Образ библиотеки в зарубежной литературе. Образ библиотекаря сквозь призму художественной литературы. Отечественная художественная литература

2010-10-21 23:58:33 - Ирина Иннокентьевна Платонова
1. Багмута И.А. Драгоценное издание, (в рассказе описывается бой в развалинах одной из областных библиотек)

2. Бернард Ханна Мисс Библиотекарша У скоромного библиотекаря Эрин рухнули все надежды найти верного и любящего мужа. Теперь она мечтает лишь о ребенке. И никаких мужчин, никаких романов!

3. Беляева Л. И. Семь лет не в счет

4. Брэдбери, Рэй `И духов зла явилась рать...` (фантастика, про мужчину-библиотекаря)

5. Булгаков М.А. Сколько Брокгауза может вынести организм?

6. Володин А. Идеалистка

7. Галин А. М. Библиотекарь

8. Горбунов Н. К. Доклад

9. Горышин Г. Тридцать лет

10. Грекова И. Летом в городе

11. Дубровина Т., Ласкарева Е. `Высший пилотаж`Библиотекарь Маша уже не верила в возможность счастья - судьба никогда не баловала ее подарками. И вдруг счастье само буквально свалилось ей на голову. Летчик из упавшего самолета оказался тем самым, единственным, любимым. Голова закружилась от восторга. Но ложь, козни завистников и глупые случайности мешают окрепнуть в ее сердце робкому, долгожданному чувству, имя которому - любовь...

12. Елизаров М. `Библиотекарь` bookz.ru/authors/elizarov-mihail/bibliote_873.html Литературная премия Русский Букер за лучший роман 2008 года
13. Ильин В.А. Я люблю тебя, жизнь

14. Каверин В.А. Скандалист, или Вечера на Васильевском острове (в романе много страниц посвящено библиотекам)

15. Казаков Ю. Дом под кручей

16. Кассиль Л. А. Сердце библиотеки: Очерк.

17. Кузнецов А. Огонь

18. Калашникова, В. Ностальгия
Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь. Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы...

19. Караваева А А. Мера счастья

20. Карелин Л. В. Микрорайон

21. Лидин В.Г. Книга бессмертна Рассказ про заведующую районной библиотекой, сумевшую сохранить в условиях оккупации немалую часть библиотечного фонда

22. Литвиновы Анна и Сергей Одноклассники smerti. Читатели вновь встретятся с полюбившимися героями Литвиновых - журналистом Дмитрием Полуяновым и его невестой Надей Митрофановой. Они оказываются в эпицентре таинственных событий. Надя - девушка милая, но очень правильная и предсказуемая. Да и чем может удивить скромная библиотекарша? Поэтому, когда погибла бывшая одноклассница Нади, Дима не сомневался: это случайность. Непонятно только, почему невеста нервничает и умоляет, чтобы он расследовал смерть девушки. На первый взгляд, никаких загадок нет: обычное бытовое убийство. Но Надя настаивает на расследовании. Заинтригованный Полуянов берется за это дело и очень скоро узнает: оказывается, тихоня Надежда в прошлом вела жизнь, весьма далекую от нынешней образцовой. И нажила себе могущественных врагов - настолько серьезных, что даже сейчас, спустя десять лет, ее жизнь в опасности...

23. Лиханова А.А. Детская библиотека (Глазами детей военной поры показана библиотека)

24. Матвеев М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века Как представлены библиотеки, библиотекари, а также библиофилы в русской художественной литературе ХХ века www.library.ru/3/reflection/articles/matveev_01.php www.spbguki.ru/files/Avt_Matveev_1243239702.doc

25. Мусатов А. И. Острожская библия

26. Некрасов В.П. В родном городе

27. Распутин В. Г. Пожар

28. Рекемчук А. Тридцать шесть и шесть

29. Русских, Анна. Женщина в поисках выхода из тупика [Текст] : рассказ / А. Русских// Нева. - 2008. -№ 3. - С. 123-138 Трагическая судбьа женщиныбиблиотекаря: пьянство и жестокость мужа, проблемы с сыном, гибель сына. magazines.russ.ru/neva/2008/3/ru5.html

30. Рыбакова С. Приходской библиотекарь www.hram-ks.ru/RS_rassk_v1.shtml

31. Семенов Т. В. Уличные фонари

32. Сенчин Роман Елтышевы (Дружба народов.2009.№3,4) Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится кполной гибели - тоже библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая.Ни разу мы не увидим ее с книгой: такойпривычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине.Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически онавспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается

33. Солженицын, А.И. `Раковый корпус` Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин в молодости боевой командир, позже красный профессор преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек.

34. Стрехнин Ю. Ф. Есть женщины в русских селеньях

35. Тихонов Н.С. Бесстрашные книголюбы Очерк про лейтенанта, собиравшего книги под огнем немцев в развалинах Петергофа

36. Улицкая Л. `Сонечка` Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки.Героиня `Сонечки`, как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение

37. Умберто Эко `Имя розы` Ученый монах Уильям Баскервильский с учеником Адсоном прибывает во францисканский монастырь, чтобы расследовать серию загадочных убийств. Расследование ведет его в самые глубины обширной библиотеки аббатства,а убийства, как он выясняет, были совершены из-за редкого экземпляра второй части Поэтики Аристотеля, посвященной комедии и смеху

38. Фриснер Эстер Смерть и библиотекарь Сколько раз уже нам встречался этот сюжет Смерть приходит за своей очередной жертвой и уходит, несолоно хлебавши, но, как видно по этому рассказу, сюжет еще далеко не исчерпан. Эстер Фриснер удалось создать свою собственную ни на что не похожую историю этой ставшей уже классической встречи, при этом придав Смерти ряд необычных черт.

39. Черноков М. Книжники. Причудливый мир библиофилов дореволюционной России предстает на страницах этого романа

40. Шагинян М. С. Сутки в Ленинградской Публичной библиотеке

41. Шаргородская Инна Охота на Овечкина Сказочная история, приключившаяся со скромным библиотекарем Михаилом Анатольевичем Овечкиным на границе параллельных миров и вполне реального Петербурга.

42. Шукшин В. М. Психопат

43. Эренбург И. Г. День второй, До третьих петухов, Доверенное лицо читателя

44. Яковлев Ю. Я. Рыцари книги

Характер изображения книги, библиотеки и библиотекаря в художе­ственной литературе и киноискусстве предстает сколком отношения к ним общества. А произведения литературы и кино позволяют объемнее осмыс­лить место библиотеки в жизни общества, уяснить имидж библиотекаря в социуме, ибо отношение к чтению, книге, библиотеке и ее сотрудникам за­висит не столько от статуса учреждения, количественных показателей его деятельности, его социальной функции, сколько от бытующих в обществе представлений и стереотипов .

Книга и библиотека предстают объектами множества литературно-художественных и кинопостроений. Библиотека и библиотекари обильно и разнообразно представлены в мировой литературе и в кино - в самых раз­ных жанрах - повести, романе, иронической сказке, детективе, мистиче­ской прозе. Название профессии фигурирует в заглавиях, явно позициони­руя главную роль ее представителей в развитии сюжета: в пьесе А. Галина, рассказах А. Никитина, А. Пака, с. Антонова, романе М. Елизарова, филь­ме П. Уинзера. Однако в ряде их изображение библиотекаря далеко от практики библиотечного дела, его современного состояния.

Образ библиотеки и ее служащих в литературе и искусстве кино не­однозначны. образцом создания модели, структуры мироустройства. М. де Унамуно полагал, что цель науки - каталогизация Вселенной для возврата ее Господу в полном порядке. В романе М. Павича « Хазарский словарь» каталог выступает как своеобразная матрица Вселен­ной. Подобные построения отражают взгляд на библиотечное дело как на систематизацию знания. Х. - Л. Борхес в романе «Вавилонская библиоте­ка» создал образ беспредельной, неиссякаемой библиотеки как модели ми­ра, его метафоры . В его видении, библиотека - это и Вселенная, и бесконечная книга, а человек - неискушенный библиотекарь.
При этом изображаемая библиотека - обычно архитектурно сложное, многоуровневое сооружение с секретными камерами и ходами - может представлять и фундаментальное, классического стиля, здание с колонна­ми и портиками, и сумрачное храмово-монастырское сооружение, а может занимать подвал - низ городского пространства и социального «пода».

Библиотека часто становится местом действия в кино и литературе (повесть А. Лиханова «Детская библиотека»): в сказке В. Шукшина «До третьих петухов» она предстает полем острых духовно-интеллектуальных дискуссий. Библиотека активно включена в художественное действие фильмов «Живет такой парень», «Влюблен по собственному желанию», «Ранетки». В картине С. Герасимова «У озера» библиотека - площадка ду­ховно-поэтического общения и даже любовного соперничества.

В библиотеке происходят знаковые встречи («Сонечка» Л. Улицкой, «Бесконечная книга» М. Энде, фильм «Живет такой парень» В. Шукшина). Книга и библиотека в литературе нередко наделяются загадочностью. Сложность и закрытость библиотечной работы прочно окутывает это уч­реждение ореолом тайны, диктует детективный сюжет. Книжные коллек­ции служат ключом для отыскания вневременного коридора, портала в па­раллельный мир, источником подсказки судьбоносного решения и потому становятся объектом поиска, изощренной охоты и ожесточенной борьбы, от исхода которой зависит судьба мироздания. Так, библиотека Ивана Грозного образует зерно сюжетной интриги, предмет разысканий в романе Б. Акунина «Алтын Толобас».

Библиотеке и книге нередко угрожает беда - причем в самые разные эпохи, что подчеркивает уязвимость этого социального института и хруп­кость самого книжного знания. В романе У. Эко «Имя розы» библиотека предстает как аналог пути познания, структуры губительной для человека истины. Неистребимая жажда запретного знания одних и фанатичное стремление других его ограничить провоцируют ее гибель.

Эпи­центром схватки полярных начал - добра и зла, двух миров - реального и потустороннего, подчас - плацдармом прямых боев (фильм «Исаев»).

Многие фигуры героев - отзвуки размышлений об идеальном биб­лиотекаре. В их действиях проступает стремление упорядочить, системно организовать пространство, зафиксировать, сохранить для будущего. При­роду библиотекаря часто составляет фанатическая любовь к книге, истовая преданность ей. Подобный энтузиаст способен постичь глубины книжных смыслов и духовных посылов. Такое начало в героях запечатлели И. Бу­нин, Х. - Л. Борхес, К. Чапек, В. Шаламов, Л. Улицкая.

В советской литературе фигура библиотекаря была знаковой. В 1940-1960-е гг. герой-библиотекарь объединял исполнение своих профес­сиональных функций и интеллектуально-духовное подвижничество. В оте­чественной литературе нашла особенное отражение такая присущая биб­лиотекарю функция, как Хранителя. Проза военных лет эту функцию уси­лила: многие персонажи-библиотекари самоотверженно спасали книги и отстаивали библиотеки как оплоты человеческой культуры - в противовес демонстративному уничтожению книг фашистами (В. Лидин).

Библиотекарь нередко мыслился типичным представителем русской интеллигенции. В ряду сущностных для него черт - благородство, досто­инство, моральный ригоризм и неизбежное одиночество. Часто образ чест­ного, но неимущего библиотекаря подавался как этический императив.

Библиотечная профессия нередко становилась формой внутренней эмиграции, духовного подполья, эскапизма. В послесталинской литературе формируется образ данной профессии именно как «ловушки» для интелли­генции . Авторы наделяют библиотекаря функцией сопротивле­ния обстоятельствам, несправедливости, политическому диктату и функ­цией самопожертвования, что демонстрирует пьеса А. Галина «Библиоте­карь». Служителю книги приписывается внутреннее диссидентство. Таков ученый Шулубин в повести А. Солженицына «Раковый корпус». В книгах А. Солженицына и В. Шаламова библиотека в нечеловеческих условиях ГУЛАГа выступает как спасительная для личности инстанция. Жизнь сре­ди книг позволяет затеряться, спрятаться от невзгод мира, избежать уже­сточения приговора, смерти. Убежищем от катаклизмов эпохи стала биб­лиотека для «Сонечки» Улицкой.

Современное кино опровергает представление о профессии библио­текаря как о тихой и спокойной. Библиотека становится местом схватки белых и красных в фильме «Исаев» (по роману Ю. Семенова). Так, смот­ритель народной библиотеки Владимиров - отец разведчика Исаева -в разгар гражданской войны отстаивает библиотеку как оплот культуры, духовности, знания. Белого генерала, знатока семи языков, от сожжения книжного хранилища уберегло понимание «презумпции» культуры, гене­тически заложенное сознание невозможности варварского поступка по от­ношению к библиотеке. Вызревает сознание ценности книжного мира и у красных, и под пулемет вместо фолиантов они все-таки догадываются подложить кирпичи. Но сберегший книги от тех и других, Владимиров гибнет от рук вандала, уверовавшего в лозунг «сейчас все можно».

Причастность профессия к тайнам, опасностям и приключениям подтверждают фильмы П. Уинзера «Библиотекарь. В поисках Копья судь­бы», «Библиотекарь-2. Возвращение в копи царя Соломона», «Библиоте-карь-3. Проклятие Иудовой чаши». Опорой сюжетной коллизии в них слу­жат стереотипные фабульные ходы и детальные трюизмы. Так, библиоте­карь Флинн Карсен вместе со смелой и опытной телохранительницей Николь прошел экстремальные испытания. В фильмах проступает архетип библиотеки как таинственного пространства - места свершения сакраль­ных действий. Монументальное, овеянное мистическим ореолом, здание столичной библиотеки напоминает храм. Библиотека предстает хранитель­ницей магических артефактов, книга - предметом сокровенного знания, а библиотечная стезя - избранничеством. В этом мире возможны самые фантастические события - невероятные встречи, столкновения, происше­ствия, преступления . В библиотеке, куда «призван» вечный сту­дент Флинн Карсен, течет тайная для непосвященных жизнь. Секретные залы хранят древние артефакты и бесценные культурные сокровища - меч Экскалибура, оригинал «Моны Лизы» да Винчи.

Флинну выпадает «квест» - особо важное жизненное задание. Он из­бран стать хранителем сокровищ. Эта ответственная миссия переворачива­ет жизнь незадачливого студиозуса. В центре интриги - чудаковатый кни­гочей-недотепа, далекий от мира мечтатель, имеющий 26 (а в третьем фильме 32) высших образований. Флинн - знаток редких языков, туземных обычаев, экзотических обрядов - кладези, казалось бы, малоактуальной, чрезмерной информации. Он традиционно смешон внешне - в нелепой одежде и неизменных очках - в качестве типичного признака «ботаника». Флинн часто ведет себя как завзятый неудачник, что проявляет стереотип­ное представление о библиотечном работнике. В целом видение библиоте­каря, библиотеки в фильмах Уинзера традиционно и архаично.

Флинн, страшащийся реальной жизни, должен наконец выйти из спасительного кокона прилежного студента и вступить в поединок с чле­нами злобного Братства Змеи, выкравшими часть Копья судьбы. Совме­щенные воедино, фрагменты волшебного разящего орудия даруют его вла­дельцу абсолютную власть над мирозданием. Недотепе Флинну противо­стоит сильный, хитроумный враг - профессор, оказавшийся похитителем рокового артефакта. Злодей жаждет проникнуть во Врата вечной жизни, чтобы овладеть даром управлять жизнью и смертью. От исхода их борьбы зависят судьбы мира. Дабы пресечь чудовищные помыслы, Флинн вынуж­ден отправиться на поиски других частей копья. Никто, кроме истинного библиотекаря, не сможет справиться с миссией избавления мира от зла. Библиотекарь предстает не только знатоком-энциклопедистом, хранителем и транслятором книжного знания, но и активным борцом со злом и нечи­стью, защитником и спасителем мира; а храбрая Николь призвана выпол­нить миссию его охраны.

Согласно жанру, выполнение библиотекарем его миссии осложняет череда тайн. Поиски предваряют мрачные предсказания, которые неизмен­но сбываются. Путь героя - нескончаемая цепь препятствий к достижению цели. Флинн вместе со спутницей пересекает непроходимые джунгли, пре­одолевает мрачные бездны и бурную реку между скалистыми обрывами, перебирается по полуразрушенному висячему мосту, минует снежные бу­раны, ловушки-зеркала, проникает в племя дикарей, посещает храм майя, буддистский храм, покоряет гору Хайме в Гималаях, причем ведет себя адекватно предписанной типажу роли, ошибочно сокрушая жемчужину культуры. Путь героев сопровождают неожиданные находки и вполне ожидаемые открытия: «Бог внутри каждого из нас».

Поначалу феноменальные знания героя являются своеобразным спо­собом защиты от реальности. Не случайно Флинна напутствуют фразой «Рискни, герой!», призывая приступить, наконец, к постижению живой жизни. В ходе испытаний недавний отшельник познает мир во всей его полноте. При этом мир выручают и самому библиотекарю-избраннику да­руют победу его обширные и якобы бесполезные познания. Спасительные знания актуализируются в самый нужный момент, обеспечивая выход из безнадежных ситуаций. Знание дает ключ к задаче, позволяя расшифро­вать древние письмена и тайные коды, разгадать метафоры (Сколько вре­мени надо, чтобы снова стать птицей?). Ум и знания не просто уравнены с храбростью и силой - в сюжете они явно предпочтительны. Образованность Флинна гармонично дополняет физическую сноровку Николь.

Героя всюду сопровождает характерная примета - фолиант - как знак принадлежности к профессии и традиционной книжной культуре. В этой де­тали проступает отзвук восприятия книги как сакрального предмета.

В отношении режиссера к герою проступает заметная ироничность. Но градус иронии постепенно снижается. Постоянно декларируется высо­кое звание библиотекаря: «Никто не смеет так говорить о библиотекаре, даже он сам!»; «Нельзя ронять свое звание библиотекаря». Название про­фессии звучит почтительно. Принадлежность антипода к библиотечной среде («Я тоже был библиотекарем») усложняет исход боя героя-Добро и героя-Зло. Пародийное звучание не претит симпатии к герою-биб­лиотекарю.

Нешуточное ристалище между силами добра и зла разворачивается в фильмах С. Соммерса «Мумия». Его героиня - библиотекарь Эвелин обла­дает экзотическими для нынешней поры, но эффективными знаниями: вла­дение древнеегипетским языком позволяет ей прочесть «Книгу Мертвых» и внести свою лепту в поединок с потусторонним злом.

Таинственный текст, открывающий трагическое, но необходимое че­ловечеству знание, фигурирует и в экранизации «Кода да Винчи» Д. Брау­на. Инкунабул является объектом почти культового поклонения. В «Багро­вых реках - 2» это оригинал Апокалипсиса руки самого Бога. Древней книге отводится прикладная роль - как необходимого для выполнения миссии инструмента, ключа к разгадыванию тайны, иногда источника про­дуцирования спасительной идеи.

Деяния «супербиблиотекарей» убеждают, что их профессия -«почетна». Американские фильмы явно отвечают пожеланиям общества и ожиданиям профессиональной среды в повышении статуса профессии библиотекаря. Отношению к книге возвращается давний мистический от­тенок. Характерно, что действие в этих кинофильмах строится вокруг ма­нускриптов сакрального плана, фундаментальных для человеческой ду­ховной культуры, «роковых» текстов . Из-за подобных раритетов устраиваются мировые заговоры, разворачиваются вселенские битвы.

Библиотекарей, героев отечественного кино 1970-1980-х гг., объединяет образованность, интеллигентность, высокая нравственность. Так, юная Лена Бармина из фильма «У озера» - олицетворение чистоты, интеллигентности, естественности, достоинства, женского очарования.

В фильме «Влюблен по собственному желанию» С. Микаэляна пред­стает привычный для обыденного сознания тип библиотекаря - скромной, непрактичной, внешне невыразительной, но доброй, отзывчивой, интелли­гентной, одухотворенной личности, способной построить женское счастье с помощью эмоциональных усилий, умения извлечь из-под спуда духовное начало своего избранника и укрепить его.

В сериале «Ранетки» С. Орланова эксплуатируется знакомый типаж. В образе Светы Уткиной проступают отзвуки былого стереотипа - чудако­ватой, наивной, трогательной библиотекарши, проглядывает желание под­черкнуть в ней романтичность, некоторую старомодность, бессребренни-чество, присутствие духовного начала. В ее облике ощутимы отголоски штампа о библиотекаре как незаметной персоне. Привлекательно в героине неистребимое желание обрести личное счастье. Вновь библиотекарь во­площен вне дела, вне профессиональных занятий, на фоне чахлых книж­ных стеллажей и старенького ПК, что не отвечает реальности.

Таким образом, библиотекарь - в числе популярных и даже знако­вых персонажей мировой литературы и кинематографа. Само его присут­ствие в различных произведениях - признак всеобщего интереса к этой профессии, знак доверия к неистощимым ресурсам библиотечного дела, знаний, отзвук представлений о безграничных, почти мистических воз­можностях книги.

Современные кино и словесность демонстрируют появление новых вариантов типажей библиотечных работников - от чудака до праведника. Однако в них сохраняются и прежние стереотипы, причем в свежей трак­товке. В «миксе» мистики и компьютерных технологий забавно доказыва­ется: качества, что приписываются в общественном сознании типичному библиотекарю, действенны и спасительны во все времена.

При этом характерно почти полное отсутствие книги и книжных кол­лекций в пространстве современного кино. В доперестроечных фильмах лич­ная библиотека была почти обязательным предметным фоном действия. Кни­га нередко становилась пружиной сюжетной интриги. Так, пушкинские стихи и роман «Евгений Онегин», служащие лейтмотивом трогательного фильма «Я вас любил», питают и обогащают нежное, негромкое чувство юного героя; строки поэмы А. Блока «Скифы», вдохновенно прочитанные Леной Барми-ной в стенах библиотеки, органично включаются в кинорассказ о духовных исканиях личности, ее взаимоотношениях с миром и природой.

В нынешнем кино, а тем более сериалах, книга отсутствует даже в качестве предмета интерьера. Как деталь вещественного мира она практи­чески исчезла из пространства современного дома, не обнаруживаясь даже в домашних и офисных кабинетах деловых людей. Как и в реальности, книга в кино и литературе перестала быть предметом духовного интереса, поводом для общения и взрослых, и детей. Крайне редко она становится источником для внутренних движений, почвой для самоисследования.

Опасность заключается в том, что в литературных произведениях и кино сохраняются и транслируются старые стереотипы и продуцируются, тиражируются и популяризируются новые . Образ библиотекаря в литературе и кино далек от современных реалий, от понимания его дея­тельности в контексте запросов общества, новейших мультимедийных технологий; наблюдается даже искажение, «ухудшение образа библиотеки и библиотечной профессии в литературе» . В образе биб­лиотекаря больше проступает связь с прошлым состоянием профессии, что окутывает его романтическим ореолом. В силу привычного доверия чита­телей к печатным текстам эти стереотипы, легко внедряясь в сознание, ис­кажают представление о сегодняшнем библиотекаре, затрудняют воспри­ятие реального облика современного специалиста, трудящегося в новом информационном пространстве, открытого технологическим новациям и одновременно хранящего верность профессиональным традициям и воз­ложенной на него обществом культурно-духовной миссии.

При этом роль книги как явления профессиональной деятельности библиотекаря и духовной практики читателя ослаблена. Кинематограф транслирует образ книги как далекого от современности, связанного ис­ключительно с минувшим духовным опытом человечества (а то и с мисти­чески-сакральным планом) и внезапно актуализированного артефакта. Ис­кусство также фиксирует доминирование знаниево-информационного под­хода над духовным в деятельности современной библиотеки. Социальное аутсайдерство библиотекарей повлекло утрату ими роли духовных автори­тетов. Налицо девальвация в литературе и кино идеи книжности как фено­мена культуры.

  • Логинова, Н. В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отече­ственной художественной литературе / Н. В. Логинова // Библиотековедение. - 2007. -№ 1. - С. 118-122.
  • Матвеев, М. «И не кончится никак век...» Образы библиотек и библиотекарей на экране в конце XX - начале XXI в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2008. - № 21. - С. 29-32.
  • Матвеев, М. И не кончится никак век. Образы библиотек и библиотекарей на экране в конце XX - начале XXI в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2008. - № 23. - С. 22-26.
  • Матвеев, М. И непременно. труп. Библиотеки и библиотекари в детектив­ных романах / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 9. - С. 36-41.
  • Матвеев, М. Как в кино!? Библиотеки и библиотекари в кинофильмах / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 4. - С. 36-39.
  • Матвеев, М. Книжные люди в русской литературе XX в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 10. - С. 36-37.
  • Матвеев, М. Книжные люди в русской литературе XX в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2003. - № 12. - С. 40-43.
  • Матвеев, М. Книжные люди в русской литературе XX в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2004. - № 1. - С. 40-43.
  • Матвеев, М. Ю. Образ библиотеки в произведениях художественной лите­ратуры. Литературно-социологические очерки / М. Ю. Матвеев, Д. К. Равинский. -СПб., РНБ, 2003. - 136 с.
  • Матвеев, М. Тлетворное влияние постмодернизма? Образы библиотек и библиотекарей в художественных произведениях второй половины ХХ - начала XXI в. / М. Матвеев // Биб. дело. - 2010. - № 12. - С. 36-42.

Источник : Духовно-нравственная культура России: : материалы Всерос. науч.-практ. конф. IX Славян. науч. собор «Урал. Пра­вославие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - , 2011. - 331 с.: ил. ISBN 978-5-94839-299-8


Матвеев, М.Ю. Философские идеи ХХ века и их влияние на имидж библиотек // Библиотековедение.- 2008.- №1.- С.114-119.

Воздействие зарубежных философских течений ХХ в.(позитивизма, фрейдизма и постмодернизма) на восприятие библиотек общественностью и формирование стереотипов библиотекаря.

«…один из наиболее распространённых стереотипов: библиотека воспринимается как оплот порядка и дисциплины, который находится в конфликте с гораздо более хаотичным внешним миром».

«Если рассмотреть стереотипы библиотечных работников именно через триаду «страх-знание-власть», то можно обнаружить, что они не столько угрожающи, сколько комичны – таким образом писатели и журналисты просто «маскируют» свой страх перед знаниями, заключёнными в библиотеке».

Матвеев, М.Ю. Власть стереотипов или многообразие подходов? : образ библиотеки в худож. лит. // Библиотековедение.- 2003.- №2.- С.66-72.

«…изображение библиотек в художественной литературе можно рассматривать как небезынтересное дополнение к библиотечной социологии».

«…в художественной литературе довольно часто описываются причины, по которым библиотека становится привлекательной или, наоборот, отталкивает от себя талантливых людей».

Логинова, Н.В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отеч. худож. лит. // Библиотековедение.- 2007.- №1.- С.118-123.

«…в литературе послесталинского времени постоянно возникает образ библиотечной профессии как жизненной ловушки для интеллигенции».

«Нужно всетаки признать, что специфика библиотечной работы остаётся загадкой для авторов (как и для общественного сознания в целом)».

«В общественном сознании утвердился образ «Бедного, но честного библиотекаря», который, надо полагать, важен для подтверждения морального баланса общества, для доказательства тезиса о том, что «не хлебом единым».

Матвеев, М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века // Библ. дело.- 2003.- №10.- С.36-39; №11.- С.41-43; №12.- С.40-43; 2004.- №1.- С.40-43.

Образ библиотеки и библиотекаря в русской художественной литературе ХХ века.

«Библиотекари в отечественной художественной литературе достаточно часто описываются в качестве главных героев (причем героев положительных), но сама библиотечная профессия в качестве достойного жизненного выбора показывается редко».

«При всём обилии стереотипов и малопривлекательных описаний художественная литература - очень интересный источник информации, поскольку взгляд писателя всегда отличается от взгляда библиотекаря-практика, и библиотековеда-теоретика. Это отличие и позволяет точнее представить место и роль библиотечной профессии в обществе».

Матвеев, М.Ю. Этот вечный стереотип: б-ки и библиотекари в зарубеж. лит. ХХ в. // Библ. дело.- 2004.- №5.- С.39-41; №6.- С.38-41; №8.- С.39-41; №9.-С.39-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в зарубежной литературе ХХ в.

«Анализ различных жанров литературы позволяет с наибольшей точностью выявить характерные описания библиотек и библиотечных работников и определить, как же именно библиотекари «показываются» писателями широкой публике».

«Библиотечные «стереотипы»-упрощённые, схематизированные, а зачастую сильно искажёгнные представления о работе библиотеки и библиотечной профессии, которые присутствуют в художественной литературе на протяжении ХХ в.»

Заломкина, Г.В. Смыслы библиотеки в романе Э. Костовой «Историк» // Библиотековедение.- 2008.- №3.- С.119-124.

Образ библиотеки обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко. Роман Э. Костовой «Историк» вышел в США в 2005 г. и был переведён более чем на 30 языков.

«Библиотека в романе Э. Костовой – аналог драгоценного саркофага Дракулы у Б. Стокера, книги – освящённая, могущественная земля, без которой вампир нежизнеспособен. Дракула у Э. Костовой весьма дорожит своей библиотекой. Феномен библиотеки разворачивается в романе во всезначимый и всеобъемлющий образ».

Матвеев, М.Ю. Глазами фантастов: стереотипы проникают в будущее? // Библиотека.- 2007.- №4.- С.82-85.

Образ библиотеки и библиотекаря в произведениях отечественной и зарубежной научной фантастики.

«В целом образы библиотек в фантастике весьма разнообразны, но, по нашим наблюдениям, в данном жанре преобладают скорее пессимистические, чем оптимистические оценки их деятельности».

Матвеев, М.Ю. И непременно… труп: б-ки и библиотекари в детектив. романах // Библ. дело.- 2003.- №9.- С.36-41.

Образ библиотеки и библиотекаря в отечественных детективах.

«Частое использование образа библиотеки в детективах ведет к образованию устойчивых («стереотипных») представлений о том, что же в ней происходит, причём представлений далеко не лестных».

«…библиотекари в детективах зачастую тоже изображаются не лучшим образом».

«Но несмотря на все негативные черты образа библиотекаря, зарубежные исследователи склоняются к выводу, что в детективах он позитивнее, чем в «серьёзной» литературе…»

Отечественная художественная литература

Антонов, С. П. Библиотекарша: рассказ // Антонов, С. П. Рассказы. -Барнаул, 1953. - С. 21-32.

Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах.- Красноярск: Краснояр. ред.-изд. центр «Гротеск», 1993.- 384 с.

Бабель, И. Э. Публичная библиотека // Сочинения: В 2 т. - Т. 1. Рассказы 1913-1924; Одесские рассказы; Публицистика; Письма; Приложение. - М., 1996. - С. 35-37.

Багмут, И. А. Драгоценное издание: рассказ // Багмут, И. А. Кусок пирога: рассказы. - М, 1969. - С. 155-162.

Басманова, Е. Тайна чёрной жемчужины: роман.- СПб.: Нева; М.: ОЛ-МА-пресс, 2002.- 382 с.

Беляева, Л.И. Семь лет не в счёт: повесть.- М.: Сов. писатель, 1978.- 326 с.

Володин, А.М. Идеалистка: пьеса // Володин, А.М. Для театра и кино.- М.,1967.- С.140-148.

Галин, А.М. Библиотекарь: пьеса // Соврем. драматургия.- 1989.- №3.- С.27-52.

Георгиевская, С.М. Серебряное слово // Георгиевская, С.М. Серебряное слово. Тарасик: повести.- М., 1973.- С.5-182.

Домбровский, Ю.О. Хранитель древностей: роман, новеллы, эссе.- М.: Известия, 1991.- 224 с.

Донцова, Д.А. Букет прекрасных дам: роман.- М.: ЭКСМО, 2002.- 379 с.

Залыгин, С.П. Южноамериканский вариант: роман.- М.: Современник, 1974.- 415 с.

Каверин, В.А. Скандалист или вечера на Васильевском острове: роман.- 3-е изд.- Л., 1931.- 212 с.

Калинина, Д.А. Из мухи получится слон: роман.- М.: ЗАО Изд-во Пресс, 1999.-432 с.- (Серия «Иронич. детектив»).

Карелин, Л.В. Микрорайон: роман.- М.: Сов. Россия, 1963.- 349 с.

Кулаковский, А.Н. Растёт мята под окном: повесть // Кулаковский, А.Н. Тропы хоженые и нехоженые. Растёт мята под окном.- М., 1978.- С.280-421.

Лиханов, А. А. Детская библиотека: повести. - М.: Сов. Россия, 1989. - 149, |2] с: ил.

Маринина, А.Б. Шестёрки умирают первыми: романы.- М.: ЭКСМО, 1996.- 483 с.

Муратов, И.Л. Окна, открытые настежь: повесть.- М.: Сов. писатель, 1964.- 215 с.

Мусатов, А.И. Острожская библия: рассказ // Мусатов, А.И. Твёрдый шаг: рассказы.- М., 1963.- С. 201-233.

Панаско, Е.В. Десант из прошлого: фантаст. повесть и рассказы.- Став-рополь: Кавказ. б-ка, 1991.- 126 с.

Правдин, Л.Н. Область личного счастья: роман.- Пермь: Кн. изд-во, 1975.- 543 с.

Распутин, В.Г. Пожар: повести.- М.: Сов. писатель, 1990.- 236 с.

Семенов, Т.В. Уличные фонари: повесть // Семенов, Т.В. Голубой дым.- М., 1979.- С. 5-272.

Солженицын, А. Не стоит село без праведника. Раковый корпус. Расска-зы.- М.: Кн. палата, 1990.- 573 с.

Стрехнин, Ю.Ф. Есть женщины в русских селеньях: повесть.- М. : Сов. Россия, 1970.- 174 с.

Чернооков, М. В. Книжники: роман. - Л.: Изд. писателей в Ленинграде, тип. «Печатный двор», 1933. - 184 с.

Улицкая, Л.Е. Сонечка: повесть.- М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 127 с.

Чуковский, Н.К. Неравный брак: рассказ // Чуковский, Н.К. Избранное.- М.., 1963.- С.491-542.

Шукшин, В.М. Психопат: рассказ //Шукшин, В.М. Рассказы.- М., 1984.- С.456-467.

Шукшин, В.М. До третьих петухов: рассказы и повести.- М.: Дет. лит., 2002.-302 с.

Эренбург, И.Г. День второй: роман //Эренбург, И.Г. Собр. соч.: в 9 т.- М.,1964.- Т.3.- С.151-362.

Зарубежная художественная литература

Борхес, Х.Л. Вавилонская библиотека // Борхес, Х.Л. Коллекция: рассказы, эссе, стихотворения/ пер. с исп.- СПб., 1992.- С. 142-150.

Бройн, Г. де. Буриданов осёл: роман / пер. с нем. Е. Кацевой и Т. Ил-леш.- М.: Прогресс, 1970.- 231 с.

Канетти, Э. Ослепление: роман /пер. с нем. С. Анта.- М.: Панорама, 1992.- 496 с.

Карр, Д.Д. Зловещий шёпот. Убийство в музее восковых фигур: романы / пер. с англ.- М.: Совершенно секретно, 1994.- 366 с.

Кристи, А. Происшествие в старом замке: роман

Кристи, А. Полное собрание детективных произведений.- Т.19: Тело в библиотеке: романы, рассказы.- М. : Центрполиграф, 1997.- 451 с.

Ле Карре, Д. Шпион, пришедший с холода: роман / пер с англ.- Л.: Лам-бус-пресс, 2000.- 237 с.

Маркес, Г. Г. Сто лет одиночества.- М.: Баян, 1992.- 447 с.

Переес-Реверте, А. Клуб Дюма, или Тень Ришелье / пер. с исп. Н. Бого-моловой.- М. : Иностранка, 2002.- 596 с.

Рот, Ф. Болезнь портного: Профессор желания; Прощай, Коламбус / пер. с англ..- М.: Фирма «ВиМо», 1994.- 508 с.

Уоллес, Э. Семь замков усыпальницы; Красный Круг; «Мёртвые глаза Лондона»: детектив. романы.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995.- 494 с.

Франс, А. Восстание ангелов: роман / пер. с франц. М. Богословской и Н. Рыковой.- М.: Правда, 1958.- 219 с.

Хмелевская, И. Версия про запас: роман.- М.: Фантом Пресс, 1998.- 271с.

Эко, У. Имя розы: роман.- М.: Кн. палата, 1989.-486 с.

Слайд 1
Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве.
Быть библиотекарем – то же, что ехать на велосипеде:

если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед,

вы падаете.

Д. Шумахер.
Я получил образование в библиотеке.

Причем, совершенно бесплатно.

Р. Бредбери.
Библиотечная профессия не такова, какой ее обычно представляют, она – не для слабых душой.

В самом деле, отсутствие престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко замкнутых, интровертных, не от мира сего личностях, - с этим приходится мириться и существовать или бороться профессиональным объединениям библиотекарей не только в нашей стране, но и по всему миру. Специфика библиотечной работы, как в древние времена, так и в наши дни, остается загадкой для большинства.
Слайд 2
Интересно то, что совершенно невозможно определить все разнообразие деятельности библиотекаря, используя для этого один единственный глагол, тогда как врач – лечит, учитель – учит, повар – готовит еду и т.д.

В энциклопедических словарях слово «библиотекарь» часто отсутствует. Слово «библиотека» есть, а слова «библиотекарь» нет. Толкование слова, обозначающего нашу с вами профессию, чаще звучит так: библиотекарь - работник библиотеки, в обязанности которого входит обработка поступающих в библиотеку книг, их хранение и выдача читателю.

Во французском энциклопедическом словаре Larousse 1980 года издания есть такое определение: библиотекарь - лицо, которому поручили управление библиотекой или присмотр за оной.

Остановиться я решила на следующем определении, понравившемся мне больше других своей многогранностью.

Библиотекарь - работник библиотеки, выполняющий операцию или комплекс операций по формированию библиотечного фонда, обслуживанию пользователей, созданию и использованию материально-технической базы, управлению персоналом и библиотекой в целом.
Слайд 3
Одной из многочисленных задач современного библиотекаря является создание условий, организация информационной среды библиотеки, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя информация интериоризировалась (т.е. была бы глубинно усвоена) им.
Слайд 4
Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, ежедневно возникают разные неповторимые ситуации.

На своей странице в Facebookе Российская государственная библиотека открыла интересную рубрику "Историческая жалоба". Здесь публикуются наиболее выдающиеся заметки, поступившие в жалобную книгу библиотеки.

Вот некоторые из них:
Слайд 5
"Очень просим вас, чтобы в вечерние часы библиотекари-консультанты удваивались или утраивались на рабочих местах, особенно в зале каталогов. Демченко И.В. 5 мая 1936 года".
«На вопрос, где бы читателям выпить воды с сиропом, библиотекарша ответила: «нигде». Мне, советскому человеку, такое отношение непонятно. Рядом с гардеробом иногда стоит самовар, но только в качестве издевательства, потому что при нём нет стакана! Неужели нельзя чем-нибудь заполнить этот пробел?» - негодовал 12 июля 1937 г. некто Черных Н.В.
Слайд 6
"Я считаю, что культурный человек не должен наблюдать за тем, как читают другие, даже если этот человек и сотрудник библиотеки! Нужно же всё-таки доверять людям и понимать особенности их настроения! А сотрудница Розенталь нагло продолжала оставаться в пределах читального зала и иногда бросать в мою сторону косые, подозрительные взгляды пока я сам оттуда не вышел. Считаю, что всё это было проделано с её стороны грубо, стыдно и нетактично", - возмущается неизвестный читатель в жалобной книге 21 июня 1937 г.
Слайд 7
Мы работаем для нашего читателя, каким бы он ни был. Профессиональной чертой библиотекаря должно быть высокое педагогическое мастерство. Нужно прежде всего любить людей, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывая особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, объясняя доходчиво и терпеливо. Помимо эрудированности, мы должны быть чуткими и отзывчивыми, всегда неизменно вежливыми и внимательными.

Контакт с читателем должен быть доверительным. Ведь положительное отношение к специалисту возникает не только и не столько потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседу, охотно помогать в выборе книг. Настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, эмпатия к другому человеку.

Общение с читателем – это обмен информацией. Помните ли вы, что 40% информации усваивается благодаря интонации речи, что помимо текста существует подтекст? К сожалению, «открытие» этих истин происходит порой в конфликтных ситуациях.
Слайд 8
Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при постановке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Личное обаяние и приятная внешность также необходимы библиотекарю. А хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность и чувство юмора ее сотрудников.
Слайд 9
Сегодня профессия библиотекаря рассматривается в широком социальном контексте. В нашей нынешней, весьма напряженной жизни люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения, для обретения душевного комфорта и равновесия.

В условиях глобальной информатизации все изменяется: меняются интерьеры, фонды, материально-техническая база, оснащенность библиотек. Но готовы ли к переменам сами библиотекари?..

Я не очень давно работаю в библиотеке. Но изучив эту проблему, мне стало интересно, почему до сих пор отечественный библиотекарь в глазах других предстаёт в образе серой мышки, почему выглядит не самым лучшим образом?

Характер изображения библиотекаря в художественной литературе и киноискусстве предстает отражением отношения к ним (то есть к нам, уважаемые коллеги) общества.
В отечественном кинематографе и литературе можно выделить следующие характерные образы библиотекарей:
1. Подвижник или святой. Это тип библиотекаря-праведника, думающего только о благополучии библиотеки, в которой он работает. Такие библиотекари видят цель своей жизни и счастье в том, чтобы сохранить книги для будущих поколений. Они безвозмездно и бескорыстно помогают людям, предоставляя им знания и информацию.

2. Идеалист, мечтающий приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному». Библиотекари данного типа мечтают перевоспитать своих читателей посредством серьезной литературы, заставляющей думать.

3. Бунтарь, революционер, не согласный с политической системой, взглядами и порядками, существующими в обществе. К сожалению, очень часто такие библиотекари рассматривают библиотеку лишь как вынужденное и временное пристанище.

4. Честный и бедный труженик. Самый распространенный тип отечественного библиотекаря.
В зарубежной литературе и кино образы библиотекарей несколько ярче и заметней. Тем не менее, писатели и режиссеры зачастую изображали и изображают библиотеку как символ крушения жизненных планов. (Ниже падать уже некуда.) Такие стереотипы сохраняются вплоть до 2000-х годов.

Сегодня в зарубежном искусстве образ библиотекаря стал гораздо интереснее. Нашего коллегу можно «повстречать» и в фантастике, и в любовных романах, и в остросюжетных фильмах, детективах, в мистике и даже в ужастиках…
Я хочу представить вашему вниманию подборку произведений отечественных и зарубежных писателей и режиссеров на данную тему.
Итак, ПРО КИНО.

Открывает нашу подборку фильм

«Библиотекарь» США, 2004 г. Режиссер Питер Уинзер.
Слайд 10

Получив приглашение на собеседование в столичную библиотеку, студент-ботаник Флинн Карсен даже и не думал, что эта работа станет смыслом его жизни. Однако, то, что предложили ему работодатели, сильно отличается от будничной работы библиотекаря, перебирающего карточки посетителей и расставляющего книги по полкам. Оказывается, у библиотеки может быть тайная сторона, скрытая от глаз обывателей…
Слайд 11
«Брак по расчету». Россия, 2002 г. Режиссер – Ю. Павлов. В ролях: Н. Курдюбова, Е. Стычкин.

Провинциальный библиотекарь была уверена, что браки совершаются на небесах. Но когда на ней и ее отце повис огромный долг, задумала срочно найти богатого супруга, который уладил бы все материальные проблемы. После многочисленных поисков героиня поняла, что может рассчитывать только на себя…
«Багровые реки». Франция, 2000 г. Режиссер: Матье Кассовиц.

Реми, потомственный библиотекарь престижного колледжа в Альпах, непосредственно в фильме не появляется – его зверски убивают еще до начала триллера. Однако выясняется, что именно сотрудник библиотеки был причастен к генетическим экспериментам в стенах колледжа... И библиотекарь выполнял свою роль, рассаживая читателей попарно, согласно составленной в ректорате схеме…
Слайд 12
«Блюз опадающих листьев». Россия, 2006 г. Режиссер: Александр Михайлов. В ролях: Евгения Добровольская, Илья Рутберг, Юлия Рутберг.

Молодая библиотекарь Ксения, до недавнего времени решавшая свои многочисленные семейные и финансовые проблемы, в один день становится обладательницей наследства – огромной квартиры, счета в банке и нового Мерседеса, а вместе с этим множества тайн и загадок. Ксения понимает, что в этой жизни ничего не бывает просто так…
«Влюблен по собственному желанию». СССР, 1982 г. Режиссёр: Сергей Микаэлян. В ролях: Евгения Глушенко, Олег Янковский.

Героиня фильма – молодая, милая, образованная, но малопривлекательная внешне библиотекарь Вера с никак не складывающейся личной жизнью. Случайно она сталкивается в метро с бывшим спортсменом Брагиным. Он бросил спорт, его бросила жена, он пропил все, что нажил за годы спортивной карьеры и работает на заводе токарем, что его совершенно не радует. Поговорив, герои приходят к выводу, что влюбиться можно по желанию, в человека, которого просто наметишь. И они решили опробовать эту теорию, построенную на аутотренинге и самовнушении…
Слайд 13
«Живет такой парень». СССР, 1964 г. Режиссер: Василий Шукшин. В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Александрова.

История про молодого алтайского шофера Пашу Колокольникова, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Балагур и шутник, Пашка любит пофорсить. Ему нравится Настя, местный библиотекарь, но девушка предпочитает ему заезжего инженера, который её-то своей ровней не считает.
«У озера». СССР, 1970 г. Режиссёр Сергей Герасимов. В гл. ролях: Н. Белохвостикова, В. Шукшин.

Библиотекарь Лена Бармина – главная героиня прогремевшего более 40 лет назад на всю страну кинофильма. «У озера» - это фильм-размышление об ответственности человека перед другими людьми, родной природой и окружающим нас миром. А еще это история любви.

Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1971 году.
Слайд 14
«Пистолет в сумочке Бетти Лу». США, 1992 г. Режиссер Аллан Мойли. В гл. роли: Пенелопа Энн Миллер.

Героиня американского комедийного детектива Бетти Лу Перкинс работает в тихой провинциальной библиотеке. Она обожает своего мужа – полицейского, но он слишком увлечен работой и не обращает на нее внимания. Однажды Бетти находит на речном берегу настоящий пистолет, кладет его в сумочку, а затем начинаются невероятные приключения.

В этом фильме показан бунт библиотечных работников, когда они, устав от своего беспросветного существования, монотонной работы и всеобщего равнодушия идут на рискованные действия.
Слайд 15
«Как пройти в библиотеку?» Россия, 2011. Режиссер Е. Малков. В ролях: Т. Бибич, Т. Черкасова.

Владелец сети ночных клубов Олег Баринов по пути на работу заезжает в районную библиотеку, чтобы отдать ненужные книги, которых дома у него накопилось много, а выбрасывать их на помойку ему не позволяет воспитание. В библиотеке он знакомится с Аллой - невзрачной, незаметной девушкой-библиотекарем, которая сначала не производит на него ни малейшего впечатления…
«Мумия» США, 1999 г. Режиссер Стивен Соммерс. В ролях: Р. Вайс, Б. Фрейзер.

Конечно, я не могла пропустить этот фильм, ведь его главная героиня Эвелин говорит: «Я горжусь тем, кто я есть… Я – библиотекарь!».

Эвелин не только библиотекарь, она еще и историк, лингвист, и она знает сложнейший древний язык, мечтает прочитать Книгу Мертвых. Именно благодаря знаниям Эвелин герои фильма побеждают вставшую из гробницы мумию.
Фильмы фильмами, но наша профессиональная судьба (а для многих она неотделима от личной) заключена все же в книге. Судьба библиотекаря – смотря в книгу, видеть в ней собственное отражение. Это накладывает определенный отпечаток и формирует особый образ, далеко не всегда однозначный.
Итак, далее – ОБРАЗ БИБЛИОТЕКАРЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 16
Василий Шукшин «До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума».

Это сказка-притча. Здесь ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгаритэ». Содержание телефонного разговора, который ведет героиня, не привлекает к ней поклонников, а совсем наоборот, делает образ женщины-библиотекаря примитивным и пошлым.

Лилия Беляева «Семь лет не в счет»

Библиотекарь в книге – честный и бедный труженик. Главный герой на семь лет уезжает зарабатывать деньги на Сахалин. За это время его жена Лариса превращается в типичную (по мнению автора) библиотекаршу с узлом волос на затылке и в бесформенном свитере: «Одна... утром, днем, вечером... Дома, в библиотеке. Книги, полки, книги...». В повести описываются и другие библиотекари. Это принципиальная заведующая читальным залом, а также две подруги Ларисы, для которых увидеть мир обеспеченных людей - все равно, что «слетать на Марс».
Слайд 17
Александр Володин «Идеалистка»

Автор не называет даже ее имени. Она – библиотекарь по профессии и идеалистка по жизни. Она изо всех сил верит в чистую и светлую любовь на всю жизнь, хотя знает, что многие легко сходятся всего лишь на неделю. В ее голове перемешаны истории любви - Офелии, Агафьи Тихоновны, Бедной Лизы, Анны Карениной и даже Дульсинеи Тобосской. И ни возраст, ни жизненные невзгоды никогда не изменят ее романтического восприятия мира. Потому что, как сказано в пьесе, «стыдно быть несчастливой».
Н.К. Горбунов «Доклад»

«Святость» библиотекаря приводит к трагикомическим ситуациям. Так, в рассказе библиотекарь искренне радуется за профессора, беззастенчиво использующего в своем выступлении редкие материалы, которые она собирала по крупицам в течение долгого времени.
Слайд 18
Илья Эренбург. «День второй».

Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой... Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша. Они не знали Натальи Петровны… Она подходила к ним и жалобно шептала: «Товарищи, пожалуйста, осторожней!» Она страдала оттого, что никто из этих людей не чувствовал к книгам той любви, которая переполняла ее сердце. Нескладно всхлипывая, Наталья Петровна говорила: «Книги – большая вещь! …их нельзя сжечь, их надо хранить...»
Ларри Бейнхарт «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло»

Университетский библиотекарь Дэвид Голдберг работает на эксцентричного пожилого миллиардера, последнее желание которого - оставить потомкам мемориальную библиотеку о себе и своих достижениях. Впрочем, самая запоминающаяся вещь в его деятельности, как случайно обнаруживает Голдберг - тайна большой политики, которая никогда не должна выплыть наружу. Это заговор по фальсификации президентских выборов! За главным героем, библиотекарем, систематизирующим архивную информацию, начинается настоящая охота.
Слайд 19
Роман Сенчин «Елтышевы»

Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится к полной гибели - библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая. Ни разу мы не увидим ее с книгой: такой привычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине. Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически она вспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается.
Александр Солженицын «Раковый корпус»

Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин – библиотекарь. Профессия библиотекаря в романе оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека, сделав его несчастным, сломленным полностью.
Слайд 20
Людмила Улицкая «Сонечка»

Людмила Улицкая написала яркий, удивительный образ библиотекарши Сонечки: «Целых двадцать лет, с семи до двадцати семи, Сонечка читала почти без перерыва. Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги.... Был у нее незаурядный читательский талант, а может, и своего рода гениальность. Отзывчивость ее к печатному слову была столь велика, что вымышленные герои стояли в одном ряду с живыми, близкими людьми...» .

О повести «Сонечка» когда-то напечатали в одном из наших профессиональных изданий. Автор статьи писала: «Сонечка» – это гимн нашей профессии, гимн в прозе, который надо читать стоя. «Сонечка» – наша честь и слава, …главная и любимая наша мысль о библиотекаре».

Мое мнение по поводу характера главной героини расходится с мнением автора этой статьи, и я думаю, что далеко не каждая из нас увидит в Сонечке образец для подражания и в профессиональном, и в личном плане.
Вера Калашникова «Ностальгия»

Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь, «говорит по-английски и по-французски... у нее собран большой материал для своей диссертации; надо только в немецких архивах немного порыться... Она умная, решительная современная женщина (тип нового русского библиотекаря), очень начитанная.

Ее ужасает окружающая бездуховность, наркомания, проституция. Разочарованная отечественной действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения… Повесть необычна и привлекает внимание тем, что в ней, в одной из первых в российской современной литературе, простой библиотекарь приравнивается к академикам, наделен большим интеллектуальным потенциалом.
И именно на этой высокой ноте мне хотелось бы закончить. Конечно, есть и другие образы, и множество других персонажей. Регламент нашего мероприятия не позволяет продемонстрировать все примеры образа библиотекаря, которые возможно обнаружить в художественной литературе и кино (приятно удивляет то, что их немало).

Как это ни странно, но социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет весьма спокойные профессии (например, библиотекарь), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, спасатели). Первые это делают из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а эмоции, между тем, рвутся наружу; а у вторых склонность к риску превращается в привычку.

Я не призываю вас играть в азартные игры, но хочу пожелать привнести этот азарт, огонь в душе, в нашу профессиональную деятельность; сохраняя традиции, постоянно желать нового. И тогда уже в скором будущем в кино и литературе появятся совсем иные образы российских библиотекарей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

У студентов 1 курса специальности «Библиотековедение» заочного отделения ТОККиИ прошла дискуссия на тему «Образ библиотекаря и библиотеки в художественной литературе» (дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»).

В центре внимания оказались весьма интересные и противоречивые образы библиотекарей русской и зарубежной художественной литературы.

Для разбора студенты взяли следующие произведения отечественных авторов, советского и постсоветского времени: Бабель И.Э. «Публичная библиотека» (Золотых К.С.), Лиханов А.А. «Детская библиотека» (Саморукова Е.С.), Георгиевская С.М. «Серебряное слово» (Берестова В.П.), Елизаров М.Ю. «Библиотекарь» (Петина Ю.Н.), Улицкая Л.Е. «Сонечка» (Подщеколдина И.В.).

Жанровым разнообразием отличались произведения зарубежных авторов, охарактеризованные студентами: Майрон, В. Дьюи. «Кот из библиотеки, который потряс весь мир» (Голодок Е.С.), Белл Логан «Библиотекарша» (Котухова А.С.), Терри Пратчетт «Посох и Шляпа» (Татарникова Ж.Е.) Ларри Бейнхарт. «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло» (Печникова О.В.), Ион Колфер «Очень страшная мисс Мерфи» (Котова А.Д.) Здесь и политический детектив, и женский роман, и детское фэнтези. Одни из авторов дают конкретную характеристику героини - библиотекаря, другие открывают внутренний мир библиотекаря через действие, зачастую на отвлеченную тему.

Художественная литература подробно и точно анализирует библиотечные стереотипы, позволяющие несведущему человеку представить место и роль библиотечной профессии в обществе.

Очень часто образ библиотекаря никак не соответствует нашему представлению о себе. Как показывают примеры из художественной литературы, библиотекарь – весьма неадекватный человек в глазах писателей, журналистов, то есть тех, кто озвучивает и одновременно предопределяет общественное мнение.

Тем не менее надо читать художественную литературу о людях своей профессии: здесь описаны и разобраны все психологические типы и ситуации. И нельзя говорить о развитии нашего профессионального сознания, пока мы не будем знать о себе достаточно.

 
Статьи по теме:
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме
Гадание на кофейной гуще: Женщина (Дама) — Значение
Беременность является абсолютно не похожим на другие состояния, в котором женщина, ввиду гормональных и других серьезных изменений, становится чувствительной, поддается сомнениям и переживаниям. На фоне таких процессов вопрос: можно ли гадать беременным
Что означает имя Дарья для ребенка: полная характеристика
Значение имени ДарьяМожно рассматривать несколько вариантов происхождения имени Дарья. Происхождение и значение имени Дарья до сих пор точно не установлено. Как женский аналог имени персидского царя Дария – в переводе «Огонь великий». С греческого Дарья –