Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи. Эразм роттердамский краткая биография

Роттердамский Дезидерий Эразм (1469-1536) - учёный Северного Возрождения, прозаик и переводчик, современники называли его князем гуманистов. Настоящее имя писателя - Герхард Герхардс (в переводе означает «желанный»). Ему принадлежит авторство греческого перевода Нового Завета с комментариями и критическим анализом. Учёный появился на свет 28 октября 1469 года в пригороде Роттердама Гауде. Большинство его работ были написаны на латыни. Эразм прославился благодаря своим свободолюбивым взглядам, он постоянно вступал в полемику со своими коллегами насчёт спорных доктрин. Также он был первым, кто применил критический анализ по отношению к священным писаниям.

Детство и образование

Будущий учёный был незаконнорожденным сыном священника. Его отец в юности влюбился в девушку, которая ответила ему взаимностью. Но родители хотели видеть сына исключительно в духовной карьере, и они разлучили влюблённых. Позже появился на свет мальчик, его назвали Герхардом. Родители умерли, когда ему едва исполнилось 13 лет.

Сначала Эразм обучался в местной начальной школе, но потом он перешёл в Девентер. В программу, разработанную «общежительными братствами», входили произведения древних классиков. Уже тогда Агрикола поражался способностям талантливого юноши.

После смерти родителей Герхард замкнулся в себе. Он стал боязливым, нервным и скрытным. Мальчик понимал, что не сможет построить полноценную карьеру из-за репутации отца. Поэтому он посоветовался с приятелями и учителями и решил отправиться в монастырь. В 1486 году Дезидерий уходит в Эммаусский монастырь и принимает сан священника. Там он проводит следующие 5 лет.

Несмотря на все старания, Эразм не был расположен к монашеской жизни. Всё свободное время он проводил за чтением книг, испытывая раздражение от бесед монахов. До конца жизни он с негодованием рассказывал об их бессердечности, пошлости и пьянстве.

Частые переезды

В 1492 году Дезидерий получил сан священника. В то же время ему удалось завоевать внимание влиятельных людей благодаря своей изящной речи и острому уму. После этого камбрейский епископ пригласил его в Рим для изучения богословия. Юноша с радостью согласился, предварительно получив разрешение на отъезд от монахов. Вначале он отправился в Париж, считавшийся тогда центром схоластической учёности.

Герхард не испытывал трепета перед французской системой образования. Он часто критиковал парижских богословов, обвиняя их в грубости и лицемерии. Это разочарование привело к тому, что учёный решил самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он отказался от духовной карьеры, стал преподавателем. Параллельно с этим Эразм выпустил первое сочинение под названием Adagia. В этот сборник он включил различные анекдоты и цитаты античных писателей. Гуманисты по всей Европе высоко оценили работу Роттердамского.

Через несколько лет писатель познакомился с молодым вельможей, он стал его воспитателем. Вместе они отправились в Англию, где Герхард уже был известен благодаря своим произведениям. Там он подружился со многими гуманистами, в частности, с Томасом Морром, Джоном Колетом и Джоном Фишером. До 1499 г. Эразм оставался в Оксфорде, совершенствуя своё знание греческого языка.

После возвращения из Англии учёный вёл преимущественно кочевой образ жизни. За несколько лет ему удалось побывать в Париже, Левене, Роттердаме и Орлеане. Во время путешествий Герхард написал сатирический трактат «Похвала глупости», это окончательно закрепило его славу среди гуманистов. Писателя неоднократно приглашали в Нидерланды и Англию, даже король Генрих VIII лично отправлял за ним людей. Но Эразм мечтал о поездке в Италию, и только в 1505 г. это желание сбылось.

В течение следующих двух лет Роттердамский путешествовал по Италии. Везде к нему относились с благоговением. Папа даже позволил учёному одеваться и вести себя так, как ему захочется, в зависимости от обычаев страны. После этого Эразм посетил ещё несколько городов, в их числе Турин, Болонья и Флоренция. Затем он отправился в Англию в третий раз, получив предложение преподавать в Кембридже и Оксфорде.

Последние годы

Писатель предпочёл остаться в Кембридже, где уже преподавал его коллега епископ Фишер. Герхард обучал студентов греческому языку, анализировал вместе с ними текст Нового Завета. Его методика обучения отличалась от педагогики других богословов, и это неизбежно вызывало критику. Своё отношение к приверженцам схоластики Эразм описал позже в «Похвале глупости». В 1513 г. писатель покинул Англию из-за некомфортного климата. На два года он перебрался в Германию, там состоялось их знакомство с Ульрихом Цазием.

Роттердамский всегда ценил свободу. Он стремился постоянно путешествовать, не оставаться долго на одном месте. С 1516 г. он жил в Базеле, там же был напечатан первый перевод Нового Завета на греческий язык. Эразм вёл переписки со всеми выдающимися учёными того времени, пользовался их уважением. Он написал ещё несколько филологических и богословский статей, важнейшей из них стала работа «Разговоры».

Роттердамского часто сравнивали с Лютером, но они преследовали совершенно разные цели. Учёный не собирался становиться вождём народа, его пугали любые серьёзные изменения и перевороты. В спорных ситуациях Эразм оставался сдержанным и молчаливым, он считал себя выше ссор из-за догматов. Для него честная и добропорядочная жизнь была важнее религиозных суеверий, поэтому писателя часто обвиняли в холодности.

Последние годы жизни учёный провёл в путешествиях. Безбедное существование ему обеспечил будущий император Карл Испанский. Он предоставил Эразму звание королевского советника, благодаря которому тот ежемесячно получал 400 флоринов. Никаких обязанностей на Дезидерия Карл не возлагал, поэтому писатель мог полностью отдаться науке. Его продуктивность существенно возросла, было издано ещё несколько работ.

Уже в зрелом возрасте Роттердамский посетил Брюссель, Лувен, Фрайбург и Антверпен. Но его здоровье постепенно ослабевало, поэтому пришлось осесть в Базеле. Там и прошли последние месяцы жизни Эразма. Он умер в ночь на 12 июля 1536 года.

Очень многие слышали хотя бы мельком имя величайшего ученого Эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского. Он намного перешагнул свое время, обладал уникальными познаниями в области философии и мифологии, политологии и социологии. Родился он в голландском городе Гауде, а умер в Швейцарии, в Базеле, за свою жизнь посетил десятки стран и городов, везде черпая из источника познания.

Но где бы он ни был и что бы не изучал, настоящим местом его обитания была – Античность. Он в совершенстве владел древнегреческим и латинским языками. Когда ему предложили читать лекции в одном из английских университетов, он выбрал Кембридж и читал лекции по богословию на основании настоящих текстов Ветхого и Нового Завета. Для того времени это было удивительно, поскольку существовало множество переложений и толкований всех библейских текстов.

Краткая биография

Очень интересна и поучительна биография философа. Он родился в 1469 году и был незаконнорожденным, считается, что некий католический священник согрешил со своей служанкой и от этой связи и родился будущий философ. Это состояние уже с самого младенчества закрывало ему пути в широкий мир, кроме того он родился в чрезвычайно бедной семье. Если вспомнить отношение к незаконнорожденным в то время, то сразу станет понятно, что ничего хорошего не ожидало такого ребенка. И единственное, что оставалось для молодого человека – это путь к Богу, в монастырь.

После эпидемии чумы 1485 года, во время которой скончалась его мать, Эразм со своим братом Питером приехали в город Гауда к отцу, но после его скорой смерти юноши попали в семью дальних родственников. Родичи настаивали на поступлении молодых людей в монастырь, и Эразм поступил послушником в августинский монастырь, где вскоре и принял постриг (христианский обряд принятия монашества или посвящения в духовное звание).

Таким образом, молодой Эразм посвятил свою жизнь богу. Жизнь в монастыре оставляла ему много времени для занятий языками и для изучения трудов знаменитых богословов и философов. Достаточно быстро этот юноша обратил на себя внимание блестящими способностями, отточенным греческим и латинским языком, превосходными манерами и способностями к логике и риторике.

Его проповеди не остались без внимания, и вскоре он получил могущественных меценатов. С их помощью он смог побывать во всех крупных городах Европы, где совершенствовался в философии и богословии.

Путешествуя по городам Англии, Эразм Роттердамский познакомился и подружился со многими философами – гуманистами, особенно близко сошелся с Томасом Мором, автором знаменитой книги «Утопия», повествующей о несуществующем острове Утопия, где в гармонии и счастье живут люди, построив новый совершенный мир.

В 1499 году после возвращения из Объединенного Королевства, философ путешествует по европейским городам: Париж, Вена, Орлеан, Роттердам. В 1505-1506 гг он смог посетить города Италии, о которых давно мечтал.

Старейший университет города Турина наградил Эразма дипломом почетного доктора философии и богословия. Папа Римский в знак особого благоволения разрешил носить светскую одежду той страны, в которой он в данный момент находится. Именно в это время была написана самая известная и популярная книга – сатира «Похвала глупости».

В 1513 году Эразм посетил Германию, в 1515 в последний раз побывал в Англии, стране, которую очень любил и в которой провел с пользой множество счастливых часов.

Вернувшись в Европу, философ поселился в Испании, поскольку король Испании, будущий император Священной Римской Империи Карл 1 предложил ему должность придворного советника. Это позволило ученому вести достаточно свободный образ жизни, не задумываясь о хлебе насущном.

Умный король вовсе не требовал от своего советника постоянного присутствия во дворце и философ не изменил своей страсти к путешествиям и побывал еще во многих городах Европы: Вене, Брюсселе, Антверпене и других.

Лишь в конце жизни Эразм обосновался в Базеле, где жил довольно замкнутой жизнью и умер в 1536 году на шестьдесят седьмом году жизни.

Философское учение

По словам самого философа, некоторые его произведения, принесшие небывалую популярность, написаны были «от нечего делать» в минуты отдыха. Например, самая известная его книга «Похвала глупости» только при жизни автора издавалась более сорока раз.

Автор считал, что эта книга будет вечной, поскольку вечна глупость человеческая. Даже самый мудрый из людей порой совершает глупые поступки, поэтому глупость можно считать двигателем прогресса. Книга – мягкая сатира, порой прорывается сарказм, а иногда мы видим иронию.

Философ мудро, но и не без улыбки, доказывает, что все беды человечества происходят от глупости людской. Конечно, современному читателю довольно трудно прочитать и осознать этот труд из-за огромного количества исторических имен и событий, а также богословской софистики, наполняющей роман, но поняв, идеи Эразма, невольно улыбаешься, соглашаясь с великим гуманистом, живущим в далеком 15 веке.

Одна из первых книг «Кинжал христианского воина»- для самого автора служила образцом поведения истинного христианина. По словам философа, настоящий христианин должен день за днем беречь и отстаивать свои ценности, бороться за них любыми способами и отвергать все соблазны.

Эразм, вслед за Лютером, считал, что следует упростить христианские обряды, обратиться к учению ранних христиан и понять, какие именно ценности заставляли их твердо выносить любые мучения и идти даже на казнь за свою веру.

Только строгие моральные правила, установленные самим Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения истинного католика. Главная же цель христианина – помогать ближнему и реализовывать идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений и схоластики.

Основные идеи философии Эразма Роттердамского

Интересно, что цитаты и афоризма великого гуманиста и философа актуальны и в наше время.

«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой»- сколько философ и поэтов и до и после него сравнивали образование со светом и давали понять, что только свет разума способен победить вселенскую глупость.

«Нет ничего невозможного для человека, имеющего твердую волю» — всей своей жизнью философ подтверждал это утверждение, поскольку в одной из первых книг он уже установил правила поведения истинного христианина и следовал своим заветам до конца жизни.

«Язык – лучший помощник для установления добрососедских отношений», Эразм считал что люди, обладающие рассудком и нравственными принципами, могут и должны обходиться без насилия и уметь договариваться.

«Счастье состоит в основном в том, чтобы смириться с собственной судьбой и научиться быть довольным тем, что есть»- величайшая мысль, старательно культивируемая многими философами во многих странах. Человек может быть счастлив по собственному желанию, для этого он должен научиться радоваться тому, что имеет и довольствоваться своим настоящим положением. Никакое богатство и знатность не дадут настоящего счастья, если нет в душе покоя и цели жизни.

Поскольку Эразм изучал труды авторов античности и был прекрасно знаком с их философией, то и его взгляды на этику имели несколько отличную от общепринятых в то время. Итальянские философы эпохи Возрождения считали, что каждый человек может быть центром Вселенной, но для этого он должен уподобиться своему Господу – Иисусу, понять и принять всей душой его учение и дословно исполнять Его заповеди.

Но современники философа, по его собственному мнению, далеки от совершенства, причем даже Церковь и Государство поддерживают неправедный путь своих прихожан. В своих религиозных взглядах философ причудливо соединил христианское учение и видение античных авторов универсальной религии, способной удовлетворить все духовные потребности.

Эдем, по мнению Эразма Роттердамского, напоминает Республику, описанную Платоном и Аристотелем в их трудах. Философ считает, что каноническая церковь в постоянной жажде наживы отняла чистоту помыслов у христиан. Теперь главное, что необходимо для истинно верующего – это добиться духовного очищения, отрешиться от ложных ценностей и следовать сердцем за Христом и точно выполнять заповеди Господни.

Надо сказать, что с теориями философа были не согласны не только католические священнослужители, но и протестанты считали, что ученый слишком упрощает теологию и дает большую волю самому человеку, ка хозяину своей судьбы.

Учение о педагогике

Учение Эразма Роттердамского построено на христианском «гуманизме», которое учит любить и уважать всех без исключения людей. Основные постулаты педагогики таковы:

  • Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
  • Только разум – основная движущая сила любого человека,
  • Поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
  • Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.

В Средние века очень мало говорили об особом мире ребенка и его потребностях. Философ же после большого перерыва (с античности) заговорил о том, что ребенку требуется правильное воспитание, которое должны осуществлять разумные родители и правильно подобранные учителя.

В процессе воспитания необходимо учитывать:

  • Возраст и физиологические особенности каждого ребенка и не требовать ничего, превосходящего его силы,
  • Склонности и способности каждого ребенка. Хороший учитель должен уметь распознать склонности, находящиеся в зародышевом состоянии и умело развивать их.

Учение философа о педагогике было для его времени чрезвычайно новым и революционным. Но его взгляды на воспитание не потеряли своей актуальности и по сей день.

Эразм Роттердамский доклад для 7 класса кратко про голландского ученого, гуманиста, богослова, писателя изложен в этой статье.

«Эразм Роттердамский» краткое сообщение

Эразм Роттердамский — является крупнейшей фигурой в северном Возрождении и за свои заслуги по праву получил прозвище «князь гуманистов». Ученый был первым, кто стал изучать тексты священных писаний с научно-критической точки зрения.

Будущий мыслитель появился на свет 28 октября 1469 года в городке Гауда, вблизи Роттердама. Он был незаконным сыном священника и его служанки. При рождении его назвали Гергард. Сначала мальчик учился в местной школе, после продолжил обучение в Нертогенбосхе, общине «Братья общей жизни».

В 13 лет потерял родителей. И из-за своего статуса «незаконнорожденного» принимает решение удалиться в монастырь. Он решает стать священником Августинского монастыря.

Роттердамский имел прекрасные интеллектуальные способности, широкий круг познаний, досконально знал латынь. Эти знания привлекали к нему влиятельных людей, и благодаря им Эразм покидает стены монастыря. Его нанял на работу епископ Камбре на должность секретаря. Покровитель в 1495 году отправляет бывшего священника в университет Парижа, чтобы он изучил богословие. Несколько лет Роттердамский прожил во Франции, а в 1499 году посещает Англию, где читает лекции в Оксфордском университете.

Взгляды Эразма Роттердамского отобразились в его работах. Первое значительное сочинение носило название «Адагии», которые издались в 1500 году. Ученый комбинировал и соединял идеи раннего христианства и античности. Кстати, «Адагии» принесли ему мировую известность. Он долго не жил на одном месте, а колесил, преимущественно, по городам Франции.

В 1504 году издается книга «Оружие христианского воина», в которой автор заклал основы своей небесной философии. Несмотря на то, что он был католиков, Эразм является предтечей Реформации.

После очередной поездки в Англию, судьба Эразма Роттердамского забрасывает в Италию в 1505 году. Здесь он прожил 2 года, получив степень доктора богословия в Туринском университете. Гуманист совершил третью поездку в Англию, которая ознаменовалась написанием выдающегося его сатирического произведения — «Похвала глупости». Памфлет опубликовали в 1509 году, и с этого момента Эразм Роттердамский вошел в число самых авторитетных богословов. Долгое время ученый преподавал в университете Кембриджа.

В 1513 году богослов уезжает на 2 года в Германию, путешествуя по ее городам. Но в 1515 году вновь возвращается в любимую Англию. Император Священной Римской империи, Карл Испанский, сделал его советником короля.

  • Эразм слыл натурой нежной, тонкой, легко ранимой, испытывающей потребность в согласии и дружбе, которая ненавидела раздоры. Он быстро и легко находил общий язык с разными людьми. Но, вместе с тем, богослов был обидчив, злопамятен, недоверчив, сварлив. Ближе к старости данные качества стали просто маниакальными.
  • Имел слабое здоровье. Ему посчастливилось вылечиться от подагры и болезни почек у самого известного врачевателя того периода — Парацельса.
  • Эразм не придавал особого значения, к какой национальности принадлежит человек.
  • Дружил с Томасом Мором, любил полемизировать с ними.
  • Большую часть жизни прожил в Англии.

Надеемся, доклад про Эразма Роттердамского, помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Эразме Роттердамском Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Дезидерий Эразм Роттердамский (1466-1536), знаменитый западный писатель и учёный, родился 27 октября 1466 в Роттердаме; он был побочный сын; отец и мать его умерли, когда он был еще 13-летним ребенком. Он учился в девентерской школе, и уже тогда Агрикола удивился его необыкновенным способностям. По совету опекунов и одного из друзей, Эразм на 20 году поступил в Эммаусский монастырь (близ Гауды). Он прожил там пять лет (до 1491 года). Но от природы он был нерасположен к монашеству, а то, что видел он в Эммаусе, развило в нем это отвращение. Он до конца жизни с негодованием говорил о сухости сердца эммаусских монахов, о пошлости их разговоров, об их обжорстве и пьянстве. Эразм с радостью принял приглашение епископа камбрейского ехать с ним в Рим. Но раньше чем епископ собрался в путь, Эразм, рукоположенный в священники, получил от монастырского начальства разрешение и пособие ехать в Париж для изучения богословия.

Схоластический характер преподавания в парижском университете не нравился Эразму; он говорил о парижских богословах: рассудок у них испорчен, язык варварский, манеры обращения грубы, жизнь лицемерна, слова ядовиты, сердце коварно. Эразм надеялся прожить своим трудом, отказался от монашеской карьеры, стал добывать пропитание себе частными уроками и литературной работой; это было тогда новостью. В своих сочинениях Эразм Роттердамский едко осмеивал лицемеров и обскурантов, омерзение к которым сохранил на всю жизнь.

Имя его уже пользовалось большой известностью, когда он поехал в Англию с молодым вельможей, воспитателем которого был; там он нашел себе друзей и покровителей в гуманистах Колете и Томасе Море . Некоторое время Эразм жил в Оксфорде и усовершенствовал свое звание греческого языка. Пробыв год в Англии, он в 1499 возвратился на континент и жил то во Франции, то в Нидерландах, занимаясь учеными трудами по классической литературе и по богословию. В это время Эразм Роттердамский издал свои знаменитые «Пословицы» (Adagia). Потом он поехал в Италию, прожил там несколько лет; гуманисты везде принимали его с почетом, как знаменитого товарища. По приглашению короля Генриха VIII , Эразм снова поехал в Англию и на пути туда написал начало своего знаменитого сатирического трактата «Похвала глупости », Encomium moriae. Он противопоставляет в ней здравый смысл ученым нелепостям и осмеивает пороки. Эта маленькая книга Эразма Роттердамского, изданная с рисунками Гольбейна , имела громадный успех и была переведена на все языки западных народов.

Глупость, могущественная богиня, произносит у Эразма речь в похвалу себе, описывает свое царство, перечисляет своих подданных. Ей служат государи и нищие, поэты и ораторы, юристы и философы. Но самые верные её слуги монахи, схоластические богословы, церковные сановники. Монахи считают невежество благочестием, грязь и попрошайничество великими добродетелями, и из-за важных вопросов о числе узлов на поясе, о цвете мантии, о величине капюшона забывают заповеди христианства. Христос на страшном суде скажет: «Откуда эти новые евреи? Я обещал царство небесное не тем, кто ходит в монашеском платье, читает молитвы, перебирая четки, а тем, кто совершает дела веры и любви». От монахов речь Глупости переходит к епископам, забывающим о благе своей паствы, думающим только о деньгах, именьях, роскоши, наслаждениях, и к папам, берущим на свою долю роскошь и удовольствие, оставляющим труды и заботы на долю апостолам Петру и Павлу.

Прижизненное (1515) издание «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского с рисунками Гольбейна

Эразм Роттердамский и теперь недолго прожил в Англии (до 1513). Он не хотел занимать никакой должности; ему нравились свобода и ученый досуг; несколько времени он разъезжал по разным городам континента, не останавливаясь нигде надолго; но с 1516 жил большею частью в Базеле. Там Эразм напечатал свое издание греческого текста Нового Завета, составившее эпоху в богословии. Он восстановил текст по сличению множества рукописей с глубоким знанием языка и гениальной критической проницательностью; сравнение вариантов и объяснительные примечания этого издания дали основу всем дальнейшим богословским исследованиям. Эразм Роттердамский пользовался тогда глубоким уважением ученых во всей западной Европе, вел обширную переписку. Из его литературных трудов этого времени особенно важны «Разговоры» (Colloquia), написанные превосходным латинским языком в тоне известного античного скептика Лукиана . Эта книга предназначена быть руководством к изучению хорошего латинского слога, в особенности разговорного; но в ней также разъясняется множество церковных, научных и общественных вопросов. Эразм написал тогда много филологических и богословских статей, издал много классических писателей с примечаниями, писал примечания к изданиям сочинений отцов церкви.

Своими трудами Эразм Роттердамский подготовил Реформацию . Потом говорили даже, что «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». Но научный интерес был для Эразма выше религиозного, филологический выше догматического, и крутые перевороты не нравились ему, потому с началом церковной реформы он отстранился от Лютера .

Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523

Человек небольшого роста, слабого сложения, обыкновенно державший глаза опущенными, слушавший и говоривший с улыбкой, боязливый, вздрагивавший при слове «смерть», Эразм Роттердамский не был создан для роли вождя народных движений. При споре Рейхлина с обскурантами он уже держал себя молчаливее, чем следовало бы защитнику науки. Лютер совершенно не нравился Эразму, считавшему бесполезными ссоры из-за догматов, ожидавшему пользы от научного просвещения высших сословий. Он советовал противникам церковных злоупотреблений действовать умеренно и надеялся, что церковная иерархия сама произведет необходимые улучшения. Эразм Роттердамский уклонялся от сношений с реформаторами, не принял к себе Гуттена , бежавшего в Базель, и подвергся резким упрекам его. Но и противники реформации порицали Эразма за его холодность к борьбе их с реформаторами, говорили, что он выковал оружие для Лютера. Чтобы показать, что он чужд делу Реформации, Эразм писал против принятого Лютером учения Августина о предопределении. Обе враждовавшие между собою партии были враждебны Эразму; но католики все-таки считали его своим.

Эразм Роттердамский умер 12 июля 1536. Настроение его мыслей было философско-языческое, а не христианское. Он вел безукоризненную жизнь; ум его был свободен от религиозных суеверий. Он считал честную жизнь достаточной для душевного спокойствия. Набожности в Эразме не было совсем.

Крупнейшим гуманистом всего Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Получив первоначальное образование на родине, в Голландии, в школе «братьев общей жизни», в Девентере, Эразм провел шесть лет в монастыре, где продолжал увлекавшие его занятия древними языками. Знакомство с сочинениями итальянских гуманистов, особенно с работами Лоренцо Валлы, дало стимул его переходу с позиций «нового благочестия» на позиции гуманизма.

Он продолжал свое образование в Париже, несколько лет жил в Англии, совершенствовался в греческом языке и издавал работы в Италии, но больше всего был связан, надолго поселившись в Базеле, с немецким гуманизмом. В отличие от сторонников Цельтиса, он предпочитал национальному энтузиазму позицию «гражданина мира», а естественным и математическим наукам - литературно-филологические и широко понятые религиозно-этические вопросы.

Размах его издательской и комментаторской деятельности был беспрецедентен: он публиковал не только многих греческих и римских классиков, но и собрания сочинений «отцов церкви», в том числе восточных, и других раннехристианских писателей. Особое значение имело его издание очищенного от искажений греческого текста Нового Завета с новым латинским переводом, который исправлял ошибки канонизированной церковью Вульгаты.

Эразм систематизировал и развил разработанные итальянскими гуманистами метод и конкретные приемы критики текста, способы его аллегорического толкования. Он использовал их не только в трудах религиозно-философского характера, но и в издании компендиума античной мудрости - сборника более чем трех тысяч пословиц и поговорок древних авторов, снабженных его собственными комментариями.

В противовес схоластике, которую Эразм остро критиковал (хотя и не изжил полностью зависимости от нее), он интересовался не вопросами трансцендентности божества, а путями практического благочестия. Его основу он видел в осознании человеком божественного начала, скрытого в земном мире и проявляющегося в духовно-нравственной жизни людей. В этом учении, главные черты которого нашли выражение уже в ранней работе Эразма - «Наставление христианскому воину» (1501), сплетались мистические представления и зарождающийся рационализм.

Идеи Эразма, особенно его антропология, способствовали развитию пантеистических тенденций философии XVI в. Лучшие интеллектуальные, моральные,волевые качества человека, совершенствование его естественных сил и способностей Эразм оценивал как проявление в человеке действия божественного духа. Он придавал важное значение образованию и воспитанию в их единстве - они восполняют «пробелы, оставленные природой», дают возможность человеку «раздвинуть границы своего жребия».

Обосновывая необходимость руководствоваться разумом, сознательно следовать в практической жизни законам благочестия и высокой нравственности, которые отождествлялись Эразмом с учением Христа, он использовал гуманистически трактованное понятие «подражания Христу», а свою позицию в целом называл «философией Христа».

Отсюда представления Эразма, принадлежащие к центральным в его творчестве, - право считать христианским «все то истинное, с чем ты когда-либо сталкивался». Такой подход позволял искать образцы подлинной мудрости и добродетели вне рамок ортодоксального католицизма у представителей разных времен и народов, у людей различных исповеданий, в творчестве античных языческих авторов.

Догматическая определенность христианства в трудах Эразма размывалась, достижения языческой культуры уже не рассматривались как нечто враждебное христианству, напротив, они понимались как основа дальнейшего развития культуры человечества. Усвоение и распространение гуманистической образованности обретало, таким образом, роль первостепенной добродетели истинного христианина.

Хотя Эразм спешил оговорить, что светское образование лишь приуготовляет к восприятию высших теологических истин, в своих произведениях он концентрировал всю силу таланта и широчайшую эрудицию на пропаганде гуманистической культуры.

В своей «философии Христа» Эразм утверждал, что личные идеалы и действия человека должны согласовываться с нравственными законами «общего блага», исключающего эгоистическую узость индивидуальных или групповых интересов. В «Наставлении христианскому воину» он подчеркивал, что такова должна быть этика и властителя, и его подданных, взаимно готовых идти на компромиссы ради мира и общего блага.

В конкретной критике современного общества с позиций этого теоретического и практического учения Эразм выступал как беспощадно-ироничный обличитель невежества и пороков всех сословий, прежде всего клира и монашества, противник формализма и обрядоверия в церковном благочестии.

Все это, включая язвительные насмешки Эразма над бесплодными хитросплетениями схоластики, суевериями, многими сословными предрассудками, воспринималось в обстановке надвигавшейся Реформации как смелая атака на существующие церковные, а отчасти и общественные порядки.

Эразм обращался не только к религиозно-философским, но и к основным политическим вопросам своей эпохи. Он надеялся исправить недостатки общества путем распространения новой культуры и образования, перестройки духовной жизни людей. Это должна была быть, по его словам, «мирная победа».

Он резко выступал против междоусобных войн и, признавая необходимость защиты отечества, решительно осуждал войны как метод решения спорных вопросов, видел в них народное бедствие, препятствие развитию культуры.

Просвещение общества Эразм считал панацеей от множества присущих ему зол и бед, и не случайно именно педагогика в неразрывной связи с этикой стала стержнем всей деятельности гуманиста.

Многостороннее творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру XVI в., сильное влияние его ощущалось и в XVII столетии. Его произведения считались образцами красноречия и элегантной латыни. Привлекала живая непринужденность его общения с читателем, богатство интонации, любовь к тонкой шутке, умение вовремя использовать античный афоризм или пример из Священного Писания.

Особенно популярными в веках стали его шедевр социальной и нравственной критики - «Похвала Глупости», в которой сочетаются сила сатиры, ирония, изящество стиля, а также своеобразная энциклопедия его педагогических и этических идей - цикл диалогов «Домашние беседы» («Разговоры запросто»).

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме