Все работы по годам. Голубой и розовый период в творчестве П. Пикассо Пабло пикассо голубой период картины

"Голубой период", пожалуй, первый этап в творчестве Пикассо, применительно к которому можно говорить об индивидуальности мастера, несмотря на все еще звучащие ноты влияний. Первый творческий взлет был спровоцирован долгой депрессией: в феврале 1901 г. в Мадриде Пикассо узнал о смерти своего близкого друга Карлоса Касагемаса . 5 мая 1901 г. художник второй раз в своей жизни приехал в Париж, где все напоминало о Касагемасе, с которым он совсем недавно открывал для себя французскую столицу. Пабло поселился в комнате, где провел свои последние дни Карлос, завел роман с Жермен, из-за которой друг покончил с собой, общался с тем же кругом людей. Можно представить, в какой сложный узел сплелись для него горечь потери, чувство вины, ощущение близости смерти... Все это во многом послужило тем "сором", из которого вырос "голубой период". Позже Пикассо говорил: "Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв".

Однако в июне 1901 г. на первой парижской выставке Пикассо, открытой Волларом, еще нет никакой "голубой" специфики: 64 представленные работы яркие, чувственные, в них ощутимо влияние импрессионистов. В свои права "голубой период" вступал постепенно: в работах появились достаточно жесткие контуры фигур, мастер перестал стремиться к "трехмерности" изображений, стал уходить от классической перспективы. Постепенно его палитра становится все менее разнообразной, все сильнее звучат акценты синего. Началом собственно "голубого периода" считается созданный в том же 1901 году "Портрет Хайме Сабартеса" . Сам Сабартес сказал об этой работе: "Разглядывая себя самого на полотне, я понял, что именно вдохновило моего друга, - это был весь спектр моего одиночества, увиденный извне".

Ключевыми словами для этого периода творчества Пикассо действительно являются "одиночество", "боль", "страх", "вина", примером тому может служить "Автопортрет" мастера, созданный за несколько дней до отъезда в Барселону. В январе 1902 г. он вернется в Испанию, но не сможет остаться - слишком уж тесен для него испанский круг, слишком манит его Париж, снова отправится во Францию и проведет там несколько отчаянных месяцев. Работы не продавались, жилось очень тяжело.

Ему пришлось вновь вернуться в Барселону и последний раз задержаться больше чем на год. Столица Каталонии встретила Пикассо высоким напряжением, со всех сторон окружала нищета и несправедливость. Социальное брожение, охватившее на рубеже веков Европу, захватило и Испанию. Вероятно, это также сказалось на мыслях и настроениях художника, который работал на родине чрезвычайно много и плодотворно. Здесь созданы такие шедевры "голубого периода", как "Свидание (Две сестры)" , "Трагедия" , "Старый еврей с мальчиком" . Образ Касагемаса еще раз возникает в картине "Жизнь" : она была написана поверх работы "Последние мгновения", экспонировавшейся на Всемирной выставке 1900 года в Париже и ставшей поводом для первой поездки Пикассо и Касагемаса в столицу Франции. В периоды безденежья художник не раз писал поверх картин, но в данном, случае, возможно это "варварство" имело и некое символическое значение - как знак прощания со старым искусством и с Карлосом, тоже навсегда оставшимся в прошлом.

Весной 1904 года появилась возможность снова уехать в Париж и Пикассо не медлил. Именно в Париже ждали его новые ощущения, новые люди, интересы и новый период - "розовый" , который начинается с осени 1904 года.

«Голубой период» в творчестве Пабло Пикассо.

Старый гитарист

Данный период явился начальным этапом в творческой карьере художника. Именно в работах этого периода просматривается индивидуальный стиль живописца, хотя именно тогда он был больше всего подвергнут влияниям других мастеров.

Селестина

В начале 1901 года Пабло был сражен новостью о кончине своего очень дорогого друга, Карлоса Касагемаса. Эта новость ввела художника в долгую печаль и депрессию. Через пол года он все-таки решил в очередной раз приехать в Париж, где буквально все напоминало ему о близком друге, который не так давно впервые показывал ему все прелести столицы Франции. Пикассо решил пожить в комнате, в которой из-за неразделенной любви свел счеты с жизнью его друг Карлос. Также он начал отношения с женщиной, из-за которой друг ушел из жизни, начал проводить много времени с людьми, окружавшими Карлоса. Все это позволило ему почувствовать себя на месте друга, что наполнило его разум мрачными мыслями о том, насколько каждый из нас близок к смерти. Все это положило начало тому самому мрачному периоду его творчества, который в последствии назвали голубым. Пикассо сам утверждал, что он буквально проникся синим цветом после осознания того, что его друга больше нет.

Через несколько месяцев после приезда в Париж, художник открыл свою первую выставку в этом городе. Однако тогда он еще не писал «голубых» картин, его работы больше походили на импрессионизм. Пикассо пытался добавлять картинам объема путем облачения объектов в темные контуры. Со временем его картины становились все более однообразными, все чаще все они были выполнены в синих тонах. Первой картиной данного периода стал «Портрет Хайме Сабартеса».

Страх, отчаяние, одиночество, страдание - данные слова были идеальным описанием к работам «голубого периода». Подтверждение этому можно найти в автопортрете Пикассо, созданном в то время. Тогда он переживал тяжелый период, картины никто не покупал, он часто метался между Испанией и Францией, каждая из которых по-своему давили на него. Испания в то время была в трудном положении, люди нищенствовали, постоянно мигрировали. Возможно, все это тоже сказалось на художнике и он в тот период написал картину «Старый еврей с мальчиком», на которой изображены голодные бедные люди. На своей родине Пикассо очень много времени провел за написанием картин. Довольно часто он писал новые картины поверх старых, так как у него не было денег на покупку новых холстов, так было потеряно множество возможных шедевров живописи. Но с другой стороны это можно представить как избавление от старых воспоминаний о близком человеке.

Вряд ли найдется человек на планете, которому не знакомо имя Пабло Пикассо. Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в 20 веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира.

Художник Пабло Пикассо: детство и годы обучения

Один из ярчайших родился в Малаге, в доме на площади Мерсед, в 1881 году, 25 октября. Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо. Следуя испанской традиции при крещении, родители дали мальчику достаточно длинное имя, которое представляет собой чередование имен святых и самых близких и почитаемых в семье родственников. В конечном счете его знают по самому первому и последнему. Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой. Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником. Звали его Хосе Руис. Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет - «Пикадор». Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо. Отец будущего художника получил предложение о работе преподавателя в Ла-Корунье в 1891 году, и вскоре семья переехала на север Испании. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств. Затем семья перебралась в один из красивейших городов - Барселону. Юному Пикассо на тот момент было 14 лет, и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Однако отец смог добиться того, чтобы его допустили к вступительным экзаменам на конкурсной основе, с которыми он справился блестяще. Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств - «Сан Фернандо» в Мадриде. Учеба в академии быстро наскучила юному дарованию, в ее классических канонах и правилах ему было тесно и даже скучно. Поэтому больше времени он посвящал Музею Прадо и изучению его коллекций, а спустя год вернулся в Барселону. К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже).

Во время пребывания в Мадриде он впервые совершил где изучил все музеи и живопись самых великих мастеров. Впоследствии он приедет в этот центр мирового искусства неоднократно, а в 1904 году переберется окончательно.

«Голубой» период

Этот временной промежуток можно рассматривать как именно в это время начинает проявляться в творчестве Пикассо его индивидуальность, все еще подверженная постороннему влиянию. Известный факт: талант творческих натур проявляет себя максимально ярко в сложных жизненных ситуация. Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру. Взлет был спровоцирован и произошел после продолжительной депрессии, вызванной смертью близкого друга Карлоса Касагемаса. В 1901 году на выставке, организованной Волларом, были представлены 64 работы художника, однако на тот момент они еще были полны чувственности и яркости, явно ощущалось влияние импрессионистов. В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы. Палитра красок на его полотнах становится все более однообразной, акцент делается на синий цвет. Началом периода можно считать "Портрет Хайме Сабартеса" и автопортрет Пикассо, написанные в 1901 году.

Картины «голубого» периода

Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль. В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. Напряженная обстановка в столице Каталонии, нищета со всех сторон и социальная несправедливость выливаются в народные волнения, постепенно охватившие не только всю Испанию, но и Европу. Вероятно, такое положение дел оказало влияние и на художника, который в этот год работает плодотворно и чрезвычайно много. На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса. В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента». В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. Тема абсента звучит во многих картинах. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма. Особенно явно в глаза бросается гипертрофированная рука женщины, которой она словно старается защититься. В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции.

Как только появляется возможность вновь отправиться в без колебаний решает ею воспользоваться и уезжает из Испании весной 1904 года. Именно там он столкнется с новыми интересами, ощущениями и впечатлениями, что даст начало новому этапу его творчества.

«Розовый» период

В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго - с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го - и был не совсем однородным. Большая часть картин периода отмечена светлой гаммой красок, появлением охристых, жемчужно-серых, красно-розовых тонов. Характерно появление и в последующем доминирование новых для творчества художника тем - актеры, циркачи и акробаты, атлеты. Безусловно, подавляющее большинство материала ему предоставлял цирк Медрано, который в те годы располагался у подножия Монмартра. Яркая театральная обстановка, костюмы, поведение, разнообразие типажей словно вернули П. Пикассо в мир, пусть и преображенных, но реальных форм и объемов, естественного пространства. Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества.

Пабло Пикассо: произведения «розового» периода

Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье - это «Сидящая обнаженная» и «Актер». Один из признанных шедевров «розового» периода - «Семейство комедиантов» (на фото выше). Полотно имеет внушительные размеры - в высоту и ширину более двух метров. Фигуры циркачей изображены на фоне синего неба, принято считать, что арлекин с правой стороны - это сам Пикассо. Все персонажи находятся в статике, и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество - тема всего «розового» периода. Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты. Мать и сын», «Девочка с козлом». Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. Новый толчок в творчестве случился в конце 1906 года, когда Пикассо путешествовал по Испании и оказался в небольшой деревне в Пиренеях.

Африканский период творчества

С архаичным африканским искусством П. Пикассо впервые столкнулся на тематической выставке музея Трокадеро. Его впечатлили языческие идолы примитивной формы, экзотические маски и статуэтки, воплощавшие в себе великую силу природы и дистанцированные от мельчайших деталей. Идеология художника совпала с этим мощным посылом, и в результате он стал упрощать своих героев, делая их подобными каменным истуканам, монументальными и резкими. Однако первая работа в направлении данной стилистики появилась еще в 1906 году - это портрет работы Пабло Пикассо писательницы Он переписывал картину 80 раз и уже совершенно разуверился в возможности воплотить ее образ в классическом стиле. Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет».

Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. Она венчала данный этап творческого пути художника и во многом определила судьбу искусства в целом. Впервые полотно увидело свет лишь спустя тридцать лет после его написания и стало открытой дверью в мир авангарда. Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против». В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка.

Кубизм в творчестве Пикассо

Проблема уникальности и точности изображения оставалась на первом месте в европейском изобразительном искусстве вплоть до того момента, когда в него ворвался кубизм. Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать?» Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. Зрительные образы становятся не только правдоподобными, но и доступными, легко тиражируются. Кубизм Пабло Пикассо в данном случае отражает индивидуальность творца, отказываясь от правдоподобного изображения внешнего мира и открывая совершенно новые возможности, границы восприятия.

К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). Ассоциирование зрителями творчества мастера с абстракционизмом совершенно не устраивало Пикассо, ему был важен сам эмоциональный посыл картин, их скрытый смысл. В конечном итоге созданный им же самим стиль кубизм перестал постепенно вдохновлять художника и интересовать, открыв дорогу новым веяниям в творчестве.

Классический период

Второе десятилетие 20 века было для Пикассо достаточно сложным. Так, 1911 год ознаменовался историей с украденными статуэтками из Лувра, которая выставила художника не в лучшем свете. В 1914 г. выяснилось, что, даже прожив столько лет в стране, за Францию Пикассо сражаться в Первой мировой войне не готов, что развело его с многими друзьями. А в следующем году умерла его возлюбленная Марсель Умбер.

На возвращение более реалистичного в творчестве Пабло Пикассо, произведения которого наполнились вновь читаемостью, фигурностью и художественной логикой, повлияли и многие внешние факторы. В том числе поездка в Рим, где он проникся античным искусством, а также общение с балетной труппой Дягилева и знакомство с балериной Ольгой Хохловой, которая вскоре стала второй женой художника. Началом нового периода можно считать ее портрет 1917 года, который в некотором роде носил экспериментальный характер. Русский балет Пабло Пикассо не только вдохновил на создание новых шедевров, но и подарил возлюбленную и долгожданного сына. Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации».

Сюрреализм

Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки. Однако к творчеству Пабло Пикассо, которого украшают самые лучшие музеи и галереи мира, такой подход можно назвать весьма условным. Если следовать хронологии, то период, когда художник был близок к сюрреализму, выпадает на 1925-1932 годы. Совершенно неудивительно, что на каждом этапе творчества мастера кисти посещала муза, и, когда О. Хохлова пожелала узнавать себя на его полотнах, он обратился к неоклассицизму. Однако творческие люди непостоянны, и вскоре в жизнь Пикассо вошла юная и очень красивая Мария Тереза Вальтер, которой на момент знакомства исполнилось всего 17 лет. Ей была уготована роль любовницы, а в 1930 году художник купил замок в Нормандии, который для нее стал домом, а для него - мастерской. Мария Тереза была верной спутницей, стойко перенося творческие и любовные метания творца, поддерживая дружескую переписку вплоть до смерти Пабло Пикассо. Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д.

Период Второй мировой войны

Симпатия Пикассо во времена военных действий в Испании в 1937 году принадлежала республиканцам. Когда в этом же году итальянская и немецкая авиация разрушила Гернику - политический и культурный центр басков - Пабло Пикассо город, лежащий в руинах, изобразил на огромном одноименном полотне буквально за два месяца. Его буквально охватил ужас от угрозы, которая нависла над всей Европой, что не могло не отразиться на творчестве. Эмоции выражались не прямо, а воплотились в тональности, ее мрачности, горечи и сарказме.

После того как отгремели войны, и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски. Его полотна, написанные в 1945-1955 годах, обладают средиземноморским колоритом, очень атмосферны и отчасти идеалистичны. В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Произведения, которые были созданы в последние 15 лет жизни, весьма неравномерны по стилистике и качеству.

Один из крупнейших художников двадцатого века - Пабло Пикассо - умер в возрасте 91 года на своей вилле во Франции. Похоронен вблизи принадлежавшего ему замка Вовенарт.

«Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касаджемас мертв», - признавался Пикассо позже. «Период с 1901 по 1904 год в творчестве Пикассо обычно называют «голубым» периодом, так как большинство картин этого времени написано в холодной сине-зеленой гамме, усугубляющей настроение усталости и трагической нищеты» . То, что позже назвали «голубым» периодом, приумножалось изображениями печальных сцен, картинами, полными глубокой меланхолии. На первый взгляд все это несовместимо с огромной жизненной силой самого художника. Но вспоминая автопортреты молодого человека с огромными печальными глазами, мы понимаем, что полотна «голубого» периода передают эмоции, владевшие художником в то время. Личная трагедия обострила его восприятие жизни и горя страдающих и обездоленных людей.

Парадоксально, но факт: несправедливость жизненного устройства остро чувствуют не только те, кто с детства пережил гнет жизненных тягот или еще хуже - нелюбовь близких, но и вполне благополучные люди. Пикассо - яркий тому пример. Мать обожала Пабло, и эта любовь стала для него непробиваемой броней до самой смерти. Отец, постоянно испытывавший материальные затруднения, умел из последних сил помочь сыну, хотя тот порой двигался совершенно не в том направлении, которое указывал дон Хосе. Любимый и благополучный юноша не стал эгоцентриком, хотя атмосфера декадентской культуры, в которой он формировался в Барселоне, казалось бы, способствовала тому. Напротив, он с огромной силой ощущал социальное нестроение, громадную пропасть между бедными и богатыми, несправедливость устройства общества, антигуманность его - словом, все то, что привело к революциям и войнам XX в.

«Обратимся к одному из центральных произведений Пикассо того времени - к картине «Старик нищий с мальчиком», выполненной в 1903 г. и находящейся сейчас в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На плоском нейтральном фоне изображены две сидящие фигуры - дряхлый слепой старик и маленький мальчик. Образы даны здесь в их резко контрастном противопоставлении: изборожденное морщинами, как бы вылепленное мощной игрой светотени лицо старика с глубокими впадинами слепых глаз, его костлявая, неестественно угловатая фигура, ломающиеся линии его ног и рук и, как противоположность ему, широко открытые глаза на нежном, мягко промоделированном лице мальчика, плавные, текучие линии его одежды. Мальчик, стоящий на пороге жизни, и дряхлый старик, на которого смерть уже наложила свой отпечаток, - эти крайности объединены в картине какой-то трагической общностью. Глаза мальчика широко открыты, но они кажутся такими же невидящими, как и страшные провалы глазниц старика: он погружен в такое же безрадостное раздумье. Тусклый голубой цвет еще больше усиливает то настроение скорби и безысходности, которое выражено в печально сосредоточенных лицах людей. Цвет не является здесь цветом реальных предметов, он не является также цветом реального света, заливающего пространство картины. Одинаково тусклыми, мертвенно холодными оттенками синего цвета передает Пикассо и лица людей, и их одежды, и фон, на котором они изображены» .

Изображение жизнеподобно, но в нем немало условностей. Гипертрофированы пропорции тела старика, неудобная поза подчеркивает его изломанность. Худоба неестественна. Слишком упрощенно переданы черты лица мальчика. «Художник ничего не сообщает нам о том, кто эти люди, какой стране или эпохе они принадлежат и зачем они, вот так прижавшись друг к другу, сидят на этой голубой земле. И тем не менее картина говорит о многом: в контрастном противопоставлении старика и мальчика мы видим и печальное, безрадостное прошлое одного, и безнадежное, неминуемо мрачное будущее другого, и трагическое настоящее их обоих. Само скорбное лицо нищеты и одиночества смотрит на нас своими печальными глазами с картины. В своих работах, созданных в этот период, Пикассо избегает дробности, детализации и стремится всячески подчеркнуть главную идею изображаемого. Эта идея остается общей для подавляющего большинства его ранних произведений; так же как и в «Старике нищем с мальчиком», она заключается в раскрытии неустроенности, скорбного одиночества людей в трагическом мире нищеты» .

Картины «Голубого периода» Пикассо - это квинтэссенция боли, одиночества и разрушительной депрессии. Как ни парадоксально, основные события этого периода развернулись в городе любви и столице искусства - Париже. Почему же на самом старте жизненного и творческого пути Пикассо возникли эти печальные, мрачные тона? Какие события навсегда изменили жизнь художника?

Увидеть Париж и не умереть

Накануне своего девятнадцатилетия Пикассо вместе с другом-художником Карлосом Касагемасом отправился в Париж. Молодые люди не знали ни слова по-французски, но это не помешало им довольно быстро обзавестись знакомствами с местными каталонцами и найти съемное жилье. Все дни напролет они проводили в кафе, в Лувре, на Всемирной выставке, в борделях и кабаре. Однако работать тоже приходилось много. В одном из писем Касагемас пишет: «Всегда, когда есть свет - я имею в виду солнечный, от искусственного тут никуда не денешься круглые сутки - мы в студии, рисуем».

Первый приезд в Париж подарил двум молодым людям... женщин. Пикассо использовал все свое обаяние и магнетизм, чтобы крутить романы с дамами, - и ни языковой барьер, ни общая неустроенность не могли ему в этом помешать. Чаще всего молодые люди проводили время в компании своих натурщиц. Одна из них - Одетта - стала подружкой Пикассо. Вторая - француженка с испанскими корнями Жермена Гаргальо - Касагемаса. И хотя Жермена была замужем, непреодолимая тяга к свободе и приключениям то и дело впутывала ее в отношения с новыми мужчинами.

«Художники Касагемас и Пикассо, преследующие двух девушек», 1900 год

Касагемас и Пикассо были близкими друзьями, но абсолютно противоположными по характеру людьми. Импульсивный, неуверенный в себе, сомневающийся в своей мужественности Карлос тяжело переживал, когда Жермена не обращала на него внимания или флиртовала с другими. Чтобы успокоить ревнивое сердце и отвлечься от дурных мыслей, он нагружал себя работой: «Со следующей недели, то есть с завтрашнего дня, мы наполним свою жизнь миром, спокойствием, работой и всем тем, что приносит душевное равновесие и телесную бодрость. Такое решение мы приняли после официальной встречи с дамами».

Первый покровитель

Петрюс Манаш, которому представили Пикассо его испаноговорящие друзья, был известным парижским коллекционером и торговцем картинами. Манаш был очарован работами Пикассо и предложил сделку: сто пятьдесят франков в месяц за все картины, которые художник успеет создать за это время, а также его, Манаша, личное покровительство. Пабло согласился. С одной стороны, предложение дало Пикассо уникальный шанс вырваться из бедности, в которой он до этого все время находился. Для понимания щедрости предложения Манаша следует сказать, что, например, аренда мастерской стоила 15 франков в месяц, а на ежедневные нужды хватало и двух франков в день.

С другой стороны, вскоре эта зависимость от денег Петрюса стала бить по самолюбию Пикассо: упрямый, избалованный мальчишка, который никогда никому ничего не был должен, попал в очень тяготившую его кабалу. И даже на расстоянии - когда Пикассо решил вернуться на время на родину, в Испанию - Манаш пытался контролировать его и постоянно требовал новые картины.

А домой он вернулся довольно быстро. Ближе к Рождеству Пикассо и Касагемас поняли, что скучают по родным. Париж - со всеми своими огнями, шумом, яркими рекламными плакатами, бесконечными вечеринками и борделями - им надоел. Молодые люди решили вернуться в Барселону. Но, оказавшись в столице Каталонии, довольно быстро осознали: здесь их ждали лишь нищета, неоправданные надежды о славе и все те же бесконечные публичные дома. Касагемас чах на глазах от тоски по любовнице, которую оставил во Франции. Зря Пикассо надеялся, что местные танцовщицы смогут отвлечь друга от мыслей о роковой Жермене. Скоро Карлос заявил, что возвращается в Париж.

Погружение во тьму

В феврале 1901 года Пикассо получил письмо, которое обрушило его прежнюю жизнь. В нем сообщалось, что Карлос Касагемас, его ближайший друг и творческий соратник, погиб.

Семнадцатого февраля - перед отъездом в Барселону - Карлос устроил прощальный ужин в ресторане «Ипподром». Как выяснилось позже, Касагемас заранее готовился к этому событию и знал, что ужин будет последним в его жизни. Молодой человек, одержимый страстью к Жермене, принес с собой заряженный револьвер и, вскрикнув: «Вот тебе!» - выстрелил в ненавистную возлюбленную. Однако промахнулся. Вторую пулю со словами «А это мне!» - он отправил себе в голову. Жермена не пострадала, а Карлос Касагемас скончался в больнице через несколько часов.

Мать юноши не смогла пережить эту новость. Пикассо потребовалось несколько месяцев, чтобы осознать произошедшее. Первой его работой после трагедии стал портрет Карлоса Касагемаса для некролога, опубликованного в местной газете.

Из книги «Пикассо» Анри Жидель: «Преследуемый навязчивыми воспоминаниями о Касагемасе, постоянно возникавшем в его памяти как упрек, он пытался изгнать из себя эту боль. В течение нескольких месяцев Пикассо использовал наилучший способ самозащиты - свое искусство. И чтобы до конца исцелиться, он решил воспроизвести драму 17 февраля… во всем ее ужасе. Он изображает молодого человека, укрытого саваном, горящая рядом свеча освещает его мертвенно-бледное лицо. На правом виске - темное пятно, место, куда проникла пуля. Эта картина написана - и не случайно - на манер Ван Гога, который покончил с собой аналогичным образом».


«Смерть Касагемаса», 1901 год

С этого момента Пикассо впал в страшную депрессию, которая стала разъедать его изнутри. В попытке забыться он с головой ушел в работу, решив преодолевать горе через творчество. Теперь цель должна была оправдать все средства - и вскоре Пикассо принял решение вернуться в Париж. Он заключил сделку с собственным эго и снова отправился к Манашу, который, в свою очередь, с нетерпением ждал возвращения подопечного. Он даже снял для Пикассо студию погибшего Касагемаса, расположенную рядом со злополучным рестораном «Ипподром».

В этой же мастерской Пикассо написал портрет своего покровителя, в котором этот сильный и уверенный в себе человек напоминает матадора, «готового ринуться в бой со свирепым быком, заранее принимая любой исход схватки».

«Петрюс Манаш», 1901 год

Однако вскоре многоопытного Манаша ждало весьма неприятное открытие: Пикассо гораздо сложнее и непредсказуемее, чем ему казалось. Вместо ярких жизнерадостных полотен, которые он так ждал, художник выдавал мрачные, пессимистичные, исполненные болью и страданием картины в неожиданной сине-голубой гамме.

«Голубой период»

Все это время Пикассо думал только о потере друга. Боль утраты не затухала, а только набирала новые обороты. Картины заселили измученные люди, больные калеки и одинокие бродячие артисты. Каждая работа этого времени написана в пронзительных голубых тонах и транслирует бесконечное чувство одиночества героев. Все они словно ждут человека, который никогда больше не придет. Собственный автопортрет художника этого периода резко отличается от прошлых: суть этого образа составляют пустота, мрачность и безысходность.

«Автопортрет», 1901 год

Возможно, Пикассо намеренно погружал себя в страдание, напитываясь вдохновением «Голубого периода». Картина «Похороны Касагемаса» - самая большая по размеру среди созданных в Париже - занимала значительную часть его мастерской и одновременно служила ширмой. Он рисовал мертвого друга вновь и вновь, словно пытаясь почувствовать его предсмертную боль и страдания.

«Жермена», 1902 год

А жизнь тем временем продолжалась. Их общий с Карлосом друг - Маноло - стал любовником Жермены. А вскоре им стал и сам Пикассо. Зачем? Узнать мы это уже не сможем. Возможно, связь с этой женщиной была очередной попыткой пережить боль погибшего друга, желанием его понять. Тень Жермены, которая в итоге вышла замуж за Маноло, всю жизнь была рядом с Пикассо. Писательница Гертруда Стайн так говорила о художнике: «Он человек, которому надо постоянно опустошать себя, и для этого ему необходим мощный стимул к деятельности, к полному опустошению».


«Две сестры», 1902 год

На картине «Две сестры» изображены проститутка и монахиня (другой вариант трактовки предполагает, что это проститутка и её мать). Этой работой художник манифестировал свое отношение к женщинам: все они, по его мнению, делятся на святых и блудниц. Пикассо продолжал проводить время в борделях и кабаре, но наглухо закрыл свое сердце и по-настоящему не сближался с женщинами больше чем на одну ночь.

«Любовники», 1904 год

Писатель Палау-и-Фабре затрагивал эту тему в своей книге «Жизнь Пикассо, 1881–1907», когда описывал картину «Любовники»: «...два червя, переплетенных и сплетающихся... Пикассо, который прячет лицо, уткнувшись в женское тело, вероятно, уже прячет что-то от себя самого - что-то, чего он не хочет видеть целиком, о чем старается не думать».

В эти годы Пикассо создал много графических работ, в которых зарождался его новый, уникальный почерк: наброски одной непрерывной линией, без отрыва карандаша. Картины кажутся незавершенными, но даже они передают физические и духовные муки художника в это непростое время.

«Жизнь», 1903 год

«Жизнь» - центральная работа «Голубого периода», наполненная неоднозначными символами. В левой части - идеализированный образ Касагемаса, к которому прильнула обнаженная женщина. В правой - женщина с ребенком, которая смотрит на юношу с укором: возможно, это мать Касагемаса. На заднем плане - два холста: на верхнем - обнимающаяся пара, образ любви; на нижнем - скорчившаяся женщина, воплощение боли и одиночества.

Основной мотив всех произведений «Голубого периода» - одиночество и неотвратимость человеческих страданий; мучение нищих, больных, стариков и калек. Реальность сущего неподъемным грузом легла на до того беззаботного Пикассо: размышления о смысле происходящего с ним и его близкими (их бедах и горестях) воплотились в картинах этого периода - самого мрачного периода в творчестве художника.


Обретение шедевров «Голубого периода»

Произведения с таким глубоким и одновременно тяжелым смыслом было почти невозможно продавать. Однажды Пикассо свернул все работы в рулон и просто отдал его своему другу Рамону Пишо. И правильно сделал: ответственный товарищ сумел сохранить сверток, и именно благодаря ему мы сегодня можем лицезреть шедевры Пикассо того периода.


«Если бы сверток потерялся, то не было бы “Голубого периода”, так как все, что я тогда нарисовал, было там» Пабло Пикассо

Спустя некоторое время (в 1905 году) Пикассо познакомился с писателем и поэтом Гийомом Аполлинером, а спустя два дня показал ему работы «Голубого периода». Аполлинер, никогда прежде не видевший ничего подобного, стал своеобразным переводчиком изобразительного языка Пикассо на понятный нам человеческий язык. Что говорить: он и самому художнику, для которого собственные картины были чем-то интуитивным и подсознательным, смог истолковать их смысл. Статьи Аполлинера - чудесный пример того, как текст художественного полотна становится полноценным литературным произведением.

«Эти дети, которым не досталось ласки, понимают все. Эти женщины, которых никто не любит, ничего не забывают. Они будто скрываются в тенях некоего древнего храма. Они исчезают с рассветом, утешившись безмолвием. Ледяная мгла окутала их. Эти старики имеют право, не унижаясь, просить милостыни...» - написал Аполлинер. «...Говорят, будто в работах Пикассо чувствуется преждевременное разочарование. Но я считаю, что в действительности все ровным счетом наоборот. Пикассо очарован тем, что видит, а настоящий талант позволяет его воображению смешивать воедино восторг и отвращение, низменное и возвышенное. По другую сторону натурализма Пикассо, его нежной внимательности к деталям, лежит мистицизм, присущий даже самым далеким от религии испанцам... Худощавые, оборванные акробаты, окруженные сияющим ореолом, - это настоящие сыны человечества: непостоянные, коварные, ловкие, нищие, лживые».

Фото: Getty Images Russia, РИА Новости

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...