Всё самое интересное в одном журнале. Самые известные воспитанники царскосельского лицея В каком году состоялось открытие лицея

Лицей (с большой буквы)

Для наших просвещённых соотечественников всегда было два написания для учебных заведений, начало которым положил у нас император Александр I основанием в Царском Селе, под Санкт-Петербургом, необычной, высокого уровня школы для мальчиков, уже умеющих читать и писать, сведущих в мировой истории и сносно изъяснявшихся по-французски и по-немецки. Это элитное заведение, торжественно открытое 19 октября 1811 года (200 лет назад!) в присутствии государя, членов царской семьи, министра просвещения, высших сановников и «прочих первенствующих лиц», получило название Императорский Царскосельский лицей.

Но после 1843 года, когда заведение, переименованное в Александровский лицей , перевели в столицу, где он просуществовал до мая 1918 года, всё чаще в разговорах и частной переписке стало звучать название «Пушкинский ». Но только когда речь заходила именно о той, ставшей легендарной школе, чья фантомная тень навсегда осталась в умолкнувшем флигеле, откуда летом 1817 года был выпущен для служения Отечеству Александр Пушкин, со товарищи. Именно тот, с 32-летней историей, и при этом вечный Пушкинский лицей, получил и укороченное до одного слова название Лицей. Да, с прописной буквы , в отличие от других «старорежимных» лицеев, например, от Одесского. Тем более лицеи, произросшие из захудалых десятилеток один за другим после перестройки и отличные от последних лишь вывеской, вряд ли смогут претендовать и через 100 лет на прописную «Л». Такую честь надо заслужить. Возражающий мне может сослаться на то, что Пушкины не каждое столетие рождаются. Согласен, только не в одном выдающемся выпускнике причина такой чести. Есть другие причины. Об этом и поговорим.

Мнение электронного ума

Помнится, несколько лет назад попалось мне на глаза любопытное сообщение в неком печатном издании. К досаде своей, не удосужился сделать выписку из прочитанного, отметить дату публикации и само издание. Теперь просто пересказываю, по памяти. Сообщалось, что в один «электронный мозг» (из самых «умных» на то время) некие энтузиасты от образования заложили, сколько могли собрать, сведения о высших учебных заведениях мира от Академии Платона и Ликея Аристотеля до нынешних прославленных университетов развитых стран. А потом спросили, какой из вузов оказался за эти почти 24 века наиболее совершенным по основным показателям, характеризующим уровень учебного заведения. Вопрошаемое творение человека последних лет ХХ века, как положено, подумало и уверенно ответило: Лицей в Царском Селе . Притом, помнится, такой вывод был сделан для начального периода этого учебного заведения. Такая вот для нас честь, соотечественники. Жаль, что касается она прошлого. Я запомнил сам факт, но цепочка рассуждений и доказательств в моей памяти, разумеется, распалась.

Давайте вместе с вами, читатели, пороемся в ворохе доступной нам информации. Может быть, и найдём если не то самое-самое, что позволило «умной машине» сделать такой вывод, то обнаружатся какие-нибудь особенности, позволяющее Пушкинскому (именно Пушкинскому!) лицею (или просто Лицею) занять выдающееся место в ряду учебных заведений всех времён. В чём секрет совершенства Лицея, если не абсолютного, то относительного по сравнению с известными учебными заведения университетского уровня? Возможно, приблизиться к удовлетворительному ответу на этот вопрос нам поможет знакомство с сохранившимися документами, с воспоминаниями лиц, причастных к Лицею.

Царская задумка

На самом деле автором проекта был сын сельского священника М.М. Сперанский, который, получив должность Государственного секретаря в 1810 году, стал вторым властным лицом в империи. Но второй - не первый. Так и вижу его, входящим к первому (Александру) с идеей. Изложение её свежий сановник, предполагаю, начал таким вступлением: «Как вы изволили пожелать, ваше императорское величество, я кое-что добавил Вашему проекту...» Разумеется, «своего проекта» царь вспомнить не мог, поэтому ободряюще улыбнулся глазами (знаменитая александровская «улыбка глаз»), мол, продолжайте, любезнейший Михал Михалыч. Тот вдохновенно зачастил:

«Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной "» (эта фраза войдёт в первый пункт лицейского устава). По замыслу реформатора, ставшего «замыслом» самодержца, доигрывающего юношескую роль республиканца, создавалась высшая дворянская школа для всесторонней подготовки как чиновников высокого ранга, так и высокообразованных военных, дабы русская «наука побеждать» превратилась действительно в науку.

Втайне попович-реформатор мечтал о воспитании государственников, способных преобразовать самодержавную, крепостническую Россию в государство равных перед законом сословий, с лично свободными гражданами, с просвещённым монархом во главе. А просвещать наследников престола и других детей августейшего семейства хозяева Зимнего дворца решили сначала в том же лицее. Но эту затею сорвала мать-императрица, когда доведалась, что, по капризу её царствующего сына, в учебных классах, рядом с отпрысками старинных аристократических родов, будут сидеть чуть ли не «подлые».

Намечалось строго требовать с будущих выпускников основательных знаний энциклопедического характера. Упор делался на гуманитарные и юридические науки. Первые тогда назывались «нравственными». Под ними подразумевались «...все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих» (из устава Лицея). Лицеист виделся не просто копилкой знаний. От него требовалось научиться мыслить и воспитать в себе, с помощью наставников, потребность трудиться для блага Отечества.

Начало - заявка на успех

Отбор в Лицей прошёл один из десяти соперников. Экзаменовали с пристрастием, поскольку зачисленным подросткам, в основном, 10-12 лет, предстояло за первые три года пройти курс старших классов гимназии, а за последующие три - университетские курсы словесного, нравственно-политического и физико-математического факультетов. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, даже больше, ибо новая в России школа - это особое, единственное в своём роде учебное заведение. Оно - Лицей! И этим всё сказано.

При одинаковых знаниях двух конкурентов предпочтение отдавалось тому, кто, по социальному положению семьи, более нуждался в обучении на казённый счёт. Таким образом, в первом лицейском наборе оказались княжич из Рюрикова рода и сын нетитулованного гусара из Полтавы, несостоятельного однодворца, владельца одной «души». Это делалось гласно. Это было первым уроком справедливости, добра и сострадания. Спустя шесть лет, при выпуске из Лицея, один из двух претендентов на большую золотую медаль, самолюбивый, настроенный на карьеру юноша, со связями, из богатой семьи, добровольно уступит вожделённое золото равноценному претенденту, более в нём заинтересованному, мужественно удовлетворится второй по значению медалью. Вот «святое братство» (по А.Пушкину) на деле.

Ещё один важный урок получили лицеисты на торжественном открытии Лицея. Его преподал адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, подведший итог программной речи словами: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Присутствующие, в том числе подростки, обратили внимание на то, что в присутствии Александра I оратор ни разу не упомянул государя, что было случаем небывалым, так как лесть в адрес власть имущих везде и всегда считалась и считается уместной. И ещё стало известно воспитанникам: приятно удивлённый император на следующий день прислал Куницыну Владимирский крест. Выходило, такой поступок поощряется, как доблесть, как поступок чести. Это запомнилось лицеистам на всю жизнь.

Устройство Лицея - повод для размышления

Для прирождённых добытчиков знаний ломоносовского типа состояние, внешний вид школьного здания имеет второстепенное значение. Было бы где учиться. А холод в тесных классах, протекающая крыша, мышиный писк под гнилым полом, оконца с мутными стёклами, за которыми серая стена соседнего строения; тем более, архитектурная эстетика не столь важны, когда цель благородна. Но, согласитесь, грызть науки легче, веселей в тепле и сухости под высоким потолком просторного помещения, у большого окна с видом на солнечную даль.

Устроители Лицея, в поисках подходящего помещения, остановились на пристройке Екатерининского дворца. Место на границе обширного парка и уютного царского городка, наречённого под пасторальное настроение селом. Знаменитый архитектор Стасов, изменив интерьер устройством просторных, светлых зал, приспособил четырёхэтажный флигель под школу. Самая маленькая классная комната воспринимались как зальце. Внизу разместились хозяйственники, наставники и гувернёры. Бельэтаж отвели под канцелярию, столовую и больницу; здесь находился конференц-зал, в котором прославленный «старик Державин» «заметит и благословит» на поэтическое служение кудрявого лицеиста. Третий этаж учебный - классы, кабинеты, библиотека, читальня, зал для отдыха и забав. На самом верху, под чердаком, устроили общежитие с отдельными «нумерами» для пансионеров : железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Моя студенческая келья , - окрестил свой «нумер» 14 его жилец с острым язычком.

Даже те ученики, которые привыкли к домашней роскоши, переступив порог Лицея, были поражены убранством помещений: редкий в те годы паркет на средних этажах, обилие зеркал во всю стену, мебель, обитая узорчатым шёлком. Подъезжающие к флигелю впечатлялись видом живописного парка, в котором эстетические образы античности соседствовали с памятниками русской славы екатерининской эпохи. Всё вокруг - фундаментальные учебные пособия. Над прудом возвышалась Чесменская колонна, воздвигнутая в память одноименной победы русского флота над турецким в Средиземном море 41 год тому назад. Дольше других не спускал с неё глаз один из новоиспечённых студентов; он знал: среди героев сражения значится дядя его маменьки, Иван Ганнибал.

Может ли теперешний школяр или студент, избалованный двух (а то и трёх)-месячными летними каникулами, да ещё осенними, зимними и весенними, наслаждающийся бездельем двух выходных в неделю, представить себе учебный год длиной в 11 месяцев на протяжении шести, без малого, лет? Единственные каникулы - в июле (домой не отпускали; посещение родственниками - по особому распоряжению, в праздничные и воскресные дни. Но летом Царское Село становилось маленьким Птербургом, было людно и весело). Без классов (но не без учёбы) только воскресенье, в праздники. Уроки - семь часов в день (правда, с продолжительными перерывами), ещё повторение, закрепление пройденного. С первого взгляда кажется, что такая нагрузка на юный организм непомерна, что, в лучшем случае, она может вызвать лишь отвращение учащегося от наук. Однако ни один лицеист этим не отличился. Почему? Эффект лёгкого восприятия отнюдь не лёгкого ученья достигался его распределением во времени, чередованием с продолжительными прогулками и занятиями спортом. Наконец, возможностью отдохнуть от обязательных предметов, занимаясь любимыми искусствами, чтением, играми. Чтобы не быть голословным, обращаю внимание читателей на распорядок дня лицеистов.

Поднимали их в шесть утра. Один час на туалет и молитву. От 7 до 9 часов - классы. Потом чай с булкой и первая прогулка, в любую погоду. С 10 до 12 опять классы, за ними следует вторая прогулка до первого часу пополудни. Возвращаются к обеду из трёх блюд. С 14 до 15 часов отдых сменой занятий: чистописанье или рисованье. И вновь уроки до 17 часов, чай, третья прогулка. После нё садились за повторение уроков; отстающие шли в вспомогательный класс. Успешные читали, делали журналы, занимались художественным творчеством, состязались по иностранным языкам. В половине девятого шли ужинать (два блюда). Потом отдых и развлечения. По словам Ивана Пущина, «мячик и беготня». Вообще, увлекались тогда купанием и коньками, верховой ездой, фехтованием и «танцеванием», гимнастическими упражнениями. К ночи так приятно перетруждались, что в 22 часа валились на койки замертво под мерные шаги дежурного дядьки в коридоре. Физическому здоровью способствовала строгая гигиена. Лицеисты по субботам ходили в баню. Неопрятные в классы, к общему столу не допускались, обслуга поддерживала чистоту платья и личных комнат. За провинности тягчайшим наказанием была изоляция в «нумере» с приставленным у дверей дядькой. О розгах и речи не велось, что отличало Лицей даже от Благородных пансионов. Словом, ничего в Лицее не было в тягость для питомцев. Во всём царила гармония.

«Науки », которые «юношей питали »

В гармонии между собой находились и отобранные для изучения науки. За два трёхгодичных курса первые 29 лицеистов изучали нравственные дисциплины (Закон Божий, этику, логику, правоведение, политическую экономию); словесные - риторику, российскую, латинскую, французскую, немецкую словесность и языки; предметы исторические, куда кроме российской и всеобщей истории, входила физическая география; математические дисциплины (собственно математику, начала физики и космографии, математическую географию и статистику); наконец изящные искусства (здесь главное чистописание, рисование и танцы, музыка), к которым относились и гимнастические упражнения, включавшие фехтование, верховую езду и плавание. Преподавались военные науки для отдельной группы учеников. Что-то сильно напоминает античные школы эллинистической эпохи с их гимнасиями . Роднит с ними и метод усвоения уроков - «метод Афинской школы».

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов» , - вспоминал Модест Корф. «Основное правило доброй методы или способа учения , - записано в лицейском уставе - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие ».

Наставники

Их сначала 11 на 29 учеников: директор учителя, гувернёры. И ещё в лицейском штате - помощник гувернёра, надзиратель, лекарь, четверо при хозяйстве и бухгалтерии. Первый директор, В.Ф. Малиновский, национальный просветитель и дипломат, патриот. Он подобрал профессоров, в большинстве своём молодых людей, окончивших Педагогический институт в Петербурге, завершивших образование в Европе. Об одном из них, Куницине сказано выше; добавим характеристику его питомца: «Он создал нас, он воспитал наш пламень ...им чистая ломпада зажжена ». Одни из наставников явные монархисты, другие в «либеральном» 1811 году не скрывают республиканских убеждений. Непонятно, каких взглядов придерживается де Будрис, родной брат якобинца Марата (брат якобинца в императорской высшей школе! Сталина бы на него!). В помощь штатным наставникам частые гости Лицея - знаменитые русские писатели Дмитриев, Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин...

Но образовывают лицеистов первого выпуска не только они. Учит само время, грозные и величавые события в Европе и Отечестве. Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея.; мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита! ». Ещё раньше написал жилец «нумера» 14: «Россия двинулась, и мимо нас волной// Шли тучи конные, брадатая пехота// И пушек медных светлый строй».

Учителя и события, внутренний голос самих лицеистов внушают им ценить больше всего на свете дружбу - больше любви, больше карьеры. В 1825 году выпускник, князь Горчаков, рискуя положением на службе в МИДе, встретится с опальным поэтом, позже будет пытаться устроить побег Пущину, уже разыскиваемому полицией за участие в выступлении декабристов. У лицеистов ускоренно развивалось чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Приходило понимание, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было », что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику значит не уважать его». Всё реже барчуки кричали на дядек или бранили их. П.Бартенёв отметит особенность самого известного лицеиста: он «легко сходился с мужиками, дворниками и вообще с прислугою ».

Самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы - это убеждение, что они должны жить, трудиться "для Общей Пользы". Такую пользу увидит в незавидной должности московского надворного судьи Иван Пущин, сын сенатора, к тому времени гвардейский офицер. Простые люди нуждались в честном защитнике их интересов. Как кому, а мне видится в этом поступке наивысшая концентрация лицейского духа.

Выпускники

Пойдёт 14 с половиной лет со дня открытия Царскосельского лицея, и новый император, Николай I, после беседы с одним из лицеистов первого выпуска, скажет свитским: «Я только что разговаривал с умнейшим человеком России ». Минует ещё несколько десятилетий, и Россия, после унижения Крымской войны, обретёт «Железного канцлера», способного вернуть ей былую славу, - из лицейских, того же выпуска. А в промежутке тех лет на карте мира появится мыс, названный в честь лицеиста, ставшего известным мореходом. И, кроме отмеченных здесь фигур российской и мировой истории, ещё шестеро выпускников Лицея первого набора, станут гордостью Отечества. 9 из 26, достигших гражданской зрелости - треть! Назовите мне другую школу с такой плотностью замечательных личностей одного только выпуска.

Стихотворное послесловие

В последнем стихотворении А. Пушкина к годовщине Лицея (окт. 1836 г.) есть такие строки: «Была пора: наш праздник молодой//Сиял, шумел и розами венчался,..// Прошли года чредою незаметной,// И как они переменили нас!..// Чему, чему свидетели мы были!// Игралища таинственной игры,// Металися смущённые народы//И высились и падали цари... »

На эти строки я откликаюсь стихотворением, написанным накануне 200-летия Лицея:

Пришла пора: 200-й год Лицей

Под Пушкинской звездою отмечает;

Тень светлая у лестницы встречает

В заветный день , в урочный час гостей

Ведёт наверх, где золотою стала

Впервые лира русского певца.

Мятежных лет прекрасное начало

В чертогах дивных царского дворца.

Ходов кровавых мировой игры

За 200 лет свидетели мы были.

Святую Русь они разъединили,

Не кличет Дивъ, угасли алтари;

Сердца мертвеют, огрубели нравы,

Беднеет речь... Но есть в стране моей

Спасенья светоч, храм ума и славы -

Наш Царскосельский, Пушкинский Лицей.

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” – превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.

Введение

Имя А.С.Пушкина - имя великого русского гения. Его творения бессмертны!!! Разве можно представить русскую и мировую литературу без его произведений. Его титанический труд не постижим и гениален. Мы начинаем своё знакомство с А.С.Пушкиным уже с самого детства. Мамы и бабушки читают нам пушкинские сказки. И уже с самого детства мы влюбляемся в него. Взрослея, мы знакомимся с его более серьёзными произведениями и понимаем насколько не возможна мысль о том, что мир может прожить без этих творений. В поэмах, стихотворениях, сказках, прозе А.С.Пушкина чувствуется его любовь к России, его душа, его мировоззрение, его личность…Мир А.С.Пушкина необыкновенен! Как интересна эта личность!!!Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой красоте и чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Такая яркая личность уже в своё время не оставила никого равнодушным. У Пушкина, как и у всех талантливых людей, были завистники и враги. В стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта” об этом сказано:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Но Пушкина всегда поддерживали его друзья. Друзья- лицеисты: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер. Их верность, любовь, преданность были всецело отданы А.С.Пушкину. Ещё со времён лицея они были преданными друзьями. Я думаю, будет интересно узнать о них …

Лицейские годы

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал - и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” - превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.

Как только Александру Пушкину исполнилось двенадцать лет, его отец Сергей Львович решает отвезти его в Петербург и отдать на обучение в Иезуитский коллегиум. Однако слухи о том, что царь Александр I планирует открыть Царскосельский лицей, который будет готовить чиновников высшего ранга и государственных деятелей, серьезно заинтересовали его.

Детям родовитых дворян предоставлялось покровительство царя, бесплатное обучение и блестящая карьера на государственных, дипломатических и военных должностях. Царскосельский лицей принимал всего тридцать воспитанников, а дворянских детей было много. И все-таки, в июле Пушкин успешно сдает экзамены и становится лицеистом.

Торжественное открытие лицея

Четырехэтажное красивое здание, соединенное аркой с чтобы царь лично наблюдал за воспитанием студентов - таким увидел Царскосельский Здесь, в скромно

Обставленной комнате №14, на 4 этаже, он проведет свои счастливые лицейские годы, обретет верных друзей, чьи имена войдут в историю русской культуры.

19 октября 1811 года был торжественно открыт Царскосельский лицей. 10-14- летних мальчишек одели в новые, парадные синие мундиры с красным воротником и серебряной оторочкой, и черные высокие ботфорты, напротив стояли их педагоги, лицейские профессора и приглашенные чиновники. Завороженно и с придыханием выслушали они Указ царя об открытии Лицея.

Школа, воспитавшая Пушкина и Дельвига, Пущина и Кюхельбекера

Курс обучения длился шесть лет, первые три года -

начальное отделение, вторые три - окончательное. Царскосельский лицей считался закрытым заведением, и вся жизнь его воспитанников протекала строго по регламенту. Мальчики не имели права покидать его территорию на протяжении всего учебного года и даже во время каникул. В то же время, в отличие от других учебных заведений, лицейские правила были весьма демократичны. Например, Лицейский Устав запрещал применять к воспитанникам различные что было абсолютно ново в те годы, когда всех школьников в других заведениях нещадно Программа обучения включала в себя

Множество наук: словесные, нравственные, физико-математические, исторические и изящные искусства. Студентам преподавался закон божий, этика, верховая езда, танцы, фехтование, плавание, рисование и чистописание. Лицеисты должны были стать высокообразованными людьми, подготовленными к служению Отечеству. Выпускники Лицея получали высшее образование и на протяжении всей учебы профессора относились к ним как к взрослым студентам, предоставляя свободу выбора и полную самостоятельность, являться на лекции и пропускать их они могли по своему усмотрению. Пушкин обожал русскую и французскую литературу, историю и с рвением занимался только теми дисциплинами, которые были ему по душе. Из 29 выпускников двадцать шестым в списке успеваемости был Пушкин. Царскосельский лицей навечно запомнил как пылко и самозабвенно он читал «Воспоминания о Царском селе» на публичном экзамене перед уже немолодым Державиным.

Сохранились сведения, что лицеисты ввели свою традицию разбивать вдребезги лицейский колокол сразу после выпускных экзаменов, для того, чтобы каждый смог взять осколок на память, ведь на протяжении 6 лет именно он собирал их вместе на занятия. Тогдашний директор лицея - Егор Антонович Энгельгардт - изготовил на заказ из осколков колокола для своего первого выпуска чугунные кольца в виде переплетенных в рукопожатии рук.

Введение

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Когда мальчику минул одиннадцатый год, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Учеба в Императорском Царскосельском Лицее предполагала служение Отечеству в будущем на гражданском или военном поприще. После окончания Лицея Пушкин более десяти лет находился на гражданской службе. И хотя он не стал чиновником в обычном смысле слова, годы службы обогатили его жизненный опыт. Знание службы позволило Пушкину поставить перед правительством и российской общественностью ряд вопросов, касающихся совершенствования работы государственного аппарата, укрепления законности, борьбы со взяточничеством судей, защиты граждан разных сословий от произвола чиновников. Поэта волновали проблемы искоренения недостатков в подготовке и воспитании кадров, предназначенных для гражданской и военной службы.

Государственно-служебная сторона жизни и творчества великого поэта, к сожалению, не получила достаточно полного отражения в пушкиниане. Исключение в пушкиниане составляет только лицейский период. Ему посвящены воспоминания лицеистов пушкинского времени.

Жизнь до Лицея

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Но большое влияние на развитие Саши оказала его бабушка Марья Алексеевна. Но кроме бабушки его воспитывала его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему народные сказки, знакомила его с пословицами, поговорками, обычаями простого народа. Он с теплотой и признательностью писал о ней в своих стихах:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

Уже в раннем детстве у Саши проявился интерес к литературному творчеству. Он быстро схватывал и повторял наизусть услышанные им стихотворения и басни. Учителя жаловались на него, что он не делает домашнее задание, а сочиняет стихи. Его первые стихотворения, написанные им в 13 и 14 лет, естественно были не вполне самостоятельны. Ученый француз Жиле говорил о нем: « Чудное дитя! Как он рано все начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребенок жил и жил. Вы увидите, что из него будет».

Поступление в лицей

Когда Саше исполнилось 11 лет, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Летом 1811 года состоялось открытие Императорского Царскосельского Лицея, который находился в Петербурге, куда и отвез его дядя Василий Львович Пушкин. Для поступления в Лицей ему надо было сдать экзамены, которые проходили 8, 12 августа и 11 сентября. Пушкин хорошо сдал все экзамены и был зачислен в лицей. Вместе с ним были зачислены в лицей: Иван Пущин, Павел Мясоедов, Николай Ржевский и другие. Они принадлежали к знатным, но обедневшим дворянским фамилиям. Среди принятых в Лицей Пушкин выделялся более высоким общим развитием. Он многое прочел, о чем другие и не слыхали, и все, что читал, помнил.

Царскосельский Лицей, куда поступил Пушкин и его товарищи, представлял собой необычное учебное заведение. Он был создан решением императора Александра І по проекту выдающегося реформатора М.М. Сперанского. Это было время, которое Пушкин назвал «дней александровых прекрасное начало». Его основное предназначение составляло в подготовке государственных служащих.

Во флигеле дворца были созданы благоприятные условия для размещения и занятий лицеистов. Он состоял из четырех этажей. В нижнем этаже располагались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и других чиновников администрации. Во втором этаже находились конференц-зал, канцелярия, больница и аптека. Третий этаж включал учебные помещения: два класса для занятий, класс для подготовки к занятиям, физический кабинет, комнату для газет и журналов, комнату отдыха, библиотеку. Верхний этаж составлял коридор с арками, ведущими в комнаты лицеистов. В каждой комнате размещались железная полированная с медными украшениями кровать, комод, конторка с чернильницей, подсвечником и щипцами, зеркало, стул, стол для умывания и другие элементы для повседневного быта. В Лицее имелась бельевая комната. Белье нательное менялось два раза, столовое и постельное - раз в неделю. По субботам воспитанники посещали баню. Питание лицеистов соответствовало установленным в Лицее нормам. Утром - чай с булочкой. Обед состоял из трех блюд, ужин - из двух блюд.

Для воспитанников была установлена особая форма одежды. По будням они носили синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же синего цвета, по праздникам - мундир, белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа. Такая одежда использовалась при посещении церкви и во время прогулок. В последующем форма была упрощена: отменены ботфорты; белые панталоны были заменены синими брюками с жилетами того же цвета; фуражка вытеснила шляпу. Шляпа, как элемент военной одежды, стала одеваться воспитанниками только на занятиях по строевой подготовке, которые проводились в гвардейском образцовом батальоне. Такой формы одежды, как у лицеистов, не было ни в одной воинской части или учебном заведении.

Директором лицея был назначен Василий Федорович Малиновский, один из самых образованных людей своего времени. Он окончил философский факультет Московского университета, блестяще владел многими иностранными языками, обладал широким культурным кругозором. Он писал стихи, причем не, только на родном, но и на европейских языках. Для преподавания предметов были приглашены высококвалифицированные педагоги. Среди них профессора А.П.Куницын, Н.Ф.Кошанский, Я.И.Карцев и другие.

19 октября состоялось торжественное открытие Лицея, на котором присутствовали Александр І с семьей, члены Государственного Совета, министры, придворные и прочие «первенствующие чины». Перед собравшимися выступил директор лицея В.Ф.Малиновский. Директор департамента народного просвещения И.И.Мартынов прочел манифест об учреждении лицея. Профессор Н.Ф.Кошанский огласил списки служащих и воспитанников Лицея. Профессор А.П.Куницын, обращаясь к воспитанникам, говорил «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями!...Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно…Вы будете иметь непосредственное влияние на благо всего общества».

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме