Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста. Музыкальный репертуар для дошкольников. Требования к музыкальному репертуару Музыкальный репертуар для казахских групп детского сада

Произведения для слушания, пения, движения под музыку отбираются с учетом программных задач воспитания ребенка в детском саду и отвечают художественно-педагогическим требованиям:
единства содержания и музыкальной формы;
соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;
доступности восприятия и исполнения детьми дошкольного возраста различных групп детского сада.

Единство содержания и формы музыкального произведения

Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки —значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.
Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музыкального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно — паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряженно-сдержанный характер запева («Притаился у границы пограничников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер припева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный образ, достигнута высокая художественность произведения, что является основным требованием при отборе произведений для детей.

Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности

Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар.
Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны — ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.
К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.
В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.
Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и беспокойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:

[Не спеша]

И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются слова «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:

Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особенность — яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:

[Четко]

Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.
Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, подвижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые санки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания - Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый из видов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию — учат освоению программных навыков.

Доступность репертуара для восприятия и исполнения

Последнее требование к произведениям, включенным в программу,— быть доступными для детского восприятия и исполнения.
Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности. Сравним две фортепианные пьесы плясового характера. Одна — русская народная мелодия «Ах, вы, сени» в обработке В. Герчик, подвижная, плясовая, с несложной гармонизацией. Другая — «Камаринская» П. Чайковского из «Детского альбома». Русская народная мелодия здесь также яркая и образная, но изложена композитором в вариационной форме. Каждая вариация имеет свой характер и динамику (вначале звучание тихое, оно постепенно нарастает и опять стихает).
Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно увидеть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интервальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и трудностью произнесения слов в тексте.
Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего развитию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.
Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хороводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведениями, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что "эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и используются с учетом конкретных условий работы с детьми.
Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это
в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.
Программный репертуар распределен в течение года по кварталам с учетом следующего:
подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;
разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью, современными запросами ребенка-дошкольника. Поэтому тематика песен, игр, хороводов должна отражать общественные события, праздники, сезонные явления и связанную с этим деятельность детей и т. д.

Музыкальная литература

Репертуар выполняет важную функцию музыкального воспитания дошкольников. Планомерно осуществляя задачи эстетического раз-
вития ребят, педагоги детских садов успешно используют музыкальную литературу, которую выпускают издательства нашей страны. Назовем некоторые из этих пособий: «Октябрь», «Наш Ленин», «Первомай», «Люблю маму» и др.; учебно-методическое пособие «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, в котором музыкальный материал соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Разнообразны тематические сборники о временах года, деятельности детей: «Всегда найдется дело», «Птичье новоселье» и др. Произведения для детей раннего возраста входят в серию «Мы любим музыку». Издаются детские оперы, музыкальные сказки, музыкальные игры и пляски, песни зарубежных авторов.
Большинство пособий и сборников составлены и составляются научными работниками, опытными методистами, ведущими музыкальными руководителями детских садов: Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Е. Н. Соковниной, Т. П. Ломовой, В. К. Колосовой, С. И. Бекиной, Е. Н. Квитницкой, Е. П. Новой и др.
Изданию музыкальной литературы для детей уделяют большое внимание творческие союзы композиторов и писателей, министерства просвещения, Академия педагогических наук.
Музыкальные произведения, которые призваны осуществлять задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответствовать педагогическим задачам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания.
2. Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.
3. В чем проявляется взаимосвязь музыкально-практических навыков и музыкально-образовательных сведений?
4. Перечислите основные художественно-педагогические требования к музыкальному репертуару.
5. Каковы особенности песенного репертуара в зависимости от возраста детей?
6. Назовите разнообразные формы организации детской музыкальной деятельности.
7. В чем сходство и различие музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка?
8 В чем специфика работы музыкального руководителя и воспитателя?
9. Проанализируйте последовательное усложнение задач музыкального воспитания (см. таблицу 1) и приведите конкретный пример.
10. Проведите полный музыкальный анализ знакомой детской песни.
11. Расскажите о структуре сборника «Музыка в детском саду».
12. Возьмите для примера песню или танец, указанные в программе, и раскройте их соответствие программным требованиям.
13. Расскажите о формах организации музыкальной деятельности детей, которые вы наблюдали в детском саду.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

Выездной спектакль - это оригинальная идея для детского праздника. При современном ритме жизни у родителей не всегда находится время, чтобы посетить с ребёнком театральное представление. Не беда! Ведь «Золотая рыбка» исполняет любые желания, и театр может приехать к вам домой, в детский сад или школу. Мы предлагаем представления для детей разных возрастов, выездные кукольные спектакли, театрализованные сказки. Наш репертуар составлен с тем расчётом, чтобы не просто повеселить маленьких зрителей, но и рассказать им нечто важное, научить чему-то, не заставив при этом скучать. Профессиональные актёры «Золотой рыбки» имеют стаж работы десять лет и больше, благодаря чему персонажи действия прекрасно поют и танцуют.

Однако наши выездные детские спектакли обязаны своей красочностью не только исполнителям, но и художникам: вы увидите это по прекрасным декорациям и роскошным костюмам. Кроме того, сюжет каждого представления разрабатывается режиссёром, поэтому для ваших детей будет разыграна небанальная и интересная история. Выездной спектакль поможет сделать незабываемым день рождения, Новый год, выпускной в детском саду и любой другой праздник.

Незабываемые впечатления для детской аудитории готов подарить театр «Золотая рыбка». Наши выездные спектакли - это уникальная возможность приобщить детей к искусству, порадовать встречей с любимыми персонажами и впечатлить настоящим шоу на сцене. Профессиональные актеры легко перевоплотятся в фокусников, волшебников, зверей, цирковых артистов, сказочных персонажей. Мы проведем обучающие уроки с участием всех зрителей, и поможем освоить правила дорожного движения и безопасного поведения.

Театр у вас дома или в школе

Сегодня не все родители могут часто водить малышей на представления цирка или спектакли. Театр «Золотая рыбка» разработал большую программу для детской аудитории и предлагает всем желающим выездные спектакли в Москве. Это прекрасный шанс совместить учебу и развлечение, а также объединить одноклассников или детей из одной группы детского сада.

Также у нас можно заказать:

  • для детей

Наш репертуар включает:

  • Представления для самой младшей аудитории. В программе - любимые стихи в исполнении перевоплотившихся актеров, надувные игрушки, мячи, зажигательные танцы и конкурсы.
  • Настоящие русские народные сказки с актерами в национальных костюмах, правдоподобными декорациями и музыкальным сопровождением.
  • Выездные спектакли для детей в фольклорном стиле. Это чудесная возможность самому поучаствовать в спектакле и стать одним из его героев, поволноваться и посмеяться вместе с другими зрителями.
  • Сказочные путешествия по мотивам сказок Андерсена с талантливыми актерами и финалом, в котором участвуют все гости и приглашенные. Сказка рассчитана на разную возрастную аудиторию и понравится даже самым маленьким детям.
  • Поучительные и добрые истории со знаменитыми героями русских сказок: бабой Ягой, русским богатырем, Кощеем, Василисой, Иваном-дураком. Настоящая «сказка-наоборот», в которой побеждает добро во всех проявлениях.
  • Детский выездной спектакль с элементами циркового представления. Участвуют несколько актеров, демонстрирующих чудеса на арене: фокусы, дрессированных животных, магию, акробатов и настоящее дымовое шоу с мыльными пузырями.
  • Обучающие уроки с аниматорами и приглашенными сотрудниками МЧС, пожарными, представителями дорожно-постовой службы.

В программе детских выездных спектаклей используются инновационные технологии дополненной реальности, звуковое сопровождение, световые эффекты и мыльное шоу.

Чтобы узнать точную стоимость выездного спектакля и узнать о возможных акциях и других условиях звоните ежедневно с 10-00 до 20-00.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.

Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.

Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.

Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.

Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.

Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100» - синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы - развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.

Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.

Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию .

Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.

Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Программа «Синтез » К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.

Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение - это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.

Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки" (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.

Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:

Для детей 3-4 лет . в первую очередь используется фольклор. П опевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.

Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».

Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;

Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.

Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.

Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.

Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».

Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.

Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.

Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.

Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.

Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».

Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;

Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.

Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.

Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.

Татьяна Шегердюкова
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников

Основным требованием к детскому репертуару , в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду является песня.

«Запоют дети – запоет народ» , - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.

Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. По результатам диагностики в большинстве случаев оказывается, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен . При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности : содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств : зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова, дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен .

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять : вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен . Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям , надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако последовательность эта, весьма, относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме :

1. Воспитательная ценность : основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст : общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия : характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение : художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни : одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар , включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника , доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар , педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по программе, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать репертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Первая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни , доступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников , созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учитывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию широкие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для воспроизведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обращая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее исполнить.

Вторая проблема – эстетическая ценность песен , исполняемых в детском саду. В связи со снижением общего культурного уровня нашего общества некоторые музыкальные руководители в угоду невзыскательному вкусу многих родителей заставляют детей исполнять песни взрослого репертуара , забывая о том, что эстрадные любовные песенки часто очень низкого качества в музыкальном плане и далеки от жизненного опыта детей по смыслу. Слова о любви и страсти из уст 6-летних детей звучат пошло и неуместно. Всему свое время. Дети повзрослеют, и тогда такие песни будут звучать естественно. А пока они маленькие, пусть поют детские песни.

Замечательными репертуарными сборниками являются выпуски, «Учите детей петь» , составители которых Т. М. Орлова и С. И. Бекина. В них для каждой песни разработаны методические рекомендации, представлены упражнения для развития слуха и голоса, даны примеры для певческой импровизации. Некоторые музыкальные руководители считают, что песни из них устарели. Безусловно, некоторые песни уже не соответствуют нашей действительности. Но насколько обеднеет духовный мир наших детей, если они не будут знать произведений, вошедших в золотой фонд детской песни, таких как «По малину» , «На мосточке» , «Бравые солдаты» А, Филиппенко, «Голубые санки» М. Иорданского, «Зима прошла» Н. Метлова и многих других.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Музыка для слушания и требования к ней.


Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, музыкальных руководителей, родителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей. В материале рекомендации по подбору музыки для слушания детьми дошкольного возраста и использованию в режимных моментах.

Музыка для слушания.

Традиционно принято считать, что ребенку-дошкольнику лучше давать слушать программную музыку. Она понятнее по содержанию, т.е. доступнее детям.
Подчеркнем, что именно музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.
Как же отбирается репертуар для слушания?
Многомерность - ведущий принцип искусства вообще и музыки особенно. Непостижимое количество вариантов интерпретации разными слушателями одного и того же музыкального образа, в том случае если музыка программная; огромнейшая палитра переживаний и образов в непрограммной музыке. Соединение несоединимых чувств в одном и том же музыкальном произведении...
Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности.
Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений - образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.
Доступность традиционно трактуется следующим образом:
содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;
музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;
музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;
подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.
При отборе музыкальных произведений стоит пользоваться рядом принципов.
1.Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход - разным детям предлагается разная музыка.
Избирательное отношение ребенка к музыке может проявляться по-разному - от предпочтения какого-либо конкретного инструмента до музыки определенного композитора..
2.Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка может допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.
3.Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. В том случае, если педагог и родители знают, чем живет ребенок, что его волнует и радует, музыка может стать источником обогащения его эмоционального и жизненного опыта. Ребенок получает возможность «прожить» в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания.
Кажется, что самый простой способ реализации данного принципа на практике - подбор произведений, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др.
Однако более глубокое понимание данного принципа позволит вам подобрать произведение, передающее нюансы детских переживаний.
4.Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых в музыке главное - зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.
5.Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой - многомерной природой музыки. Поскольку процесс восприятия музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична.
Какие же задачи можно решать, подбирая специальный музыкальный репертуар для слушания?
Эти задачи связаны:
с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;
с развитием психических процессов - мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;
с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.
Музыкальный репертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Ведь, как мы уже говорили выше, музыка - это и есть собственно эмоция. Какие же эмоции может испытывать ребенок, слушающий музыку?
Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В. Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как чувство жизни; эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные эмоции музыки.
Во-первых, процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Вот примерный перечень музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса.
Утренние часы приема детей
«Улыбка» (В. Шаинский - М. Пляцковский);
«Настоящий друг» (Б. Савельев - М. Пляцковский);
«Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков - Ю. Энтин);
«Голубой вагон» (В. Шаинский - Э. Успенский).
Утренняя зарядка
«Песенка про зарядку» (Г. Гладков - Г. Остер);
«В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский - Н. Носик);
«Вместе весело шагать» (В. Шаинский - М. Матусовский);
«Пластилиновая ворона» (В. Шаинский - Э. Успенский).
Одевание на прогулку
«Облака» (В. Шаинский - С. Козлов);
«Какой чудесный день» (А. Флярковский - Е. Карганова);
«Неприятность эту мы переживем» (Б. Савельев - А. Хаит);
«Непогода» (Н. Лев - М. Дунаевский).
Тихий час
«Колыбельная» (В. А. Моцарт);
«Колыбельная Умки» (А. Флярковский - С. Свириденко);
«Крошка Вилли-Винки» (М. Карминский - И. Токмакова);
«Колыбельная Светланы» (Т. Хренников - А. Гладков);
«Перепелка» (И. Черницкая - Н. Сушева).

Игровая деятельность
«Песенка Чебурашки» (В. Шаинский - Э. Успенский);
«Подарки» (В. Шаинский - М. Пляцковский);
«Буратино» (Е. Крылатов - Ю. Энтин);
«В мире много сказок» (В. Шаинский - Ю. Энтин).
Занятия:
по физическому воспитанию «Утренняя гимнастика» (В. Высоцкий);
по изобразительной деятельности «Шелковая кисточка» (Ю. Чичков - М. Пляцковский);
по экологическому воспитанию «Кто же такие птички?» (А. Журбин - Б. Заходер), «Одуванчики» (В. Герчик - Р. Горская), «Доброе лето» (В. Иванникова - Е. Авдиенко), «Лесной колокольчик» (В. Иванникова - И. Башмакова);
по развитию речи «Слова» (В. Шаинский - Р. Рождественский);
по трудовому воспитанию «Всем на свете нужен дом» (И. Ефремов - Р. Сеф), «Птичий дом» (Д. Кабалевский - О. Высотская), «На даче» (В. Витлин - А. Пассова);
музыкальные занятия «Песенка крокодила Гены» (В. Шаинский - А. Тимофеевский), «Мишка с куклой пляшут полечку» (М. Качурбина - Н. Найденова), «Новоселье» (Е. Тиличеева - В. Семернин).
Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребенка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.
Приведем пример соответствия музыки эмоциональному состоянию ребенка.
Радость
П. И. Чайковский. «Итальянская песенка»;
С. С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» (1 часть, отрывок);
Л. Бетховен. Симфония № 9 (4 часть, отрывок);
И. Штраус-отец. «Огонь молодости», галоп; Шампанский галоп;
Э. Штраус. «На всех парах», быстрая полька;
В. А. Моцарт. Симфония № 40 (1 часть, отрывок).
Печаль, грусть
А. Вивальди. Largo;
Л. Бетховен. «Лунная соната» (1 часть, отрывок);
К. Сен-Сане. «Лебедь» (отрывок);
И. Брамс. Симфония № 3 (3 часть);
A. Дворжак. Симфония № 9 (2 часть, отрывок);
Каччини. «Ave Maria»;
Ф. Шопен «Ноктюрн ми минор».
Тревога
П. И. Чайковский. «Болезнь куклы»;
П. И. Чайковский. Увертюра к опере «Пиковая дама» (отрывок);
B. А. Моцарт. «Реквием» (Купе);
Л. В. Бетховен. Симфония №5 (1 часть, отрывок).
Страх
М. П. Мусоргский. «Баба-Яга»;
П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик»;
О. Респиги. «Пинии Рима» (Пинии у катакомб).
Гнев
Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (отрывок);
П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик» («Мыши и мышиный король»);
А. Дворжак. Симфония № 9 (1 часть, отрывок).
В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.
В-четвертых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделен определенным эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми. Назовем хотя бы все известные циклы детских пьес:
«Детский альбом» П. Чайковского;
«Петя и волк» С. Прокофьева;
«Детская музыка» С. Прокофьева;
«Альбом для юношества» Р. Шумана.
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В-пятых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Для растущего человека предпочтительно отражение в музыке позитивных эмоций. Чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
Музыкальный репертуар для решения задач психического развития ребенка. Особенности музыкального искусства позволяют рассматривать репертуар в качестве фактора развития психических процессов, и в первую очередь, конечно, креативности, творческого воображения и мышления дошкольника.
Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации.
Вот примерный перечень произведений, слушание которых может оказать существенное влияние на музыкальное развитие ребенка.
1. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта» - стремительный Меркуцио, неторопливый патер Лоренцо;
2. В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» - кокетливые женщины;
3. М. Глинка. «Руслан и Людмила» - смешной, трусливый Фарлаф;
4. А. Бородин. «Князь Игорь» - плачущая Ярославна.
5. К. Сен-Санс. «Карнавал животных»;
6. П. Чайковский. «Шелкунчик»; С. Прокофьев. «Петя и волк».
7. О. Мессиан. «Каталог птиц», «Пробуждение птиц»;
8. Л. Бетховен. «Пасторальная» симфония;
9. Э. Григ. «Ноктюрн».
10. Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»;
11. Н. Сидельников. «Русские сказки»;
12. Ф. Куперен. «Бабочки»;
13. Р. Шуман. «Бабочки».
14. Н. Римский-Корсаков. «Садко», «Шехеразада»;
15. А. Вивальди. «Времена года»;
16. К. Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза;
17. К. Дебюсси. «Туманы», «Мертвые листья» «Вереск» (прелюдии из 2-й тетради);
18. О. Респиги. «Пинии Рима» («Пинии Аппиевой дороги»).
19. П. Чайковский. «Зимние грезы» (север);
20. П. Чайковский. «Воспоминания о Флоренции» (юг);
21. Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада» (восток);
22. Дворжак. Симфония № 9 («Из Нового Света») (запад).
23. Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже»;
24. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»;
25. А. Хачатурян. «Спартак»;
26. О. Респиги. «Пинии Рима» («Пинии на Яникуле»).
27. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» - пешком, ровным шагом;
28. А. Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» - пляски, танцы, веселый разгул;
29. К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;
30. Ф. Шуберт. «Лесной царь» - скачка на коне;
31. Р. Вагнер. «Валькирия» - полет;
32. А. Вивальди. «Времена года». Концерт № 4 («Зима») Allegro - катание на коньках.
33. М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»;
34. П. Чайковский. «Баба-яга»;
35. А. Лядов. «Кикимора»;
36. Э. Григ. «Шествие гномов»;
37. Э. Григ. Танец эльфов;
38. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»;
39. К. Дебюсси. «Феи - прелестные танцовщицы» (прелюдия из 2-й тетради);
40. А. Лядов. «Волшебное озеро».
Музыкальный репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора. Круг этих задач решается, как правило, на музыкальных занятиях. Педагог-музыкант помогает ребенку накопить опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах, интонационной специфике музыки разных композиторов. Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуются образовательными дошкольными программами. Это произведения:
небольшие по объему, время их звучания не должно превышать 5 - 8 мин, что связано с особенностями детского внимания (отвлекаемость, плохое сосредоточение) и недостаточностью развития произвольных процессов;
с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
разнообразные по стилям и жанрам;
программные и непрограммные.
Итак, репертуар определяет содержание работы с детьми по восприятию музыкальных произведений - это существенная часть работы, но еще не вся работа. Помимо содержания представляется важным познакомиться с технологиями организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

 
Статьи по теме:
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным