Чешский национальный герой ян жижка. Ян Жижка: национальный герой Чехии

Жижка Ян (ок. 1360-1424).

Биография . Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. Рано проявил стремление к национальной независимости своего Отечества. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за её пределами.


Жижка принимал участие в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской армии под командованием польского короля Владислава II Ягелло против Тевтонского ордена. В той битве 2 хоругви (отряда) Яна Жижки отличились на левом крыле союзной армии, где были разгромлены крестоносцы под командованием Лихтенштейна. Ян Жижка был участником и другого большого сражения — битвы при Азенкуре.

Он стал одним из ближайших сподвижников Яна Гуса (сожжённого на костре как еретика в 1415 году), руководителя Реформации 1400-1419 годов в Чехии. Его сторонников называли гуситами. Главными их требованиями были секуляризация огромной земельной собственности католической церкви в стране и лишение её политической власти. По мере нарастания борьбы гуситское движение раскололось на два крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты — от города Табор, центра их движения). Один из самых влиятельных военных деятелей гуситского движения, герой Грюнвальдской битвы Ян Жижка, встал на сторону таборитов.

Он явился организатором борьбы чешского народа против крестоносцев, обрушившихся на его родину в 1419-1434 годах.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы. Этот бой примечателен тем, что табориты впервые применили здесь полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический приём Жижка и другие предводители таборитов успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов — Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Другие три гетмана не оспаривали его фактическую власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы (ныне Жижковой Горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Её восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять) осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кёльнский и майнский курфюрсты, итальянские наёмники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон — с северо-востока и с юга.

Ян Жижка во главе армии таборитов подошёл к Праге намного раньше своих противников, но не стал располагать свои войска в самом городе.

Для походного лагеря Ян Жижка выбрал Виткову гору близ города, к которому она была обращена своим восточным склоном. Протяжённость горы составляла 4 километра. Табориты укрепились на вершине Витковой горы, построив со стороны Праги два деревянных сруба, которые укрепили ещё стенами из камня и глины, и выкопав глубокие рвы. Получилась небольшая полевая крепость. После этого чешские воины стали ждать нападения рыцарей-крестоносцев.

Первую неприятельскую атаку отбил отряд таборитов, вооружённый тяжёлыми крестьянскими цепами для молотьбы зерна. Когда последовала вторая атака рыцарей на вершину горы, то на помощь войску Яна Жижки пришли жители Праги, среди которых оказалось большое число лучников. Пражане до этого наблюдали за ходом боя с крепостных стен и башен. В итоге сражение на Витковой горе закончилось полной победой таборитов и горожан.

После этой неудачи немало германских феодалов со своими отрядами покинуло императорское войско, и Сигизмунд I счёл за лучшее оставить Прагу и уйти в свои владения.

Победа чешских воинов у Витковой Горы над превосходящими силами крестоносцев прославила военного вождя гуситов и продемонстрировала его полководческие способности.

Своё гетманство Ян Жижка начал с реорганизации войска таборитов. Под его руководством гуситы создали постоянную армию, набиравшуюся из добровольцев. Командиры отрядов (гетманы) были выборными.

В 1423 году Ян Жижка разработал первый в Западной Европе воинский устав, который чётко определял правила поведения воинов в бою, в походе и на отдыхе.

Гуситская армия существенно отличалась от войск крестоносцев. Главной её силой являлась не тяжеловооружённая рыцарская конница, а хорошо организованная пехота. Первичной тактической единицей его армии стала повозка с «экипажем» в 18-20 человек: командир, два стрелка из аркебуз или пищалей, 4-8 лучников, 2-4 цепника, сражавшихся в бою тяжёлыми крестьянскими цепами, 4 копейщика, 2 щитника, прикрывавших в бою большими деревянными щитами лошадей и людей, 2 ездовых, управлявших лошадьми и сцеплявших повозки на стоянке. Повозки организационно объединялись в десятки с общим командиром, а десятки — в ряды, более крупные воинские отряды, способные решать уже самостоятельно боевые задачи.
Вся пехота делилась на тактические единицы — полусотни. Гуситской пехотой командовал гетман. Конница у гуситов была лёгкая и немногочисленная в отличие от вражеской, рыцарской. Она обычно составляла в сражении резерв главнокомандующего и использовалась для ведения контратаки и преследования разбитого противника.

Гордостью армии Яна Жижки была артиллерия, состоявшая из полевых и осадных орудий. К первым относились короткоствольная гауфница (гаубица), стрелявшая каменными ядрами, и длинноствольная «тарасница» на деревянном лафете, стрелявшая каменными и железными ядрами. Одно такое полевое орудие приходилось на пять повозок. Главным осадным орудием являлись бомбарды калибром до 850 миллиметров (по одной на ряд) с дальностью стрельбы 200-500 метров. Гуситы с успехом применяли свою многочисленную артиллерию в столкновениях с тяжёлой конницей неприятеля, которая на поле брани не отличалась хорошей манёвренностью и являлась хорошей мишенью.

Обычно армия гуситов состояла из 4-8 тысяч человек — хорошо обученных, дисциплинированных и организованных. Однако в случае необходимости Ян Жижка мог призвать под свои знамёна значительно больше гуситских воинов, прежде всего ополченцев из близлежащих городов и селений.

Необычным для того времени было боевое построение армии гуситов. В зависимости от условий местности, они создавали различные укрепления из сцепленных между собой цепями и ремнями тяжёлых повозок. Такое укрепление впоследствии получило название вагенбург. Артиллерийские орудия ставились между повозками, за которыми надёжно укрывалась пехота и конница. Рыцарям в таком случае приходилось спешиваться и атаковывать гуситов в заведомо невыгодных условиях.

Армия гуситов была приучена вести боевые действия днём и ночью, в любую погоду. Согласно воинскому уставу, полевые укрепления из сцепленных между собой повозок должны были упираться в естественные препятствия и по возможности устанавливаться на высоких местах.

Гуситы в сражении обычно выжидали атаки рыцарской конницы и встречали её огнём своей многочисленной артиллерии, пулями аркебуз и пищалей, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной схватки, то тут в бой вступали цепники и копейщики. Разбитого неприятеля гуситы преследовали и уничтожали, в то время как рыцари после выигранного сражения не преследовали бежавших врагов, а грабили убитых, раненых и пленных противников.

Гуситы успешно осаждали рыцарские замки и храбро шли на их штурм. Летом 1421 года при осаде замка Раби Ян Жижка был ранен и потерял зрение, но остался во главе гуситской армии. Он видел поле битвы глазами своих ближайших помощников и отдавал верные приказы. В январе 1422 года гуситские войска разгромили в решающем сражении у Габра (преследование разбитых крестоносцев велось до Немецкого Брода) главные силы европейского католического рыцарства, участвовавшего во Втором крестовом походе. В том же году Ян Жижка снял внезапным ударом блокаду с чешского города-крепости Жатец (Заац), осаждённого крестоносцами императора Сигизмунда I, и затем удачно избежал неприятельского окружения у города Колин.

Затем крестоносцев постигла ещё одна неудача, когда они окружили походный лагерь таборитов на горе Владарь недалеко от города Жлутиц. В этом бою табориты неожиданно для врага начали атаку с вершины вместе со своими повозками. Крестоносцы в страхе обратились в бегство, опасаясь бесславной гибели под колёсами несущихся на них тяжёлых повозок. Тех, кто избежал столкновения с повозками и не искал спасения в отступлении, разили пешие и конные табориты.

В 1422 году из Великого княжества Литовского на помощь таборитам пришла дружина, состоявшая из русских, украинских и белорусских воинов. Около восьми лет они сражались бок о бок с чехами против крестоносцев.

Разгром войска крестоносцев, которым командовал Рино Спана ди Озора, у Немецкого Брода и взятие гуситами укреплённого города Немецкий Брод были настолько впечатляющи, что Третий крестовый поход в Чехию состоялся только в 1426 году. В Священной Римской империи долго не могли забыть полного поражения Второго крестового похода на Чехию.

На сей раз крестоносцы собрались в огромную 70-тысячную армию, которая, казалось, могла смести все на своём пути. Однако Ян Жижка во главе 25-тысячной армии таборитов решительно двинулся ей навстречу. У города Усти произошло большое сражение. Гуситский полководец в очередной раз применил привычную для него тактику ведения боя.

Рыцари, закованные в броню, и на сей раз оказались бессильными в атаке полевой крепости, построенной из 500 повозок, прочно скреплённых друг с другом, и против меткого огня чешской полевой артиллерии. Чашу весов в этой битве перевесила контратака гуситской конницы. Несмотря на своё почти трехкратное превосходство, крестоносцы оказались наголову разгромленными, и им пришлось отступить.

К тому времени среди гуситов произошёл новый раскол. Ян Жижка возглавил его левое крыло и основал в 1423 году в северо-восточной части Чехии так называемое Оребитское братство с центром в городе Градец-Кралове (Малый Табор). Теперь враги независимой Чехии получили хорошие шансы разгромить антикатолическое гуситское движение.

Чтобы предотвратить новые крестовые походы на Чехию, Ян Жижка перенёс военные действия на территорию своего противника. В середине 1423 года он предпринял большой поход в Моравию и Венгрию. Перейдя Малые Карпаты, войско таборитов вышло к Дунаю. Затем оно углубилось на территорию Венгрии на 130-140 километров. Венгерские феодалы собрали большие силы.

Всё время похода таборитов венгры постоянно совершали на них нападения, но ни разу не смогли прорвать оборонительное кольцо из их повозок. Воины Яна Жижки в походе столь метко на ходу стреляли из пушек, что венгерской коннице пришлось прекратить параллельное преследование чешских войск.

Во время Третьего и Четвёртого крестовых походов — в 1427 и в 1431 годах — гуситская армия под предводительством своих гетманов успешно отразила нападения противника, и крестоносцам пришлось уйти из пределов Чехии. Первый поход закончился для них проигранным сражением близ Тахова, где гуситами командовали Прокоп Большой и Прокоп Малый.

Четвёртый крестовый поход закончился большой битвой у Домажлица. Здесь сражалась огромная армия гуситов — 50 тысяч пехоты, 5 тысяч всадников. У гуситов было около 3 тысяч повозок и более 600 различных орудий. В их рядах уже не было их незрячего полководца, но оставались обученные им гетманы.

Последним победоносным сражением чешского полководца Яна Жижки стала Малешовская битва в июне 1424 года. В этот раз противниками первого гетмана были не немецкие и иные европейские рыцари, а свои сограждане-чашники, бывшие союзники по Реформации.

Табориты привычно укрепились на вершине горы, имевшей пологие склоны. Жижка решил отдать инициативу неприятелю. Чашники первыми предприняли атаку вагенбурга таборитов на вершине горы, построившись в колонну. Когда та приблизилась к вагенбургу, Ян Жижка приказал спустить на идущих в гору атакующих чашников повозки, гружёные камнями. Колонна неприятеля сразу же пришла в полное расстройство и попала под контрудар пехотинцев и всадников-таборитов. В довершение чашников обстреляли из тяжёлых бомбард. Малешовская битва завершилась полной победой войска Яна Жижки.

В том же году первый гетман гуситской армии умер во время эпидемии чумы в осаждённом городе-крепости Пршибиславе в центральной части Чехии. Так армия таборитов осталась без своего прославленного полководца, одно только имя которого наводило страх на крестоносцев. Достойной замены Яну Жижке в гуситской армии не нашлось. Это обстоятельство во многом и предопределило её поражение.

Гуситские войны закончились разгромом таборитов в битве под Липанами в 1434 году и принесли Чехии в конечном итоге долгожданную государственную независимость.

Ян Жижка родился в Южной Чехии. Происходил из семьи разорившегося чешского рыцаря. Рано проявил стремление к национальной независимости своего Отечества. К началу гуситских войн в Чехии он обладал большим боевым опытом, успев много повоевать за её пределами.

Жижка принимал участие в знаменитой Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года, в которой чешско-моравские отряды сражались на стороне польско-литовско-русской армии под командованием польского короля Владислава II Ягелло против Тевтонского ордена. В той битве 2 хоругви (отряда) Яна Жижки отличились на левом крыле союзной армии, где были разгромлены крестоносцы под командованием Лихтенштейна. Ян Жижка был участником и другого большого сражения - битвы при Азенкуре.

Он стал одним из ближайших сподвижников Яна Гуса (сожжённого на костре как еретика в 1415 году), руководителя Реформации 1400-1419 годов в Чехии. Его сторонников называли гуситами. Главными их требованиями были секуляризация огромной земельной собственности католической церкви в стране и лишение её политической власти. По мере нарастания борьбы гуситское движение раскололось на два крыла: умеренное (чашники) и радикальное (табориты - от города Табор, центра их движения). Один из самых влиятельных военных деятелей гуситского движения, герой Грюнвальдской битвы Ян Жижка, встал на сторону таборитов.

Он явился организатором борьбы чешского народа против крестоносцев, обрушившихся на его родину в 1419-1434 годах.

Свою первую победу войско таборитов под командованием Яна Жижки одержало в бою у Судомержа в 1420 году, где их отряд из 400 человек, отступавший от города Пльзеня, успешно отбился от 2-тысячного отряда королевской рыцарской конницы. Этот бой примечателен тем, что табориты впервые применили здесь полевое укрепление из повозок, которое стало для конных рыцарей неодолимым препятствием. Этот тактический приём Жижка и другие предводители таборитов успешно применяли в ходе всех Гуситских войн.

После образования в 1420 году военного лагеря гуситов - Табора (ныне город в Чехии в 75 километрах от Праги) Ян Жижка стал одним из четырех гетманов гуситов, а фактически их главным полководцем. Другие три гетмана не оспаривали его фактическую власть в армии и добровольно подчинялись ему.

В том же году войско гуситов одержало свою первую значительную победу при обороне Витковой Горы (ныне Жижковой Горы), когда решался исход битвы за чешскую столицу, город Прагу. Её восставшие жители осадили в Пражской крепости королевский гарнизон. Узнав об этом, табориты поспешили им на помощь. К Праге спешил и император Священной Римской империи Сигизмунд I, возглавивший Первый крестовый поход на гуситскую Чехию, против противников власти католической церкви. Этот поход, как и все последующие (а их было всего пять) осуществлялся с благословения римского папы.

В армию императора вошли со своими отрядами бранденбургский, пфальцский, трирский, кёльнский и майнский курфюрсты, итальянские наёмники, а также австрийский и баварский герцоги. Крестоносцы наносили удар по Чехии с двух сторон - с северо-востока и с юга.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ян Жижка
Jan Žižka
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе . Богумил Кафка.
Фрагмент конной статуи Яна Жижки в составе Национального памятника на Виткове . Богумил Кафка .
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Ян Жижка. Гравюра.

Биография

Родился в обедневшей дворянской семье.

В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе Вацлава IV .

По неподтверждённым данным, в 1410 Жижка принимал участие в битве при Грюнвальде на стороне Ордена немецких рыцарей, затем участвовал в походах венгров против турок и отличился в войне англичан против французов.

Перед тем как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Его похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича "За отчизну", вышедший в издательстве "Детская литература" в 1971 году

В кинематографе

  • «Война за веру: Магистр » / «Jan Hus» (Чехословакия ; 1954) режиссёр Отакар Вавра , в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек .
  • «Война за веру: Полководец » / «Jan Žižka» (Чехословакия; 1957) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Война за веру: Против всех » / «Proti vsem» (Чехословакия; 1958) режиссёр Отакар Вавра, в роли Яна Жижки - Зденек Штепанек.
  • «Крестоносцы » / «Krzyzacy» (Польша ; ) режиссёр Александр Форд , в роли Яна Жижки - Тадеуш Шмидт .
  • «На боевой повозке Жижки» / Чехословакия

В компьютерных играх

  • Персонаж Яна Жижки встречается в игре Medieval: Total War , как командующий главных войском повстанцев за восстановление Польши, он был показан в 1427 игровом году, как раз в конце игры.

Напишите отзыв о статье "Жижка, Ян"

Примечания

Литература

  • Жишка, Иоанн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Жижка, Ян

– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.

Биография

Ян Жижка. Гравюра.

Родился в обедневшей дворянской семье. В юном возрасте, продав оставшееся от родителей имущество, двинулся ко двору и провёл молодость пажом при дворе короля Вацлава IV .

В дальнейшем Жижка во главе небольшого отряда принимал участие в различных сражениях в качестве наёмника. По утверждению Анри Богдана , в канун Грюнвальдской битвы 1410 года Ян Жижка вёл переговоры с великим магистром Тевтонского ордена об участии в предстоящем сражении на его стороне, однако в ходе самой битвы выступил на стороне польского короля Владислава Ягелло . Затем участвовал в походах венгров против турок. По некоторым источникам [ ] , отличился в войне англичан против французов , где участвовал на стороне англичан в битве при Азенкуре в 1415 году.

Перед тем, как примкнуть к гуситам, в течение нескольких лет Жижка возглавлял шайку разбойников, действовавшую на одном из трактов в Чехии. Спустя некоторое время он был амнистирован королём и вновь принят на службу.

Через какое-то время Жижка примкнул к крайней партии гуситов и, став одним из лидеров, очень скоро превратился в грозу врагов. Он организовал плохо вооружённые отряды крестьян и устроил укрепленный лагерь. Во главе 4000 человек Жижка разбил в июле 1420 на горе Витков перед Прагой (рядом с которой впоследствии было основано селение Жижков, ныне часть Праги) 30-тысячное войско крестоносцев, отправленное императором Сигизмундом для захвата города; в ноябре он снова разбил императорские войска при Панкраце и овладел крепостью Вышеград.

Жижку похоронили в Чаславе и над гробницей повесили его любимое оружие - железный шестопёр . В 1623 году по приказанию короля Фердинанда II Габсбургского гробница Жижки была разрушена и останки его выброшены.

Видео по теме

Память

  • Наиболее известные памятники Яну Жижке на территории Чехии находятся в Праге (в составе Национального памятника на Виткове , 1929-1933 годы), в Троцнове (Памятник Яну Жижке , Боровани , 1958-1969 годы), близ Судомержа (район Страконице , 1925 год), близ Пршибислава (1874 год), а также в Таборе.
  • Жизнь Жижки, ставшего персонажем народной поэзии, изложена Альфредом Мейснером (нем. Alfred Meißner ) в поэме «Zizka» / «Ziska» (7 изд. ).
  • Ян Жижка запечатлён на знаменитой картине Яна Матейко «Грюнвальдская битва» .

В художественной литературе

  • Персонаж Яна Жижки упоминается в трилогии Анджея Сапковского «Сага о Рейневане » как один из предводителей гуситского движения в Чехии во время Гуситских войн . Также упоминается в романе Ж. Санд «Консуэло ».
  • Яну Жижке посвящён исторический роман Сергея Александровича Царевича «За отчизну», вышедший в издательстве «Детская литература» в 1971 году.

Почему в Kingdom Come: Deliverance датой выбран именно 1403 год? И как это связано с Гуситскими войнами, тень которых витает над увиденной нами Богемией? Они начнутся только в 1419 году, но их фундамент закладывается прямо сейчас, именно во время игровых событий. Главный злодей, Сигизмунд, похищает собственного братца-короля и попутно сжигает деревню главного героя. Выглядит как личные разборки панов, но этот спор между братьями - и есть та искра, из которой разгорится гражданская война.

А дальше останется только дождаться пять крестовых походов на Чехию, во время которых великий бунтарь Ян Жижка покажет всему миру, что значит триумф крестьянина с порохом над барской стальной кирасой

Предательство императора Сигизмунда:
из-за чего начались гуситские войны

Священная Римская Империя рвалась на части, размываемая новыми церковными учениями и договорами, которые элиты заключали между собой в обход интересов государства.

Верховная власть, в лице императора Сигизмунда Первого (того самого главного злодея из Kingdom Come), пошла на решительные меры, чтобы сохранить целостность государства.

Был созван Констанцский собор, на котором удалось утихомирить враждующие стороны и восстановить единство церкви, однако принятые решения были выгодны только «центру» и ударили по набиравшим силы новым учениям.

Реформаторские взгляды видного чешского проповедника Яна Гуса и английского богослова Джона Уиклифа были признаны еретическими и попали под запрет.

Возмущение последователей идей Реформации достигло своего пика, когда приглашенного на собор Яна Гуса, которому Сигизмунд личным указом предоставил охранную грамоту, сожгли вместе с его трудами

Грамота оказалась фиктивной, а Гуса позвали лишь за тем, чтобы физически устранить его с политической шахматной доски.

Жестокое решение Сигизмунда было понятным: идеи проповедника из Чехии обретали все большую власть над умами людей, однако противоречили церковным догмам, что никак не помогало в объединении страны. Ошибся император только в одном. Влияние новой религиозной мысли было таким обширным, что одним своим повелением Сигизмунд буквально взорвал Европу.

Ян Гус доверился честному слову императора, но был сожжен

Гуситские войны, в которых последователи Яна Гуса схлестнулись с католиками, стали кровавым итогом тяжелых противоречий в империи. Центр Европы захлестнула волна полномасштабных крестовых походов, где схлестнулись представители всех сословий и классов, и где впервые стало массово использоваться ручное огнестрельное оружие.

Как Ян Жижка превратил неотесанных чешских мужиков в победоносное войско?

Ян Жижка - великий слепец и бунтарь

Дворяне и другие приближенные к престолу сословия выдвинулись на подавление восставших гуситов под предводительством самого Сигизмунда. Чехия, где католическое влияние было не таким сильным, как в других областях, подняла на стяги идеи церковной Реформации, а возглавил войска Ян Жижка, выдающийся полководец Средневековья и национальный герой Чехии современной.

Этот умелый и опытный воин под своим руководством смог за несколько лет сделать из необразованных крестьян настоящих бойцов, которых уважали и боялись рыцари Европы. Об этом свидетельствуют несколько разбитых повстанцами крестовых походов, которые снарядила церковь, чтобы обуздать непокорных чехов. Как же Жижке удалось превратить деревенских мужиков в самую настоящую армию? Ответ прост: высокая мотивированность восставших, плюс тактический гений Яна Жижки, сделавшего ставку на самые передовые достижения военной науки тех лет.

В целом, пешие крестьяне в ратном поле - это просто чучела для битья для любого отряда тяжелых конников, которых с избытком было в рядах имперских войск. Уровнять шансы могли только хорошие укрепления, вроде крепостных стен, из-за которых можно спокойно обстреливать нападавших. А где их взять в ровной как стол степи? А вот где - крестьянские телеги!

I
Сделал стратегический упор на вагенбурги
- крепости на колесах

Сама идея вагенбурга , как стали называть эту гениальную задумку, не нова. На той же Руси были свои гуляй-города , да и кочевники и китайцы часто использовали этот метод защиты пехоты от конницы посреди степи. Однако создать из этого серьезное боевое укрепление, которое станет полноценным фортом в поле, смог только Ян Жижка.

Суть всей тактики проста - пешее войско всегда двигалось в окружении специальных телег. На обычную крестьянскую четырехколеску ставили крепкую деревянную стену с бойницами с одной стороны, и сходнями - с другой. В самой телеге размещалось примерно два десятка бойцов, с различным вооружением.

При малейшей опасности, о которой докладывала разведка, телеги устанавливали в два круга - большой внешний и малый внутренний. Во внутреннем прятали лошадей, чтоб в грохоте сражения те не перепугались и не разбежались, а внешний встречал врагов.

При этом телеги соединялись крепкими цепями и их невозможно было растащить, а в проходы устанавливали ростовые щиты, за которыми стояли алебардщики, не дававшие врагу прорваться в самом слабом месте построения. Сдерживая таким образом несколько волн атак противника и изматывая его, гуситы переходили в контратаку и добивали разбегающихся врагов.

Эта тактика хорошо себя зарекомендовала 25 марта 1420 года в битве у Судомержа , где против четырехсот чехов, среди которых были женщины и дети, вышло около двух тысяч хорошо вооруженных воинов.

Ян Жижка разместил своих людей между двумя полуосушенными болотистыми озерами, а женщинам приказал снять большие головные платки и покидать их вводу. Когда рыцари утомились биться головами о телеги, они решили перейти озера. Но на конях туда соваться не стоило, и они пошли пешком - и тут сработала ловушка Жижки.

Сырые платки начали цепляться за шпоры, и каждый рыцарь вскоре тащил на ногах по несколько килограммов тряпок, что не добавляло прыти и маневренности. Когда же все окончательно выбились из сил, на них набросились крестьяне с цепами, а с наступлением темноты гуситы благополучно отступили.

II
Гениально прозрел сильные стороны крестьян

Стоит отметить, что Ян Жижка не стал учить крестьян биться как рыцарей - на это бы ушло слишком много времени и ресурсов. Он решил использовать их сильные стороны, а именно - умение работать в поле.

Так одним из самых страшных орудий стал крестьянский цеп для обмолота зерна - длинная палка, на которой было с помощью короткой цепи укреплено било - деревянная колотушка длинной с человеческое предплечье. Натренировавшиеся за десятилетия тяжелого крестьянского труда молотилы так лупцевали бронированных панов, что тем приходилось отступать под градом мощных ударов.

В помощь молотилам были отряжены копейщики, чье оружие было дополнено крюками, которыми они стаскивали зазевавшихся всадников с коней, как раз под удар цепов.

III
Превратил порох в страшный сон рыцарей

Но основной силой стала вершина научно-технической мысли средневековья - огнестрельное оружие. И не только пушки-бомбарды , стреляющие стальными или каменными ядрами, но и ручное оружие - пищали . Они представляли собой стальные трубки на палках, которые стреляли от запального шнура или палочки. Несмотря на малую по современным меркам эффективность, в упор такие орудия могли пробить практически любой доспех.

В итоге рыцарь на коне и в латах, наткнувшийся на вагенбург, получал в свою сторону град из пуль, ядер и арбалетных болтов, тогда как его противники были неплохо защищены в своей передвижной крепости. Именно это помогло гуситам в битве у Кутной Горы в конце 1421 года.

Ян Жижка, уже полностью слепой, защищал город Кутна Гора от немецких крестоносцев. Оставив небольшой гарнизон в городе, он поставил свой вагенбург перед стенами, ожидая врага, однако католики в городе подняли восстание и попытались ударить гуситам в спину. Тогда Ян пошел на военную хитрость и закрепил все пушки на телегах, после чего его многочисленные деревянные танки ринулись на наступающих немцев, стреляя на ходу, чего раньше никогда никто не делал. Град ядер и пуль, а также тяжелые повозки с бешеными конями разбили ряды крестоносцев, после чего чехи вышли из окружения.

IV
Создал первый в Западной Европе воинский устав

В немалой степени на военную организацию в рядах гуситов повлиял воинский устав, который создал Ян Жижка. В нем конкретно было расписано, сколько человек едет в телеге, кто и где стоит, и что нужно делать в той или иной ситуации. Разношерстную толпу крестьян поделили на сотни и десятки и прикрепили к своей телеге. Поэтому когда начинался бой, каждый из тренированных бойцов знал, куда бежать, где встать и что делать.

Новая логика распределения воинских обязанностей действовала как часы. Через несколько лет гуситских войн уже при одном виде гуситов, имперские войска начинали десять раз думать, стоит ли вступать в бой.

В мотивированности гуситам тоже нельзя было отказать. Простой чешский люд, одного из духовных лидеров которого сожгли католики, был в ярости от того, как с ними поступил император Сигизмунд.

Поражение Жижки и победа его идей
- чем кончились Гуситские войны

Долгое противостояние с католиками внесло сумятицу и в ряды гуситов. Так началась гражданская, разделившая повстанцев на умеренных (чашников) и радикалов (таборитов), к которым примкнул Жижка. В битве при городе Матеши 7 июня 1424 года, табориты на голову разбили чашников, пустив на них с горы возы, забитые камнями, и атаковав конницей разбегавшихся в ужасе врагов.

В итоге после смерти от чумы Яна Жижки и многочисленных предательств чашников, восставших чехов разбили, но мир уже перестал быть прежним, а боевые возы на два века заняли место в воинской тактике и неплохо себя показали. Отличный пример - битве при Молодях , произошедшая между 29 июля и 2 августа 1572 года, где войска московского княжества наголову разбили вторгшегося крымского хана.

Под предводительством Яна Жижки гуситы на полях брани демонстрировали свирепость и ярость, которую чешский народ испытывал по отношению к центральной власти. Сам Жижка после смерти якобы даже завещал снять с его мертвого тела кожу и натянуть ее на барабан, под звуки которого чехи наводили бы ужас на врагов.

Но самое главное: Ян Жижка и его правила изменили все - принципы войны, религиозную повестку и все будущее Европы. Увидев, как крестьяне разбивают пять крестовых походов подряд, жители всей Европы начинают задумываться: а правда ли Господь стоит на стороне папистов? Еще немного - и вспыхивает пламя протестантизма. Новые учения больше не боятся крестовых походов, а Западную Европу потрясет череда событий уровня крушения Римской империи. А все из-за того, что Сигизмунд решил похитить брата-пьянчугу и сместить его на троне. И нам, в Kingdom Come, как раз дают посмотреть на самое начало всей истории.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме