Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ффнр. занятие. звук и буква э

Методическая разработка конспекта ло гопедического занятия по теме « Звук и буква Э »

Цель: познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э

Задачи:

Обучающие:

познакомить детей со звуком Э,

давать характеристику звуку,

определять количество слогов в слове,

определять ударный звук,

уметь придумывать слова с данным звуком,

формировать навык чтения

Р азвивающие :

развивать звуковой анализ и синтез,

развивать фонематический слух,

развивать память, внимание, связную устную речь, мелкую моторику рук

В оспитательн ые:

воспитывать коммуникативные навыки,

воспитывать чувство сопереживания, сострадания к близкому,

формировать правила поведения в ситуациях «Один дома», «Я потерялся»,

умения работать в коллективе

Тип урока : Урок изучения нового материала

Форма урока: урок — путешествие

Формы работы : индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии:

соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм;

чередование труда и отдыха (разминки);

соблюдение светового режима

Оснащение урока : компьютер, мультимедийное оборудование, предметные картинки, раздаточный материал

Класс: 1 а

Продолжительность урока: 40 мин.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада всех вас видеть. Пора занятие начинать, пора на мои вопросы отвечать. На место сядет тот, кто скажет: какое время года на дворе, время суток, день недели, месяц,число.(каждому ребёнку задаётся вопрос по уровню сложности. Как показывает практика, самый сложный вопрос- это про время суток).

Молодцы, все сидят на своих местах, а, значит, вы все ответили на мои вопросы правильно.

Основная часть. Тема занятия

Имитирую стук в дверь.

— Ребята, что надо спросить, когда стучат в дверь? (Дети: «Кто там?»)

— А можно ли открывать дверь, когда вы одни дома? А когда вы не одни дома? Как лучше поступить в такой ситуации? (Дети: «Позвать взрослого».)

— Ребята, сейчас вы не одни, и с вами я, взрослая. Давайте откроем дверь. Ой, да тут… Отгадайте загадку, кто?

Носит юбочки и платья,

Любит куклами играть.

Мама вовсе не сыночком,

Дочкой будет называть.

(Дети: «Девочка»)

— К нам в гости пришла девочка. А что это с ней? (Дети: «Она плачет»).

— А почему она плачет? Что с ней случилось? (Ответы детей из личного опыта).

— Что же мы будем делать? (Дети: «Поможем ей»).

— Правильно, ребятки. А чтобы помочь, нужно узнать, что же с ней случилось, как ее зовут. Давайте познакомимся с девочкой. Какой вопрос нужно задать? (Дети: «Как тебя зовут?»)

Расставляю картинки с изображениями предметов: эскимо, морковь, мак, автобус.

— Угадайте имя девочки по первым звукам предметов, изображенных на картинках,

Ребятки, какой звук мы слышим в начале слова «Эмма». Как вы думаете, с каким

звуком мы будем сегодня знакомиться? (Дети: «Со звуком э»)

Какой он? (Дети: «Звук [э]. Он гласный»).

— Ударный или безударный звук [э]? (Дети: «Ударный»).

Игра «Поймай звук»

У меня все слова закончились. Придумайте сами слова со звуком [э]. Где мы слышим звук [э] в слове? (Работа с раздаточным материалом, схема слова – птичка, звук — кружок)

— Молодцы.

— Посмотрите, вот так звук [э] обозначается буквами: печатной и письменной, прописной и строчной. (Показ картинок).

На что похожа буква «э»?

Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится,

Сходство есть наверняка,

Только нет языка.

— Эмма, что же с тобой случилось?

Девочка: «Ай, ау-ау-ау, папу с мамой не найду» (заучивание с детьми: грустно, тихо, громко).

— Так что с ней случилось, ребята? А где еще можно потеряться? Что надо делать, чтобы нигде не потеряться?

— Молодцы, вы знаете, что делать, а вот маленькая Эмма не знала. И вот, что с ней случилось..

III. Закрепление изученного материала.

Пошла Эмма в лес за грибами. Идет она по первой дорожке:

Чтение с детьми букв, слогов (дифференциация: буква и слог, сколько слогов, сколько букв мы видим, гласный и согласный, придумывание слов на букву, слог, нахождение на тропинке слова, характеристика звука [э]).

Шла-шла, но грибов не нашла.

Пошла Эмма по второй дорожке:

Шла-шла и вот это нашла:

Ксковатор

— Какую букву съели волки? Сколько слогов в словах? Какие гласные в них ударные?

— Помогла Эмма словам, а грибов не нашла. Пошла Эмма по третьей дорожке, увидела здесь зайчика.

Физминутка:

Зайка серенький умывается,

Зайка серенький в гости собирается,

Вымыл ушки, вымыл глазки,

Вымыл ротик. Вымыл носик,

Вымыл хвостик и бегом попрыгал в гости.

— Убежал зайка да оставил книжку с ребусом. Давайте отгадаем его:

Э

(Дети прикрепляют буквы магнитами в клетки, но сначала эта работа проводится по рядам на столах, командами).

— Поиграла Эмма с ребусом и вдруг поняла, что заблудилась. Села она на полянку и громко заплакала, и случилось с ней дальше в лесу вот что…

Просмотр мультфильма «Эхо», используя мультимедийное оборудование.

— Ребята, так, кто помог Эмме? (Дети: «Эхо»)

— А что обычно делает эхо? (Дети: «Повторяет за всеми»)

Игра «Эхо»

IV. Итог занятия

— Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? Что с ней случилось? Куда мы вместе с Эммой путешествовали? Какой звук принесла Эмма? Дайте ему характеристику? Ребята, вы все так Эмме понравились, и она хочет вам всем подарить подарки (листочки-раскраски с предметами на Э). А что вам больше всего понравилось сегодня? Будем еще когда-нибудь путешествовать? А сейчас, ребятки, наше путешествие закончилось, встали красиво и попрощались.

Решила взять разработку конспекта именно по этой теме, так как считаю, что на букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [э], буквы Э, э.

Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.

Задачи:

Образовательные: П родолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.

Развивающие: Развивать навыки звукового анализа. Развивать зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Материал: презентация-5 мин.

Словарная работа: страус эму.

Индивидуальная работа с Алиханом - учить давать полные ответы.

Ход НОД

1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.

2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

3. Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем )

Какими бывают звуки?

(Гласные и согласные)

Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )

Каким цветом обозначаются гласные? (красным)

Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Вспомните стишок про гласные звуки.

Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.

Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)

Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)

Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)

Вспомните стишок про согласные звуки.

Все согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь

4. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля (слайд № 1)
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки»
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ

ЭП-ОП -АП УП-ЭП-ОП ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП ЭП-АП-ЭП ОП-УП-ЭП
6. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Э].

А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице и видит едет...(экскаватор) (слайд № 2) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?

7.Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).
8. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля? (слайд №3)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
9. Физминутка
10 . Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. (слайд №4) - Каких животных вы видите в зоопарке? (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить. (слайд № 5) Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 6)
-Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова. Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?

11 . Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. (слайд № 7). Что в нем продают? (электроприборы)

- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине... Что она купила? (слайд №8)
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
12. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э]. (слайд № 9)
- На что она похожа? (слайд №10)
Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун - буква Э!
Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.

13.Пальчиковая гимнастика
14. Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)

15. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. (слайд № 12)
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?

16. Рефлексия.

Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.


Тема : «В гостях у звука [Э]».

Задачи:

· познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;

· развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;

· закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы , делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;

· упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;

· воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование : касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.

Ход

I . Организационный момент.

(На столе разложены игрушки )

Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)

-Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.

II . Вступительная часть.

Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )

Чем отличаются звуки от букв?

Какими бывают звуки?

Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)

Какие звуки называют согласными?

Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)

Игровое упражнение «Назови парный звук»

Цель: закрепить знание парных согласных звуков.

Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.

Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т

III . Основная часть.

1.Знакомство с новым звуком.

Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:

Эрик с дедушкой гуляли в лесу.

Эрик громко крикнул: «э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».

Кто там кричит? - спросил Эрик.

Это эхо,- сказал дедушка.

Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)

А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)

Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э] .

Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)

Почему вы так думаете?

2.Артикуляция звука [Э].

Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.

Как повторял Язычок? (Дети повторяют звук [Э] .)

3.Игровое упражнение «Услышь звук»

Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.

Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].

(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)

4.Знакомство с буквой Э.

Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):

Э

Это - Э:

С открытым ртом

И большущим языком.

(Г. Юдин)

5. Написание буквы в воздухе . - Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,

Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»

На работу им пора. .
Методические указания:
Разгибаем пальчики, начиная с большого

Расставить пальчики пошире

Произвольно пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли .
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).

Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

Конверт 1, задание 1.

Игровое упражнение «Составь картинку»

Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.

Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.

Конверт 2, задание 2.

Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».

Цель : развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.

Ход : В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.

Бабочка


Экран


Гроза

Эскимос

Зрительная гимнастика

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).

Конверт3, задание 3.

Работа в разрезных азбуках.

1. На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это?., (эскимо)

Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.

Звуков 6, букв 6.

2. В тёмном бору, за любою сосною

Прячется дивное диво лесное

Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,

Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)

Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.

Звуков 3, букв 3.

Конверт 4, задание 4.

Игровое задание «Подели на слоги».

Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Ход: В-ль раздаёт индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.

Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.

III . Итог.

Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?

Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.

Рефлексия:

· дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат

· дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат

· дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»


Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Светлана Арсентьева
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук Э и буква Э»

­ Учить детей на слух определять звук Э в ряду гласных;

­ Знакомить с буквой Э э;

­ Работать с обобщенным значением слов;

­ Упражнять в образовании прилагательных от существительных (лисий хвост и т. п.);

­ Развивать пространственную ориентировку;

­ Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Оборудование: набор демонстрационных картинок; маски диких животных; зеркала; погремушка, рисунок домика,магнитная доска, колокольчик, фонограмма музыки движения животных (лиса, заяц, белка, волк, медведь)

Ход занятия:

Звон колокольчика.

В. : Э-э-э! Проснитесь побыстрей!

Собирайтесь в путь скорей!

Чтобы было веселей,

Надо нам найти друзей!

Ребята, мне сегодня приснился странный сон. Какое-то непонятное существо нас всех пригласило в гости. Поедем? (ответы детей). Конечно же, мы поедем и поедем мы на лошади. Встаем друг за другом. Двигаемся с подскоками, прищёлкивая языком. Ну что ж,поехали.

В лес поеду на лошадке, теремочек отыщу. (ходим по группе вдоль столов)

­-Тр-р-р! Первая остановка Дождинкино. Как дождик капает? (кап-кап-кап, кап-кап-кап). Давайте все вместе отхлопаем ритм капелек. (///, ///)-3 раза. Поехали дальше с подскоками, прищёлкивая языком.

­-Тр-р-р!Вторая остановка Дорожкино. Отхлопываем ритм топота топ-топ/топ топ-топ/топ (//-/, //-/)

­-Тр-р-р!Третья остановка Болотное. Наши ноги засасывает трясина. Отхлопываем ритм: чап/чап-чап, чап/чап-чап. (/-//, /-//)

­-Тр-р-р!Вот и станция Громово.

Отхлопываем ритм: бах-бах/бах, бах-бах/бах. (//-/, //-/)

Подходим к магнитной доске с нарисованным домиком.

Шли мы, шли, к теремочку подошли. Пальчиковая игра:

Стоит в поле домок (ладони сложить уголком- «крыша»)

Из трубы идёт дымок, (скрестить пальцы)

Он не низок, не высок (не разъединяя пальцы,опустить руки вниз,ладони смотрят в пол, поднять руки вверх)

На дверях висит замок («замок»)

Пальчиковая игра «Замок»

Подули, подули, подули на замочек,

Покрутили, покрутили, покрутили замочек,

Постучали, постучали, постучали замочком,

Подергали, подергали, подергали

И открылся наш замочек.

Ну, вот и открыли мы замок. Проходите в домик, присаживайтесь. (дети рассаживаются)

В. : Странно, но дома никого нет. Ребята, давайте с хозяином поздороваемся, может он нам ответит.

В. : Ой! Кто же это нам отвечает? (Ответы детей).

Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать и узнаете, кто хозяин этого дома.

Я молчу – оно молчит.

Я кричу – оно кричит.

Ну потеха, ну потеха!

Дразнит нас с тобою… (Эхо). (Ответы детей)

В. : Конечно же ЭХО. Эхо к нам приготовило сюрприз. Видите письмо? Давайте посмотрим, что в конверте. А в конверте картинки. Мы с вами их рассмотрим. (Дети по очереди достают картинки из конверта)

На наборное полотно выставляются по одному картинки на звук Э.

Назови, что нарисовано на картине?

На какой звук начинается слово?

Где находится звук Э: впереди, в середине или в конце?

Есть ли в этом слове еще звук Э? где он находится?

В. : Ребята, вы догадались, про какой звук мы будем сегодня говорить?

Правильно, это звук Э.

Возьмите зеркала. Посмотрим, как у нас у всех получается звук Э.

Что делают губы?- Губы улыбаются.

Что делают зубы?- Зубы виднеются, между верхними и нижними зубами щелочка.

Где находится широкий кончик языка?- Широкий кончик языка упирается в нижние резцы.

Где находится спинка языка?- Спинка языка поднята и слегка напряжена.

Как выходит воздух при произношении звука Э?- Воздух выходит свободно и плавно. Нет препятствий на пути потока воздуха.

Звук Э поется. Значит звук Э какой: гласный или согласный звук? (ответы детей).

Игра на внимание.

В. : А давайте поиграем. Уберите зеркала и приготовьте ладошки. Я буду произносить гласные звуки, а вы, услышав звук Э, хлопаете один раз в ладоши.

В. : Ребята, я хочу вам открыть одну тайну… Звук Э обозначается знаком-буквой Э. А на что она похожа? (ответы детей)

В. : Ребята, кажется, ЭХО заскучало. А давайте мы его развеселим.

1,2,3,4,5- начинаю колдовать,

Начинаю колдовать, деток в зверя превращать. (детям раздаются маски диких животных).

Игра на внимание. Включается по очереди музыка движения животных. Дети под музыку определенного животного выполняют характерные этому животному движения. (Лиса, ежик, заяц, волк, белка, медведь).

Игра «Прятки»

1,2,3,4,5, будем в прятки мы играть. (звучит музыка, дети разбегаются и прячутся за стульчики). Воспитатель подходит к каждому ребенку задает вопрос, а ребенок отвечает.

­ это чье ухо торчит? – медвежье ухо торчит

­ Чей хвост виднеется? – лисий хвост виднеется

­ Чей нос я вижу? – вы видите беличий нос.

­ Чья лапа виднеется?- заячья лапа виднеется…

Игра «Где ты прятался и откуда вылез?»

Детям задаются вопросы:

Где ты прятался? Откуда вылез медведь? (В ответах используются пространственные предлоги – в, на, за, под, с, из-за, из-под)

Игра «Назови свое имя»

В. : Всех ли мы нашли, никого не потеряли? Я иду, иду, иду, погремушку я несу, погремушку ты возьми, свое имя назови. (Детям дается погремушка. Дети по очереди отстукивает по слогам свое «имя»животного: ли-са, за-яц, мед-ведь, лось, бел-ка)

Пальчиковая игра.

Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком)

Вот это – ворота, вот это – «замок», ладони поставить перед собой-

Вот это – окошко, вот это- труба («очки», руки поднять вверх)

Все дикие звери скорее сюда. (руки вперед, хватательные движения)

Лось здесь рогатый, (ладони скрестить)

И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)

И ёжик колючий, (переплести пальцы)

Бельчонок прыгучий (2 хлопка)

Здесь серенький зайчик (ушки из пальцев левой руки)

Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)

И серый волчонок («когти» из пальцев левой руки)

И серая мышка. («мордочка» из пальцев правой руки).

Всех мы нашли, никого не потеряли.

1,2,3,4,5 начинаю колдовать,

Начинаю колдовать, в деток превращать зверей

(Дети снимают маски диких животных).

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Э- какой звук- гласный или согласный? Почему мы этот звук называем гласным?

Назовите предметы на звук Э.

Молодцы. Хорошо мы сегодня поработали, а теперь пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с Эхом.

Дети: До свидания!

Эхо: До свидания-я-я!

Садимся на лошадку.

На лошадке, на лошадке покататься я хочу,

В сад любимый на лошадке возвращаемся опять.

(Движения с подскоками друг за другом, прищёлкивая языком).

 
Статьи по теме:
Ликёр Шеридан (Sheridans) Приготовить ликер шеридан
Ликер "Шериданс" известен во всем мире с 1994 года. Элитный алкоголь в оригинальной двойной бутылке произвел настоящий фурор. Двухцветный продукт, один из которых состоит из сливочного виски, а второй из кофейного, никого не оставляет равнодушным. Ликер S
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...