кому польза?
30. Ibi potest valere populus, ubi leges valent. – Там может иметь силу народ, где законы имеют силу.
31. Cogitationis poenam nemo patitur. – Никто не несёт наказания за мысли.
32. Confessi pro iudicatis habentur. – Сознавшиеся считаются осужденными.
33. Iudicis est ius dicere, non dare. – Судье подобает творить суд, а не создавать право.
34. Ab omni iudicio provocari licet. – По всякому судебному решению можно аппелировать.
35. Aeque in omnibus fraus punitur. –В отношении всех ложь одинаково наказывается.
36. Cui prodest? – Кому выгодно?
37. Heres, succedens in honore, succedit in onere. – Наследник, наследующий благо, наследует и тягостное бремя.
38. Ira furor brevis est. – Гнев есть кратковременное безумие.
39. Furiosus absentis loco est. – Безумный подобен отсутствующему.
40. Obligatio est iuris vinculum. – Обязательство – это узы права.
41. Male parta male dilabuntur.– Плохо нажитое плохо погибает.
42. Diligenter fines mandati custodiendi sunt.– Границы поручений соблюдать нужно.
43. Ad paenitendum properat, cito qui iudicat.– К раскаянью спешит, кто поспешно судит.
44. Abusus non tollit usum.– Злоупотребление не устраняет пользования.
45. Est res sanctissima civilis sapientia. – Наука права – наисвященнейшее дело.
46. Imperitia culpae adnumeratur. – Неопытность причисляется к вине.
47. Lex prospicit, non respicit.– Закон (…?)
48. Minus solvit, qui tardius solvit.– Меньше возвращает тот, кто возвращает медленнее.
49. In iudicando criminosa est celeritas.– В судебных делах поспешность преступна.
50. Optima est legum interpres consuetudo.– Наилучший толкователь законов – практика.
51. Pudor doceri non potest, nasci potest.– Стыду нельзя научиться, /он/ может родиться.
52. Sapere aude! – Решись быть мудрым!
53. Seditio civium hostium est occasio.– Мятеж граждан – удача врагов.
54. Reus iisdem privilegiis utitur, quibus et actor. – Ответчик пользуется теми же правами, которыми /пользуется/ и истец.
55. Semper in dubiis benigniora praeferenda sunt.– Всегда в сомнительных случаях предпочитают более мягкие /решения/.
56. Tacito consensu omnium.– Благодаря молчаливому согласию всех.
57. Tironibus parcendum est.– Новобранцев (новичков) следует щадить.
58. Ubi iudicat, qui accusat, vis, non lex valet.– Где судит тот, кто обвиняет, насилие, не закон господствует.
59. Verba cum effectu sunt accipienda.– Слова следует воспринимать по результату.
60. Tutor rem pupilli emere non potest.– Опекун вещь подопечного покупать не может.

Caesar ad Rubiconem (ЦЭЗАР АД РУБИКОНЭМ).
Цезарь перед Рубиконом (о человеке перед принятием бесповоротного решения).
Юлий Цезарь, командовавший римскими легионами в провинции Цизальпинская Галлия, принял решение захватить единоличную власть и перешел с войсками реку Рубикон, которая служила естественной границей провинции. Этим самым он нарушил закон, по которому проконсул имел право возглавлять войска только за пределами Италии. Переход Рубикона был началом войны с римским сенатом.

Caesar citra Rubiconem (ЦЕЗАР ЦИТРА РУБИКОНЭМ).
Цезарь по ту сторону Рубикона (о человеке, удачно выполнившем важное дело).

Calvitium non est vitium, sed prudentiae indicium. (КАЛЬВИЦИУМ НОН ЭСТ ВИЦИУМ, СЭД ПРУДЭНЦИА ИНДИЦИУМ).
Лысина не порок, а свидетельство мудрости.
Поговорка.

Cantus cycneus (КАНТУС ЦИКНЭУС).
Лебединая песня.
Цицерон: "...подобно тому как лебеди, получившие от Аполлона, которому они посвящены, дар пророчества, предвидят, каким благом будет для них смерть, и умирают с пением и радостью, - так же должны поступать и все добрые и мудрые". Эсхил (ок. 525-456 до н.э.):, "Она, подобно лебедю, пропела последнюю смертную жалобу" (о пленной троянской пророчице Кассандре, убитой вместе с Агамемноном).

Caritas et pax (КАРИТАС ЭТ ПАКС).
Уважение и мир.

Carpe diem (КАРПЭ ДИЭМ).
Лови день, т.е. пользуйся моментом, лови мгновения.
Девиз эпикурейства. Гораций: "Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему".

Carthago delenda est (КАРТАГО ДЭЛЕНДА ЭСТ).
Карфаген должен быть разрушен, т.е. необходимо уничтожить нестерпимое зло.

Casta est, quam nemo, rogavit (КАСТА ЭСТ, КВАМ НЭМО РОГАВИТ).
Целомудренна та, которую никто не пожелал.
Овидий: "Смело, красотки! Чиста лишь та, которой не ищут; Кто проворней умом, ищет добычу сама".

Castis omnia casta. (КАСТИС ОМНИА КАСТА).
Чистым все кажется чистым. Или: Для непорочного все непорочно.

Causa finita est (КАУЗА ФИНИТА ЭСТ).
Дело кончено.

Causa justa (КАУЗА ЮСТА).
Уважительная причина.

Cave ne cadas (КАВЭ НЭ КАДАС).
Берегись, чтоб не упасть.
По обычаю в древнем Риме позади колесницы полководца-триумфатора ставили государственного раба, который во время триумфального шествия выкрикивал эту фразу триумфатору, чтобы тот уж не слишком кичился и помнил, что он только человек, смертный, а не бог.

Censor morum (ЦЕНЗОР МОРУМ).
Блюститель нравов.

Certum, quia impossibile est. (ЦЕРТУМ, КВИА ИМПОССИБИЛЕ ЭСТ).
Верно, потому что невозможно.

Ceterurn censeo (ЦЭТЭРУМ ЦЕНСЭО).
А кроме того, полагаю; впрочем, считаю.

Ceterum censeo Carthaginem esse delendam. (ЦЕТЭРУМ СЭНСЭО КАРТХГИНЭМ ЭССЭ ДЭЛЕНДАМ).
А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен.
Слова Катона Ставшего в передаче Плутарха: "Говорят, что Катон, о чем бы ему ни приходилось говорить в сенате, прибавлял каждый раз: "А кроме того, я полагаю, что Карфаген не должен существовать". О том же рассказывал Плиний Старший: Катон, ненавидя Карфаген и заботясь о безопасности потомков, на каждом заседании сената, о чем бы ни шла речь, кричал, что Карфаген должен быть разрушен.

Circulus in probando. (ЦИРКУЛЮС ИН ПРОБАНДО).
Круг в доказательстве - логическая ошибка, которая заключается в том, что в качестве доказательства приводится то, что нужно доказать; заколдованный круг; положение, из которого нет выхода.

Clavum clavo (КЛЯВУМ КЛЯВО).
Кол колом (выбивают).
Цицерон: "Иные думают, что старую любовь надо выбивать любовью, как кол колом".
Ср. русск.: Клин клином вышибают.

Cloaca maxima (КЛОАКА МАКСИМА).
Великая клоака.
Так в древнем Риме назывался большой канал для отвода городских нечистот.

Cogitationis poenam nemo patitur. (КОГИТАЦИОНИС ПОНАМ НЭМО ПАТИТУР).
Никто не несет наказания за мысли.
Положение римского права.

Cogito, ergo sum (КОГИТО, ЭРГО СУМ).
Я мыслю, следовательно, я существую.
Принцип философии Рене Декарта (1596-1650).

Comple promissum (КОМПЛЕ ПРОМИССУМ).
Выполняй обещание.

Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur. (КОНКОРДИА ПАРВЭ РЭС КРЭСКУНТ, ДИСКОРДИА МАКСИМЭ ДИЛЯБУНТУР).
При согласии (и) малые государства (или дела) растут, при раздорах (и) великие разрушаются.
Саллюстий в "Югуртинской войне" приводит речь, с которой нумидийский царь Миципса (II в. до н.э.), чувствуя приближение смерти, обратился к своим малолетним сыновьям и к племяннику Югурте, назначенному их опекуном: "Я оставляю вам царство, которое будет прочным, если вы будете хорошими, и слабым, если вы окажетесь дурными. Ведь при согласии и малые государства возрастают, при несогласии и величайшие распадаются".

Consortium omnis vitae. (КОНСОРЦИУМ ОМНИС ВИТЭ).
Содружество всей жизни; содружество на всю жизнь.
Источник - определение брака в римском праве: "Союз мужчины и женщины, содружество всей жизни, общение в праве божеском и человеческом".

Consuetude est altera natura (КОНСУЭТУДО ЭСТ АЛЬТЭРА НАТУРА).
Привычка - вторая натура.
Цицерон:"Привычкой создается как бы некая вторая природа".
Ср.: "Привычка свыше нам дана, Замена счастию она" (А. С. Пушкин).

Contra bonos mores. (КОНТРА БОНОС МОРЭС).
Против добрых нравов; безнравственно.

Contra jus et fas (КОНТРА ЮС ЭТ ФАС).
Против права человеческого и божеского; против всего справедливого и святого.

Contra rationem (КОНТРА РАЦИОНЕМ).
Вопреки здравому смыслу.

Copia ciborum subtilitas animi impeditur (КОПИА ЦИБОРУМ СУБТИЛИТАС АНИМИ ИМПЭДИТУР).
Избыток пищи мешает тонкости ума.
Из Сенеки.
Ср. русск.: Сытое брюхо к науке глухо.

Cornu copiae (КОРНУ КОПИЭ).
Рог изобилия.
Выражение часто встречается у римских писателей. Его происхождение связано с греческим мифом о нимфе Амалтее, которая вскормила младенца Зевса молоком козы. Коза обломила свой рог о дерево, и Амалтея, наполнив его плодами, поднесла Зевсу. Став всемогущим богом, Зевс превратил вскормившую его козу в созвездие, а ее рог - в чудесный "рог изобилия".

Corruptio optimi pessima (КОРРУПЦИО ОПТИМИ ПЭССИМА).
Падение доброго - самое худшее падение.

Crambe bis cocta (КРАМБЭ БИС КОКТА).
Дважды сваренная капуста; подогретая капуста (о чем-либо надоедливо повторяющемся).
Ю в е н а л в "Сатирах", говоря о бесконечном повторении одних и тех же декламаций, писал: "убивает наставников бедных подогретая капуста". Им имелась в виду греческая поговорка "Дважды капуста - смерть".

Cras, cras, .semper cras, sic evadit aetas. (КРАС, КРАС, СЭМПЭР КРАС, СИК ЭВАДИТ ЭТАС).
Завтра, завтра, всегда завтра - так проходит жизнь.

Credite, posteri! КРЭДИТЭ, ПОСТЭРИ!
Верьте, потомки!
Из Г о р а ц и я.

Credo, quia absurdum (est) . (КРЭДО, КВИА АБСУРДУМ (ЭСТ)).
Верю, ибо это нелепо.
Парафраза слов христианского богослова Тертуллиана (ок. 160 - ок. 220): "И умер сын божий; это достойно веры, так как нелепо. И погребен он, и воскрес: это достоверно, так как невозможно".

Credo, ut intelligam . (КРЭДО, УТ ИНТЭЛЛИГАМ).
Верю, чтобы понимать.
Изречение приписывается богослову и философу Ансельму Кентерберийскому (1033-1109).

Cui bono? (КУИ БОНО?)
Кому на пользу? Кто от этого выиграет?
Цицерон ссылался на то, что знаменитый консул Кассий (127 в. до н.э.), которого народ римский считал справедливейшим и мудрейшим судьей, в уголовных процессах всегда ставил вопрос: "Кому выгодно было это?"

Cui prodest? (КУИ ПРОДЭСТ?)
Кому выгодно?

Cur, quomodo, quando? (КУР, КВОМОДО, КВАНДО?)
Для чего, как, когда?
Фрагмент риторической схемы вопросов.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме