Где и когда появились первые театральные представления. Краткая история развития театра. Некоторые термины античного театра

Театр - это один из видов искусства. На сцене перед зрителями актеры разыгрывают разные по содержанию пьесы: трагедии, драмы, комедии.

Что такое Театр?

Лондонский театр «Глобус» был заново отстроен в 1614 г., после того как годом раньше пожар уничтожил прежнее здание. Зрители здесь располагались на галереях или стояли около сцены. Именно в «Глобусе» состоялись премьеры большинства шекспировских пьес.

Современный театр ведет свою историю со времен Древней Греции. Он собрал в себя музыку и танец, поэзию и прозу, живопись и дизайн.

Театр древности

В Древней Греции возникли жанры трагедии и комедии. В греческом театре происходящие на сцене события комментировал хор, в то время как актеры при помощи мимики изображали своих персонажей. Представление проходило под открытым небом. Зрители располагались на склонах холма, а актеры выступали на ровной площадке, именовавшейся «орхестра». С середины в. до н. э. начали возводиться театры с рядами каменных скамей, такие как театр. Римляне первыми стали использовать декорации, которые поднимались и опускались во время действия. Сцена возвышалась над оркестром, как и в современных театрах.

Возрождение театра в Европе

В период Средневековья театр в Европе практически прекратил свое существование. В XV в. Уильям Шекспир и некоторые другие драматурги возродили его. Все роли в спектаклях тогда исполняли мужчины и мальчики. Впервые актрисы появились в труппах бродячих итальянских актеров, разыгрывавших комедии цель арте - комические пьесы с участием постоянных персонажей-масок. В Японии особую популярность приобрели аристократический театр но и народный театр кабуки.

Портал и сцена

В XV в. английские театры представляли собой круглые деревянные строения с открытой сценой. В XV столетии появились авансцена (просцениум) и портал - арка, отделяющая сцену от зрительного зала. За ним ждали своего выхода актеры или находились рабочие сцены, которых зрители не должны были видеть. Наиболее значительный вклад в развитие европейского театра XV в. внес Дэвид (1717-1779) - актер, драматург и антрепренер, ставивший пьесы как своих современников, так и Шекспира.

Мюзик-холл, опера и балет

Начиная с XX в. все большую популярность стал приобретать мюзик-холл, где давали представления актеры, эстрадные певцы и комики, выступавшие перед шумной, бурно реагировавшей публикой. Опера и балет также начали свой триумфальный путь в XX в. К этому же периоду относится появление в театре электрического освещения, большого количества декораций, вращающейся сцены и впечатляющих спецэффектов с водой, дымом, светом и т. п. Постановка спектаклей сделалась настолько сложной, что в начале XX в. некоторые режиссеры стали призывать к простоте и отказались от роскошных декораций. В числе нововведений последнего времени можно отмстить открытую, выдающуюся в зал сцену с круглой сценой (вокруг которой располагается публика), а также театры под открытым небом.

Современный театр

Спектакль в современном театре создается трудом большой группы людей. Кроме актеров и режиссера, это еще и те, на ком лежит забота о технической стороне представления, - дизайнеры, декораторы, рабочие сцены, костюмеры, гримеры. Современные театры в своих постановках используют высококлассное электронное оборудование, осветительные и звуковые системы. Но живы и традиции. Построенный еще во времена Античности театр в продолжает ставить классические греческие трагедии, а восстановленный лондонский театр «Глобус» дает возможность современной публике увидеть пьесы Шекспира в том виде, как они разыгрывались при жизни автора.

«Метрополитен-Опера»

Нью-йоркский театр «Метрополитен-Опера» существует с 1833 г. В 1966 г. он переехал в новое здание в центре сценических искусств. В театре ставятся оперы и балеты. Его труппа насчитывает около 1000 человек.

Всё началось в первобытном обществе, когда человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, неурожай, пожары, болезни – всё приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было расположить к себе. Одним из верных способов достижения успеха была магия или волшебство. Оно состояло в том, что перед началом любого труда разыгрывалась сценка, изображающая успешное завершение этого процесса. Участники этих представлений использовали сложную пантомиму, сопровождая ее пением, музыкой и танцами. И в этих обрядовых действиях уже начали проявляться элементы современного театра… Photo-1L

В Древнем Египте уже в конце третьего тысячелетия до н.э. ежегодно при храмах устраивались театральные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе.

В Греции издавна были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ бога Диониса. Эти представления состояли из трех трагедий и трех комедий. Театры сооружались под открытым небом и были огромных размеров. Актёрами были только мужчины, которые играли и женские роли. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому маски, в которые облачались актёры, имели приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. В Греции были также популярны зрелища народного театра, которые назывались мимами. Мим – это небольшая сценка бытового или сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В них выступали не только мужчины, но и женщины, и в этих театральных постановках актёры выступали без масок.

Театр Древнего Рима – это зрелище, предназначенное в основном для развлечения публики. А актёров считали людьми самых низших сословий, но некоторые актеры достигли всеобщего уважения.

Театр Эпохи Возрождения, это спектакли были жизнерадостные, насыщенные острой сатирой и сочным юмором. Театральные зрелища устраивались на площадях, на деревянных подмостках, вокруг которых всегда была большая толпа народа. Театры начали сосредотачиваться в крупных промышленных и культурных городах. В тот же период происходит деление театра по видам. Опера, например, возникла на рубеже 16-17 века, балет с середины 18 века, оперетта с середины 19 века.

Особенностью драматургии этой эпохи театра было присутствие высокого героического начала, разделение понятий на добро и зло, свободного перехода от возвышенного к низменному, от трагического к комическому.

Эпоха Возрождения и дала толчок к дальнейшему развитию театра и приближению его к тому, который мы знаем сейчас.

Театр – это вид искусства, основанный на отражении сути вещей при помощи слова, музыки, движения, танца и мимики. Театральная постановка – это необязательно привычный нам спектакль на сцене. К театральному искусству относятся художественная самодеятельность, костюмированные шествия, карнавалы, кукольные и батлеечные представления, интерактивные постановки.

Оперный театр, Чикаго, штат Иллинойс, США

Великий гений У. Шекспир сказал: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры!». И оказался прав! Но, театр – это, прежде всего, зрелищная постановка, перевоплощение. Постановка, призванная развлекать, отвлекать и поучать.

Современный детский театр зародился в начале XX века, но его история началась раньше и была непроста.

Начало начал или откуда появился театр

Впервые о театральных представлениях упоминается в истории Древней Греции. Афинский театр V века до н. э. начался с ряженых шествий в честь религиозных праздников и предназначался для небольшой толпы зевак. Но уже тогда это было поучительное зрелище, цель которой – показать величие богов и трагедию святых.

Древний спектакль показывался только один раз! А автор не только писал пьесу, но и был ее участником. Это был тяжелый труд, а постановщики – талантливыми людьми.

Сцена в театральных античных постановках появилась чуть позже, когда представления стали собирать огромное количество народа. Сначала для зрителей были построены деревянные помосты, которые вмещали до 50 тысяч человек. В IV веке до н. э. был построен первый каменный театр.


Античный театр, Афины

Афинский государственный деятель Перикл поощрял заинтересованность малоимущих масс к театральным постановкам. Для этих целей каждому человеку выделялась субсидия для одноразового посещения театра под открытым небом.

В богатых, знатных домах небольшие семейные представления также стали приобретать популярность. В них участвовали все домочадцы: от малышей до взрослых. Такие домашние театры стали показателем высокого просвещения в семье и статуса среди верхушки знати.

Театр «шагает» по планете

С появлением бродячих театральных трупп – театральная «лихорадка» завоевывала территории. Среди простого народа особой популярностью стали пользоваться кукольные постановки, иногда представленные только одним актером. Появились любимые персонажи: например, Полишинель – во французских городах и провинциях, Пульчинелла – на итальянских карнавалах, Витязь Ласло – в венгерских городах, Петрушка – на русских ярмарках. Первые постановки не имели сценария, а действие развивалось в зависимости от обстоятельств, внимания и реакции зрителя.

С развитием кукольного театра религиозная тема стала отходить на второй план. Простые люди охотней шли на представления, где высмеивались власть имущие, а также людские слабости и пороки: лень, жадность, зависть, обжорство, прелюбодеяние. Появились спектакли для детей на основе народных сказок и преданий. На общественных представлениях – это были незатейливые мини-постановки, цель которых была рассмешить зрителя.


Постановки с использованием кукол

Так постепенно, наряду с драмой и трагедией появилось еще одно направление – комедийное. В богатых домах, вместе с незатейливой шуточной постановкой бродячие артисты показывали и серьезные спектакли по народным балладам и великим произведениям.

В России первые спектакли называли игрищами, а актерами были скоморохи. С точки зрения церкви – развлекательная деятельность скоморохов была постыдная и острая сатира не приветствовалась, но и не запрещалась. Первое упоминание о скоморохах датируется 1068 годом.

Первый детский театр в России

Сегодня детский театр – это театральная постановка для юных зрителей по мотивам народных сказок, старинных преданий и современных историй. Причем представления могут быть разными: от классических спектаклей до интерактивных игр. Но в далеком 1779 году все выглядело совершенно не так…

Свою задумку о детском театре гениальный ученый Андрей Тимофеевич Болотов лелеял давно, но осуществить мечту ему удалось только на свое 41-летие. Детский театр, в интерпретации А. Болотова, представлял собой постановку, где в роли артистов выступали юные жители Богородицкого дворца, в т. ч. и его сын – Павел Болотов.

Главной целью детского театра Болотова было обучение юных душ основным принципам морали, различию между: добром и злом, искренностью и фальшью, щедростью и жадностью, трудолюбием и ленью.

Для собственного детского театра А. Болотов сам написал многие пьесы, которые носили воспитательный и назидательный характер. И они не были детскими! Среди них наиболее известны: «Несчастные сироты», «Честохвал», «Награжденная добродетель». Болотов считал, что такие серьезные постановки помогут подготовить ребенка к взрослой жизни. И поэтому никаких поблажек для юных актеров! Дети не играли в постановках – это был труд, тяжелый ежедневный труд, наравне со взрослыми.

Представления первого детского театра в Богородицком дворце собирали аншлаг. На спектакли съезжались люди со всей округи и других городов.

Первый детский театр А. Болотова стал прототипом привычного нам театра: со сценой, зрительным залом, суфлерской будкой, поднимающимся занавесом. А. Т. Болотов был хорошим художником, поэтому все декорации он рисовал сам. Им же были изобретены двойные кулисы, позволяющие быстро сменять декорации.

Вскоре на основателя детского театра начались нападки. Главным обвинением было то, что дети совершенно забросили учебу и трудятся наравне со взрослыми. А. Т. Болотов вынужден был покинуть Богородицк, и с его отъездом театр перестал существовать.

Детский театр для детей

Творческие круги интеллигенции по всему миру обсуждали вопрос о создании театра для детей, но дальше споров и дебатов дело долго не продвигалось. Первый театр для детей был открыт в 1903 году в Нью-Йорке.

Этот опыт американцев переняли только спустя 15 лет и создали первый театр для детей в России при поддержке А. В. Луначарского. Первые репертуары были по мотивам русских народных сказок и классической литературы. В годы советской власти появились школьные и студенческие спектакли на актуальные темы, воспитывающие в молодом поколении дух патриотизма, пионерский героизм, комсомольское мышление.

Сегодня детский театр для детей претерпел многие изменения. Расширился репертуар, ушел в прошлое советский патриотизм, но главная идея А. Болотова сохранилась: через игру, сказку и приключения донести до детей понятия добра и зла, взаимопомощи и безразличия, щедрости и жадности, лени и трудолюбия.

Несмотря на развитие детских каналов на TV, дети с удовольствием приходят на театральные постановки. Если ты один раз побывал в детском театре, то его волшебную атмосферу не забудешь никогда!

Театр для самых маленьких

Все постановки делятся на возрастные категории, например, малыши легко высиживают спектакли малой формы, не более 1 часа. А если еще можно потрогать героя, помочь ему, а также поучаствовать в играх, то восторгу и вовсе нет предела. Да, существуют и такие театры, и называются они интерактивными театрами для детей.

Что же такого необычного несет интерактивный спектакль? Дети – это самые непосредственные, самые любопытные существа на нашей планете. Им мало наблюдать, а надо потрогать, поучаствовать, спеть и даже потанцевать. Но не будем заставлять детей, как А. Т. Болотов, трудиться день и ночь. А просто дадим им возможность очутиться в сказке, поучаствовать в незабываемых приключениях, поиграть в интерактивные игры, научиться быть в составе команды.

Интерактивный спектакль в Бэби театре

Интерактивный детский театр – это первый шаг ребенка на пути к искусству, культуре и просвещению!

С недавнего времени появился новый формат интерактивного детского театра – для самых маленьких. Все спектакли, рассчитанные на столь юный возраст, легки в восприятии, занимательны, кратки, а дополнительный бонус в виде мамы (папы, бабушки…) на заднем плане, недалеко от сцены, поможет малышу быстрее адаптироваться. Да, и еще несколько слов про сцену, кулисы и ровные ряды кресел… В интерактивном театре их нет! Малыш прямо с порога окунается в сказочный мир, где он может проявить себя или остаться просто наблюдателем.

В жизни древних греков театральному искусству отводилось первое место, как способу развлечься. Представления организовывались на государственном уровне, чтобы отдать дань богу Дионису во время праздников.

Структура спектаклей

Древнегреческие драматические спектакли отличались от современных. Они состояли из нескольких выступлений соперничавших поэтов, работавших в трагическом и комическом направлении. Каждый участник представлял на суд зрителей одну весёлую историю. При постановке обязательно применялся хор сатиров и три трагедии, объединённые сюжетной линией. Выступления заканчивались только на четвёртый день. Они длились с утра до позднего вечера. Начиналось действие трагическими постановками, следом шла сатировская драма. В завершение вечера ставилась комедия.

Музыкальное сопровождение

Хор предоставлялся государством, так как самостоятельно подготовить его было невозможно. С течением времени количественный состав выступающих менялся с 6 до 15 человек. А певцов обучали обеспеченные граждане. Человек, подготавливающий хор к театральным состязаниям, обеспечивший его костюмами, назывался хорегом. Наряду с актёрами, певцами, хореги освобождались от службы в армии на время, необходимое для подготовки и выступления.

Структура сцены

Древнегреческий театр состоял из нескольких частей, среди которых выделяют орхестру (место для выступающих артистов певцов), тэатрон (зрительный зал) и скену (своеобразный реквизит, необходимый для достижения пущей правдоподобности). Чтобы зрители лучше слышали слова актёров, применялись специальные сосуды, помогающие усилить произносимые звуки.

Отличительные черты

Древнегреческое сценическое искусство на 90% составляли мужчины. Кроме незамысловатого исполнения своих ролей, артисты демонстрировали вокальные способности, идеальную дикцию, гибкость, пластичность. Лица людей, выступающих на сцене, скрывались под масками. Их широкое применение связывают с почитанием Диониса, отсутствием женщин-актрис, громадными размерами арены. Маски могли быть трагическими или комическими, что в точности доносило до зрителя авторскую задумку.

Специальная одежда для участников представлений помогала изображать разнородных персонажей. Будучи длинной, пространной, она скрывала необходимые подушки или подкладки, применявшиеся для изменения естественных пропорций тела. Если представление заинтересовало зрителей, они бурно выражали положительные эмоции. Не менее оживлённо выражалось неодобрение. Часто подобную негативную реакцию провоцировали специально нанятые конкурентами люди.

Древнеримская арена

Зарождение театра в Древнем Риме связывают с пышными празднованиями сбора урожая, которые организовывались сначала как шутливые состязания малых хоров. Шутки, которыми они обменивались, подчас были колкими, содержали высмеивание пороков общества, особенно верхушки.

Зарождение театрального искусства

К ранним представлениям древнеримского театрального искусства относят ателланы, получившие название города юга современной Италии. Это были лёгкие постановки комедийного характера. Участие принимали многие молодые римляне.

Литературная драма пришла в древнеримский театр из Греции. Здесь подобные творения ставили на латинском языке.

Грек Ливий Андроник оказался на территории Рима как военнопленный. Грека назначили главным за постановку первого драматического представления. Как раз это дало толчок дальнейшему развитию театрального искусства. Оно не могло так же как в Греции, указывать на проблемы в жизни общества, поэтому усложнялись сюжетные линии, увеличивалась зрелищность греческих оригиналов. Несмотря на это, римлянам было сложно воспринимать традиционные драматические сюжеты.

Гладиаторские зрелища

Постановки шли во время государственных праздников. Они сопровождались цирковыми, гладиаторскими представлениями, которые оттягивали внимание на себя, будучи популярными у народа.

Для постановки пьес первоначально не отводилось места, был лишь жалкий помост с лестницей. Актёры становились профессиональнее, играли без масок. Зрелища устраивались по уговору управляющего древнеримского театра. Иными словами, попросту труппы актёров, с правящими кругами. Костюмы действующих лиц ничем не отличались от греческих. Только отдельные акценты, такие как высота платформы в обуви, размеры париков, создающих величественное впечатление.

Первый постоянный древнеримский театр построил Помпей. Зрители ютились на полукруглых скамьях, расположенных в несколько рядов. Имелись отдельные места для сенаторов. Крыша, затейливо украшенные фасады и занавес.

Истоки театрального искусства древней Индии

Древнее индийское театральное исуксство делилось на два направления – народное и литературное. Бытует несколько версий происхождения, наиболее популярная из которых приписывает этот факт императору Бхарате. Через него людям была передана пятая Веда, соединившая Слово, Действие, Лад. Более вероятной остаётся версия объединения весёлых постановок с традиционной мистерией, существовавшей во время крупных праздников.

По этому поводу организовывались сопутствующие соревнования силачей, программы фокусников, музыкантов, танцоров. Начиналась постановка с танцевальных номеров. Танцоры украшали выступление пантомимическими вступлениями, декламацией Вед. Постепенно танец сменялся выступлением артистов.

Социальная система

Сложная социальная система древней Индии располагала актёров на низшей ступени.

Они считались людьми неуважаемой касты, так как высмеивали в своих выступлениях богов. Несмотря на это обстоятельство, большинство из них были образованнейшими и достопочтенными людьми.

Спектакли ставились танцевальными. Свободно использовался язык жестов, уходящий корнями к специальным ритуалам служителей культов. Театр индийского танца заимствовал ключевые черты у старинных мистерий. Поэтому от артистов требовалась специальная пластика и умение пользоваться обильным арсеналом пантомимики.

Рост популярности

К окончанию второй половины первого тысячелетия до н. э. индийское театральное искусство обрело наивысшую популярность. Несмотря на совпадение времени исполнения пьес с главными религиозными праздниками, на первый план выдвигалась их развлекательная сущность, вытесняя ритуальную составляющую.

Актёрские коллективы становятся профессиональнее. Каждый участник обретает творческое амплуа. Половой состав трупп варьировался – известно о существовании об однополых и разнополых коллективов. Большинство из них кочевали. При встрече на совместной территории устраивали зрелищные состязания. Помимо денежного вознаграждения победители получали ряд почестей.

Арена индийского танца иногда располагалась в определённом здании – небольшом, но сравнительно высоком, способном вместить 300 человек. Длина представлений варьировалась от двух-трёх часов до пары суток.

Театры теней

Индийский театр теней чаще изображал сценки из легендарных и почитаемых мифов Рамаяны и Махабхараты. Зрители знали истории действующих лиц, поэтому могли самостоятельно домыслить недостающие элементы. Действие происходило за прозрачным экраном большого размера, где размещались актёры и куклы-марионетки. Для пущей реалистичности, куклы разрезались на части, и тогда можно было легко имитировать даже сложные движения. Изготавливались они из картона, кожи или папье-маше.

В индийских верованиях богу Шиве отводилась роль покровителя кукол, поэтому недалеко от его храма ставились пьесы. Согласно легенде, индийский театр теней возник в результате того, что в магазинчик мастера-кукольника, вырезавшего фигурки из дерева, однажды заглянул сам Шива с женой Парвати.

Её настолько поразило мастерство ремесленника, что вскоре по её просьбе Шива разрешил оживить игрушки, чтобы они могли самостоятельно танцевать. Вскоре после ухода божественной четы это волшебство перестало действовать, однако мастер восстановил чудесный дар, управляя персонажами при помощи нитей. Это и дало начало индийскому театру теней, интерес к которому в настоящее время угасает из-за развития современных технологий.

Начало театральной жизни древнего Китая

Китайский театр зародился к началу XII века. Первоначально это были зрелища на площадях, приуроченные к религиозным празднествам. Основу выступлений составляли цирковые элементы, необычные танцы с фигурами зверей, акробатические номера, фехтование.

Постепенно появляются своеобразные амплуа, которые использовались в каждой пьесе, обрастая новыми чертами характера, подробностями жизнеописания. Популярнейшими были цань-цзюнь и цаньгу. Артисты китайских театров уже не самоучки – а обучаемые при специальных школах, действовавших при дворе императора. Свободно используются яркие костюмы, украшенные традиционными росписями и многочисленный реквизит.

Первая афиша

Пьесы ставятся в балаганах – площадках под навесом, оборудованных местами для зрителей. Или на выступающих площадках, смежных с центральными храмами. Отсюда идёт понятие афиши – специального листка с перечислением задействованных актёров и персонажей, исполняемых ими. Жанры китайского театра расширяются и усложняются. Они описывают подробности важных событий в жизни государства и отдельных людей, давая зрителям примеры для подражания.

Музыкальное сопровождение театральных постановок трансформировалось из народных мелодий. Спектакли были чертовски красочными, содержали элементы танцев, цирковых номеров. Трактовку некоторых действий давали сами артисты или же драматурги. Большинство ролей исполнялось женщинами, в том числе и мужские. Актёрская труппа включала в себя членов одной семьи, сторонние люди были редкостью.

Кукольные спектакли

Традиционные китайские подмостки развивались параллельно с не менее популярным кукольным театром. Он жил в массе разновидностей. На сегодняшний день сведения о них утеряны, поэтому изучение представляет некоторые трудности.

Популярность этого вида искусства связывают с обычаями укладывать в могилу специальные фигурки, призванные помогать усопшему в загробном мире. Сценки с участием таких персонажей разыгрывались во время похорон, постепенно переходя в атрибут повседневной жизни. Сохранились сведения о чудесном многоярусном образце кукольного театра, персонажи которого двигались при помощи воды.

Китайский театр кукол развивался во многих направлениях. Стоит выделить представления с плоскими бумажными фигурками, в которых участвовали актёры и управляемые ими персонажи. Пороховые, плавающие сцены и другие, о которых сохранились лишь отрывочные сведения.

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность к тотемическим пляскам, к ритуальному копированию повадок животных, к исполнению обрядов с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.

В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь событием самой жизни. Это придавало античному театру естественность и живость.

В Средние века театр развивается в формах, восходящих к литургической драме, исполнявшейся как часть церковной службы. В XIII-XIV вв. возникают обособленные от службы жанры -- мистерия, миракль, в эти церковные постановки проникают народные мотивы и представления. Народные формы театра осуществляются и через самодеятельное творчество, и как уличные спектакли бродячих актеров. В XV в. возникает наиболее демократический жанр средневекового театра -- фарс, остроумно воспроизводивший быт и нравы современников.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность, становится средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).

Театр классицизма (XVII в.) -- актуальное искусство своей эпохи, построенное на базе нормативной эстетики (Буало) и рационалистической философии (Декарт). В его основе -- великая трагедийная (Расин, Корнель) и великая комедийная (Мольер) драматургия, утверждающая идеальных героев, высмеивающая пороки. Актеры воплощают общечеловеческие черты персонажей, пренебрегая их конкретно-историческими и национальными особенностями. Театр классицизма -- в центре художественных интересов двора, и потребностей публики.

В XVIII в. в театр проникают просветительские идеи (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего сословия против феодализма. Актеры стремятся выразить социальное положение персонажа.

В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей.

В 30-х годах XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм. Это направление развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным и демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: «бульварные» (Париж), «малые» (Нью-Йорк), театры предместий (Вена).

Русское сценическое искусство XIX в. -- театр реализма, острой социальной проблематики, критического отношения к действительности, доходящего до ее сатирического изобличения, типизации жизни, психологического анализа личности.

В первой трети ХХ века в театре произошла Великая реформа: в театр пришел режиссер. Это завоевание ХХ в. Режиссеры К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства. В новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и организует весь его ход.

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...