Деревянное зодчество церкви в пермском крае. Хохловка (музей). Мероприятия в музее

Не сидится мне дома, купила экскурсию и вчера ездила в Хохловку. Я уже несколько раз была там в разное время года, но решила ещё раз побывать в этом удивительном месте.

Сергей Садов - Сказания о земле Русской

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Место для него выбрали на высоком берегу Камского моря на Хохловском полуострове в 47 километрах от Перми около села Хохловка. Музейный комплекс раскинулся на площади в 42 гектара. С трёх сторон музейного комплекса вода (Камское море, Хохловский залив, река Хохловка).

Сейчас Музей "Хохловка" объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.
По проекту предполагается перевезти и установить ещё 30 объектов. Композиционным центром является церковь.

Церковь Преображения. Село Янидор Чердынского района 1707 год.

Церковь вознесена на высокий подклет - хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения - тип клетского храма "кораблем", т. е. все три части ее вытянуты в одну линию.

В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле - крещатая бочка с главой - единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная.



Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Лёгкие части постройки - главы, бочки - покрыты деревянной чешуёй - лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок.
Церковь срублена без единого гвоздя, всё держится при помощи пазов и врубок.

Церковь Богородицкая. Село Тохарёво Суксунского района 1694 год.


Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Жемчужина прикамского деревянного зодчества.


По типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом.


Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный - высота его более трех метров - служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба.

Шатровая колокольня. Деревня Сыра Суксунского района 1781 г.


Единственная сохранившаяся на территории Пермского края деревянная шатровая колокольня. Рублена способом "в лапу" восьмериком прямо от земли. Над восьмериком - звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху - барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками.

Сторожевая башня. Село Торговище Суксунского района XVII в.


Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восемью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня имела ворота. В народе эта башня была прозвана "пугачевской" - один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела.

Ветряная мельница из деревни Шихари Очёрского района XIX в.


Шатровая мельница с вращающимся оголовьем.
Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м.

Солепромышленный комплекс.


Постройки комплекса являются одной технологической ячейкой солеваренного завода (г.Соликамск старинное название г.Соль Камская), построенного в 1882-1888г.
Комплекс состоит из рассолоподъемной башни - фото, соляного ларя, варницы и соляного амбара.

Соленосы (дерево).

Хозяин тайги (медведь) и охотник (дерево).

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры.
Главный секрет - в гармонии зодчества и природы.

Река Хохловка

Хохловский залив

Камское море.

На берегу Хохловского залива.


Это только часть экспонатов музея. Я много фотографировала, но в одну запись все фотографии не вместить. Поставила некоторые, чтобы Вы знали, что есть в Пермском крае под открытым небом такой музей "Хохловка" .


Художник: Любовь Малышева. Хохловка весной.

Недавно я была на острове Кижи.
Для сравнения:
Кижский погост:
Преображенская церковь (1714 г.), Покровская церковь (1764 г.), шатровая колокольня (1863 г.)

Хохловка:
Церковь Преображения (1707 г.), Богородицкая церковь (1694 г.), шатровая колокольня (1781 г.).

Пермские памятники народного зодчества более древние, но в Кижах на Преображенской церкви 22 главки, а на пермских церквях только по две главки.

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. Музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км. от Перми у с. Хохловка (Пермский район). В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль "КАМВА". Вход на территорию музея – от 100 до 200 рублей с человека. Как проезать: На пригородном автобусе № 340 "Пермь-Хохловка". Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.

Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
На мой взгляд, при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших скансенов России. Во-первых, здесь чрезвычайно интересная подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала; во-вторых, Хохловка чрезвычайно живописно расположена.

В общем, объём поста не случаен - ужать до адекватных размеров я его просто не смог.

В Хохловку от пермского автовокзала 4 раза в день ходят автобусы, интервал около 4-5 часов - этого с избытком хватит для осмотра музея. В пути автобус примерно полтора часа, причём не менее половины времени петляет по Перми, проезжая мимо Камской ГЭС.
И на самом деле первый экспонат Хохловки - её пейзаж. Холмы Предуралья и бескрайнее пространства Камского водохранилища:

Или, как называют его пермяки, Камского моря:

Хохловка чрезвычайно живописно поставлена на узком мысу между двух речек, превратившихся в заливы:

Хорошо видные самые крупные постройки: деревянные церкви, колокольня и башня острога. Другие постройки скрыты лесом. А по краям мыса - три осветительные мачты, вероятно для различных фестивалей, которые периодически тут бывают.

Вход в музей оформлен весьма креативно. Билет стоит 100р., фотосъёмка свободная (на фото запасной вход, главный чуть ниже):

Туристический автобус у входа в музей не случаен - место это довольно известное, особенно среди уральцев. Туристов в Хохловке много - это и школьники, и путешественники (в основном из других мест Урала), и даже иностранцы, а также дачники - по фотографиям видно, что окрестные холмы облеплены полуэлитными дачами. При этом, инфраструктура в Хохловке исчерпывается грязной автобусной остановкой (где я чуть не вляпался в коровью лепёшку) и сельпо. В общем, нытики, ау!
Меня же отсутствие ресторана этнической кухни и лесного отеля не смущает, так что начнём осмотр музея.

Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. У входа расположен Коми-Пермяцкий сектор:

Три крестьянских усадьбы 19 века представляют собой довольно странный синтез северной и уральской избы. Это как бы дом-двор по типу поморских, но часть построек всё же отдельно.

Строить избы коми-пермяки явно учились у русских, хотя облик изб весьма архаичен. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы:

Но больше всего меня поразили двери, размером больше похожие на люки:

В первой избе (из села Яшкино) воссозданы интерьер и выставлены предметы народных промыслов, во второй - экспозиция природы. Избы очень похожи, во второй усадьбе я покажу только баню, топившуюся по-чёрному:

В сторонке - третья изба богатого коми-пермяцкого крестьянина, оказавшаяся закрытой:

А чуть в стороне - здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное - это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян:

Об истории коми-пермяков я расскажу в постах про Чердынь - на самом деле это древний народ, имевший в Средние века собственное государство, вассальное Руси - Великопермское княжество (его столица, называвшаяся также Чердынь, отождествляется с нынешним селом Пянтег). Коми и коми-пермяки - очень близкие народы, с той лишь разницей, что коми были крещены мирным путём в конце 14в., а коми-пермяки - военным путём в 15-16 веках. В итоге коми в России около 330 тысяч, а коми-пермяков - около 150 тысяч. Еще недавно существовал Коми-Пермяцкий автономный округ в центром в Кудымкаре, ныне слитый с Пермской областью (которая после этого и стала Пермским краем).

Между гумном и богатой избой стоит еще одна изба из деревни Гадья. Это уже русская усадьба, часть сектора Северного Прикамья:

А чуть выше - пожалуй, самый ценный памятник этого музея, Преображенская церковь из села Янидор (Чердынский район), срубленная в 1707 году:

По ней хорошо видна разница между деревянными храмами Урала и Севера - уральские церкви более массивные, и выглядят более прочными. В то же время, на Севере и в Средней России очень редко строили клетские храмы такого размера. Шатровых храмов на Урале не было уже к началу ХХ века, а Янидорская церковь уникальна еще и "крещатой бочкой" под главкой. Такая деталь характерна для Пинеги и Мезени, где сохранилась на трёх храмах. Между Мезенью и Камой - республика Коми, но там не сохранилось церквей старше 19 века. И в общем, можно предположить, что в прошлом эта форма была распространена между Мезенью и Уралом.

Внутри пусто:

Неподалёку - классика жанра: мельница и амбар, правда Северное это Прикамье или Южное, уже не помню:

Выше Янидорской церкви - башня Торговищенского острога:

8-башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья. В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги, а с утратой оборонных функций из крепости постепенно превратился в церковный ансамбль:

По сути, это было нечто уникальное - уральский погост-тройник! Ведь такое явление считалось характерным для Русского Севера. Помимо острожной башни в ансамбль входили церковь Иоанна Предтечи (1740), колокольня (1750) и церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1701) с уникальным завершением:

В общем, это был лучший на Урале ансамбль деревянных храмов. В 1899 году сгорела башня, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее). В 1908 году сгорел храм Иоанна Предтечи, и его решили отстраивать в камне. Однако случилась Революция, погост был покинут и обветшал. Церковь Зосимы и Савватия развалилась, колокольня лишилась верхушки, а башню успели вывезти. В общем, одна из тяжелейших утрат деревянного зодчества.

Поднимаемся выше. Панорама залива:

И уже знакомая нам часть музея:

На высшей точке Хохловки - колокольня из села Сыра (1780) и Богородицкая церковь из села Тохтарёво (1694, самый старый объект в музее):

Колокольня - в общем, почти типовой проект, почти такие же встречаются и 16, и 19 веках от Карелии до Сибири. А церковь - почти точная копия Янидорской. Но Янидор - на севере края, а Тохтарёво - на юге, то есть прообразами друг друга эти храмы быть не могли. Просто наиболее характерная для Урала форма.

Внутри церкви - также пустой зал и фотографии других уральских деревянных церквей (в том же Пянтеге), а также пары храмов Севера для сравнения.
А лемеховая кровля обеих церквей - совсем как на Севере:

Вид от церкви на Камское водохранилище - пейзаж почти морской:

Еще одна изба из села Грибаны (Южное Прикамье):

С характернейшими для Урала наличниками - почти такие же я видел в эту поездку десятки, а то и сотни:

У крыльца - качели, на которых я, в уединении, от души покачался. В десяти метрах от избы - пожарное депо 1930-х годов из соседнего села Скобелевка:

Внутри - экспозиция пожарной техники 19в., но кадр у меня получился плохо.
От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге:

Это охотничье становье, и сделано оно исключительно сильно. Лесной полумрак, запах хвои, тишина, и наверное просто контраст с солнечной и светлой территорией остального музея - несмотря на деревянный мостик и фигуры, возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Всего в охотничьем становище 4 постройки:

Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый):

Навес для ночлега:

И лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

Четвёртая постройка - лабаз на двух ножках, но обнаружить его ни мне, ни другим посетителем, с которыми я встретился на этой поляне, не удалось. Зато мне понравилась вот эта штуковина - больше всего похоже на Шурале (татарский аналог Лешего):

А выходя из тайги, оказываешься около солепромышленного комплекса. Да-да - это индустриальный пейзаж!

Дело в том, что солепромышленные технологии на Урале не менялись веками - и первые купцы в 15-м веке, и Строгановы в 17-м, и последние купцы в 19-м получали соль одинаково. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Один из сользаводов чудом уцелел до наших дней - Усть-Боровский завод на окраине Соликамска, с 1972 года ставший музеем (к слову, первый завод-музей на Урале, а значит и в России). Эти постройки вывезены именно оттуда, но и сам ансамбль завода стоит на своём месте (и о нём будет отдельный пост, когда дойдём до Соликамска).

В Хохловке - не ансамбль, а по одной постройке производственного цикла. Первая - рассолоподъёмная башня:

Пермскую соль добывались в колодцах и скважинах, и технология выкачивания рассола не отличалась от выкачивания нефти. Деревянная труба - ствол скважины:

Другая деревянная труба, потоньше - это внутризаводской трубопровод, по которому рассол передавался между сооружениями:

Второй объект - соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок::

В Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Если не ошибаюсь, раньше в Хохловке была два ларя, но один вернули в Соликамск взамен сгоревшего там. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница - основное звено солеваренного цикла. Поставлена она почему-то между башней и ларём, но на самом деле туда поступал очищенный рассол:

Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров:

На топке лежал цирен, или чрен - гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями:

Это была кошмарная работа - температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности..

Последнее звено - амбар. Ранее два амбара были и в Соликамске, но в 2003 году они сгорели. В Хохловке же амбар аутентичен.

Соляные амбары были гигантского размера - 50х25х15 метров. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос - работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков.

Отсюда и "пермяк - солёные уши" - от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой. В общем, это сейчас шутка, а раньше было примерно то же, что "негр на плантации".

Подробнее о пермских солеварнях я расскажу в постах про Соликамск:

Около солеварен - набережная, лавочки из трёх полубрёвен, изгородь и таблички "Купаться запрещено!". За заливом - скалы:

Кстати, еще одна "достопримечательность" Хохловки - таблички "По траве не ходить! Клещи!". Энцефалитный клещ - действительно, самое опасное животное на Урале, здесь люди регулярно умирают от энцефалита. Но в Хохловке скорее таким способом охраняют луга.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010

Хохловка (Пермский край, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка» - одна из главных достопримечательностей Пермского края , ежегодно привлекающая множество посетителей. Расположенный на живописном берегу реки Камы неподалеку от села Хохловка музей был основан в 1945 году в качестве филиала Пермского краеведческого музея и лишь в 1980 году музей был открыт для первых посетителей.

Наибольший интерес в Хохловке представляют постройки, связанные с добычей соли; а также церкви, выполненные в лучших традициях русского деревянного зодчества.

Экспозиция

Экспозицию музея составляют 23 памятника деревянного зодчества, расположенные под открытым небом и датируемы 17-20 веками. Вся территория музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное, Северное и Южное Прикамье, для каждого из которых характерна своя архитектура.

Наибольший интерес в Хохловке представляют постройки, связанные с добычей соли; а также церкви, выполненные в лучших традициях русского деревянного зодчества. Все постройки соляного комплекса «Хохловки» были вывезены с Усть-Боровского солеваренного завода из Соликамска и включают в себя 12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, ларь весом более 100 тонн, варницу и соляной амбар длиной 28 м.

Уникальные образцы жилой архитектуры сосредоточены в секторе «Северное Прикамье», а, вот, в «Южном Прикамье» расположены колокольня Троицкой церкви, привезенная из села Сыра и Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района, представляющая собой редкий памятник русского деревянного зодчества 17 в.

События

Уже десять лет подряд в «Хохловке» проходит музыкальный этнофестиваль KAMWA . Это одно из главных музыкальных событий Пермского края: много самой разной этнической музыки, мастер-классы, модные дефиле в этно-стиле и ярмарка народных промыслов. Проводят «Камву» летом, в конце июля - начале августа.

Просторы «Хохловки» с высоты птичьего полета

Как добраться и режим работы

Добраться до Хохловки можно на автомобиле из Перми (в 45 км) или на пригородном автобусе № 340 «Пермь - Хохловка».

Для посетителей музей открыт ежедневно с мая по октябрь с 10:00 до 18:00. В остальное время - только по предварительной записи. Стоимость входного билета - 130 RUB, для студентов и пенсионеров - 80 RUB, дети до 18 лет - бесплатно, экскурсии - от 140 RUB за человека. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...