Великие женщины-музыканты ХХ века. Выдающиеся женщины – композиторы Известные женщины музыканты

1 октября отмечался Международный день музыки. Конечно, это в первую очередь праздник композиторов. Но почему-то люди редко задаются вопросом - а почему так мало женщин-композиторов? Можно провести эксперимент и опросить, допустим, человек 100 на тему «кто ваш любимый композитор». И наверняка все 100 респондентов назовут сочинителя-мужчину. Например, Моцарта, Чайковского, Баха, Рахманинова, Штрауса, Бетховена или Прокофьева… И ни одной женщины в этом списке не будет.

А ведь за последние два века были (и есть) композиторы, представляющие прекрасный пол, имена которых гремели в Европе или известны сейчас.

И сегодня, можно поговорить о наиболее ярких женщинах-композиторах.

Серьезно в музыку представительницы прекрасного пола пришли только в начале 20-го века. Конечно, можно сказать о героинях века 19-го - Луизе Фарранк или Иоанне Кинкель. Но они были не очень известны широкой музыкальной общественности.

Поэтому можно начать, пожалуй, с француженки Лили Буланже. К сожалению, ее мало кто сейчас помнит, но в начале 20-го века имя Лили гремело по всей Европе. Она была, выражаясь современным языком, суперпопулярна, хотя Бог отпустил ей совсем немного лет.

Лили росла в музыкальной семье, ее отец был композитор, а еще занимал должность преподавателя вокала в Парижской консерватории. Интересно, что ее мать - певица Раиса Мышецкая - родилась в Санкт-Петербурге.

Лили научилась читать ноты в шесть лет - тогда она еще даже букв не знала и не умела читать. Из ее ранних сочинений сохранился лишь ми-мажорный вальс. Но в 1909 году поступила в Парижскую консерваторию, а уже в 1913 году стала первой женщиной, получившей Большую Римскую премию за кантату «Фауст и Елена». В 1914 году как лауреат Римской премии четыре месяца провела в «вечном городе». Однако ее поездка была прервана начавшейся Первой Мировой войной. Безвременно умерла от туберкулёза в марте 1915 года, когда ей не было еще и 25 лет… Похоронена на кладбище Монмартр, но где ее могила, знают очень немногие.

В 20-м веке чрезвычайно популярна была англичанка Рут Джипс. С детства она выступала как пианистка. Однако уже в восьмилетнем возрасте исполнила своё первое оригинальное сочинение. Ну чем не Моцарт в юбке? В 1936 году поступила в Королевский музыкальный колледж, где изучала фортепиано, гобой и композицию, а после окончания учебы вновь выступала как пианистка и гобоистка. Потом Рут получила серьезную травму руки и сосредоточилась на сочинительстве собственных композиций и руководстве музыкальными коллективами. Так, в 1953 году Джипс основала и возглавила камерный ансамбль духовых инструментов «Portia Wind Ensemble». Особенность этого коллектива заключалась в том, что он состоял исключительно из женщин-музыкантов. В 1955 году под руководством Джипс был создан Лондонский репертуарный оркестр, состоявший преимущественно из молодых музыкантов, а в 1961 году - оркестр «Шантеклер». Что касается композиций Джипс, то она написала пять симфоний. Специалисты особенно ценят Вторую симфонию, где, по мнению профессионалов, Рут превзошла саму себя. Умерла Рут Джипс в 1999 году в возрасте 78 лет.

Яркой звездой классической музыки называют Софию Губайдулину. Она поступила в Консерваторию в 1954 году, с успехом окончила не только ее, но и аспирантуру. Как говорит сама Губайдуллина, важным было для нее тогда было слово-напутствие, сказанное Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем».

Губайдулина творила не только «серьезную» музыку, она еще написала композиции к 25 фильмам, включая «Маугли» и «Чучело». Но в 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова ее музыка подверглась критике. В общем, София попала в «черный список» отечественных композиторов. В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию, а с 1992 года живет под Гамбургом, где и творит свои произведения. А в Россию приезжает довольно редко.

Ну, и, конечно, нельзя не сказать об Александре Пахмутовой. Она, пожалуй, самая успешная женщина-композитор последних десятилетий. Она с самого раннего детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью. А свои первые мелодии написала, когда ей было всего лишь три года. Более того, в возрасте четырех лет маленькая Саша сочинила пьесу «Петухи поют».

Неудивительно, что потом ее без проблем приняли в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Кстати, именно Консерваторию она и окончила в 1953 году, а потом успешно отучилась в аспирантуре. И даже во время учебы она писала музыку, и стала одним из самых популярных и востребованных композиторов СССР.

Главный конек Пахмутовой - это песни. Песни, музыку к которым написала Александра Николаевна, исполняли и исполняют многие выдающиеся артисты советской и российской эстрады: Сергей Лемешев и Людмила Зыкина, Муслим Магомаев и Тамара Синявская, Анна Герман и Александр Градский, Иосиф Кобзон и Валентина Толкунова, Лев Лещенко и Майя Кристалинская, Эдуард Хиль и София Ротару, Валерий Леонтьев и Людмила Сенчина.

В общем, несмотря на то, что женщин-композиторов меньше, нежели мужчин, они тоже оставили яркий след в мировой музыке.

Ведь помимо всех тех, кто перечислен выше, были и есть и такие таланты как Барбара Строцци, Ребекка Саундерс, Мальвина Рейнольдс, Адриана Хельцки и Карэн Танака, и вклад прекрасной половины человечества в мировое музыкальное наследие тоже весьма велик.

- … Википедия

Поцелуй женщины паука Kiss Of The Spider Woman … Википедия

Азия - (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

- (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия

- (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Список энциклопедически значимых персон, которые являются или были вегетарианцами. Содержание 1 Известные вегетарианцы 2 Вымышленные персонажи вегетарианцы … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шуман. Роберт Шуман Robert Schumann Портрет Роберта Шумана, рисунок Адольфа фон Менцеля 1850 года Основная информац … Википедия

Книги

  • Охотница за скальпами. Смертельные враги. , Эмилио Сальгари.. 384 стр. Эмилио Сальгари один из наиболее известных итальянских писателей, перу которого принадлежат более двухсот приключенческих рассказов и романов. Многие из книг писателя вошли в…

«Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку», - заявил однажды немецкий композитор Иоганнес Брамс. Спустя полтора века женщины-композиторы собирают крупнейшие мировые концертные залы, пишут музыку для кино и выступают с важными социальными инициативами. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm рассказывает о женщинах, чей талант и труд помог опровергнуть стереотип о «мужской» профессии композитора.


1. Кассия Константинопольская

Греческая монахиня Кассия родилась в богатой константинопольской семье в 804 или 805 году. Сегодня ее знают не только как основательницу женского монастыря в Константинополе, но и как одну из первых женщин-гимнографов и композиторов.

Кассия была очень красива и, согласно некоторым источникам, в 821 году даже участвовала в смотре невест для императора Феофила. Девушке не суждено было стать женой императора, и вскоре Кассия постриглась в монахини, чтобы провести всю жизнь в основанном ею же монастыре. Там Кассия сочиняла церковные гимны и каноны, а анализ ее произведений, содержащих отсылки к сочинениям античных авторов, позволяет сделать вывод о хорошем светском образовании девушки.

Кассия Константинопольская - один из первых композиторов, чьи произведения могут исполнены современными музыкантами.

2. Хильдегарда Бингенская

Немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская была неординарной личностью не только в том, что касалось написания музыки - она также работала над трудами по естествознанию и медицине, писала мистические книги видений, а также духовные стихи.

Хильдегарда родилась в конце XI века и была десятым ребенком в дворянской семье. С восьми лет девочка была на воспитании у монахини, а в 14 начала жить в монастыре, где изучала искусство и литургику.

Сочинять музыку на собственные стихи девочка начала еще в детстве, а уже во взрослом возрасте собрала свои произведения в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений». В сборник вошли распевы, объединенные в несколько частей по литургическим темам.


3. Барбара Строцци

Итальянский композитор Барбара Строцци, которую позже прозвали «виртуознейшей», была внебрачной дочерью поэта Джулио Строцци, который позже ее удочерил. У самой Барбары было четверо внебрачных детей от разных мужчин. Девочка родилась в 1619 году в Венеции и училась у композитора Франческо Кавалли.

Строцци писала кантаты, ариетты, мадригалы, а тексты для произведений дочери писал ее отец Джулио. Барбара стала первым композитором, выпускавшим свои произведения не в сборниках, а по одному. Музыку Барбары Строцци исполняют и переиздают и сегодня.

4. Клара Шуман

Урожденная Клара Вик родилась в 1819 году в Лейпциге, в семье известного в городе и стране педагога по фортепиано Фридриха Вика. С раннего возраста девочка обучалась игре на фортепиано у отца, и уже в возрасте 10 лет начала с успехом выступать на публике.

Вместе с отцом Клара ездила в турне по Германии, затем давала несколько концертов в Париже. Примерно в это же время юная Клара начала писать музыку - ее первые произведения были опубликованы в 1829 году. Тогда же учеником Фридриха Вика стал молодой Роберт Шуман, чье восхищение талантливой дочерью учителя переросло в любовь.

В 1940 году Клара и Роберт поженились. С тех пор девушка стала исполнять музыку, написанную мужем, зачастую она первой представляла публике новые сочинения Роберта Шумана. Также дебютное исполнение своих произведений Кларе доверял композитор Иоганнес Брамс, близкий друг семьи.

Собственные сочинения Клары Шуман отличались современностью и считались одним из лучших образцов романтической школы. Высоко ценил сочинения жены и Роберт Шуман, который, однако, настоял на том, чтобы супруга сосредоточилась на семейной жизни и их восьмерых детях.
После смерти Роберта Шумана Клара продолжила выступать с его произведениями, а интерес к ее собственному творчеству вспыхнул с новой силой в 1970 году, когда впервые появились записи сочинений Клары


5. Эми Бич

Американка Эми Марси Чейни Бич - единственная женщина в так называемой «Бостонской шестерке» композиторов, куда, помимо нее, входили музыканты Джон Ноулз Пейн, Артур Фут, Джордж Чедуик, Эдуард Мак-Доуэлл и Горацио Паркер. Считается, что композиторы «шестерки» оказали решающее влияние на формирование американской академической музыки.

Эми родилась 5 сентября 1867 года в состоятельной нью-гемпширской семье. С ранних лет девочка занималась музыкой под руководством матери, а после переезда семьи в Бостон начала изучать и композиторское искусство. Первый сольный концерт Эми Бич состоялся в 1883 году и имел большой успех. Через два года девушка вышла замуж и по настоянию мужа практически прекратила выступать, сосредоточившись на написании музыки.

С собственными произведениями она позже выступала на гастролях в Европе и Америке, а сегодня Эми Бич считается первой женщиной, которой удалось сделать успешную карьеру в высоком музыкальном искусстве.

6. Валентина Серова

Первая российская женщина-композитор, урожденная Валентина Семеновна Бергман родилась в 1846 году в Москве. Девочке не удалось окончить Санкт-Петербургскую консерваторию из-за конфликта с директором, после чего Валентина стала брать уроки у музыкального критика и композитора Александра Серова.

В 1863 году Валентина и Александр поженились, еще через два года у супругов родился сын, будущий художник Валентин Серов. В 1867 году Серовы стали издавать журнал «Музыка и театр». Супруги поддерживали дружеские отношения с Иваном Тургеневым и Полиной Виардо, Львом Толстым, Ильей Репиным.

Валентина Серова довольно трепетно относилась к творчеству своего мужа, и после его смерти выпустила четыре тома статей о супруге, а также завершила его оперу «Вражья сила».

Серова - автор опер «Уриэль Акоста», «Мария Д"Орваль», «Мироед», «Илья Муромец». Помимо музыки она также писала статьи о композиторском искусстве, выпустила мемуары о встречах со Львом Толстым и воспоминания о муже и сыне.


7. София Губайдулина

Сегодня российский композитор София Губайдулина живет и работает в Германии, однако в ее родном Татарстане ежегодно проводятся музыкальные конкурсы и фестивали, посвященные прославленной уроженке республике.

София Губайдулина родилась в городе Чистополе в 1931 году. Девочкой она закончила казанскую музыкальную гимназию, а после поступила в Казанскую консерваторию, где училась по классу композиции. Переехав в Москву, Губайдулина продолжила обучение в Московской консерватории, и после ее окончания получила важное для себя напутствие от композитора Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти своим «неправильным» путем».

Вместе с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым София Губайдулина входила в троицу московских композиторов-авангардистов. Губайдулина много работала для кино и написала музыку к таким фильмам как «Вертикаль», «Человек и его птица», «Маугли», «Чучело».

В 1991 году София Губайдулина получила немецкую стипендию и с тех пор живет в Германии, регулярно приезжая в Россию с концертами, фестивалями и различными социальными инициативами.

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это «женский» инструмент. Времена меняются, и слова Брамса о том, что «скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку», звучат уже несерьёзно,» - сказала София Асгатовна в одном из интервью.

В ероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века.

Вероника Дударова

Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru


Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.info

Вероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова.

Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории.

В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной.

В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет.

Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой:


София Губайдулина


София Губайдулина. Фотография: remusik.org


София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.com

Композитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина.

Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970-80-х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

«Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни».

София Губайдулина

В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты.

Документальный фильм о Софии Губайдулиной:


Елена Образцова



Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского.

В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками» .

Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии.
Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений.

Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой:

Элисо Вирсаладзе


Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li


Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ru

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака.

С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн.

В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман.

«Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина» , — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер.

Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь» .

Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе:


Наталия Гутман



Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович.

Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории.

«Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она.

Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать.

Выступление на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени Пушкина:


______________________________________________

Композиция, как и многие другие творческие профессии, традиционно считается привилегией «сильной половины человечества». Однако во все времена находились одаренные музыканты-женщины, которые с таким положением дел никак не были согласны. Они смело отстаивали свое право на творчество и часто добивались больших успехов на композиторском поприще.

Одной из наиболее известных женщин-композиторов, вероятно, является Клара Шуман (1819-1896), урожденная Вик - жена Роберта Шумана. Клара с детства демонстрировала незаурядные способности в игре на фортепиано и сочинительстве. Ее профессиональному росту способствовал отец - талантливый педагог, лично занимавшийся с девочкой-вундеркиндом. С Шуманом Клара познакомилась, когда тот также начал брать фортепианные уроки у ее отца. Фридрих Вик препятствовал браку дочери с «ненадежным» в финансовом отношении композитором, и только через суд Шуману удалось добиться разрешения обвенчаться. После того, как Клара стала супругой Шумана, она начала уделять больше внимания композиции. Из-под ее пера выходит множество фортепианных и иных пьес, в которых ощущается влияние Шумана и других композиторов-романтиков - Мендельсона, Шопена. В концерте прозвучит одно произведение Клары Шуман - Романс для скрипки и фортепиано ля мажор op. 23.

Лили Буланже (1893-1918), младшая сестра Нади Буланже, прославленной пианистки и педагога, прожила совсем немного - двадцать четыре года. Сестры Буланже росли в музыкальной семье: их отец преподавал вокал в Парижской консерватории, а мать, русская княгиня Раиса Мышецкая, была певицей. Музыкальная одаренность Лили обнаружилась очень рано: играть по нотам она научилась быстрее, чем читать. В 1913 г. Лили оканчивает Парижскую консерваторию, и в том же году ей присуждают Римскую премию за кантату «Фауст и Елена». Так Лили Буланже стала первой женщиной-композитором, получившей эту престижную награду (до нее обладателями премии были такие авторы, как Берлиоз, Гуно, Массне, Дебюсси). Лили была разносторонним композитором: писала инструментальную, вокальную, хоровую, духовную музыку. В концерте будет исполнен ее Ноктюрн для виолончели и фортепиано - светлое и тонкое произведение с легким восточным «оттенком».

В программу вошло сочинение еще одного французского композитора - Луизы Фарранк (1804-1875). Ее биография связана со многими известными фигурами мира музыки того времени: наставниками Фарранк были Антонин Рейха, Игнац Мошелес, Иоганн Гуммель. Луизе хорошо удавалась крупная форма: она написала, ни много ни мало, три симфонии. Ее музыку ценили Шуман, Берлиоз, Шопен, Лист. Помимо своей композиторской и педагогической деятельности (Фарранк преподавала в Парижской консерватории), она выступала и как музыкальный просветитель, составив многотомную антологию фортепианной музыки. В концерте прозвучат две части из камерного сочинения Фарранк - Трио для флейты, скрипки и виолончели.

Эми Бич (1867-1944) - представительница североамериканского континента. Она родилась в сельской местности возле Нью-Гемпшира; композиции, гармонии и контрапункту училась в Бостоне. Большую часть своей жизни провела в США, совершив, однако, четырехгодичную поездку по Европе, во время которой исполняла, в том числе, собственные произведения. В программу вошли сразу два сочинения Эми Бич - Романс для скрипки и фортепиано ля мажор, ор. 23 и Квинтет для фортепиано и струнного квартета фа-диез минор, ор. 67. Обе пьесы принадлежат к романтическому направлению, при этом в них несомненно ощущается и «пульс» XX века.

Хорватский аристократический род представляет Дора Пеячевич (1885-1923), дочь бана Хорватии Теодора Пеячевича. На родине ее очень ценят: Симфония фа-диез минор, принадлежащая перу Доры Пеячевич, считается первой современной симфонией в хорватской музыке. Она написала достаточно много (пятьдесят восемь) произведений в различных жанрах, в том числе камерном, с которым слушателей познакомит Фортепианный квартет ре минор.

Среди почтенных имен композиторов прошлого и позапрошлого столетий особенно приятно увидеть имя нашей современницы и соотечественницы - Софии Асгатовны Губайдулиной. Не так давно в Москве широко отмечался ее 85-летний юбилей. Композитор уже много лет живет в Германии и продолжает сочинять и общаться с исполнителями ее музыки. Огромен список наград и почетных титулов, полученных Софией Асгатовной в самых разных странах мира (Японии, Германии, США, Италии, Дании и, конечно же, России). Музыка Губайдулиной отличается филигранной техникой, завораживающим сочетанием интуитивности и строгого расчета, чувственной тембровой окраской. Сочинение Allegro rustico, которое прозвучит в концерте, не совсем типично для нее. Оно представляет собой шуточную пьесу, название которой можно расшифровать как «Allegro в деревенском стиле». Несмотря на подчеркнутую ритмическую лапидарность, преднамеренную угловатость мелодии, эта пьеса обладает почти магическим обаянием, заставляя слушателя следить за ходом музыкальных мыслей с первой и до последней ноты.

В концерте примут участие Владлен Ованесьянц (скрипка), Роман Янчишин (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Борис Лифановский (виолончель), Станислав Ярошевский (флейта), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...