В чем заключается одиночество базарова. Сочинение на тему Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Сочинение по литературе на тему: Трагическое одиночество Базарова

Базаров относится к поколению " новых людей ". Он - герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге - на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров - центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. "Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа", - писал автор "Отцов и детей". Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета - постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов. В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один - убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой - страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: "Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость". Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму "естественнонаучные" убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней "физиологи". А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено просто.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель русского языка и литературы Шипицина Вероника Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Нижневартовск

2 слайд

Описание слайда:

… один из тех редких романистов, который почти никогда не фальшивит. Андре Моруа С таким знанием языков, с таким обширным разносторонним образованием и развитием ума, при громадной памяти и таланте, притом с таким понимание жизни народной, до Тургенева не вступал еще в литературу ни один из русских писателей. В.П Острогорский И.С. Тургенев. Рисунок Э.К. Липгарта. 1882г.

3 слайд

Описание слайда:

И.С. Тургенев. Фотография А.И. Деньера. 1865г. Н.А. Добролюбов. Гравюра на стали. 1862г. Что же теперь создаст г.Тургенев? Н. Добролюбов. Дело было в августе месяце 1860г, - когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». И.Тургенев Этому роману Тургенев придавал очень большое значение: он хотел подвести в нем итоги всем своим разногласиям с Добролюбовым – всем спорам между либералами и демократами.

4 слайд

Описание слайда:

Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что их них выйдет, - я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать только то, что я знаю. Я выбрал последние. И.С. Тургенев (по воспоминаниям Н.А.Островской.) «Отцы и дети». Титульный лист первого издания (с посвящением В.Г Белинскому) 1862г. Мне мечталось фигура сумрачная, дикая большая, до половины выросшая из почвы, сильная злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель… И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией в канун отмены крепостного права.

5 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. На вид ему [Павлу Петрович] было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин; необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло среды замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность. И. Тургенев «Отцы и дети». Павел Петрович, может быть назван Печориным маленьких размеров; он на своем веку пожуировал и подурачился, и, наконец, все ему надоело; пристроиться ему не удалось, да этого и не было в его характере… бывший лев удалился к брату в деревню, окружил себя изящным комфортом и превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Павел Петрович Кирсанов

6 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов. Акварель П.М. Боклевского 1870г. Николай Петрович Кирсанов – человек лет сорока с небольшим; по складу характера он очень похож на своего сына, но у Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается на таком мировоззрении, которое дает пищу его воображению и приятно щекочет его нравственное чувство. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г. Николай Петрович Кирсанов. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г.

7 слайд

Описание слайда:

«Отцы и дети». Базаров. Иллюстрация П.М. Боклевского 1870г Длинное и худое [лицо Базарова], с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойствием, улыбкой и выражало самоуверенность и ум… И.С. Тургенев «Отцы и дети» Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я предал ему резкость и бесцеремонность тона… И.С. Тургенев … Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… …Рафаэль гроша медного не стоит… …Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник… Евгений Васильевич Базаров

8 слайд

Описание слайда:

Базаров «владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно» И.Тургенев Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне он скорее признает соотечественника. Вы и говорить то с ним не умеете. И.Тургенев «Отцы и дети». Из спора Базарова с Павлом Петровичем Почтовая станция. Акварель неизвестного художника. «Отцы и дети». Базаров на прогулке и деревенскими ребятами. Рисунок П.Ковалевского 1898г «Отцы и дети». Приезд Аркадия Кирсанова и Базарова. Рисунок П.Ковалевского 1898г

9 слайд

Описание слайда:

Каким же сердцем наделил Тургенев своего героя – страстным или «холодным и равнодушным»? Анна Сергеевна Одинцова Евгений Базаров Вам хочется полюбить, … а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастие Базаров «Отцы и дети» Нет, бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете… Одинцова «Отцы и дети»

10 слайд

Описание слайда:

… Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать Базаров о родителях. «Отцы и дети». Василий Иванович Базаров. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Арина Власьева Базарова. «Отцы и дети». Иллюстрация К.И Рудакова. 1946-47г Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. Ты их любишь, Евгений? Люблю, Аркадий. Они тебя так любят! Базаров – Аркадию «Отцы и дети» … Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что они сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди.. Д. Писарев

11 слайд

Описание слайда:

Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг. Старики родителе на могиле сына, картина В.Г. Перова. По мотивам романа И.С Тургенева «Отцы и дети» 1874г. - Я нужен России… нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? - Прощайте, прощайте… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Базаров «Отцы и дети». Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней … часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женой. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой. Приблизятся к ограде, припадут на колени, и долго и горько плачут… И.С.Тургенев «Отцы и дети» Я хотел сделать из него [Базарова] лицо трагическое – тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. И.С. Тургенев – К.К. Случевскому.14(26) апреля 1862г. Д.И. Писарев «Базаров» 1862г.

В романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" образ нового человека Евгения Васильевича Базарова вышел сложным, противоречивым и очень интересным. С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушились критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные крути дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу жизни, возненавидели главного героя романа. Но Базарова не приняли и в революционно-демократических кругах, к которым он принадлежал, его образ сочли карикатурой на молодое поколение.

Во многом такая оценка главного героя - заслуга автора, который сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает своего героя по достоинству, искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого, наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам, С другой стороны, в романе чувствуется, что Базаров чужд и непонятен автору. Тургенев хочет заставить себя полюбить своего героя, загореться его идеями, но безрезультатно - автор и его главный герой так и остаются по разные стороны" что и наталкивает на мысль об одиночестве Базарова.

Базаров титаничен, очень силен, но одновременно бесконечно несчастен и одинок - это, наверное, судьба многих выдающихся людей. Сам Базаров совершенно не стремится понравиться людям: по его собственному замечанию, "настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть". Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны только на поклонение и на пародирование, не претендуя на большее, а это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Противостоять бурному натиску Базарова решается лишь Павел Петрович Кирсанов, принципы которого вечны и незыблемы. Свои духовные ценности, исторические корни и уклад жизни Павел Петрович впитал еще в детстве. В своих спорах с Базаровым Павел Петрович отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую другой он просто не представляет, и это придает ему сил в схватке с "титаном", который в этой схватке может противопоставить только себя, свою могучую личность.

Тургенев постоянно напоминает читателю, что Базаров - не чудовище, не злой гений, а, прежде всего, несчастный одинокий человек и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. Уязвимость Базарова проявляется в отношениях с Одинцовой: он подсознательно ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что в первую очередь он сам ее отрицает. Одинцова ждет от Базарова зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых, наоборот, не мыслит себя Базаров, который не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. Эти идеалы для него недоступны, он мучается от их отсутствия, не давая себе в этом отчета. Будучи прагматиком, Базаров должен все "потрогать" и "прощупать".

В этом замкнутом круге мечется одинокий и отчаявшийся Базаров. Он очень противоречив: он отрицает романтизм, являясь по своей сути романтиком; отрекаясь от родителей, от "глупой жизни отцов", в порыве откровения признается Аркадию в своей любви к ним; делая все для благополучия родины, он задается вопросом: "Нужен ли я России? Нет, видно не нужен". Даже такой сильной и независимой личности, как Базаров, страшно и тяжело чувствовать себя в этом замкнутом круге противоречий. Ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность и ненужность прожитой жизни, ведь исправить уже ничего нельзя.

Но Базаров достаточно умен, чтобы, пусть и перед смертью, признать ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью - значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую так материалистически воспринимал при жизни: "Я умру, и из меня лопух расти будет", "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой сильный человек, как Базаров, кажется маленькой песчинкой.

В этом и заключается его трагическое одиночество: он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. И после смерти он остается по-прежнему одинок.


Евгений Базаров - молодой человек, убежденный нигилист. Основная позиция его жизни - отрицание. Он человек глубокого ума, человек науки. Евгений с презрением относится к любым проявлениям человеческих чувств, считая это "непростительной дурью". В Романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров имеет несколько приятелей, соратников, придерживающихся вместе с ним теории нигилизма.

Говоря "мы", он подразумевает чью-то поддержку со стороны, и все же, Базаров в каком-то роде одинок.

Трудно сказать, что именно повлияло на формирование характера Евгения Базарова и становление его личности. На мой взгляд, стоит обратиться к тому времени, когда родители закладывали в него понимание основ жизни. Базаров прошел суровую жизненную школу, рос самостоятельным, и имел достоинство никогда не просить денег у родителей, считая это низким. С детства он держал родителей на расстоянии, не подпуская их слишком близко к себе, не открывая перед ними душу. Хотя, конечно, и любил их, выражал тем самым заботу.

Базаров имеет высокое самомнение - вполне оправданно. Он одинок в обществе обычных, не интересных ему людей. Среди тех, кто тратит свою жизнь на пустое, на искусство, ему скучно. Так же как среди тех, кто сочиняет для себя трагедии, стойко переносит их, веря в свои силы, и после гордится собой. Скучно и тоскливо ему и среди тех, кто живет и думает только о чувствах, что чаще давно утерянных. Евгений же считает себя выше этого. Определив единственно верный вектор дальнейшей жизни - науку, он двигается по выбранному направлению, не растрачиваясь на суету. Возможно, ему бы хотелось идти по жизни не в одиночку, иметь верного соратника, такого же глубоко убежденного нигилиста.

Вот, что говорит он сам по этому поводу:" Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". Не исключено, что в лице Одинцовой он разглядел этого соратника. Но вряд ли он думал именно так, когда им овладели чувства.

Одинцова - единственный человек, перед которым он был готов открыться, он пренебрег всеми своими убеждениями ради неё. Стоило Анне Сергеевне ответить ему взаимностью, и кто знает, возможно, Базаров бы изменился до неузнаваемости, стал бы семьянином и читал бы по вечерам детям сказки А.С. Пушкина. В этом случае Евгений являлся бы теперь прототипом Николая Петровича. К счастью или к сожалению, этого не произошло. Она его отвергла, и он обжегся. Базарову пришлось снова убедиться в бесполезности любовных чувств, но вновь отрицать их он уже не мог.

Подводя итог, хочется сказать, что Базарову комфортно и естественно находится в обществе самого себя и науки, при этом не страдая от одиночества.

Обновлено: 2017-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Сочинения по литературе: Трагическое одиночество базарова

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!..

Болезнь Базарова сделана так сильно,

Что я ослабел, и было такое чувство, как

Будто я заразился от него.

А. П. Чехов

В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался в условиях социального конфликта, смены одного строя другим. В этом герое отразились все положительные и отрицательные черты представителя прогрессивной молодежи, в нем мы видим торжество нового, только зарождающегося, над старым, уходящим. Однако в образе мы отчетливо видим также и трагедию человека, Базарова, который еще не полностью осознает все ошибки и заблуждения новой идеологии.

Уже с первого знакомства с героем мы видим, что это сложная, во многом противоречивая натура. Этот внешне самоуверенный человек, на самом деле не так прост и однозначен. В его груди бьется тревожное и уязвимое сердце. Он довольно резок в своих суждениях о поэзии, любви, философии. Базаров все это отрицает, но в его отрицании чувствуется какая-то двойственность, как будто он не совсем искренен в своих оценках. И ближе к завершению романа мы увидим, что так оно и есть. Герой сам поймет и раскается в своих заблуждениях, откроет самому себе свою истинную натуру.

А пока перед нами убежденный нигилист, все отрицающий, кроме точной науки и проверенных фактов. Искусство он не принимает, считая его болезненным извращением, чепухой, романтизмом, гнилью. Такой же романтической чепухой видится ему и духовная утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота! - говорит он. - Мы, физиологи, знаем, какие это отношения...». Односторонен и, бесспорно, ошибочен его взгляд на природу, как на мастерскую. Таким образом, вот каким выступает мировоззрение тургеневского героя: нет любви, а есть лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химических процессов единого вещества. Отрицая романтическое отношение к природе, как к храму, Базаров попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он завидует муравью, который имеет право «не признавать чувство сострадания, не то, что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания он склонен считать слабостью, отрицаемой естественными законами природы.

Однако правда жизни такова, что кроме физиологических законов существует природа человеческого, одухотворенного чувства. И если человек хочет быть «работником», он должен считаться с тем, что природа на высших уровнях все-таки «храм».

Мы видим, как постепенно отрицание Базарова наталкивается на могучие силы красоты и гармонии, художественной фантазии, любви, искусства. От них герою никуда не деться, он уже не может игнорировать их существования. Его приземленный взгляд на любовь развенчивается романтической историей любви Павла Петровича к княгине Р. Пренебрежение искусством, мечтательностью, красотой природы сталкивается с противостоянием размышлениям и мечтаниям Николая Петровича. Базаров смеется над всем этим. Но таков закон жизни - «над чем посмеешься, тому и послужишь». И эту чашу герою суждено испить до дна.

Трагическое возмездие приходит к Базарову через любовь к Одинцовой. Это чувство раскалывает его душу на две половины. С одной стороны, он остается убежденным противником романтических чувств, отрицателем духовной природы любви. С другой стороны, в нем просыпается одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он теперь уже начинает осознавать, что его служение прежним принципам оказывается слепым; что жизнь, на самом деле, гораздо сложнее того, что знают о ней физиологи. Уроки любви повлекли тяжелые последствия в судьбе героя. Его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь потерпели крушение. С их позиций он не мог разгадать две основные загадки, возникшие перед ним: загадку его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем он предполагал, и загадку окружающего мира. Его неодолимо потянуло к высшим проявлениям жизни, к ее тайнам, к звездному небу над головой.

Трагичное положение Базарова еще больше усугубляется в родительском доме, где его замкнутости и холодности противостоит огромная сила беззаветной, искренней родительской любви. И мечтательность, и поэзия, и любовь к философии, и сословная гордость - все то, что Базаров усматривал как проявление аристократической праздности, предстают пред ним в жизни его плебея-0тЦа. А значит, и поэзия, и философия оказываются вечным свойством человеческой природы, вечным атрибутом культуры. Герою уже не убежать от обступивших его вопросов, не порвать живые связи с жизнью, окружающей и проснувшейся в нем самом. Отсюда и его трагический конец, в котором видится что-то символическое: смелый «анатом» и «физиолог» русской жизни губит

Себя при вскрытии трупа мужика. И только смерть дает ему выход из трагического одиночества, она словно искупает ошибочную односторонность его жизненной позиции.

Таким образом, Тургенев в своем романе дает ясно понять, что трагизм Базарова - в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме