Женский взгляд на мужские образы в русской литературе. Илья Обломов: депрессивный мечтатель

Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Согласно свидетельству современников писателя, в его основу легли реальные события, которые имели место в доме Варвары Тургеневой - матери самого писателя. Случай этот произвел неизгладимое впечатление на автора. И после этого он создал небольшое произведение, которое показалось критикам очень милым, печальным и трогательным. Но для самого Тургенева история эта была действительно страшна.

Общая характеристика

Описание Герасима из рассказа «Муму» можно начать со знакомства с главным героем. Основное действующее лицо произведения - глухонемой дворник по имени Герасим, который служит у престарелой барыни. Практически с первых строк своего произведения писатель выделяет Герасима из остальной прислуги. Описывая своего персонажа, Тургенев подчеркивает такие его качества, как трудолюбие и сила. Он выполняет всю работу по дому, во дворе, а также на конюшне, а по ночам занимается караулом. Герасим - это обычный деревенский мужик. Он является крепостным крестьянином.

Несмотря на природный недостаток мужика, он обладает большой физической силой, что необходимо упомянуть в описании Герасима из рассказа «Муму». Обычно он замкнут и угрюм. Даже по его лицу сложно определить, что он переживает. И его суровость, по-видимому, была такой же врожденной, как и глухота. Также главный герой не понимал шуток окружающих. Описание Герасима из рассказа «Муму» в этом отношении можно дополнить цитатой из произведения. Над ним «глумиться не все решались: шуток он не любил». Даже дворовые побаивались дворника. Во всем главный герой любил порядок. И даже петухи не смели вступать в драку при Герасиме. Он живет в маленькой каморке, расположенной над кухней. Все в этой каморке он устраивает по собственному вкусу.

Внешность

Описание внешности Герасима из рассказа «Муму» должно содержать в себе ту информацию, которую дает писатель в своем произведении. Главного персонажа Тургенев описывает как степенного и важного богатыря. Его рост составляет 12 вершков (или же 195,5 см). Походку Герасима Тургенев описывает с помощью таких определений: «твердая», «тяжелоступная», «неверная». Лицо его бывает «радостным», или «безжизненным», «окаменелым». Одет Герасим в кафтан, тулуп, а также сапоги.

Описание Герасима из рассказа «Муму»: качества характера

На протяжении всего рассказа читатель имеет возможность наблюдать, что в каждой ситуации главный героя сохраняет свои лучшие качества - честность, любовь к работе, умение искренне любить. Герасим всегда до последнего держит свое слово. Он также наделен глубоким чувством собственного достоинства. В этом и заключается его нравственно-духовное превосходство над остальными обитателями двора.

К кому Герасим был привязан душой

Краткое описание Герасима из рассказа «Муму» должно также содержать небольшой очерк о его душевных привязанностях, ведь это свидетельствует об умении любить, свойственном главному персонажу. Герасиму из всех обитателей двора больше всего по душе Татьяна - женщина с добрым и кротким характером, возраст которой составляет порядка 28 лет. Герасим относится к ней любезно, оказывая знаки внимания и не давая никому ее в обиду. После того как злая барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали замуж за пьяницу, Герасиму стало совсем тоскливо. Он находит щенка с интересным окрасом - белая собачка покрыта черными пятнами. Только с этим щенком Герасим чувствует себя счастливым. Собачку он называет Муму. Герасим заботится о ней, словно о собственном ребенке.

Краткое описание каморки Герасима из рассказа «Муму»

Многое можно сказать о главном персонаже, исходя из описания его каморки. Тургенев пишет о том, что Герасим соорудил для себя кровать из дубовых досок. Ее писатель называет «истинно богатырской». В углу стоит стол, а около стола - прочный «стул на трех ножках». Стул настолько прочно сделан, что сам Герасим иногда поднимает его, специально роняет и ухмыляется. Под кроватью находится тяжелый сундук. Каморка крепостного запирается на замок.

Поступки главного героя

Обычно время, когда школьникам задают на дом подготовить описание Герасима из рассказа «Муму», - 5 класс. В этом возрасте учащиеся уже могут понять те непростые события из жизни русского крестьянина, о которых рассказывает произведение Тургенева. Крепостной работает за четверых. Несмотря на такой труд, барыню даже это не устраивает. Она хочет полностью распоряжаться жизнью своих крепостных.

Сначала она выдает замуж свою горничную по имени Татьяна за башмачника, злоупотребляющего спиртным. А затем требует, чтобы убрали любимую собачку Герасима Муму. Однако главный герой, хотя и является глухонемым, показывает свою несговорчивость. Он топит свою любимую собаку и затем уходит из барского дома, даже не спросив барского разрешения. До конца своих дней Герасим живет бобылем в своей деревне.

Нравственное превосходство персонажа

Несмотря на то что Тургенев сделал своего главного героя немым, фактически таковыми можно назвать всех остальных обитателей двора. Ведь у них не было никаких личных желаний. Неведомо им было и чувство собственного достоинства, они в большей мере походили на рабов. Несмотря на это, Герасим находится в хороших отношениях с челядью.

Описывая характер своего героя, писатель подчеркивает его нравственное превосходство над остальными. В сочинении «Описание Герасима из рассказа «Муму» школьник может указать: главного персонажа Тургенев сравнивает с молодым быком, степенным и гордым гусаком. Для того чтобы еще ярче описать внешность своего героя, Тургенев использует прием гиперболы. Например, Герасим так сокрушительно косит, что мог бы «хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней…». И если своего главного героя писатель сравнивает с могущественным богатырем, то остальная челядь названа Тургеневым «людишками». Все обитатели двора стремились во всем угождать барыне. Они бездумно следовали любым ее приказам, если даже эти действия унижали их или окружающих.

Написанный И. Тургеневым в 1852 году рассказ «Муму» появился в печати только в 1854-м. Около двух лет его содержание обсуждалось лишь в частной переписке. Главной причиной запрета на любое упоминание произведения стал главный герой. Это обычный крепостной, которого крупным планом изобразил Тургенев. Герасим, по словам И. Аксакова, стал «олицетворением русского народа». Рассмотрим этот образ подробнее.

Реальная основа сюжета

У Варвары Петровны, деспотичной помещицы и матери писателя, был немой дворник Андрей. Она приметила его в одной из деревень и взяла к себе. Крепостной отличался богатырской фигурой, огромной силой, исполнительностью и спокойным нравом. Его знала практически вся Москва. Как-то Андрей подобрал собачку, которая не понравилась барыне. Хозяйка велела ее уничтожить. Приказ выполнил сам немой, который после всего случившегося остался на службе. Тургенев в своем рассказе обыграл финал истории, в результате чего оказался сложнее своего прототипа. Это покажет характеристика Герасима.

История жизни крепостного

Главный герой был немым с рождения. Обладал огромной силой, любое дело спорилось в его больших руках. Герасим вырос в деревне, по которой очень скучал в городе. Неслучайно автор сравнивает его с быком, которого оторвали от сочной травы и поставили на грохочущий железнодорожный вагон. Первое время он не знал, новая работа казалась игрой. Часто падал на землю и подолгу лежал, мучаясь от тоски. Постепенно привык к городу, хотя с дворней общался мало: его побаивались из-за громадной фигуры и строгого вида. Такова первая характеристика Герасима.

Спустя какое-то время привыкший к новой жизни крепостной стал выделять прачку Татьяну, понравившуюся ему кротким и пугливым нравом. Он начал за ней ухаживать, неумело и неуклюже. Окружающие даже заметили, что дворник несколько подобрел. Но помещица отдала девушку замуж за пьяницу Капитона. Это стало огромным потрясением для Герасима. Он не возмущался, не противился барской воле. Лишь еще большее отчуждение от людей и сосредоточенность на работе свидетельствовали о его душевных переживаниях. Так Герасим лишился человека, к которому впервые очень привязался. Важно отметить, что он не обозлился, просто стал мрачнее и угрюмее, чем раньше.

Герасим и Муму

Собачка появилась у дворника случайно: ее, совсем еще крохотную, он выловил в реке. Принес домой, выходил. Относился к щенку, как к ребенку, отдавая всю свою нежность и любовь. Спустя несколько месяцев Муму - это было одно из немногих слов, которые мог выговаривать немой - превратилась в красивую собаку. Герасим и его питомица были неразлучны, а вся жизнь дворника сосредоточилась на собаке. Так продолжалось, пока барыня - Муму уж было более полутора лет - случайно не увидела ее во время прогулки. Злобное рычание при встрече с незнакомым человеком стало причиной того, что барыня приказала избавиться от животного.

Герасим был на себя не похож, когда дворецкий тайком продал Муму. Его лицо словно окаменело, и без того угрюмый, он вовсе перестал обращать внимание на людей. Зато когда собака вернулась - прибежала с обрывком веревки на шее - он не мог нарадоваться. Тщательно вымел весь двор, починил забор, в общем, вертелся весь день, изредка навещая свою любимицу, предусмотрительно закрытую в комнате. Только ночью он решился вывести ее на улицу, не думая о том, что собака может выдать себя голосом.

Характеристика Герасима: нелегкое решение

Когда стало ясно, что спасти Муму невозможно, дворник пообещал, что сам ее «уничтожит». Он празднично оделся, сытно покормил собаку в трактире и направился к реке. Взяв два кирпича, сел в лодку и отплыл далеко от берега…

Характер Герасима, твердый и решительный, проявился в тот момент, когда он выполнил обещанное. В отличие от своего прототипа, дворник не смог смириться со своим бесправием и гибелью самого дорогого для него существа. Собрав вещи, он отправился в деревню. Этот поступок свидетельствует о большой и мужестве крепостного, посмевшего открыто выступить против бесчинств барыни и положения крепостного.

То, что произошло с героем, стало для него неизлечимой душевной травмой. До конца жизни он не приблизился ни к одной женщине и не погладил ни одной собаки. Такова характеристика Герасима из рассказа «Муму» И. Тургенева.

Слайд 1

Слайд 2

Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов. Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки. Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.

Слайд 3

Вообще, Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться, - а то беда!
Мир безмолвия, в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка. Мир слов, в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, - лжив, хитёр, жесток и порочен.

Слайд 4

Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а коротких: он принимал их за своих.

Слайд 5

Слайд 6

В. М. Максимов. Всё в прошлом.

Слайд 7

История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.

Слайд 8

Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит, человек второго сорта.

Слайд 9

Капризы барыни – для всех закон.

Слайд 10

Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми, торжество русского духа.
Каморка Герасима – маленькая крепость. Отношения между Герасимом и населением «двора» переходят во враждебные и принимают характер военных действий.

Слайд 11

Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо.

Слайд 12

Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим. Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.

Слайд 13

Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость. Пейзаж – художественное описание природы. Герасим глубоко чувствует природу, её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни.
Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?

Слайд 14

Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена.
Главная мысль рассказа «Муму».
«Бунт» Герасима воплощён не только в уходе из московского поместья, но и в окончательном отчуждении от людей.
Завьялов. Месть Самсона. 1836

Слайд 15

Тестовая работа по произведению
У себя в деревне Герасим: А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом 2. В городе он стал: А)сапожником Б)дворником В)портным Жил Герасим у барыни: А)вместе с другими Б)отдельно от всех В)у него не было своего угла Дворня относилась к нему с: А)любовью Б)уважением В)ненавистью На какую степенную птицу походил Герасим? А)петух Б)индюк В)гусак По характеру он был: А)общительным Б)добродушным В)замкнутым 7. Что подарил он Татьяне в первый раз? А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха Герасим желал жениться на Татьяне, потому что: А)было одиноко жить в каморке Б)полюбилась Татьяна В)было трудно справляться с домашними делами
Появление Муму в жизни Герасима: А)отдалило его от людей Б) не изменило его жизнь В) позволило отдать всю невостребованную любовь В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью» выделенные слова являются: А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением Слова «решимость» и «отвага» – это: А)синонимы Б)омонимы В)антонимы Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»-автор использовал: А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение Герасим ушёл из Москвы, потому что: А)соскучился по дому Б)устал от городской жизни В)эта жизнь ему стала невыносима В основе произведения лежит: А)художественный вымысел Б)историческая реальность В)фантастическое событие

Открытый урок литературы в 5 классе

Тема: И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Канина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока: Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни, Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
I. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Презентация (слайд 1)
Учитель: Сегодня у нас особенный урок, мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева, его рассказом «Муму».
При подготовке к уроку вы изучили биографию И. С. Тургенева. Какие основные факты из жизни писателя вам запомнились? (ответы учеников)
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) слайд 2.
Учитель: Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в группах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы, каждой группе в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки – «3». Проверка слайд 3.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус слайд 4.
Учитель: Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
Учитель: Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты). Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму).
2. Составление кластера.
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1–9.
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни
Учитель: Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…). Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…). Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…).
Выстраивается схема.
Учитель: Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)
Слайд 5
Учитель: Теперь посмотрите на экран - у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. Образ Герасима.
Слайд 6
Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Учитель: Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
Слайд 7
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Учитель: Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной).

Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
Портрет Герасима. Слайд 8
Учитель: Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».
(«Замечательный» – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
Учитель: Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа (неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).
Учитель: Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 11.
(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)
Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной)
Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа (историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).
Слайд 9
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином «сравнение».
Чтение текста.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»
Учитель: Что такое сравнение? (сравнение – это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим). Найдите сравнение в описании Герасима.
Все определения записываются в словариках.
Карточка

«вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)»
«скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»
Учитель: Продолжите мою фразу: Эти сравнения помогают подчеркнуть…..(его любовь к свободной жизни)
5. Знакомство с новым термином. Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…»
Слайд 10
Учитель: Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный).
Учитель: Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы (гипербола – намеренное преувеличение). Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
6. Работа в группах. Анализ рисунков.
Слайд 11 + рисунки на доске
Учитель: А теперь посмотрите на ваши рисунки и иллюстрации известных художников. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника переданы на рисунках? Напишите ответы и аргументируйте их.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз)
9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
Слайд 12, 13
Учитель: И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста (значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»)

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».
Учитель: Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.
Учащиеся читают текс из учебника «…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики».
Учитель: Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!»)
Что она была за человек? (учащиеся ищут ответ в учебнике)
«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».
Учитель: Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? Что решила причудливая старуха?
10. Выразительное чтение эпизода
«Опьянение Татьяны» (учащиеся читают текст из учебника)
«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу... Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза... Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла... Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку...»
Учитель: Как ведет себя Герасим после этого случая?
«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели».
Учитель: Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам).
Учитель: Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки».
Слайд 14
Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
Слайд 15
Учитель: А теперь попрошу вас составить небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока.

VII. Рефлексия деятельности.
Учитель: Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Учитель: Спасибо за ответы. Все мы имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 16
Учитель: Вам необходимо составить рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).

Заместитель директора МБУ «Школа № 88» Л.В. Тулупова

За свою жизнь писателя Иван Васильевич Тургенев, смог написать множество произведений, но читатели хорошо приняли не многие. Одним из лучших произведений, по мнению читателей, является «Муму».

Главный герой этого произведения глухонемой человек, которого звали Герасим. Он был один и жил в старой избе. Но не все было так просто. Он был как и все крестьяне крепостным. Он трудился у хозяйстве Московской барыне. Он всегда выполнял самую трудную и тяжелую работу.

Все крестьяне, которые работали вмести с Герасимом дали ему прозвище Богатырь. Это было совсем не случайно, так как он был высокого роста и был очень сильным. От работы он не чувствовал усталости и очень часто помогал другим крепостным. Он работал со дня до ночи, выполняя очень большой объем работы в поместье. Он и пахал и колол дрова.

Однажды барыня заметила Герасима, как хорошего работника и подумала перевести его в Москву. Она его забрала из его деревни и увезла с собой в Москву. Это наверное из-за того, что он был настоящим честным работником. По приезду в новый дом он получил новую одежду и новую работу. Раньше он был пахарем, а теперь он сторож и дворник.

Работа ему давалась легко, так как он был привыкший к тяжелому физическому труду. Здесь он делал малое количество дел. Он убирал двор, возил воду и колол дрова, а ночью охранял поместье. Сделать все свои дела, он успевал за два часа и получалось так, что почти весь день у него был свободный. Каждую ночью в своей сторожки он скучал по своей деревни. Пусть его изба была не в самом хорошем состояние, но все ровно он привык к ней.

Городские крепостные с самого начала не полюбили Герасима. Они боялись его из-за его силы и постоянного молчания. И из-за этого они прозвали Герасима Лешим.

Однажды он нашел щенка, которого взял себе на воспитание. Он его выкормил и приютил. Этот щенок стал для лучшим другом. Он дал ей кличку Муму, так как нечего кроме этого сказать немок. Тогда все крепостные увидели, какой Герасим заботливый. Он одарил ее своей любовью, а Муму всегда и везде слушала его.

Вариант 2

В рассказ русского писателя И.С.Тургенева «Муму», по данным исследователей, легли реальные события, которые происходили в московском доме матери писателя В.П.Тургеневой. Герасим, который занимает в произведении центральное место, был взят на основе реально существующего человека.

Прототипом этого персонажа послужил крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Интересно отметить их главное и существенное отличие друг от друга. Так, если Герасим после исполнения приказа барыни утопить собачку исполняет его, и сразу уходит от неё, то Андрей Немой продолжает после этого и дальше верно служить своей хозяйке. Это все усиливает интерес к рассказу писателя.

Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву. Он быстро и умело, с большим усердием выполнял всю порученную ему работу. Постоянно содержать порядок во дворе ему не составляло труда, ведь в деревне, будучи ещё крестьянином, он выполнял и не такую работу. Персонаж очень сильно тосковал по деревне, в городе он ощущал себя заточенным в клетку. Жилье его соответствовало этому чувству. Это была тесная каморка над кухней, которую он постоянно запирал на ключ. И вот он-то оказывается глухонемым человеком. Он может только мычать, по сути отчасти из-за этого рассказ и имеет такое название. Муму – это кличка щенка, данная ей Герасимом в силу недуга её хозяина.

Тургенев любил показать, как порой за грубой и жесткой внешностью, скрывается добрейшая и чувствительная душа. Рассказ «Муму» тоже можно отнести к этой любви писателя. Для окружающих Герасим - угрюмый, черствый и бесчувственный; его все сторонятся, хоть и уважают. Но благодаря собаке, мы видим сострадательного человека, с большим сердцем.

При прочтении меня очень поразило, как по велению барыни, главный герой собственноручно избавляется от самого дорого для него, от бедной собачки Муму…очень трогательная сцена. После этого трагического события Герасим окончательно замыкается в себе, и уезжает обратно в деревню. Больше к себе он так и не подпустит никого.

Сочинение про Герасима

В основе рассказа И. С. Тургенева, лежит реальное событие, имевшее место в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя.

В рассказе «Муму», описывается московский дом, в котором живет престарелая барыня. Она имела многочисленную дворню, среди которой выделялся Герасим, работающий дворником. Герасим – это здоровый, сильный мужик, настоящий русский богатырь. С рождения Герасим обладал одним недугом – он был глухонемой. Родом этот богатырь был из деревни, где считался самым исправным из деревенских мужиков. Обладая непомерной силой, Герасим трудился за четверых, исполняя всю крестьянскую работу. На него было приятно смотреть, когда он работал, такова была его сила и мощь, казалось, что он все делает играючи, не прилагая усилий.

Все изменилось после того, как из деревни Герасима забрали в город. Ему сшили новую одежду, дали метлу, и поставили работать дворником. Город не понравился Герасиму, с детства он привык дышать вольным воздухом, любил простор, тяжелый крестьянский труд, к которому был с детства привычен. Его тяготила городская обстановка, а работа, выполняемая Герасимом у барыни, казалась шуточной. Попав в город, он долго скучал и тосковал, но со временем человек привыкает ко всему, привык и Герасим. Он усердно и тщательно исполнял свою работу, он был приучен к порядку, и от всех требовал того же. С остальными дворовыми людьми Герасим объяснялся с помощью жестов, а так как он был строгим и серьезным мужчиной, все его побаивались и уважали. Жил он отдельно от всех в каморке, которую сам обустроил, и всегда закрывал ее на ключ, потому что не любил, чтобы кто-то к нему ходил.

Среди прислуги у барыни жила девка Татьяна, к которой Герасим начал проявлять чувства. Но барыне вдруг взбрело в голову, выдать ее замуж за Капитона, тоже из челяди. Побоявшись непредсказуемых действий немого, управляющий и дворня, сделали все возможное, чтобы отвратить Герасима от девушки. Через год, после ее отъезда, немой спас из воды щенка, которого принес в свою каморку. Всю свою любовь и нежность, Герасим отдал этой собачонке, он прикипел к ней всем сердцем. Муму, так Герасим назвал собаку, платила ему такой же любовью и привязанностью. Но и тут Герасима поджидало несчастье: барыня взъелась на собачонку, и приказала от нее избавиться. Настолько глубоко крепостничество въелось в души крестьян, что Герасим беспрекословно выполнил волю барыни, и утопил свою собаку. И только после такого поступка в его душе произошел перелом, и он взбунтовался. Герасим собрал свои вещи и ушел в деревню, выразив, таким образом, свой протест против системы.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

  • Сочинение Что такое родной край (мой родной край)

    «Край родной, навек любимый», поётся в знаменитой песне. А что такое – родной край. И почему он такой любимый? Одни говорят, что это то место, где ты родился, другие скажут, что такое, где вырос.

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

  • Сочинение Примеры настоящего искусства из литературы 9 класс ОГЭ

    Настоящее искусство, всегда имело большое влияние на человека. Ведь человек, начиная с самого своего рождения, начинает воспринимать творчество. Когда мы маленькие, мы знакомимся с творчеством при помощи рисунков

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...