Матильда кшесинская вес. Николая II и Матильда Кшесинская: исторические факты, была ли любовь, фото. Любопытные факты из жизни Матильды Кшесинской

В советскую эпоху имя этой балерины вспоминали в основном в связи с её особняком, с балкона которого произносил речи В. И. Ленин. Но когда-то имя Матильды Кшесинской было хорошо известно публике.

Матильда Кшесинская была потомственной балериной. Отец её – польский танцовщик Феликс Кшесинский – был непревзойдённым исполнителем мазурки. Этот танец очень любил император Николай I, поэтому Ф. Кшесинский и был выписан в Санкт-Петербург из Варшавы. Уже в столице он женился на балерине Юлии Доминской – у них было четверо детей, из которых Матильда была младшей. Родилась она в 1872 году.

Как это нередко бывает с детьми из театральных семей, Матильда познакомилась со сценой уже в четырёхлетнем возрасте – она исполнила маленькую роль русалочки в балете «Конёк-горбунок». Но вскоре у девочки зародился серьёзный интерес к искусству танца, а способности её были очевидны. С восьми лет она начинает посещать в качестве приходящей ученицы Императорское театральное училище, где обучались её старшая сестра Юлия и брат Иосиф. На занятиях Матильда скучала – то, чему там учили, она уже освоила дома. Может быть, девочка и бросила бы балет, но все изменилось, когда она увидела выступление гастролировавшей в России итальянской танцовщицы в балете «Тщетная предосторожность». Искусство этой балерины стала для неё идеалом, к которому хочется стремиться.

Ко времени выпуска Матильда Кшесинская считалась одной из лучших учениц. По сложившейся традиции, трёх лучших выпускниц после концерта представляли императору и его семье, которые непременно посещали это мероприятие. Одной из трёх была Матильда, исполнявшая в тот вечер Лизу из балета « ». Правда, она – из-за своего статуса приходящей ученицы – должна была держаться отдельно, но император Александр III, поражённый её выступлением, попросил представить ему живую, миниатюрную девушку. Юной балерине была оказана невиданная честь – на торжественном ужине она сидела между императором и цесаревичем Николаем, который не забыл эту встречу.

После выпуска Матильда стала артисткой Мариинского театра «Кшесинской – 2» (первой была её сестра Юлия). В течение первого театрального сезона она выступила в двадцати двух балетах и в танцевальных сценах двадцати одной оперы. Правда, её партии были небольшими, но эффектными. Для начинающей балерины такое количество ролей – невероятная удача, и причиной тому был не только её выдающийся талант, но и нежные чувства наследника престола к танцовщице. Этот роман в определённой степени поощряла императорская семья… Конечно, никто не относился к этой истории серьёзно. Но, если мимолётное увлечение балериной отвлечёт внимание цесаревича от Алисы Гессенской, которую император считал не лучшей партией для наследника, то почему бы и нет?

Догадывалась ли об этом Матильда Кшесинская? Вряд ли… Она любила наследника, своего «Ники», и встречалась с ним в доме на Английском проспекте, который для неё приобрёл цесаревич.

Кшесинская была не только фавориткой Романовых, но и первоклассным профессионалом. Если нет мастерства и таланта, даже высочайшая протекция не поможет – всё становится очевидным в свете рампы. Матильда понимала, как не совершенна её танцевальная техника по сравнению с техникой модных в то время итальянских виртуозок. И балерина начинает упорно заниматься со знаменитым итальянским педагогом Энрико Чекетти. Вскоре она уже щеголяла такими же «стальным носком» и искромётными вращениями, как соперницы – итальянки. Первой в России Кшесинская начала исполнять 32 фуэте и делала это блестяще.

Первой главной ролью балерины стала партия Мариетты-Драгониаццы в балете «Калькабрино». Произошло это благодаря счастливому случаю – внезапно заболела итальянская прима Карлотта Брианца, которая должна была исполнять эту роль. Настоящая звезда балетной сцены, она выполняла трюки, прежде доступные только танцовщикам – мужчинам, включая туры в воздухе. Выходя на сцену, Кшесинская понимала, что публика будет сравнивать её с блистательной итальянкой, выискивая малейшие промахи… «Главное – не прыгайте в оркестр», – шутливо напутствовал её перед спектаклем Мариус Петипа.

Выступление, с которым было связано столько волнений, стало триумфом Кшесинской. «Дебют её можно рассматривать как событие в истории нашего балета», – подвела итог театральная газета. Ей вторит французский журнал Le Monde Artiste: «Молодая прима-балерина имеет всё: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную лёгкость».

Когда Карлотта Брианца покинула Санкт-Петербург, к Матильде Кшесинской перешли её партии, включая принцессу Аврору в балете «Спящая красавица», созданную Мариусом Петипа для этой итальянской гастролёрши. Аврора стала одной из лучших партий русской примы. Однажды после спектакля к ней в артистическую уборную зашёл П. И. Чайковский, выразил ей своё восхищение и высказал намерение написать для неё балет … Увы, не сбылось – композитор умер полгода спустя, а балерина даже не поняла, что беседовала с гением… Она считала Чайковского хорошим «сочинителем балетных партитур». Впоследствии, когда в Париже ей предложили выступить с воспоминаниями на вечере в честь 100-летнего юбилея композитора, она отказалась – ей было нечего рассказать.

В 1896 году Матильда Кшесинская стала прима-балериной Мариинского театра. В её репертуаре были такие партии, как Аспиччия («Дочь Фараона»), Эсмеральда и Пахита в одноимённых балетах, фея Драже в «Щелкунчике», Одетта-Одиллия в « », Лиза в «Тщетной предосторожности». Для Кшесинской возобновил «Баядерку» и другие балеты, технически усложнив её партии.

Матильда обожала танцевать царственную дочь фараона Аспиччию, блистая на сцене техникой и … романовскими бриллиантами. Много личного она находила в партии бедной уличной танцовщицы Эсмеральды, влюблённой в блистательного офицера Феба, обручённого с гордой аристократкой Флёр де Лис…

Матильда Кшесинская занимала особое положение в труппе Мариинского театра. Её называли царицей петербургской сцены. Многие партии балерина считала личной собственностью и никому без её разрешения не позволяла танцевать.

Для неё было поставлено несколько балетов, но шедевров среди них не оказалось. Зритель любил и любит очаровательную «Фею кукол» Й. Байера в постановке братьев Николая и Сергея Легатов. Это был их подарок замечательной Фее – балерине Матильде Кшесинской, перед которой они преклонялись, исполняя партии двух Пьеро. Кшесинская высоко ценила Николая Легата – педагога, с которым занималась долгие годы.

Матильда Кшесинская могла позволить себе то, что запрещалось другим – например, бенефис в честь десятилетия сценической деятельности (обычно балеринам бенефис полагался лишь после двадцати лет службы). Для этого бенефиса Мариус Петипа поставил два балета Александра Глазунова – «Времена года» и «Арлекинада».

Балерина уволилась из Мариинского театра в 1904 году, заключив контракт на разовые выступления. Она была первой партнёршей юного Вацлава Нижинского, танцевала в некоторых балетах («Эвника», «Бабочки», «Эрос»). Но, в целом Кшесинская была сторонницей «старого» академического императорского балета, виртуозной техники и культа примы. «Новый балет» Михаила Фокина её не вдохновлял.

Матильда Кшесинская покинула Россию в 1919 году. В эмиграции она вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича Романова. Живя во Франции, она отказывалась от предложений выступать на сцене, несмотря на то, что нуждалась в деньгах. В 1929 году она открыла балетную школу, зарабатывала на жизнь уроками. Среди учениц М. Кшесинской – М. Фонтейн, И. Шовире, Т. Рябушинская (одна из знаменитых «бэби-балерин»).

Последний раз Матильда Кшесинская выступила в 1936 году в Лондоне на сцене театра Ковент-Гарден. Ей было 64 года, но это не помешало успеху: её вызывали восемнадцать раз!

В дальнейшем М. Кшесинская занималась преподавательской деятельностью. Она умерла в 1971 году, за девять месяцев до своего столетия. Балерина написала «Воспоминания», где рассказала, несколько приукрасив события, о своей бурной личной жизни и блистательной карьере петербургской императорской примы.

Имя Матильды Феликсовны Кшесинской золотыми буквами вписано в историю русского балета. О ней созданы художественные и документальные фильмы.

Музыкальные Сезоны

Часто бывает так, что, по политическим соображениям, из памяти потомков убираются фамилии талантливых людей, не принявших идей господствующего класса. А если представитель искусства и литературы еще и эмигрировал, то имя его не порицалось, а предавалась полному забвению.

Самая главная

После революции основному населению Советской России балерина Матильда Кшесинская была известна только тем, что в ее особняке на Кронверском проспекте одно время жил, работал и произносил речи с балкона дворца, выполненного в стиле В. И. Ленин.

Само здание газеты Петрограда окрестили «штабом ленинцев». Да и не могла эта аморальная «барынька», любовница трех светлейших князей и наследника престола интересовать поколение новой России. Выпадала эта женщина, из-за которой стрелялись на дуэли представители элиты, причем бывшие гораздо моложе ее (будущий муж, светлейший князь Андрей Владимирович, - на 6 лет, любовник, звезда русского балета Петр Владимиров - на 21 год), из поля зрения запрограммированных совершенно на другое людей. И тем не менее, в отличие от большинства советских людей, считавших звездой русской балетной школы декадентскую танцовщицу Анну Павлову, Морис Петипа балериной № 1 считал именно Матильду Кшесинскую, сознательно и несправедливо забытую. А ведь ее называли «генералиссимусом русского балета».

Кшесинская Матильда, или просто Маля, как звали ее родные и близкие, родилась в семье «балетных» в 1872 году. Ее отец Феликс был выходцем из известной в Польше театральной семьи Кржезинских (Кшесинские - театральный псевдоним). Дед Матильды - Ян - был виртуозом-скрипачом, имел чудесный голос и пел в Варшавской опере. Польский король Станислав Август, большой его поклонник, называл его не иначе, как «мой соловушка».

А прадед Войцех был знаменитым танцором. Но семейное предание, постоянно разжигающее тщеславие девочки, гласило, что Войцех был представителем одной из лучших польских фамилий и должен был унаследовать громадное состояние графа Красинского. Потеряв все - наследство, фамилию и родину - из-за происков родного дяди, он вынужден был бежать во Францию, где стал зарабатывать на жизнь танцами.

Начало русского периода

Сын Яна Феликс профессионально учился танцам, его изюминкой было блестящее исполнение мазурки, которую обожал Николай I, пригласивший польского танцора в российскую столицу. Дебютировал он в 1853 года на сцене Императорского Александринского театра в "Крестьянской свадьбе". Об его исполнении мазурки ходили легенды, и именно, как выразился кто-то из современников, с его «легкой ноги» танец стал так популярен в высшем обществе России. На сцене Мариинскогоо театра Феликс Кшесинский всегда выступал с неизменным успехом. Здесь же он знакомится с вдовой танцовщика Леде, балериной Юлией Доминской. От первого брака у танцовщицы было пятеро детей, от второго с Феликсом - четверо.

Рождение примы

Кшесинская Матильда была последним ребенком матери-героини, которой дети не мешали ни выходить замуж, ни танцевать. Матильда-Мария была очаровательным ребенком и всеобщей любимицей, но особенно ее обожал отец, предчувствовавший в ней будущую балерину ассолюту, которых в истории всего мирового балета было всего 11. Родилась Малечка в местечке Лигово под Санкт-Петербургом, на 13-м км по Петергофскому шоссе, знаменитому тем, что в местном «Красном кабачке» одну ночь провела будущая Великая Императрица Екатерина II. Старший брат Станислав умер в младенчестве. Остальные трое - красавица Юлия, вошедшая в историю балета как Кшесинская I, брат Иосиф, оставшийся в Советской России и ставший заслуженным артистом страны, и сама Кшесинская Матильда, знаменитая тем, что первой из русских балерин исполнила 32 фуэте и убрала с отечественной сцены господствовавших здесь иностранных прим, - были виртуозными танцовщиками.

Обольстительная малютка

Отец часто брал ее с собой в театр и один раз даже забыл ее там. С актерским миром девочка была знакома с детства и не могла представить себе иного пути, кроме сценического. Она выросла талантливой балериной и несравненной обольстительницей. Красотой девушка уступала сестре, но была преисполнена того очарования, которое не оставляет людей - особенно мужчин - равнодушными. Невысокая (рост Матильды Кшесинской был равен 1,53 м), с полными ножками и удивительно узкой талией, она была полна жизни. Смешливая и радостная Маля привлекала к себе всеобщее внимание, чем более чем удачно пользовалась.

Невероятная работоспособность

Ее, человека, пережившего революцию и тяжесть эмиграции, все равно можно назвать баловнем судьбы. Сразу оговоримся, что она была труженицей. Далеко не все падало ей в руки с небес, более того - никакие связи не помогли бы ей сделать на сцене первой из всех русских танцовщиц 32 фуэте. Девушка добилась этого упорным трудом, постоянно совершенствуя технику, доводя ее до вершин мастерства. О ее работоспособности ходили легенды. Так кто же она - Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов (были, конечно, небольшие неудачи - 1-2, не больше), иногда выглядит сказкой?

Заслуженное обожание

На сцену в балете «Дон Кихот» она вышла в возрасте 9 лет, проучившись всего год в училище, а в сольной партии выступила в 17. Но по-настоящему балетом талантливая девушка увлеклась после того, как увидела танец в исполнении приехавшей в Россию на гастроли Вирджинии Цукки. Именно эта танцовщица стала кумиром Мали, благодаря именно ей Кшесинская начала брать уроки у итальянского танцовщика Энрико Чекетти и достигла того несравненного мастерства и блеска, которые позволили ей стать примой, вытеснить с российской сцены зарубежных антерпренерш и покорить сердца истинных любителей балета. Были случаи, когда после спектаклей поклонники выпрягали из ее коляски лошадей и везли ее домой сами.

Достойная подружка

На выпускном вечере в честь окончания училища великая императрица Мария Федоровна, озабоченная угрюмостью и постоянным одиночеством сына, сразу обратила внимание на миниатюрную молоденькую девушку-ртуть Кшесинскую-2. Она была удивительно сложена: рельефные мышцы, очень тонкая талия, высокая грудь. Матильда Кшесинская, вес которой не превышал 50 кг (хотя при ее росте это было многовато для балета), своими формами выгодно отличалась от большинства худощавых подруг. На торжественном обеде сам император Александр III усадил ее между собой и букой-сыном Николаем. По некоторым данным, молодые люди сразу влюбились друг в друга, по другим - более злым, - Кшесинская его энергично преследовала. Как бы то ни было, есть свидетельства, что привязанность к ней царь Николай II сохранял всю жизнь, хотя официально отношения были расторгнуты после его помолвки с Алекс.

Широта души

Так получилось, что с момента знакомства с наследником престола балерина Кшесинская Матильда навсегда связала свою жизнь с домом Романовых. Кого только не записывали к ней в «близкие друзья»! Каких только эпитетов она не удостаивалась: «шампанское дома Романовых», «муза царственных мужчин» или, позлее, «Матильда Кшесинская - любовница царей».

Надо отметить, что Кшесинская, помимо перечисленных выше достоинств, обладала большой мудростью: без единого слова отпустила Ники под венец, всегда была приветлива с его женой, ушла из театра без скандала, когда ее стали обличать в интригах, и достойно, триумфатором туда вернулась, когда ее невиновность стала явной. Кроме того, обладая несметными сокровищами (содержимое ее шкатулок для драгоценностей оценивалось в 2 миллиона царских рублей), она на свои деньги на даче - самой роскошной в Стрельне - содержала два лазарета для раненых. О широте души этой удивительной женщины говорит и то, что, потеряв их в революцию, Матильда Кшесинская, биография которой содержит очень много интересных фактов, жалела только о заспиртованной розе, которую - как признание мастерства русской балерины - подарила приме Вирджиния Цукки, её кумир.

Неблагодарность - всегда черного цвета

Кроме того, очень часто ставились спектакли в Мариинке, которые полностью - декорации, костюмы, другие затраты - оплачивались ею. Но жгучая зависть к женщине, которая сама могла распоряжаться своим репертуаром, не теряла с годами мастерства, обладала одним из самых красивых дворцов Санкт-Петербурга и получила собственный бенефис не после 20 лет службы, а лишь через 10, - сводила закулисный мир, всегда полный грязи, с ума. И, как говорил (хоть и совсем по другому поводу): «...сплетни, сплетни, ее обличавшие, становились все злей и злей». Они-то и вынудили Кшесинскую уйти из Мариинки. Особенно захлебывались недруги от ее постоянных крепких отношений с правящей династией.

Великая любовь

«Николай 2 и Матильда Кшесинская» - эту связь служители Терпсихоры еще как-то пережили. Роман был бурным, но коротким - длился всего год. Но балерина не осталась брошенной. Ее искренне и обреченно с первой встречи в двухэтажном особняке, купленном для подруги будущим последним императором России, куда он наведывался со своими друзьями и многочисленными кузенами, полюбил ставший на всю оставшуюся ему жизнь ее «рыцарем без страха и упрека». Его любовь, его траты и исполнение малейших капризов закрыли самые злые рты.

Он регулярно делал приме предложения, в том числе и перед расставанием. Матильда Кшесинская, сын которой был зачат от другого Великого князя Романова - Андрея Владимировича, сразу же получил отчество Сергеевич и в довесок к нему дворянское происхождение и фамилию Красинский, в память о далеком предке, о чем позаботился верный Сергей Михайлович. Сам он, отправив любимую из революционного Петрограда, не смог уехать вовремя, был расстрелян и сброшен в шахту в Алапаевске в 1918 году, вместе с другими представителями дома Романовых. Что может сказать об его огромной любви больше, чем тот факт, что в его зажатом кулаке в момент поднятия тела на поверхность обнаружили с надписью «Маля»?

Все - к ногам богини

Он же, будучи генерал-инспектором от артиллерии, имел в своем распоряжении бесконтрольные фонды, да и оружейные компании не скупились на "откаты". Легендарный особняк Матильды Кшесинской был построен на его деньги. Он всегда хотел придать любимой особый статус в великосветском обществе. Строительство курировал автор проекта, модный архитектор Александр фон Гоген. В итоге за возведение этой жемчужины Северной столица городская управа наградила зодчего серебряной медалью.

Дом Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге выходил на Неву, как и Сенат, Академия наук, и Исаакиевский собор. О внутреннем устройстве и убранстве особняка ходили легенды. Все, вплоть до гвоздей, было выписано из лучших строительных фирм Парижа. Помещения были выполнены в различных стилях: если салон обустроен в стиле Людовика XVI, то туалет символизировал достижения англичан в обеспечении жилья современными удобствами. Не перечесть его достоинств! Можно отметить лишь тот факт, что в этом дворце, находящемся в «центрейшем центре» столицы, был коровник с, очевидно, лучшей коровой в мире, так как похитительница сердца инспектора от артиллерии любила свежее молоко...

Долгожданный и заслуженный финал

Злые языки приписывают Матильде связь и с внуком Александра II Владимиром Александровичем. Было это или не было, а вот за его четвертого сына Андрея Владимировича Кшесинская Матильда Феликсовна сразу же вышла замуж. Случилось это в Париже, как только его мамаша, Мария Павловна, противящаяся всю жизнь свадьбе сына, отбыла в мир иной. Мальчик Вова, или, как шутливо называла его Кшесинская, «Вово де Рюсси» (Всея Руси Вова)», сразу же был переписан на истинного своего отца, и семья зажила счастливо.

Любящая, сильная и смелая

В биографии этой незаурядной личности был и тот факт, что своего любимого сына великая балерина, не побоявшись, таки выручила из гестапо, когда Париж был оккупирован немцами. Парижский дом Матильды Кшесинской в эмиграции оставался центром притяжения - здесь бывали Ф. Шаляпин, А. Павлова, Т. Карсавина и С. Дягилев.

Кшесинская обладала мимическим и драматическим даром, которые делали ее балетные роли уникальными. Но, как выяснилось позже, не чужд приме был и талант писателя. Об этом свидетельствует ее книга «Матильда Кшесинская. Воспоминания», выпущенная в Париже в 1960 году. Пережив мужа и онкологию, перелом шейки бедра, прикованная к стулу, эта сильная женщина начала писать книгу, которая - как свидетельство истории - бесценная сама по себе, потому что автором была великая Матильда Кшесинская. Мемуары же были написаны хорошим языком и выдержаны в отличном стиле. Читать их очень интересно, рекомендуем (они имеются в широком доступе).

Жила долго и счастливо

Генетически эта женщина была запрограммирована на долгую жизнь - дед ее, уже упоминаемый Ян, дожил до 106 лет и умер не своей смертью, а от угара. Вот и легендарная Маля не дожила до столетия 9 месяцев. Скончалась мегазвезда балета в 1971 году и похоронена на «русском кладбище» Сен-Женевьев-де-Буа вместе с мужем и сыном (умер в 1974 году). Надпись на её могиле гласит, что здесь покоится Великая княгиня Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров, Кшесинская Матильда Феликсовна.

Матильда Кшесинская – выдающаяся балерина, уникальный стиль которой обусловлен безупречностью итальянской и лиричностью русской балетных школ. Её имя и сегодня ассоциируется с целой эпохой, великим временем для русского балета. Эта уникальная женщина прожила очень долгую и насыщенную событиями жизнь, не дожив до столетия лишь несколько месяцев.

Матильда Кшесинская родилась 31.08.1872 г. в Санкт-Петербурге в семье балеруна Феликса Кшесинского, которого в 1851 году сам Николай I пригласил из Польши. Её мать Юлия Деминская, была солисткой кордебалета. Дед Матильды Ян был известным скрипачом и оперным певцом – выступал в Варшавской опере. Сама балерина училась в Императорском театральном училище в Петербурге, и успешно его закончила экстерном 23.03.1890 года. В этот день в экзаменационной комиссии традиционно сидел Александр III в сопровождении сына и наследника престола Николая II. Семнадцатилетняя балерина замечательно проявила себя, и сам император предсказал, что она вскоре станет украшением и гордостью российского балета.

Сразу после училища Матильда была приглашена в Мариинский театр. Там уже работала её старшая сестра Юлия, поэтому Матильду долгое время называли «Кшесинская вторая». Юная балерина отличалась невероятной работоспособностью: могла часами упражняться у станка, превозмогая боль в ногах.

В 1898 году девушка начала брать уроки у выдающегося итальянского танцора Энрико Чеккетти, и через 6 лет балерина стала примой. Среди ее репертуара были Одетта, Пахита, Эсмеральда, Аврора и принцесса Аспиччия. Российские и зарубежные критики отмечали ее безупречную технику и «идеальную легкость».

Матильда Кшесинская первая русская балерина, успешно выполнившая подряд 32 фуэте. До неё это удавалось только итальянке Пьерине Леньяни, соперничество с которой продолжалось долгие годы.

Революция и переезд Кшесинской

После революции 1917 года особняк Кшесинской заняли большевики, и Матильда с сыном вынуждена была покинуть Россию. В Париже Кшесинская открыла свою школу балета. Тем временем семья Николая II была расстреляна.

В 1921 году Матильда Кшесинская вышла замуж за Андрея Владимировича. Супруги прожили вместе остаток жизни.

В 1956 году умер её муж, а в 1974 году – сын. Матильда написала мемуары — они были изданы в 1960 году. Великая балерина скончалась в 1971 году. Её похоронили в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Матильда Кшесинская и Николай II, кратко факты об их отношениях.

Отношения балерины и цесаревича, которому на тот момент было 22 года, начались сразу же после выпускного экзамена на званом ужине. Наследник престола серьезно увлекся воздушной балериной. Императрица Мария Федоровна с одобрением отнеслась к увлечению сына, поскольку ее не на шутку волновало то, что до встречи с Матильдой её сын не проявлял интереса к представительницам прекрасного пола.

Долгое время возлюбленные довольствовались случайными встречами. Матильда подолгу смотрела в окно перед каждым спектаклем, надеясь увидеть возлюбленного, поднимающегося по ступеням, а когда замечала его присутствие, танцевала с ещё большим энтузиазмом.

Весной 1891 года, после длительной поездки в Японию, наследник в первую очередь отправился к Матильде.

С января 1892 года их конфетно-букетный период закончился и отношения перешли в следующую фазу - Николай II стал оставаться на ночь в квартире балерины. Вскоре цесаревич подарил балерине особняк. Их отношения длились два года, но молодой император понимал, что ему придется вступить в «равный брак» и расстаться с прекрасной балериной.

Перед женитьбой цесаревич поручил своему кузену, князю Сергею Михайловичу, который был в то время президентом Русского театрального общества, заботиться о Матильде. У молодого императора на тот момент еще оставались чувства к бывшей возлюбленной. В 1890 году он подарил приеме в честь ее бенефиса красивую бриллиантовую брошь с сапфиром и двумя крупными бриллиантами.

По слухам, Кшесинская стала примой Мариинского в 1886 году благодаря протекции Николая II.

Разрыв романа между Николаем II и Кшесинской

Роман примы-балерины с императором длился до 1894 года и оборвался после помолвки Николая с принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории.

Матильда очень переживала из-за разрыва, но не осуждала Николая II, поскольку понимала, что венценосная особа не сможет связать свою жизнь с балериной. Матильда была готова к такому исходу — она сдержанно попрощалась с Николаем, держа себя с достоинством королевы, но никак не тоской брошенной любовницы.

Отношения были полностью разорваны, но Матильда продолжала воодушевленно парить над сценой, особенно когда видела в царской ложе своего бывшего венценосного любовника. Николай II, надев корону, полностью погрузился в государственные заботы и в омут семейной жизни с бывшей принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

После своего десятилетнего бенефиса Матильда была представлена другому кузену императора – князю Андрею Владимировичу. Засмотревшись на красавицу, князь случайно опрокинул на ее шикарное французское платье бокал вина. Но Матильда решила, что это счастливый знак. И действительно, этот роман вскоре завершился женитьбой, а в 1902 году балерина родила сына Владимира.

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай
Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская
Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.


Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.


Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.


Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской - дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.


Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме