Налоговый учет входных билетов в бюджетном учреждении. Каков порядок бухгалтерского учета входных билетов и документальное оформление их реализации юридическим лицам, осуществившим оплату в безналичном порядке? Учет расходов на билеты

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1

Сегодня в России насчитывается несколько сотен театров. Некоторые из них имеют более чем вековую историю, а какие-то созданы совсем недавно. Их главное предназначение - творчество. Но деятельность любой творческой организации невозможна, если в ней нет бухгалтерии и не ведется учет. Очевидная специфичность театральных организаций предопределяет ряд особенностей их бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрен вопрос об учете операций по реализации театральных билетов.

Согласно Положению о театре в Российской Федерации (далее - Положение N 329), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329, театр - это организация, основной деятельностью которой являются подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих услуг. Театр, как и любая другая некоммерческая организация, вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых он создан.

Таким образом, деятельность театра подразделяется на основную бюджетную (некоммерческую) и предпринимательскую. В Положении N 329 определены основные виды театральной деятельности:

  • создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
  • проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;
  • изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
  • подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
  • прокат и реализация костюмов, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных принадлежностей;
  • реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра, и другие виды деятельности, приведенные в п. 23 Положения N 329.

В данный момент экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 в ред. 2005 г.

Бланки билетов

Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, осуществляют расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, правда, при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденных Порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Об этом сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 171).

Формы бланков билетов установлены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н). Однако в связи с тем, что Правительством РФ утверждено Положение N 171, требования к билету, как к бланку строгой отчетности, стали жестче с целью максимально приблизить его к кассовому чеку. В данном нормативном документе установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее действовавшими требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно новым требованиям до 1 января 2007 г.

Бланк билета, на основании Положения N 171, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • наименование, шестизначный номер и серия;
  • код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
  • наименование и код организации, выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • вид услуг;
  • единица измерения оказания услуг;
  • стоимость в денежном выражении;
  • дата осуществления расчета;
  • наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации (п. 5 Положения N 171).

На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) (п. 7 Положения N 171).

Обратите внимание: при налоговых проверках учреждений культуры требования налоговиков к бланкам строгой отчетности вполне законны, так как Положение N 171 - действующий нормативный документ. Поэтому во избежание проблем, по мнению автора, отсутствующую информацию на театральном билете нужно указать разработанным в учреждении штампом - проштамповать существующие бланки строгой отчетности и пользоваться ими до конца года.

Министерство культуры РФ Письмом от 13.04.2000 N 01-67/16-21 до учреждений культуры и искусства довело согласованные с Минфином Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры России (далее - Методические указания).

Утвержденные в соответствии с Приказом N 20н и Положением N 171 бланки строгой отчетности печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера. Как правило, стационарные театры изготавливают комплекты билетов по числу мест в зрительном зале. Кроме того, бланки можно изготовить самостоятельно, например, на компьютере. Однако при этом необходимо соблюдать нумерацию и применять специальную программу автонумерации, которая исключает возможность повтора номера.

В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителями, использующими автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, следует руководствоваться Письмом Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации".

Художественное оформление билетов, определение характера и содержания указанной в них информации, а также их техническое редактирование учреждение культуры и искусства производит самостоятельно.

Контроль над сохранностью бланков строгой отчетности

Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль над сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности. Билетные комплекты должны храниться либо в специальной кладовой, либо в сейфе под замком. Ответственность за организацию хранения билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения или другие работники по его письменному указанию.

Проверка бланков строгой отчетности, хранящихся у должностных лиц, проводится одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

Нереализованные билеты списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности приказом руководителя учреждения. Корешки бланков строгой отчетности хранятся пять лет.

Изъятые из обращения билеты списываются на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем учреждения. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении.

Кроме обязательных инвентаризаций бланков строгой отчетности, необходимо проводить внезапные контрольные проверки их наличия, правильности заполнения и использования в сроки, установленные руководством учреждения.

О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить руководителю учреждения для принятия мер. Сделать это нужно в письменном виде.

Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.

Бухгалтерский учет операций с билетами

Основным источником доходов театральных организаций являются сборы от продажи билетов на спектакли. Бухгалтерский учет билетов, в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, осуществляется следующим образом.

Изготовленные в типографии бланки строгой отчетности принимаются по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. При приемке изготовленных бланков строгой отчетности проводится полная проверка: сличаются фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.).

Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением по фактической цене приобретения следующей записью:

Дебет счета 2 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 2 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Поступившие на склад бланки строгой отчетности учитываются на счете 2 105 06 340 как прочие материальные запасы по фактической стоимости приобретения и одновременно как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности на складе" в условной оценке: 1 руб. за один бланк.

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" можно ввести следующие субсчета:

03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";

03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете";

03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации";

03-4 "Бланки строгой отчетности, не реализованные и подлежащие уничтожению".

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0511819) по видам, сериям и номерам, по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков, их количества и стоимости, а также по материально-ответственным и подотчетным лицам. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Книги должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной (мастичной) печатью, а количество листов заверяется руководителем учреждения.

При выдаче бланков строгой отчетности со склада вносится следующая запись по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (списание материальных запасов должно быть отражено в учетной политике учреждения):

Дебет счета 2 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 2 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

Одновременно бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе" и принимаются к учету на забалансовый счет 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете".

Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки строгой отчетности по накладным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, городским театральным кассам для реализации. Выдача билетов уполномоченным по реализации билетов может производиться только при наличии договора подряда, заключенного между театром и уполномоченным, и договора о полной материальной ответственности. Накладная выписывается в двух экземплярах - один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения.

Продажная цена на бланках билетов, как правило, не печатается, так как может различаться в зависимости от спектакля, времени, когда он демонстрируется, состава актеров, поэтому цена проставляется непосредственно перед продажей билетов. При этом на билете ставится штамп театра.

При выдаче бланков строгой отчетности распространителям, с которыми заключен договор длительного характера, на сумму реализации билетов, не относящуюся к доходам текущего отчетного периода, производится бухгалтерская запись с использованием счета 0 401 04 130 "Доходы будущих периодов". По мнению автора, применять данный счет целесообразно в связи с поэтапной сдачей услуг по показу спектаклей и концертов. Бухгалтерская запись будет выглядеть следующим образом:

Дебет

Кредит

Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации".

Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки. Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру.

Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и городская театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость.

Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на его счет вырученные деньги за реализованные бланки строгой отчетности.

Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности. Сводный отчет должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении их на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде.

Признание выручки текущего отчетного периода от реализации бланков строгой отчетности оформляется по цене реализации записью:

Дебет счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Поступление выручки от реализации билетов отражается проводкой:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета" или

Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится следующая запись:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".

Возврат нереализованных бланков

Возврат нереализованных бланков строгой отчетности оформляется накладной и отражается по цене реализации способом "красное сторно":

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой необходимо сделать ссылку на номер и дату исправляемого Журнала операций, а также обосновать внесение исправлений. Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные". Нереализованные бланки строгой отчетности указываются в Акте о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). На его основании в срок, установленный приказом руководителя учреждения, бланки строгой отчетности уничтожаются и списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные".

Рассмотрим учет реализации билетов на примере.

Пример. Театр приобрел у типографии 10 000 бланков билетов. Стоимость заказа составила 15 000 руб., НДС не начисляется. 300 билетов после оформления надлежащим образом были переданы для реализации в кассу театра. Цена одного билета на спектакль - 200 руб. Реализовано было 270 билетов, непроданные билеты были возвращены в бухгалтерию театра.

Бухгалтер отразил операции следующим образом.

Дебет

Кредит

Получены бланки билетов от

типографии

Отражено поступление бланков

билетов на склад

Выданы билеты в подотчет на

штамповку

Отражено выбытие со склада

бланков билетов

Выданы билеты

распространителю на

реализацию

Отражена выдача бланков

строгой отчетности с

подотчета на реализацию

Проданы билеты

распространителем

Поступила в кассу выручка

от реализации билетов

Отчитано за реализованные

бланки строгой отчетности

Отражен возврат билетов

методом "красное сторно"

Отражен возврат бланков

строгой отчетности

Согласно акту бланки

непроданных билетов

уничтожены

С.Гулиева

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Одним из основных направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в России является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий.

Перечисленные мероприятия осуществляются учреждениями культуры, как правило, на платной основе, что предопределяет необходимость изготовления и реализации ими входных билетов на посещение соответствующих культурных мероприятий.

Совокупность мероприятий и обязательств по изготовлению и реализации билетов на посещение организуемых учреждениями культуры мероприятий составляет понятие «билетное хозяйство».

В процессе организации и функционирования билетного хозяйства учреждений культуры у бухгалтеров учреждений культуры постоянно возникают различные вопросы как организационно-правового характера, так и связанные с отражением осуществляемых учреждениями операций в бухгалтерском учете, а также с их налогообложением.

На примере театрально-зрелищного учреждения будут проанализированы проблемы и вопросы, связанные с функционированием билетного хозяйства.

Являются ли театральные билеты денежными документами

Решение данного вопроса только на первый взгляд носит общеправовой теоретический характер и не затрагивает материальных интересов театра.

Так, в процессе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности одного из бюджетных учреждений культуры представитель контролирующего органа выставил претензию по поводу неотражения в бухгалтерском учете операций по реализации театральных билетов на счете 2 201 05 000 «Денежные документы». Свою позицию указанный работник обосновал тем, что театральные билеты имеют все признаки, позволяющие отнести их к денежным документам (утвержденную форму, зафиксированную номинальную стоимость, средства защиты от фальсификации, возможность служить средством расчетов за услуги и т.п.). Более того, ссылаясь на отсутствие в бухгалтерском учете операций с денежными документами (в данном случае - с театральными билетами) была поставлена под сомнение правомерность применения льготы по НДС, регламентированной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (ведь факт осуществления операций по реализации театральных билетов, являющийся определяющим при применении данной налоговой льготы, не подтвержден данными бухгалтерского учета).

Описанные требования контрольно-ревизионного органа неправомерны, поскольку реализуемые учреждением культуры театральные билеты по своему экономическому содержанию не являются денежными документами.

Кроме того, поскольку облагаемая база по НДС формируется на основании данных специализированного учета (книг продаж и покупок, счетов-фактур и т.п.), а не на основании показателей бухгалтерского учета, неотражение в бухгалтерском учете операций по собственно реализации театральных билетов не является основанием для неприменения в отношении оказываемых услуг в области культуры и искусства налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Причиной возникновения описанных претензий контрольно-ревизионного органа является отсутствие в действующих нормативных документах достаточно четкого и точного определения понятия «денежные документы». Приводимые в различных экономических словарях определения данного термина содержат лишь перечисление (причем неполное) возможных форм денежных документов (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные санаторно-курортные путевки и др.). Перечисленные представителем контрольного органа обязательные признаки денежных документов также не регламентированы никакими нормативными актами, а приведенный перечень не является исчерпывающим.

По результатам анализа экономической сущности документов, однозначно причисленных к денежным документам (согласно имеющимся определениям данного термина), можно отметить следующие признаки денежного документа:

  • зафиксированная номинальная стоимость;
  • подтверждаемое им право на получение конкретных товаров (работ, услуг);
  • возможность использования их в качестве средства расчетов за указанные товары (работы, услуги). Такой признак денежного документа, как наличие средств защиты его от фальсификации, был отвергнут, поскольку он не является обязательным для всех денежных документов, признаваемых в качестве таковых. Например, используемый организацией в расчетах за товары (работы, услуги) собственный простой вексель, хотя, несомненно, и является денежным документом, может не иметь каких-либо специализированных средств защиты (водяных знаков, микротекста и т.п.).
На основе перечисленных критериев было сформулировано следующее определение, с одной стороны, полностью соответствующее экономической сути фактически применяемых денежных документов, а с другой - максимально уточняющее данный термин в соответствии с текущей хозяйственной практикой.

Денежные документы - это документы с зафиксированной на них номинальной стоимостью товаров (работ, услуг), дающие право их владельцу получать данные товары (работы, услуги) в объеме данной номинальной стоимости.

В соответствии с данным определением реализуемые учреждением театральные билеты (являющиеся при этом бланками строгой отчетности) не могут быть классифицированы в бухгалтерском учете учреждения культуры как денежные документы, в связи с тем что они фактически не подтверждают право учреждения на получение соответствующих услуг в форме театрального представления (это право принадлежит учреждению как исполнителю данных услуг).

В то же время для организаций, централизованно приобретающих театральные билеты для выдачи их своим работникам или дальнейшей реализации сторонним лицам, данные билеты, несомненно, будут признаны денежными документами, поскольку полностью соответствуют как опубликованным в специализированных экономических изданиях, так и сформулированному определению данного термина.

Признание выручки от реализации театральных билетов для целей налогового и бухгалтерского учета

Для целей налогообложения выручка от реализации театральных билетов признается не в момент фактического проведения соответствующего спектакля, а в момент реализации билетов на него, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ под объектом налогообложения понимаются «реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога». При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений указанной статьи НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем согласно п. 1 ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В соответствии с требованиями п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ (часть вторая НК РФ) доходами от реализации для целей формирования облагаемой базы по налогу на прибыль организаций признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Понятие «имущественные права» действующими нормативными документами не определено. Однако согласно сложившейся в финансово-хозяйственной деятельности терминологии «права имущественные - это юридически закрепленные права юридических и физических лиц владеть, распоряжаться и пользоваться определенными имущественными ценностями, правовая фиксация принадлежности имущественной ценности конкретному лицу. Учитывая же тот факт, что под имущественными ценностями (имуществом) понимаются и имущественные права (ст. 128 ГК РФ), право посетителя театра на просмотр организуемого последним спектакля, удостоверенное проданным ему театральным билетом установленной действующим законодательством формы (форма билета на театрально-зрелищные мероприятия утверждена приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257), признается имущественным правом и в соответствие с п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ подлежит обложению налогом на прибыль.

В соответствие с п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Учитывая изложенное, доход от реализации посетителям театра театральных билетов на спектакли для целей налогового учета формируется как доход от передачи им имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля в указанное в билете время в момент его предоставления посетителям театра этих имущественных прав (т.е. в момент реализации им театральных билетов).

Данный вывод подтверждается и требованиями п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождению от обложения НДС, в отличие от иных услуг театров, подлежат не собственно услуги по организации и представлению «театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий», а именно «реализация входных билетов и абонементов…, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности» на их посещение (т.е. для признания операций по продаже театральных билетов реализацией театром имущественных прав на просмотр своих спектаклей необходимо, чтобы данные права были удостоверены театральными билетами установленного действующим законодательством образца с указанием в нем стоимости данного права, а также времени (время показа спектакля) и условий (место в зрительном зале) его реализации).

Если по каким-либо причинам спектакль, на который были проданы театральные билеты, не состоялся, данное обстоятельство следует классифицировать как невыполнение поставщиком имущественных прав (т.е. театром) своих обязанностей по их реализации. Возврат же зрителям (или организациям, их представляющим) стоимости ранее проданных им театральных билетов следует рассматривать не как возврат полученных театром авансов под оказание театрально-зрелищных услуг (ведь, как уже было указано, реализация театральных билетов классифицируется как отдельная услуга по реализации соответствующих имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля), а исключительно как возмещение им убытков, вызванных нереализацией ранее переданных им имущественных прав. Расходы театра по возмещению ущерба, нанесенного зрителям (или организациям, их представляющим), согласно п.п. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ признаются для целей налогообложения прибыли внереализационными расходами.

Следует иметь ввиду, что в случае если в рамках оказания услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты установленного образца зрителям по каким-либо причинам не реализуются (действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов), то документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны, например, оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим). В этом случае доход театра для целей налогообложения будет сформирован на дату оформления таких актов, а полученные театром до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

Однако при этом в связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В бухгалтерском учете театра определение момента отражения результатов хозяйственной операции по реализации театральных билетов в качестве дохода театра обусловлено следующими факторами.

Согласно п. 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), для отражения в бухгалтерском учете указанных учреждений «сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам» в Едином плане счетов с 1.01.2011 предусмотрен (как и для коммерческих организаций) счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Условия применения указанного счета бухгалтерского учета полностью соответствуют условиям реализации имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных и иных подобных мероприятий путем реализации театральных билетов установленного законодательством образца, удостоверяющих факт передачи гражданам (а при централизованной реализации - и организациям) соответствующих имущественных прав.

Таким образом, при реализации театром билетов установленного образца на театрально-зрелищные мероприятия, планируемые к показу в будущих отчетных периодах, до момента реализации удостоверяемого указанными билетами фактов передачи имущественных прав зрителям (или организациям, их представляющим) стоимость реализованных театральных билетов подлежит отражению в бухгалтерском учете театра на субсчете 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от реализации платных работ, услуг» с последующим списанием их на счета доходов текущего периода (т.е. на субсчет 2 401 10 130) в момент фактической реализации указанных имущественных прав (т.е. после фактического показа соответствующих спектаклей).

В случае если по каким-либо причинам театрально-зрелищное мероприятие, на которое были реализованы билеты, не состоялось, то следует признать, что переданное зрителям (или организациям, их представляющим) в момент продажи театральных билетов имущественное право на просмотр данного спектакля оказалось нереализованным, что влечет за собой возврат им стоимости ранее реализованных билетов со списанием этой стоимости в бухгалтерском учете театра на убытки.

В заключение следует обратить внимание на тот факт, что действующие в настоящее время в Российской Федерации стандарты организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности (далее - РСБУ) не в полной мере соответствуют МСФО. Вместе с тем в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 МСФО признаны в Российской Федерации и согласно приказу Минфина России от 25.11.2011 № 160н (далее - приказ № 160н) введены в действие.

Согласно МСФО (IAS) 18 «Выручка» (приложение № 10 к приказу № 160н) под выручкой для целей МСФО понимается «валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала». Применяемые в РСБУ понятия «доходы будущих периодов» и «расходы будущих периодов» в МСФО отсутствуют, а отражаемые в российском бухгалтерском учете на соответствующих счетах суммы доходов признаются текущими доходами и расходами. Регламентируемые МСФО (IAS) 18 формулировки понятия «выручка» в рамках проводимых в РФ мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО нашли отражение в п. 2 применяемого коммерческими организациями положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05 1999 № 32н (с изменениями и дополнениями). Однако действие данного ПБУ на государственные (муниципальные) учреждения не распространяется (п. 1 ПБУ 9/99), а аналогичного указанному в ПБУ 9/99 определения понятия дохода (выручки) в приказе № 157н, регламентирующем порядок организации и ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, не содержится.

Таким образом, после внесения в рамках мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО изменений в приказ № 157н и иные приказы Минфина России, регламентирующие особенности организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях различных организационно-правовых форм, порядок отражения в бухгалтерском учете этих учреждений доходов от реализации театральных билетов на спектакли, планируемые к показу в следующих отчетных периодах, будет соответствовать уже действующему в настоящее время порядку их налогового учета. В настоящее время в связи с недостаточной регламентацией действующими нормативными документами порядка применения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений субсчета бухгалтерского учета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» отдельные учредители государственных (муниципальных) учреждений требуют от них не применять в бухгалтерском учете счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». Хотя данные требования и не в полной мере соответствуют положениям действующего в этой сфере законодательства РФ, однако, они находятся в рамках общих мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Поэтому при наличии указанных письменных требований учредителей соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, по нашему мнению, допустимо относить выручку, полученную от продажи театральных билетов на спектакли, планируемые к показу в следующих отчетных периодах, аналогично порядку, установленному для организации налогового учета таких доходов (т.е. на счетах учета доходов текущего отчетного периода).

Рассмотрим правомерность применения театром скидок к установленной стоимости театральных билетов, а также установления пониженной относительно билетов приведенной стоимости театральных абонементов.

В соответствии с требованиями ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 9.10.1992 № 3612-1, п. 34 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 609, а также письма Минэкономики РФ от 11.06.1999 № 7-625, цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Указанные требования ограничиваются, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг. Разновидностью такого государственного регулирования цен на платные театрально-зрелищные услуги государственных (муниципальных) учреждений можно считать установление для таких учреждений согласно п. 1 ст. 69. 2 БК РФ в рамках доводимого им государственного задания предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих платных услуг физическими или юридическими лицами либо порядка установления указанных цен (тарифов). Однако данное требование относится только к театрально-зрелищным услугам, оказываемым в рамках выполнения учреждением полученного им государственного (муниципального) задания. Несмотря на то что в государственные (муниципальные) задания, как правило, включаются большинство проводимых бюджетным учреждением театрально-зрелищных мероприятий (что является основанием для погашения затрат на их проведение (полностью или частично) за счет средств выделяемых учреждению бюджетных субсидий), цены на посещение мероприятий, не включенных в государственные (муниципальные) задания, затраты на проведение которых погашаются исключительно за счет поступлений от приносящей доход деятельности учреждения или целевых внебюджетных поступлений (грантов, пожертвований и т.п.), могут устанавливаться учреждениями также самостоятельно, если данное право не ограничено решениями их учредителя.

До 1.01.2011 г. порядок формирования цен (тарифов) на платные услуги государственных (муниципальных) учреждений регламентировался специальными положениями об оказании ими платных услуг, которые разрабатывались соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных им учреждений и организаций. В настоящее время, учитывая более высокий уровень самостоятельности бюджетных учреждений в области осуществления ими приносящей доход деятельности, такие Положения разрабатываются самими учреждениями. В соответствии с существующей практикой формирования данного внутреннего нормативного документа в его структуру должны быть включены следующие положения:

  • о структуре оказываемых учреждением платных услуг;
  • о производстве (приобретении) и реализации в рамках осуществления приносящей доход деятельности различных видов готовой продукции, а также товаров для перепродажи (сувениров, театральных программок, декораций и т.п.);
  • о детализации услуг учреждения по источникам его финансового обеспечения;
  • о порядке ценообразования на платные услуги, в том числе и с учетом применения скидок различным категориям граждан и организаций;
  • о порядке использования учреждением выручки от оказания платных услуг;
  • об особенностях организации аналитического бухгалтерского и оперативно-управленческого учета, а также внутренней управленческой отчетности по хозяйственным операциям, осуществляемым в рамках оказания учреждением платных услуг и т.п.
Разработанное учреждением внутреннее Положение о платных услугах утверждается руководителем учреждения и при наличии такого требования согласуется с его учредителем.

Учитывая тесную связь требований данного Положения с вопросами организации бухгалтерского учета и налогообложения учреждения, по нашему мнению, целесообразно сформировать его в виде приложения к учетной политике учреждения.

Согласно положениям указанных нормативных актов, при организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих службу по призыву. Установление скидок к стоимости театрально-зрелищных услуг иным категориям граждан действующим законодательством формально не регламентировано. Однако такие скидки могут быть установлены бюджетными и автономными учреждениями в рамках осуществления ими приносящей доход деятельности, не связанной с выполнением полученных государственных (муниципальных) заданий.

Более того, установление льгот перечисленным категориям граждан было рекомендовано постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 № 712, содержащим требования по оформлению и подтверждению таких льгот, а также по организации контроля за их применением.

Учитывая изложенное, учреждение вправе определить в разработанном им внутреннем Положении о платных услугах структуру и порядок предоставления и документального оформления и подтверждения скидок к стоимости соответствующих театрально-зрелищных мероприятий учреждения соответствующим категориям зрителей.

При формировании размеров указанных скидок необходимо иметь в виду следующие факторы.

Применение скидок к стоимости оказываемых учреждением платных услуг не должно влиять на соблюдение принципа самоокупаемости приносящей доход деятельности. То есть совокупный размер применяемых скидок должен обеспечивать возмещение за счет получаемой коммерческой выручки планируемых к погашению за ее счет расходов учреждения.

Применяемые скидки не должны иметь индивидуальный характер, т.е. право на них должно предоставляться всем покупателям, удовлетворяющим условиям получения соответствующих скидок и подтвердившим свое право на них установленным порядком.

Учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, скидки к стоимости театрально-зрелищных услуг целесообразно устанавливать в размерах, не превышающих указанный норматив.

Относительно установления пониженной относительно билетов стоимости реализации театральных абонементов необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Как и театральные билеты, театральные абонементы удостоверяют передаваемое зрителям в момент их продажи имущественное право на просмотр соответствующих театрально-зрелищных мероприятий в указанное время. Однако в отличие от театрального билета удостоверяемое театральным абонементом имущественное право распространяется не на одно, а на несколько таких мероприятий.

Итак, театральный билет и театральный абонемент удостоверяют разные имущественные права, поэтому их стоимость не может быть одинаковой. И дело здесь не только в количестве театрально-зрелищных мероприятий, право на просмотр которых они удостоверяют. При формировании стоимости театрального абонемента следует также учитывать, что, несмотря на увеличение объема удостоверяемых им имущественных прав (количество спектаклей), реализация этих прав разнесена во времени при единовременном получении платы за нее, что, несомненно, должно привести к уменьшению приведенной стоимости права на просмотр одного спектакля из числа включенных в абонемент. По нашему мнению, приведенная стоимость одного спектакля из числа включенных в театральный абонемент в соответствии с требованиями п. 1 ст. 395 ГК РФ должна быть ниже стоимости соответствующего спектакля в случае его просмотра на основании театрального билета минимум на сумму, рассчитанную исходя из размеров учетной ставки ЦБ РФ на день выпуска абонемента и срока его действия (т.е. Сабонемента = Сбилета х 8% / 365 х Табонемента х Котрывных купонов).

С учетом рыночной стоимости (т.е. уровня спроса) включенных в театральный абонемент спектаклей размер уменьшения стоимости театрального абонемента относительно стоимости включенных в него спектаклей (в случае просмотра их по театральным билетам) стоимость соответствующих театральных абонементов может быть еще скорректирована.

Унифицированная форма театрального абонемента (как и театрального билета) утверждена приказом Минкульта РФ от 17.1.2008 № 257 и является обязательной не только для документального обоснования операций по передаче зрителям (или организациям, их представляющим) соответствующих имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных мероприятий, но и для подтверждения права учреждения культуры на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

При формировании структуры театрального абонемента следует учитывать, что удостоверяемые им имущественные права планируются к реализации в течение определенного срока. Поэтому данный срок целесообразно указать в реквизите «Вид услуги (наименование мероприятия)» (если по условиям реализации абонемента зритель имеет право выбора любого спектакля в течение срока действия абонемента), а также в корешках абонемента (если абонемент дает право зрителю на просмотр определенного перечня спектаклей). В противном случае согласно требованиям п. 2 ст. 314 ГК РФ право на показ учреждением соответствующих театрально-зрелищных мероприятий должно быть реализовано в семидневный срок со дня предъявления зрителем требований о его выполнении.

Следует иметь в виду, что при оказании услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты или абонементы могут и не использоваться. Действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов или абонементов.

К таким случаям, в частности, можно отнести показ спектакля по договору с конкретной организацией для неопределенного количества ее сотрудников (либо привлеченных ей иных физических лиц). При этом документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим), а доход театрального учреждения для целей бухгалтерского учета и налогообложения будет сформирован на дату оформления таких актов. При этом полученные учреждением до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

При общей допустимости применения указанного порядка оказания театрально-зрелищных услуг следует иметь в виду определенные особенности его применения, а именно: поскольку спектакль в данном случае планируется к показу неопределенному числу зрителей, но в помещении учреждения, то договором с организацией-заказчиком таких услуг должны быть предусмотрены обязательства заказчика по обеспечению идентификации зрителей и пропускного режима на проводимое театрально-зрелищное мероприятие. В общем случае такие мероприятия организуются на основе предъявления зрителями театральных билетов и абонементов. Поэтому условия договора со сторонней организацией, не предполагающие продажу билетов или абонементов, но возлагающие обязанность идентификации зрителей и пропускной режим на театральное учреждение, могут быть восприняты контролирующими органами, как попытка необоснованного уменьшения планируемой в общем порядке выручки от показа спектакля.

В связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами или абонементами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, что должно быть учтено при формировании стоимости соответствующих театрально-зрелищных услуг.

В связи с тем, что театрально-зрелищные мероприятия, как правило, организуются учреждениями культуры в рамках выполнения полученных ими государственных (муниципальных) заданий, в которых определена себестоимость проведения того или иного мероприятия, подлежащая погашению за счет средств полученных учреждением бюджетных субсидий, стоимость договора на проведение театрально-зрелищных мероприятий в интересах сторонней организации (даже при отсутствии условия реализации билетов или абонементов на них) не должна быть ниже установленной учредителем себестоимости одного или, исходя из условий договора нескольких спектаклей.

Таким образом, несмотря на общий принцип единства стоимости однородных театрально-зрелищных мероприятий, учреждение культуры, по нашему мнению, все-таки имеет определенные возможности корректировки цен на свои платные услуги в зависимости от обстоятельств организации и документального оформления соответствующих мероприятий, а также контингента зрителей, привлекаемых к их просмотру.

В каком порядке подлежит возмещению стоимость ранее проданных билетов гражданам и организациям в случае отмены театрально-зрелищных мероприятий, на которые эти билеты были проданы? Размер возмещения стоимости ранее проданных зрителям театральных билетов (или театральных абонементов) зависит от того, по чьей инициативе удостоверенное указанными документами имущественное право на просмотр театрально-зрелищных представлений не было реализовано в указанные сроки и в указанных размерах.

В соответствии с общими требованиями действующего законодательства односторонний отказ от выполнения своих обязательств по сделкам гражданско-правового характера недопустим (ст. 310 ГК РФ), за исключением предусмотренных законодательством случаев (ст. 328, 405, 450 ГК РФ). Однако прекращение сделок может быть обусловлено невозможностью по каким-либо причинам их выполнения одной из сторон (например, отмена ранее анонсированного спектакля по уважительным причинам).

В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения убытков заказчику. Поэтому, если отмена спектакля произошла по инициативе театрального учреждения (независимо от причин такой отмены), то зрители вправе требовать, как минимум, полного возмещения им стоимости ранее приобретенных ими театральных билетов, так как данные затраты классифицируются как их убытки, связанные с реализацией их права по просмотру соответствующего театрально-зрелищного мероприятия. При этом размер возмещения убытков зрителям может не ограничиться только стоимостью проданных им билетов на отмененный спектакль. Данный размер может быть увеличен в судебном порядке (например, на сумму полученного зрителями, обратившимися в судебные органы, морального ущерба).

Если же отказ от оказания театрально-зрелищной услуги произошел по инициативе зрителя (т.е. заказчика), то такое его право закреплено в п. 1 ст. 782 ГК РФ, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Данное требование подтверждено и ст. 32 Закона от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).

При этом исполнитель (т.е. театр) должен доказать, что расходы были понесены до отказа от договора и вызваны исполнением или подготовкой к его исполнению. К таким расходам не относятся обычные внутренние затраты (например, по заработной плате).

По нашему мнению, размер компенсации стоимости театральных билетов в случае отказа зрителя от приобретенного им имущественного права на просмотр спектакля целесообразно предусмотреть (в долевом исчислении) в разработанном учреждением внутреннем Положении о платных услугах с расшифровкой в приложенном расчете размера уменьшения суммы возмещения относительно полной стоимости проданного билета. Такой расчет можно сформировать, детализировав в долевом представлении стоимость билета на калькуляционные статьи и определив, какие из указанных калькуляционных статей подлежат, а какие не подлежат возмещению в случае одностороннего отказа зрителя от просмотра спектакля, на который ему были проданы билеты. В случае одностороннего отказа зрителя от реализации им своего права на просмотр спектаклей по театральному абонементу стоимость возмещения его затрат на приобретение такого абонемента должна быть возмещена по только в части еще не просмотренных им спектаклей. При этом в целях соблюдения требований действующего законодательства, предъявляемых к публичной сделке (оферте), текст Положения о платных услугах театра должен быть вывешен в публичном месте реализации билетов для ознакомления потенциальных покупателей с соответствующими требованиями, в том числе по формированию суммы причитающегося им возмещения стоимости проданных билетов при одностороннем их отказе от просмотра соответствующего спектакля.

Ведение и составление отчетности в соответствие с МСФО. Очно, дистанционно.

Защита и экономия в бизнесе с учетом решений Верховного суда. Все изменения в вопросах налоговой оптимизации 2019 г. (г. Сочи)

Чтобы посетить то или иное культурное или зрелищно-развлекательное мероприятие, необходимо купить входной билет. С гражданско-правовой точки зрения этот документ является договором оказания услуг на платной основе

Чтобы посетить то или иное культурное или зрелищно-развлекательное мероприятие, необходимо купить входной билет.

С гражданско-правовой точки зрения этот документ является договором оказания услуг на платной основе.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Сегодня продажа билетов в учреждении культуры осуществляется разными способами, среди которых наибольшей популярностью пользуется реализация при помощи современных технологий.

Особенности организации продажи входных билетов через интернет

Применение инновационных технологий с целью решения вопроса реализации значительно увеличивает объем оказываемых платных услуг. Поэтому и культурные организации, и госорганы предлагают активизировать продажу в режиме онлайн.

Несколько лет назад было приняло Постановление №408-ПП, в котором акцентировано внимание на необходимости модернизации материально-технической базы и использования инновационных технологий.

Это поможет повысить объем реализации билетов. Если театр или музей до настоящего времени осуществляют их продажу через кассу, используя билетные книжки, то все равно они могут организовать эту услугу в режиме онлайн.

С этой целью можно обратиться к другим организациям, оказывающим большое количество аналогичных услуг со своих сайтов. Однако оптимальным вариантом станет создание собственного .

Электронный билет имеет такое же значение, как и бумажный вариант. Он несет в себе объем информации, которая подтверждает право обладателя на посещение культурного мероприятия в определенном учреждении культуры в указанное время. Приобрести такой билет может любой гражданин или организация. Делается это довольно просто. Для этого нужно осуществить ряд действий:

  1. посетить официальный сайт культурной организации;
  2. заказать билет, заполнив для этого специальный бланк.

Если билет покупает гражданин, то при заполнении бланка указываются фамилия, имя, отчество, а также паспортные данные. Для юрлиц обязательной является следующая информация:

Культурная организация вправе внести в бланк заказа несколько дополнительных строк, в которых могут отражаться важные для него сведения.

Некоторые из учреждений предлагают пользователям обозначить способ приобретения билета. Оплатить стоимость можно наличными или же по безналу. Если пользователь использует безналичный расчет, то деньги переводятся на счет учреждения культуры.

Иногда вместе с продажей входных билетов предлагаются дополнительные услуги, например, бронирование, доставка и другие. Они могут осуществляться как на платной, так и на безоплатной основе. Это, как правило, зависит от условий, которые закреплены в учетной политике.

В основном онлайн осуществляются самими культурными организациями. Однако некоторые из них часто прибегают к услугам других учреждений, передавая эту функцию на аутсорсинг.

Как вести учет билетов в учреждении культуры

Как же отразить учет входных билетов в бухучете? Ответ на этот вопрос рассмотрим ниже. Если говорить об учетной политике культурной организации, то она, как правило, согласовывается с учредителем. Чаще всего в ней означено требование, касающееся учета билетов по стоимости их приобретения. Для осуществления их аналитического учета используется Книга учета бланков строгой отчетности. В ней указываются такие данные, как:

Также Книга учета должны отвечать и другим требованиям. К примеру, ее в обязательном порядке нужно пронумеровать и сброшюровать, что уже само по себе исключает любые возможности исправить или изменить какие-либо данные.

Перемещение бланков строгой отчетности внутри организации отражают по забалансовому счету 03. Основанием для этого являются первичные документы, а еще изменение ответственного или места хранения. Если билеты выбывают или передаются другой организации, отвечающей за их выдачу, то в обязательном порядке стоит оформить акт приема-передачи.

Если дело касается казенных, бюджетных и автономных культурных организаций, то при осуществлении их учета получение билетных книжек отражается по дебету забалансового счета 03-1. Передача билетов в подотчет отражается по дебету забалансового счета 03-2 и кредиту забалансового счета 03-1.

В таблице ниже представлено, как отразить в учете продажу входных билетов через кассу:

Сегодня многие учреждения культуры организовывают продажу билетов через Интернет или , используя для этого банковские карточки. Однако при этом они подвергают себя определенному риску.

Два года назад было принято решение о том, чтобы организации, реализующие билеты только по безналу, отнести к категории продавцов, не предоставляющих пользователям право выбора. Ведь в данном случае покупателям предлагается единственный способ расчета, что является нарушением, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Получив ответ на вопрос, как вести учет билетов в учреждении культуры, организации остается только выполнять все необходимы требования. И тогда никакие штрафы ей не придется платить.

Налогообложение НДС реализации входных билетов

Если форма входных билетов и абонементов утверждена законодательством как бланк строгой отчетности, то их реализация не облагается НДС.

Чтобы подтвердить законность льгот по налогообложению реализации билетов и абонементов, организация должна представить документы, подтверждающие факт ее принадлежности к учреждениям культуры и искусства. Таким подтверждением может стать присвоение кода в ОКВЭД.

Таким образом, основаниями для освобождения реализации входных билетов и абонементов от обложения НДС являются:

  1. соответствие формы данных документов бланкам строгой отчетности;
  2. принадлежность организаций, реализующих билеты, к учреждениям культуры и искусства, которым присвоен код ОКВЭД.

Поскольку многие учреждения культуры реализуют входные билеты на мероприятия с помощью современных технологий, то возникает вопрос – возможно ли применение освобождения от НДС электронных билетов.

В Положении №359 указано, что бланки строгой отчетности можно изготавливать как типографским способом, так и при помощи автоматизированной системы. А значит их реализация через Интернет-ресурсы осуществляется на законных основаниях, что подтверждено нормативными актами об использовании контрольно-кассовой техники.

Культурная организация, осуществляющая онлайн продажи билетов, имеет полное право на освобождение от . Главным условием при этом является соответствие электронных билетов требованиям, которые устанавливаются для бланков строгой отчетности.

Однако учреждение культуры в обязательном порядке должно учитывать, что покупателю должна быть предоставлена возможность вместо электронного билета получить билет в виде БСО. Оптимальным вариантом в этом случае является печать бланков при входе на территорию учреждения или же в самом учреждении.

В бюджетном учреждении культуры, которое занимается кинопрокатом, происходит реализация части кинобилетов через интернет-оператора. Физическим лицам, которые приобрели таким образом билеты, в кассе кинотеатра распечатываются на специальном принтере и на специальной ленте кинобилеты. Такие кинобилеты могут распечатываться только в одной из касс одним из нескольких материально ответственных лиц (МОЛ) - кассиров. Данные кассира (Ф.И. О.) проставляются на бланке кинобилета. Лента для распечатки билетов (500 штук с уникальными серией и номером) передается в кассу. При этом определить МОЛ, которое в итоге будет распечатывать билет, заранее нельзя. Выдача таких бланков строгой отчетности (БСО) производится в течение всего рабочего дня кинотеатра - приблизительно с 08.00 до 24.00. В течение рабочего дня в данной кассе поочередно работают разные МОЛ. Соответственно, за БСО, находящиеся в кассе, несут ответственность разные МОЛ.
Каков порядок организации учета кинобилетов в такой ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Одним из вариантов организации учета кинобилетов в данной ситуации может быть передача ленты для распечатки билетов материально ответственному лицу на время его рабочей смены. По окончании рабочей смены материально ответственное лицо передает оставшиеся БСО тому материально ответственному лицу, которое принимает смену, и так далее каждый день. Передача может оформляться Требованием-накладной (ф. 0504204).
Соответствующие движения БСО получат свое отражение в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045), формируемой по каждому материально ответственному лицу.

Обоснование вывода:
Существующие в настоящее время нормативные акты и разъяснения Минкультуры России относительно применения таких бланков строгой отчетности (далее - БСО), как "билет", связывают их применение, в первую очередь, с необходимостью оформления БСО при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (смотрите, в частности, приказ Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности").
В рассматриваемой ситуации применение бланков кинобилетов не связано с подобными расчетами. Напротив, физические лица уже приобрели право на просмотр кино путем оплаты билета безналичным способом. Бланк кинобилета в данной ситуации не подтверждает приемку определенной суммы наличных денежных средств и (или) оплаты платежной картой. Вместе с тем в таких ситуациях необходимость в выдаче билета физическому лицу может быть обусловлена требованиями порядка использовании кинозалов, в частности, допуск в кинозал может осуществляться только на основании предъявленного билета на соответствующий сеанс. Кроме того, реализация билетов на культурные мероприятия по установленным формам подтверждает факт освобождения соответствующей услуги от обложения НДС ( НК РФ).
Положения п. 337 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), указывают на тот факт, что формы БСО, применяемые учреждением, а также другие организационные аспекты, связанные с их учетом и движением, утверждаются в учетной политике учреждения. При разработке положений учетной политики в данной части учреждению необходимо соблюдать требования:
- положений Инструкции N 157н;
- ведомственных "Методических указаний о порядке применения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности...", направленных письмом Минкультуры России от 15.07.2009 N 29-01-39/04 (далее - Методические указания);
- Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета... и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).
Согласно п. 2.5 Методических указаний бланки документов (билетов), поступившие в организацию, принимаются комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке осуществляются следующие мероприятия:
- проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.);
- составляется акт приемки бланков документов.
Акт, утвержденный руководителем организации, является основанием для принятия бланков документов на учет ответственным сотрудником. В соответствии с положениями N 52н в качестве первичного учетного документа, подтверждающего факт поступления в учреждение материальных ценностей, какими являются и БСО, может быть Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Согласно Инструкции N 157н и п. 2.6 Методических указаний бухгалтерский учет БСО ведется на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности":
- в условной оценке: один бланк, один рубль;
- по стоимости приобретения бланков (в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики).
БСО регистрируются в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) и передаются материально ответственному лицу на реализацию. В такой ситуации в качестве первичного учетного документа, подтверждающего передачу бланков кинобилетов на реализацию, может применяться Требование-накладная (ф. 0504204).
В соответствии с положениями Инструкции N 157н, п. 2.7 Методических указаний, а также N 52н аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045):
- по каждому виду бланков строгой отчетности, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, условной цены, количества, а также подписи получившего их лица;
- в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения.
Другими словами, "бригадный" учет (учет сразу у нескольких МОЛ) бланков строгой отчетности реализован быть не может. БСО должны находиться под ответственностью определенного МОЛ.
Поскольку в рассматриваемой ситуации в течение дня происходит смена кассира, ответственного за распечатку на бланках реализованных через Интернет кинобилетов, вполне обоснованно, что по окончании своего рабочего дня МОЛ, которому переданы для выдачи соответствующие БСО, будет передавать оставшиеся у него в ленте БСО принимающему МОЛ. Оформляться такая передача может Требованием-накладной (ф. 0504204).
Соответствующие движения получат свое отражение в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045), формируемой по каждому материально ответственному лицу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме