В мире художественных фантасмагорий босха презентация. В мире фантасмагорий босха. Биография Иеронима Босха

ИЕ Р О Н И́ М БОСХ
(При рождении Ерун Антонисон ван Акен)
Нидерландский художник, один из крупнейших
мастеров Северного Возрождения, считается
одним из самых загадочных живописцев в
истории западного искусства.

Родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван
Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Поскольку о
становлении Босха как художника ничего не известно,
предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил
в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые
разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но
также золочение деревянной скульптуры и даже
изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец»,
как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по
сокращённому названию своего родного города (Den Bosch).
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В
1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную
мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve
Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе
в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер
Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила
из богатой купеческой хертогенсбосской семьи. Благодаря этому
браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного
города. Детей у них не было.

В архивных документах имя Босха упомянуто
несколько раз: ему, как живописцу, поручались
разнообразные заказы, начиная от оформления
праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и
заканчивая написанием
створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
Иоанна (1489 картина утрачена) или даже
модели канделябра. В той же капелле было совершено и
отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 года.
Торжественность проведения этого обряда подтверждает
теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
В честь 500-летия с дня рождения Иеромина Босха, в
Нидерландах запускается проект, который носит
международный статус - "Босх 500". В рамках этой
акции будет проведен ряд мероприятий.

Искусство Босха всегда обладало громадной
притягательной силой. Прежде считалось, что
«чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь
забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем
гротескным фигурам, которые мастера
итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве
Босха заключён куда более глубокий смысл, и
предприняли множество попыток объяснить его
значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни
считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века,
извлекавшего свои невиданные образы из
глубин подсознания. Другие полагают, что искусство
Босха отражает средневековые «эзотерические
дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию.
Третьи стараются связать художника с различными
религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной
живописи, при котором первые мазки создают окончательную
фактуру. Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и
отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений
Босха подписаны. История не сохранила оригинальных
названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Известные нам названия закрепились за картинами по
каталогам.

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён
греху сладострастия - Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха
доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали
исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день
толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о
значении картины развиты в XX веке.
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно
приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое
воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее
очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную
идею через множество деталей.

Центральная часть

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На левой створке триптиха изображён Бог,
представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном
и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному
трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где
с райским спокойствием движутся загадочные фигуры

Левая створка изображает последние три дня сотворения
мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых
существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и
мифических зверей наподобие единорога. В центре
композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое,
розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический
табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в
тине драгоценные камни, так же как фантастические звери,
вероятно, навеяны средневековыми представлениями об
Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев
со времён Александра Македонского. Существовало народное
и достаточно распространённое поверье о том, что именно в
Индии находится утраченный человеком Эдем.
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего
допотопный мир, изображена не сцена искушения или
изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их
соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только
что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на
это создание со смешанным чувством удивления и
предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих
картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы
и воплощённого Слова Бога.

Левая створка

ЛЕВАЯ СТВОРКА

В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные
образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток
и чудовища, порождённые его фантазией.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

ПРАВАЯ СТВОРКА («МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД»)

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями,
адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит
испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные
хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь
призму её тщеты и образы земной любви, другие - торжество
сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное
отношение к этому произведению со стороны церковных властей
заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть
прославление телесных наслаждений.
Сад земных наслаждений - это изображение Рая, где упразднён
естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и
сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих
нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным
его произведением: в созданной им символической панораме
христианские аллегории смешиваются с алхимическими и
эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные
гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и
его сексуальных склонностей.
Федерико Дзери

«Валютные отношения стран СНГ» - Интенсивность внешней торговли. Эконометрическая модель: Результаты оценки: Размер экономики. Рисунок 1 Волатильность обменного курса. С. Дробышевский Д. Полевой П. Трунин. Основные выводы и рекомендации по экономической политике. Рисунок 6 Показатели развития финансового сектора в странах СНГ. Основные выводы и рекомендации по экономической политике (продолжение).

«Флаги СНГ» - Оба изображения белого цвета. Зелёный цвет - цвет обновления природы. Снизу расположен венок из колосьев пшеницы и ветвей дуба. Полосы (голубого, зелёного и красного цвета) расположены горизонтально. Внутри солнечного диска красным цветом изображён тюндюк киргизской юрты. Голубой цвет на флаге - символизирует чистоту, стремление к высокой нравственности.

«Содружество независимых государств» - Совет глав правительств. В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя. Уставные цели и направления деятельности СНГ. Итого 12 республик из 15 . Российская Федерация. Назовите руководящие органы СНГ Президент Кыргызской республики? Таджикистан.

«Сотрудничество в рамках СНГ» - Президентом Азербайджанской Республики является Алиев Ильхам Гейдарович. Туркменистан. Положение об эмблеме Содружества Независимых Государств. Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич. Тема: Единый урок, посвященный Содружеству Независимых государств. Председатель Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ (Миронов Сергей Михайлович).

«Сотрудничество в СНГ» - Система управления программой. Структура Программы. Республика Таджикистан Академия наук Республики Таджикистан. Республика Казахстан АО «Национальный инновационный фонд». Национальные государственные заказчики Программы. Основание для разработки Программы. Подпрограмма «Регулирование» Межгосударственное регулирование инновационной деятельности.

«Содружество государств» - До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ. Евразийское экономическое сообщество. Единое экономическое пространство. Международные отношения в условиях современного мира. За бортом остались только республики Прибалтики. Центрально-Азиатское сотрудничество. Общая информация. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц.

Всего в теме 1126 презентаций


Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно- сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.Босх


Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других худо ж ников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония.


Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, несомненно, в результате специфического назначения доски, на которой она написана. Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе. Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.


На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. В конце своего творческого пути Босх создает несколько вариантов «Искушения святого Ан подготовительных рисунков как к известным, так и неизвестным нам композициям. Антоний для нечистой силы - вне досягаемости. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Человек, не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, об аскезе, отказе от мирских благ и от мира как такового, и тот должен почувствовать настрой святого. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?


Иероним Босх. Ад. Правая створка триптиха Сад земных наслаждений. Около Прадо. Мадрид.


Иероним Босх. Воз сена. Дерево, масло. Прадо. Мадрид. Главные шедевры Босха большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена». Обыкновенный воз сена на фоне фантастического пейзажа торжественно и неумолимо движется к конечной цели Аду. Старая голландская пословица гласит: «Мир это воз сена, каждый старается урвать с него, сколько сможет».


Иероним Босх. Корабль дураков. Около Лувр. Париж. Иероним Босх () в начале своего творческого пути писал жанрово- аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написанные в детализированной живописной манере нидерландских художников. Картина «Корабль дураков» полна очевидной и неявной символики. Чревоугодие, потакание собственным слабостям, вожделение составляют букет пороков.

Презентация на тему "Иллюзии и интерпретации Иеронима Босха " по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников представлены картины и обсуждается творчество художника Иеронима Босха. Автор презентации: Фесенко Александр Оттович, учитель изобразительного искусства.


Фрагменты из презентации

Босх Хиеронимус ван Акен, (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях сочетал изощренную средневековую фантастику с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Иллю́зия

(лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления.

Интерпретация

индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.

  • Есть повод говорить, даже по прошествии пяти сотен лет, об особом взгляде Босха на жизнь и действительность.
  • Он стоит особняком не только среди современников и сограждан, но и в целом, значит мы имеем дело с гением.
  • Слово иллюзорное вряд ли подходит в этом случае, но найти более подходящее не удается. Босх интерпретирует жизненные картины на своих полотнах жестоко и точно. И мы видим что это верно.
  • Несение креста. 1516.
  • Увенчание терновым венком.1490е – 1500е.
  • Корабль дураков. 1490е-1500е.
  • Блудный сын. 1503.
  • Воз сена. 1500-1502.
  • Человек-дерево в пейзаже
  • Искушение Святого Антония
  • Монстры
  • Святой Антоний.1500.
  • Вознесение. 1504.
  • Несение креста. 1515-1516.

Еру́н Анто́нисон

ван А́кен Босх

Нидерландский художник

эпохи Северного Возрождения.

Разнообразные заказы, начиная

от оформления праздничных

шествий и обрядовых таинств

Братства и заканчивая написанием

створок алтаря для капеллы

Братства в соборе св. Иоанна

или даже модели канделябра.

Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями. 25 картин и 8 рисунков- наследие этого художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! Карел ван Мандер

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи

лестница - путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;

перевёрнутая воронка - атрибут мошенничества или ложной мудрости;

ключ - (познание), часто по форме не предназначенный для открывания;

отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;

стрела - символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела.

сова - в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

черные птицы - грех

Верблюд символизирует собой, прежде всего, неприхотливость и выносливость.

Искушения св. Антония.

Блаженные и

проклятые

  • Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным». Закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что такое врачевание - шарлатанство. На картине извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

«ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ»

«Семь смертных грехов»

Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:

1.Гордый взгляд

2.Лживый язык

3.Руки, проливающие невинную кровь

4.Сердце, кующее злые замыслы

5.Ноги, быстро бегущие к злодейству

6.Лжесвидетель.

7.Сеющий раздор между братьями

«Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»

«СЕ ЧЕЛОВЕК»

Традиционные символы зла - сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, - призваны усилить безысходную мрачность сцены. На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе. На балконе одного из домов появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте - как знак «неверных» - символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа – ЭТО мусульмане, которые в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.

« СВЯТОЙ ХРИСТОФОР»

Считался защитником от эпидемий. На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор

служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек,

карабкающийся по ветке к пчелиному улью - традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, виден объятый заревом город.

«Блудный сын»(«Путник»,«Странник»)

В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь - странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям.

«НЕСЕНИЕ КРЕСТА»

важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души.

«Смерть распутницы» «Воз сена»

Использованные материалы

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Босх Иероним

2. http://allpainters.ru/bosh-ieronim.html -Иероним Босх: жизнь и творчество художника

3. http://hieronim.ru/

4. http://smallbay.ru/bosch.html -Картины и биография Иеронима Босха

5. http://lioubasmir.livejournal.com/4578.html -Мистический художник Иероним Босх

6. http://opisanie-kartin.com/bosx-ieronim/ -описания картин Босха

Презентацию создала

Авилова Наталья Петровна,

учитель истории и МХК

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...