Худ матисс. Художник анри матисс - вернисаж: мир красок классический - искусству быть - каталог статей - линии жизни

Творчество Анри Матисса (1869-1954) сыграло ключевую роль в формировании фовизма, нового направления искусства, где не объем и очертания, а яркий интенсивный цвет с локальными оттенками занял главенствующую роль. Матисс — изобретатель современного художественного метода, определенного стандарта, ставшего главным приемом изобразительного искусства XX столетия.

Рассказать кратко о слишком насыщенной и богатой творческой жизни Матисса практически невозможно. Потому в статье, главным образом, будут рассмотрены периоды становления художника и выработки его особого стиля. Также речь пойдет о самом значимом отрезке творческого пути, когда были созданы лучшие его произведения. Будут продемонстрированы фото Анри Матисса и его знаменитые картины.

Юность

Анри родился в Пикардии, северной области Франции, в семье преуспевающих торговцев-лавочников. Предполагалось, что он, как старший сын, унаследует дело своего отца. Однако, окончив пятилетний курс средней школы и лицей, юноша в 1887 году отправился в Париж, чтобы поступить в Школу юридических наук. Через год обучения, получив право работать в области юриспруденции, 18-летний Матисс вернулся в Пикардию, где в Сен-Кантене устроился клерком у местного присяжного.

К рисованию он приобщился совершенно неожиданным образом. В 19 лет Анри перенес операцию по удалению аппендикса. Чтобы молодой человек не скучал в период двухмесячного выздоровления, мать, подрабатывающая росписью по фарфору, принесла ему в больницу бумагу и карандаши для рисования. Матисс копировал открыточные изображения и настолько увлекся этим занятием, что решил тщательнее изучить художественное мастерство. Не оставляя юридической деятельности, он поступил в школу, где преподавали рисунок для текстильных чертежников. С 1891 года модой человек окончательно оставил юриспруденцию и уехал в Париж учиться живописи. Так начался долгий и яркий путь художника Анри Матисса.

Годы учебы

В Париже Анри становится студентом Академии Жюлиана. Учреждение давало хорошую подготовку для конкурсных испытаний парижской Школы изящных искусств, самого авторитетного во Франции художественного учебного заведения, куда Матисс поступил только в 1895 году. Там он был принят в мастерскую художника-символиста Гюстава Моро. На курсе известного профессора и преподавателя вместе с Анри Матиссом учились Жорж Руо, Альбер Марке, Шарль Камуан, Анри Эвенепул и Анри Манген. Эта группа однокурсников станет основоположниками новаторских изобразительных приемов и прогрессивного направления живописи.

В высшей школе изящных искусств, цитадели французского классицизма, образование Матисса основывалось на традициях академического рисунка и живописи, что включало копирование лучших музейных произведений. Начинающий художник провел много часов, воспроизводя шедевры Лувра, особенно старых голландских и французских мастеров.

Произведения Матисса 1890-1902 годов, натюрморты и пара первых пейзажей, созданы в духе реализма и написаны в темной, приглушенной гамме. На выставке Салона 1896 года из пяти картин Анри Матисса два его полотна, включая «Читающую женщину» 1894 года, приобрело государство для Шато Рамбуйе, летней резиденции французского президента.

Знакомство с теорией цвета

В 1896 году Матисс провел лето в Бретани, на острове Бель-Иль, где познакомился с австралийским художником-импрессионистом Джоном П. Расселом, жившим на острове с семьей в своей усадьбе. Рассел, которому на тот момент исполнилось 43 года, был талантливым и уже состоявшимся художником. Он дружил с Огюстом Роденом, нередко работал вместе с Клодом Моне, около десятка лет был близко знаком с Винсентом Ван Гогом и хорошо знал его творчество. Рассел собирал работы Эмиля Бернара, ван Гога и некоторых других современных мастеров, с произведениями которых познакомил Матисса, и открыл ему теорию цвета, разработанную импрессионистами. То лето было переломным моментов для творчества Анри Матисса. Цвет стал главным фактором его произведений, вечным источником вдохновения и поисков.

Период импрессионизма

Матисс пробовал работать в технике импрессионизма с 1895 года, пытаясь посредством цвета вылепить форму, пространство и объем. Но выйти за рамки зеленовато-коричневой, серо-голубой гаммы и перейти к чистым ярким цветам ему не удавалось. Начиная с лета 1896 года, в его произведениях постепенно появляются светлые и яркие тона, ощутимым становится воздушное пространство.

Живопись Матисса 1896-1899 годов наполнена светом, прозрачной и легкой атмосферой, его творения жизнерадостные, выразительные, живые. Это многочисленные натюрморты, интерьерные сцены, ландшафты Корсики с ее оливковыми рощами, пейзажи Бретани и острова Бель-Иль, куда художник возвращался в 1897 году.

Неоимпрессионизм

С 1899 года можно заметить, как Матисс значительно упрощает форму изображения, обозначая ее сильными широкими мазками или контрастными контурами, все чаще используя локальные, лишенные оттеночных вариаций цвета. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.

Летом 1904 года для работы в естественных условиях Анри уехал в Сен-Тропе вместе с Полем Синьяком, который с 1889 года работал точечными мазками в технике пуантилизма (дивизионизма). Отказ от смешения красок на палитре, когда визуальный эффект объема и тонального перехода достигался только путем нанесения основных цветов мелкими раздельными мазками, вдохновил Матисса.

Он пробует себя в подобной технике и в 1904-1905 годах создает ряд работ, среди которых лучшей считается «Роскошь, покой и наслаждение». Его живопись этого периода яркая, но разбавленные белилами цвета менее интенсивные и создают ощущение прозрачности. Увлеченность Анри пуантилизмом совершенно проходит через пару лет, он находит свой собственный стиль, которому следует до конца жизни. Однако в период 1897-1905 годов художник создал свои самые яркие, колоритные и жизнерадостные произведения.

Фовизм

К 1905 году Матисс еще более существенно упрощает форму, и его главным выразительным средством изображения становится цвет. Художник во многих работах отказывается от свето-теневой градации. С 1906 года в его сюжетах появляется много портретов. Анри Матисс часто рисует свою супругу Амели Парейр и внебрачную дочь Маргариту, живущую в его семье.

1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Лето он проводил в небольшой деревушке Кольюре на средиземноморском побережье вместе с художниками Морисом Вламинком и Андре Дереном. Товарищи выработали новый стиль, который уже отчетливо просматривался в последних работах Матисса: плоские формы с резкими, порой контрастно очерченными контурами, интенсивные чистые цвета, лишенные тональной и часто свето-теневой последовательности. Вокруг Матисса, Дерена и Вламинка сформировалась небольшая группа художников-единомышленников.

Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Этот термин навсегда закрепился за стилем из-за одной из критических рецензий после первой выставки фовистов, состоявшейся на Осеннем салоне 1905 года. Экспозиция произвела скандальный фурор, общественность находилась в замешательстве, а критика негодовала. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным.

На следующей экспозиции фовистов произведение «Радость жизни» Анри Матисса вызвала крайне раздраженную реакцию не только в кругах рецензентов, но и пост-импрессионистов. Однако Стайн также купил эту работу, ставшую знаковой среди произведений фовистского этапа творчества Матисса.

С 1907 года группа единомышленников-фовистов распалась, актуальность движения продержалась еще не более трех лет. Но это не повлияло на совершенствование техники Матисса, и он неизменно продолжал следовать выработанному им стилю.

Пикассо в жизни Матисса

Примерно в апреле 1906 года встретились эти два в будущем очень знаменитых живописца и стали пожизненными друзьями, а также соперниками. Матисс и Пикассо были завсегдатаями салона Гертруды Стайн и регулярно участвовали в собраниях, которые проводились в субботние вечера по адресу: rue de Fleurus, 27. Пабло Пикассо, будучи на 11 лет младше Матисса, в тот период приступил к своим экспериментам деформации и деструкции формы. До этого он пробовал интерпретировать цвет, однако далеко не так смело, как Матисс.

Их творчество часто сравнивают искусствоведы, считается, что одно из главных различий между работами художников заключается не только в том, что один по-новаторски интерпретировал цвет, а другой - форму. Матисс рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать исходя из своего воображения. Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах, изображениям которых на полотнах уделял большое внимание.

С 1907 года позы и фигуры обнаженных моделей в картинах Анри Матисса нередко напоминают образы «Авиньонских девиц» - первой картины Пабло Пикассо, созданной в стиле кубизма. Также считается, что кубизм отразился в 1912 году на композициях нескольких произведений Матисса. В свою очередь, влияние Андре заметно в скульптуре Пикассо, его изображении женской обнаженной натуры 1930-х годов.

1906-1917

Многие из лучших работ Матисса были созданы в течение десятилетия после 1906 года, когда он разработал своеобразный строгий стиль, подчеркивающий плоские формы и декоративный узор. В этот период художник много путешествует, что отражается в его произведениях. В 1906 году он отправился в Алжир изучать африканское искусство, воплотившее лучшие образцы примитивизма.

После осмотра большой мюнхенской выставки 1910 года на тему исламских искусств Матисс бросился в Испанию и два месяца там изучал мавританское творчество. Он дважды в течение 1912-1913 годов побывал в Марокко и провел там семь месяцев, результатом которых стали многочисленные рисунки и около 24 картин. Занимаясь живописью в Танжере, художник внес несколько изменений в свой стиль, в том числе относительно применения черного цвета. Его восточные мотивы были частыми темами также и для более поздних картин, например, целой серии одалисок.

С 1906 по 1911 год художник создает свои выдающиеся полотна: «Голубая обнаженная», «Красный Тюрбан», «Предметы роскоши II», «Музыка», первый вариант «Танца» и второй, написанный по заказу русского коллекционера Сергея Щукина.

«Красные рыбки» Анри Матисса, как и «Танец II», признаны мировыми шедеврами. После 1910 года во многих произведениях художника цветовая гамма тяготеет к зеленому, синему, серо-голубому и фиолетовому тону. Композиции становятся строже, а линии четкие, почти как в рисунке, что заметно в таких знаменитых картинах 1910-1917 годов, как «Натюрморт с геранью», «Разговор», «Окно в Танжере», «Зора на террасе», «Сидящий Рифайн», «Портрет жены художника».

Последующие годы

В 1917 году Матисс перебрался в пригород Ниццы на Французской Ривьере и стал работать в более расслабленный манере, а стиль его полотен в 1920-х годах получил признание в качестве традиционной французской живописи. В 1930-х годах он принял более смелое упрощение формы, чем прежде. После 1941 года, когда художнику в результате сложной операции было тяжело работать у мольберта, он создал потрясающе яркую серию произведений в технике бумажного коллажа.

Анри Матисс прожил 84 года и скончался в 1954 году. За долгий и насыщенный период своей творческой деятельности он создавал скульптуры, витражи, эскизы для труппы «Русского балета» Сергея Дягилева, работал над книжными иллюстрациями, художественным оформлением интерьеров и даже монастырской капеллы. Но самое огромное достояние Матисса, как основополагающей фигуры современного искусства, — это его выразительный язык цвета и рисунка, отображенный во множестве работ.

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.09.2017 14:21 Просмотров: 1442

Каким способом лучше передать эмоции?

Конечно, через цвет и форму. Так считал Анри Матисс. Ведь он был лидером фовистов , которых французский критик Луи Воксель назвал «дикими зверями» (фр. les fauves). Современников поразила их экзальтация цвета, «дикая» выразительность красок. Это случайное высказывание закрепилось как название всего течения – фовизм, хотя сами художники этого названия никогда не признавали.

А. Морер. Фовистский пейзаж
Художественное направление во французской живописи фовизм развивалось с конца XIX до начала XX в.
Лидеры направления – Анри Матисс и Андре Дерен. К числу сторонников этого направления относят Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и других.

Анри Матисс: из биографии (1869-1954)

Анри Матисс. Фотография
Выдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного.
Интерес к рисованию возник у будущего художника совершенно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита, и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, поэтому могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. Так и случилось. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности.
В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г.
Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов.
Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена . Он знакомился с художниками разных стран. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера .
Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена . Рассел коллекционировал картины, он же познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога , с которым он был дружен в течение 10 лет. Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.
Импрессионизм очень впечатлил Матисса. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).

А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Холст, масло. Эрмитаж (Петербург)
Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем.
Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. Но большого успеха она не имела.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) , используя раздельные точечные мазки. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.

А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)
В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену, изучая итальянское искусство.
По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев.
Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой.
В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма).
В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.
3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

Творчество Анри Матисса

Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи , могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.

Фовизм

Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств
С картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Главным в своём творчестве Матисс провозгласил искусство яркого цвета, смелых решений и декоративности.

А. Матисс «Женщина в шляпе» (1905). Холст, масло. 24 × 31 см

Матисс выставил эту картину на Осеннем салоне в 1905 г. На портрете художник изобразил свою жену Амели. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой? Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Цвет его был цветом живописи, а не быта.
Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г. Движение имело всего 3 выставки. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Каждый из них имел своих последователей.
Снижение значения фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906-1907 гг.
В 1905 г. Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо . Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения.
В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина.
В период 1946-1948 гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.

А. Матисс «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947). Холст, масло. 116 x 89 см

А. Матисс «Египетский занавес» (1948)
Последняя работа Матисса (1954) – витраж Церкви, построенной Рокфеллером в 1921 г. в штате Нью-Йорк.
Остальные 9 витражей расписаны Марком Шагалом.

Наряду с живописными произведениями известны его замечательные графические рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс сам нашёл решение её художественного оформления. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье.

Интерьер капеллы – алтарь, витраж, настенная роспись «Святой Доминик»

Интерьер капеллы – настенная роспись «Крестный путь»

О некоторых известных работах Анри Матисса

А. Матисс «Зелёная полоса» (Мадам Матисс) (1905). Холст, масло. 40,5 х 32,5 см. Государственный музей искусств (Копенгаген)
Эта картина – портрет жены художника. Портрет поразил современников своей «уродливостью», то есть необычностью. Даже для фовизма интенсивность цвета была чрезмерной. Три цветовых плоскости выстраивают композицию портрета.

А. Матисс «Танец» (1910). Холст, масло. 260 х 391 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Предположительно, «Танец» написан под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.
Картина удивляет сочетанием лаконичности живописных средств и её огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками: синим цветом передано небо, розовым – тела танцоров, зелёным – изображение холма. Хоровод на вершине холма ведут 5 обнажённых людей.

А. Матисс «Музыка» (1910). Холст, масло. 260 х 389 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок, интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Все люди на картине находятся в неподвижности. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм.
О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Существуют лишь предположения искусствоведов. Поэтому каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов».
Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.


А. Матисс «Парижский танец» (1831-1933). Музей современного искусства (Париж)
В этой работе Матиссом была впервые применена техника декупажа. Фигуры и куски фона были вырезаны из листов, окрашенных гуашью, а затем прикреплены булавками к основе по рисунку. Затем маляр по указанию художника наносил краску на холст.

А. Матисс «Голубая обнажённая» (1952). Техника декупажа. 115, 5 x 76, 5 см

Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно - «Купание, или медитация» - осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно - танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу - керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, - синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Мир Матисса - это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника - передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

 
Статьи по теме:
Значение птицы при гадании
Петух в гадании на воске в большинстве случаев является благоприятным символом. Он свидетельствует о благополучии человека, который гадает, о гармонии и взаимопонимании в его семье и о доверительных взаимоотношениях со своей второй половинкой. Петух также
Рыба, тушенная в майонезе
Очень люблю жареную рыбку. Но хоть и получаю удовольствие от ее вкуса, все-таки есть ее только в жареном виде, как-то поднадоело. У меня возник естественный вопрос: "Как же еще можно приготовить рыбу?".В кулинарном искусстве я не сильна, поэтому за совета
Программа переселения из ветхого и аварийного жилья
Здравствуйте. Моя мама была зарегистрирована по адресу собственника жилья (сына и там зарегистрирован её внук). Они признаны разными семьями. Своего жилья она не имеет, признана малоимущей, имеет право как инвалид на дополнительную жилую площадь и...
Об утверждении требований к формату документов, предоставляемых в электронной форме для получения государственной услуги по государственной экспертизе проектной документации, ре
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.1. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной докуме