Верхошижемская централизованнаябиблиотечная система. Библиотеки историко-краеведческих музеев Научная музейная библиотека о деятельности

Дорогие коллеги!

Продолжаю систематизировать материал о музейной деятельности библиотек. Сегодня приведу примеры попыток классифицировать данное направление деятельности.

Библиотеки и музеи выполняют общие социальные функции (мемориальные, коммуникационные, информационные) и задачи (сбор, обработка, изучение, хранение, демонстрация). Поэтому вполне закономерно соединение двух разных по содержанию фондов и организации деятельности учреждений в единую информационную структуру. Появление элементов музейной деятельности объясняется тем, что привычное представление о библиотеке или музее как консервативном компоненте культуры, хранилище памяти предметов, уходит в прошлое. Библиотеки и музеи обладают потенциалом для создания общих баз данных, облегчающих пользователю поиск достоверных сведений.

Мотивация к применению музейных форм и методов деятельности:

Профессиональные мотивы: осознание ценности библиотечной профессии, новых возможностей библиотеки, стремление подтвердить социальную значимость, активная имиджевая политика;

Личные мотивы: личностная активность библиотекаря, его творческие способности, которые проявляются в авторской концепции экспозиции, выставки, в использовании оригинальных форм и методов работы.

Вышеперечисленные причины, по которым библиотеки обращаются к музейной деятельности, приводят к разнообразию ее результатов. Особенности музейной работы библиотекари адаптируют к условиям своих учреждений и получают новое качество библиотечных услуг.



На данный момент кандидат педагогических наук Юлия Анатольевна Демченко, сотрудник Еткульской ЦБС Челябинской области в рамках своей диссертации предлагает свой вариант классификации библиотек , осуществляющих музейную деятельность:

- по структуре:

*библиотеки с музейным отделом

*библиотеки, не имеющие музейного отдела;

- по степени функционирования:

*библиотеки-музеи,

*музеи-библиотеки,

*библиотеки с библиотечным музеем,

*библиотеки с мини-музеем;

-по форме:

*библиотеки, непосредственно участвующие в работе музеев, не входящих в их состав,

*библиотеки, сотрудничающие с музеями,

*библиотеки, организующие библиотечно-музейные выставки

Элементы музейной деятельности в настоящее время активно используются в работе большей части библиотек. Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием экспозиции, посвященной какому-либо определенному человеку — ученому, писателю, поэту, артисту. Фонд музея будет содержать: книги, сборники трудов данного автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об авторе из журналов и газет; награды.

Как правило, библиотекам присваиваются «громкие» имена знаменитых классиков, память которых увековечивают государственные мемориальные музеи. При всем желании сотрудникам библиотеки бывает нелегко приобрести какие-либо подлинные экспонаты, связанные с жизнью знаменитого писателя (это обязательный элемент музея). Но библиотека может собрать весь репертуар выдающегося деятеля, ретроспективные и современные публикации о нем, создать свою информационную базу. Конечно, в библиотеке должна постоянно действовать выставка, посвященная конкретному деятелю.

Не только публичные, но и национальные и вузовские библиотеки обращаются к внедрению элементов музейной деятельности. Это связано с поиском новых направлений и форм реализации научной деятельности, повышением активизации профессиональной деятельности сотрудников, актуализацией просветительской и воспитательной функций библиотеки. Например, библиотека, создающая музей вуза или музей библиотеки, является организатором изучения истории высшей школы и библиотечного дела в своем регионе, что можно рассматривать как часть краеведческой работы.

В наиболее крупных библиотеках, нередко обладающих уникальными собраниями документов, включая рукописи и книжные памятники, появляются музейные экспозиции, посвященные истории письменности и книгопечатания, как, например, Музей книги в Российской национальной библиотеке.

Главный библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской республики О. Г. Колесникова в аналитической справке в зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций выделяет некоторые их типы и виды. Прежде всего, разграничивает такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке».

Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе).

Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода , Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры.

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это музеи книги , отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Музеи истории библиотечного дела по своему содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания, Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.

Музеи истории отдельных библиотек

Культурная миссия библиотеки состоит в передаче из поколения в поколение накопленных человечеством знаний. Но и сама библиотека является феноменом культуры, знания о котором необходимо хранить и приумножать. В качестве примера библиотечных музеев данного типа можно назвать Музей истории РГБ, Музей истории Библиотеки РАН, Музей истории Межпоселенческой центральной библиотеки им. И. И. Лажечникова (г. Коломна, Московской обл.).

Персональные музеи

Множество российских библиотек носят имена выдающихся деятелей культуры, искусства, науки и т. д. В таких библиотеках часто создаются музейные экспозиции, посвященные людям, чьи имена они носят. Именно вокруг биографии, творческой или научной деятельности этого лица выстраивается мемориальный комплекс, профилированный книжный фонд, направления и методика работы, а также традиции библиотеки.


В 1998 г. решением топонимической комиссии администрации города Санкт-Петербурга библиотеке-филиалу № 5 Невской Централизованной библиотечной системы было присвоено имя русского поэта Николая Рубцова. В том же году в ней была разработана целевая программа «Возрождение духовности», которая предусматривала установление партнерских отношений с Союзом писателей России, Рубцовским центром и литературными объединениями, а также создание литературного музея «Николай Рубцов: стихи и судьба» . В экспозиции воссоздан интерьер пионерской комнаты Никольского детского дома Вологодской области, где Н. Рубцов воспитывался, и интерьер библиотеки детского дома, где собраны книги довоенных и военных лет, которые мог читать будущий поэт. Всего фонд музея насчитывает более 3000 экспонатов. Библиотека собрала почти все сборники стихов поэта – как прижизненные, так и изданные после его гибели. Эксклюзивны экспонаты в экспозициях: рукописи, машинописные листы, автографы поэта, первый вариант машинописно-рукописного сборника его стихов «Волна и берег», редкие издания его книг; произведения искусства (живописные полотна по мотивам рубцовской лирики, скульптурные портреты Н. М. Рубцова); мемориальные вещи и др. Библиотека собирает и публикации, посвященные жизни и творчеству поэта. Особенно ценными являются воспоминания людей, знавших и друживших с Н. Рубцовым. Библиотека располагает исследованиями творчества поэта не только российских, но и зарубежных авторов.

Основная цель организации историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов, населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все другие.

Виртуальные музеи – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок, коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков» ), Костромской УНБ (музей А. Ф. Писемского ), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Станислава Золотцева ), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru» ).

Используя в работе элементы музейной деятельности, библиотеки трансформируются и формируют новый творческий стиль и библиотечный имидж, более привлекательный для пользователей, повышая тем самым свой социальный статус и в целом способствуя поступательному развитию отечественной культуры. Возрастание роли музейной составляющей в деятельности библиотек во многом объясняется неформальным творческим подходом библиотечных специалистов. Организовать музей при библиотеке указом «сверху» невозможно – это не предусмотрено типовым штатным расписанием. Музеи создаются преимущественно по личной инициативе библиотекаря. Если сами сотрудники будут увлечены идеей создания музея в своей библиотеке, если они ради этой идеи добровольно возьмут на себя дополнительную нагрузку, сумеют привлечь к организационной работе местную администрацию, читателей, жителей – только в этом случае музей в библиотеке может состояться.


Литература

В начале нового XXI века человечество стремится осмыслить свой исторический путь, определить перспективы исторического развития. В связи с этим особое значение приобретает сохранение культурных ценностей. Значительная часть культурного наследия аккумулируется в музеях. Изменение взгляда на роль и значение музея в развитии города и региона обусловило восприятие музея как важного фактора развития туризма, формирования положительного имиджа региона, как центра патриотического воспитания молодёжи.

В данном контексте закономерно возникает проблема определения целей и содержания деятельности главных подразделений музея. К таковым относится и музейная библиотека, без которой сегодня немыслимо успешное функционирование как крупного, так и малого музея.

Библиотеки историко-краеведческих музеев России имеют долгую и интересную историю формирования их уникальных коллекций. Организация большинства музейных библиотек происходила одновременно с основанием музеев в период середины XIX - начала ХХ веков. В формировании библиотечных фондов принимали участие крупные российские музеи, образовательные учреждения, местные отделения Русского Географического общества, Ученой Архивной комиссии, общества археологии и этнографии, наиболее известные и уважаемые губернские и городские общественные деятели, представители власти и бизнеса (купцы, владельцы крупных промышленных предприятий), деятели культуры и искусства.

Основные задачи библиотеки тесно взаимосвязаны с главными функциями музея как социального института. Выполнение библиотекой музея своей миссии возможно лишь при её включении в общекультурные процессы музея, выявлении особых, специфических функций, характерных именно для неё.

Поскольку музейная библиотека не является самостоятельным структурным подразделением, а входит в состав музея, то требуется рассмотрение функций самого музея.

Термин «краеведческий музей» появился в 20-е годы ХХ века. Именно к этому времени окончательно сформировалось краеведческое движение в стране. Современная формулировка понятия объединяет краеведение и историю, поэтому музеи называются историко-краеведческими. Согласно определению, которое имеется в литературе, это такие музеи, собрания которых документируют различные стороны жизни (природные условия, историческое развитие, экономику, быт, культуру) конкретного региона или населенного пункта, составляют часть его природного и культурного наследия. Специфика краеведческих музеев заключается в их комплексном характере. В коллекциях музеев данного типа представлены источники всех видов по разным отраслям знания. Деятельность краеведческих музеев связана с комплексом научных дисциплин (естественных, гуманитарных, технических).

Музееведческие исследования, практика музейной деятельности относят к числу основных функций российского музея следующие: комплектование, хранение, научное описание, которые реализуют сотрудники отдела фондов; экспонирование, образование и воспитание посредством экскурсионного обслуживания посетителей, подготовку издательской продукции, которые выполняют сотрудники экскурсионно-массового и выставочного отделов. Работа музейной библиотеки нацелена на реализацию основных функций музея как социокультурного учреждения.

В соответствии с общепринятой классификацией библиотека музея относится к типу специальная (научная) библиотека или. Базовыми характеристиками для отнесения библиотек к данному типу являются: ведомственная принадлежность, тематическое ядро фонда, характер информационного обслуживания и структура пользовательской аудитории. В литературе имеется определение музейной библиотеки как научно-вспомогательного подразделения, обеспечивающего основную деятельность музея.

Библиотека историко-краеведческого музея определена как научный отдел, который содействует деятельности музея через реализацию исследовательской, когнитивной и интерпретационной функций.

Построение функциональной структуры библиотеки историко-краеведческого музея конкретизируется одновременно с нескольких точек зрения: с позиции множественности концепций функциональной структуры библиотек в современном библиотековедении; с точки зрения деятельности музея как определяющего фактора развития библиотеки, а также в аспекте анализа роли и места музейной библиотеки в современном информационном пространстве региона. Это достигается лишь при введении функционального принципа, который предполагает анализ социальных деятельностных систем и их функционирования в целом и в отдельных элементных проявлениях.

Функциональная структура библиотеки историко-краеведческого музея зависит от формы существования книжного фонда в музее. В тех музеях, в которых книжный фонд является подотделом отдела фондов музея, наиболее важными функциями для данной структуры являются кумулятивная и мемориальная. Это соответствует концепции музейной деятельности в целом и деятельности отделов фондов, в частности.

Другая форма существования книжного фонда в музее - это самостоятельное структурное подразделение - научная библиотека музея, в деятельности которого основные функции дополняются коммуникативной функцией. Это полностью соответствует сути библиотеки как социального института независимо от ведомственной принадлежности. Именно коммуникативная функция отличает библиотеку музея от подотдела книжных фондов. Соответственно, имеются различия в нормативно-правовом регулировании деятельности библиотеки музея и подотделов книжных фондов. Типового положения о библиотеке музея на сегодняшний день не существует, поэтому сотрудники музейных библиотек разрабатывают нормативно-правовую документацию, ориентируясь на федеральное законодательство в области библиотечного и музейного дела.

В нормативно-правовой документации, разработанной руководителями музейных библиотек России и США, общим моментом деятельности в них является четкое разделение групп пользователей по приоритету обслуживания: правом первоочередного обслуживания пользуются сотрудники музеев, для «внешнего» пользователя оговариваются особые условия.

Кумулятивная, мемориальная и коммуникативная функции определены в литературе как общебиблиотечные, то есть свойственные всем библиотекам, но в структуре деятельности музея они приобретают специфические черты. На основе функционального подхода выявлены особенности реализации кумулятивной функции в музейной библиотеке.

Для этого был произведен анализ деятельности библиотек историко-краеведческих музеев по следующим позициям: формирование фондов музейных библиотек; количественный состав фонда; особенности качественного состава фонда; критерии отбора документов; использование сегментов документного рынка.

Согласно документам, регламентирующим деятельность музейных библиотек, предметную область комплектования определяют совместно с научным советом музея. На первое место в процессе комплектования выходят не столько полнота комплектования, сколько задача отбора документов. Основными критериями отбора являются их соответствие профилю работы музея, а также научная, историческая, художественная, экспозиционная ценность документа, его практическая значимость, степень его соответствия профилю фонда, задачам библиотеки и потребностям пользователей. Состав фонда музейной библиотеки и выполняемые им функции определяются исторически сложившейся спецификой и актуальным состоянием истории как науки, что диктует введение новых видов носителей информации. Эти аспекты находят отражение в типах и видах документов, отбираемых для хранения: местные издания на всех видах информационных носителей; изобразительные материалы (эскизы проектов экспозиций, карточки почтовые, фотографии, альбомы, афиши, открытки); выставочные буклеты; каталоги выставок и аукционов; определители. На основе выявленных закономерностей и общих моментов в истории музейных библиотек, а также функционирования фонда сформулированы современные тенденции комплектования фондов библиотек историко-краеведческих музеев: максимальное комплектование особо значимых специальных разделов, соответствующих музейным коллекциям; расширение тематического и видового диапазонов комплектования в связи с введением новых направлений музейной работы; разграничение деятельности по комплектованию с другими родственными учреждениями, что, в конечном итоге, повышает эффективность и качество комплектования фондов музейных библиотек.

Во многих музейных библиотеках имеются фонды редких книг, поэтому мемориальная функция для музейных библиотек имеет особое значение. В процессе ее реализации происходит выделение отдельных коллекций из общего фонда редких книг, в частности, коллекции рукописей и рукописных книг, первопечатные книги, издания, напечатанные церковнославянским и гражданским шрифтами, книги с владельческими надписями, коллекции авторских переплетов, обложек, экслибрисов, суперобложек, иллюстраций и других элементов книги. Этот процесс зависит, в том числе, от тематики научных исследований сотрудников музея. Реализация мемориальной функции включает также мероприятия по консервации и реставрации особо ценных изданий, создание оптимальных условий для хранения книг, обеспечение безопасности и защита от хищений, создание фонда страховых копий.

Смысл деятельности библиотеки состоит не только в приобретении и сохранении документного фонда, но и предоставления его пользователю. В этом состоит сущность коммуникативной функции. Анализируя особенности реализации коммуникативной функции в библиотеке историко-краеведческого музея, необходимо отметить выдвижение на первый план определение состава пользователей и их информационных потребностей.

Пользователями библиотеки музея являются в первую очередь научные сотрудники музея (в эту категорию включены также сотрудники муниципальных музеев). Для полноценного выполнения своих должностных обязанностей они нуждаются в информационном обеспечении выставочной, хранительской, научно-исследовательской, реставрационной, просветительской, экскурсионной и других видов деятельности музея. Далее по степени важности следует информация по вопросам краеведения, необходимая для концептуального обоснования экспозиций и выставок, научного описания музейных предметов, этикетажа экспонатов в экспозиции; отечественная история; затем следуют актуальные научные документы и информация по естественным наукам.

В состав читателей входят «внешние» пользователи, не являющиеся сотрудниками музея, но имеющие информационные потребности, которые могут быть удовлетворены именно в музейной библиотеке, выполняющей специфические функции. Это студенты высших учебных заведений, аспиранты, учащиеся средних школ. В последние годы появились новые категории - журналисты, частные коллекционеры, исследователи-краеведы, работники кино и телевидения. Работа «внешних» пользователей имеет в своей основе стремление получить справочные данные по интересующему их вопросу или дополнить уже имеющуюся информацию. Музейная библиотека, удовлетворяющая информационные потребности «внешних» пользователей, своей деятельностью влияет на формирование положительного имиджа музея как учреждения, открытого для всех категорий пользователей.

Происходит увеличение пользователей в рамках категории «посетители музейной экспозиции», для которых наиболее важными являются научно-популярные книги и статьи, позволяющие им удовлетворять познавательные потребности.

научный библиотека музей заповедник

Одним из ведущих направлений в деятельности библиотек Верхошижемского района является краеведческая работа, главной задачей которой является сохранение культурного и исторического прошлого родных мест.

Приобщение к народным традициям, к истокам культуры важно для сохранения исторической памяти поколений. Во многом способствуют этому создаваемые на базе библиотек уголки и мини-музеи народного быта.

Нельзя не упомянуть и то, что в музеи ходят далеко не все. А библиотека всегда рядом, и посещают её люди всех возрастов и профессий.

Создание уголков народного быта или мини-музеев – это очень кропотливая работа. Важно не только собрать экспонаты, но их надо и разместить, и создать такую обстановку, чтобы она привлекала посетителей.

Библиотека-музей – это инновационное направление в развитии библиотечного обслуживания населения.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту.

Прошлое и настоящее края, села, своей семьи, опыт предков, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это мы должны сохранить. А поможет – музейная работа, даже при простой сельской библиотеке.

В Верхошижемской централизованной библиотечной системе мини-музеи есть в Калачиговской сельской библиотеке-филиале и музейная комната в Косинской сельской библиотеке-филиале.

С 2014 г. при библиотеке начал свою работу мини-музей «Я помню! Я горжусь!», в Калачиговской сельской библиотеке-филиале , который значительно активизировал патриотическую работу среди подрастающего поколения в деревне. Стали чаще проводится встречи с населением, тружениками тыла, школьниками. Стало традицией проведение часов мужества, встреч с интересными людьми, местными умельцами.

Проведена работа по сбору данных о жителях деревни, о самой деревне, о поселении. Большую помощь в оформлении мини-музея оказал бывший глава Калачиговского поселения – Уланов Василий Николаевич.

Тесно сотрудничая со своими читателями, Лидия Павловна сделала вывод, что возрос интерес жителей к истории и быту, культуре своего края, к известным и неизвестным землякам. Так в библиотеке появился уголок «Крестьянской избы», по всем правилам деревенского убранства.

Затем был собран материал по истории деревни и оформлен стенд «Калачиги – частица России». На стенде отражен подробный материал по истории школы, колонии – поселения, совхоза, администрации. Оформлен фотоальбом «Родной земли любимый уголок», папка- накопитель «Портрет нашего земляка». В библиотеке издан сборник«Верность родной земле» о А.К. Преженникове, директоре совхоза, который 30 лет руководил совхозом «Ждановский».

Таким образом, небольшой краеведческий уголок приобрёл черты мини-музея, который с удовольствием посещают калачиговцы и гости деревни.

Разработан сценарий экскурсии, которую проводят учащиеся 7-8 классов. Первыми гостями мини-музея «Я помню! Я горжусь!» были участники межпоселенческого марафона «Под Знаменем Победы», который проходил в Верхошижемском районе.

В 2015 году страна отметила юбилей Великой Победы в войне 1941-1945 года. К этой дате библиотека организовала сбор фотографий участников войны, оформили в библиотеке стенд «Вас знают, вас помнят, вами гордятся», а 9 мая калачиговцы приняли участие в акции «Бессмертный полк».

В течение года в библиотеке были организованы встречи с тружениками тыла и детьми войны, оформлен стенд с фотографиями и воспоминаниями «Дети войны, вы детства не знали», совместно с ветеранской организацией библиотека выпустила сборник воспоминаний тружеников тыла, детей войны «Я родом из войны».

На основе таких богатых материалов в библиотеке проводятся различные мероприятия:

Урок мужества «В Сталинградском направлении». В театрализованной форме восемь солдат-ребят рассказали присутствующим о периоде ожесточенных боев. Словно живые, промелькнули герои Сталинградской битвы. Затем были написаны живые строки в прошлое «Скажи прадеду спасибо».

С большим интересом прошла художественно-историческая композиция с презентацией «Читаем письма фронтовые» на мероприятие были приглашены дети войны, некоторые приносили похоронки на своих отцов, со слезами на глазах зачитывали их, под тихую военную музыку ребята написали письмо-треугольник «Письмо солдату из настоящего в будущее».

Краеведение – одно из приоритетных направлений работы библиотеки. Краеведческий материал дает возможность воспитать у молодого поколения ответственность за судьбу родной земли. Знакомство с историей и культурными традициями малой родины пробуждают чувство сопричастности к её прошлому и настоящему.

В мини – музее прошлое воспринимается наглядно, и школьники получают информацию, которую можно не только увидеть, но и потрогать. Например, краеведческие часы «Мира не узнаешь, не зная края своего» (о принадлежностях домашнего обихода – утюги, фонарь, весы, таганка, стиральная доска), «Из бабушкиного сундука» (о вышивках,одежде, обуви, самотканых половичках, кружевах).

Познавательное мероприятие «Хлеб всему голова» заинтересовало ребят. Они узнали, как в старину пекли домашний хлеб и сами пытались поставить каравай в русскую печь и достать его из неё.

На фестивале исчезнувших деревень в Калачигах в 2016 году Лидия Павловна выставила экспонаты деревенской избы. Она была изюминкой фестиваля, экскурсии в крестьянскую избу проходили буквально каждый час. А проводили их учащиеся Калачиговской школы - Устюгова Полина, Вершинина Ксюша и Дрягина Кристина. Они рассказывали о деревенском убранстве.

Косинская сельская библиотека-филиал

Побывав в Калачиговской библиотеке, Валентина Петровна – библиотекарь Косинской сельской библиотеки-филиала – решила создать музейную комнату старинных предметов. Совместно с администрацией составили проект по созданию музейной комнаты «Судьба села – судьба России».

Жители откликнулись на предложение создать небольшой музей и приносили старинные вещи. Было собрано более 50 экспонатов. В музее представлены такие экземпляры как: люлька, самопряха, фонари, ночёвка, сундуки, прялки, одежда, бочки, кадки, посуда и многое другое.

Материалы были принесены жителями села, а также участники проекта ходили по домам. Музейная комната расположена в одной из классов Косинской школы.

Здесь стали проводить мероприятия краеведческой направленности, фотовыставки земляков, проводятся вечера встреч, экскурсии.

Урок мужества «Там, где есть герои, земля цветет» - посвящён Герою Советского Союза Кислицину Алексею Никитовичу. На уроке была рассказана биография Героя, ребята посмотрели альбом о Кислицине А.Н., почитали о его подвиге.

Вечер- встреча «Мы дети войны» -участники рассказывали о своей жизни во время войны, о своих отцах- участниках войны.

Фотовыставка «А я люблю свои места родные». На конкурсе были представлены фотографии Логиновой Миры Васильевны и Кислицыной Ольги Ивановны. На фотографиях изображены красивейшие места нашей малой Родины.

Экскурсия в мини – музей «Заглянем в прошлое».

Музей посещают дети дошкольной группы, учащиеся школы, пенсионеры и гости села.

Материал подготовила заведующая отделом методической
и библиографической работы – Багаева Т.В.

В начале 2015 г. в Москве прошла международная научно-практическая конференция «Библиотеки, музеи: основные направления взаимодействия и сотрудничества», организованная ВГБИЛ им. М.И. Рудомино и Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» под патронатом Министерства культуры РФ.

В конференции приняли участие руководители и сотрудники ведущих библиотек и музеев России и зарубежных стран. Было представлено более 40 докладов, посвящённых проблемам и перспективам сотрудничества библиотек и музеев, учреждений культуры и образования в области сохранения, популяризации и освоения культурно-исторического наследия.

На конференции обсуждались проблемы создания виртуальных музеев и виртуальных библиотек, состояние библиотечных коллекций в музеях России, задачи их хранения и изучения. Отдельное заседание было посвящено судьбе перемещённых культурных ценностей, деятельности библиотек и музеев по восстановлению и реконструкции коллекций, пострадавших в результате Второй мировой войны.

Одной из ведущих тем конференции стала мемориальная деятельность библиотек и библиотечных музеев. Эксперты обсуждали необходимость утверждения особого статуса именных библиотек и библиотек, имеющих в своём составе музейные отделы, проблему учёта сохранности их коллекций и предложили Министерству культуры РФ внести в недавно принятый Модельный стандарт общедоступной библиотеки пункт о праве библиотек на ведение мемориальной деятельности, организацию музейных отделов и экспозиций.

В развитие темы «УК» предлагает вниманию читателей следующую статью.

Г оворя о библиотеках как об информационных и культурно-просветительных центрах, площадках коммуникации, интеллектуального и творческого досуга жителей города, округа, посёлка, села, не следует забывать о другой их важнейшей, вневременной задаче - быть собирателями, хранителями, трансляторами культурного наследия. Стремление переформатировать библиотеку в соответствии с требованиями динамически меняющейся реальности, с запросами личности, ориентированной на востребованность, успех, отодвигает эту задачу на задний план.

Между тем именно функция собирания и хранения наследия, его актуализации является базовой функцией библиотеки как института культуры. Культура генетически и по смыслу связана с категорией памяти - памяти творческой, осознанной, а её восприятие - со способностью постигать культурные явления в органической связи друг с другом, связи не только синхронной, но и диахронной, предполагающей единство памяти, а значит, непрерывность истории.

Собирание наследия - функция, сближающая библиотеки с музеями и архивами. Эту общность подчёркивает история библиотечного, музейного, архивного дела, время, когда эти ныне самостоятельные звенья культуры были едины. Своего рода идеальной моделью такого единства был «Московский публичный музеум и Румянцевский музеум». Хотя в приведённом официальном названии присутствовала лишь музейная составляющая, содержательно и структурно это был многоуровневый, многосоставный культурный комплекс, включавший музейные коллекции, художественную галерею, библиотеку, отделение рукописей. Философ и «идеальный библиотекарь» Н.Ф. Фёдоров недаром называл Румянцевский музей «органом памяти Москвы» и выдвигал проект взаимодействия этого «Предкремлёвского музея» с музеями Кремля, Московским университетом и Главным архивом МИД на благо просвещения, образования и культуры.

XX век стал для библиотек, музеев, архивов веком специализации, выделения в самостоятельные сферы деятельности. А на исходе этого века, в 1990-е гг., обнаружилась обратная тенденция - к взаимодействию, взаимопроникновению, интеграции. В российском библиотечном пространстве начали создаваться музеи, мемориальные, краеведческие, тематические экспозиции, некоторые библиотеки, в том числе носящие имена писателей, мыслителей, учёных, исторических деятелей, стали превращаться в культурно-мемориальные центры.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. этот процесс попадает в сферу внимания библиотекарей: и теоретиков, и практиков. Активное собирание, освоение, анализ опыта мемориальной работы публичных библиотек ведут Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека, Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского в Санкт-Петербурге. Вопросы организации музейной деятельности в библиотеках, её правовые основы, проблемы учёта и сохранности коллекций обсуждаются на семинарах, конференциях, круглых столах, становятся предметами статей, монографий, научных сборников, диссертационных исследований. О мемориальной деятельности библиотек писали и пишут Г.В. Великовская, В.Е. Викулова, Е.Б. Виноградова, Т.Е. Коробкина, Л.М. Коваль, С.Г. Матлина, Е.В. Николаева и др. Усилиями Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева в 2013 г. подготовлен электронный путеводитель «Музеи и музейные экспозиции в библиотеках Москвы и Московской области».

Можно со всей уверенностью говорить о культурообразующей роли библиотек, открывающих в своих стенах музеи, экспозиции, мемориальные центры. Сохранение местной истории, информации о личностях, знаменитых и малоизвестных, неразрывно связанное с актуализацией сохранённого, а значит, и сохранение духовно-нравственных смыслов делают эти библиотеки, как и музеи, «выражением памяти, общей для всех людей» (Н.Ф. Фёдоров).

«Всякий человек носит в себе музей». И всякий человек может быть личностью, музей создающей. Этот принцип лежит в основе возникновения и деятельности библиотечных музеев. Они редко создаются специалистами - в основном энтузиастами, по инициативе сотрудников библиотек, читателей, общественности. В создании этих музеев часто принимают участие родственники, друзья и потомки тех личностей, память которых увековечивается. Музей могут создавать даже дети: именно так, руками детей, в г. Боровске был создан музей военно-морской династии Сенявиных, представители которой были жителями Боровского края.

В профессиональном музее никакая самодеятельность невозможна. Здесь правят бал музейные работники, проектировщики, дизайнеры, художники. Библиотечный музей собирается «всем миром», поэтому экспозиция зачастую выглядит кустарно. Но это та благая «кустарщина», которая даёт возможность каждому создателю музея ощутить себя борцом против беспамятства и забвения.

Вспоминаю, как в январе 1993 г. мы создавали в Библиотеке № 219 ЦБС «Черёмушки» Музей-читальню Н.Ф. Фёдорова, из которой вырос потом наш музей-библиотека. В маленьком зале разместились книжная и архивная коллекции, собранные усилиями членов философского семинара, длинный стол для занятий и семинаров. Под витрины приспособили обыкновенные столы (в столярной мастерской надстроили над столешницами стеклянные короба). Сами делали стенды и плакаты (некоторые из них до сих пор хранятся в наших фондах). Устраивая тематические и художественные выставки, «варили кашу из топора»: никакого экспозиционного оборудования в библиотеке в те годы не было. Но этот внешне скромный, почти домашний музей с первых дней существования начал вести активную и многообразную просветительную и культурную деятельность, организовывал лекции и семинары, конференции и круглые столы - и всё это на общественных, добровольных началах.

Привлекая взрослых и детей к созданию музея, объединяя их в общем деле увековечивания памяти, библиотека реализует не только культурную, но и нравственную функцию. Музеетворчество воспитывает историческое сознание, приучает детей и взрослых к необходимости оглянуться назад, увидеть себя в истории. И одновременно оно пестует те высшие качества, без которых немыслимо развитие личности: взаимную ответственность, самоотдачу, дружбу, внимание и любовь к человеку.

Принцип всеобщности памяти распространяется в мемориальной деятельности библиотек не только на собирателей-деятелей, но и на то наследие, которое становится объектом собирания. Этот принцип особенно ярко проявляется в краеведческой деятельности библиотеки. То, что незаметно для большой истории, улавливается историей местной. Для классического музея важны фигуры первого ряда, личности и события, имеющие значительный исторический и культурный масштаб. В краеведении масштаб совершенно иной. Здесь интересен каждый человек, живший и живущий в данной местности, и потенциально любой может стать героем музея. Музей при библиотеке, и не только краеведческий, исповедует именно этот подход.


Библиотечный музей более приближен к посетителю, нежели музей как таковой. В нём больше возможностей для интерактивности и меньше всего действует формула «Руками не трогать». Каждая книга, каждый предмет музейного фонда здесь активно работает на читателя. Это не просто экспонат, намертво вросший в стационарную экспозицию. Через библиотекарей, через интеллектуальную работу читателей, использующих материалы музея в культурно-просветительных и образовательных программах, индивидуальных занятиях, мемориальный предмет - свидетель прошедшей истории - становится деятелем истории настоящей.

От философской составляющей темы «Музей при библиотеке» перейдём к практике. Создание библиотечных музеев и мемориальных экспозиций в библиотеках позволяет доступно и с малыми затратами (что немаловажно в ситуации экономии государственных средств) увековечивать память тех деятелей отечественной культуры, науки, истории, которые не имеют своих музеев. Например, в Москве есть Дом Н.В. Гоголя, Библиотека истории русской философии и культуры («Дом А.Ф. Лосева»), Музей-библиотека Н.Ф. Фёдорова, Музей Агнии Барто, Библиотека им. Е.А. Фурцевой… В столице имеются Библиотека им. Андрея Платонова и Библиотека им. Вс. Иванова, широко сотрудничающие с исследователями и потомками этих писателей, а это уже залог возможности открыть в них музеи авторов «Чевенгура» и «Котлована», «Бронепоезда 14–69» и «Тайного тайных»…

Часто музеи при библиотеках становятся той основой, на которой в перспективе собирательской деятельности вырастает полноценный музей. Так, Музей-читальня П.А. Флоренского, открывшийся в 1994 г. в ЦБС «Черёмушки» при Библиотеке № 176 и активно поддерживавшийся потомками философа, в конечном счёте получил новый адрес и стал Музеем-квартирой Павла Флоренского. До сих пор в России нет музея Николая Гумилёва. Думается, начало такому музею вполне может быть положено Библиотекой - Центром культурного наследия Н.С. Гумилёва в Москве.

Создание музея даёт возможность рядовой публичной библиотеке обрести своё творческое лицо, позволяет ей не затеряться на современной культурной карте, существенно повышает ценность и востребованность её фондов, которые включают не только общедоступные издания, но и мемориальные книжные коллекции или специализированные библиотечные собрания, связанные с личностью, событием, местом, которые чтит библиотека. Более того, музей при библиотеке существенно расширяет спектр её деятельности, прибавляя к традиционным формам библиотечной работы те, которые выходят в музейную и архивную сферы: создание экспозиций, проведение экскурсий, собирание мемориальных коллекций и архивных документов, исследовательскую и издательскую работу. Разнообразится - в смысловом и жанровом отношении - культурно-просветительная деятельность библиотеки.

Одна из современных тенденций развития библиотек предполагает превращение их в полифункциональные информационные, культурно-просветительные и досуговые центры. Библиотека, имеющая в своём составе музей, может рассматриваться как одна из моделей такого центра. Преимущество этой модели в том, что, тематически организуя пространство, содержательно обогащая и разнообразя работу библиотеки, она позволяет ей удерживать высокую культурную планку, избегая в досуговой деятельности крена в развлекательность.

Создание музея в библиотеке открывает новые возможности для реализации модели музейно-библиотечного самообразования, которая ещё в конце XIX в. была предложена Н.Ф. Фёдоровым. В её основе принцип всеобщности познания и исследования («Всё должно быть предметом познания и все - познающими»), а также принцип активности личности в процессе обучения, самостоятельности в добывании знания. Эта модель обретает новое дыхание в наши дни, в эпоху, идеал которой - личность внутренне растущая, постоянно расширяющая круг своих знаний и умений, стремящаяся к обретению целостной картины мира. И ныне музей при библиотеке, активно использующий свои фонды в просветительных и образовательных программах, может стать открытой, общедоступной площадкой образования и само образования. Особенно если сумеет привлечь к библиотеке специалистов - не только для просветительских лекций, дающих готовое знание, но и для консультирования тех, кто приходит в библиотеку и стремится - через книгу, электронные ресурсы - это знание самостоятельно добывать. Наконец, музеи при библиотеках, вовлекая жителей близлежащих домов в интеллектуальную, творческую, живую деятельность, способствуют консолидации локальных сообществ, о необходимости которой так много говорится сейчас.

С какими проблемами сталкиваются музеи при библиотеках сегодня? Тенденция к унификации облика библиотечной сети, ярко проявившаяся в концепции «бренд-бука» московских библиотек, в изменении их нумерации, в исключении имён из названий некоторых библиотек, идёт вразрез с установкой на многообразие и многоликость библиотечной вселенной, а именно эта установка и создала в своё время предпосылки для активного музеетворчества российских библиотек. Если взглянуть на библиотеки сквозь призму философии памяти, то становится очевидным: даже простая перемена номера - для учреждения культуры уже частичная потеря лица, утрата истории. Библиотечная сеть - не сеть банков, где совершаются одни и те же финансовые операции и где унификация оправданна и законна. Каждая библиотека имеет свой стиль, и музей при библиотеке отражает её индивидуальный облик.

В своё время Т.Е. Коробкина, говоря о проблемах библиотечных музеев, подчёркивала, что они лишены тех льгот, которые имеют полноценные музеи, прежде всего льгот по аренде и гарантии сохранности помещений. В условиях кризиса, требующих всеобщей экономии средств, библиотеки, имеющие мемориальные экспозиции, оказываются уязвимы и в этом плане. Недавний пример: Библиотека - Культурный центр А.Т. Твардовского в Москве, потерявшая своё здание из-за возросшей арендной платы и выведенная за пределы района Дорогомилово. А между тем это одна из старейших московских библиотек, неотъемлемая часть культурного ландшафта района, к тому же располагавшаяся рядом с домом «Известий», где жил Твардовский, что придавало её работе дополнительный мемориальный оттенок.

Отсутствие у мемориальных библиотек особого статуса приводит к тому, что зачастую их реорганизация и модернизация проходят без учёта культурной специфики, «духа места», сложившихся традиций. Так, Библиотека им. Вс. Иванова - библиотека классического стиля, с традициями писательских вечеров, концертов классической музыки, художественных выставок - согласно планам московских властей будет перестроена и превращена в медиацентр. Впишется ли в концепцию этого центра, пространство которого будет максимально осовременено, мемориальный кабинет писателя, создать который в библиотеке предлагал сын поэта, академик Вяч. Вс. Иванов?

В дискуссиях о библиотечных музеях, поднимавшихся в библиотечном сообществе, не раз ставился вопрос о необходимости профессионального учёта их коллекций, являющегося гарантией сохранности фондов. Активно обсуждалось предложение включить экспонаты библиотечных музеев в Музейный фонд РФ. Думается, это не лучший выход, так как по тем критериям отбора, которые используются в музейной практике, значительное число коллекций и мемориальных предметов, хранящихся в музеях при библиотеках, не будет признано заслуживающим включения в этот фонд. Для этих коллекций должна быть разработана своя система учёта, принципиально демократичная, основанная на трактовке музея как «собора лиц», средоточия общей памяти, на восприятии мемориальных коллекций библиотек как голоса времени, диалога эпох, встречи живых и ушедших, на понимании роли этих коллекций в повседневной деятельности библиотеки, в её работе с разными поколениями.


Во главу угла такой системы учёта, как это предлагалось в своё время Е.И. Борисовой, должно быть положено понятие «мемориальный предмет». Оно обладает более широким семантическим полем, нежели «музейный предмет», и позволяет включать в орбиту хранения и изучения те артефакты, которые, на взгляд музейщика, недостаточно интересны, но при этом являются неотъемлемыми слагаемыми просветительных и культурных программ библиотеки. К тому же нельзя забывать о том, что коллекции, которые нашими современниками рассматриваются как недостаточно ценные, а то и «бросовые», могут спустя годы обрести эту ценность. Те же издания советского времени, которые в библиотеках зачастую списываются как устаревшие и неспрашиваемые, могут стать основой ретровыставок, ретрофестивалей, демонстрируя нашим современникам круг чтения и интересов людей 1950–1980-х гг. А насколько уникальна коллекция книг для детей, содержащая издания 1960–1980-х гг., которая собрана в детской библиотеке имени Корнея Чуковского в Переделкино! Она позволяет ощутить «цвет и запах эпохи», если воспользоваться замечательным выражением Аполлона Григорьева.

Вернёмся к тому, о чём говорилось в начале статьи: к теме памяти и необходимости эту память хранить. Парадоксально, но факт: при всём разнообразии современных систем хранения информации, при потенциальной возможности обеспечения удалённого доступа к книжным, музейным, архивным ресурсам мы теряем огромные массивы наследия. Уходят свидетели XX в.: учёные и инженеры, писатели и деятели культуры, педагоги и медики, деятели космической отрасли и подводники, строители и железнодорожники… и вместе с ними уходит его живая история. Утрачиваются письма, фотографии, документы, выбрасываются старые вещи, и так исчезает опредмеченная память времени. Библиотеки, широкая сеть которых раскинута по всему пространству России, могли бы организовать «течение встречное» - против утрат и забвения. И речь идёт не только о создании музейных и архивных коллекций, реальных или виртуальных, но и о широкой программе интервьюирования наших современников - носителей памяти, проведения встреч и выставок по материалам их личных архивов, вечеров «живых мемуаров», сопровождаемых аудио-, видео-, фотофиксацией. У библиотек столицы и регионов есть богатый опыт в проведении таких встреч, в собирании, освоении, трансляции локальной памяти.

Впрочем, силами только библиотек задачу собирания наследия решить невозможно. Эта работа может быть сделана лишь общими усилиями, через сотрудничество библиотеки и приходящих в неё читателей, друзей библиотеки, учёных, культурных деятелей. Буквально по принципу Фёдорова: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

Музей сказок в библиотеке: проблемы моделирования

Введение
Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке
1.1.Научная концепция музея как документ
1.2.Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования
1.3.Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке
Глава 2. Музеи сказок: характеристика деятельности
2.1. Сказка как объект музея в библиотеке. Дети как субъект
2.2. Музей сказок: проблемы моделирования
2.3. Ресурсная база библиотеки как основа для создания музея
2.4. Концепция музея сказок как модель музея в библиотеке основное содержание структуры
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1.

"1.Англичанинова Н. История становится все ближе // Библиотека. - 2000.
2.Бикбулатова, И. Музей Зайнашевой // Известия Татарстана.2006.
3.Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Принт, 2002.
4.Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка».- Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - М., 1977.
5.Вавилов С.И., Введенский Б.А..«Большая сов. энциклопедия», Т. 5. М., 1949.
6.Викулова В.П. Традиции старинных салонов // Библиотека. - 2001.
7.Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
8.Жукова Н. От читальни - к централизованной системе // Библиотека. - 2001.
9.Интерактивные экспозиции: реакция посетителей // Международный журнал Museum (ЮНЕСКО), № 208, 2001.
10.Киселева Т.Г. Глобализация общества и культу ра мира // Библиотековедение. - 2002.
11.Коваль Л. Для общей пользы // Библиотека. - 2000. - № 11.
12. Кулакова Е.С. Самый популярный отдел // Библиотека. - 2002. - № 8
13. Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования: программа спецкурса для студентов библ.-информ. ф-та / КГАКИ; сост. Т.В. Абалимова. Казань, 1998.
14.Майстровская М. Музейная экспозиция: тенденции развития // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - М., 1996
15.Матлина С.В какую сторону направлен вектор обновления? (музей в библиотеках) / С. Матлина // Библиотека. 2000.
16. Методические рекомендации по разработке научной концепции стационарной экспозиции музея. М., 1988.
17. Музей будущего: Информационный менеджмент: Сборник статей/ Сост. Лебедев А. В., М., 2001.
18. Музей и новые технологии: Сборник статей/ Под ред. Никишина Н. А., М. 1999.
19. Петрова, Л.А. Напиши… биографию вещей / Л.А. Петрова // Библиотека. - 2004.
20. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983.
21.Свиридова, Н. Музей реальный и виртуальный / Н.Свиридова // Библиотека. - 2006.
22.Старикова, Ю.А. Музееведение: конспект лекций. - М: Приориздат, 2006.
23.Технология / Википедия. Электронная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Технология
24. Фролов А.И. Советские музеи в зкркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI века. - М., 1989.
25.Чаликова, Д. Музей в библиотеке // Встреча /КПР/. - 2005.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...