Приемы кукла вождения пальчикового театра. Курсовая работа (теория): Кукольный театр. Из чего и как делаются головы театральных кукол

Организация театрализованной деятельности (кукольный театр)

Театрализованная деятельность все шире используется как средство обучения и развития детей дошкольного возраста. Воспитатель разыгрывает небольшие пьесы и этюды в разных видах кукольного театра, формируя у детей интерес к выполнению бытовой деятельности, поясняя смысл нравственных норм (использования этикетных слов, способов разрешения конфликтных ситуаций и т.п.), приобщая детей к произведениям художественной литературы, формируя интерес к театру, наконец, формируя у детей элементарные исполнительские умения для использования их в театрализованных играх и театрализованной деятельности. Для решения перечисленных задач необходимо, чтобы кукольное представление было ярким запоминающимся зрелищем, чтобы куклы оживали в руках педагога. Однако в учебных планах педагогических колледжей не имеется учебных дисциплин, в процессе освоения которых студенты получили бы навыки кукловождения. Данная статья поможет всем желающим понять, как можно водить кукол, чтобы их «действия» быть похожими на живые движения персонажей.

Сразу оговоримся, что в статье рассматриваются способы вождения кукол в самом распространенном и одном из самых трудных для вождения видов театра – театра Петрушки, или перчаточных кукол. Театр Петрушки – один из древнейших кукольных театров, названный по имени своего главного персонажа. Еще в средние века скоморохи-кукольники давали представления, в которых Петрушка высмеивал людские пороки. Эти спектакли зачастую были сатирой на власть предержащих; чтобы не подвергаться преследованиям, кукольники говорили через пищик – приспособление, до неузнаваемости изменяющее голос человека. Свое второе название этот вид кукольного театра получил потому, что кукла подобно перчатке облегает руку актера-кукольника.

Существует две разновидности кукол – куклы на гапите и без гапита. Гапитом называется палочка – трость, которой управляется голова перчаточной куклы; конечности куклы водятся пальцами актера-кукольника. Гапит может быть простым, осуществляющим только повороты головы вправо – влево (см. Рис. 1) или сложным, механическим (см. Рис. 2). Во втором случае голова не только поворачивается в разные стороны, но и наклоняется. Конечно, такая кукла более выразительна в движениях, но и гораздо более трудна в управлении.



Рис. 1. Кукла на простом гапите Рис. 2. Кукла на сложном гапите

В дошкольных учреждениях чаще всего используются куклы без гапита. В этом случае они представляют из себя «трехпалую» перчатку: средний «палец» водит голову куклы, а боковые – руки (лапы). Положение пальцев в перчатке может быть различным. В некоторых случаях перчатка может быть и «пятипалой» - если по ходу действия кукла должна действовать ногами. Ее «ноги» водят пальцы второй руки актёра-кукольника (см. Рис. 3).



Рис. 3. Положение руки в перчаточной кукле без гапита

Выходя с куклой на ширму, нужно держать ее всегда на одном и том же уровне – «чувствовать пол». Кукла должна возвышаться над ширмой на ¾ своего «роста» . У верховых кукол ног не видно, часто их не делают совсем, но у зрителей должно создаваться впечатление, что куклы ходят по полу или по земле, а кукловод должен постоянно ощущать воображаемый уровень пола , не позволяя кукле ни «нырять под землю», ни «плыть по воздуху» (см. Рис. 4).


Рис. 4. Положение перчаточной куклы на ширме

Техника вождения перчаточных кукол в кукольном театре

Законы сценического действия остаются в театре кукол такими же, как и в драматическом театре. Развитие действия кукольного персонажа осуществляется как выполнение ряда сценических задач, определяющих собой содержание кусков роли . Все вместе они составляют то, что можно назвать рисунком роли .

Действия кукольного персонажа протекают в предлагаемых обстоятельствах спектакля и каждой отдельной сцены, поэтому все его поведение обусловлено этими обстоятельствами . Кукольный персонаж в каждой сцене в действии и в слове:

    выражает свое отношение к происходящему,

    вступает в общение со своими партнерами,

    оказывает на них воздействие своими словами и поступками и

    сам воспринимает их действия и слова.

Образ поведения кукольного персонажа должен быть всегда оправдан внутренним содержанием картины . Выразительность действий куклы зависит от того, насколько интересно и правильно по существу содержания сцены найдены пластические действия и приспособления, благодаря которым ее действия как персонажа становятся наиболее отчетливыми.

Все, что делает кукла на сцене, определяется вопросами:

    что происходит ? (в спектакле, в отдельной картине);

    что делает данный персонаж ;

    как делает (по сюжету и технически).

Таким образом, сценическое действие в театре кукол является показом действий персонажа – куклы во всех обстоятельствах спектакля . Этот показ определяется:

Работа исполнителя с куклой начинается со всестороннего ознакомления с ней. Если исполнитель не сам сделал свою куклу, то прежде всего он знакомится с ее:

    техническим устройством,

    способом управления,

    пробует, насколько удобно пригнаны патронки, трости, нити и т.п. .

Приступая к работе с новой куклой, исполнитель проделывает с ней ряд движений, вкладывая в них конкретные задания (как близкие к его роли, так и выходящие за ее пределы). В этот период он может свободно импровизировать с ней различные движения.

Один из основных секретов кукловождения состоит в том, чтобы соразмерять движения куклы с ее масштабом . Соразмеряясь с масштабом собственного тела, дети часто делают ошибку, заставляя куклу двигаться размашисто и резко. Тем самым актер обкрадывает куклу. Движения куклы должны быть четко расчлененными, мелкими и очень точными: чуть кукла склонила голову – она уже загрустила, чуть двинулась вперед – это уже целый шаг .

Как конкретно передаются движения куклы? Какие физические действия пальцев и кисти руки актера-кукловода определяют пластические действия куклы ?

Куклу водят на ведущей руке «от себя» . Так кукле легче ходить, актеру проще следить за своей куклой и за куклой партнера.

Вождение куклы без гапита . Указательный палец водит голову куклы, средний и большой – руки/лапы, безымянный и мизинец поджимаются к ладони и образуют объем туловища куклы.

Если кукла не совершает действия, она должна находиться в нейтральной позе. Руки куклы должны быть как будто сложены на животе – это исходная поза для перчаточной куклы. «Спокойное» положение рук куклы достигается за счет того, что большой палец кукловода прижимается к ладони, сверху прикрывается средним пальцем (он располагается параллельно с безымянным и мизинцем).

Чтобы поднять «руки» вверх, надо максимально приблизить пальцы - «руки» к указательному пальцу - «шее». Чтобы развести «руки», надо максимально растопырить большой и средний пальцы в стороны. Чтобы кукла потерла «руку» об «руку» - соединить подушечки большого и среднего пальцев и потереть их друг о друга. Чтобы «обнять» другого персонажа, пальцы сначала разводятся в стороны, затем обхватывают туловище другой куклы: большой палец над большим пальцем партнера, средний – под средним пальцем партнера, образуя своеобразный «замок». Чтобы погладить другого персонажа, гладящие действия производятся средним или большим пальцем сверху вниз.

Чтобы слегка наклонить голову куклы, необходимо согнуть указательный палец в первой фаланге. Чтобы изобразить отрицательное покачивание головы куклы («нет-нет»), надо двигать указательный палец вправо – влево. При этом можно «обхватить голову руками» - чуть согнуть указательный палец – «шею», взяться большим и средним пальцами за боковые части головы куклы.

Чтобы изобразить «грудной» поклон, надо согнуть указательный палец во второй фаланге. Для изображения «поясного» поклона куклы, наклона за каким-либо предметом надо согнуть кисть руки. Глубина сгиба определяет глубину наклона.

Перчаточная кукла без гапита не имеет функции поворота головы, поэтому поворот осуществляется всем корпусом куклы – всей кистью руки. Для усиления этого движения можно слегка наклонить голову куклы – согнуть указательный палец в первой фаланге.

Вождение куклы с гапитом . Если кукла имеет гапит (палку, на которую насажена голова куклы), то руки/лапы куклы водятся большим и указательным пальцем, а голова за гапит управляется другой рукой.

Для поворота головы куклы надо очень аккуратно поворачивать гапит, поскольку при размашистом движении кукла способна «посмотреть» себе за спину, как сова, что является ошибкой вождения.

Чтобы изобразить отрицательное покачивание головы куклы, надо слегка прокрутить гапит куклы вправо – влево («нет-нет»); при этом можно развести руки куклы в стороны (отогнуть указательный и большой пальцы по сторонам).

Гапитная кукла способна «пожать плечами» (большой и указательный палец соединяются «в кольцо» и вся кисть руки чуть приподнимается вверх), но имеет сложную технологию посадки и наклона.

Овладение пластическими действиями (движениями) куклы основывается на следующих принципах :

    Сложные пластические действия должны быть разобраны и в них найдены составляющие их последовательные движения . Элементы сложных движений не всегда бывают отчетливо заметны. Чтобы определить их, необходимо проделать все эти движения самому или посмотреть, как их делает товарищ, и выбрать то, что будет выразительно и красиво в движениях куклы.

    Пластические действия должны основываться на координации движений определенной куклы подобно тому, как координируются движения человека . Руководитель должен показать детям механику движений человека (движение руки вперед отклоняет корпус назад; закрывание лица рукою заставляет наклонить голову и т.п.). несмотря на то, что кукла не воспроизводит анатомическое строение человека, использование некоторых законов координации делает ее движения в высшей степени убедительными. Необходимо «просматривать» все части куклы от «головы» до «ног».

    Наряду с сильными и крупными жестами и движениями большую роль играют еле уловимые «полудвижения» , которые сообщают кукле особую выразительность и убедительность. Это может быть еле заметный поворот головы, еле уловимые подрагивания «плечами» при плаче и подобные движения.

    Куклу надо держать на руке прямо, наклоны корпуса вперед, назад, вбок осуществляются сгибом в запястье руки кукловода. Соблюдение этого правила сообщает движениям куклы четкость и чистоту.

Соблюдение данных правил дает возможность исполнителю строй пластических действий куклы и освоить различные способы ее вождения.

Способ вождения куклы, изображающий походку . Кукла поворачивается боком к зрителю. Актер должен идти, но медленно, так, чтобы на каждый его шаг кукла успевала сделать несколько шагов. Шаг куклы – движение корпуса вверх и вниз . Нельзя делать отдельных и резких движений, лишь чуть-чуть приподнимать и опускать руку. Для придания походке характерности опуская и поднимая руку и одновременно ведя ее вперед, необходимо слегка покачивать кистью руки в суставе – получится походка «вразвалочку» . Чем крупнее персонаж (и соответственно кукла), тем больше интервал в движениях руки: «медведь» идет раскачиваясь (рука не только приподнимается вверх-вниз, но еще и поворачивается вправо-влево), с большей амплитудой, чем "волк", а тот – амплитуднее, чем «заяц» и т.д. Если кукла гапитная, повороты кисти руки заменяются на легкие повороты головы. Можно найти другие особенности походки – вприпрыжку, прихрамывая и т.д., однако при этом всегда должна оставаться основная схема кукольной «походки» и ее соразмерность с масштабом куклы .

Способ вождения куклы, изображающий посадку . Технология посадки кукол без гапита и гапитных имеет определенную разницу.

Кукла поворачивается к зрителю боком. Голова куклы без гапита опускается немного вниз (указательный палец слегка сгибается) при сохранении прежнего уровня куклы на ширме. Далее совершается движение кистью руки назад и вниз с одновременным подъемом головы (выпрямлением указательного пальца). Чуть подчеркнутым движением фиксируется момент, когда кукла «села». Гапитная кукла , садясь, «действует» следующим образом. Кукла, не меняя уровня пола, наклоняется примерно на 45 градусов, «руки» куклы чуть вытягиваются вперед, ладонь актера плотно прижата к гапиту. Затем совершается движение кистью руки назад, кисть актера чуть опускается вниз (при этом запястье идет вверх) – кукла «приподнимает попу»; затем кисть и запястье выпрямляются (гапит снова прижимается к ладони) и вся кукла опускается вниз – садится.

Перед тем, как сесть, кукла должна «посмотреть» на то место, куда садится (обернуться назад, чуть наклонить голову, снова повернуться вперед). Это будет та деталь, которая придает кукле не только внешнее, но и внутреннее сходство с человеком, создает впечатление, что кукла «подумала», прежде чем «сесть».

Укладывание куклы . Сначала кукла «садится», затем поворачивается к зрителю лицом и ложится (кисть руки наклоняется и укладывается на грядку ширмы). Уже лежа, кукла может «повозиться» - слегка пошевелить головой, «потереть руку об руку», «потереть глаза» (согнуть указательный палец – «шею», приблизить «голову» куклы к ее «рукам», потереть лицо куклы пальцами – «руками»; если кукла гапитная, то гапит оттягивается вниз, давая возможность «рукам» дотянуться до «головы»). Если кукле надо укрыться одеялом, то, «сев», кукла «берет руками» край одеяла и ложится. Одеяло автоматически должно укрыть ее.

Подъем куклы . Действия совершаются в обратном порядке по сравнению с «посадкой» или «укладыванием» куклы, но оглядываться на место посадки уже необязательно.

Если кукла должна взять в руки какой-нибудь предмет или ударить, необходимо помнить, что ее движения зависят от ее размера и размера предмета, с которым она имеет дело.

Подъем куклой предмета. Для куклы даже спичечный коробок – целый ящик. Молниеносно схватить такой крупный предмет ей нелегко, она должна брать его медленно. Действия куклы без гапита . Держа куклу на нужном уровне, необходимо согнуть кисть руки (поясной поклон – кукла нагнется к грядке), вытянуть «руки» к предмету (разогнуть и вытянуть в нужном направлении пальцы), затем «взять» предмет (обхватить его средним и большим пальцами), прижать его к животу куклы – ладони, и медленно разогнуть кисть – выпрямить «спину» куклы, совсем едва оставив сгиб (если предмет тяжелый). Если предмет большой, надо обязательно сделать паузу – «передохнуть», кукла даже может «вздохнуть». Если предмет продолговатый, кукла может «закинуть его на плечо» (для этого при захвате предмета его надо дополнительно зажать между средним (или большим) и указательным пальцами – «рукой» и «шеей»). В этом случае «свободной рукой» кукла даже может смахнуть пот со лба. При передвижении с предметом кукла должна идти медленнее обычного – она несет тяжесть. Если предметом надо действовать, он зажимается между подушечками большого и среднего пальцев; действие передается обобщенно, но по возможности с вычленением фаз движений (замах – предмет поднимается пальцами – руками вверх, кукла отклоняется назад, кисть при этом прогибается в тыльную сторону; опускание – движение пальцев-рук усиливается опусканием всей кисти, кукла наклоняется вперед; пауза – фиксация предмета в нужной точке). Если надо совершить движения предметом вправо-влево, надо поворачивать всю кисть руки – туловище куклы. Опуская предмет, надо действовать в обратном порядке.

Действия куклы с гапитом. Держа куклу на нужном уровне, необходимо наклонить ее к грядке, вытянуть «руки» к предмету (разогнуть и вытянуть в нужном направлении пальцы), кисть актера, водящая руки, чуть опускается вниз (при этом запястье идет вверх) – кукла «приподнимает попу», затем «взять» предмет (обхватить его средним и большим пальцами), прижать его к животу куклы, и начать выпрямляться (кисть и запястье выпрямляются, гапит снова прижимается к ладони). Если надо совершить движения предметом вправо-влево, надо поворачивать всю кисть, водящую «руки» куклы, не поворачивая гапит и сохраняя неизменным положение головы. Опуская предмет, надо действовать в обратном порядке.

Связь между внешним образом персонажа и образом его мыслей помогает установить речь персонажа . Как органично соединить речь с персонажем, если рот у него по большей части не открывается?

Движения куклы в связи со словом основываются на следующих принципах :

    Молчащая кукла остается неподвижной, говорящая кукла должна двигаться (это правило относится главным образом к тем случаям, когда на ширме две или более кукол и между ними идет общий разговор). Движения ее могут быть весьма различными. Подобно тому как слово имеет свой смысл и интонацию, так и движения говорящей куклы имеют свои оттенки. Если слово, сказанное за ширмой, не подтверждено движениями куклы, то оно может оказаться для зрителя не связанным с данным персонажем. Бывают случаи, когда и молчащая кукла должна двигаться – она молча может делать все, что полагается ей по роли. А может оставаться совершенно неподвижной, замереть, говоря какую-нибудь фразу, и обозначать речь лишь минимальными кивками головы. Все зависит от обстоятельств действия или задачи мизансцены.

    Движения говорящей куклы отражают либо непосредственно то, что она говорит, либо ту мысль, а, следовательно, и то отношение, которое кроется в произносимом тексте .

    Иллюзия передачи голоса куклы осуществляется при помощи синхронности движения куклы и голоса актера . Речь и движение, связанные общим смыслом, могут дополнять, но не дублировать друг друга: пластические действия могут предшествовать слову, и, подготовив его, выражаться в нем. Также и слово может быть началом и причиной последующего движения. Здесь они связаны смыслом и временной последовательностью, хоть и не совпадают во времени, не накладываются друг на друга. Совпадение ритма речи с ритмом движения может обеспечить синхронизацию и иллюзию оживления, даже если это движение – бытовое, не несущее образного начала.

    Ритм речи и сила слова отражаются в ритме и силе движения .

    Все поведение куклы: ее движения, жесты и слова должны быть обращены к вполне определенному объекту – предмету или персонажу . Зритель должен видеть, куда направлено внимание куклы, к чему относится ее действие, с кем она говорит. Игра куклы, которая говорит, не обращаясь к партнеру, перестает быть убедительной. Взгляд куклы определяется положением свей головы, и его направление зритель прослеживает по направлению носа как наиболее выступающей части головы куклы .

    Если кукла на ширме одна и произносит монолог, не обращенный к предмету, то она должна обращаться со своими словами к зрителям . Так, например, «подметая пол» и рассуждая о том, для чего она это «делает», кукла перемещается по грядке ширмы боком к зрителю, действуя метлой; дойдя до середины грядки останавливается, и «говорит» текст, повернувшись лицом к зрителям (при этом может кивать головой, смотреть в разные края зрительного зала и т.п.), а потом возобновляет движение.

    Голос актера должен «сливаться» с куклой . Для этого выбираются ведущие характеристики образа и для них подбираются интонации, тембр и ритм речи. У каждого персонажа эти характеристики не должны совпадать с другими персонажами.



Необходимо помнить: движения куклы и ее речь определяются прежде всего характером персонажа, его внешними особенностями и внутренним наполнением роли. Поэтому перед работой с куклой необходимо составить «банк интонаций», определяющий диапазон высоты голосов персонажей в спектакле (кто из персонажей говорит выше всех, кто – ниже всех, кто занимает промежуточные позиции; чья речь должна быть громче, чья тише; как выразить интонацией радость, печаль, страх, удивление и т.п.). Такой «банк» не должен становиться раз и навсегда застывшим для какого-либо персонажа: в разных произведениях волк может быть жестоким, добрым и глуповатым, или очень злым. Всякий раз интонация персонажа будет меняться. В то же время для начинающего кукловода «банк» послужит инструментом поиска средств речевой выразительности, поможет создать интересный спектакль.

Детей

Детская школа искусств п. Остроленский

Методическая разработка на тему:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КУКЛОЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Работа преподавателя ДШИ

п. Остроленский:

п. Остроленский

1. Вступительная часть……………………………………….3стр.

2. Основная часть……………………………………………..4стр.

2.1. Глава 1. Происхождение перчаточной куклы………… 4стр.

2.2. Глава 2. Развитие гибкости рук…………………………..6стр.

2.3. Глава 3. Освоение навыков в работе с куклой………......8стр.

3. Заключительная часть…………………………………….12стр.

4. Список используемой литературы……………………….13стр.

Введение.

Кукольный театр – тот вид искусства, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни. И знакомство во многом определяет отношение детей к театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, запоминающимся. Причем, эти впечатления касаются не только зрителей, но и самих актеров. Получить же удовольствие от своей игры может лишь тот ребенок, который свободен на сцене, имеет багаж навыков и умений. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив , - это умение действовать куклой, а рука оживает лишь в гибких, послушных руках.

Цель исследования – сочетание общего развития образного мышления детей со специальным, связанным с реализацией образа, перенесенного в куклу.

Задачи:

Вызвать интерес у детей к кукольному театру, проводя уроки в форме игры.

Умение связывать духовный мир человека с художественным образом

Развитие пластичности и выразительности рук актеров.

Практическая значимость – разработка может быть использована как материал для работы на теоретических и практических занятиях по предмету кукольный театр.

Структура работы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы.

Основная часть.

Глава 1. Происхождение перчаточной куклы.

«Театром Петрушки» называется театр, куклы которого одеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы назывались бураттини, теперь они носят имя пупацци.

Герой по прозванию Буратино появился на сцене во Флоренции в 1580 году, к этому времени и можно отнести рождение театра Петрушки. Комическая фигура, явившаяся прототипом Петрушки, имелась уже в кукольном древнеиндийском театре, где она называлась Вадушака, а в арабском театре – Карагез. Во Франции в 18 веке объявился Гиньоль. Его так полюбили ткачи в городе Лионе , что поставили ему памятник, одев в костюм ткача. А в Англии уже с 1688 года живет парочка обладателей очень больших носов – Понч и его сварливая жена Джуди.

В России этот персонаж получил имя Петрушка.

Полное имя – Петр Иванович Уксусов. Он, как и его заграничные братья, имел огромный нос, красный колпачок с бубенчиком и был большой скандалист и забияка. Совал свой нос, куда не следует, лихо колотил своей дубинкой и правого, и виноватого. Народный герой, да и только! В честь Петрушки всех кукол данного типа стали называть петрушками, хотя они изображали на только людей, но и зверей.

Во всем мире с давних пор установились целые «действа», которым в старину придавали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела – это символизирует приход весны. У каждого народа были свои обряды, свои игры.

До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество. Православие,

истребляя в людях веру в старых богов, запретило всякие скоморошьи потехи во избежание «святотатства». А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом.

И только в 17 веке при гуманном правлении царя Алексея Михайловича Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с петрушкой, и медведя водить, и даже «пиесы» играть.

А вот при слабом царе Федоре Алексеевиче усилилась власть церковная – и опять начались гонения на скоморохов, и был наложен запрет на театральные зрелища.

Но никакие гонения, страшные указы о «битье батогами» за участие в балаганных игрищах не могли истребить в народе любовь к театральным зрелищам. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпачок и орудует дубинкой.

Петрушка долгое время просто путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрел свой дом в городе на Неве. Именно тогда был впервые организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

Глава 2. Развитие гибкости рук.

Развитие пластичности и выразительности рук – одна из важных задач руководителя любого театрального, а тем более детского кукольного коллектива. Руки наших детей, как правило, привыкли выполнять довольно однообразную работу: держать ручку, нажимать клавиши компьютера… Когда ребенок попадает на занятия в кукольную студию, то с удивлением узнает, насколько не слушаются его собственные руки. Не слушаются руки – не оживет кукла, не оживает кукла – не получается интересный спектакль.

Гимнастике рук обязательно должно уделяться время в ходе занятий кукольным мастерством. Первоначально упражнения выполняются в учебном полукруге без учета высоты ширмы. Затем, по мере их освоения, руки поднимаются выше, тренируется их выносливость.

Все упражнения разминки необходимо выполнять обеими руками. Равномерно развитые руки – непременное условие работы с любым типом кукол. Это качество необходимо для вынужденного отдыха уставшей руки во время репетиции или спектакля, для выхода куклы с любой стороны ширмы, для выполнения любой мизансцены. Во время разминки приходится внимательно следить за снятием излишних напряжений мышц не только рук, но и всего тела. После выполнения ряда трудных упражнений делать упражнения на расслабление.

При проведении разминки с детьми необходимо достигать атмосферы радостного творчества, интереса к проделываемым упражнениям. Конечно, при первоначальном освоении упражнений нужно контролировать каждого ребенка, точно разбирать порядок движений, это лучше делать без музыки. Когда упражнение усвоено, то музыка только помогает его выполнению. Можно выстроить порядок разминки таким образом, чтобы он напоминал некий танец рук, и исполнять его не только всей группой в учебном кругу, но и по группам руками над ширмой, определить лучших «танцоров». А может быть, из этого родится концертный номер? Когда дети почувствуют себя

хозяевами своих рук, можно доверить им создание новых упражнений, проведение собственной разминки в группе.

· гимнастика пальцев рук.

«ЦИРКУЛЬ». Описать по очереди круг разными пальцами в разных плоскостях.

«БУКВА Г». Выпрямить пальцы. Попеременно сгибать и разгибать две первые фаланги пальцев.

«ВЕЕР». Развести прямые пальцы и последовательно, начиная с мизинцев, сгибать пальцы в кулак и разгибать их. То же, начиная с больших пальцев.

«ПРУЖИНКА». Прижать пальцы друг к другу, чтобы ладони не соприкасались. Делать пружинящие движения пальцами, не отрывая их друг от друга.

«ГРЕБЕНЬ». Переплести пальцы рук. По очереди нажимать пальцами правой руки на косточку у основания левой (указательным на указательный, средним на средний и т. д.). При этом палец, на косточку которого нажимаем – выпрямляется вверх.

«ГУСЕНИЦА». Ладони вверх. Резко прижать мизинец к запястью и через всю ладонь вернуть его в исходное положение. То же, но парами пальцев обеих рук.

«ЩЕКОТКА». Чесать ладонь всеми пальцами по очереди.

· гимнастика кистей рук

«РОБОТ». Руки согнуты в локтях, ребро ладони обращено к полу. Не меняя положения предплечья, двигать кистями рук с выпрямленными пальцами в горизонтальной и вертикальной плоскостях. То же, но ладони в исходном положении направлены к полу.

«БУРАТИНО». Ладонь прямая. Пальцы прикасаются друг к другу, резко растопырить пальцы и вернуть в исходное положение.

«НОЖНИЦЫ». Напряженные выпрямленные руки над головой. Резкие движения имитируют работу ножниц.

«КАПЕЛЬКИ». Расслабляя пальцы и кисти, потряхивать ими, как бы избавляясь от капелек воды.

«ВОСЬМЕРКА». Сцепить руки перед собой в замок. Нарисовать кистями цифру 8.

«РАСТЯЖКА». Сгибать кисти так, чтобы большие пальцы дотянулись до предплечий.

Глава 3. Освоение навыков работы с куклой в детском коллективе.

Дети приходят заниматься в театр чаще всего из любопытства или за компанию с друзьями, не имея сознательного влечения к театральному искусству. Очень важно заинтересовать их с первых же занятий, и при этом дать понять, что желания участвовать в спектакле мало, нужно сначала научиться управлять куклой. Этот период для педагога один из самых сложных. Как удержать естественное желание ребенка скорее выступать и при этом не отпугнуть его «в процессе отработки навыков владения техникой движения куклы»? Нужно каждое занятие построить таким образом, чтобы ученики, осваивая новое, повторяя уже изученное, не замечали самого процесса обучения. Чтобы каждый урок заканчивался «выступлением» перед товарищами, удачным или не очень, но обязательно искренним.

Итак, пришел новый ученик. Он смотрит на вас пытливыми глазами и горит желанием стать «артистом». С чего же начать? После гимнастики рук знакомимся с азами – правилами походки. Существуют три основных типа движения кукол: движения, создаваемые пальцами, запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию талии, движение всей руки – движению ног. Пластика куклы состоит из комбинаций этих основных движений.

Постоянно занимаясь с куклами, дети начинают чувствовать и воспроизводить их интуитивно.

Не менее важно сразу объяснить, а лучше показать детям правила движения куклы при разговоре. Кукла разговаривает, когда актер в такт словам поворачивает ее голову, выделяя важные слова жестами или движениями корпуса. Если на сцене находятся одновременно две или несколько кукол, то движется Толька та из них, которая говорит в данный момент. Остальные неподвижны и смотрят на говорящую.

Основные правила игры с куклой на ширме.

Правило первое. Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни влево, ни вправо, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.

Правило второе. Уровень куклы должен быть постоянным. Она должна находиться над ширмой на три четверти высоты куклы. При перемещении в глубину, на второй план – куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался.

Правило третье. Ноги куклы – это ноги актера. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться с куклой – ходить, характер походки передается кукле.

Правило четвертое. Повороты кукол. Поворот головы на 180 градусов осуществляется вокруг руки, которая ее держит, как вокруг оси.

Правило пятое. Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или на небо, становится мертвой. Чтобы кукла вела себя на ширме как живая, она должна быть в состоянии общения со зрителем, или с предметом, или с другой куклой.

Правило шестое. Кукла является частью человека: рука кукловода – ее тельце, а ноги – ножки куклы. Для того чтобы кукла села, нужно согнуть

кисть руки и одновременно опустить куклу ниже, на уровень ее бедер, а затем выпрямить кисть. Встает кукла, делая эти движения в обратном порядке.

Походка куклы получается, когда актер поднимает и опускает согнутую

в локте руку – делает «пружинку» - и одновременно слегка поворачивают кисть руки. При этом нужно помнить, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся немного ниже уровня грядки, и «ронять» ее ниже нельзя.

Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получатся прыжки куклы. Если немного напрячь руку и делать все движения походки быстрее, то кукла побежит.

Если кукла ложится, то нужно точно знать для чего. «Спать» глазами к зрителю она не может, потому что, как правило, ее глаза не закрываются. Для того чтобы лечь, кукла должна сначала сесть, а потом уже ложиться.

Все другие движения кукол являются модификацией этих основных.

Основные упражнения.

Упражнение 1 . Встать по кругу и, подняв руку с куклой вверх, по команде учиться правильно ходить с куклой вперед, назад, вбок и поворачиваться, удерживая куклу на одном уровне.

Упражнение 2 . Ходить по кругу и по команде педагога менять характер походки в зависимости от характера образа, который надо изобразить. Ходить как медведь, прыгать как воробей и т. д. Хорошо, когда смена образа куклы сопровождается сменой музыкальной темы. Таким образом, тренируется и внимание.

Упражнение 3. Встать в линию перед педагогом и читать стихи, сосредоточив внимание на кукле. Это упражнение на координацию движений головы и рук куклы. Есть несколько положений рук у куклы-петрушки:

Руки могут быть сложены вместе – тогда они не загораживают голову

куклы и внимание зрителей сосредоточено на движении головы.

Обе руки раздвинуты в стороны – это очень заметный жест им не стоит злоупотреблять.

Кукла делает жест одной рукой, другая прижата к груди.

Упражнение 4. Тренировка переходов куклы с первого плана на второй. Это упражнение следует проводить за ширмой. При уходе на второй план, куклу держать выше. При переходе на первый план, опускать ниже.

Упражнение 5. На ширме 2 куклы и 2 кукловода. Им надо научиться двигаться вокруг друг друга, с куклами не сталкиваясь.

Заключение.

Кукла – «оживление» неживой материи при помощи рук актера и его фантазии. «Ожившие» герои будят воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс.

Рассмотрев тему «Практическая работа с куклой в театральном коллективе», я выяснила, что развитие выразительности и пластичности рук – это главная задача, которую ставит перед собой педагог на уроках кукольного театра. Она осуществляется на групповых занятиях, но не менее важна и индивидуальная работа каждого ученика.

Данная работа включает в себя как теоретический, так и практический материал. Она может быть использована преподавателями театрального отделения при работе с куклой.

Список используемой литературы:

1. «Азбука театра» - М.: Современник, 1998.

2. «Хочу на сцену» - Д.: 1997.

3. «Фольклорный театр» - М.: Современник, 1988.

4. «Театр в чемодане» - СПб.: Литера, 1998.

5. Бабина Ю. «Практическая работа с куклой в детском коллективе». Я вхожу

в мир искусств – М., 2001.

Начальной стадией в работе над куклой является создание рабочего эскиза. Эскиз – это рисунок куклы. Он определяет её размеры, внешний облик, характер, костюм, цвет и материал, из которого она должна быть сделана. При составлении эскиза необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Специфические особенности декоративно-прикладного искусства.
  2. Свойство материала
  3. Технику и технологию процессов обработки выбранных материалов.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложнённые ракурсы. Предметы преподносятся со стороны дающей чёткий и выразительный силуэт. Предельная обобщённость, даже схематичность формы и подчёркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений.

В результате возникает выразительный образ. Все это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета. Нужно отказаться от второстепенных потребностей и передать форму и пластику лаконично и просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать все самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ. При работе необходимо учитывать, из какого материала и в какой технике будет выполнено изделие, чтобы с наибольше силой использовать возможности и выразительность материала.

Из чего и как делаются головы театральных кукол

Куклы – это не уменьшенные копии людей и , в них должно быть утрировано, передано в стиле гротеска только самое главное, самое характерное, самое яркое. Поэтому важно продумывать не только её внешний вид, но и характер движений, который с наибольшей выразительностью передаёт образ.

Дополнительные очень полезные страницы из книги Натальи Трифоновой "Кукольный театр своими руками"

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

    Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

    Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

    Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

    Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

    Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

    Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

    Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

    В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

    Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

    Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

    Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

    Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

    Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам новые слова, употребляемые в театре:

    сцена,ширма,зрители,аплодисменты,декорации, освещени,кулисы,занавес,афиша,билеты,зрительный зал,кукловод,спектакль

Виды кукол .

    Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток . Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

    Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

    Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

    Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения - более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести - конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

    Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг - и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

    Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока - Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

    Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза - пуговицы; нос, уши - из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме