Как десятибалльная система оценок изменит жизнь российских школьников. Десятибалльная шкала оценки женской внешности Оценка по 10 ти бальной шкале

Система оценивания знаний – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала. Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная. Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценивание их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния на становление личности

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество. Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив. Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения. Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки. Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно система оценивания в школе. Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно. Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-балльная система: плюсы и минусы

По задумке шкала от 1 до 5 демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

Оценка

Характеристика ученика

Вообще не знает и не понимает учебный материал

Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах

Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и на письме

Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а на письме допускает лишь незначительные ошибки

Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

Плюсы:

  • система традиционная и привычная, а поэтому понятна и ученикам, и родителям;
  • хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.

Минусы:

  • критерии оценивания не дают возможности точно и объективно оценить знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т. д.);
  • система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
  • плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
  • очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя.

10-балльная система: плюсы и минусы

Основное отличие этой системы – более глубокая классификация и детализация учебных достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Оценка

Характеристика

Уровень учебной деятельности

Полное отсутствие учебной активности

Неудовлетворительно

Различие, распознавание, поверхностное знакомство с предметом

Почти удовлетворительно

Удовлетворительно

Запоминание и неосознанное воспроизведение

Весьма удовлетворительно

Понимание теории, осознанность

Весьма хорошо

Очень хорошо

Полное владение теоретическим материалом

Почти отлично

Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний

Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т. д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценивания знаний хоть немного, но более адекватным. Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы. Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.


Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще. По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок. Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.

Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы – это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности, как проблема и потребность, практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.

Систе́ма оце́нивания зна́ний – система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах принято использовать цифровые обозначения разрядов, причём допускаются дробные оценки, другие шкалы (например, в ) по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствует балл 5.

В истории российского просвещения изначально, как и в Европе, существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразной и короче, она чаще заменялась цифровой, причём направление шкалы установилось противоположным германскому.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России ещё в начале XIX века. Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г). Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре – когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения: «1» – слабые успехи; «2» – посредственные; «3» – достаточные; «4» – хорошие; «5» – отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странах постсоветского пространства

С 11 января 1944 года в российских школах введена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости учащихся согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения РСФСР № 24 от 10 января 1944 года.

В соответствии с инструкцией Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, установлены следующие критерии оценивания учащихся:

Оценка

Описание

5

Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

4

Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

3

Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

2

Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

1

Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Согласно Инструкции Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, при определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно).

В вузах и ссузах России оценки знаний установлены Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 22 июня 1990 года № 432 «Об утверждении Положения о формах контроля учебной работы учащихся дневных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений». Согласно данному нормативному документу знания, умения и навыки учащихся по всем формам контроля учебной работы, включая учебную и технологическую практики, оцениваются в баллах: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно). Лабораторные работы, практические занятия и преддипломная практика оцениваются: «зачтено», «незачтено». Учебные заведения культуры и искусства могут использовать другие системы оценок успеваемости учащихся, согласованные с вышестоящим органом.

При разработке новой системы оценки было выделено пять уровней учебной деятельности (или степени овладения новым материалом):
Первый уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

Второй уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, то есть неосознанное воспроизведение.

Третий уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

Четвёртый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи

Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения и т. п.).

Обозначенные критерии и признаки условно структурируются по трём группам:

предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, осмысленность знаний и др.)

содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);

индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно каждому уровню установить определённый диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями.

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся:

0 Отсутствие ответа или отказ от ответа

1. Низкий (рецептивный)

1 Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету

2 Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения

2. Удовлетворительный (рецептивно-продуктивный)

3 Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности.

4 Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.

3. Средний (репродуктивно-продуктивный)

5 Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата.

6 Полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.

4. Достаточный (продуктивный)

7 Владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п.

8 Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.

5. Высокий (продуктивный творческий)

9 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции.

10 Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы - это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности как проблема и потребность практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.

НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(десятибалльная шкала)

Структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся

10-балльная шкала Основные показатели степени обученности учащихся Обученность в % Уровень
1 балл – очень слабо Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя, товарищей, переписывал с доски около 1 % Различие, распознание
2 балла – слабо Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде, переписал работу с какого-то сборника От 2 до 4 % (уровень знакомства)
3 балла – посредственно Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) От 5 до 9 % Запоминание
4 балла – удовлетворительно Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить От 10 до 16 % (неосознанное воспроизведение)
Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда, выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез От 17 до 25 % Понимание
6 баллов – хорошо Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. От 26 до 36 % (осознанное воспроизведение)
7 баллов – очень хорошо Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить её в простейших случаях. От 37 до 49 % Элементарные умения и
8 баллов – отлично Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. От 50 до 64 % навыки (репродуктивный уровень)
9 баллов – прекрасно Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности От 65 до 81 % Перенос
10 баллов – великолепно Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков От 82 до 100 % (творческий уровень)

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИФРОВОЙ ОТМЕТКИ:

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения; использованы знания или умения, превышающие требования школьной программы, творческое применение знаний и умений
9 баллов – прекрасно Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; логичность и полнота изложения
8 баллов – отлично Уровень выполнения требований значительно выше, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения
7 баллов – очень хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 1-2 ошибок или 2-3 недочётов по текущему учебному материалу; не более 1 ошибки или 2 недочётов по пройденному материалу
6 баллов – хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 1-2 ошибок или 2-3 недочётов по текущему учебному материалу; не более 1 ошибки или 2 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
5 баллов – недостаточно хорошо Уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала; полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2-3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала
4 балла – удовлетворительно Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4 ошибок или 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ошибок или не более 7 недочетов по пройденному учебному материалу
3 балла – посредственно Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4 ошибок или 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 ошибок или не более 7 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
2 балла – слабо Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса
1 балл – очень слабо Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Русский язык

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяются умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) – проверка, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контрольный диктант

1. Объём соответствует количеству слов по чтению.

2. Негрубые (недочёты) ошибки:

  • исключения из правил;
  • повторение одной и той же буквы;
  • перенос слов;
  • единичный пропуск буквы на конце слова:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие «красной» строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

3. Однотипные ошибки

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.

5. За одну ошибку в диктанте считаются

  • 2 исправления;
  • две пунктуационные ошибки.

6. Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении)

Выставление оценок за контрольный диктант

Баллы
10 баллов – великолепно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок, 1 недочёт
8 баллов – отлично Отсутствие ошибок, 2 недочёта или 1 пунктуационная
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка и 1 недочёт или 1 орфографическая и 1 пунктуационных
6 баллов – хорошо 2 ошибки или 1 орфографическая и 2 пунктуационных
5 баллов – недостаточно хорошо 3 ошибки и 1 недочёт или 1 орфографическая и 3-4 пунктуационных
4 балла – удовлетворительно 4 ошибки и 1 недочет
3 балла – посредственно 5 ошибки и 1 недочет
2 балла – слабо Не более 6 ошибок
1 балл – очень слабо Наличие более 7 ошибок или 10 недочётов
  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются

  • Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске).

Оценки за словарный диктант (при количестве слов 12-20)

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки
4 балла – удовлетворительно 2 ошибки и 1 исправление
3 балла – посредственно 3 ошибки
2 балла – слабо 4 ошибки
1 балл – очень слабо 5 ошибок и более

Количество слов для словарного диктанта

Оценки за контрольное списывание

Оценки за грамматическое задание

Изложение

В изложении оценивается :

За изложение ставятся отметки:

«9» – за работу, в которой правильно передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;
«8» – за работу, в которой правильно передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; допущена 1орфографическая или пунктуационная ошибка;
«7» – за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; допущены 2 орфографические ошибки или пунктуационные ошибки;
«6», «5» – за работу, в которой при передаче содержания текста пропущены какие-либо моменты; в построении предложений и в употреблении слов есть недочёты; пропущены 3-4 орфографические и пунктуационные ошибки;
«4», «3», «2», «1» – неудовлетворительные оценки за существенные искажения при передаче авторского текста. В построении предложений нарушен порядок, допущено более 5 ошибок.

Тестирование

Тестирование оценивается по критериям и нормам оценки, как и грамматические задания, или же по уровням: высокий (выполнены правильно все предложенные задания); средний (Выполнены все задания с незначительными погрешностями); низкий (выполнены отдельные задания).

Шкала оценивания по русскому языку (устно)

10 – великолепно Творчески применяет полученные знания на практике, может самостоятельно формировать новые умения и знания на основе полученных ранее знаний, а также имеющихся умений и навыков
9 – прекрасно Знает изученные правила и автоматически, на уровне навыков, использует их при письме. Самостоятельно делает выводы.
8 – отлично Осмысленно применяет полученные знания на практике. При воспроизведении правила приводит свои примеры.
7 – очень хорошо Осмысленно воспроизводит правило, приводит примеры из учебника и свои. Находит орфограммы в тексте и может объяснить их написание.
6 – хорошо Знает правило, применяет его при письме, отличает орфограммы в тексте, иногда допускает ошибки, которые сам исправляет. Все примеры из учебника.
5 – недостаточно хорошо Пересказывает правило и приводит примеры из учебника, находит данные орфограммы в тексте, но иногда может ошибаться.
4 – удовлетворительно Пересказывает правило, всегда приводит примеры из учебника, допуская неточности по содержанию.
3 – посредственно Пересказывает правило, иногда приводит примеры из учебника, но не всегда верно.
2 – слабо Знает название темы, может пересказать правило с помощью подсказок учителя и одноклассников
1 – очень слабо Может назвать тему и найти материал к ней в учебнике

Литературное чтение

Баллы Основные показатели для оценочных суждений
10 – великолепно Читает бегло, эмоционально, проникновенно, артистично. Умеет прекрасно анализировать текст, прочитанный самостоятельно. Может составить рассказ, сказку, написать стихотворение и т.п.
9 – прекрасно Чтение беглое, выразительное, эмоциональное, проникновенное. Ученик составляет план и даёт точные характеристики героям. Легко выполняет задания творческого характера (делает собственное выводы и умозаключения).
8 – отлично Читает выше нормы и выразительно. Пересказывает текст, составляет план, даёт характеристики героям, может сравнивать, анализировать, делать выводы, при этом допускает незначительные ошибки, которые сам же и исправляет.
7 – очень хорошо Читает быстрее нормы, но недостаточно выразительно. Пересказывает текст, самостоятельно частично составляет план и даёт краткие характеристики героям.
6 – хорошо Читает текст в пределах нормы, без ошибок, но не выразительно. Может пересказать текст с незначительными неточностями. С помощью учителя составляет план и даёт характеристики героям.
5 – недостаточно хорошо Читает текст в пределах нормы, соблюдает паузы и логическое ударение. Пересказывает текст с единичными ошибками и неточностями.
4 – удовлетворительно При чтении укладывается в норму, допускает незначительное количество ошибок. Частично соблюдает паузы и логическое ударение. Пересказывает текст целиком, допускает ошибки и неточности.
3 – посредственно При чтении текста укладывается в норму, при этом допускает ошибки, не соблюдает пауз и логического ударения. Может с незначительными искажениями пересказать отдельные эпизоды произведения.
2 – слабо Навыки чтения ниже нормы. Может назвать героев произведения и пересказать текст с помощью вопросов учителя.
1 – очень слабо Навыки чтения значительно ниже нормы. Читает произведение с большим количеством ошибок и не может пересказать его содержание.

Математика

Учитывая допущенные в контрольной работе ошибки, учитель должен иметь в виду, что грамматические ошибки, допущенные в контрольной работе, считаются недочётом.
Главным критерием оценки выполнения заданий являются обнаруженные учеником: усвоение правил и определений; умение составлять и записывать условие задачи (при необходимости); умение найти правильное действие и решить его; умение выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); умение применять правила и определения на практике.
В контрольной работе используются разные виды заданий: математический диктант, задачи, примеры на арифметические действия, выражения на порядок действий, уравнения, задания на построение геометрических фигур.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочёты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Контрольная работа. Примеры

Основные показатели для оценочных суждений
10 баллов – великолепно Выполнено задание повышенной сложности (логическая задача)
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность
8 баллов – отлично 1 исправление
7 баллов – очень хорошо 1 ошибка
6 баллов – хорошо 1 ошибка и 1 исправление (недочёт) или 2 ошибки
5 баллов – недостаточно хорошо 2 ошибки и 1 исправление
4 балла – удовлетворительно 3 ошибки
3 балла – посредственно 4 ошибки
2 балла – слабо 5 ошибок
1 балл – очень слабо Более 6 ошибок

Контрольная работа. Задачи

Комбинированная контрольная работа

Основные показатели для оценочных суждений

10 баллов – великолепно Выполнена вся работа (в том числе и задания повышенной трудности) без недочётов, при отличном оформлении
9 баллов – прекрасно Отсутствие ошибок и недочётов, каллиграфическая неточность. Выполнена вся работа без недочётов, кроме заданий повышенной сложности.
8 баллов – отлично 1-2 исправления
7 баллов – очень хорошо Не менее? верно, нет ошибок при решении задачи
6 баллов – хорошо
5 баллов – недостаточно хорошо Не менее? верно, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче

Не менее? верно, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче, вычислительные ошибки в решении примеров

4 балла – удовлетворительно
3 балла – посредственно
2 балла – слабо Не выполнено больше половины задания
1 балл – очень слабо

Окружающий мир (естествознание)

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Творчески применяет полученные знания на практике, легко формирует новые умения на базе полученных знаний, собственных наблюдений и дополнительных источников информации (словарей, энциклопедий, журналов и т.д.)
9 – прекрасно Легко выполняет задания на творческом уровне, свободно оперирует теорией в практической деятельности. Имеет целостное восприятие окружающего мира.
8 – отлично Демонстрирует полное понимание сути теории, легко применяет её на практике. В выполнении заданий творческого характера допускает ошибки, которые сам же и исправляет.
7 – очень хорошо Чётко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, хорошо видит связь теории с практикой. Может выполнять простейшие мыслительные операции
6 – хорошо Полно, осознанно излагает учебный материал, допуская незначительные недочёты, но испытывает затруднения в выполнении заданий творческого характера
5 – недостаточно хорошо Даёт краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы, демонстрируя осознанность знаний. Допускает ошибки, которые сам же исправляет
4 – удовлетворительно Самостоятельно даёт характеристику изучаемому материалу, допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя и одноклассников
3 – посредственно Может дать краткую характеристику изучаемым объектам, законам и явлениям природы с помощью алгоритма или опорных вопросов учителя и товарищей
2 – слабо Читает текст, может неосознанно пересказать его отдельные фрагменты. Отличает изученные объекты от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде (муляжей, таблиц и т.п.), но не может дать им характеристику
1 – очень слабо Читает текст, но пересказать ничего не может

Окружающий мир (обществознание)

Основные показатели для оценочных суждений

10 – великолепно Демонстрирует полное понимание исторического события, понятия, свободно владеет терминологией, способен анализировать исторический источник, привлекает дополнительный материал, может определить историческое значение конкретного исторического события
9 – прекрасно Даёт полную характеристику историческим событиям, привлекая дополнительный материал, свободно владеет исторической терминологией, фактическим материалом, умеет сравнивать и давать оценку историческим событиям
8 – отлично Может изложить историческое событие в логической последовательности, иллюстрирует его конкретными фактами, выявляет причинно-следственные связи, называет точные даты и имена участников
7 – очень хорошо Легко и логично излагает учебный материал, свободно владеет понятиями и терминологией, но допускает отдельные неточности в последовательности излагаемых событий
6 – хорошо Может изложить конкретное историческое событие, назвать имена участников, дату
5 – недостаточно хорошо Может пересказать конкретное историческое событие, допуская неточности, исправляя их с помощью учителя
4 – удовлетворительно Может кратко пересказать конкретное историческое событие, допуская при этом ошибки, которые исправляет с помощью учителя, запомнил часть конкретных исторических дат
3 – посредственно Может назвать конкретные исторические события, отдельные термины и некоторые исторические личности
2 – слабо Читает текст, может ответить на вопрос, используя прочитанное
1 – очень слабо Читает текст, но не понимает его сути

Литература

  1. «Контроль и оценка в начальной школе. Методическое письмо от 19.11.98».
  2. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценок степени обученности по предмету. – М., 2002.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как корректно написать пятидесяти пяти балль ная система?

Верно: пятидесятипятибалль ная система.

Здравствуйте! Как правильно - десятибалль ный шторм или десятибальный шторм?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: десятибалль ный шторм .

Вопрос № 284383

Как правильно пишется: высокобальный, пятибальный или с ЛЛ?

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова пишутся с двумя л: высокобалль ный, пятибалль ный .

Вопрос № 283345

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно баЛЛь ная оценка поставщика или баЛьная оценка поставщика? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оценка в баллах называется балль ной .

Подскажите, пожалуйста, почему пишут "бально-рейтинговая система" с одним "л"? Как правильно нужно писать? По логике: балль но... Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Балль ный – от балл (оценка, единица измерения); бальный – от бал (танцевальный вечер). Правильно: балль но-рейтинговая.

Вопрос № 275323
Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста, правильно ли следующее написание слова: двухсотбалль ный? Корректно ли вообще его употребление во фразах типа «оценивать по двухсотбалль ной шкале», или, быть может, предпочтительнее, такое написание - 200-балль ный, что как раз и встречается в текстах?

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта написания: двухсотбалль ный и 200-балль ный . Выбор варианта зависит от стиля текста.

Как правильно - "бально-рейтинговая система", или "балль но-рейтинговая система"?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 267296
Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться в следующем вопросе. Если состояние пути оценивается баллами, то как правильно говорить и писать: "Путь нулевой балль ности" или "Путь с нулевой балль ностью"?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны.

как писать правильно: баЛЛь но-рейтинговая или баЛьно-рейтинговая

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 253851
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как правильно писать: "стобалль ники" или "стобальники"?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: стобалль ник (от сущ. балл ).

Вопрос № 248621
Здравствуйте! Как правильно писать: баЛьно-рейтинговая или баЛЛь но-рейтинговая? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: балль но-... (от слова балл ).

Пятибалльная система оценивания является традиционной не только для российских школ

Наталия Нечаева, "Вечерняя Москва"

По словам Музаева, этот вопрос уже давно обсуждается в России, однако для отмены пятибалльной системы оценок, нужно проделать большой объем работы.

По мнению замглавы Рособрнадзора, для перехода на другую систему оценок необходимо повышение квалификации учителей. На данный момент учителя не владеют современными методиками оценивания знаний учеников.

В то время как во всем мире существует множество различных систем оценивания. «Вечерняя Москва» решила рассказать о некоторых из них.


19 октября 2015 года 12:30 В школе №1449 ребята творят - идет олимпиада по изобразительному искусству

Пятибалльная система

Эта система является традиционной не только для российских школ. Ее, например, используют в Германии, только в перевернутом виде - 1 для немецких школьников означает отлично, а 5 - неудовлетворительно. Такую же систему используют в Чехии, Австрии и Словакии.

А вот привычные для нас пять баллов можно получить в школах Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане и Монголии.

Десятибалльная система

Такая система оценок довольно распространена во всем мире. В этой системе 10 - отличный результат, а 1 - полное незнание школьного курса. Принята в странах Балтики, в Исландии, Италии, Нидерландах, а также в Румынии и Албании.

В 2002 году на десятибалльную систему перешла Белоруссия. Их система насчитывает пять уровней - низкий (от 1 до 2), удовлетворительный (от 3 до 4), средний (от 5 до 6), достаточный (от 7 до 8) и высокий (от 9 до 10).

При этом у белорусских школьников и выпускников не возникнет проблем, если они решат продолжить обучение в России. Специально для этого Министерство образования и науки Российской федерации в 2003 году опубликовало письмо, которое устанавливает соотношение оценок общеобразовательных организаций России и Белоруссии. Так, 1, 2, 3, 4 и 5 в белорусской системе - это 3 в российской, 6, 7 и 8 соотносится с "четверкой", а 9 и 10 соответсвуют российской оценке "отлично".


Десятибалльная система оценок довольно распространена во всем мире

ФОТО: Наталия Нечаева "Вечерняя Москва"

100-балльная система

Алфавитная система

Колыбелью такой системы, которую еще называют англо-саксонской, является США. Здесь оценки ученикам выставляются по пятибалльной шкале от A до F, где A - это аналог нашей «пятерке», а F - «двойке. Как и в России, плюсы и минусы тоже используются, однако реального веса в оценке знаний ученика они не имеют.

С незначительными изменениями эту систему переняли много стран, в том числе Канада, Швеция, Норвегия, Япония, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, а также, Малайзия и Таиланд.

Исключение из правил

В Украине действует 12-балльная система, которую можно разделить на уровни. Первый уровень (1-3 балла) - самый низкий, средний второй уровень (4-6) баллов, достаточный третий (7-9) баллов и высокий (10-12 баллов). При этом оценка в 12 баллов выставляется только за очень выдающиеся успехи ученика.


7 октября 2017 года 14:25 Школьники на технологическом стенде фестиваля осматривают руку робота, собранную из частей конструктора студентами и преподавателями Московского государственного строительного университета

Во Франции, в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Тунисе, Перу и старших классах Португалии используется 20-балльная система, при которой отлично (18,5-20 баллов) получить почти невозможно и большинство учеников остаются хорошистами.

Есть в мире страна, которая умудрилась отличиться от остальных. В Дании, по итогам реформы образования в 2007 году 13-балльная система превратилась в 7-балльную. Все бы ничего, но это оценки 12, 10, 7, 4, 02, 00 и -3.

Кстати, во Всероссийской библиотеке иностранной литературы имени Маргариты Рудомино для всех желающих 7 августа проведут

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...