Биография жоржа бизе краткое содержание. Композитор Бизе, Жорж: биография и интересные факты. Детство и ранние годы

Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

Детство и ранние годы

Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

В расцвете сил

В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

Личная жизнь

Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

Смерть

Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бизе Жоржа

Бизе (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25 октября 1838, Париж – 3 июня 1875, Буживаль) – французский композитор.

Основные произведения

Оперы «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1871), а также «Кармен» (1874) – вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я – Э. Гиро).

Детство

Жорж родился в Париже 25 октября 1838 года. Новорожденному дали имя Александр-Сезар-Леопольд Бизе. Жоржем он стал при крещении. Впоследствии Бизе пользовался именно этим именем.

Мама Бизе Эме былв пианисткой, папа Адольф-Аман ранее изготавливал парики, а потом стал учителем пения (причем без специального образования). Дядя Жоржа по материнской линии Франсуа Дельсарт был певцом и тоже преподавал вокал. С самых ранних лет маленького Жоржа окружала музыка – неудивительно, что он захотел стать частью этого искусства.

Начало пути

Первоначальное музыкальное образование получил в семье; в неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П. Ж. Г. Циммермана и (контрапункт), (композиция), А. Мармонтеля (фортепиано). Исключительный талант Бизе проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935).

В 1857 Бизе и его друг, будущий популярный опереточный композитор Шарль Лекок (1832-1918), разделили премию, учрежденную , за создание одноактной оперетты «Доктор Миракль». В том же году Бизе, став лауреатом Римской премии (за кантату «Кловис и Клотильда»), уехал в Италию, где прожил до 1860. Из произведений, написанных или начатых за эти три года, сохранились лишь четыре, в том числе опера-буффа «Дон Прокопио» (не исполнялась до 1906).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Любимый жанр – опера

Вернувшись в Париж, Бизе отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции. Последним из его произведений, написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера «Гусла эмира». В 1863 она была принята к постановке в парижском театре Опера-комик. Между тем дирекция тогдашнего главного оперного театра Парижа Театр-лирик заказала Бизе оперу «Искатели жемчуга». Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 тыс. франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Бизе снял «Гуслу» с репетиций и целиком отдался работе над «Искателями жемчугами».

Опера, над которой композитор работал четыре месяца, была поставлена в сентябре 1863, но успеха не имела. Музыкальный материал в ней не всегда отличается высоким качеством, а многие музыкальные характеристики довольно неуклюжи; с другой стороны, «экзотические» фрагменты выполнены весьма изобретательно. Ария Надира из «Искателей жемчуга» прочно заняла место в репертуаре лирических теноров.

В течение последующих трех лет Бизе занимался главным образом обработкой чужих сочинений и преподаванием игры на фортепиано. Его очередная опера «Пертская красавица» (по роману ) была поставлена в декабре 1867. В музыкальном отношении эта опера заметно превосходит предыдущую, хотя ее либретто не выдерживает никакой критики. Премьера «Пертской красавицы» прошла с успехом, однако после 18 представлений сошла с репертуара.

Следующий год, 1868, оказался для Бизе тяжелым. Композитор то и дело начинал и откладывал работу над новыми сочинениями, испытал серьезный кризис веры и к тому же тяжело заболел гнойным тонзиллитом. В его отношении к искусству наметился сдвиг в сторону большей серьезности и глубины.

Личная жизнь

Первой страстью композитора была итальянка Джузеппа. Роман был недолгим. Отношениям настал конец, когда Бизе уехал из Италии, а Джузеппа не пожелала отправиться с ним.

Имя другой возлюбленной Жоржа – мадам Могадор, графиня, оперная певица и писательница, известная под разными именами (графиня де Шабрийан, певица Лионель и писательница Селеста Венар). Жорж был намного младше своей избранницы, которая, к слову, была особой довольно неординарной и имеющей скандальную славу. Тем не менее Бизе горячо любил ее. Любил и страдал от перепадов настроения Могадор и от ее непристойных поступков. Вполне естественно, что у этих отношений не было будущего. После разрыва с Могадор Жорж долгое время находился в состоянии депрессии.

В июне 1869 Бизе женился на дочери своего учителя Женевьеве Галеви. К тому времени у него уже был семилетний внебрачный сын от служанки его родителей. Родственники Женевьевы были категорически против ее брака с композитором, но влюбленные смогли отстоять свое право на счастье. После свадьбы пара поселилась в Барбизоне – на тот момент невероятно популярным у творческих людей местечке.

Военное время

Франко-прусская война, разразившаяся в 1870, тяжело отразилась на жизни молодой семьи. Бизе записался в Национальную гвардию и долго не имел возможности сочинять; лишь в 1871 появилась очаровательная сюита для двух фортепиано «Детские игры» (ее неполная оркестровая версия широко известна как «Маленькая сюита»). Вскоре Бизе закончил одноактную оперу «Джамиле» (по поэме А. де Мюссе «Намуна») и музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Премьеры обоих произведений состоялись в 1872 и, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе, прошли неудачно.

«Кармен»

Бизе считал, что, начиная с «Джамиле», он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр «Кармен», созданный по одноименной новелле . Здесь Бизе достигает новых небывалых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей. С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, к жестокому и бессмысленному убийству. Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный с помощью гармонических, ритмических, инструментальных средств, присущих испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый «мотив рока» с его увеличенными секундами).

Музыка, связанная с Микаэлой и Эскамильо, не столь оригинальна, однако недостаток многогранности в характеристике этих персонажей возмещается выразительным подчеркиванием черт, которые доминируют в каждом из них (в первом случае это скромное и невинное обаяние, во втором – грубоватое жизнелюбие). Традиционные бытовые песенно-танцевальные элементы сочетаются в «Кармен» с музыкой иного рода, рисующей «теневую», трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе делает «Кармен» совершенно особым феноменом, выходящим далеко за рамки жанра комической оперы. Неудивительно, что премьера, состоявшаяся в парижской Опера-комик в 1875, была встречена публикой и критикой довольно холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Неуспех «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным. Нереализованными остались замыслы оперы «Сид» (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа.

Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство друга Бизе Э. Гиро (1837-1892), который заменил разговорные диалоги речитативами. Первое триумфальное исполнение «Кармен» в редакции Гиро состоялось в том же 1875 году в Вене. Долгое время театры не обращались к первоначальной авторской версии оперы; лишь много лет спустя она наконец вытеснила редакцию Гиро, чьи речитативы стилистически довольно далеки от музыки Бизе.

Смерть

В мае 1875 году Жорж Бизе в компании Женевьевы, сына и служанки отправились в Буживаль. 29 мая Жорж, Женевьева и их сосед Делаборд отправились погулять к реке. Бизе, очень любивший плавать, не удержался и искупался, хотя вода была еще холодной. На следующий день композитор слег в постель с приступом ревматизма, сопровождавшимся лихорадкой, болями и онемением конечностей. Еще через день у Бизе случился сердечный приступ.

После осмотра врачом Жоржу ненадолго стало легче. Он впал в бредовое состояние, потом пережил еще один приступ. 3 июня Бизе скончался. Официальная причина смерти – сердечное осложнение острого суставного ревматизма.

Близкий друг почившего композитора Антони де Шудан сделал сенсационное заявление. Приехав в Бужеваль, едва узнав о трагедии, Антони увидел на шее покойного резаную рану. Де Шудан сказал, что нанести ее мог последний, кто видел Бизе живым. Это был сосед Делаборд… У мужчины была причина желать смерти Жоржу: Делаборд ухаживал за Женевьевой и хотел жениться на ней, а законный муж, конечно же, мешал его планам. Справедливости ради стоит отметить, что позднее Делаборд действительно делал Женевьеве предложение, но свадьба так и не состоялась.

Еще одна популярная версия истинной причины смерти Жоржа Бизе – самоубийство. Последнее время перед кончиной Бизе переживал тяжелый творческих кризис, к тому же он часто болел, был слаб. Как раз перед тем, как уехать в Бужеваль, Жорж навел порядок в документах и сделал несколько важных распоряжений. Некоторые исследователи считают, что рану на шее нанес себе сам Бизе – хотел перерезать артерию или трахею. А врач, который констатировал смерть Жоржа, мог умолчать о суициде по просьбе членов семьи Бизе.

До наших дней не дошли никакие официальные документы, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эти версии. Более того, загадочным образом пропали сведения о смерти Жоржа из дневника дяди Женевьевы Людовика Галеви. А сама Женевьева настояла, чтобы все друзья и знакомые Бизе уничтожили письма композитора, которые он писал им в течение последних пяти лет.

Тело Жоржа Бизе предали земле на кладбище Пер Лашез. Спустя год после похорон на могиле установили памятник с короткой надписью: «Жоржу Бизе, его семья и друзья».

Как можно ещё охарактеризовать композитора, которого сам П.И. Чайковский назвал гениальным, а его произведение - оперу «Кармен» - настоящим шедевром, пропитанным неподдельным чувством и настоящим вдохновением. Жорж Бизе – выдающийся французский композитор, творивший в эпоху романтизма. Весь его творческий путь был тернист, да и жизнь – сплошная полоса препятствий. Однако, несмотря на все трудности и благодаря своему необыкновенному таланту, великий француз подарил миру уникальное произведение, ставшее одним из самых популярных в своём жанре и прославившее композитора на все времена.

Краткую биографию Жоржа Бизе и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бизе

25 октября 1838 года в Париже на улице Тур д"Овернь в семье учителя пения Адольфа-Амана Бизе и его жены Эме на свет появился мальчик, которого любящие родители нарекли в честь трех великих императоров: Александр Сезар Леопольд. Впрочем, при крещении он получил простое французское имя Жорж, которое осталось с ним навсегда.


Уже с первых дней жизни ребенок слушал много музыки – это были нежные колыбельные матери, а также учебные вокализы учеников отца. Когда малышу исполнилось четыре года, Эме стала обучать его нотной грамоте, а в пять лет усадила сына за рояль. Биография Бизе гласит, что в шесть лет Жоржа определили в школу, где любознательный ребёнок сильно пристрастился к чтению, а оно, по мнению матери, отвлекало мальчика от занятий музыкой, за которыми мальчик должен был просиживать часами.

Феноменальные музыкальные способности, которыми обладал Жорж, и усердные занятия дали свои плоды. После прослушивания, вызвавшее удивлённый восторг у профессоров Парижской консерватории, девятилетний ребёнок был зачислен вольнослушателем в престижное учебное заведение в класс знаменитого А. Мармонтеля. Обладающий живым характером, любопытный и эмоциональный ученик, который схватывал всё на лету, очень нравился профессору, работа с ним доставляла педагогу большое удовольствие. Но десятилетний мальчик делал успехи не только в игре на фортепиано. В конкурсе по сольфеджио , продемонстрировав феноменальный музыкальный слух и память, он заработал первую премию и удостоился получать бесплатные дополнительные уроки по инструменту и композиции у выдающегося П. Циммермана.


Консерваторское обучение Жоржа, как исполнителя, близилось к концу, и перед ним открывалась стезя концертирующего музыканта, хотя эта перспектива молодого человека совсем не интересовала. С тех пор, как с ним по композиции стал заниматься П. Циммерман, у юноши появилась новая мечта: сочинять музыку для театра. Поэтому закончив курс по фортепиано у А. Мормонтеля, Жорж сразу поступил в класс композиции Ф. Галеви, под руководством которого он много и увлечённо сочинял, пробуя себя в различных музыкальных жанрах. Кроме этого, Бизе с энтузиазмом занимался в классе органа у профессора Ф. Бенуа, где достиг значительных результатов, сначала завоевав вторую, а затем и первую премию Консерватории в исполнении на инструменте.

В 1856 году, по убедительному настоянию Ф. Голеви, Жорж принимает участие в конкурсе Академии Изящных Искусств. Первая, так называемая Римская премия, давала возможность юному таланту два года стажировки в итальянской и год в немецкой столицах. По окончании такой практики молодому автору предоставлялась право премьерной постановки одноактного театрального музыкального сочинения в одном из театров Франции. К сожалению, эта попытка оказалась не совсем удачной: первую премию в этот раз никому не присудили. Но удача молодому композитору сопутствовала в другом творческом состязании, которое объявил Жак Оффенбах. Для своего театра, располагавшегося на бульваре Монмартр, в целях рекламы он объявил конкурс на создание небольшого комедийного музыкального спектакля с ограниченным числом исполнителей. Победителю была обещана золотая медаль и премия в тысячу двести франков. «Доктор Миракль» - так называлась оперетта, представленная восемнадцатилетним композитором на суд уважаемого жюри. Решение комиссии: премию разделить между двумя конкурсантами, одним из которых был Жорж Бизе.


Эта победа не только познакомила французскую публику с именем молодого композитора, но и открыла ему двери на знаменитые оффенбаховские «пятницы», куда приглашались только избранные творческие личности, и где он удостоился чести быть представленным самому Дж. Россини. Тем временем приближался очередной ежегодный конкурс Академии Искусств на соискание Римской премии, к которому Жорж усиленно готовился, сочиняя кантату «Кловис и Клотильда». На этот раз триумф – он стал обладателем первого приза по музыкальной композиции и вместе с другими пятью лауреатами 21 декабря 1857 года для совершенствования мастерства отправился в Вечный город.

Италия


В Италии Жорж путешествовал по стране, восторгаясь красивой природой и произведениями изобразительного искусства, много читал, знакомился с интересными людьми. А Рим ему так полюбился, что он всячески стремился здесь задержаться, для чего даже написал письмо министру просвещения Франции с просьбой разрешить провести третий год не в Германии, а в Италии, на что получил положительный ответ. Это был период сложной стадии человеческого и творческого формирования молодого композитора, который Жорж впоследствии назвал самым счастливым и беззаботным в своей жизни. Для Бизе это были замечательные годы творческих исканий и первой любви. Однако юноше всё же пришлось уехать из Рима на два месяца раньше установленного срока, так как он получил письмо из Парижа с известием о болезни его горячо любимой мамы. По этой причине в конце сентября 1860 года Бизе вернулся в Париж.

Возвращение на родину


Родной город молодого человека не встретил радужно. Беззаботная юность Жоржа закончилась, и ему теперь необходимо было думать, как зарабатывать деньги на хлеб насущный. Начались серые будни, которые были заполнены скучной для него рутинной работой. Бизе подрабатывал частными уроками, а также, по заказу владельца известного парижского издательского дома А. Шудана, занимался переложением для фортепиано оркестровых партитур произведений известных композиторов и сочинением развлекательной музыки. Друзья советовали Жоржу заняться исполнительской деятельностью, ведь ещё в обучаясь в консерватории, он прослыл виртуозным музыкантом. Однако молодой человек понимал, что карьера пианиста может принести ему быстрый успех, но в то же время помешает осуществить мечту всей его жизни – стать оперным композитором.

Проблем у Бизе было много: необходимо было сдать оду-симфонию «Васка да Гама» - очередной второй отчёт в Академию Искусств и, кроме этого, ему, как Римскому лауреату, нужно было написать забавную одноактную оперу для театра «Опера-Комик». Либретто ему предоставили, но весёлые мелодии к «Гузла эмира», так назывался спектакль, совершенно не рождались. Да и как они могли появляться, когда самый любимый человек и лучший друг находился в тяжёлом состоянии. 8 сентября 1861 года мама Жоржа умерла. Одна невосполнимая потеря следовала за другой. Через полгода из жизни ушёл не просто учитель, а наставник и опора Бизе - Фроменталь Галеви. Подавленный потерей близких людей, Жорж, чтобы как-то отвлечься, ещё больше старался уйти в работу, но в результате получил нервное перенапряжение и упадок сил.

Весь 1863 год Бизе работал над новой оперой «Искатели жемчуга », а в 1864 году помогал отцу в строительстве жилья на лесном участке, приобретённым Адольфом-Аманом в Везине. Теперь у Жоржа появилась возможность каждое лето проводить на природе. Здесь он с большим воодушевлением сочинял «Ивана Грозного», а в 1866 году «Пертскую красавицу». В 1867 году Бизе предложили поработать музыкальным обозревателем в одном из парижских журналов. Он опубликовал статью под псевдонимом Гастон де Бетси, которую приняли поистине хорошо, но, к сожалению, она была первой и последней.

В это же время в личной жизни Жоржа происходят значительные перемены: он страстно влюбляется в дочь своего покойного учителя Ф. Галеви. Мать и ближайшие родственники Женевьевы были против такого союза, считая композитора недостойной партией для девушки, однако Бизе был довольно настойчив, и в результате 3 июня 1869 года молодые обвенчались. Жорж был необычайно счастлив, он всячески оберегал свою молодую жену, которая была младше его на двенадцать лет, и старался во всём ей угодить.

Опасные времена

Летом следующего года чета Бизе отправилась на четыре месяца в Барбизон – местечко очень популярное у людей искусства. Композитор намеревается здесь плодотворно поработать над «Клариссой Гарлоу», «Календалем», «Гризельдой», однако из-за начавшейся в июле Франко-прусской войны планам Жоржа не удалось осуществиться. Правительство объявило повсеместный призыв в Национальную гвардию. Не обошёл этой участи и Бизе, он даже прошёл военную подготовку, но как Римский стипендиат получил освобождение от воинской службы и уехал в Барбизон, чтобы забрать жену и вернуться в Париж, где 4 сентября вновь была провозглашена республика. Обстановка в столице осложнилась из-за осады пруссаков: в городе начался голод. Родственники предлагали Жоржу на время перебраться в Бордо, но он остался и по мере своих сил как мог помогал защитникам Парижа, патрулируя в городе и на крепостном валу.


Бизе с Женевьевой покинули город лишь после объявленной в январе 1871 года капитуляции и снятии блокады. Сначала они навестили родственников в Бордо, затем переехали в Компьен, а окончание смутных времён Парижской коммуны переждали в Визене. Вернувшись в столицу в начале июня, Бизе незамедлительно приступил к работе над своим новым сочинением - оперой «Джамиле», премьерный показ которой состоялся 22 мая 1872 года. А через две с половиной недели в жизни композитора произошло радостное событие – Женевьева подарила ему сына. Окрылённый таким счастьем, Жорж ещё больше углубился в работу и с удовольствием принял предложение насытить драматический спектакль А. Доде «Арлезианка» хорошей музыкой. Премьера постановки, к большому сожалению, провалилась, но менее чем через месяц сочинение Бизе к драме, которое он преобразовал в сюиту, исполненное на одном из концертов, имело ошеломляющий успех. Вскоре Жоржа вновь постигло разочарование: в конце октября 1873 года композитору сообщили, что здание Большой Оперы, где вскоре должна была состояться премьера его оперы «Сид», сгорело дотла и все спектакли переносятся в зал Вентадур, который к такой постановке не приспособлен. Однако через три месяца имя Бизе вновь было у всех на устах: первое, а затем и последующие исполнения его драматической увертюры «Отчизна» прошли с большим триумфом.

Последнее произведение композитора

Весь 1874 год композитор провёл за работой над произведением, которое ему посоветовали друзья. Уже с самого начала многое смущало Бизе: как на сцене театра Опера-Комик можно поставить оперу с трагическим финалом, а именно так заканчивалась новелла П. Мериме «Кармен». Кое-кто даже предлагал изменить финал, ведь автора произведения уже более трёх лет как не было в живых. Но самое ужасное: как публика воспримет представление на сцене людей из низшего сословия. Несмотря ни на что, композитор с увлечением приступил созданию произведения, которое впоследствии станет шедевром на все времена. Как только на 3 марта 1875 года была назначена долгожданная премьера, по городу поползли слухи о готовящемся театральном скандале. Первый акт был встречен достаточно тепло, а вот после второго акта кое-кто из публики покинул зал. Когда закончился третий акт, Бизе в ответ на жалкие поздравления во всеуслышание объявил, что это провал. На следующий день парижские газеты объявили «Кармен » «скандальной» и «аморальной», они писали, что Бизе опустился очень низко, на самое социальное дно.

Второй спектакль состоялся через день - 5 марта, и уже был встречен публикой не просто тепло, а горячо, но газеты ещё целую неделю продолжали обсуждать провал премьерного показа. В том театральном сезоне «Кармен» в Париже ставили тридцать семь раз, а ведь далеко не каждый спектакль выдерживал столько представлений. Из-за провала премьеры Бизе тяжело страдал, но к этому добавились ещё нравственные терзания вызванные размолвкой с женой, а также физические мучения по причине хронической ангины и ревматизма. В конце мая 1875 года Жорж со всем своим семейством покинул Париж и направился в Буживаль в надежде, что на природе ему станет легче. Однако лучше композитору не стало, постоянные приступы окончательно его измучили и 3 июня врач констатировал смерть Жоржа Бизе.



Интересные факты о Жорже Бизе

  • Отец композитора – Адольф Аман Бизе до знакомства с Анной Леопольдиной Эме, урождённой Дельсар, – матерью Жоржа, имел профессию парикмахера, но перед свадьбой изменил род своей деятельности, переквалифицировавшись в учителя пения, тем самым став «человеком искусства», как того требовала семья невесты.
  • Мальчик Жорж жил по строгому графику: утром его отводили в консерваторию, затем после занятий приводили домой, кормили и закрывали в комнате, где он занимался до тех пор, пока прямо за инструментом не засыпал от усталости.
  • Малыш Бизе с детства так увлекался чтением, что родителям приходилось прятать от него книги. В девять лет мальчик мечтал стать писателем, считая это гораздо интереснее, чем целыми днями сидеть за роялем.
  • Из биографии Бизе мы узнаём, что, несмотря на свою одарённость, юный вундеркинд очень часто ссорился с родителями из-за занятий музыкой, он плакал и злился на них, но уже с детства осознавал, что его способности и настойчивость матери дадут результаты, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
  • Удостоенный Римской стипендии, Жорж Бизе не только много путешествовал, но и знакомился с разными людьми. Часто бывая на приёмах в посольстве Франции, он встретился там с интересным человеком – послом России Киселёвым Дмитрием Николаевичем. Между двадцатилетним юношей и почти шестидесятилетним сановником завязалась крепкая дружба.
  • Дядя Жоржа Бизе – Франсуа Дельсарт – в своё время был известным в Париже учителем пения, однако большую известность он приобрёл как изобретатель своеобразной системы «постановки эстетики человеческого тела», которая впоследствии обрела своих последователей. Некоторые искусствоведы считают, что Ф. Дельсарт – это человек, во многом предопределивший развитие искусства 20 века. Даже К.С. Станиславский рекомендовал применять его систему для начальной подготовки актёров.
  • Современники Бизе отзывались о нём как об общительном, жизнерадостном и добром человеке. Всегда много и самозабвенно работающий, он, тем не менее, очень любил повеселиться в кругу друзей, будучи автором всевозможных озорных затей и забавных шуток.


  • Ещё обучаясь в консерватории, Жорж Бизе прослыл искусным пианистом. Однажды в присутствии Ференца Листа он так виртуозно исполнил технически сложное произведение композитора, что привёл автора в восторг: ведь молодой музыкант с лёгкостью сыграл головоломные пассажи в нужном темпе.
  • В 1874 году Жорж Бизе за весомый вклад в развитие музыкального искусства был награжден орденом «Почётного легиона» французским правительством.
  • После первой провальной премьеры драма А. Доде «Арлезианка» вернулась на сцену только через десять лет. Пьеса уже пользовалась у зрителей несомненным успехом, хотя современники отмечают тот факт, что публика шла на спектакль больше из-за того чтобы послушать украшавшую его музыку Ж. Бизе.
  • Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» при жизни композитора так и не была поставлена. Современники даже поговаривали, что композитор в обиде сжёг партитуру, однако сочинение всё же было обнаружено, но лишь в конце тридцатых годов прошлого столетия в архиве консерватории и поставлено впервые в концертном варианте в оккупационном Париже в 1943 году в театре на бульваре Капуцинок. Устроители спектакля постарались, чтобы в числе слушателей не было ни одного немца, так как опера, написанная на русский сюжет могла вызвать у них большое раздражение, тем более перелом во Второй мировой войне не в пользу Германии уже произошёл. Опера Ж. Бизе «Иван Грозный» никогда не ставилась в России, так как многие исторические факты в ней сильно искажены.


  • Сразу после смерти Ж.Бизе все рукописи композитора, перечисленные в завещании, были переданы в библиотеку Парижской консерватории. Однако ещё много его бумаг и рукописей были обнаружены душеприказчиком Эмиля Штрауса (второй муж вдовы Ж.Бизе) господином Р. Сибила, который, определив ценность этих документов, так же незамедлительно отправил их в консерваторские архивы. Поэтому со многими произведениями композитора потомки познакомились только в XX-ом столетии.
  • У Жоржа Бизе было два сына. Старший Жан появился от случайной связи со служанкой семьи Бизе Марией Рейтер. Второй сын – Жак родился в браке с Женевьевой, урождённой Голеви.

Бизе Жорж

Биография Жоржа Бизе – молодые годы.
Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Полное его имя - Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но родные называли его Жоржем. Воспитывался Жорж Бизе в атмосфере любви к музыке: его отец и дядя по материнской линии были учителями пения, а мать играла на фортепиано. Она и стала его первым учителем музыки. Дарование Бизе проявилось в очень раннем возрасте: уже с четырех лет он знал ноты.
В возрасте десяти лет Бизе поступил в Парижскую консерваторию, в которой учился девять лет. Учителями Бизе были известнейшие музыкальные деятели Франции: А. Мармонтель, П. Циммерман, композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Хотя сам Бизе позже признавался, что его гораздо больше привлекала литература, его музыкальные занятия были очень успешными: уже в годы своей учебы он написал немало музыкальных сочинений. Среди них стала лучшим произведением симфония, созданная им в семнадцать лет, которая с успехом исполняется по сей день.
В последний год обучения Бизе сочинил кантату на древний легендарный сюжет, с которой принял участие в конкурсе на написание одноактной оперетты, и которая получила премию. Также Бизе получал премии на конкурсах по фортепианной и органной игре, а самой большой его наградой за время обучения стала большая Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда", которая давала ему возможность на получение государственной стипендии и четырехлетнее проживание в Италии.
После окончания консерватории Бизе жил в Италии с 1857-го по 1860 годы. Там он много путешествовал и занимался своим образованием, знакомился с местным бытом. В то время молодой композитор находился на перепутье: он не нашел еще своей темы в музыкальном творчестве. Однако он определился с формой подачи своих будущих произведений – для этого он выбрал театральную музыку. Он интересовался парижскими оперными премьерами и музыкальным театром, отчасти из меркантильных соображений, так как в этой области в те времена было легче добиться успеха.
За время пребывания в Италии Бизе написал симфонию-кантату «Васко да Гама» и несколько оркестровых пьес, часть которых впоследствии вошли в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Три года, проведенные в Италии, были довольно беззаботным временем в биографии Жоржа Бизе.
По возвращению в Париж для Бизе начались тяжелые времена. Добиться признания оказалось не так просто, и Бизе зарабатывал частными уроками, писал музыку на заказ в легком жанре и работал с чужими сочинениями. Вскоре после приезда Бизе в Париж скончалась его мать. Постоянное перенапряжение, резкие упадки творческих сил, сопровождающие композитора на протяжении всей жизни, стали причиной непродолжительной жизни гениального композитора.
Но Бизе не искал легких путей к признанию. Хотя он мог стать прекрасным пианистом и более быстро добиться успеха на этом поприще, он полностью отдался композиторской деятельности. «Я не хочу ничего делать для внешнего успеха, блеска, я хочу иметь идею, прежде чем начинать какую-нибудь вещь...» - так писал сам Бизе о своем выборе. О разнообразии его творческих замыслов можно судить по найденным неоконченным произведениям, которые за свою непродолжительную жизнь Бизе не успел довести до конца, таким как опера «Иван Грозный», найденная лишь в 30-х годах нашего века.
В 1863 году состоялась премьера оперы Бизе «Искатели жемчуга», которая, хоть и выдержала восемнадцать спектаклей, не имела большого успеха. Еще одна опера Бизе, «Пертская красавица», была написана в 1867 году и также не получила одобрения публики. Сам Бизе был вынужден согласиться с мнением критиков и пережить этот кризисный момент в своей музыкальной карьере. Однако именно в "Пертской красавице" проявились первые черты реализма Бизе, который стремился изменить стиль комической оперы, наделив ее глубокими жизненными конфликтами и чувствами.
Далее следовал тяжелый 1868 год в биографии Жоржа Бизе, когда он помимо серьезных проблем со здоровьем испытывал продолжительный творческий кризис. В 1869 году Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве Галеви, а в 1870 году во время Франко-прусской войны Бизе записался в Национальную гвардию, что не могло не отразиться тяжело на молодой семье и творческой работе композитора.
Биография Жоржа Бизе – зрелые годы.
70-е годы были временем расцвета творческой биографии Жоржа Бизе. В 1871 году он снова начинает заниматься музыкой и сочиняет сюиту для фортепиано "Детские игры".
Вскоре Бизе сочиняет одноактную романтическую оперу "Джамиле", а в 1872 году состоялась премьера пьесы Альфонса Доде «Арлезианка». Музыка, написанная Бизе к этой пьесе, вошла в золотой фонд мировых симфонических произведений и стала новой вехой в творческой биографии бизе. Премьеры этих пьес прошли неудачно, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе. Сам же Бизе считал оперу "Джамиле" началом своего нового пути. «Джамиле» стала подтверждением творческой зрелости Бизе. Считается, что именно это произведение привело композитора к его оперному шедевру «Кармен».
Несмотря на то, что "Кармен" была написана для постановки в театре Комической оперы, к этому жанру ее можно отнести только формально, так как «Кармен» является, по сути, музыкальной драмой, в которой композитору удалось ярко прорисовать народные сцены и персонажей.
Премьера «Кармен» состоялась в 1875 году и прошла неудачно, что было очень тяжело воспринято композитором и сильно повлияло на его здоровье. «Кармен» была оценена по достоинству уже после смерти Бизе и была признана вершиной его творчества через год после неудачной премьеры. Петр Чайковский называл "Кармен шедевром, отражающим «в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи» и был убежден в неподвластной времени популярности оперы.
Уникальность творчества Жоржа Бизе выразилась не только в высоких достоинствах его музыки, но и в глубоком понимании им театральной музыки.
Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

Смотрите все портреты

© Биография Бизе Жорж. Биография композитора Жоржа Бизе. Биография музыканта Бизе

Жорж Бизе
Georges Bizet
Основная информация
Имя при рождении Александр Сезар Леопольд Бизе
Полное имя Сезар Леопольд Бизе
Дата рождения 25 октября (1838-10-25 ) […]
Место рождения Париж ,
Королевство Франция
Дата смерти 3 июня (1875-06-03 ) […] (36 лет)
Место смерти Буживаль , Третья французская республика
Похоронен
  • Пер-Лашез
Страна
Профессии
Годы активности 1854-1875
Инструменты фортепиано
Жанры опера , симфония , оперетта , произведения для хора
Награды
Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным